туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP

байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  кавказ  >>  уллу-кам  >>  Светлана Малова. Наедине с рекой
уллу-кам, чирюкол, узункол, узун-кол, кубань
Автор: Светлана Малова, г. Саратов     Опубликовано: 26.04.2002

Наедине с рекой

Белая как снежинка ночная бабочка неслышно билась в окно.

Рей Бредбери

— Альпинисты? — часто спрашивают нас далекие и не очень от туризма люди, когда видят нас с рюкзаками.
— Водники, — отвечаем мы и видим, как искорка интереса постепенно гаснет.
— А, это на байдарках...
— Да нет, на байдарках по таким рекам не ходят, мы на катамаранах!
— А...

Горы... Очень многие с интересом смотрят фотографии. Найдется немало тех, кто с интересом посмотрит любительский фильм о горах. Альпинизмом же занимаются единицы.
Горы...
Но написать я хочу не о них, а той, что родилась и живет среди них — о Реке.

Еще в 96-ом, в несложном горном походе по Центральному Кавказу, мой взгляд неизменно приковывала к себе вода. Адырсу, Чегем...

река Чегем

Эльбрус

И вот прошло 5 лет. Была р.Она в паводок, р.Чон-Кемин в августе, Алтайская шестерка по притокам p.Аргут, р.Китой...
И все чаще стала возникать идея попробовать пройти хотя бы некоторые доступные реки Кавказа (в России) летом. И, конечно, хотелось не просто погулять по горам, а пройти сложные перевалы, и если повезет с погодой, подняться на Эльбрус.

Все два часа, в течении которых "Газель" с ветерком везла нас в верховья Кубани, мы с интересом всматривались в нашу первую реку - Уллу-Кам. В далеком 1989 мы ходили ее в мае. Вместе с Кубанью, была это несложная "троечка" с элементами. Что будет несколько дней спустя, для нас пока загадка.

Наш лагерь на стрелке рек Уллу-Кам и Узун-Кол. Вечер. Взяв видеокамеру, решила сделать несколько коротких планов реки. Смотрю в объектив и понимаю, что что-то здесь не то. Где-то я это уже видела... Карагем, 1999, паводок. Конечно, вечер, ледники таяли... Интересно, что будет завтра утром?

А наутро мы уходим в горы... пожелав удачного сплава двум экипажам двоек. Мы встретимся вновь через 5 дней, вот только пройдем кольцо вокруг пика Даут.
... Рассвет следующего дня мы встречали под перевалом Северный Джалпакол, на влажной почве моренного озера. За долгие часы спуска с несложного, но довольно высокого перевала, наградой нам была ночевка в Долине Нарзанов. Зарядивший с вечера и ливший всю ночь дождь, казалось, расстроит все наши планы. Но, расстегнув молнию палатки, мы с радостью смотрели, как ветер разгоняет последние остатки непогоды.
Мы снова разделились, направив нашу молодежь (впятером) на "курорт" озера Уллу-Кель, и теперь уже вчетвером устремились к пику Даут.

озеро Уллу-Кель

Впервые в горах

Местная экзотика

В 6 вечера пройдя перевал Саламандра, и заночевав на леднике Большой Даут, к 11 утра следующего дня мы были на перевале Западный Даут, а уже в два часа дня начали спуск с перевала Миронова. 40 м довольно крутого, временами "отрицательного" склона, показались цветочками по сравнению с дальнейшим спуском в долину. Сначала ледник, затем несколько крутых скальных сбросов, и смертельно уставшие, уже в темноте мы наслаждались долгожданным горячим ужином, вспоминая все самые стремные места нашей "прогулки".
150 м траверса по скальному гребню перевала Западный Даут, cорокаградусный снежный траверс над ледовым зеркалом, почти вертикальный спуск с Миронова и ненадежные камни границы ледника Ю.-В. Даут.

Пик Даут

Скальный гребень пер. З. Даут

Рассвет над перевалом З. Даут

Четыре перевала, снег, лед, траверс, скалы, веревки, усталость, улыбки и тепло друзей, солнце и дождь, все это было, и было красиво! Но...

Мы вновь на Уллу-Каме, все вместе. Все утро делимся впечатлениями. Узнаем, что речка-то веселая — фоновый уровень сплава 4-5 к.с., и есть участочки еще повеселей. Наши двойки попали в самый большой паводок, что был за последние десять лет. В первый же день ушли два весла. Но все пройдено, и мы вновь расстаемся на 4 дня, их очередь любоваться красотами Кавказа.

