Автор: Михаил Верхотуров, г. Уфа     Опубликовано 01.09.2002

Тянь-шаньская кругосветка уфимских мустангеров

или

Рафтинг по-гусарски

Уфимский государственный авиационный технический университет
Туристско-спортивный клуб "Мустанг"
Отчет
о водном туристском путешествии 6 к.с. по Тянь-Шаню
(Кекемерен - Чон-Кемин - М. Нарын - Б. Нарын - Нарын),
совершенном с 11 августа по 9 сентября 2001г.
Руководитель группы: Верхотуров М. А.
Поход занял 1 место на Чемпионате России 2001 г.
Полный текст отчета расположен на сайте ТСК "Мустанг"

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Справочные сведения о путешествии
  2. О предыстории путешествия
  3. Сведения об участниках путешествия
  4. Средства сплава
  5. Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута
  6. График движения
  7. Техническое описание маршрута
  8. GPS: информация об основных "точках пути" (waypoints)
  9. Аварийные выходы с маршрута
  10. Техническое обеспечение группы
  11. Итоги, выводы и рекомендации
  12. Список источников

Справочные сведения о путешествии

"Пить - так шампанское, любить - так королеву, идти на Тянь-Шань - так..."

Основная нитка маршрута: г. Бишкек - пер. Тюашу - п. Кожомкул (бывший п. 8-ое Марта) - сплав по р. Кекемерен - выход из гор перед п. Арал - переезд на р. Чон-Кемин (выше ущелья Джиндысу) - сплав по р. Чон-Кемин - п. Тегерменти (за 8-ым каньоном) - переезд на оз. Иссык-Куль - переезд на р. Мал.Нарын (устье р. Сары-Кунгей) - сплав по р. Мал.Нарын - мост за каньоном "Недоступный" - переезд на перевал между левыми притоками р. Бол. Нарын рр. Чал-Как и Кара-Таш - спуск к р. Бол.Нарын (устье р. Кара-Таш) - сплав по р. Бол.Нарын - стрелка рр. Бол. и Мал. Нарын - переезд к а/д мосту через р.Нарын за пос. Ак-Тал - сплав по р. Нарын - мост на а/д Бишкек - Ош - г. Бишкек

Протяженность: общая - 334 км, из них:

сплав: р. Кекемерен  37км
  р. Чон-Кемин 35км
  р. Мал.Нарын  10 км
  р. Бол.Нарын  12 км
  р. Нарын 234 км
пешком (без учета разведок и обносов вещей): спуск к Б. Нарыну 2 км

Продолжительность:
общая - 30 дней,
активной части - 21 день,

из них:  р. Кекемерен  7 (3)
  р. Чон-Кемин 5 (3)
  р. Мал. Нарын 1 (1)
  р. Бол. Нарын  2 (1)
р. Нарын  5 (4)
пешком  0.5 (0.5)

(В скобках указано количество дней без учета накладных расходов, связанных с починкой судов и переездами.)

Средства сплава:
4-местный катамаран - 3.2 т. - 1шт.,
2-местный катамаран - 1.8 т. - 2шт.
(После порога "Ералаш", в связи с невозможностью продолжения путешествия и необходимостью срочного возвращения Яхина А. домой, было принято решение об отправке вместе с ним одного из К2.)
Подробнее о конструкции катамаранов...

Количество участников: 8 (7 после пор."Ералаш").

Уровень воды:
р. Кекемерен - выше среднего;
р. Чон-Кемин - высокий;
р. Мал.Нарын - средний;
р. Бол.Нарын - средний;
р. Нарын - высокий.

Определяющие препятствия маршрута:

No название к.с. к.с. (наш) уровень воды как пройдено

р. Кекемерен

1 "Прорыв" выше среднего все
2 "Слив" выше среднего все
3 "Лестница" выше среднего Все
4 "Моби-Дик" Выше среднего К4 и К2-1
5 "Кашкасу" Вышесреднего Все
6 П.15-19 Вышесреднего Все
7 "Тура-Гоин-1" Вышесреднего Все
8 "Тура-Гоин-2" Вышесреднего К4

р.Чон-Кемин

9 "Габарит" Высокий Все
10 "Ералаш" Высокий К4, К2-1
11 "Мельница" Высокий Оба оставшихся
12 "Баня" Высокий Оба
13 "Повицкого" Высокий Оба
14 "Зеленый" Высокий К4
15 п.25 Высокий К4
16 "Восьмой каньон" Высокий Оба

р. Малый Нарын (Кичи-Нарын)

17
18
19
20
21
22
23
24
"Мини-каньон"
"Недоступный"
1-ая ступень
2-ая ступень
3-ая ступень
4-ая ступень
5-ая ступень
6-ая ступень
7-ая ступень
5
6








средний
средний
оба
оба
К4 - оверкиль в 5-ой ступени

р. Большой Нарын

25 "Два клыка" ТТ средний К4
26 "Большой Нарынский водопад" ТТТ средний обнос
27 "Пять углов" ТТТ средний обнос
28 "Пятый угол" ТТ средний К4
29 "Камень преткновения" ТТ средний К4
30 "Поле бегемотов" ТТ средний К4
31 "Последний" ТТ средний К4

