::: Саяны. Улуг-О. Эссе М.Ануфрикова. 2000 - реки - туризм - WhiteWater.Ru :::
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки (none) (none)  >>  Саяны. Улуг-О. Эссе М.Ануфрикова. 2000
саяны, улуг-о, тува, тыва, кызыл, абакан, хакассия
саяны, улуг-о, тува, тыва, кызыл, абакан, хакассия
Автор: Максим Ануфриков, г. Москва    
Оригинал текста: MysteryMove

Максим Ануфриков

Улуг-О

2000 г.

Этот труд не является описанием и уж тем более отчетом о прохождении маршрута какой бы то ни было категории сложности. Отчет и лоцию (кстати, очень качественную), можно найти у В. Юрина. Здесь будут описаны мои личные впечатления от похода, а также некоторые оценки, рекомендации, выводы и все такое...

Я не буду описывать сборы, так как я в них не участвовал. Вообще в поход я ушел как-то сумбурно. Проснулся с бодуна, позвонил Микуличу, сказал, что иду с ним в поход на катамаране. Сходил за пивом. Выпил пиво. Позвонил Микуличу, сказал, что не иду с ним в поход, а иду на каяке на Ону. Повторил процедуру с пивом и еще раз позвонил Микуличу, который ответил, что общаться со мной он будет только по E-мэйлу. Потом я посмотрел на часы... Очевидно, пришло время принимать решение. Я достал из холодильника флакончик "Осталочки", принял 50 и начал собираться в поход. Собрав деньги, я поехал за вещами: коврик, гермомешки, носки, каяк и пиво были успешно куплены, и в десять вечера я, к собственному глубокому удовлетворению, обнаружил себя на Ярославском вокзале. Здесь же произошло более тесное знакомство с группой, состоящей из Костика и Ольги Архиповых, Андрея Столоногова, Стаса Вяжлинского, Митяя, Даши и Кирилла. Как выяснилось, пятеро из нас едут поездом, остальные (Архиповы и Столоногов) летят на самолете.

Поезд

Как оказалось, к Абаканскому поезду цепляют "камеру хранения", в которую за 100 р. можно погрузить лодочку, что и было проделано. В принципе, проводники не были против того, чтобы мы затащили каяк в купе, однако нас самих не радовала перспектива смотреть на это чудо трое суток. Кроме того, надо иметь в виду, что сейчас на Ярославском вокзале ввели процедуру взвешивания груза пассажиров. Более 40 кг груза подлежит оплате (правда, по смешному тарифу). Взвешивают вещи прямо на улице, у небольшого белого домика справа от путей, и выдают специальный квиточек, без которого проводники могут покапризничать при посадке в вагон.

Сибирский Боди-АртТри дня в поезде прошли, как всегда, незаметно. Приятно, когда есть время спокойно пообщаться с друзьями, выпить бутылочку-другую слабоалкогольного тонизирующего напитка, способствующего возникновению аппетита, или просто заняться боди-артом. Порадовали наличием качественного корма станции Называевская (жареные в сметане караси по 3 рубля больше нигде не попадались), город Барабабинск (копченый судак и рыба со странным названием пелять). Город Ачинск покорил либерализмом местных властей в отношении измученных самогоном туристов из соседнего вагона. В сущности, впечатления о поездке на поезде самые наилучшие.

Заброска

В Абакан поезд прибыл в начале седьмого, и время до прибытия Архиповых и Столоногова заняли приятные хлопоты: извлечение каяков из камеры хранения, аренда транспортных средств до Кызыла и покупка необходимых хозяйственных принадлежностей (туалетной бумаги). До Кызыла мы доехали на двух машинах (девятка с прицепом и пятерка) рублей по 400 с носа. Дорога хорошая, очень живописная: через час пути нас ожидал придорожный кабак с добрым борщом, пловом и холодной водкой тройной очистки. Часа через полтора мы проехали очень фотогеничный перевал с видом на какой-то хребет, в котором, по словам нашего водителя, угадываются черты прекрасной заколдованной девушки (орлиный нос и волевой подбородок), а еще часа через три оказались в Кызыле, напротив гостиницы Ту(ы)ва.