А мы со смешанными чувствами начинаем собирать катамараны. И вот все готово к сплаву. Вода по-прежнему коричневая, скорость бешеная. К утру вода немного спала и посветлела, и мы спускаем свои двойки к месту старта. На удивление теплая вода, не то, что весной.

Уллу-Кам в паводок

Уллу-Кам. Фоновый сплав

Верхний Уллу-Кам. Начало каньона

Волнение первых минут позади, и перед тобой только она — горная река, бурная, стремительная, захватывающая, поглощающая все твое сознание. Мозг, руки, тело очень быстро вспоминают все и вот уже ты, катамаран, Река — это одно целое. Речка неширокая, но воды много, уклон значительный, и практически вся она превращается в нескончаемый шиверу-порог. Трудно найти безопасное место для чалки, поэтому идти приходится большими отрезками. Чалки — только принудительные, ловят и на спасконец, и руками. Сплав настолько напряженный, что выматываешься раньше, чем ты этого ожидаешь.
Часто вспоминается один небольшой участок с чалкой перед низким мостиком. После каждой бочки (а живут они там с плотностью 1 бочка/8 м2) катамаран норовило то развернуть, то перевернуть. Этот участок действительно идется на одном дыхании. И выскочив на берег, не можешь напиться, хотя река умывала не один раз... адреналин... и это уже не "5".

Так как с нами были и те, кто первый раз видел горную реку, нам пришлось все сложные каскады, а это практически весь верхний Уллу-Кам до поселка Учкулан, идти два раза, второй раз на четверке. Иногда этого было много.
В итоге, на всю Кубань осталось полтора дня. Ну мы и покатили. Иногда останавливались для сьемок. Кубань нам напомнила Катунь в малую воду, только препятствий там больше. Расслабиться она нам не давала, проверяя реакцию неожиданными бочками неожиданного размера и мощности. В Карачаевске, когда разбирали катамараны, местная ребятня, от которой не был отбоя, принесла целый мешок яблок, груш и слив.
В этот же вечер мы вернулись на знакомую нам поляну на стрелке Уллу-Кама и Узун-Кола. Вторая часть нашей группы в это время спускалась с гор и спешила к вечернему костру.

Утро начинается с просмотра возможного участка сплава Верхнего Уллу-Кама, ниже теснины. Теснина впечатляет...
Множественные завалы не дают начать сплав выше, чем 600-700 м от лагеря, но кажется, нам хватит и их. Участок каньонный, катамаран приходится спускать на веревке. Готовимся идти двумя экипажами, по очереди.
Страховка, видеосьемка, фотографы, сигнальщики — все на своих местах. На берегу... И наступает тот самый миг, когда, расперевшись в канойках и сжав руками весло, отталкиваешься от берега. Все тревоги и сомнения вдруг исчезают, и вот она — Река, и нельзя сделать ни одной ошибки, потому что здесь это не прощается.

Теснина Уллу-Кама

Переворот на выходе из каньона

В каньоне

Удачно пройдя первую часть каньона — этакая разминка уровня 5+ к.с., встаем на промежуточную чалку в небольшой уловок, чтобы фото- и видеооператоры могли переместиться на новые позиции.
У нас получилось, и мы чувствуем уверенность. Но впереди участок сложней и мощней, расслабляться не стоит.
Небольшая горка, трек, в перемешку с мощными бочками, прижим, мощный слив, последний поворот! И... там, где с высоты мы видели водяную подушку от скалы, оказался мощнейший прижим и в считанные секунды весь катамаран (вместе с нами) оказался на почти вертикальной скале. В следущее мгновение мы перевернулись. Я закрепилась между баллонов, а Дима снаружи направлял катамаран к берегу, толкаясь ногами от подводных камней. Страховка сработала четко, не дав нам уйти ниже лагеря.
И все же мы были очень довольны, кроме последнего прижима все пройдено чисто и уверенно.
"Просто мы были пробным шаром" — разбирая прохождение, сказал Дима.

Второй экипаж — Саша с Пашей — так не хотел в этот прижим, что в два гребка оказались у другого берега! После этого Сашка сказал, что хочет здесь "покататься" — быстренько снизив категорию каньона с шестой на пятую, ну, может, на пять с плюсом.
Минут через двадцать "кататься" уже не хотелось, вода стала грязно-рыжей... Все решили, что пора обедать.

Когда мы уходили в горы, то некоторое время шли вдоль Узун-Кола, и тогда решили, что здесь стоит пробовать сплавляться, конечно до Узункольской теснины.
На следущее утро сборы были быстрыми, так как надо было успеть обработать 2,5-3км реки. Страховку решили ставить по обоим берегам. Речка уже и чище Уллу-Кама, однако и здесь проблема с выбором места для чалки. Рассчитываем в основном на то, что нас будут ловить руками.
Первые несколько сот метров нас обнадеживают. Пролетаем их очень быстро и чисто, хотя казалось, что неизбежно должны будем сесть на камни. Воды немного, и работа больше техничная, чем ломовая.
Проходим несколько интересных участков, и вот...