р. Нарын

32 "Семеновский" ТТ высокий оба
33 "Гудимовский" ТТ высокий оба
34 "Малый каньон" ТТ высокий Оба
35 "Большой каньон" ТТ высокий оба
36 "Камбаратинский каньон" высокий оба
итого: 36 шт  
6С - 3 шт.: "Зеленый" (высокий уровень воды); "Большой Нарынский водопад" (обнос); "Пять углов" (обнос)
6В - 7 шт.: "Лестница"; "Тура-Гоин-2"; "Ералаш"; 2-я, 6-я, 7-я ступени каньона "Недоступный"; "Камбаратинский каньон" (высокий ур. воды)
6А - 10 шт.: "Моби-Дик"; п.15-19 р.Кекемерен; "Габарит"; п.25 р.Чон-Кемин; 1-я и 5-я ступени каньона "Недоступный"; "Пятый угол"; "Поле бегемотов"; "Семеновский"; "Гудимовский"
5С - 11 шт.: "Прорыв"; "Слив"; "Тура-Гоин-1"; "Мельница"; "Баня"; "8-ой каньон"; 4-я ступень каньона "Недоступный"; "Два клыка"; "Камень преткновения"; "Малый каньон"; "Большой каньон"
5В - 5 шт.: "Кашкасу"; "Повицкого"; "Мини-каньон"; 3-я ступень каньона "Недоступный"; "Последний"

Благодарности: выражаем огромную благодарность Государственному комитету по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкоростан за поддержку, оказанную при подготовке путешествия. Отдельное спасибо нашим семьям за то, что они "отпустили" нас в поход и 20 лет терпят это ежегодное "безобразие".

О предыстории путешествия

"Нет меня - я покинул Россию..."
Энцефалитный клещ, или, он же, м.с., зам. рук. ТСК "Мустанг" - Ю. Перескоков

Средняя Азия... Тянь-Шань... Как известно, в последнее десятилетие перед распадом СССР этот географический район был Меккой для туристов-водников, совершавших походы высших категорий сложности. Это происходило по нескольким причинам:

Потом наступила "эпоха" национального "самоосознания" народов (а точнее их правителей), населявших великие просторы нашей многонациональной (тогда еще) Родины. Это привело к тому, что эти замечательные, с туристической точки зрения, районы, по большому счету, "выпали" из ареала обитания российского туриста из-за беспредела, творимого некоторыми категориями государственных служащих, народившихся на территории вновь образовавшихся независимых государств.

Но спесь "самоосознания" чиновников постепенно проходит..., необходимость жить в дружбе и взаимопонимании с соседями, которые приезжают в гости с туристическими целями, берут свое. А, кроме всего прочего, туризм выгоден - многие небольшие государства в мире живут (и не плохо) за счет прибыли, приносимой этим видом бизнеса. Тем более, что простому народу эти издержки парада суверенитетов никогда и не были присущи. Особенно это оказалось свойственно Киргизии (или, по новому, Кыргызстану). В связи с уважительным отношением к туризму 2001 год в этой стране был объявлен "Годом Туризма".

Наша же группа уже давно хотела побывать в Средней Азии, тем более, что самые сложные реки Алтая и Саян (рр.Аргут, Чулышман, Башкаус, Китой) нами были успешно пройдены в предыдущие годы. А дабы не ездить и не терять время зря, мы, с учетом нашего опыта и с учетом тех перечней маршрутов - "связок", которые были ранее совершены В.Говором, С.Лагодой, С.Черником и многими другими туристами-водниками России, посмотрели, подумали и решили попробовать совершить такую "связку", которую до нас, вроде как, еще никто не делал. Вот и получилось:

р.Кекемерен - р.Чон-Кемин - р.Мал.Нарын - р.Бол.Нарын - р.Нарын и ..., конечно, необходимо было обязательно побывать и на "жемчужине" Тянь-Шаня - озере Иссык-Куль (Карта 1). С точки зрения определяющих данный маршрут препятствий, целью путешествия было прохождение наиболее сложных каньонов, ущелий и редкопосещаемых участков перечисленных рек Тянь-Шаня, каковыми являются:


Походы Сергея Черника, итоги Чемпионатов России по водному туризму показали, что в последние десять лет водный туризм движется по направлению прохождения в рамках одного путешествия (пусть даже с внутримаршрутными переездами) нескольких наиболее сложных и находящихся в одном географическом районе категорированных рек или их протяженных участков. Это связано с тем, что совершенствование средств сплава, тактики и техники данного вида туризма позволяют проходить те участки, которые ранее проходили за достаточно продолжительные участки времени, за гораздо меньший его интервал. Ехать же куда-то за тридевять земель на несколько дней - это нецелесообразно, дорого и, вообще, не очень серьезно. С другой стороны, безусловно, нельзя забывать и о чисто туристических аспектах похода - они, конечно же, должны быть сохранены. С учетом вышеперечисленных фактов и был разработан данный маршрут.

Карта 1. Обзорная карта-схема района путешествия

Сведения об участниках путешествия


- Серега, в поход пойдешь?
- А кто собирается?
- Ванька, Петька, Колька и я.
- Конечно пойду!
- А что не спрашиваешь куда?
- А какая разница - лишь бы с друзьями!

