ОТЧЕТ О ВОДНОМ СПОРТИВНОМ ПОХОДЕ ВЫХОДНОГО ДНЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ЧЕТВЕРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО СЕВЕРНОМУ ТАЙЛАНДУ (РЕКА ВА (Wah) )

Совершенном с 5 по 8 июня 2009 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель группы:          Лифанов Александр Валентинович

 

Адрес руководителя:            Моcква, Волжский бульвар, д.25, корп.1, кв. 342

 

Е-mail:                         Lifanovav@mail.ru

 

Телефон:                                8 – 903 – 184 – 95 - 40 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ ОТМ рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам похода  и руководителю группы _____________   категорией сложности

 

 

 

 

Отчет использовать в библиотеке МГЦТК

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1. Справочные сведения                                                                                                3

            1.1 Характеристика похода                                                                                  3

            1.2 График движения                                                                                          3

            1.3 Список группы                                                                                                4

2. Содержание отчета                                                                                                      5

            2.1 Общая смысловая идея похода                                                                   5

            2.2 Организация путешествия                                                                           6

            2.3 Описане района путешествия                                                                      8

2.3.1. Реки Тайланда                                                                                 8

2.3.2. Река Нан                                                                                           10

2.3.3. Река Ва                                                                                             11

2.4 Подготовка к сплаву на рафте                                                                    15

2.5 Заброска к началу сплава                                                                             19

2.6 Выброска после окончания сплава                                                            21

2.7 Техническое описание сплава                                                                     22

3. Выводы и рекомендации                                                                                           26

4. Обзорные карты Обзорная карта 1 (вся поездка)  Обзорная карта севера Тайланда

5. Топографические карты реки Ва (линии сетки проведены через 4 километра)

Верхняя секция  Средняя секция лист 1  Средняя секция лист 2

Нижняя секция  Низовья реки

6. Схемы секций реки Ва             Средняя секция   Нижняя секция

7. Коллажи из журнала Wild

Река Нан - 1_01 1_02 1_03 1_04 1_05 1_06 1_07,

Река Ва (верхняя секция) 3_01 3_02 3_03 3_04 3_05 3_06 3_07

8. Фотографии

 

 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Характеристика похода

Вид туризма                                                 - водный

Категория сложности похода                     - поход выходного дня с эл. четвертой к.с.

Протяженность  сплава по реке Ва            - 67 км

Продолжительность похода                       - 4 дня

Сроки проведения                           - с 5 по 8 июня 2009 года

Средства сплава                               - шестиместный рафт

Район проведения похода                           - Северный Тайланд, провинция Нан

Нитка маршрута:

г. Бангкок – г. Нан – пос. Сопмай – сплав по реке Ва – пос. Тхай – г. Нан – г.Чианг Рай

Условия проведения похода  - средний уровень воды, характерный для сезона       начала дождей, жарко, пасмурно, ежедневные

кратковременные дожди и ливни. 

Адрес хранения отчета                                 Библиотека МГЦТК

Поход рассмотрен МКК                               ФСТ ОТМ

1.2 График движения

 

Дата

День

Участок

Средство передвижения

Активно (км)

5.06.2009

1

Бангкок – Нан

автобус

 


Переговоры с фирмой

 


 


6.06.2009

2

Наг - Сопмай

минивен

 


Сопмай – Лагерь 1

сплав

17

7.06.2009

3

Лагерь 1 – Лагерь 2

сплав

35

8.06.2009

4

Лагерь 2 - Тхай

сплав

15

Тхай - Нан

грузовик

 


Нан – Чианг Рай

минивен

 


 

 

 

1.3 Список группы

 

 

Лифанов

Александр

Валентинович

 

Чилик, Чон-Кемин, Чарын, Кекемерен, Матча, Обихингоу, Казан-Коксу,

Мандакини-Алакнанда - 6Р,

 

Шавла, Сарда-Миена-Сорбо, Башкаус-Чулышман,Туполанг,

Китой-Онот,Чорох  - 5Р

 

Габуния

Зураб

Ричардович

 

Туполанг – 5у,

 

Цхенис-Цкали, Риони, Малка, Кодори – с эл.5 у

 

Щербакова

Лидия

Артемьевна

 

Мста – 2у

 

Цветковская

Делия

Эриковна

 

Писта – 2у

2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.1 Общая смысловая идея похода.

 

Пришла весна, перелетные птицы потянулись в родные края, а туристы с не меньшим упорством наоборот, подальше от родных мест. Хорошо быть молодым, сидеть по уши в холодной воде, играя на гитаре в перчатках, чтобы струны к пальцам не примерзали. Хорошо рассказывать после похода знакомым девчонкам о том, как в пороге “… вода прет со скоростью километров 60, а то и больше, …. а я зацеп за камень … весло хрясь и напополам … катамаран на свечку и опрокинуло … под водой пробыл минут, наверно, пять … потом зависли на кустах … хорошо рядом ребята стояли, вытащили, а то бы кранты…” и смотреть им в глаза, в которых светятся восхищение твоей геройской личностью и гордость от знакомства с тобой.

Увы, не те уж времена. Лежа на диване пытаешься прикинуть – в такой то раз сходить на Лабу или в такой то раз на Мзымту или на другую речку, но тоже в такой то раз. Или может в Карелию. Ведь говорил же, что выйду на пенсию и буду ходить в Карелию. Обманул, однако. Не, весной в Карелии мои видавшие виды суставы от холода будут крошиться, как ластик в жидком азоте.  А тут приезжают в гости друзья и невинно так спрашивают – а ты был в Ангкоре в Камбодже. Когда я признался, что нет, то взгляд вопрошавшего сначала стал удивленным (Надо же пижон! Весь мир был, а ему западло!!!), а потом понимающе сочувствующим. Так, наверно, глядит дворовый пес на породистого с ошейником и поводком, которого не пускают приударить за пробегающей мимо сучкой.

Итак, Ангкор. Это понятно, но это всего дня на три. С туристическими компаниями не связываемся. Прикрываясь кризисом, они заметно увеличили свой навар, продавая туры не в сезон по новогодним ценам. К тому же туркомпании вяжут обычно Камбоджу с Вьетнамом, потому что авиабилеты во Вьетнам стоят обычно дешевле, чем в Камбоджу. Подземные ходы дядюшки Хо во Вьетнаме мне не интересны, равно как и кухонные изыски в Сайгоне. Море, что во Вьетнаме, что в Камбодже оставляет желать лучшего, заметных гор нет ни  там, ни там. Остается Тайланд. Море там тоже не очень, если не ехать на удаленные острова или не плавать на Андаманские острова, но на севере есть много чего посмотреть. И, кстати, там есть, где сплавляться. А кроме этого там есть свои храмы, пещеры, гейзеры и горячие источники, королевские дворцы и парки с ботаническими садами и бабочками, всякие развлекаловки со змеями, крокодилами, обезьянами, слонами, львами и тиграми и много еще чего. И самое главное, там есть настоящие, почти не тронутые джунгли на границе с Лаосом.

Здесь неожиданно меня поддерживает приятель, которому тоже хочется в Ангкор (чтобы не чувствовать себя тем самым кобельком в ошейнике), а главное он мечтает увидеть настоящие джунгли. Нет, мы конечно видели тропические леса, он – в Перу, я в Мексике, но это все туристические приглаженные тропы, а здесь несколько дней сплава по девственному лесу. Начинаю искать варианты сплава по рекам Тайланда, перелопачивая по обыкновению русский, американский, английский и тайский интернет. Тайские сайты, как правило, одноязычны, причем это один язык – тайский. Однако есть и многоязычные сайты, с которых я собираю всю информацию, относящуюся к сплаву. На английских и американских сайтах нахожу краткие отчеты, видео и фотографии сплава по тайским рекам. Наконец, выбираю маршрут сплава по реке Ва. Это название в английской транскрипции зачастую пишется Wah. Вах – это пахнет когда-то родной а теперь бесконечно чуждой Грузией, майскими праздниками и Пасхой, вином и молодостью, когда мог пойти с тремя рублями в село, купить там пять литров вина, два литра чачи, лепешки, чурчхелу и вернуться назад с заплетающимися ногами, бойко разговаривая с провожающим и поддерживающим тебя генацвали по-грузински, причем гордо положить взятые с собой три рубля на место.  Где начало сплава по Ва и где его конец из интернетовских текстов  не понятно, но есть предмет разговора с тайскими фирмами на предмет рафтинга. Дорабатываю поездку до логического конца и получается ровно две недели, причем с вариантами посещения еще двух стран – Лаоса и Бирмы. Эти посещения, конечно, больше для галочки, но приятно сознавать, что там и там ты уже был, причем не просто в аэропорте или на вокзале проездом, а хоть и пару – тройку часов, зато в гуще народа, отдегустировав местные напитки и вернулся обремененный сувенирами.  Оценив мои потуги в разработке поездки, к нам присоединяются еще две дамы, которые когда то в студенческие годы ходили на байдарках, а сейчас хотят прокатиться по взрослому (ну, остальное тоже посмотреть хотят не меньше нас).

