">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  саяны  >>  жом-болок  >>  Жом-Болок. Отчет К.Зыкова, 1997


Автор: Константин Зыков, г. Москва  
Опубликовано 19.06.2002

Жом-Болок 1997

ОТЧЕТ о пеше-водном путешествии пятой категории сложности по Вост. Саяну
по маршруту г. Слюдянка - р. Ока (переправа) - р.Сенца - пер. Дэбэ-Хутел-Дабан - мин. ист. Хойто-Гол - влк. Кропоткина - оз. Хара-Нур - оз. Олон-Нур - р. Жом-Болок (сплав) - р. Ока - пос. Верхнеокинский,
совершенном с 1 по 31 августа 1997 г.
Руководитель группы: Зыков Константин Анатольевич, МС по ВТ, турклуб МГУ

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ МАРШРУТА 

  1. Вид туризма: водный.
  2. Район путешествия: Восточный Саян.
  3. Нитка маршрута: пос. Орлик - р. Ока (переправа) - летник Хутел пер. Дэбэ-Хутел-Дабан - мин. ист. Хойто-Гол - влк. Кропоткина - оз. Хара-Нур - оз. Олон-Нур - Р. Жом-Болок(сплав) р. Ока - пос. Верхнеокинский.
  4. Способ передвижения: катамараны.
  5. Категория сложности: пятая.
  6. Протяженность пешей части: 136 км
  7. Протяженность водной части: 295 км
  8. Количество дней путешествия (активная часть): 21 день
  9. Время проведеня путешествия: август 1997 г.
  10. Количество участников: 10.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ 

1. Зыков Константин Анатольевич
1966, 6у-Кара-Алаха, 6у-Карагем, 5р-Шавла, кап. кат. 1, руководитель

2. Осин Денис Валентинович
1974, 6у-Карагем, 5у-Шавла, кап. кат. 2, фотограф

3. Гришутин Сергей Геннадьевич
1976, 5у-Шавла, рем. мастер, 4у-Снежная, эк. кат. 3

4. Яковлев Сергей Павлович
1977, 4у-Чуя, кап. кат. 3

5. Дронов Кирилл Кимович
1969, 4у-Чуя, эк. кат. 3

6. Евланова Елена Владимировна
1974, 4у-Чуя, завхоз, эк. кат. 1

7. Прахова Юлия Михайловна
1978, 4у-Чуя, эк. кат. 2

8. Кирюхин Павел Владимирович
1966, 3у-Аксаут, эк. кат. 2

9. Леонтьев Владимир Викторович
1974, 4у-Хара-Мурин, 4у-Снежная, эк. кат. 2

10. Бибикова Иоанна Витальевна
1973, 3у-Охта, медик, эк. кат. 3

ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ 

ПОДЪЕЗДЫ

Поезд No184 (Москва - Хабаровск) отправляется с Ярославского вокзала в 0:50. Следует отметить, что этот поезд проходит через казахстанский Павлодар. Купленные здесь дыни весьма скрашивают долгую дорогу. Через четверо суток после Москвы мы прибыли на станцию Слюдянка (1:05 по московскому времени). Местное время отличается на 5 часов. В 7:20 (теперь уже по местному) от ж/д вокзала отходит автобус на Монды. Для нас был организован спецрейс. Для этого из Новосибирска была дана телеграмма на автостанцию. Стоимость рейса 1,8 млн. с 25 человек. (Да здравствует кооперация с попутными группами!) В Мондах быстро нашли машину до Орлика (1 млн. + водка на проезжаемых святых местах). Ехали под холодным дождиком. Широкая и спокойная Ока разлилась, и за Орликом затопила прибрежную дорогу. Пришлось сменить машину (на "Урал"). Новая машина стоила 50 тыс. Возможности "Урала" впечатляют: на обходной дороге к парому встречались подъемы и спуски, непростые даже для трактора. Из-за разлива реки паром не работал. Было принято решение переночевать километрах в 3-4-ех ниже парома (на километр ниже поселочка) и отстапелить один катамаран.

7.08.

