МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  КЛУБ ТУРИСТОВ

 ОТЧЁТ О ВОДНОМ ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ 3-й КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ в районе северной Карелии, совершённом с 7 по 21 июля 1999 года  группой туристов 1/4 310 г. Москвы по реке ШУЯ (БЕЛОМОРСКАЯ) ( оз. Пертозеро – оз. Гнилое – р. Шуя – оз. Верхнее Кипозеро – протока в оз. Матвей-Лампи – оз. Верхнее Кипозеро - р. Шуя - пор. Белая Лошадь – пор. Сосновый – пор. Пуло – с. Шуерецкое – Белое море (устье Шуи) – с. Шуерецкое)  Руководитель: Коёкин М.Е.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Название раздела

Лист

1

Справочные сведения о походе и составе групп. График движения.

3

2

Материально - техническое обеспечение и средства безопасности.

7

3

Характеристика маршрута и подъезды.

9

4

Техническое описание маршрута (лоция). Отъезды.

10

5

Выводы и рекомендации.

25

6

Картографический материал.

27

7

Фотографии.

28

8

Использованная и рекомендуемая литература.

40

 

1.Справочные сведения о походе и составе групп.

1.1. Общие сведения.

Район похода – Северная Карелия.
Маршрут путешествия: река Беломорская (Северная) Шуя.
Сезонность: конец мая – начало сентября.
Сроки путешествия: с 7 по 21 июля 1999 года.
Средства сплава: 2 каркасно-надувные 2-х баллонные байдарки, 1 каркасно-надувной 2-х баллонный каяк, каркасная байдарка “Таймень-2”.
Общая протяжённость активной части маршрута – около 110 км.
Вода низкая.
Число ходовых дней: 7+1 день отъезда.
Число дневок: 3 (оз. Кипозеро, пор. Белая Лошадь, Белое море).
Категория сложности - 3.
Количество участников 7 человек.

1.2. Состав группы, опыт и координаты их членов.

№.

п.п.

Фамилия, Имя, Отчество

Туристский опыт

Экипажи

телефон

 

1

Коёкин

Михаил

Евгеньевич

Льняная - 2 , рук.

Чирко-Кемь - С. Шуя-3, уч.

Охта-3, уч.; Ю.Шуя-2, уч.

Руководитель,

Капитан КНБ

№1

телефона

нет

 

2

Горбунов

Александр

Сергеевич

Льняная - 2, р.; Охта – 3, уч.; Щегринка-2,уч.

Шуя (южная) - 2 уч.

Завхоз,

Капитан КНБ

№2

 

523 -94 - 37

 

3

Курбатов

Григорий

Александрович

Чирко-Кемь – 3, уч.;

Льняная - 2, уч.;

Мста – 2, уч.

Врач,

Матрос КБ №1

 

362 -31 - 88

 

4

Дмитриев

Андрей

Александрович

Льняная – 2, уч.,

Великая – 1, уч.

Капитан каяка

№1

 

522 -84 -25

5

Барановский

Дмитрий

Сергеевич

Мста – 2, уч.,

Великая – 1, уч.

Фотограф,

Капитан КБ №1

461-56-11,

461-29-70

 

6

Арцишевская

Наталия

Яновна

Охта - 3 ,уч.

Ю. Шуя – 2, уч.

Льняная – 2, уч.

Матрос КНБ

№1

 

166-97-67

 

7

Смирнова

Мария

Александровна

Мста – 2, уч.,

Великая – 1, уч.

Матрос КНБ

№2

 

304 -59 -18

1.3. График движения.

7.07

1

г. Москва -

-

-

поезд

8.07

2

- ст. Сосновец – пос. Пертозеро -

-

1.00

-

35

поезд, машина

9.07

3

- оз. В. Кипозеро -

6.05

19

сплав

10.07

4

- протока в оз. Матвей – Лампи – оз. В Кипозеро -

6.30

2.5 (+3)

сплав

11.07

5

- дневка ( +разведка) -

-

-

-

12.07

6

- каньонообразное сужение (перед пор. “Темный”) -

7.15

15

сплав

13.07

7

- пор. Белая Лошадь -

8.35 (4.35)

11

сплав

14.07

8

- дневка -

--

-

-

15.07

9

- пор. Сосновый -

9.20

18

сплав

16.07

10

- пор. Пуло -

4.00

12

сплав

17.07

11

- устье Шуи (Белое Море) -

10.30

30

сплав

18.07

12

- дневка -

-

-

-

19.07

13

- пос. Шуерецкое (вверх по реке) – г. Беломорск -

0.40

4

сплав,

поезд

20.07

14

- (поезд) -

-

-

Поезд

21.07

15

- г. Москва

-

-

Поезд

-

-

Общая протяженность сплава составила

-

Около 110 км

-

 

1.4. Цели.

    Первоначально планировалось пройти маршрут оз. Пертозеро – р. Шуя – оз. В. Кипозеро – оз. Матвей-Лампи – волок – безымянное озеро – река Сегема – оз. Ригорека – р. Охта – оз. Лежево – р. Ср. Охта – ох. Воронье – р. Охта – р. Кемь – пос. Подужемье. В случае непроходимости проток от Кипозеро до Ригореки предусматривалось пройти запасной вариант по Северной Шуе, что в итоге и получилось.

Цели похода:

    Выяснить возможность прохождения протоки из озера Пертозеро в Шую. Этот вариант является более логичным началом маршрута по Шуе, чем варианты начала маршрута в пос. Пушной или пос. Лехта.
    Попытаться пройти из Кипозеро протоками в озеро Ригорека. Существует надежный проход в Охту через озеро Риговаркское и Одаву. Хотелось проверить, не существует ли второго альтернативного варианта, с более коротким волоком.
    Выйти в Среднюю Охту, которую “не любят” в последнее время. Посмотреть и пройти порог Кейхань.
    Пройти спортивный карельский маршрут.

2. Материально - техническое обеспечение и обеспечение безопасности.

2.1.Снаряжение и его особенности, средства безопасности.

    Групповое и личное снаряжение, состав ремнабора, аптечки и раскладка продуктов питания - типичные для водных походов 1-3 категорий сложности в Европейской части России.
    В состав личного снаряжения входили каска, спасжилет и нескладывающийся нож у каждого участника похода. По случаю хорошей погоды гидрашки лежали без дела, но иногда надевались неопреновые носки. В качестве обуви при сплаве использовались кеды и кроссовки.
    Спасконец входил в состав снаряжения каждого экипажа (кроме каяка). Обвязка была навязана на всех судах. КНБ и каяки имеют закрытый кокпит, оснащены юбками, в фартуках не нуждаются. “Таймень” был экипирован фартуком и юбками. На биваках использовались 2 палатки “Сьера” и самоделка из плащовки типа “Лето-3”.
    Для более точного воспроизведения событий в отчете использовался диктофон. Фотоматериалы были сделаны на фотоаппараты “Смена” и “Зенит”, пленка Kodak /200.
    Раскладка была составлена на 14 дней автономного питания группы. Вес продуктов составил около 0,7 кг на одного человека в сутки.
    С собой на обратную дорогу минимум бралось 250-300 рублей на участника.

2.2. Особенности средств сплава.

    В качестве средств сплава, помимо “Тайменя”, использовались самодельные каркасно-надувные двухбаллонные байдарки и каяки.
    Данные средства сплава были изготовлены при участии Марины Галкиной, за что группа выражает ей искреннюю признательность.
    Технические характеристики и конструктивное исполнение данных судов всецело удовлетворяют требованиям походов много более сложных, чем данный маршрут.
    Внутренний объём байдарок и каяков позволили в летнем походе 1998 года полностью разместить снаряжение и продукты питания на !28 дней! для всего экипажа судна.
    Вес байдарок (со страховочным снаряжением) – около 20 кг, каяков – 15 кг.