No имя обязанности год рожд. опыт
1. Верхотуров
Михаил
руководитель, завхоз, капитан К4 1961 Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6Р-97
Богояш - Чулышман 6Р - 98
Башкаус - Карагем - Аргут - 6Р - 99
Китой - 6У - 00
2. Перескоков Юрий зам.руковод., матрос К4

1961 Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
Богояш - Чулышман 6У - 98
Башкаус - Карагем - Аргут - 6У - 99
Китой - 6Р - 00

3. Карпенко
Андрей
Фотограф

матрос К4

1961 Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
Богояш - Чулышман 6У - 98
Башкаус - Карагем - Аргут - 6У - 99
Китой - 6У - 00

4. Рубцов
Евгений
Матрос К4 1978 Снежная - 4У - 94
Китой - Онот - 5У - 96
5. Лямин
Александр
Врач, капитан К2-1

1964 Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
Богояш - Чулышман - 6У - 98
Башкаус - Карагем - Аргут - 6У - 99
Китой - 6У - 00

6. Яхин
Айдар
Лоцман

матрос К2-1

1958 Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут 6У-97
Башкаус - 6У - 99
Китой - 6У - 00
7. Хайрутдинов Наиль Реммастер, капитан К2-2

1961 Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96,
Богояш - Чулышман 6У - 98,
Башкаус - Карагем - Аргут - 6У - 99,
Жом-Болок - Ока - 5У - 00
8. Кокурин
Виктор
лоцман, матрос К2-2 1961 Жом-Болок - Ока - 5У - 00

Суда и экипажи представлены на Фото 1, Фото 2, Фото 3. Фото 1. К4 и экипаж (слева направо: Рубцов Е. Карпенко А., Верхотуров М., Перескоков Ю.)

Фото 2. К2-1 и экипаж (Лямин А., Яхин А.)

Фото 3. К2-2 (Хайрутдинов Н., Кокурин В.)

 

4. Средства сплава

К4 - катамаран типа "Дельфин-4": длина баллонов - 5,0 м, баллоны имеют форму типа "верблюд", носовой и кормовой наплывы составляют одно целое с основным баллоном (он имеет форму "банан"), центральный наплыв является съемным, объем одного баллона с центральным наплывом - около 1,5куб.м. Оболочка сделана из тезы, дека из авизента, носовой и кормовой наплывы из тонкой тезы, центральный наплыв - из авизента, наддувы (4шт. - основной и три в наплывах) - из двухстороннего прорезиненного капрона. Основной наддув разделен поперечной перегородкой. Вес оболочек с наддувами - около 32 кг. Каркас из дюралевых Д16Т труб диаметром 40 и 36мм и толщиной 2мм. Его длина - 3.5м. Ширина - 2.0 м. Вес каркаса - около 20кг. Для того, чтобы очень быстро не погнуть и не сломать переднюю поперечину, спереди к ней мы привязываем более толстую деревянную, заготовленную по месту стапеля. Коленная посадка сборная, дюралевая, крепится к каркасу хомутами с резиновыми прокладками. Каркас вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. К баллонам каркас привязывается веревками, продеваемыми через два параллельных ряда "ушей", идущих вдоль баллона. Для того, чтобы не проваливаться коленями в баллон и для более жесткой фиксации гребцов, используются подколенники из тезы, пришитые к оболочке, и коленные ремни (упоры - Прим. ред.), изготовленные из капроновых пожарных шлангов. Каркас и коленную посадку мы берем всегда, вне зависимости от наличия или отсутствия пеших переходов. Катамаран был сшит к началу похода. "Четверка" аналогичной конструкции была использована нами на рр. Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут, рр. Богояш - Чулышман, рр.Башкаус - Карагем - Аргут, р.Китой.

К2-1 и К2-2 - катамараны типа "Дельфин-2": длина баллонов - 3.5 м, баллоны имеют форму типа "верблюд", носовой и кормовой наплывы составляют одно целое с основным баллоном (он имеет форму "банан"), объем одного баллона с наплывами - около 0.9 куб.м. Оболочка сделана из тезы и авизента, наддувы (3 шт. - основной и два в наплывах) - из двухстороннего прорезиненного капрона. Вес оболочек с наддувами - около 20 кг. Коленная посадка надувная, пришита к деке, ее оболочка из тезы. Наддув из сырой резины. Каркас вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. К баллонам каркас привязывается веревками, продеваемыми через два параллельных ряда "ушей" (на каждую продолину), идущих вдоль баллонов. Для того, чтобы не проваливаться коленями в баллон, и для более жесткой фиксации гребцов, используются подколенники, привязываемые к продолинам каркаса и коленные ремни, изготовленные из капроновых пожарных шлангов. Катамараны этой конструкции были использованы нами на рр. Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут, рр. Богояш - Чулышман, рр. Башкаус - Карагем - Аргут, р. Китой. Каркас из дюралевых труб. Его ширина 2 м.