Стапель. Временами мелкий дождик. Проплыла группа катамаранов с Тиссы. После раннего обеда переправились за два раза. Первая группа состояла из восьми туристов и двух бурят: сложности с паромом касаются и местных жителей. Вторая группа перевезла рюкзаки в устье Сенцы. Спешный антистапель - Денис, переправившийся в первой партии договорился с трактором в пос. Саяны (поселок расположен между устьями Сенцы и Жом-Болока). К ночи доехали под пер. Дэбе-Хутел (Ара-Хутэл). Немного ниже расположен летник Хутэл. Трактор стоил 250 тыс. + водка на святых местах. В темноте немного отошли по хорошей тропе вверх, дабы трактор уехал и встали на ночь. До воды метров 600 (ручей с перевала). Водку советуем давать по минимуму, так как общение с пьяными бурятами не самое приятное дело.

ОТЪЕЗДЫ

27.08.

Конечный пункт маршрута - лодочная станция, расположенная на левом берегу около пос. Верхнеокинский. Сам поселок находится примерно в 1.5 км от станци и с воды не виден. Лодочная станция представляет собой просто каменистую отмель без всяких строений (фото 22) и при отсутствии на ней лодок малозаметна. Как вариант можно проплыть еще примерно 20 км. до г. Масляногорск. От Верхнеокинского ходит автобус до станции Зима: вечерний - ежедневно, утренний - не каждый день. Наш автобус уходил в этот же день в 19:30. Доехали до моста через р. Зима (это примерно в 5 км. от ж.д. станции) и слева от дороги на правом берегу реки заночевали. (Другой вариант - комнаты отдыха на вокзале в Зиме.) На следующий день: от остановки около моста в 13:20 - автобус до автостанции в Зиме. Можно на попутке. В 15:45 поезд. Обратные билеты были взяты на станции Зима во время остановки поезда по дороге в Слюдянку.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ 

Дата - День - Участок маршрута - км - часы - Примеч. 2-6.08 г. Москва - поезд - поезд 6.08 ст. Слюдянка - пос. Орликавтотр. 7.08 1 переправа через Оку, летн. Хутэлкат.,тр. 8.08 2 пер. Хутэл - р. Барун-Кадыр-Ос -18 4ч пешком 9.08 3  мин. ист. Хойто-Гол - 18 5ч25м пешком 10.08 4 граница зоны леса на Хойто-Голе -3 35м пешком 11.08 5 влк. Перетолчина - влк. Кропоткина 17 6ч пешком 12.08 6 оз. Хара-Нур - 24 7ч пешком 13.08 7 оз. Бурсагы-Нур - 24 5ч50м пешком 14.08 8 оз. Олон-Нур, осмотр вдп. "Малыш" 20 5ч пешком 15.08 9 пер. Хутэл (рад.), стапель 12 3ч пешком 16.08 10 стапель, - зимовье ниже оз. Олон-Нур 9 4ч сплав 17.08 11 - пор. "Катапульта" - 14 5ч сплав 18.08 12 пор. "Недотрога" - 3 2ч сплав 19.08 13 за пос. Обтой - 24 6ч сплав 20.08 14 конец участка завалов - 6 3ч сплав 21.08 15 устье р. Жом-Болок 4 20м сплав 22.08 16 дневка 23.08 17 р. Халбан-Хара-Гол (ущ. Орхо-Бом) 42 5ч сплав 24.08 18 р. Хара-Гол (пр. No68) -24 4ч сплав 25.08 19 р. Хойто-Ока - 31 5ч сплав 26.08 20 пр. No128 (перед р. Билюник)78 9ч30м сплав 27.08 21 Верхнеокинский; р. Зима 60 7ч сп.,авт. 28.08 ст. Зима - автобус - поезд 31.08 г. Москва поезд

Итого 136 км пешком и 295 км по воде.

ОПИСАНИЕ ПЕШЕЙ ЧАСТИ 

Время переходов указано без привалов.Обед занимал у нас 1.5-2 часа. 8.08. Отнесли заброску на пер. Дэбэ-Хутэл Дабан. Тропа заметная, на перевале заболоченная. (На фото 2 ситуация слегка утрирована.) Подъем до озерка на перевале занял 60 мин. Пройдя еще немного, спрятали вещи закопав их в мох. Заброска заняла в общей сложности 4 часа. Вышли из лагеря в 18 часов, перешли р. Хутэл и вскоре дошли до летника возле которого участок дороги сильно заболочен. Перешли через болото, от стоянки до сюда 35 мин хода. Через 45 мин. - летник, еще один переход (около 45 мин), переправа через ручей и стоянка. Вокруг лиственничный лес, много грибов, черной смородины.