2.3. Материальное обеспечение.

Материальные затраты на проведение похода в ценах на май 1999 года на одного человека составили:

 

Билет от Москвы до ст. Сосновец (плацкарт)

138

рублей;
Машина до Пертозера

47

рублей;
Билет Шуерецкая – Беломорск (общий)

24

рублей;
Билеты от ст. Беломорск до Москвы (плацкарт)

158

рублей;
Продукты питания

300

рублей;
Общественные нужды (снаряжение, фото и т.п.)

100

рублей;
Итого на 1 чел. около

800

рублей.

 

2.4. Картографический и описательный материал.

    В качестве картографического материала были использованы ксерокопии из атласа республики Карелия масштаба 1:200.000 (В 1см - 2 км).
    Рекомендуется покупать карты в магазине “Картограф” при фабрике по адресу Москва, ул. Большая Полянка, д.9 (Тел. 233-52-54, 233-59-31, факс 231-47-98). Это обойдется вам намного дешевле, чем в книжных магазинах и на лотках.
    Лоция была подготовлена по материалам отчета 5558 МГЦТК группы 1/4 308 (рук. Молчановский М.А.) и книги Шилова “На байдарках по Карелии”.

3.Характеристика маршрута.

3.1. Общая характеристика.

    Маршрут проходит по северной части Карелии. Река Северная Шуя относится к малорасходным карельским рекам, ее пороги наиболее интересны в высокую воду, в малую же сильно упрощаются и несколько теряют привлекательность. Поэтому на Шую лучше ходить в начале лета или выбрать для похода многоводный год. Если вы оказались в Сосновце, то легко узнаете об уровне воды у местных, и в случае малой воды сможете сменить маршрут и пойти, допустим, на Охту или Тунгуду. Для этого необходимо заранее позаботиться только о лоции.
    Большинство порогов Северной Шуи шиверного типа, однако встречаются и характерные локальные пороги с ярковыраженными сливами. На некоторых порогах имеются скальные выходы пород. Сложность и мощность реки нарастает более или менее равномерно.
    Характерной особенностью реки является наличие на ней кроме локальных порогов, характерных для большинства рек Карелии, каскадов порожков и перекатов: река на протяжении 5-10 км содержит почти непрерывную цепь препятствий различной сложности, затем идет обычный длинный 5-10 км плес с очень слабыми перекатами.

3.2. Характерные участки.

    Маршрут может быть разделён на несколько характерных участков.
    ПЕРВЫЙ: от любого из поселков - Пертозеро, Лехта, Пушной - до оз. В. Кипозеро.
    Характеризуется низкими заболоченными берегами, длинными участками спокойной воды. Здесь препятствия практически отсутствуют, встретятся лишь 1-3 переката.
    ВТОРОЙ: от оз. В. Кипозеро до моста автотрассы С. Петербург – Мурманск.
    Характеризуется маловодными препятствиями с извилистым судовым ходом. Возможность чистого прохождения на многих из них весьма ограничена даже в высокую воду. Содержит несколько упомянутых выше каскадов. На нем расположены несколько характерных порогов.
    ТРЕТИЙ: По характеру – это участок номер два, только препятствия здесь многоводнее и мощнее. Особенность участка – трудность продвижения по мелколесью, которым порос берег, во второй его половине.
    ЧЕТВЕРТЫЙ: Этот участок “более карельский”. Здесь почти все препятствия расположены по классической схеме “плес-порог-плес-порог-…”. Однако многие пороги непроходимы в рамках похода 3-й категории сложности, многое также зависит от воды. Этот участок малоопытным группам рекомендуется проходить с особой осторожностью, не проходить пороги, к которым группа явно не готова.

3.3. Подъезды.

    До ст. Сосновец (ст. Летний) любым поездом на Мурманск (наша группа воспользовалась 182-м). Далее на машине от 20 до 40 км до любого из посёлков: Пертозеро, Пушной, Лехта.

4. Техническое описание маршрута (лоция).

4.1. Необходимые замечания.

    Поход проходил в малую воду. Описание составлено для нее, параллельно дается описание того, что представляли собой препятствия в высокий летний уровень июля 1998 года. Соответственно низкая вода фигурирует в тексте, как НВ, высокая – ВВ.
    Поход замышлялся на Охту. В тексте лоции имеется описания попытки пробиться на нее, к лоции Северной Шуи эти страницы не имеют отношения.
    В лоции несколько нестандартно указано время. Например, 0.20:……. означает, что 20 минут было потрачено на прохождения какого-либо участка, описание которого дается за цифрами.

4.2. Собственно лоция и хронометраж.

День приезда, 8 июля.

    Прибыли в Сосновец 182-м поездом в 20.37. Только успели высадиться, подбежал мужик с вопросом “куда едем”. Был назван пос. Пертозеро. На вопрос о цене он ответил уклончиво и, как показало время, видимо, зря. Минут через сорок подъехал оранжевый разваливающийся микроавтобус, который мы уже видели, когда ездили на Охту в 1997 году. Водитель сказал, что он не сможет взять всю группу, т.к. машина едва дышит (судя по виду машины и текущему в огромных количествах маслу, не обманывал); поэтому тот мужик, который поймал нас прям с поезда, поехал за двумя Жигулями. Такое обилие транспорта на группу из 7-ми человек весьма смущало, особенно учитывая уклончивые ответы о цене. Чтобы нас не “ободрали”, у водителя оранжевой развалюхи было выяснено, что на Охту “до моста” (мост между Куккомозером и Муезером) берут 100 рублей с носа, а это около 4-х часов, значит наша цена не более 50 рублей с человека, учитывая, что ехать нам чуть больше часа. Это темнение с ценой привело к тому, что приехал другой микроавтобус, с которым удалось договориться доехать до Пертозера за 300. Уехали в 21.45. По словам водителя, поселок Пертозеро ожил, теперь там дачи. Приехали в 22.00.
    Вопреки опасениям, народа в поселке немного, он доброжелателен, к лагерю, разбитому в 250 метрах влево по берегу от основной рыбацкой пристани на вполне приличном месте, интереса не проявлял. Часа в четыре утра рыболовы распевали “облака – белокрылые лошадки”.

Первый ходовой день, 9 июля.

