Автор: Светлана Малова, г. Саратов     Опубликовано 22.05.2002

Чон-Кемин - Чу 1998

Отчет о водном путешествии V категории сложности
по рекам Чон-Кемин и Чу.
Район путешествия - Северный Тянь-Шань (Заилийский Алатау).
Руководитель группы: Малова Светлана Юрьевна.

Содержание

  1. Справочные сведения о путешествии.
  2. Сведения о районе путешествия.
  3. Организация путешествия.
  4. График движения.
  5. Техническое описание маршрута.
  6. Выводы и рекомендации.
  7. Обеспечение безопасности.
  8. Список литературы.
Приложение А.
Карты пеших подходов, радиального выхода и водной части маршрута
Приложение Б.
Характеристика судов, список лагерного и специального группового снаряжения, cписок личного специального снаряжения, список продуктов, состав аптечки.

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Общие сведения о маршруте

Район путешествия
Северный Тянь-Шань, Заилийский Алатау
Вид туризма
водный
Категория сложности
пятая
Нитка маршрута
г. Алма-Ата - пер. Озерный - руч. Кашка-Суу - р. Чон-Кемин - пер. Аксу С. - пер. Ильича - пер.Бозтери В. - р. Чон-Кемин - р. Чу - г. Бишкек
Время проведения похода
15 августа - 4 сентября 1998 г.
Продолжительность активной части маршрута
    18 дней
    пешая часть
    5 дней
    сплав
    11 дней
    дневка
    2 дня
Протяженность активной части маршрута
252 км
Средства сплава
катамараны
Состав группы
8 человек


Использованные в тексте сокращения:

К1, К2, К3 - первый, второй и третий катамараны группы
(для их характеристики см. Приложение Б)

ПБ, ЛБ - правый берег, левый берег.

ЧХВ - чистое ходовое время.

Маршрут утвердила Саратовская ОМКК 30 июля 1998 г. (в составе: Вехов П.П., Сафронов В.А., Поросятников Е.К. )



1.2. Состав группы.

1. Малова Светлана Юрьевна, 1969 г.р., руководитель, катамаран К1.
V.У. р.Шавла-р.Аргут-р.Катунь, 1993.
V.У. р.Сандалаш-р.Чаткал, 1994.
IV.Р. р.Кубань-р.Б.Лаба-р.Белая, 1997.
IV.Р. р.Она, Зап. Саян, 1997.

2. Постнов Дмитрий Энгелевич, 1961 г.р., инструктор ВТП, капитан катамарана К1.
V.Р. р.Сумульта-р.Катунь, 1992.
V.Р. р.Шавла-р.Аргут-р.Катунь, 1993.
V.Р. р.Сандалаш-р.Чаткал, 1994.

3. Солдаткин Андрей Степанович, 1976 г.р., завхоз, катамаран К1.
IV.У. р.Кубань-р.Б.Лаба-р.Белая, 1997.
IV.У. р.Она, Зап. Саян, 1997.

4. Егоров Вячеслав Геннадьевич, 1974 г.р., фотограф, катамаран К1.
IV.У. р.Кубань-р.Б.Лаба-р.Белая, 1997.
IV.У. р.Она, Зап.Саян, 1997.

5. Климшин Александр Викторович, 1965 г.р., начспас, капитан катамарана К2.
V.У. р.Шавла-р.Аргут-р.Катунь, 1993.
III.Р. р.Умба-р.Колвица, Кольский п-ов, 1995.
IV.У. р.Кубань-р.Б.Лаба-р.Белая, 1997.

6. Мельников Павел Юрьевич, 1975 г.р., ремонтник, катамаран К2.
IV.У. р.Кубань-р.Б.Лаба-р.Белая, 1997.
IV.У. р. Она, Зап. Саян, 1997.

7. Данилин Юрий Юрьевич, 1969 г.р., ремонтник, капитан катамарана К3.
IV.У. р.Она, Зап.Саян, 1994.
IV.У. р.Урик, Вост.Саян, 1995.
V.У. р.Шавла-р.Аргут-р.Катунь, 1997.

8. Ямашева Ирина Вилорьевна, 1975 г.р., медсестра, катамаран К3.
IV.У. р.Кубань-р.Б.Лаба-р.Белая, 1997.
V.У. р.Шавла-р.Аргут-р.Катунь, 1997.

2. Сведения о районе путешествия.

2.1. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, реки Сев.Тянь-Шаня.

Географическое положение

Маршрут берет свое начало на территории республики Казахстан и далее пролегает по Северной Киргизии. Киргизия - страна Небесных гор - вторая по высоте горная страна (от 540 м до 7439 м над уровнем моря) бывшего Советского Союза после Таджикистана с его Памиром. На многие сотни километров протянулись здесь исполинские горные хребты. По своему географическому положению Киргизия является одним из самых живописных районов Средней Азии. Свыше двух третей ее территории занято горами, а отсюда и разнообразие ландшафтов, растительного и животного мира, климатические контрасты, образующие высотные природные зоны. Жемчужина Киргизии - озеро Иссык-Куль, зеркало которого лежит на высоте 1609 м. Среди высокогорных озер ему принадлежит второе место после оз.Титикака (Южная Америка), а по глубине и обьему воды - первое. При длине в 182 км, максимальной ширине 57 км его площадь равна 6206 кв.м, глубина - 702 м. Озеро Иссык-Куль объявлено государственным заповедником.

Рельеф

Горная система Тянь-Шань в целом имеет отчетливо выраженное, преимущественно широтное чередование хребтов и крупных межгорных впадин. Характерно кулисообразное расположение, когда один хребет прикрывает своим концом основание предыдущего. Часто наблюдается и пересечение двух или нескольких хребтов, образующих горный узел, от которого они расходятся по радиусам во все стороны, постепенно понижаясь. Большинство хребтов поднимается выше снеговой линии; многие из них имеют крупные очаги оледенения. Преобладают долинные ледники, имеющие большие размеры. Современное оледенение Северного Тянь-Шаня сосредоточено на центральном участке северного и южного склонов Заилийского Алатау. Всего на хребте насчитывается 392 ледника общей площадью 451.9 кв.км., в них сосредоточено около 20 млрд.куб.м льда.Типичным элементом горного ландшафта являются озера. Они заполняют тектонические впадины (Иссык-Куль), или образованы горными обвалами в долинах рек (Большое Алматинское, Джасыл-Кель).

