туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  кавказ  >>  мзымта  >>  Мзымта. Лоция 2003


Автор: Равиль Айбатулин, Петр Бакланов, Вадим Липгарт, г. Москва

Мзымта. Техническое описание 2003

Традиционный сплав по реке начинается от места слияния Мзымты и Пслуха (известной как Поляна Нарзанов), верховья же реки оставались - да, пожалуй, и остаются - несправедливо забытыми. В последние годы этот участок реки стал посещаться каякерами; документальными подтверждениями о прохождениях катамаранными группами мы не обладали.

Участок 0 - т.наз. Верхняя Мзымта: длина 12-13 км

Здесь выделяются два сплавных отрезка:
- от начала Энгельмановых полян (МТФ на двухкилометровке) до пасеки
- и от пасеки до слияния с Пслухом.

Тщательно изучив всю имеющуюся информацию, мы решили начать сплав от пасеки, что находится в 3-4 км выше стрелки Мзымты и Пслуха. Выше пасеки, исходя из описаний и разговора с участником, река очень крутопадающая и характер препятствий весьма сложен, что делает ее доступной только для каяков.

Уже прибыв на место, и увидев все своими глазами, мы смогли предположить, что на небольших катамаранах весной теоретически можно начать маршрут и выше, от Энгельмановых полян. При этом необходимо будет закладывать на прохождение этого участка еще не менее двух дней и разбивку базового лагеря на пасеке.

(5-7 мая 2003 года участок выше пасеки прошла каячно-катамаранная группа питерцев под рук. Алексея Белокурова - прим. WW.ru.)

До пасеки можно дойти пешком по хорошей тропе правого берега (налегке путь у нас занял 40 минут). Также можно заехать на автомобиле повышенной проходимости по дороге, которая отходит от реки и идет в объезд хребта - это дорога на Энгельмановы поляны: примерно через 300-400 м после взлета на перевал есть съезд направо к пасеке. Дорога изобилует крутыми подъемами, в одном месте ее перегородил небольшой оползень, но в целом она хорошая (по крайней мере, в сухую погоду). Что будет после обильных дождей, сказать трудно. На перевале лежали ещё островки снега.

Мы установили базовый лагерь в двухстах метрах по правому берегу Мзымты выше стрелки, собрали суда и на следующее утро забросились до Пасеки на ГАЗ-66 с тремя катамаранами. Дорога занимает около часа (еще 30 минут ушло на расчистку в одном месте дороги после оползня). Надули каты, спустили их на воду и прошлись по берегу вниз по течению на разведку.

(Еще накануне из лагеря пробежались по тропе, надеясь разведать препятствия, но тропа идет высоко, и речку с нее практически не видно. Зайдя в тот день немного (1 км) выше пасеки, обнаружили там пару сложных порогов. При таком уровне воды эти пороги - крутопадающие горки с узкими (2-3 м) проходами, местами захламленные бревнами. Выше порогов локальный "пологий" участок, река делится на протоки с обилием некрупных обливных и полуобливных камней. Сплав возможен на спортивных маневренных судах).

В районе пасеки Мзымта имеет очень даже сплавной вид; воды не меньше 20 кубов, русло довольно широкое (местами до 30-ти метров).

Через 300 м шиверы находится самый сложный порог этого участка (не найдя нигде его названий мы наименовали его "Пасечным"). Последняя чалка в устье ручья по ЛБ. Следовательно, особенностью прохождения этого отрезка реки является то, что сложность препятствий нарастает не постепенно, а начинается сразу (можно даже посоветовать группам раскататься перед ним внизу на участке от стрелки с Пслухом до "Троллейбуса"). Порог водопадного типа, представляет собой ряд сливов в скальном сужении. Общий перепад около 10м.

Вот выдержки из статей:

Олег Головкин: "Запомнился один геморройный обнос довольно-таки устрашающего порога со сливами и бревнами сразу за пасекой..."

Константин Васин: "Второй сплавной день был чрезвычайно коротким. Он продолжался около полутора часов, включая обнос очень интересного порога. Порог находится примерно метрах в пятистах от пасеки на правом повороте реки. Река делает изгиб в этом месте на 90 градусов. Препятствие представляет собой серию из 5-6 сливов высотой 1-3 метра, разделенных быстротоком. Расстояния между сливами примерно 10-20 метров. Все сливы надо прыгать по краям, с образующих сливы камней. Линия движения при этом непрямая, и существует опасность быть занесенным под деревья, лежащие в русле. Мы с Шишковым прошли последнюю ступень, и стало понятно, что можно было идти и весь остальной порог, но уже не хотелось возвращаться..."