    Встали, позавтракали, провели стапель, пообедали. Вышли в 14.45. Заметим, что от оз. Пертозеро почти до оз. Кипозеро нет мест для приличных стоянок.
    0.25: Двигались вдоль правого берега, срезая небольшие заливы. Нашли протоку
    1.00: Через час мы окончательно убедились, что протока не та. То, что мы нашли - это ручей, впадающий в озеро. Через 300 метров на нем порожки, и он распадается еще на два более мелких. Одно судно во время пешей разведки было послано вдоль береговой линии и нашло протоку в 15-20 минутах хода.
    Сопоставив полученные сведения с картой, мы сделали вывод, что немного не доплыли.
    0.20: Сели, доплыли. Если посмотреть назад, поселок Пертозеро находится чуть левее острова, показанного на карте. Накануне азимут на протоку по карте находился чуть правее острова. Это укрепило наши надежды, что мы идем верным путем, которые затем оправдались.
    0.45: В истоке протоки закол. Вытащили из него доску, перегораживающую ход (да простят нам это местные жители!). Средняя ширина протоки 5 метров, можно развернуть байдарку. Местами она сужается до ширины байдарочного весла (таких мест не более 3-х), в целом для катамарана - габаритный проход. Местами протока заросла густой болотной растительностью, течение не ощущается, хотя по растительности видно, что шли по течению. Двигались по протоке 40 минут, затем вышли в оз. Гнилое.
    5 минут движения вдоль левого по ходу берега озера вывели нас через очень короткую протоку в Шую.
    0.20: Далее плыли по спокойной заболоченной реке до моста перед Кузькозером. Здесь на левом берегу сделали перекус.
    1.25: Перекус. На мосту можно начинать маршрут по Шуе. Однако место здесь поганое и комариное. К тому же к нему по плохой дороге ехать в два раза дольше, чем до Пертозера.
    Через 0.12: Озеро Кузькозеро.
    0.20: Напротив устья – большой остров. Огибали его, как обычно, слева. Проход справа тоже существует. С нами в озеро вошла группа из Минска и обогнула остров справа приблизительно за такое же время.
    Через 0.17: Камни в русле. В большую воду практически залиты, в нашу воду местами даже слабые перекаты. Прошли без скорости.
    Через 0.25: перекат.
    0.35: Преодолевали перекат (П3). В конце переката низкий мост. Прошли перекат до моста по очереди без матросов, затем обнесли мост по ПБ 10 метров. Возможно провести весь участок правой протокой. Перед прохождением рекомендуется осмотр всего участка для выработки тактики прохождения.
    0.50: Через полчаса справа подходит каменистая возвышенность, на ней 2 хорошие стоянки. Через 15 минут Кипозеро. Встали на острове напротив устья в 20.50. Место весьма приличное, можно сделать баню, но за дровами ходить далеко. Есть еще два места, где можно встать, их видно с воды. Недостаток места с избой – засиженность, песчаного бережка справа перед началом протоки в Нижнее Кипозеро – огромные муравейники. Каждый выбирает для себя…

Ходовое время с перекусом и ошибкой при нахождении протоки – 6.05. Чистое ходовое время не более 3.40.

ВНИМАНИЕ! КОГО ИНТЕРЕСУЕТ ПРОХОЖДЕНИЕ НАМИ СЕВЕРНОЙ ШУИ 10 И 11 ИЮЛЯ МОГУТ НЕ ЧИТАТЬ. ЭТИ ДВА ДНЯ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ПОПЫТКЕ ПОПАСТЬ В ОХТУ.

Второй ходовой день, 10 июля.

    0.45: Вышли в 12.30 и пошли вдоль левого берега, срезая заливы к протоке в озеро Матвей-Лампи. Ветер в лицо, поэтому шли дольше, чем было бы по спокойной воде. Нашли протоку, двигаясь последние 10 минут вдоль левого по ходу берега.
   Далее дано описание наших действий без привязки ко времени: Вначале ширина протоки метров 10, кат легко пройдет. Через 100 метров на высоте чуть более метра висят провода, действовали внимательно, чтобы не зацепить их веслами. Через 200-300 метров протока сужается до 1.5 – 2.0 метров, преодолели 2-3 “легких” бревна и остановились перед “непроходимым”.
    Далее провели разведку, показавшую, что через 150-200 метров мост (труба под дорогой), необходим обнос по лесу, т.к. на воде лежит старый разрушенный деревянный. За мостом мелкий перекат, также требующий обноса. За ним начинается плес, тянущийся не менее 200 метров, ширина русла 10 метров.
    Подошли к мосту, перерубив 3-4 здоровых бревна. Последние 100 метров вели байдарки – плыть нельзя, мелко. Обнесли мост и перекат за мостом – всего около 200 метров, сделав из пересеченной местности весьма неплохую тропу обноса. Проплыли еще 300 метров по широкой протоке (фото 1), далее протока сузилась до 1-1.5 метров, перед очередным бревном остановились.
    Здесь на правом по ходу берегу провели обед. Небольшой костер развели в непосредственной близости от воды на толстых спиленных стволах, т.к. в наш год зажечь торфяник не представляло никаких проблем. Почти сразу после закипания воды костер был залит.
    Во время приготовления обеда провели разведку двумя группами по 2 человека. Задача первой: вернуться к дороге и пройти по 15 минут в каждую сторону с целью обнаружить протоку на случай, если мы заплыли в ошибочную. Задача второй: установить проходимость протоки, при возможности дойти до озера Матвей-Лампи. Контрольное время обеим группам - 2 часа. Обе ушли в 15.00, пришли: первая – в 16.40, вторая – в 16.55.
    Результаты разведки первой группы: на расстоянии 1.5 – 2.0 км (20 минут хода) в обе стороны от моста дорога не пересекает каких-либо проток.
    Результаты разведки второй группы: Группа прошла вдоль протоки около 2 км, далее ее потеряла, видимо, отклонившись к югу, и пошла вдоль торфяной осушительной канавы, соединенной с руслом. Они вырыты во большом количестве для осушения болот, идут какие-то старые дороги, по которым уже давно никто не ходил и не ездил. Через час группа повернула обратно. На разведанном 2-х километровом участке ширина протоки местами менее 1 метра, встречаются мелкие перекаты, заваленные камнями. В одном месте поперек русла лежит огромный булыжник, оставляя водному потоку 30 см русла – потенциальный обнос по высокому, весьма “пересеченному” берегу. Встретился низкий мост (в районе просеки, обозначенной на карте), бревна поперек лежат не реже, чем через 50-100 метров. Разливы до 5 метров редки и непродолжительны. Вывод: протока практически непроходима.
    Общие выводы по разведке:
    Протока найдена верная. Дополнительно мы это проверили, пройдя одним экипажем вдоль берега до окончания озера, где в него впадает небольшой ручей.
    Для прохождения протоки требуется не менее 2-х дней тяжелой физической работы. В случае непроходимости реки Сегема, что весьма вероятно, учитывая величину озер, из которых она вытекает, группа окажется отрезанной и от Охты, и от Шуи. Группа не будет иметь возможность в кротчайший срок вернуться из оз. Матвей-Лампи в оз. В.Кипозеро или пройти реку Сегема до оз.Ригорека, ставя график похода по основному и запасному вариантам под угрозу срыва.
    Необходимо признать данную протоку непроходимой в нашу воду и труднопроходимой в большую воду и вернуться в Кипозеро. В Охту можно попробовать выйти, организовав на следующий день разведку волока каким-либо другим путем по дорогам непосредственно из оз. В.Кипозеро.
    Исходя из этого, в 17.20 группа села в байдарки, вернулась в Верхнее Кипозеро и встала на северо-восточном берегу озера на стоянку с “бараньими лбами” около 19.00. Стоянка весьма живописная, очень хорошая возможность сделать баню в скальниках, дров – море, проблемы может вызвать только постановка палаток на ровном месте для большой группы. Ранее здесь никто не стоял, т.к. стоянка находится в получасе гребли от наезженного пути по Беломорской Шуе.
    Чистое время считать не имеет смысла. Суммарное ходовое время с 2.5 часовым обедом, разведками, обносом и возвращением обратно в В.Кипозеро составило 6.5 часов.

Первая дневка, 11 июля.