9.08.

Вскоре после выхода дошли до бурхана и р. Барун-Кадыр-Ос. Воды выше колена (вода сейчас, судя по разливу Оки, высокая) переправились без проблем (ф. 3), от лагеря идем 35 мин. Через 70 мин. дошли до избушки с загоном для скота, возле избушки ручей, в ста метрах выше по ручью есть теплая ванна-сруб, искупаться в которой было очень приятно. Через 50 мин. дошли до р. Буштыг. Сразу за переправой заболоченный участок дороги затем пригорок, где мы устроили обед. Через 60 мин. после выхода два ответвления дороги налево подряд. На дороге видели медвежьи следы. После ответвлений дорога залезает на пригорок с кедрами. На ф. 4 вид назад, на долину Сенцы. За 40 мин. дошли до р. Аршан на которой находятся минеральные источники Хойто-Гол (ф. 5). От брода до источников 5 мин. хода вверх по Аршану. Здесь мы ночуем. Тут есть несколько домиков с печью, 5 маленьких "бань", наиболее горячие из которых две верхние, с температурой около 35 град. .Сероводородные источники бьют из под земли и вода по деревянным трубам течет в срубы с ваннами. Место весьма красивое, много резных табличек и фигурок, сюда, похоже, приезжают лечиться семьями.

10.08.

Испытав расслабляющее действие целебных вод, вышли только в 17:40. На другой берег решили не переходить (там имеется мостик). Тропа круто поднимается от последнего дома вверх по склону. Через 20 мин. крутой подъем закончился. Еще через 15 мин. перешли Аршан и встали на ночлег на левом притоке. Тропа исчезает, впереди еще один левый приток. Вечером слазали наверх на перевал на разведку; похоже, что обе долины притоков ведут на перевальное плато.

11.08.

Вышли в 10:00. Поднимаемся без дороги по ручью, который выше по Аршану. Идется тяжело. Через 1 час 45 мин. с момента выхода были на перевале. Перевал представляет собой небольшое заболоченное плато. Впереди - спуск к озеру, слева - каменистый склон. На ф. 6 вид с перевала на озеро и дальнейший путь вдоль истока р. Барун-Кадыр-Ос до следующего небольшого озерка. Спускаться с перевала нужно правее, чтобы выйти на тропу, которая идет справа на дальней стороне озера. Тропа хорошая, хотя, в месте где она переходит через речку мы ее потеряли. Сильный холодный дождь, начавшийся еще на перевале, гонит нас вперед, и мы идем весьма быстро. Вскоре большая долина подходит слева, долина р. Барун-Кадыр-Ос уходит направо. Виден конус вулкана Перетолчина (ф. 7). С переправой через реку проблем не возникло. Встали на стоянку в 14:00, за 20 мин. хода до вулкана, у правого борта долины (по ходу движения) возле ручья. Проливной дождь все еще идет; хотя местность безлесная, дрова найти можно. За оставшееся время сходили на вулканы. Подниматься на влк. Перетолчина проще от перемычки, соединяющей его с правым бортом долины, оттуда вверх идет хорошая тропа. Можно спуститься в кратер вулкана (ф. 8), там маленькое озерцо. Далее по лаве мы дошли до влк. Кропоткина (ф. 9) и взобрались на него. Этот вулкан выглядит значительно суровее, глубина кратера чуть побольше. Обратно в лагерь возвращались по границе лавы, где есть слабая тропа, и идти существенно проще чем по лаве. Радиальный выход на вулканы занял 3 часа.

12.08.

Вышли из лагеря в 10:20, через 30 мин. были на перемычке. На ф. 10 вид с вулкана на лавовые поля и дальнейший путь. Наша долина на снимке третья справа. Спустившись с перемычки, вскоре пересекли ручей под лавой. Через 35 мин. дошли до развилки тропы, левая идет через лаву, мы повернули направо. Вдоль тропы много золотого корня. Через 1:20 встали на обед, тропа нормальная. Потратив на обед 2 часа за 1:35 дошли до долины Жом-Болока. Тропа разветвляется, мы решили перейти лавовое поле. Шли медленно, опасаясь скрытых подо мхом трещин, местность очень необычная и красивая, лавовые глыбы и площадки заросли толстым слоем ягеля и на всем этом невысокие лиственницы. Перешли лавовое поле за 1ч 15 мин. (с привалами) и вскоре встали на ночлег недалеко от хорошей тропы вдоль левого борта долины Жом-Болока.