Климат

В целом для всех горных систем республики характерны следующие климатические высотные зоны:
На высотах 600 - 1200 м - резко континентальный засушливый климат, со средними летними температурами 22 - 24 градуса; малым количеством осадков (преимущественно весной) - 250 - 350 мм в год.
В среднегорном ярусе - от 1200 м до 3000 м - умеренно-континентальный и относительно влажный климат; средние летние температуры -14-16 градусов, общая сумма осадков 600 - 700 мм в год. В июле - августе дожди становятся реже, наступает период засухи.
Высокогорная климатическая зона (выше 2800-3000 м) характеризуется дальнейшим понижением температуры воздуха, здесь климат близок к арктическому. Заморозки и летом постоянны. Осадки выпадают чаще в весенне-летнее время, иногда в виде "крупы" и снега. Во все времена года дуют сильные ветры.

Растительный и животный мир

На территории Северного Тянь-Шаня достаточно хорошо выражена высотная ландшафтная зональность. На северном склоне Заилийского Алатау прослеживается лесо-лугово-степная зона в высотных пределах 1500-2500 м. В нижней части ее растут яблонево-осиновые леса, а в верхней - еловые. В еловых лесах обитают рысь, волк, бурый медведь, лиса, горностай. Высоко в горах живут горный козел, горный баран, снежный барс, красный волк, тянь-шаньская лисица, а из птиц - орлы, грифы, горная индейка. На южном склоне хребта лиственные леса отсутствуют, а хвойные встречаются спорадически. Преобладают степные ландшафты. По долинам рек, склонам горных хребтов в пределах степной высотной ландшафтной зоны развиты кустарниковые заросли шиповника, барбариса, облепихи, жимолости, дикой смородины, рябины. Из животных здесь встречаются степной хорек, полевка, лисица обыкновенная, дикобраз, степная кошка, серый хомячок, каменная куница-белодушка. Из птиц характерны перепел, стрепет, куропатка, степные лунь и орел. В озерах и реках водятся осман, маринка, форель, сиг, чебак и другие.

Реки

Источниками питания рек Северного Тянь-Шаня в основном служат талые воды снежников и ледников. Дождевое питание обычно имеет второстепенное значение, а подземное играет существенную роль в зимний период. Паводковый период на реках длится всю весну и лето. За это время проходит 50-60 процентов годового стока. Максимальные же уровни и расходы на них наблюдаются в июле-августе, когда происходит наиболее интенсивное таяние снега и льда в горах. В октябре-феврале горные реки имеют низкий сток - 10-15 процентов годового.
Различия в стоке горных рек по годам определяется годовой суммой атмосферных осадков. Реки ледникового и снегово-ледникового питания отличаются незначительной изменчивостью стока от года к году. Воды горных рек отличаются высокой степенью мутности. Это реки, берега которых сложены глинисто-песчаным материалом. Прозрачностью воды отличаются те из них, которые протекают по твердым кристаллическим породам. Крупнейшие реки Северного Тянь-Шаня - Чу с притоками Чон-Кемин и Кичи-Кемин в Заилийском Алатау, Аламедин, Ала-Арча, Кегета, Иссык-Ата, Шамси, Аспара в Киргизском Алатау, Каракол, Джеты-Огуз , Чон-Аксу и Чилик в Прииссыккулье.

2.2. Общая характеристика рек Чон-Кемин и Чу.

Река Чон-Кемин (кирг.,быстрая, стремительная) протекает в ущелье между Заилийским и Кунгей Алатау. Общая длина - около 140 км. Начинается Чон-Кемин небольшими потоками с ледников Кеминского и Ак-Суу на высоте 2995 м, вытекая прямо из-под морены озера Джасыл-Кель. На протяжении первых 30 км Чон-Кемин протекает в безлесной, довольно просторной долине, по правому берегу встречается стланник, лес появляется лишь в долине левого притока Орто-Койсу в 2-3 км от реки. До моста перед впадением речки Джинди-Суу река несколько раз разбивается на множество проток, более полноводные из которых у правого крутого берега. От истока до впадения в реку Чу, Чон-Кемин принимает в себя более 40 ручьев и речушек. Водность его и мощность препятствий плавно нарастают от каньона к каньону. Наиболее сложные и мощные препятствия сосредоточены в средней части Чон-Кемина. Последние 40 км реки, после пос.Каинды и Тегирменти, технической сложности не представляют. Почти на всем протяжении река неширока - 15-20 м, суточный перепад воды 30-50 см. В р.Чу Чон-Кемин впадает в каньоне Боамское ущелье, длина которого около 10 км. Продолжая течь в каньоне (2.5 км), река в 2 раза увеличивает расход и мощность воды, однако после автомобильного моста, под которым расположено последнее серьезное препятствие на маршруте, река резко упрощается и до плотины в селе Быстровка, встречаются лишь слабые прижимы и отдельные камни.

2.3. Транспортные возможности района.

Район Заилийского Алатау относительно легкодоступен. С севера к горам легко попасть прямо из Алма-Аты, подьехав на рейсовом автобусе к долине Медео и далее на Чимбулак, либо в долину реки Большая Алматинка, по которой на машине повышенной проходимости можно подняться до Большого Алматинского озера и далее до космостанции (круто вверх направо), либо еще на 2-3 км выше по долине.
С юга горный район доступен с автодороги Бишкек-Балыкчи (Рыбачье)-Каракол (Пржевальск), проходящей вдоль долины реки Чу и по северному берегу озера Иссык-Куль. Один-два раза в сутки ходит местный поезд Бишкек-Балыкчи. Имеется также регулярное автобусное сообщение между г.Алма-Ата и г.Чолпон-Ата на Иссык-Куле.
Вверх по долине Чон-Кемина обычный автотранспорт поднимается километров на 100, далее дорога пригодна для машин повышенной проходимости еще километров 20.

2.4. Подьезды на маршрут и населенные пункты на маршруте.

