">
родео - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  родео - WhiteWater.ru  
   главная  >>  родео  >>  экспедиции (none) (none)  >>  Geolink team: первопрохождение р.Верхний Хара-Мурин на каяках-2001


Вторая российско-итальянская экспедиция

Первопрохождение р. Верхний Хара-Мурин на каяках

"Полная кароватта," - выкрикнул Мишель, вместе с двумя рафтерами выскакивая на высокий камень посреди мощного потока, к которому только что лагом прижало рафт. Внешний баллон быстро скрылся где-то глубоко под водой. Ситуация прямо сказать идиотская - за 5 км до конца маршрута в конце сплавного дня, когда 10 каякеров сопровождения ввиду сильно упростившегося характера реки уже полчаса как исчезли из виду, рафт со всем экспедиционным барахлом намотался на здоровенный камень посреди реки. Хара-Мурин в очередной раз доказал, что пока продолжается наша экспедиция, расслабляться не стоит.

Примерно тоже следовало и из начала нашего путешествия, аэропорта Внуково, где и произошла первая встреча всех участников российско-итальянской экспедиции на реку Верхний Хара-Мурин. Российскую сторону представляла "Geolink whitewater team" почти в том же составе, что и в прошлом году при экспедиции на Томпуду. Только вместо Доктора, который за месяц до этого серьезно повредил себе ключицу при сплаве на Кавказе, ехал Вася Мозжухин. Состав итальянцев сменился на половину: так к Диего, Дарио и Мики присоединились Альберто, Луиджи и дизайнер Зулу -- Марко. Причиной первых приключений экспедиции стала бдительная милиция аэропорта, которая задержала Васю за "взлом" компьютерной сети аэропорта, который он совершил во время ночного шатания, после того, как наш рейс в Иркутск был отложен на 6 часов. И хотя Вася и не был причастен к работе над "системой", из всей банды хакеров-каякеров он был наиболее заметным, поэтому на него и было обращено зоркое око стражей порядка. Через 20 минут жарких разбирательств неудачливого компьютерного злодея удалось выкупить за 500 рублей, и наш самолет, наконец, смог подняться в воздух.

Задержка вылета из Москвы, к счастью, не повлекла дальнейших транспортных задержек. Солнце светило вовсю, и уже буквально через пару часов заранее заказанный вертолет с Мишелем, Васей и всеми итальянцами вылетел в сторону Хара-Мурина. Остальные же в срочном порядке бросились в грузовой аэропорт получать 13 лодок Рейнбоу, две 100- литровых бочки с продуктами и рафт. Уже часа через три на радость всем группа воссоединилась в верхнем течении реки недалеко от впадения притока с озера Убойное. На каяках мы здесь первые, хотя, похоже, мы вообще первые, кто здесь действительно собирается сплавляться. Тактика прохождения трех верхних каньонов Хара-Мурина была выбрана аналогично той, которая использовалась при прохождении реки Томпуда в прошлом году: на самый верх были заброшены только каяки, каякеры с минимумом личных вещей и продукты на 4 дня. Оставшийся скарб вместе с рафтом был заброшен на вертолете в место, находящееся недалеко от начала "туристического" участка реки. На следующее утро, обнаружив на реке прекрасный рельеф, однако, некоторый недостаток воды, было решено погрузить вещи в лодки и идти на груженых каяках до первого серьезного препятствия. Несмотря на попытку оставить минимум вещей, последних оказалось не так уж и мало, так что некоторым паддлерам помимо загруженных лодок пришлось одеть за плечи непромокаемые баулы с вещами. Наконец, к 13-00 цветастая процессия из 13 лодок с громкими перестуками покатилась вниз. Примерно часа через три первые бойцы достигли первого каньона на верхнем участке реки. Каньон длиной порядка 2 км заканчивался двумя водопадами примерно 7 и 9 метров соответственно, других серьезных препятствий беглый осмотр не выявил. Второй водопад был сразу признан непроходимым в нашу воду из-за большой вероятности получить серьезную травму. Другой же, в принципе, шелся, однако, в каньоне было уже несколько темновато, и съемка была противопоказана, поэтому выражение "в принципе идется" решили проверить на следующий день. Также на следующий день решили оставить и очень красивый 7- метровый водопад, находящийся на впадении притока, р. Байга, в Хара- Мурин.

