">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки (none) (none)  >>  А.Селиверстов. Учкулан, Узункол, Уллу-Кам 2002
Учкулан, Узункол, Уллу-Кам
Учкулан, Узункол, Уллу-Кам
Автор: Сергей Молодцов, г. Рязань Опубликовано 16.05.2002

Теберда и Кубань 1994

25 апреля - 9 мая 1994 г
Отчет о водном туристском походе
совершенном группой турклуба "Альтаир" РГРТА
средства сплава -- четырехместные катамараны

Состав группы:

  1. Молодцов Сергей Андреевич, руководитель, кат1
  2. Гусев Борис Евгеньевич, лоцман кат2
  3. Крюков Дмитрий Юрьевич, кинооператор, кат2
  4. Щукина Анастасия Генадьевна, медсестра, кат1
  5. Денисов Дмитрий Львович, кат1
  6. Молодцова Наталья Юрьевна, завхоз, кат1
  7. Игнатенко Сергей Николаевич, кат2
  8. Двойнин Александр Леонидович, кат1

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Район путешествия : западный Кавказ, Карачаево-Черкесская Республика.

Нитка маршрута : курорт Теберда - р. Теберда - г. Карачаевок - пос.Учкулан - р. Кубань - г.Карачаевск.

Протяженность маршрута : 158 км (до с. Важное 165 км.)

Продолжительность активной части : 12 дней.

Подъезд на маршрут : автобус Невинномысск - Черкесск - Карачаевок - кур. Теберда.

Передвижение на маршруте : попутный а/транспорт г. Карачаевск - аул Учкулан.

Отъезд с маршрута : автобус Карачаевск - Черкесск - Невинномысск.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

На юге Ставропольского края у подножья седого великана Эльбруса расположена небольшая горная страна - Карачаево-Черкесия. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории - красивейшие уголки западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха.

Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения.

Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Район Теберды относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной зашитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для Теберды характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла. В кур. Теберда мало ветра, среднегодовая его скорость 1,6 м/с. среднегодовой показатель относительной влажности составляет 70% . Осадков в среднем в год выпадает 700 мм. Лето в Теберде умеренно теплое, со средней температурой Т=15,5 градуса Цельсия.

Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии).

В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии. Образуется река Теберда слиянием Гоначхира и Аманауза, В нее впадают сотни больших и малых рек, большинство которых питается от таянья ледников и снежников. В их числе левые притоки Ходжибей, Уллу-Хатипара, Муху, Гидам, Амгата и правые - Гедеж, Уллу-Мурджу, Шумка, Джамагат. В Карачаево-Черкессии около 400 озер, К крупнейшим озерам в верховьях кубани относятся Уллукель (бассейн реки Учкулан) и Хурлакель (левобережье реки Худес). В бассейне реки Теберды насчитывается более 100 озер ; крупнейшие из них : Муруджимские, Клухор, Туманлыкель. Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется с долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эедемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь - тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся - ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах - озерная форель.

На территории Карачаево-Черкессии проживают солее 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д, основные занятия коренного населения - скотоводство (карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Река Теберда берет начало от слияния рек Аманауз и Гоначхир, отсюда же можно и начать сплав. При этом надо учитывать, что начало маршрута (до впадения правого притока - р. Джамагат) проходит по территории Тебердинского государственного заповедника; с туристов могут потребовать соответствующее разрешение для преодоления данного участка. Теберда здесь быстрая, русло извилистое, с несложными шиверами, перекатами, в протоках могут встретиться завалы.

Сплав группа начала от курорта Теберда выше устья реки Джамагат. В этом месте расположена большая поляна, удобная для постройки судов. Начало сплава проходило в очень низкую воду, однако, в дальнейшем уровень воды немного возрос в результате дождей.

Примерно в километре после впадения р. Джамагат, после непрерывной цепи шивер с крупными валунами расположен порог "Мореный". Он хорошо виден издали при зигзагообразном повороте реки сначала вправо, потом влево. Порог "Мореный" представляет собой скопление нескольких глыб в русле. Первый катамаран после неудачного захода сел на полуобливной камень, но смог выбраться своими силами. Второй катамаран прошел по правому краю струи, затем перед тремя камнями в центре резко переместился влево и по центру струи вошел в основной слив (около 1 м.)