Как написать про порог-водопад? Его надо видеть, слышать. Видеть, как вода, падая каскадами через обливные камни, взрывается искрящимися брызгами. Слышать его несмолкающий ни на секунду рев.
Сразу со старта необходимо вписаться в узкий проход между валунами, затем резко под берег, чтобы соскользнуть по пологому правому языку водопадного слива, и взяв немного влево, оказаться перед главным свалом воды. Сменяя одна другую, три ступени воды, падая, разбиваются о подводные камни. Идем по левому, единственно-возможному варианту, не отклоняясь от задуманной траектории ни на йоту. Еще несколько взмахов весла, и порог — пройден! Впервые.
Полчаса просмотра — за несколько секунд Полета!

В верховьях Узун-Кола

Там же

Выходной порог-водопад Узун-Кола

После этого еще один "прыжок", и мы — у теснины, на сегодня сплав почти закончен. Остался еще один выходной порог-водопад довольно мощного каскада Узун-Кола перед впадением в Уллу-Кам. Сам каскад нам пока не по зубам, а вот выходной порог — вполне. Мы немного устали, и решили, что легкий обед нам не помешает. Но вернувшись к порогу, поняли, что ошиблись, отложив прохождение. Вода поднялась, и на рваные коричневые сливы было страшно смотреть. Оставалось надеяться пройти порог следующим утром.

Время было еще дневное, и Сашка решил пройти каньон на Уллу-Каме еще раз. С Оксаной они прошли его также как с Пашей. И вдохновленный вторым удачным прохождением, Сашка не отказал Ивану в просьбе пройти еще раз и с ним. Вот только Ване пришлось сесть не на свой баллон, и таким экипажем — первый раз.

Их прохождение я видела лишь через обьектив видеокамеры, но и там было видно, что катамаран неуправляем. Они перевернулись в первом прижиме, и Сашку сразу отбросило на торчащее посреди слива бревно. А Ивана на перевернутом катамаране понесло в "наш" прижим. И снова весь тритон оказался на скале.
В первый раз мы были свидетелями, как вода сама поставила катамаран на ровный киль!? Иван при этом упустил весло, которое впоследствии так и не догнали, но сумел влезть в канойки и подгрести к месту страховки. А Сашка к тому времени, повисев немного на бревне и набрав воздуха, ушел в "автономку", в основном под водой. Когда вынырнул и увидел, что обогнал катамаран, стал грести к берегу. Спасконец был очень вовремя. Мы вдруг увидели цвет воды — грязно-рыжий, им "повезло".

А на утро был порог-водопад на Узун-Коле. Это снова был Полет! И все слова об этом будут плоскими и земными.

Не хотелось разбирать катамаран. По плану мы должны были подняться выше по ущелью, чтобы попытаться пройти Чирюкол, приток Уллу-Кама. И тогда мужики просто понесли его на плечах, вместе с рюкзаками.
Немного постояв на каменном мосту — огромный камень-дом, "затыкающий" всю реку сверху (местное название "затычка") перед входом в Уллу-Камскую теснину — двинулись вверх, поглядывая все же на реку.
— Идется, и здесь идется.
Разбили лагерь и стали готовится к сплаву. Сменными экипажами на одном катамаране прошли все, что смогли, до завалов. Два хороших шестерочных участка там были, и поработать пришлось на полную.

День близился к вечеру, но нам все-таки хотелось увидеть Чирюкол. Взвалив катамаран на плечи, взяв спасконец и видеокамеру, мы вчетвером (Дима, я, Иван и Миша) отправились к неизвестному...

Чирюкол... 600-700 м (от завалов) категории "8-ю"!!! Непонятно, откуда эта неширокая и мелковатая на первый взгляд речка берет силы, чтобы топить катамаран в бочках, и швырять на многочисленные камни. Мы еще долго не могли прийти в себя после того, как буквально налетели на Ивана, который ловил нас на чалке.

Возвращаясь, просмотрели оставшийся отрезок Уллу-Кама, и решили, что в качестве утренней зарядки он очень даже не плох. С рассветом, натянув еще влажные гидрокостюмы, тем же составом, вчетвером, мы тихо вышли из лагеря. Четыре "прыжка", и мы как раз успели к завтраку, "накатав" порядочный аппетит.