 

2.2 Организация путешествия.

 

Зная название реки и приблизительные даты, начинаю бомбардировать все тайские сайты, имеющие хоть какое либо отношение к рафтингу. Понятно, что из-за трех дней сплава тащить с собой суда, палатку, кухню и т.д. просто не разумно. К тому же полное отсутствие лоции. Нет, карту и схему маршрута я нашел, но схема внемасштабна и названия на ней никак не соответствуют нанесенным на карту. К тому же полный просмотр реки потребует в несколько раз большего времени на прохождение, чем при прохождении с гидом. На эти грабли я уже наступил в индийском походе.

Пока скрипели поюзанными мозгами старые тайские компьютеры, я съездил на две туристические выставки и попытался там найти выход на рафтинг. Однако, все российские компании (да и тайские в Москве тоже) жестко ориентированы только на морской отдых. Да они предлагают экскурсии на север Тайланда, но проходят они с 2 – 3 дополнительными авиаперелетами и остановками в дорогущих гостиницах, а это делает цену таких поездок неподъемной. Это, в общем то, естественно. Туркомпании получают свой процент и, чем больше платишь ты, тем больше получают они. Был, впрочем, один молодой сотрудник турфирмы, который сказал, что поедет с нами (за наш, естественно, счет) и все устроит на месте. Однако, этот сотрудник не говорил по тайски, следовательно вряд ли он смог бы решить какие либо вопросы, которые не смогли бы решить мы.

Со временем стали приходить ответы от тайских турфирм (русские турфирмы, к которым я обратился с таким же запросом, гордо промолчали). Как и в случае с Индией  на 20 моих запросов пришло 4 ответа. Две фирмы предложили сплав, но только однодневный и по другим рекам. Одна турфима запросила астрономическую сумму, которую ничем не обосновала. Фирма Active Thailand (www.activethailand.com) подтвердила, что она может организовать подобный сплав в нужное время, но ждет она нас в городе Чианг Май и мы должны оплатить дорогу от Чианг Мая до города Нан и обратно, а также проживание в дорогой гостинице в городе Нан. Кроме этого было требование об участии не менее шести человек.

Это уже было приглашением к началу дискуссии. Я немедленно написал письмо, что ехать из Бангкока в Чианг Май нам не улыбается, поскольку в этом нет никакого смысла, и гостиницу в Нан мы снимем сами, а вот на машину на три дня после сплава мы вполне согласны. Кроме того, нас только четверо, но мы согласны взять кого-нибудь на борт или присоединиться в другой группе. Замечу, что конец мая – начало июня абсолютно провальное время для туризма в Тайланде. Еще жарко, но уже начались дожди. Следовательно, пляжников и пешеходников не будет. Еще не пик воды в реках, следовательно фанатов рафтинга и каякинга тоже нет. Мы это позднее прочувствовали на себе. Гостиницы давали огромные скидки на номера, иногда более чем в два раза и в виде бонуса бесплатный кофе каждое утро и питьевую воду каждый день. И при этом в отелях было заполнено только несколько номеров. Гиды при посещении музеев, памятников и горячих источников приговаривали – это сейчас вы здесь практически в гордом одиночестве, приезжайте в период с конца сентября до середины января – будете боком в давке протискиваться. В общем, после долгой дискуссии по интернету нам был выставлен счет за рафтинг, включая все снаряжение, питание и трансферы  Нан – начало сплава и конец сплава Нан. Счет составил 6000 бат на человека или 24000 бат на группу (1 доллар стоил 31.70 рубля и 33.30 бат). Это вполне приемлемо, исходя из того, что за полдня сплава по Даламану в Турции берут до 60 баксов, на Бали – 40 баксов (за полный день, то есть за два сплава по разным рекам я заплатил 80 баксов). Так это без еды, без палаток, спальников и мешков. В общем, мы сочли эту сумму приемлемой. Проблема вышла с отправкой им денег. Поскольку они принимают предоплату ТОЛЬКО по золотым и платиновым карточкам Visa, которых у нас нет, пришлось высылать предоплату, составляющую треть суммы почтой по странному адресу. Это обошлось нам в 10 процентов комиссионных, но перевод дошел. Остальные деньги мы заплатили наличными батами в рафтинговой фирме Nan River Rafting, ибо Active Thailand тоже посредник. Замечу, что Active Thailand свои деньги в принципе отрабатывает, оперативно решая все вопросы в любое время суток. Единственный минус заключается в том, что на телефон они сажают преимущественно “блондинок”, которым надо все повторять не как военным – медленно и два раза, а по 5 – 6 раз.

О тайском английском особая речь. Куклачев, наверно, стал бы великим переводчиком с устного тайского английского, поскольку тайцы постоянно срываются на мяу-мяу. Но тут у нас был свой козырь – одна из участниц группы неоднократно бывала в Бангкоке по служебным делам и в совершенстве разбирала это мяуканье на английском языке.

      

2.3 Описане района путешествия.

 

2.3.1. Реки Тайланда

 

В Тайланде довольно много рек, по которым сплавляются туристы. Сплав по широким медленно текущим рекам здесь проводится на лодках с мотором (longtail boat) или на широких плотах. По узким речкам сплавляются на плотиках из бамбука, которые вяжут прямо при вас. Таким плотиком управляют бамбуковыми шестами. Этот отдельный вид сплава даже получил отдельное название – бамбукинг, аналогично рафтингу, каякингу и водопадингу. Не понятно, почему не прижился термин, сказанный парнем в исполнении Куравлева, который на Алтае показывал знание иностранного языка – Манжерокинг. Этим термином вполне можно было назвать сплав по спокойной воде на многотонной пупындре с непрерывным употреблением внутрь согревающих напитков. Ну, как например, на коммерческом сплаве на 8 местном катамаране по Катуни в районе поселка Манжерок.

Впрочем, о спортивном сплаве. Водопадингом здесь никто не занимается, что объясняется, видимо, малыми глубинами рек под водопадными сливами. С другой стороны отдельные водопадные ступени без сомнения могут быть пройдены по большой воде даже на широко известном многоступенчатом водопаде Мае Са в районе города Чианг Май. Сплав на каяках и рафтах по бурной воде напротив, довольно популярен как среди иностранных туристов, так и среди местных жителей.

Сплав в основном проводится по рекам северного Тайланда. Сезонность сплава определяется полноводностью рек, которая в свою очередь определяется дождями. Начало сезона дождей приходится на конец мая или начало июня, конец – на начало или середину сентября. Пик паводка обычно в середине августа, когда проливные дожди могут лить не переставая по нескольку дней. Соответственно и сплав по большинству рек рекомендуется с начала сентября по конец октября. Если река очень малорасходная, то период сплава сдвигается на половину месяца – середина августа – сентябрь. Если река имеет относительно большой расход, как, например, река Ва в среднем и нижнем течении, то сплав можно проводить до Новогодних праздников. Однако, следует заметить что уровень воды в середине июня примерно равен уровню в начале октября, а зимой каяка и рафты продираются сквозь частокол камней.

Ниже приведен список рек по уровню сложности. Естественно, что в список попали не все реки, а только те, по которым есть информация в интернете.

Отметим, что английское написание тайских наименований может быть различным. С этим приходится сталкиваться и при изучении картографии, и при просматривании схем и кроков препятствий, и при общении с местными жителями.   