Мы по дороге на Улуг-О (Столоногов, Онуфрий, Микка, Костя, Ольга) Тува Тыва

Ощущение от города — ниже среднего. Представьте себе, что вы попали в Люберцы образца середины восьмидесятых, только все люди вокруг монголоидные и прилично укушавшиеся. Надо сказать, что к вечеру количество укушанного народа резко возрастает, так что рекомендую минимизировать время своего пребывания в "Центре Азии".

Нам в этом плане не очень повезло. Мы договорились забрасываться из Кызыла с группой катамарнщиков (отдельные представители которых — Серега, Гена и Юля — ехали с нами в поезде). У них уже была договоренность на счет заброски на ГАЗ-66 до реки. Однако, перцы задерживались, и вот почему. В отличие от нас, ребята решили подойти ответственно к выбору авто и вели в Абакане длительные переговоры, результатом которых стала аренда некоего транспортного средства под управлением доблестных бомбил из солнечного Кызыла. Бомбил в машине было именно двое: один — хозяин, а другой — водитель. При этом в хлам пьяный хозяин на скорости под сотню, испытывая неудовлетворенность стилем вождения своего подчиненного, пытался приступить к управлению транспортным средством, повисая на рулевом колесе, а получив отпор, на время покидал автомобиль вывешивая из окна свое туловище и искусно цепляясь ногами за сиденье, чтобы не упасть. Тем временем водитель пытался вытащить у хозяина из кармана деньги, полученные им в качестве платы за проезд. Закончилось все тем, что у машины лопнуло колесо, запаски не оказалось и народ с пол-дороги ловил попутки до Кызыла. Мораль: мы настоятельно рекомендуем выбирать водителей из Кызыла. Эти парни гораздо прикольнее Абаканских.

За время ожидания параллельной группы у нас состоялось краткое знакомство с особенностями жизни на юго-восточных окраинах нашей необъятной Родины. Сначала у отошедшего по хозяйственным нуждам Кирилла местные обыватели попросили денег. Он ответил уклончиво и быстро ретировался. Примерно через час к нам подошел юноша в спортивных штанах и с затуманенным взором. Он показал Митяю пакет и произнес какие-то малознакомые слова, на что простодушный Митяй предложил "попрошайке" пустую бутылку из-под пива. Юноша принял дар Митяя, однако по движению его глаз и изменению цвета лица можно было сделать однозначный вывод о происходящих в его голове мыслительных процессах. Не прошло и десяти минут, как решение было принято: пустая бутылка полетела в сторону удивленных паддлеров, а со стороны юноши стали доноситься гортанные звуки, в которых иной раз выделялись ласкающие слух фразы типа "обидеть хочешь?" и "на х#р замочу!". Однако, еще через десять минут несостоявшийся драг-диллер удалился, волоча за собой пакет нереализованной конопли.

Что касается дальнейшей заброски (равно как и выброски) из Кызыла, то к этому мероприятию стоит готовиться заранее. Мы, в принципе, собирались уехать, не дожидаясь отставших катамаранщиков, но единственное, что нам удалось найти в Кызыле — это Урал, прилично загруженный мешками с мукой (очень пыльный продукт) и с тремя развеселыми водилами, слабо представляющими, куда надо ехать. Зато в Кызыле есть полезный мужик, Слава, который держит Урал и Шестьдесятшестой. С ним можно договориться, позвонив из Москвы по телефону.
Так как наши друзья добрались до Кызыла только часам к десяти, мы заночевали на даче у Славы, выдвинулись оттуда часов в 11:00 утра и около 20:00 вечера были на реке. Дорога к истокам Улуг-О тоже оказалась достаточно живописной, но кабаков там нет, так что рекомендую запастись перекусом (мы не запаслись и отьедались на остановках всякой ягодой, отчего под вечер у многих болел живот). Проехать к реке можно на Урале, Шишиге или КОЗЛЕ.

