Автор: Светлана Цветкова, г. Химки Путораны 2002

Сплав по реке Оран

Вход в 30и метровый водопад на р. Оран. Водопад на р. Оран. Лагерь удобно поставить на правом берегу. Спуск катамаранов к р. Оран.

От места стапеля - 2 км ниже впадения последнего правого притока р. Делогучи - плыли по Делогучи до слияния с Неракачи минут 15-20, а потом, по Орану, который начинается от их слияния, еще минут 10. Вода достаточно мощная, до водопада на реке несколько шивер с валами до 1 м. Проходятся с ходу. Плывем от чалки до чалки, ищем водопад.

Водопад на р. Оран. Высота отвесного падения - 30 метров. Ориентиры: вдали высокие скалы в вертикальную полоску ; от водопада вверх поднимается водяная пыль. Видно, что долина сужается. Сверху водопад почти не слышен. Чалка к правому берегу для осмотра и обноса.

Лагерь удобно поставить на правом берегу. По крупноглыбовой сыпухе можно спустить катамараны вниз, в каньон. Рекомендуем использовать для спуска веревки - достаточно крутой спуск. Можно ночевать и на левом берегу, там спуск лучше. Но чалка перед водопадом лучше справа (струя идет под левым берегом, а у правого- улов). Ночевать на левом берегу можно на полке у воды (метров 5 выше), закрытой с 3-х сторон скалами.

Расход воды в Оране после водопада оценоли 20 кубами.

О тактике прохождения р. Оран

Группы, побывавшие на Оране до нас, просматривали реку целиком с верха плато, а затем спускались в каньон. Некоторые группы начинали сплав от первого правого притока, с большим трудом спускаясь в каньон с применением веревок и альпинистской техники. Стены каньона сложены из слоистых структур с вкраплениями конгломератных камней и сильно "сыпятся". Только одна из групп, описанием которой мы руководствовались, начинала сплав от водопада.

Оран условно делится на 3 части: 1 - от водопада до первого правого притока, 2- от первого правого притока до второго правого притока, 3 - от второго правого притока до устья - впадения в р. Хибарба. Наиболее сложный участок - второй. О прохождении трех последних километров его сведений нет - все группы, отчеты которых доступны, обносили этот участок, уходя вверх на плато с большими сложностями.

Тем не менее наши предшественники составили полное описание реки, с указанием возможных стоянок и мест, где можно вылезти наверх, которым мы могли руководствоваться при прохождении. (Оказалось, что описание самого сложного участка расходится с действительностью - или осмотр порогов велся с верха каньона, или русло реки изменилось, что характерно для Путоран.) Проблемным представлялся вышеуказанный трехкилометровый участок, про который было сказано, что на нем расположено 3 водопада - высотой несколько метров. Непонятно было, сумеем ли мы их пройти, а в случае невозможности прохождения - сумеем ли мы их обнести по низу каньона, или нам придется вылезать наверх. Также непонятно было, возможно ли будет зачалиться перед водопадами для просмотра, или просматривать их нужно будет по скалам, с использованием веревок и крючьев.

При подготовке к походу было решено взять альпинистское снаряжение - беседки, веревки (40м), скальные крючья, закладки, карабины, усы (3 м), 1 жумар, 1 кроль, 1 шунт, 1 восьмерка, 1 ролик. Более половины участников нашей группы имели горный или скалолазный опыт.

Была разработана следующая тактика прохождения каньона: идем с просмотром "снизу", от чалки до чалки. Просмотр сверху был признан нецелесообразным - просмотреть каньон сверху трудно, а местами невозможно. К тому же, просмотр с высоты нескольких сотен метров не позволяет оценить истинной сложности препятствий. Сложные участки, которые не видно с воды и с берега, предполагалось просматривать с применением альпинистского снаряжения (забегая вперед, скажу, что снаряжение нам не пригодилось, но морально помогало). При невозможности прохождения водопадов и невозможности обноса "понизу" предполагалось вылезать наверх каньона.