Простые реки

Река

Провинция

Кате-гория

Продолжитель-ность сплава

Mae Lamao

Tak

1-2

2 часа

Mae Nam Noi

Kanchanaburi

1-2

2 часа

Pong Nam Ron

Chantaburi

2+

1 час

Mae Chaem (Ob Luang Long Bridge-KM10)

Chiang Mai

2+

1 час

Mae Taeng (Pang Mu- Sobkai Village)

Chiang Mai

2+

4 часа

Реки средней сложности

 Klong Yan (Kaeng Krung)

Suratthani

3

6 часов

Klong Gly (Kung Ching)

Nakorn Srithammarat

3

3 часа

Nam Nan (Upper Section)

Nan

3 – 4

2 - 3 дня

Nam Wah (Nam Pu - Haad Rai Village, Low Section)

Nan

3+

5 часов

Nam Petch

Petchburi

3+

3 вня

Nam Pai

Mae Hong Son

3+

2 часа

Ton Pariwat

Phang-nga

3+

1,5 часа

Mae Taeng (south of Pang Koh Village - concrete bridge)

Chiang Mai

3+

1,5 часа

Nam Keg

Pisanulok

3+

3 часа

Nam Mae Klong (Te Lo Re)

Tak

3+

2 дня

Sai Yai (Kang Hin Poeng)

Prachinburi

3-4

2 часа

Сложные реки

Nam Wah (Sobmang-Mae Jarim Districts, Middle Section)

Nan

4-5

3 дня

Nam Wah (Sapun – Sobmang, Upper  Section)

Nan

4-5

6 часов

Mae Taeng (Pang Koh)

Chiang Mai

4+

1 час

Категории сложности рек взяты из интернета.  Заметим, что категории здесь практически соответствуют российским. В разных источниках категорирование рек различно. Так река Kang Hin Poeng в одних источниках оценивается 3-4 категорией сложности, а в других источниках говорится об отдельных порогах 5 категории сложности. Завышение категории сложности, а также завышение протяженности сплава, вероятно сделано для того, чтобы привлечь побольше клиентов. Естественно, что при большой воде категория препятствия оценивается выше, да и вообще высоко оценивается не сложность маневра в препятствии, а высота вала или мощь бочки, который придется пробивать при минимальном маневре в пороге.  Пороги в реках, как правило короткие, с последующими плесами и быстротоками, позволяющими ликвидировать последствия оверкиля либо собственными средствами экипажа, либо с минимальной помощью с берега. Все препятствия можно просмотреть и отстраховать. Исключение составляет только период сильного паводка, когда береговая линия перед порогом может представлять сплошные джунгли, зачалиться в которых, да и пройти на просмотр довольно проблематично. Пороги выше пятой (российской) категории здесь не ходят, считая их непроходимыми. Так при спортивном не коммерческом сплаве по верхней секции реки Ва несколько порогов группа тайцев обнесла.

2.3.2. Река Нан

Ниже приводится журнальное (Wild magazine, December 2005) описание верхней части реки Нан (01  02  03  04  05  06  07).

Извилистая скрученная дорога ведет нас ближе и ближе к природе, к чему то такому, что нельзя найти в городах. Мы приветствуем новый свежий день. Мы уговорились на спуск на плотах и спуск по скалам в водопаде по веревкам. Мы взяли с собой только самое необходимое, чтобы не перегрузить плот. Мы запланировали остаться в джунглях в течение двух ночей. Мы оставили Нан и поехали в деревню Piang Kor в районе Chalerm Prakriat до которой от города 150 километров. После обеда мы проехали оставшиеся 700 метров на пикапе, после чего еще 200 метров несли на себе все наше снаряжение. Настало время сплавляться вниз по течению реки Nan  35 километров. Даже при том, что уровень воды в реке был низок, это не охладило наш настрой и мы были готовы весело провести время и наслаждаться путешествием. Мы успешно преодолели препятствия 20-километрового сплава до прибытия в песчаную зону перед водопадом Wang Pian. Мы обустроили лагерь и наслаждались вкусной едой, в том числе и из дикого леса. Атмосфера была идеальной в красивом естественной окружении.

На рассвете следующим утром, г. Noom, наш турлидер, оглядел окрестности и подготовил снаряжение для скалолазанья по 80-метровому утесу, по которому падала вода. Наш подъем был немного опасен из-за влажной от брызг поверхности утеса. Мы гордились нашим достижением. Расстояние от основания до вершины не выглядело очень далеким, но как только мы смотрели вниз сверху, то оно казалось гораздо больше. Мы наблюдали захватывающий вид окружающей нас природы с высоты птичьего полета. Наш спуск был довольно волнующим, поскольку мы должны были быть очень осторожными, чтобы не совершить ошибку, которая дорого бы нам обошлась. Прохладный туман от падающей воды освежал нас. От основания подъем выглядел весьма трудным и опасным, поскольку поверхность утеса была влажной и скользкой. Но мы узнали, что это было не обязательно так. Мы долго расспрашивали  наших преподавателей, чтобы они указали на то, что мы делаем не правильно или дали совет. Это помогло нам преодолеть наши начальные страхи и спуск был беспрецедентен. Мы достигли основания и сели в наши ждущие нас каяки, где нас ожидали сопровождающие нас товарищи, оказавшие огромную поддержку нам при спуске по водопаду. Слабое сердце не позволило им участвовать в скалолазаньи и они наслаждались каякингом. С красивым закатом позади нас мы устроились для нашего ужина деликатесамисеверного Тайланда среди товарищей под звездами. Все мы спокойно спали, зная, что духи джунглей защитят нас.

Следующим утром мы полностью очистили место разбивки лагеря и загрузили наши вещи в лодки. Словами невозможно передать, что мы все чувствовали. Для всех нас это был не конец жизни, но ясно, что никто и никогда не забудет это приключение. Нужно самому испытать что-нибудь подобное, чтобы понять, что мы имеем в виду.

Мы продолжили нашу поездку вниз по реке на каяках, проходя большие и маленькие пороги, обходя огромные обливные и полуобливные камни. Приблизительно после трех часов мы достигли нашей конечной точки в Kuay Kon. Мы оказались в состоянии обнаружить истинное предназначение этого приключения. В то же самое время были в состоянии решить свои проблемы и успешно преодолеть все препятствия, которые оказывались перед нами. Река продолжает звать всех авантюристов для проверки навыков и смелости при прохождении порогов.

2.3.3. Река Ва

Река Ва была выбрана нами исходя из того, что это наиболее длинный и сложный из всех маршрутов, по которым проводится коммерческий сплав в Тайланде. Река делится на четыре секции.

Верхняя секция начинается от деревни Sapun (на русскокй карте Сапан) и тянется около 30 километров (по тайским меркам 35) до деревни Sobmang. Коммерческий сплав по этой секции практически не проводится, но местные туристы изредка посещают ее. В интернете написано, что прохождение этой секции требует отдельного пермита (разрешения), но при разговоре с сотрудником рафтинговой фирмы в городе Нан, было сказано, что получение такого разрешения не проблема и оформляется так же как разрешение на сплав по средней секции в пределах заповедника Мае Джарим, то есть надо просто немного денег. Судя по фотографиям в журнале и тем, которые были мне доступны, при прохождении этой секции довольно сложно найти место для ночлега. Ниже приведен перевод статьи из тайского журнала (Wild magazine, December 2005) о прохождении этой секции (01  02  03  04  05  06  07).

Только на реке Wah есть каскады порогов. Некоторые водопадные пороги все еще ждут своего покорителя. После многих лет разведок и тренировочных сплавов команда Sabaidee on Tour пришла к заключению, что настало время доказать, что сплав по этой реке не столь опасен, как это считалось раньше. После сбора опытной группы храбрых туристов мы проведем этот поход, чтобы выполнить наше желание.

После завтрака в Нан мы едем по одним из самых высоких холмов в Таиланде и, наконец, приезжаем в деревню Sapun, которая является исходным пунктом для сплава на плотах на верхней секции реки Wah. После короткого брифинга, где мы вспомнили все знания и формальности при сплаве на плотах, которые мы приобрели за наши многие годы сплава по рекам, команда подчеркнула, что главное - безопасность. Далее последовала короткая тренировка по технике сплава и безопасности на воде.

Поскольку лидер экспедиции был капитаном, он проинструктировал г. Oon, г. Panya, Jeck, Nue, и десять храбрых гребцов. Сплавляясь по течению мы прошли секции нетронутых засушливых и сырых джунглей. Мы видели следы от диких животных, отпечатавшиеся на мягкой почве вдоль берегов реки, и видели редкие разновидности птиц, летящих в небе.