Прибытие в Алма-Ату возможно как самолетом, так и поездом. При планировании подьездов по железной дороге следует принять во внимание возможность комбинирования маршрута. Так, в нашем случае маршруты с пересадкой в Актюбинске либо Петропавловске оказались заметно дешевле прямого поезда номер 8 Москва - Алма-Ата. Был выбран вариант через Актюбинск (порядка 84 часа в дороге, включая 12-часовое ожидание в Актюбинске).
Доступ к верховьям реки Чон-Кемин возможен двумя основными путями. Первый ведет из г.Алма-Ата через Большое Алматинское озеро (нужно нанять машину, предпочтительно повышенной проходимости) и далее вверх по долине реки Озерная к перевалу Озерный (н/к, 3507 м). Ранее дорога шла до самого перевала. В настоящее время километрах в 2 выше озера она перерезана свежими селевыми выносами и для автотранспорта непроходима. (Сейчас на полноприводной машине можно подъехать непосредственно к реке - прим.ред.) Для пешего подхода дорога весьма удобна и позволяет не раздумывать об ориентировании (за исключением единственной развилки километров за 5 до перевала).
Второй вариант пути на Чон-Кемин используется при заброске через Бишкек. Разумно постараться сразу найти там машину повышенной проходимости, которая может подняться вдоль реки выше 3-го каньона (при условии целости мостов в средней части реки), а, возможно, и в район 1-го каньона. Такой вариант несомненно легче физически, однако заранее исключает возможность радиального выхода в красивый район озера Джасыль-Коль, да и сплавная часть маршрута укорачивается километров на 20. Идти же пешком вверх вдоль реки по широкой долине достаточно неинтересно.
По состоянию на лето 1998 года верховья Чон-Кемина выглядели достаточно пустынными, встречались лишь отдельные экземпляры и небольшие группки туристов. В средней части реки возможно увидеть коши, где стоит разжиться кумысом либо айраном. На заключительной трети Чон-Кемина имеются населенные пункты - Каинды на левом берегу, Тегирменти и Новоросcийка на правом, в которых есть магазины, правда несколько бесполезные, так как купить там нечего и не на что (местная денежная един. - сом). Долина реки Чу сильно населена, вдоль нее проходит автострада, связывающая Бишкек и Балыкчи (Рыбачье).

3. Организация путешествия.

Водный поход 5 к.с. организовала и провела группа туристов спортклуба Саратовского Государственного Университета. Целью похода была подготовка к прохождению маршрутов шестой категории сложности тем же составом группы. Поэтому, основной задачей при сплаве было преодоление препятствий уровня 4-5 к.с. сходу, либо с беглым предварительным осмотром.
Другой задачей была всесторонняя проверка модифицированного личного снаряжения в условиях сложной и мощной воды (индивидуальные, носимые на поясе "морковки", спасжилеты с усовершенствованной системой подвески и др.). Наконец, два из трех экипажей имели недостаточный опыт совместного сплава и им требовалось предварительно сработаться на "пятерочной" воде.

4. График движения.

день пути Дата Участок маршрута км Препятствия Условия передвижения Погода
1 18.08 Б.Алматинское оз. - брод р.Озерная 8*   грунтовая дорога дождь, 15-17o
2 19.08 р.Озерная - пер.Озерный - р.Чон-Кемин. 22* брод, осыпи. дорога, тропа. дождь, град, +7-10o
3 20.08 р.Кашка-Суу - оз.Джасыл-Кель - ледник Вост.Аксу 20* брод, осыпи, морена тропа, по леднику перем.обл. +1-6o
4 21.08 пер.Аксу Сев.- пер.Ильича 7* крупн.осыпь, ледник, закр.трещины. тропа, солнце, снег,ветер, +10-12o
5 22.08 пер.Бозтери Вост.- р.Кашка-Суу. 20* осыпн.склон, закр.ледник, брод. связки, ярк.солнце. солнце, +18-23o
6 23.08 Стапель. -     +25-30o
7 24.08 р.Кашка-Суу - устье р.Алматы. 18 1 каньон разбои, сплав 4 к.с. дождь, +12-17o
8 25.08 сплав до устья р.Джинди-Суу. 20 2 каньон разбои, сплав 4 к.с. перем.обл., +15-18o
9 26.08 3 каньон 3 препятствия каньона. поочередное прохождение солнце, +17-22o
10 27.08 Дневка -     солнце, +25-30o
11 28.08 сплав до начала 6 каньона 25 4 каньон, 5 каньон. сплав походн. колонной, раздельн.прох. 5 каньона. солнце, +25-30o
12 29.08 6 каньон 3 п."Каменоломня", п."Ералаш" поочередное прохождение солнце, +25-30o
13 30.08 сплав до 7 каньона 7 п."Мельница",п."Баня", п."Ворота", п."Повицкого" пох.колонной, поочередное прохождение солнце, +20-22o
14 31.08 7 каньон 4 препятствия каньона. полн.обраб. п."Камень преткновения" дождь, солнце, +15-20o
15 1.08 Дневка -     солнце, +22-27o
16 2.09 сплав до автомоб. моста (кордон запов.) 15 8 каньон, шивера походной колонной солнце, +22-27o
17 3.09 сплав до водозабора на р.Чу, п."Семеновский мост" 50 9 каньон походной колонной солнце, +25-28o
18 4.08 водозабор - пос.Быстровка 30 шиверы, плотина сплав 2 к.с. солнце, +28-32o

Километраж горной части (со знаком *) дан с учетом коэффициента удлинения пути.

ИТОГО: активными способами передвижения - 252 км.

5. Техническое описание маршрута.

5.1. Пешие подходы.

18 августа

Активная часть маршрута начинается от Большого Алматинского озера, до которого мы доехали, наняв машину на вокзале г.Алма-Аты за 50 долларов. На въезде в ущелье реки Большая Алматинка стоит пост "Иле-Алатауского государственного национального природного парка", на котором собирают плату за въезд в заповедник.

Фото 1: Перед выходом на маршрут - у Большого Алмаатинского озера.

Большое Алматинское озеро лежит в лесистом и чрезвычайно живописном ущелье речки Озерной, на высоте 2511 м над уровнем моря. От него на перевал Озерный (н/к, 3507 м) вдоль одноименной речки идет хорошая грунтовая дорога. Примерно через 2 км от южной оконечности озера лес заканчивается, дорога идет круче вверх, прерываясь на свежих селевых выносах. От озера до места первого ночлега перед бродом р.Озерной - 2.5 часа ЧХВ, высота - около 3100 м.

19 августа

Выход в 10 часов. Брод через речку, долгий и тяжелый подьем с "водными" рюкзаками, и в 14.00 мы на перевале. Седловина настолько неявная, что понять, что это действительно она, помогает перевальный тур и неизвестно откуда взявшаяся пустая телефонная будка.

Фото 2: Один из бродов на подьеме к пер.Озерный.

Во время обеда на п.Озерном погода испортилась - град, дождь, ветер (Азия?) - и мы поспешили вниз, к Чoн-Кемину. С перевала вдоль р.Кель-Алматы идет хорошо набитая тропа, спуск по которой занял 3 часа. Место для лагеря на стрелке Чон-Кемина и Кель-Алматы показалось неудобным и мы поднялись 2 км вверх по долине до следующего притока Кашка-Суу. На восточной стороне притока, немного вверх по Чон-Кемину есть несколько удобных и уютных террас.