13.08.

Радиальный выход на озеро Хара-Нур занял около 4 часов. Тропа плохая, сначала заболочена, затем идет по крутому склону, иногда выходя на лаву. Дошли до реки Сагаан-Сээр и переправились по бревну. До реки были фиорды с лавовыми берегами (ф. 11), да и само озеро красивое. Со стоянки вышли в 16:05. За 55 мин. дошли до берега р. Халита, река широкая и губокая. До первой переправы шли 30 мин., переправились по толстому бревну. Через 50  мин. дошли до геодезического пункта справа от тропы; на этом участке пути нас часто задерживали заросли черной смородины. За 1:50 (с привалами) дошли до оз. Бурсагы-Нур (ф. 12) и встали на ночевку в 20:10.

14.08.

Стартуем в 11:00. Тропа делится и забирает вверх по реке Барсуг. Вышли на хорошую тропу, которая идет по правому берегу, пошли по ней вниз по реке и вскоре нашли переправу по бревну. От стоянки шли 1:20 (с привалами). Через 20 мин. дошли до остатков базы геологов, вокруг горелый лес, тропа хорошая. Через 20 мин. тропа впервые вышла к Жом-Болоку у крутого правого поворота. Спустя 25 мин. встали на обед у реки. На реке много мелких завалов, река спокойная. Вскоре после обеда потеряли тропу на большой поляне после которой лава. Через 50 мин. дошли до завала "Дружба" и нашли тропу - она идет под самым бортом долины. Через 2 часа (с привалами) встали на стоянку у залива третьего озера системы озер Олон-Нур (на тропе возле этого места геодезический знак). Стали стапелить катамараны. Со стоянки виден перевал Хутэл-Дабан.

15.08.

Ввосьмером отправились за водным снаряжением на перевал. Пройдя около двух километров вниз вдоль озер, свернули по хорошей дороге направо. Мосты через две протоки между озерами. На правом берегу поле с шампиньонами. Дальнейшее направление движения очевидно. Ближе к перевалу тропа периодически теряется. Весь выход (включая сбор грибов на обратном пути) занял около трех часов.

ЛОЦИЯ Р. ЖОМ-БОЛОК 

Стапель проходил у залива третьего озера системы Олон-Нур. Место красивое и удобное. До нас здесь стапелились многие (например, отчет No5378 в библиотеке МГЦТК). Много грибов. На наш взгляд, начинать сплав существенно выше не имеет смысла - придется преодолеть изрядное число завалов, да и воды маловато. Однако для начала сплава можно рекомендовать еще два места. Одно - ниже по течению (об этом далее) и одно - выше. От тропы ведущей вдоль Жом-Болока немного выше озер Олон-Нур отходит по лаве приличная тропа направо. Она выводит к охотничьей избушке. Здесь на протяжении примерно одного километра лава отступает от берега, хороший лес. Приметой начала тропы является подходящий чуть дальше слева отрог с двумя выходами белого мрамора. На ф. 1 вид на эти выходы с перевала Дэбе-Хутэл-Дабан. От избушки легко выйти на Жом-Болок метров за 400 до водопада "Малыш" (ф. 13). Для разминки перед водопадом остается еще одно несложное препятствие. Мы однако решили, что начинать сплав со столь серьезного препятствия, как "Малыш", будет неправильно. Водопад расположен в каньончике. На кромке слива воды немного, и есть опасность порвать катамаран об острое лавовое дно. Через 50 м после водопада следует сильный навал на левый берег. Причем при нас, на этом участке лежало бревно на полреки с правого берега, что делало прохождение прижима технически очень сложным. Завершается препятствие каменной грядой через всю реку за левым поворотом. До верхнего озера Олон-Нур остается одно несложное препятствие. Отметим, что настоящая лоция составлена для высокой воды. Сплав по озерам до моста напротив перевала Дэбэ-Хутэл-Дабан поражает прозрачностью воды и безжизненным лавовым дном. Лучше идти левее острова. Здесь за мостом (обнос 10 м) следует несложная шивера. Правее острова обнос около 100 м. После очередного озера следует

No39.

