Месяц в Норвегии

Месяц в Норвегии - это много или мало? С точки зрения тренировок эффективнее более короткие поездки, скажем, по 2 недели с перерывами между ними. Тогда можно мочить вусмерть, зная, что впереди отдых, восстановление. Но можно приехать, и не попасть в воду, да и Норвегия от Москвы - не ближний свет, мотаться туда-сюда - дело не дешевое и утомительное.
Для меня этот месяц стал месяцем бескомпромиссного каякинга. Я приехал чтобы плавать с первого и по последний день. И в Норвегии есть для этого все. Есть куча речек, куча асфальтовых дорог, позволяющих легко и быстро перемещаться между сплавными секциями даже в течение одного дня. Речки - разнообразные, с дождевым питанием, снеговым, ледниковые, большие и маленькие, крутопадающие и не очень. Норвегия - аквапарк на любой вкус и цвет. Ну и конечно, действие происходит среди умопомрачительных пейзажей, а не под боком целлюлозно-бумажной фабрики и не в мутной жиже с бензиновыми разводами.
arseev_kayaknorge12_DSC_6876.jpg

arseev_kayaknorge12_DSC_5334.jpg
Можно ли сравнить сплав в Норвегии с Алтаем? Можно и нужно. Каждый каякер должен побывать и там и там! Сплавная секция в Норвегии - 3-10км постоянных порогов на какой-либо реке. Нет суточной заброски, плесов в начале и на выкате. Только сплав в максимальной концентрации. Но и нет того чувства путешествия, отдаления от цивилизации, которое дарит Алтай. Кроме того, сибирские реки - это, зачастую, большой расход, сильно превышающий норвежский крикинг. На мой взгляд, не стоит ограничивать себя ни ручьями, ни 100-кубовыми реками. И там, и там есть свой прикол и свой способ получения фана. И грамотные люди так и делают: июнь-июль в Норвегии, июль-август - в Сибири:)
Транспортом на весь месяц стал Вятка-бас, Спринтер Вани Козлачкова. Так мы и ездили по всем странам, рекламируя услуги промальпинистов из города Кирова. Частенько реклама дополнялась уроками русского в картинках на заднем стекле.
arseev_kayaknorge12_DSC_6127.jpg
Формат поездки был обусловлен участием в школе сплава WW-School: Сережа Ильин, Ваня Козлачков и Антоха Свешников являются там инструкторами. У нас была неделя до начала школы, чтобы проверить размер своих яиц. И первым делом мы отправились в Восс.
Voss - легендарный каякерский регион, так же как и Sjoa, но только ёп-твою-мать. Приезжая на речку, ты сразу видишь срань, а скорее даже Срань или СРАНЬ!! Надо мочить)
arseev_kayaknorge12_DSC_5258.jpg

arseev_kayaknorge12_DSC_5227.jpg
Есть и особый вид развлечений: park+huck, в переводе - "запарковался и хуяк". Это когда ты пару часов болтаешься в тачке по серпантинам и приезжаешь к водопаду или слайду высотой метров 20. Как написано в гайдбуке про время прохождения таких препятствий - сколько потребуется. Ну т.е. часок-другой на просмотр-продроподготовку и 30сек непосредственно сплава:)
arseev_kayaknorge12_DSC_5496.jpg

arseev_kayaknorge12_DSC_5788.jpg
Вообще, надо сказать, каякинг и автотуризм в Норвегии идут рука об руку. И тут важно соблюсти правильный баланс. Дорог много, они извилистые, ведут в разные интересные места и поэтому можно ехать и ехать без конца, кругами, зигзагами и по прямой, от одной речки к другой, от одного грандиозного места, до другого. В тему бесконечного перемещения и любования пейзажами легко втянуться и тут важно не забыть, что ты взял с собой лодку! Так что, сколько бы ты не проехал в течение дня, приехав к пут-ину - марш на воду! А как же иногда хочется дать слабину... Дескать растрясло, время вечернее, срани незнакомые, трава в воде...В такие моменты, конечно, некисло выручает правильно подобранная музыка. Неоспоримыми хитами поездки стали песни группы Кожаный Олень, за что спасибо Сереге Жуку:)
arseev_kayaknorge12_DSC_5592.jpg
В Воссе также была задана планка уровня воды на весь месяц. Поехав в первый день на Raundalselva катнуть секцию Train Station, мы заехали к мостику, описанному в гайдбуке, дабы проверить уровень. "Вода не должна переливаться через камень", - гласит мудрый гайдбук. У нас камень находился под водой сантиметров на 15..."Но ведь его же видно!", - говорит Вано и все соглашаются. Пердолило на реке в тот день хорошо:)
Ну а через день установилась теплая солнечная погода и вода выросла еще в разы. Приехав в середине июня, мы обнаружили огромные залежи снега в горах практически повсюду. На высоте 1км над уровнем моря снег лежал плотным слоем, достаточным для катания на лыжах-бордах, что нам и продемонстрировал как-то раз местный парень. Снеговой паводок сопровождал нас весь месяц и начал спадать лишь ближе к нашему отъезду в середине июля. Поэтому везде у нас был уровень воды "средний" - кусты наполовину в воде.
arseev_kayaknorge12_DSC_7074.jpg