    Вернее, дневка была у 5 членов группы (подготовка бани, блины, рыбная ловля). 2-е ушли на разведку (руководитель и завхоз). Здесь даётся описание их похождений. Вечером была баня и поедание блинчиков.
    Действия группы разведки.
    Ушли в 8.20, сразу после завтрака. Придерживались берега озера, шли по болотистой местности северо-восточного берега. Пересекли недалеко от устья вброд ручей, впадающий в озеро. В 8.50 вышли на дорогу Пертозеро - Маслозеро в 100 метрах перед приходящей справа дорогой, пересекающей протоку из озера Лебери в Шую. Пошли в сторону д. Маслозеро.
    Через 27 минут наезженная дорога влево. Еще через 23 минуты хорошая дорога направо, отмечена по бокам крупными камнями. Свернули на нее.
    В одном месте на дороге огромная лужа, протяженностью не менее 150 метров; дорога 2 раза проходит метров 300 через болото – глубина по колено, можно плыть на байдарке. В этих местах дорога уложена бревнами. Здесь сохранились следы машины. Если бы карельские водители участвовали в Camel Trophy, у них были бы огромные шансы на победу.
    Через 40 минут пересекли протоку, впадающую в оз. Долгое, которая и являлась целью разведки. Это ручей, плыть по нему вообще невозможно. Для очистки совести прошли еще 2.5 км до оз. Островного. Озеро достаточно большое, что дает шансы на то, что протока, вытекающая из него и впадающая в озеро Маслозеро, соединенное с озером Лежево, проходима. Кроме того, оз. Островное соединено короткой протокой с озером Долгое, что делает протяженность волока с Кипозера не более 9 км по дороге. Эх, обойти бы Долгое и посмотреть на протоку, но здесь черт нас дернул бежать разведывать волок на оз. Риговаркское (около 15 км), из которого в Охту можно попасть стопроцентно (в прошлом году ходили).
    Вернулись к первой дороге (которая через 27 минут от Кипозера) и пошли по ней. Сначала было вроде бы похоже, потом дорога мельчает, зарастает, но ответвлений нет. Озер, обозначенных на карте, по бокам не видно, проток не пересекали. Через 2 часа мы ошалело выскочили на большую хорошую дорогу, тут силы кончились. Мы поняли, что не знаем, где находимся (но знаем как возвращаться!), а наша 2-х-километровка не в состоянии из-за своей неподробности дать ответ на этот вопрос. Пошли 300 метров влево, попили из пересекающего дорогу ручья, съели дорожный сухой паек. Здесь стало понятно, что про Охту теперь следует окончательно забыть и идти по Шуе. Устраивать еще одну дневку для повторной разведки нецелесообразно: время теряется, да и народ это расслабляет. Кроме того, в этот день мы просто уходились: обратно вместо запланированных 3-х часов с поправкой на усталость, мы шли 3.5. Таким образом, в этот день налегке мы ходили с 8.20 до 17.30, за это время отдыхали не более 40 минут, т.е. прошли около 40 км, учитывая утреннюю скорость не менее 6 км/ч и вечернюю не более 4 км/ч.

    Выводы по разведке.

    Самый главный: мы идем на Северную Шую.
    Разведка была организована не совсем логично. Всегда просто со стороны сказать это, другое дело мыслить в реальном времени. Тем не менее, всегда следует до конца продумывать свои действия или получится, что в погоне за двумя вполне реальными зайцами вы не поймаете ни одного.
    Этот день следует воспринимать, как запланированную дневку (вместо Лежево). Еде до похода было решено, что при непроходимости протоки в оз. Матвей-Лампи мы идем на Северную Шую, так что беготня по карельским дорогам - это своеобразный экспромт.

Третий ходовой день, 12 июля.

    Вышли в 12.55. К острову на Кипозере, благодаря попутному ветру, подошли за 30 минут, а не за 45.
    Через 0.05: Вышли в протоку из оз. В. Кипозеро.
    0.15+0.15: Протока широкая, похожа на озеро. На выходе из нее шивера “Мельничная” (П4). Это 100-метровая мелкая шиверка. Здесь мы обнаружили, что воды на 40 см меньше высокого меженного уровня июля 1998 года.
    0.35: Прошли озеро Н. Кипозеро и вышли в Шую, обогнув мыс и двигаясь вдоль левого по ходу берега.
    1.40: Далее 300-метровая длинная очень мелкая шивера со сложным судовым ходом и слабой струей (П5). Затем за поворотом еще одна более протяженная (500 метров) (П6). Вход под правым берегом в 30-сантиметровый слив, в нашу воду требовался точный заход. Далее очень мелкая шивера со сложным судовым ходом и слабой струей.
    0.25: Через 100 метров слабый перекат (П7). Еще через 100 метров мелкий бурный перекат (П8). Через 5 минут хода на правом повороте начинается порог “Бутылочное горло”.
    1.35: Порог “Бутылочное горло” (П9)(фото 2 и 3). Длина около 150 метров. Ориентиры: повышение правого берега, на входе в порог справа и в центре видны сооружения из брёвен. Осмотр и стоянка ПБ. В пороге 3 слива, высотой до 50-70 см. Потеря струи грозит неприятной посадкой на мель. Очень мелкий, многие места могут быть просмотрены по колено в воде. Плохо запоминается, ориентирование с воды осложнено. Полезны сигнальщики в ключевых точках, определяемых при осмотре.
    На пороге устроили перекус, отнявший вместе с осмотром 45 минут. Остальное время ушло на поочередное прохождение.
    Через 0.05: перекат.
    1.20: За ним островной разбой, придерживались в основном правых проток, в них обилие мелких простых перекатов, здесь привязаться к лоции, особенно в низкую воду из-за многочисленным обнажившихся перекатов, достаточно трудно.
    На этом участке встретится порожек (П10) перед правым поворотом, в нашу воду проход не очень однозначен, лучше посмотреть. Над порожком стоянка ПБ. За ним сливаются две большие протоки. Через 300 м, после нескольких перекатов, на крутом правом повороте короткий 30-метровый порог (П11). Мелко, много камней, сильная струя и косой 30-50-сантиметровый (в зависимости от воды) слив с навалом на камни. Лучше посмотреть, чтобы не испортить шкурки байдарок. В нашу низкую воду навал на камни значительно слабее. За П11 через 50 метров длинный перекат в тростнике (П12). Струя извилистая, достаточно чистая.
    0.10: через 250 метров перекат с большим количеством камней.
    Через 0.05: Скалистый островок, поросший соснами, делит русло на 2 протоки. Идти левой протокой, в которой слабый перекат. Через 200 м живописное каньонообразное сужение русла длиной около 200 м. На левом берегу – просторная стоянка, в непосредственной близости от которой ощущается острый дефицит дров. Здесь встали в 20.10 на стоянку.
    Ходовое время с перекусом на пороге “Бутылочное горло” составило 7.15. В прошлом году по большой воде и при более мобильной группе мы прошли участок от Кипозера до сужения за 5.30.

Четвертый ходовой день, 13 июля.