Перепад в нескольких протоках. Возможно следует идти самой левой. Мы проводили суда по центральной (острые зубы в сливе) и по правой (мало воды). Через несколько сот метров озера кончаются. Множество завалов. Однако течение очень слабое. Мы были вынуждены разгрузить суда и обнести вещи до зимовья на левом берегу. Здесь заночевали. Зимовье обитаемо, но хозяева видимо были в отъезде. Много рыжиков. Учитывая участок завалов можно рекомендовать начало сплава от зимовья.

No40.

Примерно через 1 км от зимовья. Бурный участок в лавовом сужении. Через 300 м

No41.

Начало на левом повороте. Аналогично предыдущему препятствию. Немного длиннее и мощнее. Шли сходу. Далее 30 мин. сплава до

No42.

Требует просмотра. Чалка за правым поворотом в большой улов. Много голубики. Впереди виден слив на крутом левом повороте. Высота слива около 1.5 м. На заходе короткая шивера. Гряда перед сливом в нашу воду была затоплена. При прохождении слива обе четверки получили порезали дно о подводные выступы лавы. Ремонт и обед на правом берегу за порогом. До следующего препятствия более 1 км.

No43.

Одно из самых сложных препятствий на реке (ф. 14). Чалка к левому берегу на левом повороте. Далее входная шивера на правом повороте и на прямом участке. Здесь чалка к любому берегу возможна, но затруднительна. Далее на левом повороте слив с навалом и зубом под правым берегом. Через 15-20 м, перед правым поворотом, косой слив, отбрасывающий судно к острову у левого берега. Бурный участок продолжается до следующего левого поворота за островом. Страховка была организована с острова и из улова левого берега за островом. Порог был пройден без приключений. (Двоечка предпочла разгрузить вещи.)

No44.

Сразу за уловом после No43. Слив около 1 м. Вскоре

No45.

Мощный слив более 1 м. Просмотрели с правого берега. В сливе сильно кидает влево. На следующем правом повороте чалка к левому берегу для просмотра

No46. Пор. "Катапульта" (ф. 15).

Самое сложное препятствие реки. На плавном правом повороте у правого берега небольшая бочка, отбрасывающая судно в центр русла. Далее водопадный слив более 2 м. Справа слив немного положе. В левой части струи за сливом навал на скальный берег. Выходная шивера со сливами до 1 м тянется около 250 м до левого поворота. В конце порога хорошая стоянка на левом берегу. Здесь мы и заночевали. Можно встать и в начале порога тоже слева. На следующий день до обеда мы проходили "Катапульту" и просматривали участок до порога "Недотрога" (около 2 км). Здесь нас догнала группа каякеров под руководством Юрина. За правым поворотом через 150 м после выходной шиверы пор. "Катапульта" на протяжении 1.5 км следуют препятствия

NNo47-49.

Они представляют собой сливы до 1.5 м, разделенные участками быстротока. Возможны завалы. При нас в одном из последних сливов бревно с правого берега оставляло проход менее 3 м под самым левым берегом. При этом, с воды бревно можно было увидеть только на кромке слива. Кроме того, требуется выбрать место для чалки перед препятствием No50. Таким образом, весь участок от пор. "Катапульта" до пор. "Недотрога" удобно просмотреть заранее.

No50. Пор. "Недотрога".

Начинается за правым поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка под левым берегом пара сливов по 0.5 м. Далее на крутом левом повороте следует мощный прижим к правому берегу (ф. 16). Здесь река представляет собой водяную горку высотой около 1 м. Почти сразу слив 1.5 м, проходить который лучше по центру (слева положе, но обливные камни, справа мощная бочка). После порога можно либо выброситься на довольно острые камни под левым берегом, либо сходу проходить препятствие No51, следующее через 80 м быстротока. Здесь мощный слив с косым валом. На выходе расческа справа. После препятствия можно зачалиться за островом влево и преодолев метров 20 болотистого берега оказаться на сухом месте между No50 и 51. Сначала данная связка препятствий показалась не очень сложной. Однако катамаран No2 попал в прижим к правому берегу и сильно разодрал чехол. Уже теряя один из четырех баллонов, ребята выбросились на камни левого берега и приступили к долгому ремонту. Остальные суда прошли оба препятствия сразу, предварительно разгрузив вещи. Ночевали на левом берегу между No50 и 51.