На привале Не спать! 6 лодок, пять катов и 16 похмельных туристов Верховья

В итоге мы потратили на заброску два дня и прилично задолбались. Этот полезный этап похода можно, в принципе, сократить до одного дня, если заранее договориться со Славой, сразу перегружаться из легковушек на грузовик и валить на реку. Если повезет, дорога займет часов 14 (не менее 5 часов от Абакана до Кызыла и 9 от Кызыла до воды).

Сплав

Начинать маршрут можно несколько раньше, чем его начинал В. Юрин (да и мы вслед за ним), то есть в том месте, где дорога в первый раз пересекает реку. При нашем уровне воды (сантиметров на 10 меньше, чем у Юрина), там можно было начинать сплав на каяках и легких катамаранах, избавив себя от дополнительных сорока минут тряски в машине. В любом случае, дровами стоит запастись заранее (по дороге), т.к. сплав начинается среди безлесых холмов (лес, в принципе, есть, но растет на приличном расстоянии от реки).

Весь маршрут можно условно поделить на четыре участка:
Первый — от начала маршрута и до входа в "каньон". Категория сложности по любой классификации 1-2, с одним порогом 3 категории сложности.
Второй — "каньон" длинной километров 8-12 (могу ошибаться), характеризующийся препятствиями 2-4 к.с., идущими непрерывно друг за другом, разделенными небольшими участками быстротока (в большинстве случаев достаточными для спокойного зачаливания как каяка, так и катамарана).
Третий участок — от "каньона" до устья с препятствиями той же категорийности, но с большими интервалами и большим расходом воды.
Четвертый — Енисей — "Москва река" со скоростью течения 5-10 км/ч и очень живописными берегами.

Надо сказать, что к утверждению Юрина о том, что Улуг-О — река пятой категории сложности, следует относиться критически. Во всяком случае, мы не обнаружили там препятствий, соответствующих столь высокой оценке. Впрочем, если налить туда воды...
Итак, по порядку.

Первый день мы сплавлялись по тихой речке с низкими заболоченными берегами. Вокруг — широкая и безлесая долина, на горизонте — горы, сверху слепит солнце, вода — идеально прозрачная и теплая (градусов 13-15). Изредка встречаются мелкие перекатики с валами до 15 см. Как и предсказывал Отче Валентин, где-то через 1.5 часа начали появляться обрывы со стенками из красной глины — очень красивое явление. Потом река вошла в некое ущелье, с началом которого резко (в два раза) возросла сложность препятствий на реке. С местами для стоянки хреново. Часто попадается курумник, берега довольно крутые. После "интенсивного" двухчасового сплава мы встали на узенькой полочке на правом берегу реки. Вокруг много ягод и грибов. Вечером травим байки про медведя и спим тревожным сном.

Они же Емкость не влезла Красные скалы

На второй день река продолжала "радовать" насыщенностью и сложностью препятствий (фон -1, препятствия 2), но в целом все замечательно. Погода такая же хорошая и воды в реке поприбавилось. Через час сплава начинаются разговоры о поиске стоянки, но, к счастью, с местами по-прежнему напряженка, и мы плывем еще полчаса, пока не подходим к первому именному порогу на реке (названия я не помню), где благополучно встаем в очень красивом, но крайне неудобном месте, запомнившемся единственным на реке плесом с абсолютно прозрачной водой, хорошей рыбалкой, повышенной горючестью почв (загоревшийся торф тушили вчетвером минут пятнадцать) и великолепными видами на окружающие вершины. Под вечер Митяй со Стасом наловили нам пару десятков хариусов, кои были немедленно сварены, зажарены и съедены.