    В этот день конкретно стали ощущать недостаток воды в реке. Вы шли в 13.00.
    0.15: Спокойный плес до пор. “Темный”.
    1.00 ((4.45): Порог “Темный”. Начинается мелким перекатом после крутого правого поворота. Его необходимо пройти и зачалиться в отходящую вправо протоку, к острову. Далее несколько водоскатов на узкой, засоренной камнями струе, затем за правым поворотом косой слив под правым берегом (фото 4), в который после правого поворота нужно попасть, и при этом не влететь на камни правого берега. На острове стоянка. На обработку и прохождение порога в штатной ситуации следует закладывать не более часа.
    Порог осмотрели. Первая идущая КНБ №2 зацепила носом камень, после чего ее развернуло, положило в узкой струе, и ломало до тех пор, пока не сорвало корму с камня. К счастью это продолжалось недолго, КНБ отделалась 2-мя погнутыми стрингерами, и погнутым в двух плоскостях под 30 градусов кильсоном. Экипаж благополучно встал на дно и бросил на берег свою же “морковку”, с помощью которой КНБ-ку закрепили, а затем извлекли на берег. Оставшаяся часть времени от почти 5-часового пребывания на пороге была посвящена починке, обеду, прохождению порога КНБ №1 и каяком. Исходя из непечатных выражений по поводу глубины и ширины русла в низкую воду в пороге “Темный” и проползания КНБ-кой и КНК-ой данного порога практически на брюхе, обнесли “Таймень”. И в прошлом году глубина в нем не баловала, а в этом... В 18.00 пошли дальше.
    0.50: Через 10 минут серия из 2-х длинных шивер, за ними перекат(П17). После него практически без перерыва порог “Софринский”.
    1.15: Порог “Софринский” (П18). Требует тщательной обработки, особенно в ВВ. Осмотр порога по ПБ, здесь есть место для стоянки (не очень удобное, однако приемлемое для небольшой группы). Порог представляет собой несколько скальных гряд, перегораживающих реку, которые образуют каскад сливов. Первый, второй (фото 5) и третий сливы – чистые. После третьего – прижим (в ВВ сильный) к острым скалам островка у правого берега, уходящим в воду и образующим четвёртый слив. Затем выходная шивера со сложной линией движения и невысокими сливами, вся читается с воды. Основную трудность в ВВ составляет заход из-под правого берега в первые три слива и переход из третьего слива в четвёртый с уходом от прижима. В ВВ возможен вариант прохождения в обход четвертого слива (справа от острова). В НВ заходить в сливы тоже непросто, но все это осуществляется на значительно более слабой струе. При прохождении порога на скальном выходе 3-его слива и на островке были выставлены страхующие с “морковками”, обеспечивающие в случае необходимости снятие судов с мелей и фиксацию их к берегу.
    Порог пройден всеми экипажами. “Таймень” прошел почти чисто.
    0.10: Почти сразу за “Софринским” длинная шивера “Змея”. Заход в струю под ПБ. Струя чистая, сильно извивается. В прошлом году по ВВ мы эту струю не нашли, а шли (почти в буквальном смысле слова, пешком) посередине. В НВ этих проходов не существует.
    0.20: Затем через 300 метров с коротким интервалом следуют две шиверы (П20,21). Шивера П22, как и в прошлом году не найдена.
    1.00: Далее на крутом левом повороте начинается порог “Чайник”, длиной около 100 м. Он несколько напоминает “Хэмег” на Охте. Это один из немногих порогов, который в нашу низкую воду сложнее, чем в высокую. На высоком ЛБ на пороге стоянка, здесь же тропа осмотра.
    В ВВ порог представляет собой быстроток с валами и водоскатом в месте сужения русла; главное при прохождении в финальной части - вовремя уйти к ЛБ, т.к. в конце струя разбивается на две, правая очень мелкая. В НВ на месте водоската - метровый слив, с узким проходом, осложненным камнями (фото 6 и 7). Необходим очень точный заход. Поэтому на ПБ после слива был выставлен сигнальщик и “морковка”. Все попали, кроме первой КНБ-ки, которая на ступеньке села на мель, изогнулась и, благодаря усилиям экипажа все-таки сползла в слив. Точнее всех, как ни удивительно, зашел “Таймень”.
    За сливом шивера с обилием камней в струе и сложным судовым ходом.
    0.10: Через 300 метров перпендикулярно влево отходит протока. В ней через 200 метров начинается порог “Белая Лошадь”. Здесь встали перед порогом на стоянку на ПБ в 21.35.
    Ходовое время от каньонообразного сужения до порога “Белая Лошадь” с обедом и починкой составило 8.35. Фактически без починки приблизительно 4.35, т.е. столько же, сколько и в прошлом году.

Вторая дневка, 14 июля.

    Первая половина дня – катание в пороге “Белая Лошадь” смешанными экипажами. Во второй половине дня от нечего делать навесили переправу на остров (хотя существовало несколько намного более простых способов перебраться туда), сходили посмотрели водопады правой протоки, которые в нашу низкую воду совсем не смотрелись. Затем желающие (включая каякера) пошли за водопады в омут тренироваться вставать “рычагом” на каяке. Часов в 11 вечера поужинали и улеглись.
    Порог “Белая Лошадь”, местные и карта зовут его (а не тот, который дальше) “Московский” (П24). Чалка перед порогом в улов ЛБ после правого поворота к началу тропы осмотра. Стоянки по обоим берегам, на ПБ менее засижена. На обеих стоянках практически отсутствует ровное место для постановки палаток. Более удобная стоянка есть в нижнем (подпорожном) плёсе за водопадами на ПБ, но она стратегически невыгодна, если вы не собираетесь обносить порог.
    Пор. Белая Лошадь расположен в скальном сужении и начинается косым сливом. Затем участок короткого быстротока и ещё один слив, после которого река делает плавный правый, а затем крутой левый поворот на 90° , образуя прижим (в ВВ сильный) к скальной стенке правого берега, за которым после короткого быстротока мелкая выходная шивера.
    Порог весьма сложен и требует тщательной обработки, а также очень точного управления судном. Страховка осуществлялась между первым и вторым сливом (спасконцом, а между вторым и третьим сливами – спасконцом и “живцом”. Заход в первый слив ( у ЛБ).
    В нашу низкую воду порог менее мощный, в месте прижима к скальной стенке можно почти полностью отдаться струе, что совершенно недопустимо делать в ВВ. Выходная шивера также значительно мелководнее.
    Чалка за порогом в залив левого берега за островком после выходной шиверы. Порог пройден всеми членами группы в составе смешанных экипажей на КНК и КНБ. Прошли не менее 10 раз на разгруженных судах. Страховка сработала один раз: ловили каякера, который сел на мель перед вторым сливом и в связи с этим неудачно в него зашел. Сработал человек на второй “морковке”, “живцу” ничего не досталось. Мелко, скреблись.
    При возникновении сомнений в технических возможностях группы рекомендуем совершить обнос, особенно в высокую воду.

Пятый ходовой день, 15 июля.