После сплава по течению в течение приблизительно 20 минут, мы столкнулись с нашими первыми порогами, названным "Tang Rapids", 3 категории сложности и многими более простыми. Затем мы оказались перед "Pak Kum Rapids'", который является весьма большим и мощным. Мы должны были использовать все наши навыки, чтобы справиться с ним. Затем мы вступили в битву с "Pian Rapids" – самым опасным и сложным из всех порогов верхней секции реки Wah. Порог по высоте и форме эквивалентен трехступенчатому водопаду. Мы решили обнести его, поскольку прохождение было слишком опасно. Мы разгрузили плоты и решили позволить им идти пустыми через порог, поскольку это было самой безопасной вещью, которую мы могли сделать. Мы осторожно обнесли порог до нижнего бьефа, чтобы вновь загрузить наши плоты. Обнос довольно трудоемок.

После краткого обеда с местной пищей мы возвратились к нашим плотам, чтобы проходить различные пороги 3 – 4 категории сложности, такие как: Saw Ten 1, Pong, Loa-U, Sob Huay Luang, Hin, Kood and Sob Pad. После того, как мы прошли два смежных водопада, по звуку падающей воды мы поняли, что мы оказались перед трудным испытанием нашей техники и храбрости при прохождении порога "Turn Hok". Мы вновь решили позволить пустым резиновым плотам проходить порог. Мы быстро и аккуратно спустились ниже, чтобы найти безопасное место, где можно вновь загрузить плоты.

Здесь мы оказались лицом к лицу с кульминвцией нашего сплава – порогами Huay Miang, Wang Ling, Wang Kaell, Wong Kom, Learngam, и Sob Huay Ao, которые были на расстоянии всего 20 - 30 метров друг от друга. После успешного их прохождения мы вспомнили слова других – пороги не страхуются и очень опасны при прохождении. Все участники команды согласились, что сплав был захватывающим, приятным и давшим нам ценный опыт. К тому же он был не столь опасен, как это представляли другие.

После успешного прохождения всех больших порогов мы гребли по плесам и быстротокам до порога Sob Nam Mang, на который натыкается река Wah. Это – начальный пункт средней секции реки Wah. Наша группа преодолела дистанцию в 35 километров  приблизительно за 6 часов чистого времени.

Мы получили теплый и дружественный прием от сельских жителей деревни Sob Mong и они пригласили нас провести ночь в их домах. 

Средняя секция начинается от деревни Sobmang (на русских картах Сопмау) делится на две части – первую среднюю, попроще и вторую среднюю, посложнее. Сплав проводится либо только по первой средней секции до первого лагеря рафтеров (один день Нан – сплав – Нан), либо по обоим секциям с двумя ночевками. Подробное описание всех участков реки будет приведено ниже, но по моему мнению средняя российская туристкая группа пройдет этот участок за полтора дня с одной ночевкой после первой секции при условии стапелевания в первой половине дня.. То есть реальный сплав туристской группы займет здесь  максимум два дня со стапелем и антистапелем, если конечно не очень просматривать пороги и грести на плесах. Организовать ночлег не в лагерях рафтеров если и возможно, то достаточно проблематично. Оба берега реки – крутые склоны, а на речные отмели по большой и даже средней (как у нас) воде рассчитывать не стоит. Ниже приводится описание сплава из журнала Wild magazine, December 2005.

Кто-то когда-то сказал, что время и сезоны изменяют реку. Это - одна из причин по которой девять девять из нас второй раз приехали в Нан октябре, чтобы пройти пороги средней секции реки Wah. Мы прибыли в Нан рано утром и загрузили наши вещи, снаряжение, провизию, резиновый плот и весла на два больших грузовика, после чего поехали по дороге Doi Pukah - Bor Kler. Дорога полна поворотов, уводящих все выше и выше. Поднимаясь, мы проезжали поля с созревающим рисом. Через некоторое время мы достигли входа в национальный парк, где каждый из нас должны были заплатить входную плату по 20 бат. Приблизительно час спустя мы выразили наше уважение по отношению к святыне Pukah. Это место называют также домом рядом с завядшим Розовым Деревом Pukah. Ветви были безлистными, но на них было несколько групп  розовых и белых цветов. У этого дерева листья на ветвях есть с февраля по март.

Затем мы приехали в деревню Sjop Mang, где сливаются реки Wah и Mang. Каждый проверил свои вещи, спасательные жилеты, шлемы, весла и все, что только возможно перед тем как сесть в плот и начать сплав. Пока плот лениво плыл по спокойной воде, мы были заинтригованы естественной красотой обоих берегов реки.

Средняя секция реки Wah известна наличием более чем 100 порогов категории 4 - 5. Сначала мы попробовали свои силы в порогах 2 – 3 категории с именами Yao, Go и Hijun. Рулевой попросил нас обеспечить хорошую точку опоры прежде, чем рисковать идти через пороги 3 – 4 категории плотно сидеть в рафте при прохождении порогов 3 категории Pha Luang, Luang Sop Mang и Sau Ten. По обоим берегам реки стоят высокие горы. Сплав был захватывающим. Мы должны были использовать наши навыки и энергию для того, чтобы  выполнить команды рулевого. В порогах было трудно маневрировать, но мы были удовлетворены их преодолением.

Немного позднее мы столкнулись лицом к лицу с жестким валом в пороге 3 категории Huay Bung. Наш первый сплавной день закончился в лагере Huay Loy в безопасном окружении природы.

На следующее утро все мы чувствовали себя свежими и физически готовыми к следующей части нашего сплава длиной 40 километров с разведанными порогами 2 – 5 категории. Мы веселились, проходя пороги 2 категории. Перед прохождением порогов 3 категории рулевой напомнил команде о готовности к прохождению препятствий. Мы прошли по порогам Szan 1 and Szan  2 и прибыли к порогу 4 категории Huay Dua. Падение в пороге составляет 3 метра. В пороге стоят валы и моного больших обливных камней. Немного позднее ниже по реке мы лицом к лицу столкнулись с порогом Pee Pah, который также опасен, как и предыдущий. Далее мы гребли, чтобы выйти на берег и разведать место, откуда шел рев падающей воды. Падение воды было слишком велико для прохождения. Затем мы оказались лицом к лицу с порогом 4 – 5 категории. Все должны были позаботиться о собственной безопасности надежно, держась за веревки. При прохождении все кричали и вопили. После того, как плот всплыл на поверхность реки, мы возобновили греблю. На обед мы остановились на пляже Красный Песок (Red Sand Beach). У нас была восхитительная еда - липкий рис в бамбуке, которая добавили нам сил для гребли по порогам 3 категории, так как река не успокаивалась. Мы были очень взволнованы при прохождении сложных порогов 3 категории  Mae Sunan, Pong Kang Khon и порога Krok 4 категории сложности. Плот пропадал под поверхностью воды и вновь выныривал на поверхность. Это было очень захватывающим и наши разгоряченные тела быстро освежались. Порог Luang  довольно длинный со сбоями струй и поворотами. Пороги Pah Knee Nok 1 и Pah Knee Nok 2 относятся к 3 – 4 категории сложности. Последний порог дня Pha Lot Mae относился к  4 – 5 категории сложности. Плот полностью погрузился под воду и всплыл среди больших валунов. Мы прошли это препятствие намеченным путем с развевающимися знаменами.

Прохождение порогов требует быстрой сообразительности, понимания, повиновения командам рулевого, работы в команде, решительности и гармоничности. Эта экспедиция навсегда останется в наших умах, а звук падающей воды в нашем подсознании будет звать нас вернуться.

Нижняя секция самая простая. Начинается она от села Nap Pu (на русской карте отсутствует) и продолжается до моста в селе Haad Rai (на русской карте Хатрай), что составляет 18 километров. Выше в таблице этот маршрут оценивается как 3+ категорией сложности, но по мнению гидов он вряд ли потянет выше двойки даже в паводок. На карте видно, что на этом участке река практически выходит из гор и течет в широкой долине. Так что кроме отдельных шивер, перекатов и быстротоков со стояками здесь вряд ли что может быть. В журнале (Wild magazine, December 2005), где описывается сплав по этой секции, она несколько уменьшена, видимо для того, чтобы оставить время на поездку на слонах или что-нибудь еще.