5.Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута

Для того, чтобы вероятность совершения события
"В интересующий интервал времени и в нужном месте
Вам попался попутный транспорт, и Вы на нем уехали"
отличалась от нуля, необходимо его заранее заказывать.
Закон Мэрфи "О попутном транспорте"

"...А еще лучше "взять" его с собой и не "отпускать""
Среднеазиатская поправка к закону Мэрфи
Добраться до Бишкека из России можно с трех направлений: с запада - на поезде No18Д Москва Казанская - Бишкек 2 "Киргизия"; с севера - на поезде No206Щ Екатеринбург Пасс. - Бишкек 2, с востока - на поезде No185Н Новокузнецк Главный - Бишкек 2. Мы остановились на самом простом для нас варианте - поезде Екатеринбург - Бишкек, но с пересадкой на него в Астане, хотя были варианты: непосредственной посадке на него в Екатеринбурге, пересадкой на него в Кургане или в Петропавловске. До Астаны мы доехали на поезде No72Ц МоскваКазанская - Астана "Целина", который следует через Уфу. Были некоторые опасения по поводу "общения" с астанинской милицией, но реально проблем не оказалось, правда, с вокзала мы фактически и не уходили.

С точки зрения подъезда из Бишкека к точке начала сплава на каждой из отдельно взятой из вышеперечисленных рек, организация этой процедуры не составляет большого труда. Гораздо большую и, собственно, основную сложность при планировании маршрута, охватывающего 5-ть основных рек Внутреннего и Северного Тянь-Шаня, представляет организация внутримаршрутных переездов. Отдавать решение этого вопроса в руки Господа Бога (или, по местному вероисповеданию, Аллаха), мы, даже с учетом глубочайшего уважения и веры в них обоих одновременно, не осмелились, а по сему, заключительные месяцы перед походом были посвящены разрешению этой проблемы. Как всегда, в последние годы, помогла Всемирная Сеть - Internet, а точнее два ее наиболее распространенных сервиса: Вездесущая Всемирная Паутина - WWW и Электронная Почта - E-mail. Благодаря Сети мы нашли несколько фирм, предоставляющих соответствующие услуги, с которыми мы и обсудили интересующие нас вопросы переезда по территории Кыргызстана. В результате переписки мы остановились на той же кандидатуре, помощью которой воспользовалась группа С.Черника в 2000 году - фирме "Horizon Travel", руководимой Сергеем Ворониным. Сразу скажем и о том, что об этом мы не только ни разу не пожалели, но и с большой теплотой и уважением вспоминаем команду Сергея, которая ответственно отнеслась как к задуманному нами непростому маршруту, так и очень неформально и душевно - к членам нашей группы.

В связи же с тем, что:

последовательность их прохождения была выбрана следующей: р.Кекемерен - р.Чон-Кемин - оз.Иссык-Куль - р.Мал.Нарын - р.Бол.Нарын - р.Нарын.

Для более быстрой переброски с Кекемерена на Чон-Кемин и в связи с отсутствием ниже пос. Арал определяющих препятствий на р.Кекемерен и захватом нижнего течения Нарына (Камбаратинский каньон) при прохождении Нарына самостоятельно, было принято решение прямого переезда с пос. Арал через Чаек, Кочкорку на трассу Балыкчи (Рыбачье) - Бишкек.

Переезд с Чон-Кемина (через Иссык-Куль) на Мал.Нарын планировался через г. Нарын, но по приезду в Бишкек выяснилось, что гораздо короче, проще и быстрее на Мал.Нарын можно попасть через пос. Сары-Булак (вверх по р.Кара-Куджур через перевал Джалпак-Бель (3300м)). А так как основные препятствия на р. Мал.Нарын находятся ниже впадения правого притока р.Сары-Кунгей, то сплав планировалось начинать именно оттуда.

Сплав по р.Бол.Нарын планировалось начать от впадения левого притока - р. Каратеш, т. к. основные препятствия на этой реке расположены в каньоне "Нарынских водопадов", который как раз и находится ниже впадения этого притока. Насчет "как туда добраться?" было ясно не до конца, т. к. исходя из данных из отчетов можно было сделать вывод, что дорога от бывшего совхоза Калинина (ныне пос. Таш-Башат) до несложного и невысокого перевала, спуск с которого приводит к устью р. Каратеш, туда есть, а из общения с туристическими фирмами Бишкека - вроде как, нет. Тем не менее, мы решили рискнуть, и, в крайнем случае, пройти какое-то расстояние пешком. Тем более что базовый лагерь (с оставленными в нем ненужным для прохождения данного участка снаряжением и продуктами питания) планировалось устроить на месте слияния рек Мал.Нарын и Бол.Нарын.

Отъезд с конца маршрута от моста через р.Нарын, расположенного на трассе Бишкек - Ош в начале Токтогульского водохранилища, мы также не стали отдавать на откуп проведения и также договорились с фирмой "Horizon Travel", тем более, что один из водителей, сотрудничающих с фирмой, живет в пос. Токтогул.