Сплав следует начинать сразу за 30-метровым водопадом, спустив катамараны вниз по крупноглыбовой осыпи к воде. (Крутизна склона - градусов 30-40.)

За основу была взята лоция из отчета No5084, 1988г

1. Участок простых шивер. 2. Порог в сужении русла. 5. Порог. На выходе - слив. Камни в русле. 27. На притоке 70и метровый водопад. 27. На притоке 70и метровый водопад.

1.Участок простых шивер. Заканчивается перед правым поворотом каньона. Слева впадает ручей. Проходили с наплыва, без просмотра со взаимостраховкой.

2. Порог (!) в сужении русла метров до 5. Слив высотой метра 2.5 шириной во всю реку, за сливом - мощная бочка. Под правым берегом в сливе над камнями слой воды сантиметров 20, можно, зайдя правее, пройти по краю бочки. Судя по лоции наших предшественников, ничего сложного на этом участке не должно было быть. Поэтому первоначально решено было идти весь участок до первого правого притока без просмотра. Однако в этом пороге перевернулся в бочке катамаран, шедший первым (экипаж No1). Правый гребец с катамараном зачалился в улово в 10 метрах ниже порога, левого выловил метрах в 50 ниже катамаран No2. Остальные экипажи прошли порог без оверкилей.

После этого происшествия тактика прохождения реки "с наплыва" была признана неудачной. Перед препятствиями, выход из которых не просматривался, стали чалиться, просматривать проход и страховать первый экипаж с берега спасконцом, следующие - с воды с катамарана. Те участки, на которых просмотр с берега не нужен, проходили тандемами, по два катамарана с взаимной страховкой.

3. Простая шивера. Проходим с ходу.

4. Мелкая шивера. Несильный прижим под стенку правого берега. При прохождении сломал раму катамаран No2.

5. Порог. Русло забито большими камнями. На выходе - слив. Проходим порог с осмотром и страховкой. Ничего особенного. Больше на всем участке до 1- го правого притока таких бочек, как в пороге No2, не было. Далее шли без осмотра до пор. No15. Воды у нас налило немало, почти все камни залило, на шиверах можно "скакать" по булыжникам вполне безболезненно. Прижимы не сильные, от них легко уходить.

6. Простая шивера.

7. Простой порог. Несильный прижим на левый берег.

8. Мелкая шивера на левом повороте реки.

9. Прямой участок быстротока. Справа впадают два ручья.

10. Прижим к правому берегу.

11. Простая шивера.

12. Участок быстротока протяженностью метров 250.

13. Шивера на плавном левом повороте.

14. Участок быстротока около 100м. В конце следует пристать к левому берегу для просмотра пор. 15.

15. Порог. Расположен на крутом левом повороте. Русло забито обливными камнями. На выходе слив и прижим под скалы правого берега.

Нужно заходить, максимально прижимаясь к камням слева. Порог проходили с осмотром и береговой страховкой. Весь остальной участок до 1-го правого притока проходили без осмотра.

16. Участок быстротока на правом повороте реки.

17. Шивера. Основной проход по центру.

18. Простая шивера на прямом участке реки.

19. Прямой порог расположен за правым поворотом реки. Слив по центру высотой около 1.5 метра.

20. Шивера на левом повороте реки.

21. Порог. Чистый слив у правого берега высотой 1.5 м. За порогом река поворачивает направо.

22. Быстроток с обливняками. Высокие стены.

23. Порог. Слив под стенку правого берега. Осыпь на правом берегу.

24. Простая шивера на прямом участке реки с прижимом в конце к левой стенке.

25. Участок мелких шивер длиной около 200м. В середине участка - левый приток, р. Майнага.

26. S- образный поворот. В конце участка- прижим влево. На правом берегу - ровная полка.

27. Через 150 м от преп. 26 - прижим к левому берегу. Справа - приток. Правый берег низкий. Большая полка невысоко над водой, приятная травка и цветочки. Ни леса, ни даже маленьких кустиков еще нет. Высота стенок каньона - метров 100. Хорошее место для лагеря. На притоке - 70-метровый водопад.