    Пожалуй, стандартный переход от “Белой Лошади” до порога “Сосновый” — наиболее “веселый” на Северной Шуе, особенно в высокую воду. Здесь проходится весь участок №3, указанный в Л1, который включает более 30 довольно многоводных препятствий.
    Ушли с подпорожного плеса “Белой Лошади” в 12.15.
    Через 0.10: Автомобильный мост шоссе Санкт-Петербург – Мурманск. Здесь “Таймень” вспомнил, что забыл каску и плавал за ней 15 минут обратно. В 12.40 пошли дальше.
    0.20: Река со спокойным течением в низких берегах. На этом участке хорошо слышно, что недалеко дорога.
    1.45: Этот чуть более 1.5-часовой участок состоит из часто следующих перекатов и простых порожков. Он начинается перекатом (П25). Струя справа. По ВВ здесь стоят валы. По НВ слева обнажаются камни.
    Через 3-4 минуты порожек (П26), крутой, длинный и мощный. Проход по струе. За ним стоянка ПБ.
    Через 8 минут короткий перекат (П27), струя чистая.
    Через 25 минут перекат (П28), струя чистая.
    Следующий перекат (П29) через 5 минут.
    За ним через 200 метров порог (П30). Короткий мощный, проходим по струе без осмотра, в середине порога небольшой слив.
    Через 200 метров еще порожек (П31), струя извилистая, в НВ сложнее предыдущего, в ВВ проще.
    Через 100 метров короткий мелкий перекат на правом повороте (П32).
    Через 5 мин. после длинного прямого участка – одиночный водослив высотой 30-40 см с бочкой (П33). В ВВ здесь водоскат. После него на ПБ последняя приличная стоянка до порога “Сосновый”: дров - море, но большой группе придется туго с местом.
    Здесь встали на обед в 14.45. Ушли с обеда в 16.15.
    0.20: Плес, с камнями в русле и очень слабыми перекатами. Здесь по берегам начинается горелый лес. Передвижение по берегу сильно затруднено, т.к. весь берег весьма густо порос березняком. Видимо, на этом участке где-то затаился П34.
    1.45 (+ 0.40 на прохождение “Директора”): Дальнейший участок состоит в основном из длинных мелких шивер и коротких мощных перекатов.
    В начале участка длинная шивера. В ВВ проходима по струе с валами, в нашу воду препоганейший шкуродер с извилистым ходом. Через 100 метров за ней перекат.
    Через 300 метров остров в русле, проход любой протокой. За ним начинается порог “Ведьмино ущелье” (П36), несколько похож на предыдущую шиверу, но имеет более крутое падение. В НВ также производит довольно поганое впечатление. Стоянка, если есть, то очень небольшая и неприметная, рассчитывать на нее не стоит.
    Через 3 минуты порожек на левом повороте (П37). Мощный, мелкий, бурный.
    Через 200 метров на левом повороте мелкий мощный перекат (П38). Через 100 метров еще один (П39). Струя под ЛБ, мелкая, проход в нашу воду извилистый и плохо читаемый. Через 50 метров еще один (П40).
    За ним через 100 метров порог “Директор”. В ВВ здесь был простой пологий водоскат, который может быть пройден без осмотра; через плиту у ПБ слабо переливалась вода. В воду, которую описывает Шилов в Л1, как и в нашу, вода через плиту уже не переливается. У левого берега почти метровый слив с бочкой, который в НВ предпочтительно осмотреть с сухих плит. На прохождение порога потратили 40 минут с фотографированием и расслабоном.
    1.00: Далее достаточно спокойный участок с редкими перекатами, завершающийся серией перекатов.
    Первый через 13 минут после “Директора” на левом повороте. Весьма бурный. Пожалуй, его нельзя назвать “еле заметным”, как в Л1. Через 10 минут с интервалом 200 метров два очень слабых переката, в ВВ камни в русле. Через 10 минут еще 2 слабых переката, затем еще слабый перекат. Через 100 метров от него в русле остров. В обоих перекат, прошли правой протокой. Затем река успокаивается.
    Следующий участок представляет собой серию достаточно сложных препятствий, включающих ярко выраженные пороги.
    0.15: После последнего переката тянется спокойный широкий плес.
    0.40: Далее начинается заходная шивера порога “Слива” (П43). Прошли заходную шиверу и зачалились непосредственно перед каменным языком, выходящем с правого берега. В ВВ чалиться придется, видимо, несколько выше. “Язык” уходит в воду и образует слив, который выглядит совершенно по-разному в зависимости от уровня воды. За порогом 2 слабых переката.
    1.15: За ними начинается порог “Ремиз” (П44). Представляет собой шиверу с несколькими поворотами. Читается с воды, но нужно знать, что после левого поворота в финальной части порога слив находится под правым берегом. В нашу воду вся струя шла к сливу, и попасть в левую часть русла в финале не представлялось возможным, зато перед сливом головной экипаж зачалился и осмотрел его. Слив в НВ неправильно читается с воды, можно слиться в камень. Остальные экипажи были наведены.
    Через 100 метров начинается шивера, которая перед островом в русле плавно ослабевает и за ним переходит в порог “Банзай” (П46) (фото 16). С правого берега в русло свешиваются скалы, превращающиеся в ВВ в карманы, кроме того, на выходе в ВВ сильный прижим к скале. В низкую воду все эти страсти исчезают: течение заметно слабее, прижим почти не ощущается. Оптимальное прохождение в любом случае под левым берегом. На пороге на ПБ маленькая стоянка. За “Банзаем” в 100 метрах перекат, за ним через 100 метров на левом повороте начинается порог “Сосновый”. Осторожно пройти короткую входную шиверу и зачалиться к любому берегу (вправо отходит протока): здесь тропы обноса и стоянки. На ЛБ нужно по тропинке пройти поглубже в мелколесье, здесь вполне приличная стоянка, обилие дров. На ПБ отличная стоянка на острове, достойная дневки, но сильно засиженная и без дров. Основная часть порога в левой протоке.
    Встали на “Сосновом” на ЛБ в 21.35.
    Т.о., ходовое время от порога “Белая Лошадь” с обедом и возвращением за каской составило 9.20. Чистое время – 7.30. В 1998 году справились за 6.00.

Шестой ходовой день, 16 июля.

    Первая половина дня была посвящена прохождению порога “Сосновый”.
Порог “Сосновый” (П47). Заходная шиверка не представляет сложности. Основная часть представляет собой последовательность 6-ти сливов от 40 см до 1 метра высотой. Длина порога приблизительно 50 метров, общее падение 3.5-4.0 метра. Порог можно разделить на две части: 3 входных слива и 3 выходных слива. Входные сливы высотой до метра следуют с интервалом 4-7 метров, однако переход из слива в слив достаточно прост. Далее быстроток 15-20 метров. Выходные сливы более низкие, менее мощные. В ВВ воду два участка сливаются и весь порог превращается в пенный быстроток, в котором бочка предыдущего слива не успевает кончиться перед следующим, а между входными и выходными сливами на быстрине стоят валы и большие поганки.
    Порог весьма сложен, а в большую воду достаточно опасен, т.к. набегающих со всех сторон струй очень много, а оверкиль приведет к очень неприятному и нежелательному варианту прохождения всего порога.
    В низкую воду на быстротоке вполне возможно поймать и причалить к берегу судно в улове у ЛБ или у ПБ. С этой целью слева после входных сливов была поставлена “морковка”, справа на 2-3 метра ниже по течению “живец”. Порог пройден всеми членами группы смешанными экипажами на разгруженных КНБ, кроме того, прошел каякер, правда, в третьем сливе первой части поставило его весьма криво.
    При возникновении сомнений в технических возможностях группы настоятельно рекомендуем совершить обнос, особенно в высокую воду.
    Ушли с порога “Сосновый” в 17.09.
    1.00: Идет плес, который время от времени перемежается перекатами, пронумерованными (П48, П49) и нет. Далее слышен гул, падение видно с воды.
    0.55: Порог “Московский” (П50). Чалка к ЛБ. Начинается за правым поворотом после длинного плеса сливом через всю реку высотой от 1 до 1.5 метров в зависимости от уровня воды, за ним обычная длинная мелкая шуйская шивера. Слив пройти можно, если у вас есть огромное желание позашивать в байдарках дырки непредсказуемых размеров. Чисто надувные суда к шкуродерному сливу менее критичны, но в НВ тоже вряд ли пройдут. У нас к тому же поперек слива лежала сосна, снесенная половодьем, что сократило думы о возможности прохождения слива. Подвели лодки к ступеньке под левым берегом и перевалили их через нее. В 1998 году здесь стекал приличный поток и слив обносился по берегу.
    Через 100 метров после шиверы “Московского” длинная чистая шивера (П51).
    0.20: От нее болотистый плес до порога “Предбанник”.
    1.40: Порог “Предбанник” (П52). Тропа осмотра и стоянки на ЛБ, хотя удобнее смотреть с ПБ. Струя с пятью сливами на правом повороте реки, затем выходная шивера. В ВВ мощный, красивый, достаточно глубокий, требует тщательной обработки. В нашу воду первые 2 слива шкуродер, они не стоят того, чтобы на них рвать байдарки. Заход в четвертый слив непрост, потому что после низкого третьего на расстоянии 1.5-2.0 корпусов байдарки на сильной каменистой струе нужно успеть уйти на кормовом траверсе к ПБ. В противном случае может получиться неплохой “галстук” на камнях, лежащих прямо посередине струи. Порог проведен всеми экипажами у ЛБ, из-за невозможности чистого прохождения входных сливов.
    0.05: Через 300 метров после левого поворота реки начинается порог “Пуло”. Держаться левого берега. Чалиться к поляне ЛБ.
    Здесь многочисленные стоянки, не очень эстетичные, но приемлемые. Дров вблизи них нет. Дрова: вниз по реке (по тропе, около 200 м) до поляны, затем перпендикулярно реке через поляну, далее ( через подлесок на возвышенность, поросшую сосновым лесом (ещё около 200 м).
    Здесь мы встали на стоянку в 21.10. Ходовое время от порога “Сосновый” до порога “Пуло” составило 4.00. В прошлом году оно составило 2.30. Очень много времени ушло на осмотр и проводку “Предбанника”.
    Вечером решили сэкономить день и сделать большой переход до моря. Вообще до моря 1.5 дня, но в конце – населенка. Последняя весьма паршивенькая стоянка возможна на пороге “Зигзаг” или чуть ранее на “Большом Падуне”.