В конце концов мы прибыли в национальный парк Mae Jarim, к началу настоящих порогов на реке Wah. Эти пороги являются туристским аттракционом уже более 10 лет. Прохождение порогов позволяет насладиться рафтингом, но это место очаровательно само по себе. Начиная с появления резиновых плотов на порогах эта секция, возможно, не столь же популярна как другие две средние секции реки Wah, но она идеальна для рафтеров, которые являются поклонниками получения нового опыта и впечатлений. Мы будем проходить небольшие пороги, оттачивая технику и тренируя свою храбрость перед последующими большими порогами ниже по течению реки, перепад воды в которых достигает приблизительно 2 метра. Порог Sap Pang тянется приблизительно 200 метров и можно наблюдать спокойный пейзаж по обоим берегам. Ниже по течению мы будем проходить пороги Huay Samlee, Thon Sal, Nam Wong, и Suan Hin. Если вы очень храбрый и стремитесь к приключениям, то можете испытать более острые ощущения, проходя пороги на маленькой надувной лодке (Duck). Не отказывайте себе в желании получить удовольствие от более захватывающего сплава. Наконец, мы достигли конца нашего путешествия  в Pang Chang после прохождения всех порогов и гребли в течении около 3 часов, преодолев дистанцию в 12 километров.

2.4 Подготовка к сплаву на рафте.

На коммерческий сплав все, кроме меня, шли первый раз, да и я первый раз оказался на коммерческом рафтинге с ночлегами и в районе, где я до этого не был. Интересовало все, но по интернету мне не ответили практически ни на один вопрос. Поэтому я опишу условия, в которых оказывается в Тайланде коммерческий турист.

По приезду в город Нан вы встретитесь с представителями фирмы River Raft (www.nanriverraft.com, raftnan@hotmail.com, tel. 054-710940, fax 054-710942), которая непосредственно проводит сплав, в том числе и с рулевыми. Английский язык главы фирмы довольно беглый, но понять его не просто из-за излишнего “мяуканья” при разговоре и перестановке гласных в словах. Знание английского языка рулевыми примерно соответствует знанию иностранного языка выпускника сельской школы в глубинке России, то есть – на уровне отдельных слов. В конторе выясняется, что каждому участнику выдают по одному 40 литровому драйбегу для упаковки собственных вещей, в том числе и легкого спального мешка, который сразу кладут в драйбег. Если вдруг кому то этого покажется мало, то предложат еще один драйбег. Так, нам его предложили для видеокамеры, но нам он был не нужен. Все лишние вещи, в том числе и документы оставляются в конторе, причем ценные вещи (деньги, документы и т.п. опечатываются и хранятся в отдельном закрытом ящике. Здесь же выясняется, что много вещей набирать не следует, так как температура воздуха ночью далеко за двадцать, а температура воды в реке 22 – 24 градуса. Палатки и тенты забирают централизованно, а вот ковриков в палатках нет, но это не важно, поскольку земля сильно прогрета и ночью спишь не столько в спальнике, сколько на спальнике. В команду обслуживания, кроме рулевых, входят еще два человека, основное занятие которых установка лагеря и приготовление пищи. На сплаве они работают, как подвесные моторы на плесах и как фотографы на порогах.

Рафт для сплава несколько отличается от тех, которые мне доводилось видеть ранее. По длине он примерно соответствует R-6, но несколько уже и с тремя поперечными банками. Центральную, правда, на длинном сплаве не надувают, поскольку в это место грузится весь основной груз – личные вещи всей команды, продовольствие, газовая плита и баллоном газа, переносной холодильник и переносной термос, а также бочка, в которой с места стоянки забирается весь неорганический мусор. Упоров для ног у передних гребцов нет, но это обычное явление, а вот леер по периметру рафта проходит по бортам достаточно высоко, что позволяет эффективно за него держаться, когда рафт уходит под воду. Гребцы в центре рафта могут держаться за сетку, которой сверху накрыты все вещи.

Лагерь рафтеров обычно стоит на крутом склоне с искусственно выровненными ровными площадками под палатки, кухню и стол. Лишь изредка лагерь ставится у воды, но используется только в низкую воду. Все лагеря, которые мы видели, оборудуются следующим образом. В лагере обязательно присутствует длинный стол под бамбуковым навесом, под которым может разместиться вся команда рафтеров (фото 01).  Лавки и стол при желании можно накрыть банановыми листьями (фото 02). Обязательно также присутствует просторный бамбуковый навес для рулевых и сопровождающего персонала. Под навесом размещается место для приготовления пищи на костре и газовой плите, а также нары, на которых обслуживающий персонал и рулевые отдыхают (фото 03) . По пластиковым дюймовым трубам с ближайшего ручья в лагерь подается чистая вода. Водой из реки, естественно, никто не пользуется ни для каких целей, поскольку река течет по глине и вода имеет соответствующий цвет. “Водопроводная” вода используется для приготовления пищи, мытья посуды, умывания. Из бамбуковых реек и материи оборудовано место для принятия душа (работает при открывании крана на трубопроводе). Кроме этого есть несколько  мест с русским названием “очко”, но вместо так любимой дырки в полу здесь в пол вмонтирован настоящий унитаз, куда предварительно надо залить ведром воду из проходящей рядом трубы. В общем, сервис на уровне мировых стандартов, Алтай с его кустиками и “зеленой газетой” отдыхает. Палатки ставятся на выровненных площадках в два этапа. Сначала на бамбуковых стволах натягивается тент, который закрывает две палатки,  а уже под тентом ставятся сами палатки с тентами. Первый тент защищает палатки от намокания при установке и уменьшает давление тропических ливней, от которых окончательно защищает второй палаточный тент. Таким образом, после прибытия в лагерь и выноса всех вещей из рафта под навес, “кухонные мальчики” первым делом проверяют и налаживают водопровод. Далее, если близко есть сухой бамбук, разводится костер, а если его нет – разжигается газовая плита. После этого на огонь ставятся котелки и “кухонные мальчики” устанавливают палатки. Далее кто-то из них готовит пищу, а кто-то идет в ближайшие кусты за дарами природы к ужину - за бананами, плодами лиан, молодыми побегами тростника и т.п.

Ужин очень разнообразен (фото 04). Сваренный из непонятно чего, но вкусный суп, жареная рыба, жареная курица, рис, салат, молодые побеги бамбука, ананас, фрукты, собранные по дороге и рядом с лагерем. Один из нас, расхрабрясь, перед рафтингом специально попросил экзотических яств с местного рынка. Ему были предложены на выбор жареные тараканы, жуки – плавунцы, кузнечики, гусеницы и скорпионы. Товарищ явно переоценил свои силы, все аппетитные насекомые остались не купленными, а он наелся от одного взгляда на них и представления, что вот сейчас он начнет ими хрустеть. В общем, закончилось пивом не вприкуску, а вприглядку.

Отдельно о насекомых. Их можно разделить на три категории приятные, неприятные и опасные. К первой категории относятся бабочки самых разнообразных расцветок и размеров – от мотылька до чайного блюдца.

Ко второй категории следует отнести комаров, которые довольно интеллигентны здесь, то есть летают без зудения и не мешают спать. Жрутся, впрочем, они не хуже российских собратьев. Видимо есть здесь какая-то кровососущая мелочь, типа мокреца, которая не лезет в глаза человеку, как в Сибири, да и вообще практически не заметна, но после ее нападения остается зудящее место на коже в несколько квадратных сантиметров с мелкими покусами. Замечу, что отечественные средства, типа Дэты и ей подобных, на эту живность если и оказывают влияние, то на очень короткий промежуток времени и не на всю.  На воде изредка встречаются слепни, которые не доставляли особых проблем. Зато муравьи разнообразных размеров снуют повсюду. Стоит уронить пару крошек на стол или на землю и жди гостей. Нападают они скопом и кусаются очень чувствительно. Термиты не кусаются, но жрут, что ни попадя. Один из нас оставил зонтик под тентом, но вне палатки и к утру имел тщательно отперфорированный друшлаг. Отожрали они и кусок пластикового пакета, лежавшего рядом с зонтиком, сочтя полиэтилен достойным добавлением к болонье после исключительно растительной древесной диеты. Тараканы здесь потрясают своей величиной и безразличием к ударам газетой. Только меткий удар тапочкой со всех сил заставляет таракана смириться с неизбежным. И, наконец, цикады. Это вам не крымские цикады, которые нежно стрекочут в вечерних кустах. Впечатление от одной местной цикады таково, как если бы ваш сосед этажом выше купил себе циркулярную пилу и взял подряд на распил досок из вагона кругляка, причем на дому. Две цикады нежно поющие в унисон легко забивают храп спящего соседа, от которого сотрясается палатка. При трех цикадах у вас просто закладывает уши и вы перестаете считать их дальше. Хорошо, что к полуночи цикады заканчивают любовные рулады и отправляются спать.

