туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  МКК (none) (none)  >>  Н.Рязанский. Постскриптум к обзору Чемпионата Москвы по ВТ
мкк, водный туризм, чемпионат, разряды, звания
мкк, водный туризм, чемпионат, разряды, звания
Автор: Николай Рязанский, г. Москва
Пишите в Форум WhiteWater.RU

Постскриптум к обзору Чемпионата Москвы по водному туризму за 2001 год

Что такое Чемпионат Москвы по туризму? — это чемпионат по походам. Каждая команда, заявившая свой поход 3-6 к.с. в МКК, становится потенциальным участником соревнований. Если отчет о походе представлен в срок (в ноябре), то команда автоматически становится участником Чемпионата в соответствующем категории сложности классе соревнований. Если команд-участников в каком-либо классе менее 6, то судейская коллегия вынуждена объединять походы разных категорий сложности в одном классе, что, конечно, не здорово. Но, в принципе, т.к. сложность оценивается относительно эталонной категории сложности, то, при прочих равных условиях, поход более низкой к.с. может обыграть существенно более сложный. Но мы стараемся все-таки проводить соревнования в классах, соответствующих к.с. В этом году по водному туризму нам удалось провести отдельно соревнования по "тройкам" и "четверкам", а вот по "шестеркам-пятеркам" пришлось объединить походы, т.к. часть групп не представила отчеты в срок. Надеюсь, что в 2002 году мы сможем провести соревнования в четырех классах. Также как и водники, в трех классах провели чемпионат 2001 года туристы-горники, в пешеходном, лыжном и велотуризме соревнования проведены в каждом виде в одном объединенном классе.

Победители в классе 6-5 к.с. объявляются Чемпионами Москвы, а в других классах — победителями в классе.

Разделение на классы соревнований по походам, конечно, надо проводить не только по категориям, но и по сути. Так, например, в альпинизме проводились соревнования в классе высотных, скальных, технически сложных маршрутов и траверсов. Но для этого в каждом классе, чтобы соревнования состоялись должно быть не менее шести команд-участниц. У нас явно есть два класса-направления: технически сложные спортивные водные маршруты и экспедиционные дальние (иногда длительные) комплексные (не только водные) спортивные путешествия. И мерить одной линейкой Алтайские "пятерки-шестерки" и маршруты в Путоранах или Забайкалье для судей весьма сложно. Но, чтобы их разделить, надо иметь не менее шести "экспедиций" или "технически сложных маршрутов". К сожалению, пока даже в Чемпионате России этого не получается.

Как же мы судим? Как и другие виды спортивных соревнований или другие мероприятия, требующие выбора — по методам экспертных оценок. На эту тему есть специальная литература, а применительно к спортивному туризму — давняя, большая, неопубликованная моя статья (совместно с Ю. Пржиемским). Подробно пересказывать ее здесь не буду. Если коротко, то судьи-эксперты должны быть:

  1. квалифицированными (знать все маршруты — т.е. быть членами МКК);
  2. честными и порядочными — т.е. в меру сил объективными;
  3. их должно быть не менее трех, а лучше — семи.

"Методика судейства Чемпионатов по туризму" опубликована в сборниках ТССР "Русский Турист". Коротко — что мы оцениваем:

  1. сложность (от -20 до +50 баллов),
  2. стратегия и тактика (от -10 до +10 ),
  3. техничность прохождения (от -10 до +10),
  4. интегральная оценка (от 0 до 30).

На оценку 2) и 3) естественно влияет полнота технического описания и фотоматериалов, при этом судьи очень внимательны к честности описаний и фотоматериалов. "Интегральная оценка" 4) наиболее подвержена судейскому субъективизму, но при большом числе судей он сводится почти на нет. В основном, в "Интегральную оценку" входят оригинальность (новизна), автономность, напряженность (динамика), полезность (значимость).