Палатки пришлось ставить в глубоком красном от брусники мху. На утро Ярослав посетовал, что спал сидя, провалившись в яму, скрытую мхом, несмотря на радостный смех товарищей, оказалось, что так спал не только Ярослав.
Запустив двух операторов Васю с Мишелем и Пашу с фотоаппаратом по берегу, остальные 10 каякеров вереницей двинулись к водопадам, останавливаясь в уловах, чтобы операторы успевали поменять точки. Наконец, все собрались у первого водопада, признанного вчера, в принципе, проходимым. Помимо сложного захода и значительной высоты сама структура препятствия не предполагала получение большого удовольствия от его прохождения - после двух полуметровых сливов на заходе вода собиралась в узкий скальный коридор, сильно меняла направление и падала на наклонную плиту. При прохождении существовала вероятность как сильно отбить себе задницу при приземлении, так и врезаться в одну из стен, на которую кидала струя.
Одолжив у Дарио налокотник, Арсен направился к лодке, негромко причитая по поводу того, что вместо большого красивого водопада, падающего в глубокую чашку, встретился водопад, бьющий в стену и падающий в жесткие камни. К счастью, как и ожидалось «подушка» на плите оказалась достаточно мягкой. Однако касания стены избежать не удалось, основной удар пришелся на весло, которое, впрочем, почти не пострадало. Далее передовая налокотник как эстафетную палочку водопад успешно прыгнули Альберто, Марко, Луиджи, Димон, Леха и Мики. После этого, нагрузив на себя лодки, все дружной гурьбой выдвинулись по тропе к водопаду на притоке. Уже через 50 метров тропа исчезла, и оставшиеся 400 метров пришлось идти, утопая по колено во мху...

Из скальной щели вода тугой струей с 7-ми метров вертикально падала вниз в глубокую чашку, заключенную в высокие скальные стенки. Метров через 30 чашка заканчивалась сифоном в 3/4 реки, оставшаяся четверть была сильно загромождена камнями. Погода начала портится, небо затянуло тучами, однако это не помешало всем получить удовольствие от прыжка с водопада. Пока итальянцы обносили сифон, спасконцом вытаскивая лодки наверх и опуская их по другую сторону каменного завала, Леха с Арсеном решили не заморачиваться с обносом и обпрыгать его по камням. Арсен с жутким грохотом съехал вниз. Такое прохождение Леху не вдохновило, и он решил избрать верхний путь. Сифон под камнем не оказался полностью залитым и имел очень узкий проход, в который тут же согнувшись в три погибели заплыли Арсен, Леха, Димон и Марко с Альберто, напугав своим отсутствием окружающих. Несмотря на сгустившиеся тучи, дождь так и не пошел. После притока воды стало больше, а стены каньона выше. Характер реки значительно усложнился, и идти на груженых лодках было довольно рискованно, поэтому решили по берегу занести вещи вниз каньона. Через три часа пешей прогулки по тайге, миновав участок горелого леса, дошли до стрелки с Зун-Байгой, где и основали базовый лагерь. За оставшееся светлое время Леха, вооружившись спиннингом, первый раз наловил хариуса.

