История организации спасательной экспедиции

 

2 сентября группа семикратного чемпиона России по спортивному туризму Сергея Ивановича Черника не вышла к точке окончания маршрута по р. Юрункаш, а в контрольный срок - 5 сентября, Москва, группа не сообщила о своем нахождении.

 

2 сентября, вс

Китайский гид-проводник Чжанхун сообщил в Москву члену МКК Москвы Антону Чхетиани о не выходе группы С.И.Черника к месту встречи. Эта информация была передана председателю  маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Федерации спортивного туризма (ФСТ) Москвы  Николаю  Рязанскому, Сергею Новаку - давнему соратнику и другу С. Черника (в дальнейшем взявшем на себя координацию действий по поиску группы), и президенту Туристско-спортивного союза России (ТССР), председателю федерации спортивного туризма России Сергею Панову.

Было принято решение сообщить информацию члену Центральной маршрутно-квалификационной комиссии по водному туризму Федерации спортивного туризма ТССР, вице–президенту Федерации гребного слалома России (ФГСР) Сергей Папушу с целью  провести консультации с председателем федерации грeбного слалома, министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Викторовичем Лавровым о возможных действиях.

 

4 сентября, вт

С.Новак и Н.Рязанский проинформировали С.Папуша о задержке группы  и обратились с просьбой провести консультации в МИД о возможных действиях. Одновременно началась проработка маршрутной документации, подготовка и анализ местности района прохождения маршрута.

04 и 05 сентября Чжанхун  дважды выезжал вверх по долине Юлунгкаш до конца дороги до притока Юлунгкаша р.Буя. Встреченные в этом месте старатели, работающие непосредственно в штольнях у самой поверхности реки сообщили ему, что по реке туристы не проплывали. В его планах (согласованных с нами) 06.09.2007 года обращаться к местным властям и армейским чинам с просьбой об отправлении вертолета по долине Юлунгкаш на поиски группы.

Опоздание на 2 дня само по себе беспокойства не вызывало, но, учитывая время, необходимое для организации спасработ, было принято решение через сутки поднять тревогу.

 

5 сентября, ср

С.Папуш провел предварительные переговоры в МИД.

Алексей Никаноров (ответственный ТССР за взаимодействие с МЧС ) провел консультации в МЧС.

С.Новак подготовил предварительную информацию о группе.

В Московском клубе на Большой Коммунистической состоялось совещание актива ФСТ Москвы и России с анализом маршрута и обсуждением дальнейших действий. Было принято решение после окончания контрольного срока в 24-00 5 сентября обратиться 6 сентября в МЧС с сообщением об отсутствии группы и необходимости принятия мер.

 

6 сентября, чт

Утром Алексей Никаноров обратился к оперативному дежурному МЧС и МИД об исчезновении группы. После фиксации обращения была высказана просьба направить официальное письмо, и ТССР  направил официальное обращение - запрос в МИД Российской Федерации и в посольство России в Пекине с просьбой организовать поиск спортивной группы Сергея Черника с указанием исходной информации о составе группе, маршруте и координатах точек начала, окончания и возможных выходов к реке. Письмо было доставлено адресатам и без проволочек принято в работу МЧС и 1-м департаментом по Азии МИД России.

Сергей Папуш в телефонном разговоре проинформировал президента ФГСР, министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Также состоялся телефонный разговор с помощником посла РФ в Пекине Алексеевым. О пропавшей группе была уведомлена китайская сторона, пообещавшая начать поиски.

Вечером принято решение об отправке в Хотан для выяснения ситуации на месте 2-х человек (независимо от МЧС) – Торговкина Михаила и Крынкина Сергея - опытных туристов-водников, членов команды Сергея Черника по предыдущим походам.

 

7 сентября, пт

Китайская сторона начала спасательную операцию на суше. Было объявлено о том, что два военных вертолета приступят к поиску с воздуха в субботу 8 сентября.   

