Опубликовано 28.08.2002

К вопросу о конструкции
катамарана-двойки (К2)
для экстремального сплава

Катамаранщик, совершивший несколько походов 5-6 категории, имеет, как правило, собственное представление о оптимальных обводах двойки. Представления эти сильно варьируют: кто-то предпочитает 800-литровый кат, кто-то -- трехтонник. По нашему мнению, поведение серийной туристской модели "Тритона-2" при сплаве с вещами позволяет считать его обводы близкими к оптимальным. При этом конструктивное исполнение фирмой "Тритон" многих элементов назвать таковым сложно (с точки зрения длительных походов высших категорий сложности, -- читайте на WW статью Равиля Айбатулина), а масса судна зашкаливает за 30 кг.
Ниже изложен наш вгляд на некоторые элементы конструкции К2 для экстремального сплава.

Рама. Практика показывает, что приемлемый диаметр поперечин составляет 40-45 мм, продолин около 30 мм при толщине стенки не менее 1.5 мм. Укосина (диагональ) представляется излишней. Материал труб -- твердый дюралюминий.
Любое отверстие, очевидно, уменьшает механическую прочность трубы. Если отверстие мало, то при нагрузке срежет болт, если велико — разорвет трубу. Поэтому для мощной воды наиболее надежным представляется вариант плоской рамы на вязках, без книц и отверстий.

Вязки (скрутки). В качестве вязок используются узкие (2.0-3.0 см) резиновые ленты, нарезанные из толстых автомобильных камер. Оптимальное сочетание прочности и эластичности достигается на УАЗовской резине.

Крепление гондол к раме. Наиболее надежным и ремонтопригодным решением представляются "уши" из плоской стропы со шнуровкой 6-8-мм репшнуром. Привязывать продолину лучше не одним, а двумя-тремя отрезками репшнура (последовательно). Окончания продолин рекомендуется прикрывать заглушками во избежание повреждения оболочки. При необходимости поверх ушей привязывается протектор -- жердь, защищающая уши, репшнур и трубу от камней.

Баллоны. Соображения безопасности диктуют использование одного двухсекционного или двух одинарных баллонов в гондоле. Прочность ткани баллона особой роли не играет: защитную функцию несет оболочка, поэтому использование тяжелых тканей типа БЦК, БЦЦ (от 400 гр./м2) не оправдано. Баллоны из тканей с ПХВ-пропиткой требуют добавления соответствующего клея в ремнабор. Обычной практикой являются баллоны из чернухи (200-250 гр./м2). Более дешевый и легкий вариант -- отечественная серебрянка -- производится на х/б основе, которая быстро гниет. (Этот недостаток в принципе устраним путем пропитки основы соответствующими растворами. Баллоны клеются "серебром" внутрь.)

Ручки на носу и корме значительно облегчают принудительную чалку и являются элементом безопасности: используя их, боковые ручки и упоры, человек может быстро переместиться в пространство между гондолами перевернутого катамарана. Боковые ручки -- отрезки стропы, пришиваемые без зазора чуть ниже поперечины с наружной стороны чехла, достаточно двух-трех на гондолу.

Грузовой отсек из толстого капрона или кордуры со стягивающими стропами, расположенный перед гребцом, ощутимо ускоряет погрузку/разгрузку катамарана.

Время сборки К2 при заранее размеченной раме составляет около 3-х часов.

Дополнение. Производители катамаранов

Среди производителей можно выделить питерский "Тритон", московские "Рафтмастер" и "Красное Солнышко", уфимские — "Урал-Экспедиция" и "РИГ". "Сталкер" (Москва) специализируется на судах для Карелии и потому, заказывая там катамаран, необходимо давать производителю исчерпывающие инструкции и детально контролировать результат. Новосибирский "Кулик" выпускает специфические катамараны без продольных элементов жесткости.

Читайте на WhiteWater.Ru:

Олег Сизон. Танк для высших категорий. Попытка обобщения личного опыта проектирования, постройки и эксплуатации четырехместных катамаранов для экстремального сплава.
"Ключевой", "Капкан", "Мясорубка" на Башкаусе, "Чертов мост" и "Три Вовы" на Чулышмане, "Президиум" в Мажойском каскаде Чуи и множество других порогов категорий 6В, 6С... неоднократно пройдены и продолжают проходиться на катамаранах-четверках. Случаи прохождения их на каяках чрезвычайно редки. Возможно, эта ситуация изменится в будущем, но пока тенденций к такому изменению не видно. Похоже, что даже каякер экстракласса имеет все-таки слишком мало возможностей более-менее осознанно ориентироваться в пороге с таким соотношением расхода и уклона."

Тритон-2 vs Рафтмастер-2 "ГоШа": опыт эксплуатации
"Имея в одной группе обе эти марки катамаранов, мы приводим здесь их небольшое сравнение, поскольку многие при покупке средства сплава задаются вопросом: "Что же лучше?" Однозначного ответа на этот вопрос нет: и тот, и другой имеют свои плюсы и минусы..."