Порог начинается на крутом правом изгибе русла. Можно выделить четыре ступени-слива. В первом сливе большой камень разделяет поток надвое: левая часть уже (2.5 м) и круче, правая - шире (3.5-4.0 м) и положе; бочка за сливом нежесткая. Далее следует крутая бурная 15-метровая горка с большой, но на деле мягкой бочкой внизу. За ней через 5-6 м россыпь крупных камней, между которыми нет чистых проходов. Метров через 10 ниже река падает отвесным сливом (3 м) плотинного типа, оставляя слева небольшую обводную канализацию, наполовину перегороженную завалом из деревьев и обломком камня, и проходом менее двух метров. Справа высота слива уменьшается, струя образует трек и попадает в каменную расческу с бревнами вперемежку. После слива метров пять спокойной воды, слева улово для страховки. Ниже следует выходная шивера. Не считая шиверы, длина порога 60-70 м. На обработку порога у нас ушло 2 часа. Рабочим у нас был левый берег, но можно полазать и по высокому правому. Решили идти двумя сильными экипажами и один кат обнести на страховку в улов левого берега. Прошли удачно, не считая того, что в конце, пытаясь прорваться через россыпь камней слева, оба судна были скинуты кормой в канализацию.

Далее пошли штатными экипажами. В выходной шивере порога пробили один кат; зачалились на остров для ремонта. После зигзаообразного поворота в русле ещё один галечный остров - проходили более полноводной левой протокой. После их слияния навал на большой треугольный камень в русле; метрах в 30-ти ниже слив через всю реку с бочкой - сразу за ней необходимо причалить к любому берегу для обноса большого дерева, лежащего поперек русла и, заодно, для просмотра следующего порожистого участка реки. Впереди видно скальное сужение, перед ним шивера с множеством камней в русле. В самом сужении порог, представляющий собой бурную горку-трек, после которой надо зачалиться в улов за скалой ЛБ, т.к. далее в русле снова нагромождение камней, в правой части осложненное стволом дерева. Мы благополучно дошли до этого улова, перекинули суда через многолетний завал на ЛБ и стартовали за ним.

Здесь надо отметить, что в целом весь участок от пасеки до Нарзанов - крутопадающий, порожистый участок. В русле много камней, местами река разбивается галечными островами на протоки (в очень большую воду они могут заливаться водой). Движение следует производить от улова до улова с последующей разведкой. Как правило, в небольших скальных сужениях крутые бурные горки. Возможны завалы из деревьев (на нашем пути попалось два бревна, перегородивших реку). Берега представляют собой крутые поросшие деревьями склоны. В целом, если сравнить, из того, что мы видели, этот участок Мзымты напоминает Шавлу, только примерно на пол-категории выше; круче уклон и характер препятствий несколько сложнее.

После старта от завала прошли за левый поворот; далее река снова разбивается на две протоки, в основной, правой, - ряд сливов. Проходили впритирку к острову.

Следующая чалка была в устье очередного ручья (л) - здесь мы встретили двоих наших ребят на противоположном берегу, поднявшихся навстречу нам из базового лагеря. По прикидкам выходило, что половину участка мы уже прошли. От устья ручья начинается широкая шивера, в конце которой большой лесистый остров. Правая протока была перегорожена бревном, проходили маловодной левой. После слияния проток - порог: в русле слалом между полуобливными камнями, в конце слив с прижимом к скале ПБ. За ней необходимо чалиться: дальше на крутом правом изгибе русла река перегорожена бревном, небольшой обнос по полке ПБ. Затем следует относительно прямой порожистый участок - правый берег представляет здесь в одном месте крутую сыпуху (когда идешь по тропе - траверсируешь её). В конце участка островок (проходили слева), перед пологим левым поворотом чалка к ПБ. для просмотра последнего порога (он находится фактически перед лагерем): между крупными глыбами в центре русла и правым берегом вспененная горка с крутым непрямым сливом. За ним мы и закончили сплав (до слияния с Пслухом около 200 м).

На прохождение всего участка от пасеки до лагеря мы затратили полный ходовой день: 3 часа на обработку и прохождение "Пасечного", 1.5-2 часа на ремонт, и около 3-х часов от "Пасечного" до Нарзанов. Участок очень напряженный, учитывая и то, что он идется в первый ходовой день весеннего похода после зимнего перерыва.