No52. Пор. "Вариант".

Через 10 минут сплава от No51 раздвоение русла. Мы зачалились к острову для просмотра обоих проток. В правой протоке метров 80 слабой шиверы, заканчивающейся на крутом левом повороте. Справа мощный улов. За поворотом пологая горка (ф. 17). В левой протоке слив около 2 метров, более пологий у правого берега (ф. 18). Страховка и съемка левой протоки с острова, правой протоки - с правого берега. Там отличное место для стоянки. Четверки прошли левой протокой, на двоечке устроили катание по обоим протокам. В нашу воду особой сложности не было. Сразу за порогом небольшое озеро.

No53, 54.

Сразу за озером. Короткие шиверы. До пос. Шарза около 30  мин. сплава. Течение слабое. Примерно в середине этого прогона левые протоки перегорожены наплавным мостиком. В правой протоке чисто. В конце Шарзинской поляны мост. Короткий обнос. Подзарядить аккумуляторы для видеокамеры не удалось - в поселке авария с электричеством. Примерно через 1 км начинается шивера. Через 500 метров, в конце шиверы, можно встать в тополях на правом берегу. Далее до пос. Обтой (правый берег) мест для стоянки нет. Это около часа сплава. Почти сразу за поселком мост, под которым можно идти как центральным (навал вправо на опору), так и правым пролетом (через небольшую бочку). Мы умудрились перевернуть двоечку на опоре моста. Экипаж самостоятельно зачалил перевернутое судно примерно через километр: за мостом скорость течения возрастает, начинаются разбои с завалами. Если держаться правого берега, то непроходимых завалов нет. Еще минут через 5 сплава мы встали на правом берегу в конце, как нам казалось, участка разбоев. На следующий день, через 2 минуты сплава, мы наткнулись на капитальнейший завал. На протяжении 500-1000 метров (в зависимости от протоки) приходилось расчищать топором и пилой как берег, так и русло. Проводка по расчищенному руслу сочеталась с перетаскиванием по островам в правую протоку. Высокая скорость течения привела к тому, что рамы двух катамаранов после проводки требовали ремонта. Прохождение этого киламетра заняло у нас половину дня. Да еще ремонт рамы, совмещенный с обедом. После обеда мы прошли еще километра 4. Течение быстрое, встречаются завалы, имеющие проходы, видимые с воды. Ночевали на правом берегу. Впереди на левом берегу видна поляна с домами.

No56, 57.

Шивера в устье Жом-Болока. Начало минут через 8-10 сплава от поляны с домами. До моста трудности не представляет. Ключевой участок сразу после моста. Препятствие мощное и доставляет массу удовольствия, особенно после плавания по завалам. Можно идти без просмотра. Шивера продолжается до впадения в Оку. Стоим на стрелке. Прекрасная стоянка с эдельвейсами, рыжиками и шампиньонами. Готовим дрова для бани, благо уже имеется широкий выбор каменок и каркасов. Следующий день - дневка. Запомнился баней и охотой на мышей в адмиральской палатке, которая как оказалось была поставлена прямо на их норку. Прогулки по высоким берегам Оки. На ф. 19 устье Жом-Болока.