arseev_kayaknorge12_DSC_5350.jpg
Не пишите друзьям, находящимся в Воссе смс вроде "как погода?"! В течение одного дня у нас была любая погода, разве что кроме снега: дождь, солнце, тепло, холодно, ветрено, тихо. Погода в Норвегии вообще не постоянна, а уж в Воссе - особенно. Поэтому плащ, калоши, солнечные очки - всегда под рукой ;)
avatar_web.jpg
фото Антона Свешникова

Из Восса мы поехали на Шоа на встречу со школьной группой ww-school, которую привезли Семён с Кирюхой. И началась новая жизнь огромным коллективом, с общей кухней на 12 человек (до этого мы готовили на пятерых), змейками на реке, катанием на лонгборде и прочей веселухой. Сплав стал не столько ужасным, сколько фановым и былые страхи стали отступать:) К сожалению, избыток воды не позволил нам ни попрыгать водопады на Уле, ни катнуть мочильную Финну или Шоли. Ну да ладно, будет зачем приехать еще и еще. Все равно, мы находили чем себя занять на воде каждый день, так что скучно вовсе не было!

arseev_kayaknorge12_DSC_6892.jpg
Upper Valdolla

arseev_kayaknorge12_DSC_7102.jpg
Upper Jori

Во время школы поучаствовал в интересном психологическом эксперименте. Пока мы жили в Воссе и питались впятером, мы и думать не думали заниматься дележкой еды на равные части между участниками. Хочешь - делаешь себе один бутер, хочешь - два. Или надо тебе 4 печеньки к чаю для достижения катарсиса, а не 2 - ни вопрос. И все было тихо-мирно. Но в школе другие порядки: "Все на 12 частей!" :) И как только ты становишься одной двенадцатой, сразу же появляется неугомонное желание зочить, рыскать в поисках ништяков. Кто-то добыл нераскладочного варенья - надо резко вписываться, даже не задумываясь, хочешь ты этого варенья в данный момент или нет. Чувство одной двенадцатой лихо вытесняет индивидуальность и ты быстренько становишься частью стада. Такой вот эффект:) И только после разделения со школой и продолжения мальчукового тура, мы очень медленно стали отходить от стадного чувства. Поначалу, дух дележки еще витал над нами, но все же свобода победила, и через неделю мы окончательно вернули себе едовую индивидуальность.

arseev_kayaknorge12_DSC_6154.jpg
Коллективная тупка

Еще хочется написать пару слов про саму школу WW-School. В рамках школы организуются как туры для мальчиков, готовых мочить с порога, так и для всех желающих научиться уверенно сплавляться. И надо сказать, что о таком обучении я мог только мечтать во время своих первых приездов в Норвегию! Инструкторами в этот заезд были Ваня Козлачков, Семён Лурье, Сережа Ильин и Антон Свешников. Ребята страховали, оперативно вылавливали, объясняли линии в порогах, читали лекции на берегу, вообщем делали все для развития навыков и боевого духа.

После разделения со школой у нас оставалось еще полторы недели. К тому моменту мы находились в районе Тронхейма и в планах был Север, район города Hattfjelldal. Мы колебались 2 дня: линейка на реке Susna, определяющая уровень воды во всем регионе, показывала расход, вдвое превышающий допустимый для сплава. Но и на юге дела обстояли аналогичным образом: в каньоне на Дриве линейка была на лишний метр в воде. И мы решили рискнуть и изведать таки новый для всех нас регион: Северная Норвегия. Но перед отъездом мы провели еще один незабываемый день на Форре.
arseev_kayaknorge12_DSC_7667.jpg
RideTheSvinobus