От Нарзанов начинается традиционный сплав по Мзымте. Многие не раз бывали здесь; в интернете и в библиотеке МГЦТК есть много отчетов об этом маршруте. Мы шли по лоции Максима Сопрунова. Далее используются выдержки из нее с нашими дополнениями.

Участок 1 - Верхние пороги: длина 2 км, уклон 15 м/км

Начинается от автомоста, после слияния с правым притоком р. Пслух. Вдоль левого берега рядом с рекой идет грунтовая дорога. Расход мы оценили как 30 м3/с.

Река от моста на протяжении 800 м представляет собой шиверу средней сложности (3 к.с.). Просмотр все-таки желателен, хотя бы для того, чтобы вовремя зачалиться перед первым порогом. Маневрировать при движении нужно очень энергично.

Далее дорога от уровня реки поднимается на полку ЛБ, справа из глубокой промоины-оврага впадает ручей (но он малозаметен с наплыва). Это ориентиры Верхнего порога. Стоит отметить, что в некоторых описаниях этот порог отмечен как два отдельных порога; или как один, но разнится кол-во ступеней. Мы проходили его за один прием, поэтому и рассматривали его целиком.

Порог "Троллейбус" (он же "Селевой"): 250 м
Дорога поднимается на полку ЛБ, чалка возможна перед устьем ручья в улов ЛБ. Для себя мы выделили 2 ступени. Первая начинается непосредственно ниже устья ручья. Это расположенные друг за другом 2 метровых слива; ширина реки в этом месте 7-8 м. Далее следуют сложные сливы через обливные и полуобливные камни (по описаниям на заходе здесь идет сильный навал на обломок скалы у левого берега - "троллейбус", но мы проходили правой частью русла). Далее река делает крутой зигзаг вправо-влево, высота сливов и количество камней в русле уменьшаются. За левым поворотом река делится на 2 протоки длинным узким островом. Правая протока маловодная, забита камнями и проходима только по большой воде. Основная протока - левая. Это крутая горка с небольшими сливами и бочками. В конце ее - навал на большой камень ЛБ.

Участок 2 - Прогон до Греческого ущелья: длина 12-13 км; уклон 7-5 м/км

После порога река течет быстрой шиверой до моста у канатки. Несмотря на относительную простоту участка (до 3 к.с.), расслабляться не стоит (особенно людям, впервые попавшим на кавказскую речку). По большой воде сплав становится весьма даже интересным, учитывая высокую скорость струи. Попадаются разбои, в одном месте русло было перегорожено упавшим деревом. При нас кат-двойку параллельной группы занесло под него и моментально кильнуло.

Своеобразный "промежуточный финиш" можно сделать у канатки. С 2002 г. открыта четвертая очередь подъемника, доставляющая желающих на вершину хребта Аибга - высоту 2238 м. Упустить возможность увидеть с высоты все красоты Кавказа, на наш взгляд, недопустимо. Билет на подъемник на май-2003 стоил 500 рублей. Двумя днями позже, ожидая подъема уровня воды перед Греческим ущельем, и мы не остались в стороне, и воспользовались услугами канатки. Более того, с открытием четвертой очереди горнолыжный сезон здесь продолжается до мая месяца. Мы взяли в прокате комплекты горнолыжного снаряжения (300-400 руб.) и получили огромное удовольствие от катания. Стоит отметить, что до этого только двое из десяти стояли на горных лыжах. Несомненно, это явилось изюминкой нашего маршрута по Мзымте!

После канатки уклон реки падает, река дробится на рукава, но течение остается довольно шустрым, а местами попадаются довольно интересные шиверистые участки. Ориентиром начала следующего порожистого участка служит тросовая переправа с люлькой (это уже в пределах поселка Красная Поляна, хотя сам он располагается на высоком правом берегу, и с реки видны только самые крайние дома). На этом участке до плотины (~1.5 км) располагаются три интересных так называемых Краснополянских порога. И хотя сложность их по отчетам и не превышает 3-4 к.с., стоит все же отнестись к ним внимательней (кавказские 3-4 к.с. далеко не карельские). Просмотр порогов можно провести с обоих берегов, но левый удобней. Хорошая чалка перед первым порогом на ЛБ в 50-ти метрах ниже тросовой переправы.