График движения

дата день 

пути

участок маршрута протяженность (км) время движения

(общее)

характер пути
11.08-

13.08

- г. Уфа - г. Бишкек - пер.Тюзашу - п.Кожомкул (8-ое Марта) - р.Кекемерен - - Поезд, машина
14.08 1 Стапель - - -
15.08 2 - пор."Ихтиозавр"  4.5 5 ч 17 мин "Прорыв", "Слив", "Мост"
16.08 3 - конец 2-го каньона 24 8 ч 45 мин "Ихтиозавр",

"Лестница",

"Моби Дик",

2-ой каньон

17.08 4 - перед пор."Тура-Гоин-2"

Полудневка

2.5

-

15 мин

-

"Тура-Гоин-1"

Ремонт К4

18.08 5 Дневка - - Ремонт К4
19.08 6 Дневка  - Ремонт К4
20.08 7 - конец 3-го каньона

Переезд в верховья реки Чон-Кемин (ущ."Джиндысу")

6 3 ч 15мин "Тура-Гоин-2"

Машина

21.08 8 Дневка - - Починка баллонов, порванных во время переезда
22.08 9 - перед пор."Ералаш" 21 8 ч "Габарит"

"Дюресу"

"Каменоломня"

23.08 10 - перед "Зеленым"  7 "Ералаш"
24.08 11 - перед 8-ым каньоном 4 "Зеленый"
25.08 12 - за 8-ым каньоном  Переезд на оз.Иссык-Куль

Полудневка

3 30мин

-

8-ой каньон

Машина

Отдых

26.08   Переезд на р.Мал.Нарын (устье р.Сары-Кунгей) - - Машина
27.08 13 Полудневка

- за "Недоступным"

10

Частичная сборка судов

"Мини-каньон", "Недоступный"

28.08 14 Переезд на р.Бол.Нарын

(перевал перед р.Кара-Таш)

- устье р.Кара-Таш

-

2 - пешка

-

30мин

-

спуск с перевала

29.08 15 Полудневка
- вход в каньон "Нарынских водопадов"
- середина каньона

-
1.5
1 - пешка

-
45мин

ремонт К4
быстроток
разведка
обнос вещей
30.08 16 слияние Бол. и Мал. Нарынов 10. 5 8 ч 30 мин "Два клыка", "Вираж", "Пятый угол", "Камень преткновения", "Поле бегемотов", "Последний"
Обнос пор. "Водопадный" и "Пять углов"
31.08 17 Переезд к мосту через Нарын за пос.Ак-Тал

- р. Коргон

-

21 

-

2ч30мин

Машина

Разбои

01.09 18 - за пор."Гудимовский" 24 "Семеновские ворота"

"Гудимовский"

02.09 19 - перед выходом из Акширакского ущелья 48 8 ч "Малый" и "Большой" каньоны
03.09 20 - устье р.Кекемерен 70 8 ч  "Глухое труднодоступное ущелье"

04.09 21 - за Камбаратинским каньоном 60 Камбаратинский каньон
05.09 22 - мост на автодороге Ош - Бишкек
Переезд в Бишкек

11
-
50 мин
-
Шиверы
Машина
06.08-08.08   Бишкек - Курган - Уфа - - Поезд
Всего: сплав - 331 км
пешком - 3 км
91ч07мин  
Итого: 334км.
 

10.Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы на данном маршруте осуществимы следующим образом:

Участок пути Вариант выхода
р.Кекемерен  Автодорога Ош-Бишкек
р.Чон-Кемин Автодорога Балыкча-Бишкек 
р. Малый Нарын Автодорога Нарын-Бишкек
р. Большой Нарын Автодорога Нарын-Бишкек
р.Нарын (до середины глухого труднодоступного ущелья) г. Нарын, г. Казарман
р.Нарын (после середины глухого труднодоступного ущелья) Автодорога Ош-Бишкек

11.Техническое обеспечение группы

Радиостанция "Motorola - GP - 300" - 3 шт.

Видеокамера "Sony" - 2 шт.

Фотоаппараты "Зенит", "Olimpus - 2 шт.

Комплект аккумуляторов и

зарядных устройств - 2

GPS "GARMIN eTrex" - 1 шт.

Итоги, выводы и рекомендации

О планировании и графике движения

  1. Запланированный маршрут - "рр. Кекемерен - Чон-Кемин - Мал.Нарын - Бол.Нарын - Нарын" и соответствующий ему график были вполне реальны для вышедшей в поход группы, что, собственно, и было подтверждено на практике. Некоторые незапланированные изменения произошли в связи с тем, что мы потратили 2.5 дня на ремонт обшивки К4, которую мы порвали при прохождении пор. "Тура-Гоин-1" и смещении на один день приезда машины к окончательной точке маршрута, произошедшей из-за смены графика работы тоннеля на перевале Тюашу. В связи с этим было принято решение об отказе от прохождения густонаселенных и не содержащих определяющих препятствий участков рек: Чон-Кемин и Чу (от пос. Тегерменты), Мал. Нарын (ниже каньона "Недоступный"), Нарын (в Нарынской котловине - от истока до моста в районе пос. Ак-Тал). Это не повлияло, по нашему мнению, ни на спортивную, ни на туристическую сложность путешествия. Первая не изменилась, т. к. на этих участках нет, как таковых, категорированных препятствий. Вторая также не была "ущемлена", т. к. проходить густонаселенные участки, особенно с учетом специфики Средней Азии - это отнюдь не благодарное занятие. В этом мы могли убедиться, как только остановились около моста через Нарын в районе пос. Ак-Тал: буквально минут через 10, в этом, достаточно уединенном лесистом месте (вблизи не просматривались какие-либо постройки), появилось человек 10 особей мужского пола в возрасте от 6 до 16 лет, которые обступили нас и пока мы готовили суда к отплытию, не давали нам покоя. Стащить же что-либо в той обстановке - представлялось вполне реальным. В результате мы пришли к выводу, что это даже хорошо, что нам не "посчастливилось" идти, например, 100 километровый густонаселенный участок Нарына, проходящий в Нарынской котловине, так как именно туристический аспект и мог бы "пострадать", остановившись мы на ночевку в одном из таких населенных мест.
  2. Реальными (при наличии у группы соответствующего опыта) считаем прохождение:

О судах

  • Это дело вкуса, но в качестве некоторого примера можно привести следующее: в 2000 году экипаж нашего К2-2 ходил на спортивной "двойке" фирмы "РИГ" (г. Уфа) по маршруту рр. Жом-Балок - Ока (на Оке они попали в паводок), заняли второе место в Чемпионате РФ и у капитана судна - Хайрутдинова Н. было большое желание идти в описываемый в данном отчете поход на этом же судне. Его с трудом, но убедили, что лучше взять катамаран- "двойку" типа "Дельфин-2". В результате мало ему не показалось - об этом можно, некоторым образом, судить по прохождению этим экипажем некоторых из препятствий нашего маршрута. Это, конечно, не значит, что этот маршрут нельзя пройти на таком судне в принципе. Еще раз повторимся: это дело вкуса - "Богу богово - кесарю кесарево" или в переводе на язык туристов-водников - "Каякеру - каяк, а карабубельщику - карабубель" :-).
  • Как всегда очень неплохо показал себя наш К2-1 - при прохождении "Ералаша", "Недоступного" он, за счет большей маневренности, смотрелся предпочтительнее, чем "четверка".

    О возможных маршрутах

  • Если рассматривать наиболее интересные варианты объединения нескольких наиболее сложных рек Внутреннего и Северного Тянь-Шаня, то, если не использовать внутримаршрутные переезды, это может быть следующая нитки маршрута:
    р.Мал. Нарын - стрелка с Бол. Нарыном - пеший переход до р. Кара-Таш - р.Бол. Нарын - р.Нарын;
  • Если же использовать внутримаршрутные переезды, то здесь возможны почти любые варианты, например:
    1. Верхние участки рек Чон-Кемин (выше ущелья Джиндысу), Мал. Нарын (выше р. Сары-Кунгей), Бол. Нарын (выше р. Кара-Таш) не представляют того спортивного и туристического интереса, который сопоставим с потерей времени, затраченного на то, чтобы туда добраться. Тем более, что в верховьях этих рек безлесая зона, постоянные ветра (на Малом и Большом Нарынах). В верховьях Большого Нарына находится погранзона, а затем заповедник "Сары муйнок", заканчивающийся как раз на р. Кара-Таш. Единственной, с точки зрения красоты пешего подхода, достойной кандидатурой может являться р. Чон-Кемин с подходом через пер. Озерный (до которого, кстати, со стороны Алма-Аты подходит дорога), что влечет за собой и появление соответствующих временных издержек. Но это, опять таки, уже дело вкуса и конкретных целей планируемого путешествия.
    2. Для поездки к пос. Каракол потребуются пропуски в зону пограничного контроля. Для их оформления нужны паспортные данные с местами рождения и проживания. Стоимость для СНГ - $8/per. К поселку Каракол можно доехать через Барскаунское ущелье. Пограничная зона начинается от пос. Кара-Сай.

      О стоянках

    3. На Кекемерене со стоянками, вроде как, проблем нет, а с другой стороны, вдоль реки идет дорога и все штатные места стоянок расположены именно там, где иногда невысокие террасы разделяют реку и дорогу. С дровами для костра проблем не наблюдается.
    4. На Чон-Кемине со стоянками проще, он более залесенный и дорога не всегда идет около реки, тем более что ее загруженность не сравнима с Кекемеренской - там почти трасса, а здесь машин гораздо меньше. В начале основных каньонов-ущелий: 4-го и 6-го - отличные стоянки, 7-го и 8-го - чуть похуже, т. к. находятся недалеко от дороги.
    5. На Малом Нарыне, в связи с непродолжительностью участка от р. Сары-Кунгей до устья, может возникнуть необходимость в стоянке около места впадения р. Сары-Кунгей - здесь есть неплохая стоянка в крупном кустарнике, расположенном за дорогой на левом берегу Сары-Кунгея. Затем есть стоянки в середине и в конце каньона "Недоступный". В начале, около первой ступени этого каньона, мест, пригодных для организации лагеря, не наблюдается из-за близости дороги и скального берега (разве что, в месте чалки перед первой ступенью, можно, в крайнем случае, организовать ночевку, дорога в этом месте только спускается к реке).
    6. На Большом Нарыне достаточно двух мест для организации стоянок: на поляне ниже впадения р. Кара-Таш и в 100 метрах выше "Большого Нарынского водопада", последняя из которых - это одно из красивейших и дичайших мест, расположенных по берегам рассматриваемых рек.

      Об обносе груза и базовых лагерях

    7. На Кекемерене без груза желательно прохождение следующих участков:
    1. На Чон-Кемине:
    1. На Мал. Нарыне - каньон "Недоступный". Базовый лагерь - в середине или в конце каньона.
    2. На Бол. Нарыне - от входа в каньон до пор. "Пятый угол". Базовый лагерь - в 100м выше "Большого Нарынского водопада".
    3. На Нарыне - в зависимости от уровня воды, но мы не обносили вещи ни на одном из порогов. В случае понижения уровня воды - необходимо смотреть по месту. Реально же их можно обнести на: пор. "Семеновские ворота" и "Гудимовский".