Дивные виды Дивные виды 2

На следующий день мы прошли первый на реке именной порог (название которого я забыл), без просмотра и приключений, везде по основной струе. Дальше характер реки соответствовал предыдущему дню, хотя местами стали попадаться неплохие бочечки и вальчики. Самоотверженно прогребя час, а то и все полтора, мы приняли решение в каньон сегодня не ходить, и, усталые, но довольные, встали на дневку, которая ознаменовалась баней, рыбалкой, небольшим радиальным выходом в горы отдельных участников экспедиции и первым за поход дождиком (впрочем, весьма непродолжительным).

Улуг-О. Вид сверху Топим баню

Окрепшие после дневки (вялые и расслабленные), мы ринулись на штурм "Каньона", который обнаружился через пару часов сплава от нашего лагеря.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, что собой представляет "Каньон". В сущности, это вовсе даже и не каньон, а достаточно узкое ущелье с частыми выходами основной породы. Как правило, крутой скальный берег присутствует хотя бы с одной стороны реки (но почти никогда с обеих). Все пороги "Каньона" просматриваются с берега. Лазить по бомам приходится только на двух порогах — "Катерина-3" (для того, что бы занять удобную позицию для видео-фотосъемки) и "Рижский-1" (кстати, я этот бом не облез, а оплыл). Кроме того, между большинством препятствий есть участки быстротока, достаточные для страховки и самостраховки. (Правда, это относится только к нашей СРЕДНЕЙ воде.) Что касается освещенности "Каньона", то, вопреки В. Юрину, солнце там светило отнюдь не 2-3 часа в день, а сильно больше, причем в одном с рекой направлении, что соответствующим образом отразилось на качестве фотосъемки. Стоянки в "каньоне", как и в целом на реке, оставляют желать лучшего. Тем не менее, они есть, причем не только в указанных в лоциях местах.

Еще пара слов о тактике прохождения каньона, которая очень неплохо себя зарекомендовала. Впереди адмиралом шел Костик (Дьябола) в паре со Столоноговым (Роккит). Второй парой шли Митяй (Каньон) со Стасом ("та самая Дьябола"). Дальше следовали я (Блант) и Кирилл (Церро). Венчали шествие дамы на Тритоновской двойке, именуемой "Полет Валькирии". При этом у обоих Архиповых было по рации. Костик проходил препятствие и докладывал ситуацию Ольге. В зависимости от сложности мы либо сыпались в порог всей гурьбой, либо шли в походном порядке (Костик давал по рации старт очередной паре), либо тащились смотреть порог.

Порог "Начало" нами идентифицирован не был. Первая ступень "Чертовой дюжины" представляет собой отдельное препятствие (очень короткое) на характерном правом повороте реки. За ним идет плесик со стоянкой, а затем уже сам порог. Порог, надо сказать, довольно приличный, с классными плюхами и хорошей бочкой в конце. Мы в него влетели как-то вдруг. Столоногов там исполнил цыганочку с выходом (русский картвил с отстрелом), остальные прошли боле-мене нормально.

Пана Вяжлинского засосало — п. Чортова дюжина А меня не засосало:)

После Дюжины идут шиверы со странным русским названием "Тарелочки", не представляющие какой-либо сложности. Пройдя их, мы благополучно встали на ночевку. Весь вечер обсуждались медведи-людоеды. Отходя ко сну, сквозь дрему я услышал хруст веток в лесу и начал настороженно прислушиваться... В это время сзади смачно всхрапнул Столоногов. Чудом обошлось без инфаркта.

С утра мы молча собирались... Была проведена детальная разведка стометрового участка порога "Катерина I", не выявившая наличия серьезных препятствий. Так же был выставлен отряд фото-видеослежения. Надо сказать, что Стас с Митяем, снимавшие нас, выглядели призабавно: два коренастых перца в одинаковых гидрокостюмах, касках и спасжилетах, в темных очках, с аккуратными чемоданчиками под аппаратуру, валкой походкой уходящие вниз по реке. В первый же день cъемок их стали именовать "Гномы-подрывники".