От водопада до 1-го правого притока дошли за полдня, включая обед, починку рамы, отдых после киля и осмотр двух препятствий. Далее начинается более сложный участок - от первого правого притока до второго правого притока. Идем с ходу до пор.32, пока удается ориентироваться по лоции. Но характер препятствий поменялся: более мощные бочки, большие обливные камни в русле.

28. Простая шивера. В конце - прижим к скале правого берега.

29. Простая шивера на прямом участке реки.

30. Крутой поворот направо. За поворотом шивера, в конце которой - прижим налево. Затем плавный левый поворот, прямой быстроток.

31. Участок быстротока. Слева - удобная полка для лагеря, за ней слева впадает ручей. От устья ручья начинается пор. 32.

32. Порог. Двойной навал на правый берег. Справа впадает ручей. Особой сложности не представляет. Прошли с осмотром и страховкой с берега и с катамарана.

5. Порог. На выходе - слив. 15. Порог. 32. Порог. Двойной навал на правый берег. 38. Мощная шивера. 39 - 41. Ряд порогов, примета - высокая полка с лесом на правом берегу.

Далее у нас начались некоторые сложности с привязкой к лоции. Полка с лесом на правом берегу появилась в районе пор. 38 (Почему- то такой очень характерный ориентир в лоции указан не был.) (пор. 32- галечного острова в русле не было). 34-й порог- участок с полкой для стоянки - определили, 36-й - определили, а дальше справа- полка с лесом. Неужели мы уже в районе 46-го порога? Проходим еще ряд шивер и порогов (они мало отличимы друг от друга), в основном, это крутые горки, забитые обливниками, с бочками; затем на повороте - прижим. Пытаемся сориентироваться. Проходим несколько мощных порогов с осмотром, начинаем искать водопад. Идем с осмотром, если видим за препятствием чалку - идем с наплыва.

33. Шивера с прижимом влево. Через 100 м после пор. 32.

34. Участок быстротока длиной около 400 м. В середине участка правый берег понижается, образуя ровную полку, удобную для стоянки (дров нет).

35. Простой порог. На левом повороте реки. Слив под правобережные скалы. За порогом- участок быстротока No 36.

36. Участок быстротока. Примечателен тем, что с правого берега к воде подходит длинная осыпь. Вероятно, при сильном желании можно выбраться наверх. В конце участка водопадом впадает ручей. За левым поворотом- No37.

37. Простая шивера.

38. Мощная шивера. Ряд сливов по центру.

39-41. Ряд порогов, представляющих собой крутые горки, забитые обливниками, за которыми стоят бочки. На повороте - прижим. Пороги разделены короткими участками быстротоков. Основная примета - высокая полка с лесом на правом берегу.

На стене характерный магматический рисунок. Описание участка: На правом крутом берегу при правом повороте появляется лес. Шиверы. Далее река по дуге уходит налево. Справа два ручья впадают под сходящимся углом с расстоянием в устье примерно 100 метров. Дальний из ручьев образует у воды трехступенчатый водопад. Справа- стена. У конца стены на камнях возможна чалка. Осмотр. Река уходит влево сквозь ряд полуобливных камней и течет вдоль левой стены. Русло засорено камнями. Слив прямой, с небольшим навалом на левую стенку. На стене характерный магматический рисунок. Перепад 2-2, 5 метра. Страховка справа. Далее через 30-40 метров- слив двумя ступенями. Навал на правую стенку. Большое улово слева. Слева впадает небольшой ручеек. Поворот направо. Небольшая полочка справа с несколькими деревьями. Шиверы. Впереди в 300-400 м на левом берегу появляется лес. Чалка к любому берегу. До пор. 43, где нам, наконец- то удалось "привязаться" к лоции, шли с осмотром, от чалки до чалки.

42. Шивера. Валы, обливняки. На шивере нужно чалиться, т.к. за ней начинается пор. No 43. Рекомендуется просмотреть и наметить чалку заранее. Чалка возможна как справа, так и слева.