Порог 1 "Люлька" (4 к.с.) Расположен на левом повороте в двух протоках лесистого острова. Правая протока маловоднее и проще - это шивера средней сложности с крутым метровым сливом в конце. Основная же протока левая: река на протяжении 80-100 м круто падает метра на 3, прорываясь через гряды полуобливных и надводных камней. В протоке возможны завалы (у нас не было). Чалка за порогом на левый берег возможна, но неудобна (на струе).

Далее правый поворот и около 500 м шиверы с участками ровного быстротока до Порога 2 (3 к.с.) Ориентир - большой, поросший деревьями остров, отделенный от левого берега маловодной, плохо заметной с наплыва протокой. В конце острова порог начинается пологим метровым сливом через каменную гряду; удобные проходы - слева, далее формируется мощная струя с косыми и прямыми валами. Далее река делает плавный правый поворот, впереди Порог 3 (3-4 к.с.) В левой части реки - гряда обливных камней с узкими проходами, в правой части - косые сливы с бочками. Длина порога - 200 м.

После порога течение замедляется, начинается небольшое (250-300 м) водохранилище перед плотиной. Чалиться для обноса (обвоза) ГУ (от плотины до ГЭС) лучше в 100 м перед плотиной на ПБ - здесь проходит идущая через плотину дорога. Если в планы группы входит прохождение Греческого ущелья, мы советуем разбить базовый лагерь на большой удобной поляне ЛБ, в самом начале водохранилища (как это сделали мы), т.к. традиционное место на Ореховой поляне в 300 м ниже плотины по ЛБ с 2002 г. занято под полигон спецназа, база которого располагается чуть ниже, над порогом "Белоснежка". В планы военных входит даже закрытие сквозного прохода (проезда) по левому берегу (он считается рабочим при обработке Греческого ущелья). Напомним, что ниже плотины по высокой террасе левого берега идет хорошая грунтовая дорога.

Участок 3 - Греческое ущелье: длина около 3 км, уклон 25 м/км, сложность 5-6 к.с.

Стоит отметить, что название "Греческое ущелье" в некоторой степени размыто: с топографической точки зрения (судя по отчетам) это почти 12-ти километровый участок Мзымты от тросовой переправы в районе пос. Красная Поляна и чуть ли не до впадения крупного правого притока р.Чвижепсе. С точки зрения большинства водников и по логике препятствий - это участок от плотины до ГЭС, точнее, до того места, где по трубе в реку возвращается отработанная в ГЭС вода. Мы в описании под названием ГУ подразумеваем второе.

Плотина забирает из реки ровно 34 кубометра воды, соответственно все, что выше этой цифры, идет в ГУ. Проходимость и сложность ущелья сильно зависят от количества воды. В очень большую воду его можно наверно оценить 6 к.с.; опасность в том, что практически исчезают участки, где можно ликвидировать последствия возможной аварии. В среднюю воду (10-25 кубов) сложность оценивается в пределах 5 к.с., т.к. небольшая вода может простить ошибки для надувных судов. По малой воде (3-5 кубов) проходимо только на каяках, т.к. будет масса узких негабаритных проходов. Воды может не быть вообще, и потребуется обнос ГУ до места, где она вливается обратно из трубы. При планировании прохождения следует учесть, что требуется сплошной просмотр всего участка. Берега крутые, сильно поросшие лесом, или отвесные обрывы. Большинство групп, идущих по Мзымте в первый раз, ГУ обносит.

Подойдя к плотине 29-го апреля и выйдя на разведку на следующее утро, мы увидели, что воды в ущелье очень мало (по данным смотрителя плотины 3 куба).

Надежд на проливной дождь никаких - на небе второй день ни облачка, но солнце топит снег - значит, в течение одного-двух дней уровень воды может повыситься. Решаем разбить базовый лагерь и ждать. 1-го мая воды уже больше, чем накануне - в этот день едем на подъемник, надеясь на следующий день пробиться в ГУ.

Надежда оправдалась 2-го утром: в ущелье идет никак не меньше 10 кубов (после обеда ожидается прибавка еще кубов на 5). Переплыли на правый берег, обнесли плотину (~100 метров) и спустили суда сразу после бетонных плит.

До порога "Белоснежка" (5-6 к.с.) (см. фото 1, фото 2) около 300 м немноговодной шиверы. Его ориентиром служит крутопадающий ручей по ЛБ, но зачалиться для просмотра лучше заранее. Порог начинается сразу за устьем ручья. Длина 100м, падение около 4-5м. Представляет собой узкую крутую горку с обильно разбросанными обливными и полуобливными камнями. Для больших катамаранов проходим только по большой воде. За порогом 40м спокойного течения, здесь удобное место для чалки и страховки. Виденные нами фото "Белоснежки" по большой воде позволяют дать ей второе рабочее название "Черножопка"! Прошли, удачно маневрируя между камней.