Пороги "Катерина I" и "Катерина II" оказались достаточно простыми. Что касается порога "Катерина III", то его ни в коем случае нельзя идти сходу, хотя бы потому, что это самый красивый порог на реке. Здесь возможны разные варианты прохождения. Ключевая часть находится во второй трети, где посередине порога стоит здоровый валун. Основная часть струи обходит его справа, но несет почему-то влево в узкий проход между оным валуном и полуобливным камнем (куда и посыпалась большая часть группы). Самое фотогеничное прохождение совершил Костик, полностью погрузившись в бочку за валуном и выехав из нее на эффектной опоре. В конце порога также возможны различные варианты прохождения: по пологой горке у левого берега, по канализации справа или прыжок с метрового сливчика по центру (рекомендую).

Дальше были пройдены два "Демирсала": первый — совсем простой порожек (особенно после "Катерины III"), второй — прямой как палка, с очевидной линией движения, но с хорошей серией сливов и бочек, следующих непрерывно друг за другом, доставил немалое удовольствие. Сразу за вторым "Демирсалом" мы встали на стоянку на левом повороте реки. Там были обнаружены лосиные рога и мемориальная табличка (лет пятнадцать назад погибло три человека).

Say cheese! пор. Катерина 1 Я, Микка и Катерина 3 Катерина 3 развлекается с Костиком Он Сам страхуй! Столоногов Андрей — Родео на бурной воде Face Off (К. Архипов) Мы с Миккой в шивере Святая Троица :)) На стоянке в каньоне Я в каком-то пороге Я там же.

Вид со стоянки на п. Демирсал 3Вечером Митяй с Ольгой ходили смотреть следующие пороги и вернулись через пару часов с озабоченными лицами. Среди прочего в их рассказе фигурировали такие специальные термины, как "котел" и "негабарит" (как выяснилось, не напрасно). Постепенно, посредством употребления остатков этанола и раннего отхода ко сну представительниц прекрасной половины человечества, разговор от речных ужасов перешел к армейским байкам. Хитом вечера стала история о толковом майоре Иванове и любознательном студенте Гендельсмане, вызвавшая приступы гомерического хохота, которую, однако, не стоит включать в данный текст в силу известных особенностей воинской лексики.

Новый день начался с прохождения порога "Демирсал III", ставшего, безусловно, наиболее эмоциональным в этом походе. Первая часть порога была успешно пройдена четыремя каякерами (Гномы-подрывники занимались фото-видео-слежением). Следующим на цель зашел "Полет Валькирии". Прохождение порога началось с бодрого маневрирования с использованием эффектных прямых и дуговых гребков, подтягов, зацепов и других тонких элементов канойной техники. Однако, судно упорно не желало двигаться в интересующем экипаж направлении. В знак протеста против подобного поведения катамарана, Дарья решительно покинула плавсредство, предоставив Ольге все полномочия по его урезониванию. Но вскоре выяснилось, что сплав вне судна таит в себе гораздо большие переживания, нежели управление им. Это открытие было ознаменовано звуками, которые женщина способна издать только при виде чего-то ужасного и неотвратимого (например, мелкого грызуна). Только благодаря полученным звуковым сигналам группа морально-телепатической страховки (Костик) смогла зачалить распустившийся катамаран в улово.

Демирсал 3 — полет Валькирии 1 Демирсал 3 — полет Валькирии 2 Демирсал 3 — полет Валькирии 3

Вызов тут же принял Стас, который не преминул залечь в том же улове, в которое только что зачалился кат. Вообще Стас зарекомендовал себя настоящим ценителем уловов.

я в п. Демирсал 3 я там же

Следующим отличился Кирилл (решивший не уступать Дашке лавры успешной самосплавщицы). В четвертом "Демирсале" ему не удалось вовремя уйти от прижима, в результате чего Кирюха полег, приложился головой о подводный камень, немедленно отстрелился и вылез на берег. Лодка ушла в следующий порог, где и была выловлена мною и Костиком.