Далее до поселка В. Теберда частые разбои, габаритные проходы мощные прижимы, требующие почти непрерывной интенсивной работы экипажа . Кроме прочего приходилось уклоняться и от мелей, сужавших и без того узкие протоки. В поселке В. Теберда и в З-х километрах ниже низкие подвесные мосты, которые в высокую воду могут быть опасны, далее до поселка Н. Теберда - шиверы, разбои, на берегу много плавника, поваленных деревьев, которые река смывает в большую воду и при этом могут образовываться завалы. Мы с завалами наТеберде не встречались.

В 2-х километрах ниже поселка Н. Теберда после правого поворота реки мощная шивера, образованная резким сужением русла, половину которого перегораживает огромный камень, лежаший у правого берега ограничивает возможность маневра, сужая проход до 3,5-4 м. Левее "зуба" мель. Оба катамарана проходили кормой вперед ближе к "зубу" у левого берега с дальнейшим разворотом. Далее течение реки сохраняет высокую скорость, что в сочетании с узостью проток и обилием в них камней требует от экипажа быстрого маневра.

Примерно в 5-и км. ниже пос. Н.Теберда мы обнаружили препятствие, которое впоследствии назвали порог "Не зевай". Ориентиром порога служит опора ЛЭП на левом берегу. На правом берегу расположены два кирпичных двухэтажных дома. Река в этом месте делает левый поворот, уклон и скорость течения после которого возрастают, на входе в порог в центре русла расположен полуобливной камень, делящий русло на два рукава. Проход возможен по двум траекториям : - слева от него проход шириной около 4-х метров со сливом 1 м, и сильным прижимом на камень у левого берега: - справа от него проход шириной около 3-х метров, причем струя через 6-7 м. наваливает на два полуобливных камня, для ухода от которых необходимо использовать тень от центрального камня, величина слива в этом проходе порядка 1,0 м. с жестким косым валом. После слива отрабатывали к центру, на входе - к отмели у правого берега.

Далее до поселка Джангирик, расположенного на левом берегу, долина реки еше более узкая, поросшая смешанным лесом. Нередки сужения русла. Перед поселком над рекой протянута нитка газопровода, на левом берегу видны опоры ЛЭП, слева впадает река Джангирик. За газопроводом небольшая шивера, отделенная коротким плесом от входа в "Гай-порог" (порог Джангирик), который необходимо осмотреть.

"Гай-дорог" имеет протяженность около 100 м, перепад по высоте составляет более 3-х м. Поток делится на две части скоплением глыб в центре русла. Часть потока, текущая у правого берега более полноводная, хотя и в ней немало острых полуобливных камней. В средней части порога серия мощных сливов косыми валами за ними, задача экипажа состояла в том, чтобы не допустить разворота судна поперек струи. Кульминация порога - габаритный проход шириной порядка 3,5 м. Слева от стоящего по центру струи "зуба". Далее еще два габаритных прохода между острыми камнями. Шли по левому краю струи. На выходе 1,5 м слив водопадного типа . Чалились в бухту у правого берега перед навесным мостом. Здесь же была организована и страховка.

За мостом начинается серьезный участок - уклон заметно возрастает, река входит в короткое ущелье, русло сужается. На этом отрезке пути нередки каньонообразные участки. Основной тип препятствий - сильный прижим + камни + косые валы на выходе = "ломовая работа" на выносливость, встречается несколько подвесных мостов, которые в высокую воду могут быть опасны, особую опасность представляет арматура и проволока в русле, которую мы обнаружили в районе водозаборной станции. Русло реки в этом месте на три четверти перегорожено плотиной. Поток устремляется под скалу у левого берега, которую (по словам местных жителей) укрепляли железобетоном. В нашу воду острые прутья арматуры, опутанные проволокой, торчали из воды примерно на 0,5 м. Первый катамаран вошел в прижим сходу и только заход кормой вперед позволил избежать опасного столкновения. Второй катамаран решено было обнести.

Далее уклон реки заметно возрастает. Примерно через 800м. автомобильный мост, под которым мощная шивера. Проходили под правым пролетом, за мостом скорость потока замедляется и через 500 м. река впадает в Кубань.

От устья р. Теберда попутным автотранспортом осуществили заброску в верховья р. Кубань.