На следующий день нам предстояло вернуться обратно к лодкам, закончить прохождение первого каньона, а потом пройти короткий второй каньон, заканчивающийся прямо перед Зун-Байгой. Прохождение каньонов слилось в непрерывную череду прыжков, раздумий, переворотов, карабканья на скалы для просмотра и т.д. Исключением стала лишь связка из двух водопадных сливов 7 и 4 метра во втором каньоне, разделенных 30 м быстротока, где раздумывали и карабкались особенно тщательно. Препятствие было красивое, техничное и довольно опасное, к тому же было уже около 5 часов вечера, и иногда накрапывал дождик. Как после первого, так и после второго слива при неудачном заходе существовала вероятность попасть в карманы, откуда никакой страховкой не вытащишь. Опустив на веревке меткого спасконцеметчика Димона на скользкую полочку между водопадами, а Марко после водопадов, обозначили страховку. Операторы также объявили о готовности, Арсен еще минут 15 помедитировал у первой ступени, выбирая линию движения, проходящую мимо кармана, и направился к лодке. Первая ступень больших проблем не вызвала, хотя мощь и сложность препятствия явственно ощущалась. Прохождение второго слива также было не совсем четким, однако достаточным, чтобы не завариться и не попасть в карман. У Альберто, который шел вторым, акценты несколько сместились: так, после первого водопада он всплыл буквально в метре от мощного противотока тянущего в карман, к счастью, Альберто был на килю и, вскипятив воду веслами, ушел из-под скалы. Зато второй водопад Альберто прошел с характерным для хорошего буфа хлопком. Леха решил не испытывать судьбу два раза, а испытать ее один раз и прыгнуть только второй слив, спустив лодку на веревке между водопадами. Несмотря на его удачный прыжок, остальные участники, нагрузив на себя лодки, двинулись прокладывать путь по могучим зарослям кедрового стланика. Быстро перекусив суджуком и сникерсами, мы продолжили сплав и уже через полчаса были в лагере в устье Зун-Байги. До рафта оставалось не более 5 км, до конца сплава не более 120, а до самолета 5 дней.

Поскольку характер реки несколько упростился, на следующий день опять решили идти на груженых лодках. Вася с Мишелем из-за громоздких боксов с видеоаппаратурой в лодках были одними из тех счастливцев, кому пришлось одеть на сплав баулы. В первом же порожке Вася понял, что жизнь дороже вещей за спиной, и скинул поклажу в воду - баул тут же исчез под скалой. Вася уже было начал оплакивать утопленные вещи, как внезапно метрах в 20 ниже из-под воды словно пробка вылетел целый и невредимый баул. Васе это так понравилось, что все остальные пороги вещи проходили отдельно от него, после чего он их вылавливал и вез на себе до следующего препятствия. Наконец, часам к 12 мы увидели долгожданный рафт.

Теперь мы плывем на разгруженных лодках, однако, наша скорость сильно не выросла, поскольку под завязку груженый рафт двумя гребцами управляется с трудом и постоянно выбрасывается на камни. Характер реки опять усложнился, мы достигли третьего каньона (ущелья), который, если верить карте, простирается до самой Дзымхи - начала "туристического" участка. Попутно Дарио попадает в карман, отстреливается и минут 10 он, перемешавшись с лодкой и веслом, плавает по этому карману, пытаясь выбраться наверх по брошенной веревке. На ночевку встаем километрах в трех от Дзымхи. В поисках ровных мест наш лагерь простирается метров на 200. Дежурим парами: один русский, один итальянец. На ужин обычный рацион: разведенное кипятком картофельное пюре и соевое мясо - это специально для итальянцев, которые тушенку и мясо не едят. Чтобы сою можно было хоть как-то есть, приходиться ее долго варить, а потом жарить с луком - иначе никак. На следующий день место гондольеров на рафте занимает следующая двойка. Двигаемся медленно, только к 17-00 выходим к Дзымхе, попутно за километр до слияния у одного из баллонов на рафте в сложном пороге выбивает клапан и он в мгновение сдувается... Минут сорок уходит на ремонт. После Дзымхи идем все без просмотра, встаем у впадения левого притока Норин-Гол. Рыбы здесь нет.