Теперь кое-какие общие слова по итогам Соревнований по водным туристским походам. По-прежнему, мы растем количественно, но, к сожалению, не качественно. Нашим чемпионам-призерам далеко до уровня маршрутов Андрея Волкова и Сергея Черника (но, к сожалению, и на Чемпионате России картина не краше). В классе походов 5-6 к.с. доминирует Алтай, что вызвано и политико-экономическими и транспортно-экономическими соображениями. Не общеизвестным был только маршрут рук. С.Офицерова в Сев.Забайкалье. Остальные маршруты в том или ином варианте постоянно фигурируют в протоколах Чемпионатов. В классе "четверок" нестандартны походы группы Д. Шварца в Забайкалье и Н. Щербакова на Полярном Урале, а в классе "троек" — только поход А. Макушина в Карелии. Остальные совершенствуются на многократно пройденных вариантах.

Теперь на другую тему.

Вообще-то, за все долгие годы моего знакомства с водным туризмом я припомню очень немного женщин — настоящих руководителей сложных водных походов: в шестидесятые — Женя Штовба, в семидесятые-восьмидесятые — Лена Суркова из Питера, потом Марина Никитина. Больше и не припомню. Конечно, мастеров спорта-женщин было гораздо больше, но зачастую они руководили не ими созданными командами и/или в составе команды был муж-друг-тренер-наставник. Я не хочу никого обидеть, формально норматив бывал выполнен, но серьезного уважения как к высококвалифицированному спортсмену не было. Не помню ни в водном, ни в других видах туризма и женщин-руководителей — победителей и даже призеров в Чемпионатах СССР, России и Москвы.

Чемпионат Москвы 2001 года показал новые явления. Я хотел бы обратить ваше внимание на капитана команды Чемпиона Москвы 2001 года Светлану Цветкову. До этого похода у нее было уже семь руководств походами 5-6 к.с. при одном участии. Это действительный лидер в остальном чисто мужской команды. Светлана — опытный, зрелый, достаточно осторожный руководитель. Маршрут Ак-Алаха — Аргут весьма спортивен и "осторожно" на двойках пройти его не просто.

В этом же классе соревнований выступала команда Елены Алексашиной — руководителя команды-участницы прошлогодних соревнований в классе походов IV к.с. Елена — тренер-педагог на станции юных натуралистов, давно руководит детско-юношескими походами, но руководство "пятеркой" это у нее первое.

В классе "троек" и "четверок" появился подающий большие надежды руководитель, инструктор Юлия Бронер. Это уже поколение сравнительно юных руководителей. Но Юля — дама довольно ответственная, серьезно относящаяся к спортивному туризму, отстаивающая новые взгляды, подходы и при достаточно трезвой оценке реальных возможностей команды, вручившей ей свою судьбу. Третье место в классе "четверок" — хорошее начало.

Выдающийся, многоплановый детский педагог, тренер, руководитель Мария Сафронова, несложная водная часть похода которой не позволила занять ее команде высокое место в наших соревнованиях, заняла второе место у пешеходников. Маша, конечно, уникальный спортсмен-"многостаночник" и педагог-"многостаночник". Она не ставила себе задачи водить свои в основном детско-девичьи группы в сверхсложные водные маршруты, но разносторонних туристов она готовит блестяще.

Мне хочется пожелать всем женщинам руководителямпоходов участников Чемпионата Москвы дальнейших спортивных успехов, мудрости, самостоятельности и, конечно, — счастья.