Фото 3: Верховья долины Чон-Кемина

5.2. Радиальный выход.

В целях повышения квалификации участников группы в технике горного туризма и для ознакомления с горным районом был организован радиальный выход в район озера Джасыл-Коль и ледника Аксу.
Продолжительность радиального выхода - 3 дня.
Длина - 52 км.
Категорийные перевалы :
1) Аксу Сев., 1А*, 4052м.;
2) Ильича, 1Б, 4230м.;
3) Бозтери Вост., 1Б*, 4110м.
Их прохождение осуществлялось под техническим руководством Климшина А.В., имеющего соответствующую квалификацию. [Как руководитель этого мероприятия, в скобках внесу коррективы. avk]

20 августа

По террасам правого (ор.) берега Чон-Кемина, по хорошей тропе поднялись до озера Джасыл-Кель. По дороге - один брод через р. Юго-Западный Талгар. ЧХВ до озера около 2 часов. Оттуда по левому (ор) берегу одного из истоков Чон-Кемина спустились до устья второго истока - р.Ак-Суу, далее по нему вверх. Через 40 мин. движения от озера встали на обед.

Фото 4: Вверх по леднику Аксу.

Как раз в этом месте тропа начинает петлять по осыпям морены. К 18.30 подошли к небольшому моренному бугру на леднике, почти под взлетом на перевал Аксу, высота около 3800 м. Вечером пошел снег и с небольшими перерывами шел всю ночь.

21 августа

Утром по хорошо набитой тропе поднялись на перевал. Подьем нетрудный и занял 40 минут ЧХВ. Немного отдохнув на седловине, решили не терять высоту и пройти траверсом до восточного склона ледника Аксу.

Фото 5: Подьем на перевал Аксу технически несложен, но высота дает себя знать.

Обед на леднике перед взлетом на перевал Ильича. Погода солнечная, склон некрутой, градусов 30 [max 20o. avk], по пути подъема несколько трещин, решено идти в связках. Когда до седловины перевала оставалось метров 200, внезапно налетел шквальный ветер со снегом и дождем, который несколько ускорил наш подьем. Задержавшись на перевале лишь на поиск тура, поспешили спуститься по крутой крупной осыпи на ледник на южном склоне Кюнгей Алатау до высоты 4000м. Сильный ветер не стихал, палатку удалось поставить, лишь ввинтив ледобуры. От перевала Аксу С. до места ночевки - около 3.5 часов ЧХВ.
Утром увидели в дымке Иссык-Куль, и возвышающийся за ним Тянь-Шань. Подьем по крупной осыпи на последний в нашем кольцевом маршруте перевал Бозтери, несложен и занял у нас 30 минут. С седловины перевала в ясную погоду можно различать даже улицы поселка на северном берегу Иссык-Куля. Первые 60 м спуска с перевала Бозтери - крутой (40-50 град.) [~ 35o. avk] снежной склон с трещиной посередине, на преодоление которого ушло почти 3 часа. Эти 60 м - спуск на "восьмерке". [с верхней страховкой через "восьмерку", закрепленную на ледобуре. Последний - в кошках с нижней страховкой. avk]

Фото 6: Спуск с перевала Бозтери Восточный.

Фото 7: Спуск с перевала Бозтери Восточный - ниже по леднику.

Из-за наличия закрытых трещин в леднике Аксу, спускались в связках. Спуск по леднику и далее тропой по морене до слияния истоков Чон-Кемина занял 4 часа ЧХВ. Преодолев вброд один из истоков, мы через 1.5 часа были в лагере.

5.3. Водная часть

Приводимое ниже описание сплавной части соответствует среднему (для августа месяца) уровню воды в Чон-Кемине.

24 августа

Сплав начали чуть выше впадения в Чон-Кемин ручья Кашка-Суу, с небольшого порожистого участка. Река сразу разбивается на несколько проток шириной 5-10 м. Несмотря на небольшую глубину, течение быстрое, много обливняков и сплав сразу же принимает слаломный характер. До первого каскада порогов - около 1 часа ЧХВ. В числе основных препятствий участка были шквалы встречного ледяного ветра с градом, буквально останавливавшего катамараны на реке.
Ориентир начала порогов: на правом повороте река собирается в одно русло, правый берег - крутая светлая осыпь. Первый каскад, длиной около 200 м, с большими камнями в русле, заканчивается перед низким деревянным мостом (обнос), который открывает 1 каньон Чон-Кемина.

1 каньон

Длина около 2 км, уклон 15 м/км, начинается сразу за мостом и каньоном по сути не является. Левый берег - крутая осыпь высотой в несколько метров. Правый - травянистые террасы, удобные для просмотра и заноса судов для многократного прохождения. В потоке множество обливных камней, линия движения почти везде очевидна. Выделяются 3 ключевых места - "косые ворота" между огромными камнями, где требуется энергичный маневр и четкая работа экипажа. В середине каньона в Чон-Кемин одновременно впадают Чонг-Кой-Суу (слева) и Алматы (справа), через 150 м габаритный непроход (по средней и ниже воде).

Фото 8: Перекресток водных трасс: "В середине 1 каньона в Чон-Кемин одновременно впадают Чонг-Кой-Суу (слева) и Алматы (справа)..."

В 50 м ниже устья р.Алматы на правом берегу удобная площадка для стоянки, дрова в виде стланника. Немного ниже есть стоянка на левом берегу, но без дров.
Мы использовали 1 каньон Чон-Кемина как слаломную трассу для скатывания экипажей и отработки элементов техники. Интересные возможности дает вечерний подьем уровня воды в реке: за 2 часа тренировок конфигурация струй в порогах изменилась, появились новые проходы и варианты движения. А последующий вечер с костром (впервые с начала маршрута) был наградой за все мокрые и холодные дни в "жаркой" Средней Азии.

25 августа

Сплав начали с преодоления габаритного непрохода в 50 м ниже стоянки. К2 и К3 попросту отнесли ниже по течению и загрузили там. Экипаж К1 предпочел перечалиться на левый берег и обнести груженый катамаран по галечному пляжу (30 м). Дальнейший сплав - по 2-му каньону Чон-Кемина.