ЛОЦИЯ Р. ОКА 

Саянская Ока хорошо известна туристам, подробные технические описания сплава по этой реке можно найти во многих отчетах. Мы пользовались довольно кратким описанием из отчета No5378 в библиотеке МГЦТК, и оно нас вполне удовлетворило - препятствия Оки в среднюю воду не представляют сложности для катамарана. Единственный требующий просмотра порог - "Окинский" (по разным лоциям - пр. 45, либо пор. 3). Утром 23 августа мы стартовали от устья Жом-Болока. Течение довольно быстрое, но препятствий нет. На ходу безуспешно пытаем.ся ловить рыбу. Ранний обед совмещаем с посещением пос. Хужир (левый берег). Магазин абсолютно пуст, но у жителей (ф. 20) приобрели муку, масло, молоко и овощи. Электричество в поселке есть, но попытка зарядить видеокамеру успехом не увенчалась: японская техника не желала работать при неустойчивом местном напряжении. Далее до ущелья Орхо-Бом мы не ориентировались, но начало ущелья определяется легко. Встали на ночевку за левым притоком Халбан-Хара-Гол часов в 6 вечера. (В ущелье сразу стало холодно.) Впереди пр. 39. Оно явно сильнее пройденных в самом начале ущелья перекатиков. В устье Халбан-Хара-Гола развалины избы. Вверх по этому притоку Оки ведет торная тропа. Брусника, смородина, подосиновики. На следующий день сходу идем до порога "Окинский". Ориентиром может служить "Скала Каландрашвили" на левом берегу над одноименным перекатом (No44). За крутым левым поворотом чалка в большой улов правого берега для просмотра No45. Пор. "Окинский". Препятствие представляет собой ряд валов до 2 м. После просмотра особой сложности не представляет (ф. 21).

No46. Пор. "Интеграл".

Через 100 м. Можно зачалится на правом повороте к отмели левого берега для съемки. Порог на левом повороте. Валы и прижим. Просто. Далее шли без просмотра до обеда у пр. 56. Здесь дневка у группы горьковчан. После обеда все препятствия также идем сходу. Красивейшие скалы Орхо-Бома начинают постепенно понижаться. На ночевку встали в устье очередного Хара-Гола (левый приток). Здесь расположен небольшой музей, напоминающий кафе "Аргут", приземистая баня в хорошем состоянии. Брусника. Наконец-то наши рыбаки добыли хариуса. Сразу за устьем No68. Пор. "Харагольский 1". Беспорядочные валы до 1,5 м. Сходу идем до пр. 89. Оно расположено на крутом левом повороте и привлекло нас красивыми воронками, поганками и роскошным уловом у левого берега. Остановились на обед за препятствием на галечной отмели левого берега. Спелые кедровые шишки, брусника. Ночевали в устье Хойто-Оки. Хариус. На следующие два дня был запланирован подвиг. До пос. Верхнеокинский оставалось почти 140 км. Течение достаточно быстрое, однако отсутствие препятствий навевает скуку. Монотонный сплав скрашивают воспоминания о сказочных скалах Орхо-Бома. От левого притока Мангат-Гол начали попадаться моторки. Обед в районе лев. притока Б. Слюда. Прибрежные камни подтверждают название. На ночевку встали в 21:00 за очередным Хара-Голом. На этот раз - правым притоком. Гроза. До финиша осталось 60 км.

27.08.

Подъем дежурных с рассветом (6:30). Отплыли около 9:00. Течение достаточно быстрое, однако за 20 км до Верхнеокинского река разбивается на протоки. О приближении финиша сигнализирует характерный правый берег - напротив Верхнеокинского расположен поселок Толстый Мыс. Оригинальное название полностью соответствует действительности. К 16:00 (без обеда) были на лодочной станции в пос. Верхнеокинский (лев. берег).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ  

1. Пройденный маршрут представляется весьма логичным. Удачно сочетаются пешеходное кольцо по интереснейшим природным объектам и достаточно сложная водная часть. Сплав по Оке немного утомляет, но скрашивается красотой Орхо-Бома и дарами природы (грибы, брусника, кедры).

2. При подъезде необходимо иметь запасное время на случай, если не удается воспользоваться паромом через Оку.

3. Заброска вдоль Сенцы до летника Хутэл представляется предпочтительной, так как проходимость дорог вдоль Жом-Болока до озер Олон-Нур сомнительна.

4. Двухместные катамараны более соответствуют водной части маршрута, чем четырехместные.

5. Сложность водной части определяется препятствиями No43, 46 (пор. "Катапульта") и 50 (пор. "Недотрога") на Жом-Болоке. Необходимо также со всей серьезностью отнестись к участку завалов в низовьях Жом-Болока.

6. Маршрут может быть дополнен выходом на хребет Кропоткина от начала Орхо-Бома. Однако нам не удалось найти хороших карт этого района. Групповое и личное снаряжение, аптечка, ремнабор и раскладка были стандартными. На маршруте пополнить продукты возможно в пос. Хужир на Оке и в нескольких поселках в низовьях Жом-Болока. Там же возможен аварийный сход с маршрута.