Кубань 

Сплав по р. Кубань можно начинать от моста реки у аула Учкулан (место слияния рек Уллу-Кам и Учкулан). При использовании надувных средств сплава (плотов, катамаранов и т.д. маршрут по Кубани можно удлинить на 10 км., пройдя (в большую воду) нижний участок основного истока Кубани - реки Уллу-Кам. Река здесь до устья правого притока - Уллу-Хурзука течет быстро и спокойно, препятствий, кроме перекатов нет. В одном километре ниже устья Уллу-Хурзука начинается б-7 километровый порожистый участок с крутым (свыше 20 м.) падением и множеством крупных камней в русле. Здесь необходим предварительный осмотр.

Учитывая малый уровень воды группа начала сплав ниже поселка Учкулан. Основной тип препятствий - каменистые шиверы. В высокую воду могут быть опасны низконавесающие над водой мосты.

За пос. Эльбрусским после моста начинается территория рудника (по правому берегу), через 1,5-2 км, еще один металлический мост. Перед мостом у п. б., несложный порог с одним сливом. У левого берега в этом месте - острые камни (шкуродер). Метров через двести начинается сужение русла. П. б, укреплен железобетонными плитами. В русле встречаются обломки железобетона. Порог у рудника в районе навесного моста образован большим камнем в центре русла и полузатопленными плитами у правого берега, резко сужающими русло реки. К этим плитам мощный прижим. Проходили прижимаясь к л. б. Следует особо отметить, что участок реки в районе рудника опасен для надувных средств сплава из-за сильной засоренности русла арматурой.

После рудника река разбивается на протоки. Левые, как правило, были более полноводными. После впадения справа реки Худес на п. б. небольшой поселок с одноименным названием. V впадения р. Худес и еще 200 м. ниже устья - валы, камни. За поселком железобетонный автомобильный мост, под ним слив более 1 м

Весь участок от пос. Эльбрусский до впадения р. Худес и далее до Даутского моста представляет собой сильный быстроток с простыми шиверами.

Ориентиром мощной Даутской шиверы служит красный железный мост у столба 26 км. шоссе Карачаевск - Учкулан. Для просмотра зачалиться лучше к п.б. Шивера двухступенчатая. Первая часть до впадения реки Даут протяженностью 150 м. В середине ступени габаритный (около 4,0 м.) проход по центру струи, чалка сразу за мостом на п.б. для осмотра второй, более сложной ступени протяженностью 600 м. Она характеризуется высокой скоростью течения и обилием острых полуобливных камней.

После быстротока (около 300м.) 1-ый взрывной порог, расположенный на левом повороте реки, заходили по основному сливу у л. б, между острым камнем и полуобливной плитой. После слива бочка 1-1,2 м. На выходе косые валы до 1,5 м. и прижим к л.б. Через 0,5 км. ниже порога на п.б. расположен п. Индыш. Выше поселка в Кубань впадает р. Индыш, примерно в 1 км. от устья которой расположен нарзановый источник. К нему можно добраться по дороге, идущей вдоль реки. С со6ой следует взять кружку.

Через 1 км. ниже поселка следует пристать к п. б, для осмотра сложного 2-ого Взрывного порога (порог "Зигзаг"). Ориентиром порога может служить резкое сужение на правом повороте реки, видное издалека. В нашу воду перед порогом у п. б, была каменистая коса, а в центре русла два островка: одна из проток была перегорожена упавшим деревом. На участке от начала сплава до каньона Аманхит этот порог наиболее эффектен. Он расположен на зигзагообразном повороте реки с большим падением русла. На входе справа острый "зуб", по центру - слив 2,0 м. с жестким 1,5 м. валом за ним. После слива уходили вправо от мощного прижима к л. б. На выходе у л. б, острые камни, правее - мощная бочка с косыми валами за ней.

Далее до каньона Аманхит можно сплавиться без разведки (около 1 часа сплава), ориентиры каньона - ширина реки около 30 м., впереди на левом повороте видны отвесные скалы, на п.б, видна дорога, перед порогом (14 км) вплотную подходящая к реке, метров за 500 до начала порога на п. б, удобное место для стоянки.

Каньон Аманхит (кар. Аман"- плохой, трудный, опасный, "Ныхыт"- проход) в малую воду технически особенно сложен. Это одно из самых сложных препятствий на р. Кубань. Условно его делят на три ступени, разделенные быстринами с уловами длиной до 300 м. Первая ступень, расположенная на правом повороте реки - простая, на выходе габаритный проход шириной 2 м.