Третья категория представлена скорпионами, ядовитыми пауками, ядовитыми многоножками и дикими пчелами. Скорпионов мы видели только в жареном виде или в виде маринада в местном виски (ну, как перчик  в украинской горилке). Пауки хоть и попадались иногда довольно внушительных размеров, но вели себя миролюбиво и хлопот не доставляли. Многоножек видели в разных местах. Ползет себе неторопливо живая сосиска и никого не трогает. Но если на нее случайно наступить, то получишь укус, после которого 2 – 3 дня будешь лежать с распухшей конечностью и высокой температурой. Дикие пчелы тоже сами по себе никого не трогают, хотя и присутствуют в изрядном количестве. Их соты высоко на деревьях видны повсюду. Но вы, конечно, помните “Маугли” Киплинга и то, что они сделали с собаками. Когда мы были в заброшенном храме, где снимался фильм “Маугли”, гид рассказал нам такую историю. Русская семья папа, мама и десятилетний оболтус сын. Недалекий папа на рынке покупает рогатку (довольно мощную), которое местное население использует, чтобы отгонять птиц, собак и обезьян, и дарит ее сыну. Сын, придя в заброшенный храм, который ему по малолетству не интересен и в котором в то время было довольно много туристов, находит подходящий камешек и с первого выстрела сбивает пчелиное гнездо с дерева. В течение нескольких десятков секунд вокруг упавшего пчелиного гнезда образуется пустая зона диаметром в полкилометра. Что сделали сильно покусанные люди отцу и сыну история умалчивает, но, похоже, пчелы отомстили за себя сами.

Животных в джунглях мы практически не видели. Но то, что они есть – факт. На берегу два раза видели людей со старинными ружьями длиной почти с человека (фото 05), оставшимися от английских колонизаторов. Это браконьеры, которые охотятся на тигров, оленей и кабанов. Обезьян в джунглях тоже не так много и мы их не видели. Похоже, что все обезьяны перекочевали поближе к людям, где разжиться едой проще, чем в джунглях. В лесных храмах, перед часто посещаемыми пещерами и поблизости от туристских дорог их очень много. Кто-то из них просит покормить, а кто-то, мягко говоря, требует, скаля зубы и показывая внушительные клыки. Поэтому перед входом в подобные места всегда лежат бамбуковые палки, которые настоятельно рекомендуется брать с собой.

Змею в дикой природе мы видели один раз, причем на дороге, по которой ехали на рафтинг. Тем не менее, следует помнить, что в Тайланде змеи ежегодно убивают более 100 человек, а просто укушенных никто не считает. В основном люди страдают от кобр, которые относительно невелики, но достаточно ядовиты. На втором месте – Кинг кобра длиной до трех метров и ее укус практически всегда смертелен. Водяные змеи очень быстры, но укус их менее ядовит. В отличии от морских водяных змей, имеющих яркую красивую раскраску, пресноводные водяные змеи однотонного стального цвета. В лесах и реках встречаются питоны и другие представители удавов. В Золотом треугольнике повсюду выставлена фотография американских солдат с добычей. Им удалось в конце шестидесятых годов выловить в Меконге змею длиной около 8 метров.

Крокодила в диком состоянии удалось увидеть один раз, причем на берегу клонга в Бангкоке. Похоже, что ему там привольно, поскольку этот клонг просто кишит рыбой. Стоит бросить булку в воду, как вода вскипает и за булкой кидаются сотни рыб внушительного размера. Они практически выходят из воды по спинам менее удачливых рыбин и съедают булку, не давая ей упасть в воду (фото 06).

Самая полезная в Тайланде и прилегающих странах по нашему мнению зверюшка – геккон. Они ползают по стенам и по потолку строений, с удовольствием кормясь присевшими на отдых комарами, мухами и муравьями. Недостаток от них только один – иногда они начинают петь. Непонятно, как это мелкое создание может так громко “гекать”. Песня геккона напоминает звуки человека, который выпил больше, чем смог, но меньше, чем хотел. Впрочем, поет он нечасто и недолго.

 

 

 

2.5 Заброска к началу сплава.

Городок Нан не велик по своим размерам. Поэтому рафтинговые конторы, располагающиеся в этом городе, редко работают с туристами напрямую. В основном им поставляют клиентов компании – посредники из признанных туристических центров – Бангкока, Патайи, Пхукета и Чианг Мая. Если вы находитесь в Чианг Мае, то вы без труда можете добраться до Нана на автобусе или такси. Если же вы находитесь на юге страны, то вам придется ехать через Бангкок. Ехать можно на автобусе, на снятой машине или на самолете. Нами был выбран самый дешевый вариант.

Автобусы до Нана и дальше на север страны отправляются от Северного автовокзала (Northern Bus Terminal (Morchit Mai)). Расписания, размещенные в интернете, не соответствуют действительности. Так, на разных сайтах я видел расписания, в которых указывался один автобус, который отправлялся по одной версии в 19.00, по другой в 19.30. Были расписания с указанием двух рейсов в день. Реально оказалось, что ходит один автобус в день с отправлением в 20.00. Видимо, это связано с небольшим количеством пассажиров в это время года. Был подан автобус 1 класса с кондиционированием всего на 24 места – слева по ходу салона один ряд, справа – два. Кресла очень близки к самолетным в VIP салоне – очень широкие и опускающиеся на очень большой угол. Это, конечно, не кровать, но намного удобнее, чем в обычном автобусе. Переезд до Нана длился 10,5 часов, включая короткие остановки на автовокзалах и одну длинную для бесплатного ночного перекуса в привокзальной забегаловке. Мы предпочли остаться на местах, поэтому стюард сам принес нам орешки и кока-колу. Цена переезда составила около 700 рублей.

По приезду в Нан мы связались по телефону с оператором Active Thailand, которая была на месте, несмотря на раннее утро. Она раза с третьего – четвертого сообразила кто ей звонит и что нам надо, после чего связалась с рафтинговой компанией, которая прислала за нами минибас и отвезла в указанную нами гостиницу. Цена за двухместный номер здесь составила около 550 рублей за ночь. В эту цену входила бесплатная вода и бесплатное кофе по утрам, в том числе и немедля по приезду. Естественно о времени Checkin никто не вспоминал. Похоже, что кроме нас в гостинице было занято 1 – 2 комнаты. Зато в соседней гостинице, классом выше, было полно народу и стоял постоянный гомон. Посмотрев на это и на вывешенные цены за номера, мы с удовлетворением сказали нафиг – нафиг и остались на месте, тем более, что ночевать нам было всего одну ночь.

Рафтинговая фирма оказалась рядом – квартал по улице, на которой располагалась гостиница и квартал направо по переулку мимо огромной школы, по интерьеру и стенам больше похожей Бутырский изолятор. Так местные учителя борются с прогулами уроков. С директором фирмы договорились, что мы придем для оплаты рафтинга в 16.00, поскольку оплата должна производиться в местной валюте, а обменные пункты, два из которых было рядом с гостиницей, открывались только в 8.30. Кстати, цена доллара зависит от купюры. Купюры по 100 и 50 баксов – самые дорогие, купюры 20 – 10 баксов подешевле процентов на 5 – 8, а мелочь 5 – 2 – 1 бакс еще дешевле. Несмотря на это купюры в 100 долларов у нас в одном месте не приняли – боялись подделок. Желательно при обмене иметь при себе паспорт, но можно, правда не везде, договориться об обмене валюты и без него.

После заселения в гостиницу женская часть группы продолжила отдых, а мужская вспомнила о словах Остапа Бендера при въезде в Черноморск – “Такие города хорошо брать ранним утром ”. “Сейчас как раз раннее утро”, - ответил ему Паниковский. В общем, к 10 часам, когда дамы изволили проснуться, мужчины уже обежали половину города, поменяли валюту и разведали, что тут есть интересное. После завтрака группа в полном составе посвятила время осмотру достопримечательностей, как в самом городе, так и за его пределами. Тук-туков и такси на улицах практически нет, как практически нет и туристов. Хорошо, что весь город за день можно обойти пешком.

Вечером мы полностью  рассчитались за сплав по реке и я показал на компьютере клипы нашей группы. При этом присутствовал директор фирмы и рулевой, который должен был нас вести. Ребята долго стояли с раскрытыми ртами, а напоследок попросили у меня флешку, на которой эти клипы были записаны. Заодно созвонились с Active Thailand и подтвердили наше намерение после окончания сплава арендовать на 3 дня минибас.