На следующий день опять смена рафтеров - теперь это Леха и Паша. Хотя снимать мы больше не собираемся, Мишель оставляет камеру в лодке, упаковав ее в Pelicase и расперев между ног. Характер реки позволяет все идти без просмотра. Внезапно при прохождении несложной шиверы, когда Мишель подсел на отбойник от невысокой скалы, он вместо того, чтобы съехать по нему в сторону, исчезает под водой так, что остается торчать только кончик весла. Вася с криками быстро выскакивает в первом же улове и несется по скользким плитам на помощь Мишелю, который застрял где-то под водой заскочив под скалу. Уже в метре от места, где торчит весло Мишеля, Вася теряет равновесие и падает в воду, почти тут же исчезнув под скалой, так что остается торчать только голова. К парням быстро поспевают Мики, Димон и Марко. Мики быстро опускает ноги Васе, который чудом зацепился за Мишелевскую лодку, расклинившуюся в сифоне, и только поэтому не провалился дальше. Постепенно вытаскивают Мишеля, а за ним Васю. Все вроде живы. Лодка Мишеля вместе с камерой за 2500$, горой отснятого материала, документами и обратными билетами почти полностью исчезает в сифоне. Держа Димона за ноги и пристигнув его к веревке, опускаем его в воду в том месте, где должна быть лодка. Под водой он нащупывает ручку лодки и цепляет за нее карабин с веревкой. В следующее "погружение" Димон практически выдирает из лодки кейс с камерой. Остается только вытащить документы и обратные билеты, убранные в герму в корме, чем мы и активно занимаемся следующие 4 часа. Наконец, лодку удается вытащить - она сложена в двух местах и заметно потеряла в объеме. Сворачиваем ее в коврик и грузим на рафт. У Мишеля обнаруживается два сломанных ребра, сильный ушиб и боль в груди, поэтому он садиться на рафт пассажиром. Уже пять часов вечера, идет жуткий ливень. Мы примерно в 80 км от финиша, и наш самолет улетает через три дня.

Плывем еще часа два, после чего встаем на ночевку на песчаном мысу. Всю ночь идет сильный дождь. На утро обнаруживаем, что вода поднялась на 5 см. Если бы такой дождь нас застал наверху, у нас был бы более чем эмоциональный сплав. Сегодня мы должны дойти почти до самого финиша - поселка Мурино. На рафте теперь Арсен с Ярославом и Мишель по-прежнему пассажиром. Часам к трем дня вплываем в каньон с красивыми мощными порогами. Идем без просмотра - получаем удовольствие. К сожалению, километра через три каньон заканчивается, и опять начинается гладкая вода с короткими перекатами. Каякеры лениво превращаются в точки где-то впереди, оставив рафт тащиться со скоростью течения. На одном из перекатов, выходя из прижима, рафт лагом прижимает к здоровенному камню.

"Полная кароватта," - крикнул Мишель, бойко выскакивая на камень вместе с Арсеном и Ярославом. Смешно и грустно одновременно: грустно, потому что каякеров не видно, а снять рафт своими силами вряд ли получится; смешно, потому что рафт намотали уж совсем в простом месте и стоим на камне посреди реки. Ярослав со спасконцом отправляется вплавь на берег. Решаем по возможности разгрузить рафт и сдернуть его веревкой. Баулы выгружаем прямо на тот же камень, попутно часть их уплывает вниз. Через некоторое время уплывает и одна 100 литровая бочка с продуктами. Внезапно рафт начинает сам медленно всплывать и быстро сниматься с камня. Действия людей на камне напоминают действие людей пытающихся погрузить кучу барахла в отходящий поезд. Арсен в последний момент успевает прыгнуть в воду, схватившись за рафт, Мишель остается на камне с оставшимися вещами. После того, как Ярослав маятником зачалил рафт к берегу, Мишель начинает сбрасывать в воду баулы, пытаясь их добросить до берега. Из- за сломанных ребер у него это не всегда получается - баулы чаще плывут по середине реки. Арсен с Ярославом, словно цирковые морские львы, бросаются в воду за плывущими вещами, хватают их и плывут обратно к берегу. И так несколько раз. Все, что удалось спасти, грузим на рафт и едем догонять ничего не подозревающих каякеров, попутно собирая из уловов уплывшие баулы. Утром следующего дня доплываем до Мурино, в тот же вечер на электричке уезжаем в Слюдянку, оттуда вечером следующего дня в Иркутск, почти к регистрации. В Москву вылетаем без задержек.

все фото

P.S.
Выход видео-фильма по экспедиции на Верхний Хара-Мурин ожидается в декабре 2001 года.