Порог "7 гномов" (4-5 к.с.) Начинается в 50 м ниже "Белоснежки". Это длинная (500м) многоступенчатая шивера, в середине ее справа красивым водопадом впадает ручей. Кончается шивера 50-метровой горкой и спокойным плесом с большим уловом под ЛБ за выступающим в реку обломком скалы. Здесь, кстати, удобное место для чалки и возможного выхода наверх, на дорогу для дальнейшего просмотра. Проходили с промежуточной чалкой. От середины шиверы впереди виден высокий акведук - огромная водоводная труба высоко над рекой.

Порог "1-ый Трубный" (5 к.с.) Начинается в 50 м ниже предыдущего. Сначала небольшая бурная горка с небольшим прижимом к большой глыбе ПБ. Затем гряда крупных камней разбивает реку на 2 протоки; основная - левая (правая практически непроходима). Порог представляет собой лесенку из сложных сливов, образованных скальными плитами. За сливами - бочки. В конце порога, под мостом-акведуком протоки сливаются. Длина порога -150 м, падение - 5 м. Единственное место, пригодное для страховки и чалки перед следующим порогом - маленькое улово под ЛБ в 15 м ниже моста-акведука. По нашей воде в одном из сливов был стремный непроход - негабарит с боем под крупный камень. В результате чего первый кат заходил в правую протоку с выходом затем сразу в центр и влево ниже этого слива - они прошли удачно, но их порой сильно растопыривало на камнях. Другие экипажи, глядя на них, решили просто принудительно чалиться перед этим сливом с последующим 5-метровым обносом его по прибрежным камням и спуском снова в воду, что благополучно и было выполнено.

Порог "Красная Поляна" (5-6 к.с., см. фото) Начинается в 20 м ниже 1-го моста-акведука. Длина порога - 200м, падение 5 м. Река разбивается на две протоки длинным, поросшим деревьями островом. Правая протока маловодна и проходима в большую воду только для малых судов. Основная протока - левая (!) На заходе попадается разный железобетонный мусор. Порог начинается серией из 3 мощных сливов по 1.5 м, затем уклон уменьшается, средняя часть порога - быстроток с отдельными обливняками. Далее протоки сливаются. Здесь все русло забито скальными обломками, особенно левая часть, проход под ПБ невозможен из-за поваленного свежего дерева. Проходили, продираясь через камни в левой части русла. Порог кончается непосредственно перед автомобильным мостом, здесь же большие улова по обоим берегам. Высоко на правом берегу на шоссе стоит указатель "Красная Поляна".

Порог "Взрывной" (5 к.с., см. фото) Расположен в 60 м ниже автомомоста через Мзымту. До 1998 г. на этом месте был порог "2-ой Трубный", но после проведения взрывных работ с целью расширения дорожного полотна на трассе Адлер-Красная Поляна в русло попадали скальные обломки. "Взрывной" представляет собой каскад из нескольких сливов через все русло. Проходили более полноводной правой частью русла. Длина порога 50-60 м. Перепад около 2 м.

Порог "Зигзаг" (4к.с.) Начинается в 50 м ниже второго моста-акведука, перед правым резким поворотом реки. Русло разбивается россыпью камней на две протоки. В обеих протоках крутые короткие горки; на повороте протоки сливаются, и идет цепочка валов. Проходимы обе протоки, но в правой, камней меньше - там и шли. Длина порога 80 м, падение ~2,5м. Порог несложный, но фотогеничный. Чалка сразу за ним на П.Б.

Порог "Цепочка" (4-5 к.с., см. фото). Расположен в 70 м ниже предыдущего. Существующие описания, на наш взгляд, не совсем полные и немного не отражают действительности.

Порог располагается на длинном зигзагообразном левом повороте в левой основной протоке русла (правая - маловодный ручей, в малую воду пересыхает). Общая протяженность 300-350 м. Падение 7-8 м. Представляет собой каскад небольших сливов, в русле ряд надводных и обливных камней. В одном месте, после левого поворота с ПБ берега свисает дерево, перегораживая до половины русла, от которого надо вовремя уйти влево. В начале порога же торчит бревно слева, на которое тоже несильно, но наваливает. Порог кончается в конце длинного прямого участка, после больших круглых глыб в русле перед следующим крутым правым поворотом. Осмотр всего порога по острову.