Седьмой ходовой день, 17 июля.

Порог “Пуло” (П53). Вначале почти метровый слив через всю реку. Далее река раздваивается. Правая протока непроходима, основная же часть воды устремляется в левую и падает в 2-2.5 метровый слив водопадного типа. Далее идет обычная шуйская шивера с несколькими поворотами.
    В главном сливе посередине ближе к левому берегу в основании большой зуб. В большую воду он обливной, с него сваливает вправо, видимо, слив можно пройти на любом виде судов, кроме каркасных байдарок. В нашу низкую воду слив можно пройти разве что очень опытный каякер на пластиковом каяке, однако это будет сопряжено с огромным риском.
    Обычно слив обносится даже весьма квалифицированными водниками. Естественно это и следует сделать группе, имеющей средний опыт на уровне “трёшки”.
    Ниже слива на ЛБ на камне выцарапано: “Погиб Андрей . 21.07.97.”. Фамилия неразборчиво, то ли Ленской, то ли Донской.
    С утра загрузились ниже падуна “Пуло” и вышли в 11.40.
    0.20: Проходили шиверу “Пуло”-порога.
    0.20+0.10 (на подкачку баллонов): Болотистый плес.
    0.20: Преодолевали Гордеев порог (П54). В нашу воду: на входе очень мелко, далее несколько коротких шиверок с извилистым ходом. В большую воду шивера с валами, читается с воды. Осмотр возможен по ПБ.
    1.25: Плес, на котором встретится очень слабый перекат. Далее разрушенный мост, после которого через 12 минут слева впадает р. Олонга. Через 10 минут после ее впадения начинается порог “Большой Падун” (П55). Чалка – к поляне на правом берегу, обнос по хорошей тропе правого берега около 300 м.
    1.20: Пор. “Большой Падун”(П55) представляет собой три ступени через всю реку, высотой порядка от 0.8 до 2.0 м каждая, расположенных на расстоянии около 30 метров друг от друга. Чистый проход первой ступени - у правого берега, затем основная струя переходит к левому берегу и падает со второй ступени двухметровым падуном, затем с третьей, образуя ряд сливов, осложнённых камнями. Порог заканчивается мелкой выходной шиверой.
    В большую воду может быть пройден полностью квалифицированными водниками.
    В нашу воду имелась возможность зачалиться ко 2-й ступени (в высокую воду она залита, через нее идет перелив) и подойти непосредственно к главному сливу. Главный слив представлял собой шкуродер, как в “Пуло” или “Московском”. Кроме обноса главного слива, остальной участок “Большого Падуна” был пройден. В высокую воду такой вариант прохождения невозможен.
    0.18: Через 400 метров реку пересекает ЛЭП. Далее начинается порог “Зигзаг”(П56).
    2.00: Обед и прохождение порога “Зигзаг”(П56). Порог “Зигзаг” в высокую воду весьма сложен.
    В начале на прямом участке сильная шивера. Затем правый поворот с прижимом к скале и почти сразу после него метровый слив. За ним справ впадает протока, кусающая судно сразу после слива. Далее слив сложной формы, образованный плитой, уходящей с ЛБ в воду. Под левым берегом тормозящая бочка, под ПБ бочка - “стиральная машинка”. Здесь струя закручивается в двух плоскостях. За этим сливом под ЛБ большой улов, но зачалиться в него весьма сложно: очень быстрое течение, поганки. Далее мощная выходная шивера.
    В нашу воду все значительно проще: входная шивера слабая, за ним прижима практически нет, слив – слабый и мелкий, правая протока – пересохла, через плиту вода не переливается, “стиральная машинка” превратилась в обычную косую бочку, за ней несильный прижим к ПБ, который в более ВВ может быть опасен. Зачалиться далее в улов нет проблем даже на плоту, хотя в прошлом году мы его проскакивали и несколько метров на руках вели байдарки у берега против течения к нему. Выходная шивера – слабая.
    В ВВ малоопытным группам настоятельно рекомендуем сделать обнос.
    2.15+0.10 (отдых): Далее идут препятствия П57-61. В нашу воду это серия несложных перекатов и шивер. В большую воду это шиверы, проходимые по струе, валы до 0.5-0.8 метра. Следует отметить красивые скальные выходы ПБ после П59 и камень в струе на выходе в П61. П59-П60 носят названия “Пустынные пороги”, П61 – порог “Федулинский”. На этом участке стоянок нет. Можно найти неудобную, неровную стоянку без дров на травянистом лугу или в низком лесу на любом берегу, но лучше заблаговременно встать на “Большом Падуне” или “Зигзаге”. В конце участка в нашу воду каменный закол с вершей и сливом у ПБ.
    2.00: Далее спокойная широкая река до села Шуерецкое. Через 15 минут после закола мост железной дороги. Перед этим местом река раздваивается. Идти любой протокой. После моста на левом берегу развалины завода из красного кирпича. Через 25 минут появляется Шуерецкое на ПБ. Через 15 минут порог “Деревенский” или “Морской”. Мелкая шивера с большим падением. В нашу воду чисто непроходим, т.к. нужно через метровый проход перевести байдарку в более мощную струю. За ним здание сельсовета с флагом, за ним омут, от которого идет дорога вверх по улице, которая через 200 метров выходит у железной дороге, а еще через 100 после поворота направо к маленькому зданию вокзала.
    1.15: Море встретило нас приливом и встречным ветром сразу после моста в Шуерецком, за которым перекат (после него вода заметно солоноватая, далее еще более соленая). Пришлось нам проходить его против слабого течения. Затем река имеет несколько проток и низкий берег. В конце участка выходит в залив Белого моря. Хорошие стоянки на Шуеострове, но мы туда не дошли - в Югре штормило, а нас и в устье Шуи уже неплохо кидало. Зачалились к скальнику у ПБ в 22.15, на нем очень приличная стоянка. Все болота и скальники вокруг сухие, воды нет. Посмотрели карту, нашли ручей в 1 км от стоянки. Пошли пешком к нему, но воду нашли по дороге к нему в пересохшем русле маленького ручейка. Вода черная, торфяная. Легли поздно.Ходовое время с обедом составило 10.30.

Третья дневка, восемнадцатое июля.