Снова разбираем катамаран. Солнышко постаралось и высушило все за какой-то час. Не теряя времени, мы поспешили к еще одной не менее важной цели нашего путешествия — к Эльбрусу. Вечером подошли под перевал Хотютау, немного погоняли яков. Вечер следущего дня застал нас на ледовых полях Эльбруса на высоте 3900м. Пришлось разбить лагерь буквально среди трещин.

На подходах к Хотю-Тау.

На ледовых полях Эльбруса.

Лагерь на 3900.

Следущим же утром двумя связками вышли на вершину. 6,5 часов подьема, и трое наших мужиков улыбались в видеокамеру, стоя на вершине Европы и давая интервью иностранцам: "Вообще-то мы водники, а на Эльбрусе так, мимоходом оказались!".
К сожалению, мне пришлось ждать их на седловине, 200 м не дошла. Наверное, в следующий раз.

Приют 11 уже внизу

На пути к вершине

В зеркале мира

Казалось, поход закончен. Мы спускаемся вниз и попадаем в цивилизацию. Газировка, мороженое, хлеб... Наша изголодавшаяся молодежь обходит по очереди все магазины. Закупив хлеба и загрузившись в "газель", переезжаем в ущелье реки Адылсу.

Пока ставится легерь и идут приготовления к ужину, мы с Димой вдвоем отправляемся вверх по ущелью, чтобы определить место начала сплава. Вопрос отпал практически сам собой, когда мы дошли до Прорыва Адылсу — в месте впадения реки Шхельда. Сам Прорыв — это каскад водопадов между огромных глыб с общим падением метров 20.
Ниже него идет мощный прямой каскад водопадных сливов (6+ к.с.), который можно пробовать идти при определенном уровне воды и наличии времени. У нас на прохождение Адылсу был один день.

И вот два катамарана метрах в ста ниже каскада. На просмотр первого участка уходит минут сорок. Все на своих местах, и самая сложная задача у группы страховки. Иван, обвязавшись веревкой, по пояс в воде, упустить катамаран на чалке он просто не имеет права. По рации сообщаем о старте.

Ничего подобного в этом походе еще не было. Мощь воды поражает. Приходится отдавать ВСЕ силы, чтобы выдерживать намеченную линию сплава. Наконец-то чалка. Это действительно 6 к.с. И как потом оказалось, первый участок был самым мощным.
Найти места чалок по прежнему трудно, уловов нет в принципе, и береговая бригада, состоящая из нескольких человек, напряжена не меньше нас.
Чалимся на остров и просматриваем очень красивый водопадный слив, в котором струя многократно бьется о каменные берега сжатого в этом месте русла. При прохождении то один, то другой балоны катамарана делают крутые виражи, буквально взлетая на обливные камни. Оба наших экипажа с блеском прошли этот отрезок, мысленно поставив очередную "галочку" в списке пройденных препятствий где-то там, в глубине сознания.

Повторить еще раз следущее прохождение мы вряд ли бы решились. Как-то описать? Это трудно словами... нагромождение очень мощных крутых сливов и бочек на повороте, по всей ширине реки, это метров 50 из 500м сложного участка. Когда несколько раз с берега увидели чуть ли не все брюхо нашего "тритона", хотя мы шли по намеченной линии, и практически без ошибок, вся береговая команда была в боевой готовности.
А мы... мы поняли, причалив к берегу, что родился наш экипаж, что мы идем, идем 6к.с. Подошел Сашка и по-дружески хлопнул меня по плечу — высокая оценка того, кто прошел Карагем в паводок на "двойке" (мы с Димой шли на "четверке").

В этот последний день сплава настрой был особый. Вода того требовала. И хотя следующая пара участков была несколько слабей предыдущего, дать себе немного расслабиться означало бы самые серьезные последствия. По-прежнему внимательный просмотр, и мы наслаждались сплавом!

Адылсу... Жаль было с ней расставаться. Через несколько сот метров ее воды растворяться в водах Баксана. Последний сплавной день для нас завершен. Мы возвращались в лагерь, мысленно отматывая пленку на начало.

За окном тихо падает снег. Белый...
А я вспоминаю бешеную, стремительную воду Адылсу.
Снег это та же вода, превращенная великим волшебником в миллионы причудливых кристаллов.
Кажущаяся бесконечной зима. Весной снова будет таять снег и тогда...

P.S. Многое из пройденного — первопрохождение. Но, наверное, потом, а не сейчас мы будем испытывать за это гордость.
Для других водников это будут новые реки, просто знаний будет немного больше, а сомнений — меньше, и... "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

P.P.S. Здесь очень мало "водных" фотографий, потому что все прохождения мы старались снимать в первую очередь на видео.