Утром в 8.00 нас ждал минибас, на котором нас со всеми вещами доставили в помещение фирмы. Здесь мы опечатали ценные вещи и документы и отдали их директору, а вещи, которые не брали с собой на реку, оставили в кладовой. Каждому был выдан спальник, спасжилет (я шел в своем), каска и гермомешок на 40 литров. Этого вполне хватило. В 9.00 минибас повез нас к точке начала сплава. Дорога заняла около 3 часов и местами была тяжелой – дожди смыли асфальтовое покрытие и минибас, несмотря на два ведущих моста, местами на подъемах буксовал на скользкой, как лед, глине.

Дорога выходит к реке выше точки начала сплава. В этом месте река больше всего напоминает подмосковную Истру. Через несколько километров дорога входит в деревню, где и заканчивается. Здесь, пока надувался рафт и паковалась провизия, нам предложили горячий обед из термоса, куда входил обязательный рис, хлеб, курятина, фрукты и газированная вода из банок. После обеда мы спустились к реке и оделись для сплава по реке. Мне пришлось провести небольшой брифинг на тему как грести и как не огрести, поскольку рулевой вряд ли смог бы что-нибудь объяснить женской половине группы на своем английском. Безопасность  на сплаве обеспечивал чальный конец на носу рафта и одна короткая морковка, убираемая обычно вместе с вещами и потому практически недоступная. Да, к рулевому в деревне добавилось два мальчика неопределенного возраста. То есть по внешнему виду им по 16 - 18 лет, а по факту может оказаться по три ребенка у каждого. “Маленькая собачка всю жизнь щенок”. Эти ребята полезли было вперед, но тут я возмутился и сказал, что мне бы хотелось, чтобы они выполняли не роль рулей, а роль подвесных моторов на плесах. После этого они безропотно сели сзади – все по требованию клиента за его деньги. Рафт оттолкнули от берега и сплав начался.

2.6 Выброска после окончания сплава.

Слав закончился в обеденное время, поэтому нам вновь был представлен обед из термоса. После того, как мы собрались, вымылись в душе, обсохли и пообедали, мы загрузились в пикап (мы и водитель – в кабину, остальные и снаряжение – в кузов). От места окончания сплава до конторы в городе Нан езды около 1 часа. А уже через полтора часа нас ожидал минибас для поездки в Чианг Рай и дальше на север.

В принципе, из Нана можно достаточно просто (много автобусов) уехать в Чианг Май. Поездка дальше на север страны или на побережье тоже возможна, но автобусов гораздо меньше. Можно воспользоваться самолетом, но это дороже. Мы не воспользовались общественным транспортом, так как это существенно снижало бы  наши возможности на осмотр достопримечательностей севера страны. Снятый в Active Thailand за 2000 рублей в день минибас позволял нам осуществлять поездку исключительно по нашему желанию. Ниже приведены краткие сведения по расстояниям между городами.

Участок дороги

Расстояние (км)

Бангкок – Чианг Май

713

Бангкок – Нан

677

Бангкок – Чианг Рай

801

Бангкок –Мае Сай

857

Нан – Чианг Май

318

Нан – Чианг Рай

270

Чианг Май – Чианг Рай

182

Чианг Рай – Мае Сай

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Техническое описание сплава.

Ниже приведено техническое описание маршрута. Поскольку шли довольно быстро и, если бы я не просил остановиться, практически без просмотров, то большинство фотографий сделано после прохождения препятствий. В описании делается ссылка на схему с указанием препятствий. Так как категорийность, приведенная на схеме примерно соответствует Российской, то будем считать препятствия именно такими. Позволю себе два уточнения. Пороги с категорией 4 – 5 и 5 следует считать четверкой, поскольку они довольно короткие и легко страхуются, следовательно, не очень опасны. Последний порог не троечный, либо у нас два порога слились в один.  Наименования препятствий я тоже не указываю, поскольку они приведены на схеме, а их произношение может довольно сильно отличаться от английской транскрипции.

При прохождении определить ориентиры порогов довольно сложно, так как мы не имели даже приблизительного указания где, какой порог находится. По этому за основу описания берутся временные параметры и глазомерные съемки.

 

Первый день сплава.

 

Относи-тельное время

Пре-пят-ствие

Характеристика препятствие и прохождение

 

0.00

 


Вышли в 12.55 (фото 07). Река ровная с хорошим течением (фото 08). По дороге ребята выскакивают на берега за свежими фруктами (фото 09, фото 10).

+0.25

 


Первый перекат

+0.40

1

Перекат

+0.50

2

Перекат

+0.55

3

Перекат

+1.05

4

Длинная шивера. Проходили по центру реки с лавировкой между камнями (фото 11).

+1.13

5

Короткий порожек.  Проход у правого берега.

+1.15

6

Короткий слив. Проход у левого берега.

+1.17

7

Слив у левого берега. Река уходит в скальный коридор (фото 12).

+1.20

8

Длинный многоступенчатый порог. На фото 13 заход в порог. В конце ступени в центре лежит крупный обломок скалы. Справа и слева чистые сливы шириной около 3 метров. Шли слева.

Через 100 метров короткая ступенька с  метровым водопадным сливом. Шли по центру.

 


9

Через 200 метров еще один полутораметровый водопадный слив. Шли ближе к правому берегу.

 


10

Через 150 метров крутая горка с метровыми бочками. Шли по центру.

Через 200 метров  длинная шивера. Шли ближе к правому берегу.

+1.40

11

Русло перегорожено камнями, которые образуют трек у правого берега. Ниже в гряда камней перекрывает реку. Самый крупный обломок в центре (фото 14). Справа и слева от него метровые водоскаты. Шли по треку и далее левее скалы в центре.

Ниже порога 200 метров шиверки и остатки подвесного моста (фото 15). По склонам окружающих гор видны тропки.

За мостом после левого поворота еще одна шиверка длинной 200 метров и еще один подвесной мост (фото 16).

+2.00

 


Справа в крутом распадке впадает ручеек. Слева на высоком берегу два лагеря рафтеров (фото 17).

Место зачалки в улове левого берега (фото 18), видно устье ручья на правом берегу) перед островком, делящим реку на две части и образующим быстроток. Мы останавливаемся во втором по ходу лагере. У первого на дереве прибита табличка, видимая с воды с надписью по тайски, а далее www.nantouring.com

 

Второй день сплава.

 

Относи-тельное время

Пре-пят-ствие

Характеристика препятствие и прохождение

 

0.00

 


Выход в 9.30. После быстротока плес (фото 19).

+0.05

 


Метровый слив – ступенька. Проход вдоль кустов под правым берегом (фото 20).

+0.10

12

300 метровый порог на прямом участке реки. Камни, стоячие валы. Проход по центру реки между камней (фото 21).

Далее плес (фото 22).

+0.15

13

Река перекрыта большими камнями. Проходим у правого берега. Дальше горка с бочками (фото 23).

+0.20

 


Шивера длинно 200 м. проход по центру, далее правее (фото 24).

+0.22

 


Два коротких переката чистые проходы по центру реки (фото 25).

Ниже в 400 метрах два коротких порожка, разделенные 200 метровым быстротоком. Оба порожка проходили по центру по чистым крутым сливам. За сливами полутораметровые мягкие валы (фото 26).

+0.30

14

Порог, образованный грядой камней. Узкие проходы. Идем ближе к правому берегу через крутой метровый слиав.

За порогом река уходит в щеки (фото 27, фото 28). После щек следует плесовый участок (фото 29). По берегам бананы и другие фрукты (фото 30).

+0.50

15

Короткий крутопадающий порог. Проходили ближе к левому берегу с последующим уходом в центр. Довольно мощные бочки (фото 31).

+1.05

16

После левого поворота ступенька через всю реку (фото 33). Проходили после просмотра (фото 32) по центру (фото 34).

 


17

Начинается на следующем правом повороте. Просмотр с правого берега. Самый сложный порог сплавного участка.

Порог образован двумя грядами камней. Падение на первой гряде около трех метров, на второй не более двух метров. Между грядами промежуток 10 – 15 метров.

В первой гряде чистый широкий слив по центру выводит на острый надводный камень в десяти метрах ниже слива (фото 35). Уход вправо от этого камня, куда и устремляется большая часть воды, приведет к прыжкам по полуобливным камням и пробиванию бочек во второй ступени (фото 36). Чистый проход остается слева от центрального камня.  На разгруженной двойке или четверке уйти туда можно без особых проблем, но на груженом рафте чистое прохождение вряд ли осуществимо. Поэтому был выбран другой вариант – заход под левый берег и прыжок с водопадного слива, высотой около двух метров с последующим уходом под левый берег. Что и было реализовано (фото 37, фото 38, фото 39).