С утра был поставлен эксперимент – каша из соленой воды. Ничего, есть можно. За водой для чая сходили на тот же пересохший ручей. В отлив вода отходит метров на 50 от нашего скальника, и обнажается соленый вонючий ил, глубиной до 30-40 см.
    Сплавали за водой на Сергей-ручей. 15 минут назад от стоянки, 400 метров по руслу, сужающемуся от 10 до 3 метров, далее разрушенный мост. За него прошли пешком 30 метров до железнодорожного моста, и еще на 50 метров. Там вода абсолютно чистая и абсолютно несоленая. Наполнили водой гермушку с соском (приблизительно 35 литров), воды хватило на обед, ужин, завтрак и еще осталось. Правда, после обеда пошел долгожданный дождь, и даже на впопыхах расстеленном полиэтилене (около 15 м2) удалось собрать 13 литров воды.
    На Шуеострове воду берут в лужах на скалах, что удалось установить из нескольких источников.
    В лесу, если пройти подальше, много морошки. В болотах даже в нашу сушь очень много комаров, когда ветер стихает, особенно не посидишь. Что же тут делается в мокрое лето?
    Море лучше ехать смотреть в прилив, в отлив вид неприглядный.
    На скальниках можно найти скалы, которые при возможности организации страховки могут служить хорошим развлечением для любителей скалолазания.

Отъезд и приезд, с 19-го по 21-е июля.

    С утра еле попали в реку – отлив, знаете ли.
    19-го вернулись к сельсовету буквально за полчаса. Перекат пришлось проходить опять против течения, но намного более сильного. Шли в отлив, с трудом верится, что мы здесь уже проплывали, уровень воды приблизительно на метр ниже, что можно определить по траве на берегу.
    Ожидание поезда в Шуерецком, учитывая то, что вокзал закрывается в 20.00 и в магазине, кроме спичек, почти ничего нет, показалось нам непривлекательным. До Кеми доехать не удалось, т.к. поезда в устраивающее нас время с 15.00 в ту сторону не было до 20.00. Поехали на 185 поезде Мурманск – Санкт-Петербург в Беломорск (около 17.00). До Беломорска полчаса, это быстрее, чем до Кеми и к тому же по дороге.
    Беломорск – приятный городок, основная его часть с другой стороны железной дороги по отношению к вокзалу. Вид немного портят встречающиеся время от времени “промышленные” пейзажи.
    Здесь огромное число продовольственных магазинов, что немаловажно для оголодавших туристов.
    Поезд 343 Мурманск-Москва теперь не ходит. Его назвали 133-м скорым, в Беломорске он в 3.25 ночи. Еще два поезда утром около 8.00 и около 11.00.
    Уехали 20 июля на 133-м. Когда приезжаешь в Беломорск, заранее предлагают купе, но после 24.00 легко купить плацкарт. До 20 июля 133-й ходил через день, после - ежедневно. Билеты на скорый поезд на 10-15% дороже, чем на пассажирский; купе почти в полтора раза дороже плацкарта.
    По дороге что-либо покупать хорошо в Петрозаводске и в Лодейном Поле – стоянка около 20 минут. В Москву прибыли 21-го июля в 4.35 утра. Поход закончен.

6. Выводы и рекомендации.

    Привёденный выше маршрут был успешно пройден нашей группой летом 1998 года. В целом, по нашим оценкам, он может быть отнесён к 3 категории сложности, хотя он значительно слабее, чем в ВВ.
    Не удалось выйти в оз. Матвей-Лампи, следует признать этот вариант выхода в Охту невозможным, а в случае осуществления – нелогичным из-за чрезвычайной труднопроходимости, как и вариант выхода из Шуи в Лежево.
    Следует признать вариант волока из Шуезера (4 км) или от моста через Шую (8 км) до озера Риговаракского (от Сосновца –около 2-х часов, а не около 4-х) или заезд непосредсвенно на озеро Риговаракское самым логичным, красивым ( и в буквальном, и в переносном смысле) и экономичным вариантом попадания на Охту. Хотя в низкую воду для группы на байдарках типа “Таймень-3” данный маршрут будет представлять определенную сложность из-за мелководья. Еще одним минусом данного варианта является то, что вы не увидите церковь на острове Троицкий (оз.Муезеро), зато увидите, как карельская река может на расстоянии 300 метров упасть на 35-40 метров и пройдете места малонаселенные и редко посещаемые даже по карельским меркам. Препятствия же П1-П14 (от Кевятозера до Юлеозера) на Охте не стоят того, чтобы их непременно повидать: за исключением последних 3-х простых шивер, они представляют собой или шкуродер или простые перекаты. Выбирайте. При выборе описанного маршрута за дополнительной информацией обращайтесь к отчету 5558 МГЦТК группы 1/4 308 (рук. Молчановский Максим Алексеевич, (095) 335-66-19), в составе которой ходили руководитель и завхоз нашей группы.
    Удалось увидеть Шую и сравнить ее пороги в большую и малую воду. Увиденное поражает: река очень сильно отличается. Предположительно, в очень высокую воду все препятствия Шуи достаточно сложны и проходимы ( в целом 3 к.с. с эл. 4-5).
    Наше отношение к препятствиям выражено следующей далее таблицей. Здесь !-внимание, !!! - особое внимание. ??? отражают спорную ситуацию.

П№

Название

Низкая вода (НВ)

Большая вода (БВ)

   

!

!!!

обнос

!

!!!

обнос

П8

“Бутылочное горло”

X

   

X

   

П11

-

X

   

X

   

П14

“Тёмный”

X

   

X

   

П18

“Софринский”

Х

     

Х

 

П23

“Чайник”

X

?X?

 

?X?

   

П24

“Белая Лошадь”

 

X

   

X

?X?

П35

-

Х

   

Х

   

П36

“Ведьмино Ущелье”

-

   

Х

?Х?

 

П41

“Директор”

X

   

-

   

П43

“Слива”

Х

   

Х

   

П44

Выход “Ремиз”а

Х

   

Х

   

П46

“Банзай”

Х

     

Х

 

П47

“Сосновый”

 

Х

   

?Х?

Х

П50

Гл. слив пор. “Московский”

   

Х

 

?Х?

Х

П50

Шивера пор. “Московский”

X

   

X

   

П52

“Предбанник”

 

?Х?

X

 

X

?X?

П53

“Пуло” (падун)

   

Х

 

?Х?

Х

П54

“Пуло” (шивера)

Х

   

Х

?Х?

 

П55

“Большой Падун” (главн. слив)

   

Х

 

?X?

Х

П55

“Большой Падун” (все остальное)

 

Х

   

?Х?

X

П56

“Зигзаг”

Х

?Х?

   

Х

?Х?

П63

“Деревенский”

Х

   

-

   

4. Удалось посмотреть, что же это такое - Белое море, хотя к сожалению только из устья Северной Шуи – дальше не пустил шторм.

*** Магнитное склонение на топ. картах — восточное » +9°

Использованная и рекомендуемая литература.

1. В. Шилов. “На байдарках по Карелии”. М., 1997 год.
2. Рыжавский Г. “По рекам и озерам балтийского склона”. М., 1997.
3. “Водный туризм.”. М., Профиздат, 1990.
4. Юрин В.“Сольфеджио белой воды.” М., Восточная книжная компания. 1997.
5. Плечко Л. Сабанеев И. “Водные маршруты СССР. Европейская часть.”
6. Воронов Ю. “100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке”. М., Мир, 1993.
7. Григорьев В., Штовби Ю. “Сложные походы на байдарках.”. М., Ф. и С. 1971.
8. “Снаряжение туриста водника.” М., Профиздат 1986.
9. “Самодельное туристское снаряжение.” М., Ф. и С. 1986.
10. Коструб А. А. “Медицинский справочник туриста.” М., Профиздат, 1990.
11. Штюрмер Ю. А. “Краткий справочник туриста.”. М., Профиздат 1985.
12. Топографический атлас Карелии.
13. Отчет 5558 МГЦТК.