2 каньон

Длина около 5 км. Начинается почти сразу после первого шиверистым участком с большим количеством камней. В каньоне постоянный слалом, небольшие сливы и бочки. Центральное место - у морены Кара-Корум (ее выход слева), дальше до подвесного моста - шивера.
После притоков одновременно с обоих берегов, река снова разбивается на многочисленные протоки, необходимо держаться правого берега. На левом берегу появляется лес, стройные тянь-шаньские ели, правда высоко - 1.5 км от берега. Через 1.5 часа ЧХВ от подвесного моста долина реки сужается, река собирается в одно русло, на правом повороте виден автомобильный мост. На полке левого берега еловый лес подступает к самой воде, дорога уходит от реки, огибая высокий утес, на правом берегу обнажаются скалы - это ориентир начала 3 каньона. Стоянка метров 500 ниже моста на полке левого берега, на входе в 3 каньон.

26 августа

3 каньон

Длина 4-5 км, уклон 25-30 м/км. Входной порог, длиной 200 м, начинается на левом повороте и представляет собой нагромождение крупных камней, разделяющих струю в центре порога на узкие (2 м) крутые сливы. За устьем р.Джинди-Суу порог переходит в мощную шиверу с бочками и валами и одним прижимом к правому берегу. Ниже по течению мощность шиверы ослабевает.
Просмотр всего каньона по берегу затрудняет бурная и мощная р.Джинди-Суу, переправиться через которую оказалось возможным лишь с натянутыми перилами. Метрах в 300-х выше по притоку есть хороший мост, однако дорога через него уводит далеко, а главное, высоко от реки. Поэтому груз лучше все же обносить береговой тропой. Хорошая стоянка есть на левом берегу на террасах в середине каньона, на реке здесь небольшой участок быстротока.
Кульминационные точки сплава в каньоне расположены в его верхней части, выше устья р.Джинди-Суу. Оба локальных усложнения сплава вызваны нагромождением валунов в русле.
Шедший первым К1 попытался реализовать причудливую линию движения с поворотом более чем на 90 градусов в струе, однако, как выяснилось, гораздо проще протиснуться через узкий проход в центре, хотя бы и кормой вперед. После этого шансов на промежуточную чалку не остается и прыжок с высоты 1.5 м через обливную плиту во второй кульминационной точке К1 совершил сходу (и вполне успешно).

Фото 9: К1 в узких сливах 3-го каньона.
Не рискнувший повторить этот прыжок экипаж К3 был тут же наказан рекой: более мощная и более, как казалось, чистая струя правого берега загнала их в слив, бьющий прямо в валун. На глазах у изумленных зрителей, застрявший под сливом катамаран стал уходить дальше под воду. После нескольких безуспешных попыток подышать под падающим сверху потоком экипаж выскочил на камень, а затем удалось выдернуть из под воды и катамаран.

Интересно, что наблюдавший все это экипаж К2 зашел всего лишь на 20 см левее. И, соответственно, отделался несколько легче.

Фото 10: 3 каньон, К2 в одном из ключевых сливов.
Оставшаяся часть дня была посвящена ремонту катамаранов. К2, имеющий поперечины из мягкого сплава АМЦ, приобрел к концу каньона такую причудливую форму, что казался экспонатом с выставки авангардного искусства.

27 августа

Дневка. Впервые с начала маршрута - лес, грибы и баня.

28 августа

В выходной части 3 каньона и ниже река представляет собой шиверу примерно 3 к.с. Через 10 минут сплава - 4 каньон Чон-Кемина.

4 каньон

Начинается от характерной скалы посреди реки. Протяженность около 2 км. Мощные валы, бочки, линия движения очевидна, сплав на уровне 4 к.с. Мы прошли каньон походной колонной.
Далее порядка 6 км относительно спокойного сплава до 5 каньона. Примерно посередине этого участка - автомобильный мост, дорога переходит на правый берег.

5 каньон

Длина 2.5 км, средний уклон 35 м/км. Просмотр и страховка по правому берегу. Ориентиры - справа дорога близко подходит к реке, вдоль дороги идет ЛЭП. Правый берег - крутая осыпь, слева впадает река Дюре-Суу. Чалиться следует на правый берег сразу за осыпью, в самом начале порога. В пятом каньоне Чон-Кемин показывает свою силу и мощь. Валы стали жестче, бочки - обширней и "кусачей", однако и места для маневра здесь уже гораздо больше. Среди препятствий каньона выделяется участок перед впадением р.Ташкия (справа): высокие крутые сливы с последующими мощными бочками.

Фото 11: 5 каньон, участок перед впадением р.Ташкия

В целом же весь пятый каньон - это один сплошной порог V к.с., достаточно однородный как по типу, так и по мощности препятствий.
Просмотр каньона (и при необходимости обнос груза) легки и удобны по дороге правого берега. Немного вверх по р.Ташкия - кош, можно купить кумыс или айран.
Мы проходили каньон последовательно (всем хотелось быть сфотографированными), с грузом, в два "прыжка". Первый - от начала каньона до слива перед впадением р. Ташкия, где есть удобное место для обеда или стоянки. Второй "прыжок" - до конца каньона. Такая тактика представлялась оптимальной в условиях отсутствия удобных уловов для чалки. К тому же, сработавшись на уже пройденной части реки, все экипажи уверенно читали такую воду с наплыва.
Через 20 минут сплава от конца 5-го каньона на правом берегу несколько домов - пос.Бузулгансай, через реку перекинут подвесной мост. Здесь, на излучине Чон-Кемина расположен шиверисто-порожистый участок длиной 1.5 км. Валы, бочки, сложность примерно 4 к.с., линия движения легко читается с наплыва. В середине излучины справа впадает р. Бузулган-Сай. Отсюда до начала 6 каньона 20 минут сплава.
Ориентиры начала 6 каньона: ЛЭП пересекает реку, переходя с левого берега на правый. Через 150-200 метров вдоль левого берега перед левым поворотом - неширокая галечная отмель. Для просмотра и прохождения каньона следует приставать на правый берег, для остановки на ночлег лучше чалиться к отмели левого берега, в конце которой есть хорошая полянка. Для постановки лагеря предварительно пришлось проесть проходы в зарослях костяники.