43. Порог (!). Через 50 м после порога слева впадает большой приток, текущий в долине (сильно больше тех ручьев, что впадали ранее). На нем в 200 метрах выше - водопад. С левого берега - большая полка с лесом. Порог - в невысоких скальных стенках, метра 3-4 высотой. Представляет собой пологий слив перепадом метра 2.5, навалом на левую стенку и громадной бочкой. Страховка с левого берега в том месте, где скальные стенки понижаются. Полка проходит на высоте 3-4 метра. Напротив - небольшой водопадный ручей.

Первый экипаж (No4) прошел порог "с наплыва" просмотрев его с воды. Порог был пройден успешно. Зачалившись, ребята просигналили следующим экипажам, что необходим осмотр. Оставшиеся три экипажа проходят порог со страховкой с воды и с берега - спасконцом. Порог сильно отличается от предыдущих, заметно мощнее. Один из экипажей "стучится" о левую стенку, но все заканчивается благополучно. В бочке все катамараны сильно тормозило, притапливало левый баллон.

Прохождение порога 43 экипажем 1. Прохождение порога 43 экипажем 2. Прохождение порога 43 экипажем 2. Прохождение порога 43 экипажем 3.

44. Шивера на прямом участке реки. Идем, предварительно просмотрев участок с полки левого берега - ищем водопад No 48.

45. Левый поворот в конце прямого участка. Прижим под правый берег. За поворотом - быстроток No46.

46. Быстроток на прямом участке реки. В конце участка на правом берегу появляется лес. Но места для стоянки нет - берег крутой, полок не видно. Несколько несложных шивер.

47. Шивера - крупные обливники, бочки. Левый берег - крупногалечная отмель. На узкой покатой полочке - лес. Встаем на ночевку на узкой полочке. Площадки под палатки приходится делать, выкладываем их камнями и мхом. Дрова есть.От первого правого притока вышли часов в 12, на обед и ремонт рамы (в связи с появлением леса укрепляли всю ту же сломанную ранее раму) потратили 3 часа, на ночевку встали в 20-30.

Внимание! Рекомендуем просмотр шиверы для того, чтобы определить место чалки перед водопадом No48.

48.!!! Водопад. Вода без какого-либо подпора сразу уходит в водопад высотой метров 5 (общий перепад). Вода сливается через несколько "рукавов", несколько сливов, разделенных камнями (сливы примерно по 1.5-2 м высотой). У левого берега слив совсем узкий. У правого берега большая полка, которая при меньшем уровне воды залита не будет. А при нашем уровне воды - на ней сантиметров 20, все это сваливается в косую бочку, а затем вся вода водопада сваливается еще в одну бочку, откуда - сильный бой в левую стену с отбойным валом. Отбойник сильный.

Рюкзаки от лагеря обносим сразу за водопад. По левому берегу. Обносим также катамаран No3 - на страховку. Ставим двоих людей с береговыми спасконцами. Остальные - на съемку.

48.!!! Водопад, р. Оран. 48.!!! Водопад, р. Оран. Прохождение водопада экипажем 1. Прохождение водопада экипажем 2. Прохождение водопада экипажем 4.

Первым прошел водопад экипаж No4. Они зачалились в улове под правым берегом перед водопадом, прошли пешком по полке правого берега, еще раз все посмотрели. Заходили вплотную к правому берегу, затем сливались по наклонной плите, а далее - через два слива, попадали сначала в косую бочку, затем - в прямую бочку. От левой стенки их отбросило отбойником. Экипаж No2 выполняет аналогичный маневр. Экипаж No1 на заходе садится баллоном на тот камень, который следовало пропустить бы между баллонами для правильного захода. Все-таки удается сняться и правильно развернуться на краю слива. В бочке сильно кидает.

49. Шивера за водопадом No48. Каньон становится уже и извилистее, несколько крутых поворотов. Вода очень мощная. Шиверы представляют собой ряд ступеней из обливняков с мощными бочками, на верхнем участке такое называли порогами.