Микка в п. Демирсал 3 Он же там же Усе....

Потом был порог "Рижский I" со здоровым сливом на входе и не меньшей бочкой ОЧЕНЬ правильной формы. Порог стоит посмотреть и поснимать, особенно нижнюю часть, где в правой части русла расположен изящный трек, в котором проявил себя Столоногов. Он залег на сбойке и с третьего раза встал уже в прибрежных камнях. Довольные итогами дня, мы поспешили встать в ближайшем подходящем для этого месте.

Киль Столоногова в 1 Рижском Рижский 1 — я и Микка Рижский 1 — я Микка там же

День следующий. Сегодня было принято решение выходить из "мрачного каньона", найти хорошую стоянку где-нибудь перед "Адмиральским" и встать на дневку. День начался с прохождения оставшихся Рижских порогов, которые не произвели на меня лично особенного впечатления. В основном это серия довольно слабых бочек, расположенных на приличном расстоянии, пару раз попадались довольно фотогеничные метровые сливчики.

Кажется, 4 Рижский Он же Он же Рижский 4?

Пройдя Рижские пороги с тщательным просмотром и съемкой часа за три, мы решили встать в первом же подходящем месте. Так как каньон на этом закончился, мы решили идти дальше без просмотра, и тут оно началось...

Во второй шивере после последнего Рижского (возможно, это был пор. "Аллигатор"), я сходу влетел в пару весьма неслабых бочек и решил зайти в микроулово, для того чтобы посмотреть, как в этих бочках расколбасит Кирюху. Однако, улово оказалось воронкой, в которой я тут же начал совершать вращательные движения стоя на носовой свече. По всей видимости, я представлял собой довольно занятное зрелище, ибо Кирилл, проплывавший мимо, настолько им увлекся, что упал лагом в ближайший котел и начал там жить. Большими, полными удивления глазами, смотрели мы друг на друга, разделенные растоянием в каких-то пять метров. Потом нас вымыло из этих задниц почти одновременно. Я плюхнулся кормой в Кирюшин котел, чуть-чуть там пожил и продолжил сплав.

А дальше пошли шиверы, следовавшие одна за одной с интервалом метров в 200-300, которого хватало ровно настолько, чтобы немножко отдохнуть перед следующим препятствием. Это был настоящий фан. Почти все препятствия читались с ходу, и мы проходили их без просмотра. Воды откуда-то стало раза в полтора-два больше, чем в каньоне, появились здоровые валы и бочки. Все окружающее сделалось большим, мощным, а главное, мягким и пушистым. Наш походный строй давно уже распался — впереди, радостно отплевываясь, махал веслами Костик, посредине дружной кучей валились остальные каякеры, сзади гордо покачивался на валах катамаран. Проплывая мимо очередной хорошей стоянки, Костик, почти не глядя на нее прокричал, "место низкое, рыбы нет, плывем дальше", и устремился в следующую шиверу... Так, дружным табуном, пихаясь веслами, с воплями "нечего смотреть по берегам, ищем стоянку!", мы влетели в порог "Адмиральский" (ключевой на этой реке). Это было просто супер! Огромные булыганы, между ними здоровенные валы, пологие тугие сливы, мощные метровые бочки... При этом все очень мягкое и совершенно не страшное. Одну из бочек я прошел на какой-то нереальной свече, которая, по словам Костика, тянула на айр-элемент. Я же заметил только кусочек синего небо, которое тут же спряталось за нос каяка, а потом почувствовал глухой удар днищем об воду, уже где-то за пределами этого унитаза.

После "Адмиральского" препятствия пошли на убыль, и где-то минут через тридцать стала отчетливо видна долина Енисея. С местами для стоянки здесь было не очень хорошо: либо колючая проволока попадется, либо такой же колючий кустарник. По обоим берегам реки идут свежетоптанные охотничьи тропы. К тому же впервые за поход появилась мошка и нещадно жрала нас в течение двадцати минут (потом, правда, также внезапно пропала). В общем, встали на дневку...

