сентябрь 2002

Комментарии и дополнения к статье Кирилла Подгорнова насчёт переделки каяка в каноэ (C-1)

К "Выбору лодки"

Стоит добавить, что критерии выбора по весу и росту в общем-то те же, что и для каяка. Естественно, определяющим является цель: для родео - "тазики", для сплава - "пароходы". Только мне лично кажется, что по сравнению с каяком лучше взять лодку чуть побольше.

К "Вариантам посадки"

Контроль над лодкой в большой степени зависит от того, как плотно в ней сидит гребец. При этом имеют значение много факторов, например, наличие подогнанных боковых упоров, крепление строп и т.д. Т.е. однозначно проводить линию между типами сидушек, мне кажется, не совсем корректно.

Для коленных упоров есть несколько вариантов. Например, можно основной упор из 50 мм стропы сдвинуть ближе к паху, а ближе к самому колену сделать дополнительную стропку так, чтобы её не надо было расстёгивать при отстреле.

Можно также использовать пояс (lap belt) - стропу, идущую от одного борта до другого поверх колен в непосредственной близости от живота. Справедливости ради надо сказать, что это считается более опасным при отстреле, поскольку не расстёгивая, из-под него выбраться достаточно трудно, а размыкающая пряжка находится вблизи юбки весьма глубоко, поэтому болтающаяся юбка будет мешать нащупать и расстегнуть её (паллиативом может служить привязывание к петле юбки пряжки лёгкой верёвочкой, чтобы последняя отщёлкивалась автоматически при срыве). Поэтому чтобы идти в такой конструкции серьёзный порог, где возможен отстрел, стоит быть абсолютно уверенным в отсутствии паники в критический момент и способности нащупать и отщёлкнуть пряжку. Ну, или встать в любом месте из любого положения в любом состоянии. Последнее замечание - мне кажется, что стандартный самосброс сюда не подходит - стропа в нём при отсутствии постоянного сильного натяжения разбалтывается, и предпочтителна пряжка как на спасжилетах (как правильно называется конструкция?).

bulkheadСуществует также ещё один вариант посадки. Не знаю, можно ли его назвать принципиально отличающимся от указанных, да это, впрочем, и не важно. Это широкая перегородка посередине через всё очко (bulkhead). Данный способ мне кажется наиболее простым. Переделанный таким образом WaveSport XXX описан ниже.

WaveSport XXX

WS XXX общий вид

Идея переделки состоит в том, что в качестве коленных упоров используются уже имеющиеся у лодки "крылышки" каячных упоров, а в лодку вставляется перегородка из жёсткой пены, позволяющая на ней сидеть и распирающая колени. Сама перегородка распирается между передним краем очка и задним пиллерсом, а также внутри окружности, образованной "крылышками". Его также можно дополнительно зафиксировать сзади кольцевой стропой, крепящейся к основанию заднего пиллерса.

Высота средней части (сиденья) и профиль спинки подбираются индивидуально. Сиденье здесь высотой около 16 см. Как и в других вариантах, чем ниже сиденье, тем устойчивей лодка, но тем меньше в ней можно просидеть. Естественно, предварительно лодку надо отцентровать на гладкой воде.

Кроме того, для фиксации гребца в лодке используется пояс. Надо ли вынимать каячное сиденье, решается по ходу дела - если оно только мешает. В этой лодке оно было подрезано так, чтобы не давило на голеностоп и голень.

Пенки клеились в соответствующих местах - внизу на днище под коленями (тонкие), с нижней стороны упоров (толстые с вырезом под бёдра), а также с боков (подрезались по месту). Поверх сиденья под голенями наклеен толстый-толстый слой неопрена.

Всю конструкцию можно увидеть на фотографиях, она довольно проста.

В принципе, хорошо бы сделать ещё боковые упоры, выступающие выше очка, однако наличие пояса, как мне кажется, частично компенсирует их отсутствие.

P.S. Справедливости ради следует сказать, что изначально это было сделано EJ, а я уж потом заменил пояс и подогнал всё под себя.

Юрий Воронов
Сентябрь 2002 г.