Прошли благополучно, не считая последнего ката, которого затащило под бревно левого берега; экипаж сумел вовремя предотвратить аварию, но с дерева снимался долго.

Далее после крутого правого поворота широкий галечный остров, левая протока мелководна, шли более узкой, но глубокой правой.

Затем следует плавный левый поворот и еще около 700 м широкой полноводной шиверы до того места, где из трубы сбрасывается отработанная ГЭС вода. Это конец Греческого ущелья. Здесь важно отметить, что к концу дня расход воды в ГУ составлял не меньше 17-18-ти кубов.

Участок 4 - Кондовая шивера: длина 8-10 км, сложность 4-5 к.с.

Самое протяженное препятствие реки. Мощность потока резко увеличивается до 50-60 кубов. Начинается от впадения справа отработанной в ГЭС воды прямым 200-метровым участком с мощными валами; далее - крутой левый поворот русла. Река разбивается на протоки, в некоторых из них могут оказаться завалы. В реке стоят большие валы, попадаются бочки. Наиболее интересны первые два-три километра, затем уклон уменьшается, появляются участки спокойного быстротока, отрезки бурной воды становятся все короче. Условно концом шиверы считается устье правого притока р. Чвижепсе.

На этот раз мы закончили свой сплав после прохождения Греческого ущелья и Кондовой шиверы именно в этом месте и на заказанной машине вернулись в базовый лагерь у плотины. Доплывать до Адлера не оставалось времени (сказались потеря двух дней в ожидании воды в ГУ), да и со спортивной точки зрения этот участок не представляет интереса (если, конечно, не запланировано прохождение супер-порога-водопада "Ах-Цу"). Но для полноты приведем его описание.

После впадения р.Чвижепсе около 3-км спокойного сплава до пос. Кепша на ПБ. Еще через 500 м Мзымта постепенно втягивается в глубокое ущелье Ах-Цу.

Участок 5 - Ущелье Ах-Цу: длина 3-4 км

Борта долины сходятся, идущая по ПБ, автодорога поднимается на полку, на высоту 10-15 м над рекой. ЛБ - бом, ПБ крутой, заросший кустарником. Течение спокойное. Ничто, вроде бы не предвещает приближение супер-порога. Место чалки для обноса (или просмотра?) водопада "Ах-Цу" лучше разведать заранее, пробежавшись вперед по дороге. Мы в свое время вылезали метров за 100 до входа в порог, на длинной галечной отмели. Порог начинается на крутом левом повороте реки.

Водопад "Ах-Цу" (6+ к.с). Длина препятствия 75 м, падение 5-6 м. Случаи прохождения порога единичны. Для подавляющего большинства групп это, несомненно, обнос. Представляет собой каскад водопадных сливов большой силы с мощными бочками и прижимами между сливами. В конце сильный прижим к скале ПБ. Неудачное прохождение представляет серьезную опасность для жизни.

Над водопадом дорога уходит в 100-метровый тоннель. За туннелем водопад кончается, но для относительно удобного спуска к воде нужно пройти еще 200 м - здесь обрыв переходит в крутой осыпной склон, поросший деревьями. Мест для ночевки нет. Обнос и спуск судов к воде долгий и трудоемкий - примерно 2.5 часа.

(Второй, менее трудоемкий, но более стремный вариант спуска к воде - перед тоннелем, старт сразу под водопадом - прим. WW.ru.)

Московская шивера (4 к.с.) Длина препятствия ~1.5 км. Начинается в 50 м ниже водопада. Шивера мощная, но простая - отдельные камни в русле, валы и бочки. За ней ущелье "Ах-Цу" кончается.

Участок 6 - прогон до Адлера; длина ок. 25 км, уклон 3 м/км.

Река резко упрощается, уклон уменьшается. Из препятствий остаются перекаты и несложные шиверы. В 1,5-2 часах сплава после Ах-Цу имеется живописный Дзыхринский каньон. За ним сплав малоинтересен, дорога отходит от реки, и вплоть до Адлера пейзаж индустриальный. Закончить сплав можно прямо выплыв в море. Оптимально приплыть сюда к обеду, разобраться и уехать на вечернем поезде. В крайнем случае, можно заночевать в зарослях кустарника на ПБ за 100-200м до впадения в море.