      О радиальных выходах

    4. Чон-Кемин. Выход к оз. Кель-Когур. После порога "Повицкого" за S-образным поворотом на правом берегу домик лесника, напротив которого можно выйти на дорогу, по которой нужно идти вверх. Примерно 4 км дорога идет вдоль реки, затем плавно поднимается вверх налево и попадает в узкую долину ручья, вытекающего из озера. Общее время - около 6часов. На озере много смородины и золотого корня. Диаметр озера около одного километра.
    5. Нарын. Выход к оз. Беш-Кель (пять озер) (1957м). Перед началом "Большого каньона" по левому берегу серпантином уходит тропа к озерам. 10 км и 400 м набора высоты. Озера очень красивые.

      О страховке

    6. Организация страховки производилась по классической схеме - при прохождении первым судном препятствия в его конце ставились страхующие с "морковками", а затем, при необходимости, осуществлялась и страховка "с воды".
    7. Страховка производилась только на порогах категорий сложности 5С, 6А, 6В и 6С. Это, естественно, не производилось на тех участках, где организация страховки была, мягко говоря, затруднительна:
    На этих участках:
    - если шло два судна, то осуществлялась взаимостраховка с воды;
    - если одно, то ... адреналин :-).Об экипажах
  • На Кекемерене (кроме пор. "Тура-Гоин-2") и Чон-Кемине (до пор. "Ералаш" (вкл.)) составы экипажей были следующими:
  • На Чон-Кемине (8-ой каньон): На Мал. Нарыне: На Нарыне: Пор. "Тура-Гоин-2", 7-ой каньон р. Чон-Кемин, каньон "Нарынских водопадов" на р. Бол. Нарын проходил только усиленный экипаж в составе: Верхотуров М.; Перескоков Ю.; Лямин А., Хайрутдинов Н.

    О продуктах и питании

    Вес продуктов на 1 чел. составил 18.3 кг на 24 дня. При планировании раскладки мы не рассчитывали на дополнительные закупки продуктов в поселках, которые мы проезжали при организации внутримаршрутных переездов. Тем не менее, при проведении путешествия в них мы покупали: овощи, фрукты, лепешки и, иногда, пиво. Стоимость овощей и фруктов, по понятным причинам, значительно ниже, чем в России. А пиво, мин. вода и водка (не "паленая", т.к после недавнего снижения в Кыргызстане акцизов на этот вид продуктов питания ;-), "паленая" фактически исчезла с прилавков магазинов и т.д.) стоят одинаково! Где-то около 40-50 сом, т.е. около 30 руб.

    При приготовлении пищи на всех реках, кроме Кекемерена, были проблемы с питьевой водой (особенно на р. Нарын). Для разрешения этой проблемы приходилось набирать воду в крупных притоках (мелкие иногда были пересохшими, либо грязными) и везти ее с собой. В Кекемерене можно порекомендовать половить рыбу. Нам правда удалось поймать только две: одну форель (Фото 112) и одну маринку. (При разделке маринки нужно иметь в виду, что у нее в брюшной полости находится ядовитая черная пленка, которую необходимо обязательно удалять.) Там же, на Кекемерене, нам "попадались" скорпион (Фото 113) и щитомордник (неоднократно), но есть нам их, почему-то, не захотелось.

    О транспорте

    При посадке в поезд, следующий из Бишкека в Россию, следует иметь в виду, что иногда на некоторых из трех выходов к перрону стоят контролеры, взвешивающие багаж и при превышении 35 кг требующие дополнительную плату.

    Для совершения заброски к началу маршрута, внутримаршрутных переездов и выезда с маршрута мы использовали машины фирмы "Horizon Travel" (720017, Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Уметалиева, 27, тел.: +996 312 248572, факс/тел.: +996 312 2481477, e-mail: horizon-kg@elcat.kg, http://www.horizon.elcat.kg/). Рекомендуем также фирму "Гелеон" (720051, Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Волховская, 9, тел./факс: + (996-312) 282126, e-mail: geleon@infotel.kg), специализирующуюся на организации туров, связанных со сплавом по рекам Тянь-Шаня; и еще по вопросам тур. обеспечения:

    Для проезда на машине в верховья р.Чон-Кемин (здесь находится экологическая зона) лучше получить разрешение в пос. Тегерменти.

    1. Настоятельно не рекомендуем при планировании выхода или внутримаршрутных переездов надеяться на русский "авось". Если выход с маршрута будет осуществляться по трассе г. Нарын - п. Балыкчи - г. Бишкек, то только в этом случае можно надеяться на попутный транспорт.
    2. Ориентировочная стоимость: экспедиционный ЗИЛ - $0.5; Камаз - $0.6; ГАЗ-66 - $0.4/км.; УАЗ - $0.3/км.
    3. Некоторые участки внутримаршрутных переездов и их расстояние:
      г. Бишкек - р. Кекемерен - пос. Арал - пос. Кочкорка - 362км
      пос. Кочкорка - пос. Балыкчы - верх. р. Чон-Кемин - 206км
      р. Чон-Кемин - пос. Балыкчы - р. Сары-Кунгей - 324км
      р. Сары-Кунгей - слияние рек Мал. и Бол. Нарын - 36км
      слияние рек Мал. и Бол. Нарын - г. Нарын - 53км
      г. Нарын - г. Бишкек - 170км
      Токтогульский мост - г. Бишкек - 300км