29 августа

6 каньон

Длина 4.5 км, средний уклон 25-30 м/км. Предварительный просмотр и обнос груза возможен по дороге правого берега, которая, однако, порой поднимается высоко над рекой. Препятствия каньона неплохо характеризует формула "6=5+1", в том смысле, что на мощь воды пятого каньона здесь накладывается необходимость жесткого маневра и неоднократного пересечения струи, как это было в узостях и негабаритах первого каньона.
Каньон открывается порогом "Каменоломня". Длина - порядка 500 м. Кульминационная часть - около отвесной скалы левого берега. Далее следует прогонная часть около 1.5 км до устья р.Малый Джанг-Ырык (прав.), где следует зачалиться на правый берег для просмотра километрового порога "Ералаш" - наиболее сложного препятствия 6 каньона. На среднем фоне 5 к.с. в нем можно выделить как минимум 4 локальных усложнения сплава, приуроченных к огромным валунам левого берега. Заканчиваясь, порог незаметно переходит в последующие менее сложные "Мельница, "Баня", "Ворота". Вода остается мощной, однако линия движения более очевидна. Для физически хорошо подготовленной группы вряд ли имеет смысл разделять эти три порога. Во всяком случае, при нашей воде они проходятся как единый порожистый участок 5 к.с.
Мы проходили порог "Каменоломня" раздельно. К1 - при наблюдении с берега, К3 - с нижней страховкой в точке чалки К1. К2 проходил спустя 2 часа (из-за ремонта) под наблюдением с берега.

Фото 12: 6 каньон катамараны-двойки идут в полуподводном режиме...

Подобным же образом проходили и "Ералаш". Катамараны оставили чуть выше впадения правого притока. По правому берегу среди колючих зарослей идет тропа для просмотра. Однако, важно не пропустить выход тропы на излучину реки напротив осыпи ЛБ - там мощный слив с неочевидным заходом, который полезно просмотреть.
Первым, как всегда, шел К1 при наблюдении экипажами "двоек" с берега. На сей раз река взяла верх: от ударов валов и бочек стали расходиться швы правого баллона и, несмотря на успешное прохождение наиболее сложной части, экипажу пришлось срочно зачалиться, не доходя до конца порога. Как выяснилось, все в этом мире делается к лучшему: на берегу обнаружилась прекрасная уютная стоянка, спрятанная за огромным валуном и совершенно не видимая с дороги. Остаток дня посвятили ремонту и обмену впечатлениями.

30 августа

Прохождение оставшейся части 6 каньона (пороги "Мельница", "Баня", "Ворота") послужило хорошей утренней физзарядкой и заодно умыванием. Шли походной колонной с грузом. Запомнилось одно место, потребовавшее резкого "S"-образного маневра. Это там, где с дороги казался неизбежным прямой прыжок через высокую обливную плиту.
От конца каньона (долина расширяется, дорога опускается к реке) до ГМС - 800 метровый шиверистый участок. Саму метеостанцию легко узнать по натянутым через реку тросам. Чуть ниже - улово ПБ на крутом левом повороте. Это начало порога Повицкого.

Порог Повицкого, 5 к.с.

Это 900 метровый участок реки с большим уклоном на левой излучине. Берега крутые, в русле - уже привычный набор: обливные камни, валы, бочки. Проходили с грузом по очереди: К2, К3, затем К1. Запомнилась ловушка, подстроенная рекой в середине порога: наиболее очевидный и предпочтительный с наплыва вариант движения выводит катамаран точнехонько на здоровенную обливную плиту, с которой приходится падать весьма неэстетичным образом. Этой ловушки избежал только шедший последним К1.

После порога 10-минутный сплав по шиверисто-порожистому участку, который по мощности не уступает порогу Повицкого. За 1.5-2 км до 7-го каньона короткий локальный порожек 4 к.с. на левом повороте реки.

Фото 13: Впереди - 7-й каньон.

7 каньон: входная часть - 6 к.с., выходной порог - 5 к.с.

Длина около 3 км, уклон - до 35 м/км. Ориентиры начала каньона: характерное сужение русла, на правом берегу основная дорога серпантином уходит вверх за "лысую" гору, реку пересекает ее ответвление (брод заметен слабо). Левый берег низкий, заросший облепихой, правый - небольшой галечный пляж. На правом повороте впереди видно нагромождение валунов.
Чалиться следует к левому берегу. Сама чалка неудобна, однако на террасе неплохое место для стоянки. Чуть ниже, от конца террасы, уходит влево-вверх торная тропа, по которой можно верхом обойти весь каньон. Ее же приходится использовать для обноса груза за порог "Камень преткновения." Просмотр и страховка также с левого берега.

31 августа

Каньон открывает самое мощное и сложное на Чон-Кемине препятствие - порог "Камень преткновения" (по другим описаниям - порог "Зеленый"). Никакого камня преткновения мы там не обнаружили, но мощь и сложность порога впечатляют. Собственно, камней преткновения там сколько угодно - выбирай на вкус. В конце входной разгонной части порога струя упирается в нагромождение валунов, не оставляя чистого прохода. После 50 метров "быстротока" (по сути, пологой горки), на крутом левом повороте начинается кульминационная часть порога: несколько сливов с мощнейшими бочками и "петухами", связанные S-образной линией движения. Точный маневр требуется как раз там, где сама возможность сплава без оверкиля выглядит сомнительной. После выхода из котла шириной во всю реку остается лишь обойти огромный "зуб", разваливающий поток на две части, и скатиться по уже обычной, 5 к.с., горке.

Фото 14: 7 каньон, порог "Камень преткновения". Катамаран-четверка в одном из ключевых сливов.

Фото 15: Тритон-двойка на выходной горке порога "Камень преткновения"

После тщательного просмотра порог был признан проходимым, однако явно выходящим за рамки 5 к.с., и потому требующим особо уважительного отношения. Было решено отнести К3 к выходной части порога для обеспечения страховки. Первым проходил К1, по основной струе. Удалось выдержать намеченную линию движения. Шедший вторым К2 попытался реализовать более, как казалось, безопасный вариант с заходом справа в центральную часть порога. Однако, в мощной струе не удалось избежать навала на камень. Великолепная остойчивость "Тритона"-двойки спасла положение.
Следующие препятствия 7-го каньона - скальное сужение "Щеки" (сразу же от окончания "Камня преткновения") и порог "Осыпной" (ориентир - крутая высокая осыпь правого берега) удалось просмотреть сверху с конной тропы, петляющей высоко по склону в обход осыпей. Основная сложность в "Щеках" - не попасть под нависающую скалу ПБ, "Осыпной" же как порог не выделяется вовсе, это шиверистый стометровый участок 4 к.с. Гораздо интереснее то, что начинается парой поворотов ниже. Крутой правый поворот - и начинается слалом-гигант между большими валунами и мощными бочками, расположенными в шахматном порядке. В конце порога через реку натянут трос, еще через 60 м за поворотом - небольшие улова с обоих берегов, здесь близко к реке подходит дорога (ПБ) и тут же уходит вверх на ферму (дорогу с воды не видно). На левом берегу - хорошее место для стоянки или дневки. За поворотом берега расступаются, это конец 7 каньона.