Пользуясь случаем, хочу остановиться на одной из трудностей, возникших и в работе водной МКК и в работе судейской коллегии соревнований по водным туристским походам. Это вопрос о категорировании водных туристских походов. Ныне действующий "Перечень классифицированных водных походов" был составлен в 1987 году. Как ответственный составитель этого перечня, я прекрасно понимаю, что он давно уже морально устарел. За 15 лет многое изменилось и в снаряжении, и в технике, и в географии (особенно политической). Но пока руководство ТССР и его МКК не смогли организовать разработку нового перечня, да и дураков брать на себя ответственность за такую работу что-то не видно. Витающие в интернете споры-сравнения нашей и западной классификаций не очень корректны. Западная классификация появилась на основе нашей и после появления ее четвертой редакции 1987 года. Кроме того, Западная классификация категорирует участок реки протяженностью в несколько км. В туризме вообще и в водном в частности ключевое слово не порог, а маршрут, и категорируется маршрут в целом . При этом учитывается не только техническая сложность локальных препятствий, но и их количество, интервал между ними, автономность маршрута, удаленность, сложность разведок, элементы других видов туризма и т.д. и т.п. При этом необходимо учитывать, что категория сложности — это не точка на оси, а весьма протяженный отрезок, при этом границы отрезка иногда размыты. Мало того, уровень воды может существеннейшим образом изменить категорию сложности. При этом совершенно не очевидно, что в высокую воду маршрут окажется сложнее. Опаснее — да, а вот сложнее — далеко не в каждом случае: крутизна водопадных сливов уменьшается, многие пороги "заливает вода", появляются обходные, боковые проходы и т.д. и т.п. Соответственно и в очень низкую воду образуются новые препятствия, габаритные непроходы и т.д. Уровень воды прогнозировать не удается. Дождевой паводок может оказаться выше весеннего. На горных реках с боковых притоков вываливаются сели, образуя новые препятствия. Старые пороги "промываются" мощными наводнениями и т.д. и т.п.

Идут многолетние споры о категорировании р. Укучикта и ей подобных, спорно категорирование маршрута по р. Улуг-О. Не всегда единодушны члены МКК при категорировании р. Она, рек Хамар-Дабана. Есть разные мнения по поводу категорирования маршрута для разных типов судов. Но попытки раздельного категорирования по типам судов привели к полной неразберихе: четыре К4 и один каяк или четыре каяка и один К4 в группе категорировать по-разному? А участники начинают пересаживаться в процессе похода с судна на судно. Тут уже полная путаница возникает. Еще одна проблема. Одна группа проходит маршрут с вертолетной заброской, а другая несет все, включая суда, на себе 100-120 км по таежным тропам, совершает восхождение на обзорную вершину, а потом проводит сплав. Как категорировать такие маршруты сегодня. И вообще, сейчас появилось достаточно много групп, пеше-горная часть маршрута которых соизмерима с водной частью и по протяженности и по сложности. При этом есть и другие крайности. Группа проходит по одной реке 20 км. Сложный участок (их сопровождает машина), переезжают на другую, проходят еще 30 км, затем еще 20 км на третьей реке. С туристской точки зрения маршрутом это назвать сложно. Но как некий другой подвид спорта такой вариант, конечно, имеет право на существование, тем более, что такая методика как раз более или менее совпадает с каякингом-рафтингом на Западе. Кстати, о рафтинге. В 2000 и 2001 годах ни одна группа в Москве и на Чемпионате России не сплавлялась на рафтах. Даже те гиды, которые возят на них "валютных" пассажиров, в свои походы ходят на других судах.

Но вернемся к вопросу категорирования. Нужна широкая дискуссия по этому поводу. Но при этом необходимо осознавать, что нужна более или менее стройная система, в которую можно уложить все известные маршруты и так, чтобы сохранилась определенная последовательность усложнения, обеспечивающая безопасность перехода из категории в категорию, из района в район, от судна к судну и т.д.

На вопросах безопасности и теме так называемых "несчастных случаев" я надеюсь достаточно подробно остановиться в одной из моих следующих статей.

Так как сейчас я являюсь одним из судей Чемпионата России, то после его завершения, вероятно, предложу вашему вниманию итоги Чемпионата России и свои, как всегда субъективные, комментарии.

Очередной раз призываю всех любителей белой воды к взаимной доброжелательности и сотрудничеству.

Замечания и предложения готов выслушать по телефонам 953-0092 дом., 742-4081 раб. или по E-mail через "Агентство Венгрова".

Николай Рязанский



Оригинал документа:http://www.vengrov.ru/mkk/review2001_msk_ps.html