Forra - речка чуть на северо-восток от Тронхейма, последняя из описанных в гайдбуке. Я был на ней второй раз и снова сплав по ней стал значительным событием всего тура. А началось все с приезда команды Ride The Planet вечером накануне. Ребята раскатывались до начала съемок и мы забились катнуть вместе. Но сначала была водка) Потом угар на лонгборде. А потом наступило утро в раскаленных от солнца палатках. С такого похмелья я еще, пожалуй, никогда не плавал, по крайней мере, в Норвегии. Отплыв от старта, я с ужасом понял, что не успеваю за водой, что она течет и увлекает мою лодку быстрее, чем я реагирую. В задумчивости я доехал до первого серьезного порога: дабл-дроп. Пометавшись немного, решаю обносить, дабы не искушать судьбу. И тут я в полный рост столкнулся с тем, что называется "обнос сложнее прохождения". Ползти с лодкой, веслом и пеликейсом по мокрому травянистому склону с большим уклоном оказывается просто невозможно. И я принимаю правильное решение: надо плыть) С этого момента похмелье как рукой сняло и весь последующий сплав доставил кучу радужных эмоций.
arseev_kayaknorge12_DSC_7596.jpg
Ваня Рыбников на Forra

Говоря Северная Норвегия, подразумевают регион Nordland, охватывающий такие города как Trofors, Hattfjelldal, Mosjoen и Mo i Rana. На самом деле, это далеко не самый север страны, а вовсе даже ее середина в географическом понимании. Регион этот не новый для каякеров, но все же, довольно редко посещаемый: от той же суперпопулярной Sjoa сюда ехать порядка 600км.
Вот что Mariann Saether написала о регионе в своем блоге
И еще блог liquidbeta.blogspot.com: http://liquidbeta.blogspot.com/2010/10/susna-norway.html, http://liquidbeta.blogspot.com/2010/10/krutaga-norway.html
Пейзажи Северной Норвегии все больше похожи на Сибирь или даже Британскую Колумбию: мощные леса, высокие горы со снежными шапками и могучие реки. Собственно, у нас могучими выглядели не только основные долинообразующие реки, но и многие сплавные. Как ни крути, почти все секции мы проплыли тут по явно большему уровню воды, чем указано в описаниях. В целом, высокая вода не сильно нас подкосила: большинство порогов остались проходимыми, хотя самые знаковые и превратились в ужас-ужас.
arseev_kayaknorge12_DSC_7979.jpg
Krutaga

Антоха уже кратко описал все речки, что мы прокатили в северном регионе:
http://ww-school.ru/index.php?task=news&id=388
http://ww-school.ru/index.php?task=news&id=389
Наиболее яркие воспоминания у меня остались, пожалуй, от Unkerelva. Речка класса 3-4 по обычной воде, но если долить в два раза больше... :) Вычесть плесы в начале и получится мега-фановый участок. Все большое, но мягкое, легко объезжается, но очень динамичное. Остальные речки слились в бесконечную череду слайдо-дропов.
arseev_kayaknorge12_DSC_7848.jpg
Замечание от кэпа: лазить по осыпям с острыми камнями опасно

Определенно, хочется попасть еще раз в этот регион по обычной воде. Тогда станет проходимой и Store Fiplingdalselva, и нижняя Susna, и, вероятно, ключевые срани на остальных речках. А срани там есть о-го-го!