50. Порог. Справа впадает ручей. Река поворачивает налево. В русле - большой камень. Камней много, хаотически набросаны обливняки с большими бочками, требуется постоянный маневр. Проходим с ходу, без просмотра. Рекомендуем просмотр начала порога с высокого левого берега. Этот порог вряд ли удастся полностью просмотреть с берегов - стенки вертикальные. Общий перепад высоты на 400 м порога около 10 метров. Нами этот порог был ощенен как наиболее сложный участок, из пройденных нами без просмотра. Чалимся для дальнейшего просмотра участка - к правому берегу.

51. Прямой участок 200м.

52. Мощная шивера.

53. Порог на прямом участке перед левым поворотом реки. Большой камень в русле, чистый проход и слева, и справа, еще далее - гряда крупных камней со сливами. Чалка к правому берегу. Около правого берега - большое улово с "грибом", выход из него на струю затруднен. Впереди - порог "Олимпийский факел".

54. Порог "Олимпийский факел". Река круто уходит вниз, сливаясь под левым берегом отвесным сливом высотой метра 4 с мощным боем под левую скалу, а в центре и под правым берегом - по наклонной плите, упираясь в мощную косую бочку. Далее в центре - характерный камень высотой метров 10 ("Олимпийский факел", сейчас бы порог назвали "Джойстик"- очень похож по форме). Проход справа от камня. Навал на скалы правого берега, еще ряд сливов с бочками. Мы заходили в порог справа, прижимаясь к правому берегу.

Прохождение "Олимпийского факела" экипажем 1. 54. Порог "Олимпийский факел". Прохождение "Олимпийского факела" экипажем 3. Прохождение "Олимпийского факела" экипажем 4. Прохождение "Олимпийского факела" экипажем 2.

Первыми порог прошел экипаж No4. На наклонной плите их развернуло лагом, в бочку под плитой они вошли полулагом. Затем их кинуло на правую стенку, пронесло по оставшимся в пороге бочкам. Порог пройден. Экипаж No3 прошел аналогично. Экипаж No1 развернуло кормой вперед еще на сливе с наклонной плиты, дальше кормой вперед прошли весь порог, слегка стукнувшись о правые скалы. Экипаж No2 прошел так же.

55. Несколько мощных порогов со сливами 1-1.5 метра.

После прохождения "Олимпийского факела" плывем, ища порог No55 (2-2.5 метра, "чистый падун"). Нас ждет разочарование - находим ступеньку в сужении реки (там, где должна быть по лоции), пологий слив с бочкой, высота - от силы метра полтора. За ним еще один мощный слив с бочкой через всю реку, далее - еще один. Бочка оказалась мягкая. Таких сливов полно было выше, проходили их без просмотра.

56. Мощный порог (!). Расположен метров через 200 после слива в сужении (No55). Чалка для осмотра в улово на левом берегу, к скалам, на которые можно вылезти. (Места для чалки всех четырех катамаранов не нашлось, привязывали катамараны друг к другу.) Просмотр порога по высокой скале левого берега, приходится вылезать наверх, но обошлись без веревок.

Пологий слив высотой метра 3 с мощной бочкой в конце и навалом на правые скалы. Далее большое улово на повороте, еще один невысокий слив, далее метров через 300 водопад.

Прохождение порога 56 экипажем 4. Прохождение порога 56 экипажем 2. Прохождение порога 56 экипажем 1.

Проходили порог No56 со страховкой с берега и с воды. В бочке катамараны сильно тормозило, левых гребцов накрывало с головой. Экипаж No3 зашел правее, их зацепило каким- то маленьким уловом у правой стенки, на эту стенку навалило и попробовало кильнуть. Откренка помогла. Из улова удалось уйти с третьего раза, каждый раз открениваясь на скалу, чтобы избежать киля.

57. Водопад (!!). Осмотр одновременно с пор. 56 с левого берега, с полки над осыпью. Чалка перед водопадом у правого берега.