Одновременно, анализируя ход начала спасработ китайской стороной , стало ясно что без активного воздушного поиска вертолетами района маршрута, спасательная операция не будет успешной.  Было принято принципиальное решение о необходимости участия Российской поисковой воздушной операции и обсуждались ее возможные варианты. Формулировался как наиболее реальный вариант отправка грузового самолета в Хотан с вертолетом внутри. На такую операцию требовалось разрешение Правительства России. Также надо было решить широкий круг других вопросов, таких как допуск российских спасателей на китайский военный  вертолет, разрешение на полеты российского вертолета в Китае и др.

В этот день также проводились многочисленные телефонные консультации лидеров слаломной и туристской общественности с представителями МЧС и МИД России, в том числе с зам. министра иностранных дел Андреем Ивановичем Денисовым и начальником международного отдела МЧС Юрием Владимировичем Бражниковым.

В этот же день состоялся телефонный разговор Папуша с Лавровым, в котором министр выразил готовность просить китайскую сторону разрешить подключение российской спасательной команды к поискам. Сегодня же В.В.Путин на саммите в Австралии в личном разговоре с Ху Дзинь Тау поставил этот вопрос и получил согласие.

На Торговкина и Крынкина взяты билеты и сданы документы на визы.

В ночь с 7 на 8 сентября в МЧС состоялось рабочее совещание по организации экспедиции в МЧС в г.Жуковском, в котором приняли участие Папуш, Новак, Крынкин и Казаков Алексей.

 

8 сентября, суб

Обещанный на утро вылет китайских военных вертолетов не состоялся.

Подготовлено  официальное письмо на имя министра по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу от ТССР и ФГСР за подписями С.Н.Панова и С.П.Папуша .

Представители ТССР и ФГСР (в том числе Рязанский, Панов, Папуш, Новак) обсуждают детали экспедиции, ищут снаряжение и людей.

 

9 сентября, вс

Вечером с 20 до 22 ч прошло еще одно совещание, - на этот раз в Москве, - с участием высших руководителей МЧС, Папуша, Новака и Дмитрия Марчука. На нем был окончательно утвержден формат экспедиции, содержавший посылку самолета ИЛ-76 с легким вертолетом и автотранспортом на борту. Личный состав включал авиа экипажи, обслуживающий технический персонал, врачей, горовосходителей и т.д. По настоятельному предложению Папуша и Новака в состав команды были включены спортсмены-водники. Папушем и Новаком предлагалось взять 8 человек. Состав судов: К4, К2, рафт и 2 каяка. В итоге было разрешено взять троих, выбор пал на Дмитрия Марчука (назначен старшим водной группы), Алексея Казакова и Михаила Селезнева. Из судов взяли рафт (быстро надуваемое судно, на котором можно везти много спасателей, в том числе и не знакомых с водой) и каяк (самое мобильное и высокопроходимое судно).

Параллельно МЧС решало вопросы получения официального разрешения как китайского, так и российского правительств на проведение операции. В России подобные мероприятия требуют специального правительственного постановления.

 

10 сентября, пт

8.30 – материальная часть и личный состав готовы к вылету. В первой половине дня закончено визовое и таможенное оформление. Вечером самолет взлетел.

Также вечером Торговкин и Крынкин самостоятельно вылетели в Урумчи, затем в Хотан.

 

11 сентября, вт

Утром – промежуточная посадка в Урумчи. Здесь на борт были взяты 2 российских работника МИДа, которые будут вести дипломатическое обеспечение группы. Вечером самолет прибыл в Хотан. Торговкин и Крынкин прибыли в Хотан на 2 часа раньше.

 

12-13 сентября, ср-чт

Китайская сторона обеспечила российской команде хорошие условия проживания, но подключить их к поискам не торопилась. Эти дни шел вялотекущий процесс получения у китайских властей реального разрешения на ведение поисков. По оценке членов команды, эта задержка не носила какого-то политического подтекста – обычная бюрократия, нежелание брать ответственность. Что же касается китайских спасателей, - российские специалисты убедились в хорошем качестве китайской авиатехники (МИ-17 клон нашего МИ-8, но с более мощным двигателем) и в высоком мастерстве летчиков.

 

С пятницы российские спасатели начали участвовать в поисках.

Вот другие истории.