Вторая ступень начинается после быстрины на правом повороте реки. Река в этом месте перегорожена огромными глыбами. Встречаются мощные воджовороты. На входе слив, за ним в 6-7 м. поток разрезается на острым камнем на две части с габаритными проходами (шириной 3,0 м. и 3,5 м. соответственно). Проходили ближе к ПБ за тем резко смещались к центру для прохожденияосновного 2,0 м. слива второй ступени. Далее шли по основной струе вдоль осыпного п.б. На всем протяжении каньона сильные прижимы. На выходе из второй ступени серия мощных валов и бочек. После прохождения второй ступени не обходимо зачалиться в улове у ПБ для осмотра третьей ступени и организации страховки.

Третья ступупень начинается небольшим перекатом и расположена на s-образном повороте реки. Она представляет собой многочисленные сливы и бочки с множеством острых зубьев и полуобливных камней в русле. Кульминацию третьей ступени составляют мощные косые валы (до 1,0 м) на входе. Катамаран должен идти здесь перпендикулярно валам иначе ему грозит оверкиль, который едва не произошел с одним из наших судов из-за разворота его полулагом.

После 2-х километрового каньона Аманхит можно сплавляться без разведки, но река требует внимания. Часты разбои русла, прижимы.

От столба 10км. на шоссе на левом поворе начинается 2-х км участок мощных шивер. Далее до аула Каменномостский идет серия средних по мощности шивер.

Порог 1-ый Каменномостский расположен в ауле с одноименным названием. Порог очень мощный, сложный (особенно в низкую воду), необходим предварительный осмотр и страховка. Ориентиром порога может служить труба комбината на п.б., а на л.б. ЛЭП. Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. Для осмотра удобней п.б. Протяженность порога около 30 м., падение высоты не менее 4-х м. Поток на входе в порог разделен куском скалы. Проход у л.б. шириной около 3-х метров осложнен обливным "зубом" в центре прохода и мощной бочкой в конце входного слива. Но основную опасность представляет мощный прижим к острым скальным обломкам у л.б. Проход у п.б. шириной около 5 м. осложнен гребенкой острых камней на входе; в центре входного слива острый "зуб", периодически закрываемый пульсирующим потоком воды. На выходе из слива у п.б. мощный "котел" и сильный прижим к п.б. На выходе из порога часть струи уходит в"карман" у п.б.; сильный навал воды на правый край выходных ворот шириной около 5 м. Оба катамарана обходили центральную глыбу слева, смещаясь в центр струи. На выходе проходили у левого края "ворот".

В километре ниже по течению расположен один из самых сложных порогов на Кубани порог "Желоб". Кубань прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении 70-и метров почти равномерно падает на б метров, лишь в начале порога мощный полутораметровый слив, ориентиром порога может служить большая поляна на ПБ и опоры ЛЭП на ЛБ. Необходим осмотр порога и надежная страховка в случае, если группа решается на его прохождение. В низкую воду требуется произвести измерение ширины прохода, т.к. может оказаться, что габариты судна затруднят прохождение. В нашу воду ширина наиболее узкого участка составляла 2,5 м, ширина катамарана - 2,1 м.

На входе в порог мощный слив с жестким 1,5 м валом за ним. В центре порога обливной камень обошли слева, но при этом попали в сильный прижим и водоворот у ЛБ, так, что катамаран был практически остановлен перед кульминационным (габаритным) участком порога. Остановка в прижиме позволила экипажу катамарана выполнить траверс струи и проскочить мимо зуба по полуобливным плитам у ЛБ. На выходе слив и мощный прижим к ПБ За мостом ширина реки составляет не менее 100м и образуется удобный плес для страховки с воды.

Далее до г. Карачаевска средние шиверы, прижимы. После впадения реки Теберда Кубань становится шире и полноводнее, полуобливных камней в русле становится значительно меньше.

Сплав группа закончила в городе Карачаевске, примерно в 200 м от ж/б автомобильного моста, на левом берегу здесь удобная стоянка для сушки судов. На высоком обрывистом берегу видна АЗС, до автовокзала отсюда около 300 м.

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Сплав по рекам Теберда и Кубань представляет несомненный спортивный интерес, причем, именно такая связка рек, по нашему мнению, позволяет приобрести разнообразный опыт спортивного сплава. Скоростной, требующий четкой техники сплав по р.Теберда, предполагавший сложную траекторию движения в русле (в том числе и с целью ухода от сильных прижимов) и в то же время относительно малая, в среднем, мощность препятствий, является хорошей тренировкой и разминкой перед преодолением мошных, но более локальных препятствий на р. Кубань.