57.!! Водопад.До сих пор было не очевидно, удастся ли водопад просмотреть и обнести в случае необходимости. Описания, сделанные группами, бывшими на Оране до нас, только констатировали наличие водопада. Не понятно было, видели его сверху каньона или проходили вдоль берега. Весь кусок от "Олимпийского факела" до 2-го правого притока и те, и другие обносили по верху каньона.

Вдоль водопада, по правому берегу, идет каменистая полка, и сразу за 2-м сливом можно спустить катамараны по большим булыжникам (при помощи веревок) на воду. За водопадом полно рыбы.

Водопад начинается узким сливом (ширина метра 3), вода падает метра на полтора и ударяется в выступ правой скалы, который еще сужает проход. Пенный котел. Далее, метров через 10, вспененная вода падает локальным прямым сливом высотой метра 3 - 4. Струя поднимается на поверхность метров через 30 после слива, вздуваясь грибами. Под сливом - мешанина из пены.

В первой ступени проход узковат, неминуемо нанесет на правую скалу. Скорее всего, положит. Вылезти там негде, далее придется под килем идти в 4-х метровый слив с непонятной структурой потока за ним. Обносим каты, спускаем на веревках сразу за второй слив, по очереди отходим. От места спуска катамаранов до 2-го слива метров 5, но в слив ощутимо подтягивает.

57.!! Водопад. Пенный котел. 57.!! Водопад. Локальный прямой слив. 57.!! Водопад. Обнос. Эффективная страховка прохождения водопада проблематична.

За водопадом река течет в скальных стенках. Ширина метров 15, длина быстротока - метров 50-70. Эффективная страховка прохождения водопада проблематична.

58. Порог на правом повороте. Стандартно - месиво из бочек и прижим влево, а дальше прямой участок с большущей бочкой через всю реку. Просмотр возможен с правого берега. Первые три экипажа "кантует" в бочке, ставит на "свечку". Последний экипаж проходит, прижимаясь к левому берегу - там "месит" поменьше.

За порогом река круто поворачивает направо, далее - несколько простых шивер. Справа впадает большой приток с широкой долинкой. Хорошая стоянка.

Прохождение водопада No48 начали в 11 часов утра, закончили в 14 часов. До второго правого притока дошли в 21 час. На обед не останавливались.

После впадения второго правого притока река слегка выполаживается, стенки каньона понижаются, но еще километров 10 тянутся пороги и шиверы. На этом участке довольно большие бочки, мощные прижимы. Идем парами, со взаимной страховкой. Чалимся для просмотра, если с воды не видно, как идти.

59.Мощная шивера. Валы, бочки.

60. Порог. Находится сразу за устьем левого притока на крутом левом повороте реки. Русло забито крупными обломками скал. Осмотр порога с левого берега. Перепад метра 3 на 50 метрах. Проходили порог с осмотром, страховка с воды.

61. Шиверы. Камни в русле. Проходили с ходу с взаимной страховкой.

62. Шивера. Река разделена на 2 рукава галечными отмелями. Проходили слева. Сливы, слалом между торчащих из воды камней.

63. Шивера.

64. Порог на правом повороте реки. На выходе навал на правый берег. Прошли с ходу.

65. Порог на прямом участке реки. Русло сужается, справа - большой камень, слева- коренной берег. Проходы достаточно широкие. Прижим вправо. Прошли с ходу со взаимной страховкой.

В одном из прижимов после пор. 65 перевернулся катамаран No2. Ребята шли первыми, но идущий за ними экипаж No4 увидел киль. Андрей с катамараном вылез на левый берег, а Вову ребята поймали ниже через пару шивер. Вову в какой-то момент оторвало от катамарана, а затем долго полоскало в бочке, где он сильно ушиб ногу- синяк во всю голень.

Далее - участок средних шивер и прижимов, постепенно упрощающихся до устья Орана.

От второго правого притока вышли около 12-и. До впадения Ораны в Хибарбу дошли к 13-40 (включая спасработы). До 17 часов клеили разорванное неизвестно где дно катамарана No3. До устья р. Сатку - левого притока Хибарбы доплыли в 21 час.