 


 


Ниже порога через каждые 300 – 400 м  4  шиверы по 150 – 200 метров каждая. Первые две шиверы еще представляют некоторый спортивный интерес, хотя везде есть широкие проходы (фото 40). Третья и четвертая шиверы – скорее мелкий перекат.

Впереди видна гора, лишенная буйной растительности (фото 41). Долина реки заметно расширяется. Рядом с безлесой горой перекат (фото 42). На берегу справа заросли бананов. В центре реки затопленные кусты. Видимо в малую воду здесь остров. Далее длинный плес. Ниже река снова уходит в ущелье и делает крутые повороты направо, налево. На поворотах 7 несложных перекатов. Затем вновь река успокаивается, но продолжает делать крутые повороты. На одном из правых поворотов на песчаной отмели устраиваем перекус.  

+2.15

 


Останавливаемся на обед на правом берегу, где есть небольшой шалашик – укрытие от дождя при необходимости. Горячий обед – жареная рыба с рисом приготовлена во время завтрака и привезена в термосе. Костер не разжигаем.  Вокруг порхает много бабочек.

+0.00

 


Выходим на воду после перекуса.

От места обеда около двухсот метров сплава по реке в скальных берегах (фото 43) до следующего порога.

Порог простой (фото 44). Чистый проход ближе к правому берегу.

После порога река уходит в скальный коридор и через сто метров еще один короткий простой порожек, который образован скальными выходами. Проход по центру.

Далее 40 минут сплава по очень красивой реке (фото 45) с небольшими перекатиками и длинными плесами. Вслед за этим следует шивера.

+0.40

18

Шивера на прямом участка (фото 46) . Проходили по центру русла. Шивера не намного сложнее, чем предыдущие, но с большим количеством камней.

+0.50

19, 20

Несложный, но красивый порожек с большим количеством надводных камней. Проход по центру (фото 47, фото 48).

Дальше река идет в скальных стенках еще метров 800. Порог как бы продолжается, образуя новые и новые ступеньки, по прежнему не сложные. Проходы по центру с лавировкой между камнями (фото 49, фото 50).

+1.00

21

Еще один порог, который начинается простой шиверой, далее гряда через всю реку в ней метровые водоскаты. Перед порогом впадает левый приток (фото 51).

+1.05

22

Интересный порог. Проход под правым берегом местами через камни. Можно было пройти чисто, но по более сложной линии, однако решили идти, как проще.

+1.20

 


После правого поворота впадает левый приток далее река делает правый и крутой левый повороты. На правом повороте держались в левой трети реки. В русле много камней. На выходе камень, образующий мощную бочку, которую обходили справа.

Через 100 м  после предыдущего препятствия метровый водослив в красивых скальных стенках идется по центру и через 50 метров еще один водослив прошли ближе к правому берегу.

+1.30

 


Мощный перекат проходили по центру.

 


 


В 200 метрах ниже этого переката еще один такой же. Проходили по центру.

+1.45

 


Мощный перекат . Проходили в левой трети русла.

 


23

В 300 метрах ниже крутая горка (фото 52). Проходили в левой трети. В конце горки мощный вал.

 


24

В 200 метрах ниже порог с мощным валом в конце порога. Проходили по центру.

 


25

В 200 метрах ниже порог (фото 53). Проходили по центру (фото 54).

 


26

В 400 метрах ниже серьезный порог. Гряда больших камней переговаривает реку. Левее центра большой камень, на который идет навал, ниже него вода наваливает на бревно в реке. Можно пройти по центру, но со сложным маневром для захода в центральный слив (фото 55, фото 56).

Шли в узкий проход между зубьями по водопадному сливу у правого берега. (фото 57, фото 58, фото 59).

За порогом вода практически останавливается, правый берег понижается, на правом берегу у реки рафтинговый лагерь. На левом берегу под деревьями обширная поляна.

Впереди видно расширение русла (фото 60), слева впадает приток.

 


 


Ниже в 15 минутах сплава два простых, но бурных переката, за которыми песчаная отмель. В верхней части отмели длинный стол. Вверх по тропинке лагерь рафтеров (фото 61). У стола растет очень эротичный банан (фото 62).

 

 

 

 

 

 

 

Третий день сплава.

 

Относи-тельное время

Пре-пят-ствие

Характеристика препятствие и прохождение

 

0.00

 


Вышли в 9.20. Ниже отмели у лагеря левый поворот. На повороте небольшая шиверка и на левом берегу виден еще один лагерь рафтеров.

+0.10

 


Мелкая шивера на прямом участке.

+0.15

 


Отдельные камни в русле. Пологий невысокий слив.

+0.30

27

Порог. После плесов на левом повороте крутой перекат. Река образует прижим к правому берегу, в прижиме бревно.  Шли по центру, уходя от прижима.

+0.35

28

Порог. Река сжимается скалами. После заходной шиверы русло сужается до 5 метров на S –образном повороте В русле мощные валы до 1,5 метров. Самый мощный вал более 1,5 метров стоит в конце порога.

Шли по основным валам, уходя от прижимов.

 


29

Через 300 метров после окончания предыдущего препятствия крутая горка. Шли по относительно чистому проходу слева.

 


30

В 400 метрах от конца предыдущего препятствия еще одна горка с мощными валами в скальном сужении. Камни задают S – образную линию движения с уходом из центра к правому, а затем к левому берегу.

Шли по основной струе.

+0.50

31

Порог. После длинного плеса и левого поворота на правом повороте мощная крутая горка с большими камнями и большими валами. За камнями большие мощные бочки. Идет навал на левый берег и требуется маневр. Ниже скалы делят реку на несколько частей, нужно идти вправо и прыгнуть с камня высотой более метра. 

Шли ближе к правому берегу.

За горкой идет длинная шивера (фото 63).

+1.15

32, 33

Порог из двух частей, на схеме отмечен двумя порогами. Верхнюю часть (порог 32) мы проходили под самым левым берегом (фото 64). Порог 33, который отделен от порога 32 коротким быстротоком (фото 65)  шли по центру, а затем ближе к левому берегу (фото 66).

+1.20

34

Следующий порог через 5 минут сплава от предыдущего. Река делает сначала левый, а затем правый поворот. На левом повороте река широко разливается, после чего собирается в одно русло под левым берегом после горки (фото 67, фото 68). Похоже на порог “Воронка” на Оноте.

Шли под левым берегом по большим валам, после чего река уходит в скальный коридор, образуя сильные прижимы к правому, а затем к левому берегу. Уходили от прижимов (фото 69).

 


 


Над рекой на скалах лежит плавник на высоте около 5 метров, что говорит о максимальном уровне воды.

 


35

Далее река идет по скальному коридору (фото 70) который заканчивается слабеньким перекатиком (фото 71) и впереди видно место завершения сплава (фото 72).

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Мы полностью прошли тот участок реки, который планировали.

2. К хорошему привыкаешь быстро. Пословица утверждает, что “безалкогольное пиво первый шаг к резиновой женщине”. Ее можно перефразировать – “сопровождение автомобилем на сплаве – первый шаг к участию в коммерческом сплаве”.

3. Организация сплава была очень хорошей. У нас нет никаких замечаний к организаторам сплава за исключением того, что английский язык рулевой мог бы знать и получше и самостоятельно тормозить перед сложными препятствиями на сплаве перед прохождением для фото и видеосъемки. Видимо, это автоматически происходит, если в группе более одного рафта.

4. Несмотря на то, что речки в Тайланде довольно короткие, там возможно совершить нормальный самодеятельный поход. Нитка маршрута может быть такой – верхняя часть реки Нан (2 или 3 дня с учетом сборки судов и возможным радиальным выходом) – переезд на верхнюю секцию реки Ва (1 день) и похождение ее (1 – 2 дня с учетом попытки полного прохождения секции) – средняя и нижняя секции реки Ва (2 - 3 дня с учетом расположения мест для ночлега), то есть в сумме до 9 полевых дней и достаточное сплавное расстояние. Категорийность такого маршрута может быть от 4 до 5 (возможно 5+), в зависимости от того, что пройдено и в какой сезон. По большой воде можно попробовать начать сплав выше от впадения крупного притока в селе Хуайти.

5. Спортивный маршрут по Тайланду может сочетаться с пляжным отдыхом, с осмотром культурных ценностей страны или с экологическим туризмом (посещением водопадов, пещер, горячих источников и т.п.). Есть большие возможности для совершения пеших радиальных выходов, поездок на велосипедах и т.д.