arseev_kayaknorge12_DSC_8156.jpg
Upper Susna

Нельзя не отметить, что нам просто безмерно повезло с погодой в то время. Редко когда неделю подряд в Норвегии надеваешь сандалии и шорты) А вкупе с уютной стоянкой на берегу озера Северная Норвегия оставила самые приятные воспоминания.
arseev_kayaknorge12_DSC_7869.jpg
Обратный путь в Москву мы решили проделать по суше, без парома. Так выходило заметно дешевле и не сильно дольше по времени. В эту стратегию очень логично вписалось посещение знаменитой шведской речки Pitealven. Каждый год туда ездит Агентство Венгрова и Три Стихии, а кроме того, про нее очень радушно отозвались RideThePlanet: дескать офигенный бигвольюм, прям Замбези. Ну мы и поехали)
Швеция встретила нас худшей погодой за весь месяц путешествия. Дождь, вперемешку с комарами и ветром, всеми силами отбивали желание кататься. Но это было бы верхом тупости проехать пол ночи и не поплавать. В Норвегии я такого ни разу не встречал: пут-ин и тейк-аут на реке одни, но секций между ними - множество. А дело в том, что Питеальвен разбивается на несколько проток между двумя озерами. Есть протока - крикинг с кучей слайдов, а есть и бигвольюм. Основные рукава, в свою очередь, делятся еще на протоки, так что вариантов прохождения - куча.
Сначала мы катнули крикинг-протоку (центральную или ту, которая правее, но не крайняя правая:) ) Насытившись слайдами в Норвегии, мы не особо впечатлились и снова поехали наверх, нацелившись найти вожделенный бигвольюм. Не придумав ничего умнее, мы тупо переплыли первый рукав-озеро и почапали по болоту под ЛЭП напрямки к правому рукаву. И все время ветер, комары и дождь (фотик пожалел на этот раз, поэтому кадров документальных не будет, а так был бы полнейший Вьетнам). И бигвольюм выдался честный) По такому расходу я, пожалуй, еще никогда не плавал. В целом прикольно, хотя мы полностью проехали только 2 порога из 5 и еще один по канализации (основная масса воды утекает в огромный котел через все русло). В остальных порогах предлагалось поиграть в дайверов, типа пронырнешь-не-пронырнешь. Может у нас опять было многовато воды, фиг знает, трава, вообщем-то, была подтоплена.
Каковы основные составляющие хорошей поездки (да и не только поездки)? Для меня это в первую очередь друзья и хорошее снаряжение. Друзья не дадут расслабиться на берегу и не дадут утонуть на воде.
arseev_kayaknorge12_DSC_6368.jpg
Снаряжению тоже спасибо, ничего не сломалось и не порвалось. Но есть пара замен на следующий год. Во-первых, мокрая попа - это не круто, нужен драйсьют. Во-вторых, лодка должна быть с запасом по объему. А иначе фансплав превращается в переебы по мере усложнения и увеличения мощности препятствий. Почему-то, выбирая исключительно длинные и широкие лыжи для фрирайда, я купил себе маленький Zet Veloc. Лодка классная, но до некоторого уровня сложности препятствий, когда от нее уже требуется не игривый и веселый нрав и высокая устойчивость и стабильность.
arseev_kayaknorge12_DSC_5726.jpg
Еще к снаряжению, по крайней мере, при путешествиях по Скандинавии, я бы добавил репеллент. Причем он должен действовать не только от комаров, но главное от мошки! Сцена:
Тихий вечер. Парковка со столиками и туалетом на берегу озерца, где-то северней Тронхейма. Стоит автобус с лодками, на столе - плитка, кастрюли. А вокруг всего этого, кругами по все парковке бегает 8 молодых людей с мисками в руках, поедающие макароны со свиными отбивными прямо на ходу. Вот один присядет на скамейку, но уже через пол минуты вскакивает и несется прочь. Другой пытается есть через затянутый до упора капюшон...Потом все вещи быстро-быстро закидываются в автобус и газу, открыв настежь окна!
See ya!
arseev_kayaknorge12_DSC_5879.jpg
Usteani
arseev_kayaknorge12_DSC_8086.jpg
Lille Fiplingdalselva

arseev_kayaknorge12_DSC_7408_3.jpg
Upper Jori

arseev_kayaknorge12_DSC_7056.jpg

Послесловие
Еще ремарка про гайдбук Клатта и Обсомера: явно некорректно описана Gaula. Пут-ин и тейк-аут – нормальные, хотя, возможно, стоит поискать и более удобный вариант спуска к реке в начале. Основное, в чем врет гайд – расход. Указанные 25-40 кубов ни коем образом не подходят этой реке. Нужно же 10-20, не больше! У нас было порядка 20-25 на момент сплава, верхняя часть секции (до плотины) – фан, ничего особо сложного, но интересно. А вот ниже плотины – участок с отборными сранями, которые требуют заведомо невысокого уровня воды. Мы обнесли где-то половину, хотя по маленькой воде (10 кубов) все они идутся, по словам Сереги и Вани.
А другая важная новость: нет больше секции Flemming homerun! Прямо на пут-ине построили плотину.
arseev_kayaknorge12_DSC_6360.jpg


Андрей Арсеев

Фотки мои, а также снятые Ваней и Сережей на мой фотик.
Все фотки: http://picasaweb.google.com/twistblade/NorgeKayaking2012
Фото:
Это нравится:0Да/0Нет
Сергей Павлюкович
31.07.2012 09:21:13
Красивые и впечатляющие снимки.
Ответить Ссылка Это нравится:0Да/0Нет



Народ, мне нужны ваши мнения!
собственно, уже не особенно и нужны - выводы я сделал. В том числе и по количеству собранных отзывов. Но оставить там комментарий все еще можно.




сорри, неимоверно достали дрыгающиеся картинки

Whitewater.ru ищет авторов, готовых писать интересные новости и радовать водную публику. Денег нет, держитесь там. Пишите whitewater@whitewater.ru, если хотите помочь проекту.

Сюда же - если что-то не работает, а вам кажется, что должно.

Ближайшие события

еще события :: прошедшие события



Вики, к сожалению, настолько загажена спаммерами, что пришлось ее отключить.
Тем более, что и те, немногие не спаммерские статьи, давно уже утратили актуальность.

Top 10 в блогах

В главных:

В пользовательских:

  
Жизнь коротка... Угребись!
© Copyright WhiteWater.ru 1999-2018
По информационным вопросам и вопросам размещения рекламы обращайтесь на электронную почту whitewater.mk@gmail.com

Главная | О проекте WhiteWater.ru | Карта сайта