Участок после "Камня преткновения" шли с грузом со взаимостраховкой с воды. Мощь и техническая сложность заключительного порога никак не следовали из имеющихся у нас описаний, и экипажам пришлось импровизировать. Тем приятней было пройти его без существенных ошибок. Разве что К2 опять погнул каркас, но к этому все уже привыкли.

Фото 16: "...К2 опять погнул каркас, но к этому все уже привыкли. "

1 сентября

Дневка. Первый осенний день был посвящены прогулкам по окрестностям, отдыху, бане и грибам.

2 сентября

Дальнейший сплав по шиверистому участку длиной 2.5 км с большим уклоном - хорошая утренняя встряска перед мощным, но технически несложным 8 каньоном.

8 каньон

Длина около 2 км, уклон 15 м/км. Ориентиры стандартные - сужение русла, повышение берегов (до 6-8 м), осыпи. В каньоне большие камни, крутые сливы, несколько мощных бочек, линия движения читается с воды. Просматривать весь каньон не имеет смысла, а вот поснимать стоит, есть отличные места для фото- и видеосьемки.

Фото 17: Быстрая и мощная вода 8 каньона.

За последним правым поворотом каньона - слив с особо мощной бочкой от удара в которой уже в 3-й лопнул шов многострадального правого баллона К1, обрекая всех на аварийную чалку и 2-х часовой ремонт, совмещенный с обедом.
За каньоном следует порожистый участок длиной около 15 км, с убывающей сложностью препятствий. Уклон большой, в русле много крупных камней. Берега низкие, в основном заросшие облепихой, стоянки в основном по левому берегу, дорога идет по обоим берегам.
От конца 8-го каньона около 1.5 часов ЧХВ до автомобильного моста у кордона заповедника. Перед ним - неплохая стоянка (однако уже со следами пикников) у галечного пляжа ЛБ. Кордон с воды на подходе заметен плохо. Ниже удобных стоянок мало - приближается населенная зона.

3 сентября

Постепенно порожистый участок переходит в шиверистый, уклон уменьшается, долина расширяется, но река сохраняет большую скорость течения. Через 40 минут от границы заповедника - автомобильный мост, соединяющий пос.Каинды (на левом берегу) и пос. Тегирменти (на правом). Следующий автомобильный мост в пос. Новороссийка. Еще ниже - низкий деревянный мост, проходимость которого следует оценить с наплыва.

В пределах широкой населенной долины Чон-Кемин, разбиваясь на протоки, несется сквозь заросли облепихи, которая растет здесь целыми рощами, достигая высоты хорошего фруктового дерева. Вновь характерное сужение русла - и впереди угадывается начало последнего, 9-го каньона.

9 каньон

Длина 8 км, средний уклон 8-10 м/км. Ориентиры: слева - скальные стенки, справа дорога подходит к реке. Каньон несложен, встречаются отдельные технически интересные участки, фоновый сплав на уровне 3-4 к.с. В большую воду высокие валы и мощные бочки. Основную опасность представляют металлические тросы, последний из которых (третий и самый малозаметный) оказался натянут на уровне шеи. В конце каньона справа - бетонные противопаводковые укрепления дороги. Мест для стоянок несколько, все на левом берегу. Каньон проходили походной колонной.

Фото 18: 9 каньон переходит в Боамское ущелье р.Чу.

Неожиданно слева - сзади открываются отвесные стены другого каньона с рекой - так выглядит впадение Чон-Кемина в реку Чу, которая явно уступает ему по водности ( при нашем уровне воды). Отвесный скальный коридор, в котором Чу течет перед слиянием - это выходная часть знаменитого Боамского ущелья.

Средний уклон участка 4 м/км. Почти сразу после слияния Чон-Кемина и Чу, на крутом левом повороте под мостом через р.Чу расположен порог "Семеновский мост". Мощная струя наваливает на правую опору моста, а затем после крутого виража на левую стенку каньона, валы хоть и высокие - 2.5-3.0 м, но некрутые. Впрочем, любой такой вал запросто может смыть с катамарана. После порога Чу еще 2.5 км продолжает течь в каньоне, стоянок нет. Затем берега понижаются, на правом берегу - водозабор, чуть ниже на высоком левом берегу сервисная зона (видны юрты) на автотрассе Бишкек-Балыкчи. За правым поворотом, в нескольких сотнях метров ниже юрт, на ПБ (наверху) неплохая стоянка около бетонированного русла арыка.

4 сентября

До плотины у пос.Быстровка Чу сохраняет высокую скорость течения, встречаются отдельные обливные камни, бочки. От юрт до 2-го автомобильного моста (за 1.5 км до плотины) - 50 минут ЧХВ. Около 1 км ниже посреди реки остатки металлоконструкций, от них видна плотина. Подпора воды перед плотиной нет, поэтому приближение к ней опасно, обнос справа по берегу (100 м). Ниже плотины воды в реке заметно убавляется, течение по прежнему быстрое, существенных препятствий нет.

Сплав по р.Чу можно закончить практически в любом удобном месте - параллельно реке идет автомобильная трасса. После двухчасовой разборки и сушки катамаранов мы за 20 минут вышли к шоссе, где сели на автобус Бишкек-Каракол. На этом активная часть маршрута заканчивалась - впереди были несколько дней отдыха на берегу оз. Иссык-Куль.

6. Выводы и рекомендации

  • Успешно пройден маршрут 5 категории сложности, экипажи катамаранов хорошо сработались и заметно повысили свой технический уровень.

  • Полностью оправдала себя тактика прохождения, ориентированная на самостраховку экипажей и страховку с воды в походной колонне. Как результат, каньонные участки проходились достаточно быстро, с меньшим техническим временем, с меньшей усталостью экипажей - а значит, и с большей безопасностью. Повышение безопасности как результат отказа от детального просмотра протяженных препятствий и организации множества точек береговой страховки выглядит парадоксальным, однако, этот факт подтверждается субьективными впечатлениями всех членов группы и обьективными показателями - ни одного оверкиля за поход.

  • Включение в маршрут достаточно сложного радиального выхода с преодолением трех категорийных перевалов оказалось очень удачным дополнением к традиционной водной части. Помимо удовольствия от посещения высокогорного района, радиальный выход дал возможность провести обучение членов группы горной технике уровня 2 к.с.