    О границах, визах, валюте и отношениях с местными властями

    Если добираться до Бишкека на поезде, то придется пересекать и Казахстан. Таким образом, надо будет пересекать две границы. Мы больших затруднений не испытывали, но, естественно, документы: российские паспорта (лучше с пропиской), можно загранпаспорт; маршрутные документы (тоже лучше иметь) - должны быть в порядке. Надо иметь ввиду, что если российские таможенники и пограничники в большей мере нацелены на выполнение своих прямых функций, то в Казахстане: во-первых, непонятно, есть ли такое деление или кто-то, неизвестно кто, выполняет и те и другие; во-вторых, у этих "неизвестно кто", а их много разных ходит и все с удостоверениями, цель одна - "сшибить бабки". Особенно это чувствуется на транзитных (для Казахстана) поездах и пару ближайших к границам станциям. При пересечении Кыргызской границы, если кто-то и ходил по поезду, то гораздо незаметнее и без больших претензий. Таможенные декларации мы не оформляли, а если бы захотели, то не факт, что у соответствующих гос. служащих нашлись бы соответствующие бланки.

    Оформление виз для граждан России не требуется. Но, по приезду в Бишкек необходимо оформить свое пребывание в Кыргызстане в виде получения "сертификата иностранца", который можно получить или за два часа в ОВИРе за $1,5, или в обслуживающей Вас тур. фирме. У "Horizon Travel" такая возможность была, и мы их оформили минут за 15 прямо в офисе фирмы. Стоит это также $1.5/чел.

    Валюту лучше поменять в Бишкеке, лучше с запасом. Сделать это можно почти где угодно. Также можно поменять ее в других городах или крупных поселках, например, Балыкче, Кочкорке. Что иметь с собой - доллары или рубли - разницы большой нет.

    Последние годы много было разговоров о том беспределе, который творится в бывших среднеазиатских республиках по отношению к приезжающим из России. Мы и сами ранее туда из-за этого не хотели ехать. Но, в последние годы в Кыргызстане навели некоторый порядок, этому способствует и отношение президента Акаева к России и русскоязычному населению (об этом говорит и не так давно вышедший в Кыргызстане закон о статусе русского языка). По словам бишкекцев, в республике произвели чистку в рядах милиции и прочих силовых органах. В результате мы, слава богу, не ощутили к себе какого-либо излишнего внимания служащих соответствующих структур ни на вокзале, ни в городе.

    С местным населением почти не было проблем, за исключением того, что при разведке "Недоступного" около нас остановилось несколько проезжающих мимо легковых машин, из них вышли подвыпившие местные жители, и от них не так легко было отвязаться, как хотелось бы, тем более, что нам было совершенно не до них. Второй эпизод произошел на стрелке Мал. и Бол. Нарынов - к ждавшим нас в базовом лагере участникам маршрута несколько раз приходили подвыпившие местные жители, которым очень хотелось "хлеба и зрелищ" ;-). В остальных случаях, правда их было не так уж и много, казусов при общении не возникало.

    GPS

    Очень рекомендуем иметь на маршруте GPS. При подготовке к походу планирование будет более точным и полным, если использовать соответствующее программное обеспечение (например, OziExplorer). Запланированные контрольные точки вводятся в GPS, после чего, находясь на маршруте, всегда можно узнать расстояние, оставшееся до той или иной точки, а при ее достижении ввести ее реальные координаты. По приезду же домой реальные координаты вводятся обратно в компьютер и, соответственно, можно произвести анализ проведенного путешествия более полно.

    О наших достижениях

    Источники

    1. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. - М: Физкультура и спорт, 1976, 160с.
    2. Отчет по рр. Кекемерен, Нарын, Чон-Кемин, Чу, август - сентябрь 2000г, рук. Черник С.И. (г. Москва)
    3. Отчет по рр. Кекемерен, Нарын, сентябрь 1996 г., рук. Климин С.В. (г. Москва)
    4. Отчет по рр. Чон-Кемин, Чу, август - сентябрь 1998 г., рук. Малова С.Ю. (г.Саратов)
    5. Отчет по р. Чон-Кемин, август - сентябрь 1994 г., рук. Кистанов С.П. (г.Караганда)
    6. Отчет по рр. Ашулутебе, Учемчек, Джилусу, Болгарт, Мал. Нарын, Нарын, август 1995 г., рук. Климин С.В. (г. Москва)
    7. Отчет по рр. Бол. Нарын, Мал. Нарын, Нарын, сентябрь 1997 г., рук. Николаев Н.В. (г. С. Петербург)
    8. Отчет по рр. Бол. Нарын, Нарын, август - сентябрь 1985 г., рук. Лысенко В.И.
    9. Отчет по рр. Бол. Нарын, Мал. Нарын, Нарын, июль - август 1988 г., рук. Кошиц И.Н. (г. С.Петербург)
    10. vmk.ugatu.ac.ru/tourism
    11. Картографический материал. vmk.ugatu.ac.ru/tourism