Немного погодя к нам присоединились катамаранщики из параллельной группы и презентовали нам пару мешков сухарей и баранок, которые стали культовым лакомством во время сплава по Енисею.

На дневке мы обожрались грибами и баранками, блинами и ягодой, сходили в радиалку на ближайший холмик и даже ловили рыбу в Енисее (безуспешно). На следующий день разложение было настолько велико, что народ серьезно обдумывал вариант с продолжением дневки. Однако, как и все благие начинания, он канул в лету...

На дежурстве.Сплав по Енисею представлял собой исключительно полезное времяпровождение, позволяющее играть в кануполо, фотографировать окрестности, загорать, читать книгу, думать о ничтожности человеческого бытия, есть баранки, спать...

Окружающая природа не переставала удивлять до самого Кызыла. Горы, поросшие суровой сибирской тайгой, огромные скалы самых нереальных оттенков, выходящие прямо к реке, выжженные солнцем бескрайние степи с безлесыми сопками на горизонте, калейдоскоп ландшафтов и климатических зон впечатляет. Масштаб же всего окружающего, какой-то нереальный простор обезоруживает, заставляет почувствовать себя точкой, потерявшейся где-то во времени и пространстве.
За сим прошли оставшиеся три дня похода.

Енисей Енисей Енисей Енисей

Отдельно следует упомянуть речку Ожу, правый приток Енисея. Мы встали на ночевку в ее устье, а с утра решили налегке по ней прокатиться. По правому (орографически) берегу Ожу идет хорошая рыболовецкая тропа, по которой можно легко занести каяки вверх по течению. У нас было мало времени, поэтому мы поднялись всего километра на полтора (что заняло у нас не более 30 минут) и сплавились прямо к лагерю, очень удивив местных рыбачков. Речка порадовала. Расход не более 10 кубов, довольно приличное падение, постоянный маневр между грядами камней, несколько неплохих сливчиков и прижимов... Одним словом, крикинг. Вполне возможно, что верхний участок более содержательный, уклон там, как мне показалось, побольше. В общем, я думаю, что нашим последователям имеет смысл заложить денек для основательной заброски на Ожу и сплава по ней. Однако, я имею в виду только полиэтиленовых каякеров.

На четырнадцатый день нашего путешествия мы вплыли в "Центр Азии", по традиции сфотографировались у шпиля и причалили к правому берегу, где нас уже ожидали водители. Они сами предложили встретить нас на правом (ненаселенном) берегу, утверждая, что "эти ежики (местные обыватели) не дадут вам спокойно собраться". Мы не спорили...

Центр Азии (Столоногов, Ольга, Стас, Дашка, Митяй)

Через час произошла уже настоящая встреча с цивилизацией в лице придорожного ларька с пивом, сигаретами и шоколадом. В Абакан доехали быстро. В машине играл ДДТ. Мы пели, пили и куражились. Хотелось поскорее отдохнуть в комфортной избушке. Мне сразу вспомнилась база отдыха на Селигере, но до него было больше 3000 км... Так захотелось на турбазу, где можно заняться рыбалкой, сплавать на красивый остров, пожить в комфортной гостинице... Но впереди была ночь посреди города.

Ночь, проведенная в городе Абакане, позволяет охарактеризовать столицу солнечной Хакассии как один из самых гостеприимных городов Юго-Востока России. Цены в ресторанах располагают к обжорству и пьянству, общение с местными — к анекдотам и байкам, девушки почему-то не замечают твою грязную одежду и не гнушаются давно небритой рожи, а охранники в кабаках покоряют вежливостью и сдержанностью. В общем, утро было не из легких. Несмотря ни на что, собравшись с силами, запасшись кефиром и оставив в горах свое сердце, мы покинули сей благодатный край на том же поезде, на котором приехали...

Я и Даша в Конопле

Макс


Корректура WW. Оцифровка фотографий: Алексей Федяков