  • Маршрут по реке Чон-Кемин характеризуется плавным нарастанием сложности и мощности препятствий, что позволяет экипажам срабатываться и набирать форму по мере сплава. Однако, мест, пригодных для отдельных учебных мероприятий (с многократным заносом катамаранов вверх по течению) на реке очень мало.

  • Использование портативных связных радиостанций диапазона 27 МГц в условиях каньонов (как раз там, где они реально необходимы) следует признать крайне неэффективным. Вероятно, целесообразен переход на диапазон 144 МГц. (Дмитрий Постнов, зам. руководителя группы, - профессор Кафедры радиофизики Саратовского ГУ - прим.ред.)

7. Обеспечение безопасности.

В соответствии с целями и задачами маршрута обеспечение безопасности заключалось в следующем:

  1. Хорошее качество и продуманная конструкция личного специального снаряжения.

  2. Индивидуальная подготовленность членов группы к действию в аварийной ситуации (при перевороте катамарана, в автономном сплаве).

  3. Тактика сплава сводилась к тому, что, первым шел четырехместный катамаран, более мощный и большего обьема. Встав на страховку после ключевого препятствия, он был готов к принудительной или аварийной чалке 2-х-местных катамаранов или подбору их экипажа.

Наличие нижней страховки в виде "морковки" заставляет экипаж больше рассчитывать на береговую команду, чем на свои силы, поэтому спасконец-"морковка" практически не использовался в качестве страховки, за исключением центральной части 7-го каньона (6 к.с).

8. Список литературы.

  1. Б.Маречек, Туристские маршруты по Северной Киргизии. Кыргызстан, Фрунзе, 1968 г.

  2. Путеводитель по Средней Азии и Казахстану. М.1973 г.

  3. В.Чупахин, Страна природных контрастов. Казахстан, Алма-Ата, 1973 г.

  4. Н.Дублицкий, В.Степанова, Путешествия по Казахстану. М.Физкультура и спорт, 1976 г.

  5. Дрямов И. Чон-Кемин. Ветер странствий N16, М. Физкультура и спорт,1981 г.
  6. Отчет группы из Рязани, 1996, получен из http://www.rcs.ru/koi8/public/water/travel/chon.htm (локальная копия)

Приложение А. Карты пеших подходов, радиального выхода и водной части маршрута

р.Чон-Кемин, 1-3 каньоны.(цветн.)
р.Чон-Кемин, 4-8 каньоны.(цветн.)

Приложение Б.

Характеристика судов

Катамаран К1 - самодельный 4-местный катамаран "Банзай". Обьем - около 2200 л., длина - 5.3 м. Конструкция рассчитана на применение гибридной техники гребли передних гребцов с эффективным углом 270 градусов (через нос), что позволяет реализовать высокую маневренность в сочетании с уверенным преодолением препятствий мощной воды.

Катамаран К2 - самодельный 2-местный катамаран типа "Тритон", обьем - около 1000 л., длина 3.8 м.

Катамаран К3 - 2-местный катамаран фирмы "Тритон", обьем - 1000 л., длина 3.8 м.

Список лагерного и специального группового снаряжения

1. Катамараны, 3
2. Насос-лягушка, 1
3. Весла 12
4. Спасконец-"морковка"  
5. Ремнабор  
6. Примус с запасн.насосом 1
7. Палатка с тентом 1
8. Котлы 2
9. Топор 1
10. Мед. аптечка  
11. Фотоаппарат 2
12. Рация (27 МГц) 3

1. Гидрокостюм
2. Спасательный жилет (24-30л)
3. Шлем защитный
4. Костюм защитный с пенополиэтиленовыми вставками.
5. Нож-стропорез.
6. Грудная обвязка.
7. 2 карабина.

Список продуктов

Подбор продуктов питания основывался на:

  • высокой калорийности продуктов;
  • оптимальном сочетании жиров, белков и углеводов;
  • насыщенности витаминами;
  • минимальном весе;
  • хорошей транспортабельности.

Сахар кетчуп
сухари, сушки специи (красный перец)
манка изюм,курага, финики
овсяные хлопья сухое молоко
пшено орехи грецкие
рис мед
крупа пшеничная сгущеное молоко
макароны какао
гречка кисель
масло топленое чай, растворимый кофе
масло подсолнечное печенья, пряники
сало копченое халва, щербет
колбаса копч."салями" шоколадная паста
говядина тушеная "хворост"
консервы рыбные мука
суп, борщ лимонная кислота
бульонныые кубики соль
лапша быстр.приготовления лук,чеснок

Суточный рацион продуктов на 1 человека составил 650г.

Состав аптечки

Бинт стерильный 4шт.
Бинт эластичный 1шт.
Вата 50г.
Лейкопластырь бактер. 10шт.
Раствор йода 10мл.
Калия перманганат 3г.
Раствор аммиака 10 проц. 40мл.
Бальзам Биттнера 50мл.
Спирт медицинский 1л.
Аспирин Упса 10табл.
Парацетамол 20табл.
Олететрин 20табл.
Анальгин 10табл.
Но-шпа 20табл.
Сульфадиметоксин 10табл.
Фурацилин 10табл.
Бесалол 12табл.
Цитрамон 10табл.
Фталазол 15табл.
Уголь активированный 10табл.
Стрептоцид 20табл.
Линимент синтомицина 25г.
Пантенол 50мл.
Экстракт валерианы 20табл.
Кордиамин 25проц. 15мл.
Апизартрон 25г.
Крем детский 40г.
Витамин С 200драже

 

Читайте на WhiteWater.RU:

Рафтинг по-русски. Статья по материалам отчета группы Сергея Черника о сплаве в 2000 году в Киргизии по рекам Кекемерен, Нарын, Чон-Кемин и Чу.

Светлана Малова. Наедине с рекой (Ц. Кавказ, 2001)
"Волнение первых минут позади, и перед тобой только она - горная река, бурная, стремительная, захватывающая, поглощающая все твое сознание. Мозг, руки, тело очень быстро вспоминают все, и вот уже ты, катамаран, Река — это одно целое. "

Светлана Малова. Один день в каньоне Моткины Щеки (р. Китой, 2000)
"Мощный гребок вперед, и наша двойка, врезавшись в каркас четверки, поворачивается на 180 градусов, и мы сцепляемся в единое целое. Дима мертвой хваткой держит оба катамарана за продолины, и тут нос моего баллона затянуло под слив, я делаю носовую свечу на одном баллоне, резкий рывок назад, пытаюсь дотянуться до струи... "