Абхазия

Зима прошла, открытия границ нет и не предвидится, поэтому - снова кое-что из забытого старого - неожиданно могущего оказаться востребованным.

Про сплав в Абхазии - дайджест материалов и небольшой экскурс в историю пере-открытия после войны.
Возможно, кому-то пригодится. Как обычно - информация устаревшая и не очень позитивная.

А так классно все начиналось: первые попытки сплава там - предполагалось, что дальше кто-то напишет что-то более содержательное, чем эмоциональные вопли о поездке, но как-то что-то не срослось.

Серега Алтунджи через пару лет попытался свести все разрозненные обрывки в единое целое, но они так и не были опубликованы - сам он женился, Дима "Кадет", главный организатор и агитатор той затеи, ушел по жизни автостопом, который получался у него лучше чем сплав, остальные как-то не жаждали делиться информацией. Потом мы удивляемся, почему первопроходы приписывают себе обормоты из тк маи, которые ни первыми не были, ни даже вторыми, да и не прошли ничего кроме как по берегу.
Используем тогдашнюю схему, хотя тут многое надо бы поулучшать (потом, потом...если когда-нибудь руки дойдут).




Сперва вкратце, что там вообще плавают, а то может уже опоздавшие родиться и это только краем уха слышали.
Сразу оговорюсь, что, как ни смешно, большая часть единственного доступного большинству рассеян субтропического региона вообще никем толком не исследована, или давно забыта. Плавают в основном по речкам, даже по их участкам, переоткрытым (или первооткрытым) в 2003-м году - и очень редко отходят чуть дальше.

Тут все еще лежит видео 2003-4 годов, позволяющее составить впечатление о местных речках. Оно в основном в формате avi, настолько старое. Но media player'ы любых сортов его откроют.


В порядке удаления от погранперехода Псоу:
0. сама Псоу - не будем об этом, сейчас за меньшее 15 лет дают
1. Хашупсе и ее правый исток Жеопсе
На Жеопсе ехать по правому (орографически) берегу, попасть туда проще со старой дороги, а не с сухумской магистрали. У местных в качестве ориентира спрашивайте "Багнар-ГЭС". Раньше дорога упиралась в ее ворота, но потом туда упал сель. Впрочем, что-то менее проходимое чем уаз застрянет гораздо раньше. Совершенно никакой проблемы заехать выше, только там никто никогда не плавал, и не будет - доедете до ГЭС, посмотрите вверх, поймете, почему. Водопад под ГЭС пройден, но он с тех пор несколько раз обваливался, и конфигурация каждый раз менялась. Спуститься к нему можно только с площадки с высоковольтным оборудованием - так себе идея, если гэс еще работает. Характер ниже ГЭС - крутопадающий ручеек без выраженных порогов, нонстоп в узком крутом ущельи заросшем совершенно непролазной колючкой. Местами и поперек русла, не говорите что вас не предупреждали. Если вам кажется, что лодка туда с трудом влезает - больше воды для первого знакомства вам точно не надо.
На Хашупсе по левому. Заезд с магистрали, сразу за мостом (сплошная. аккуратнее). Такого уровня воды, чтобы проплыть было невозможно - не бывает. Ехать пока слева (по дороге) видна река, потом дорога уйдет от нее и круто полезет в гору. После спуска обратно - первая же поляна, куда можно съехать с дороги - ваша, дальше ехать незачем, ничего кроме колючек не обрящете. Раньше был асфальт, но нет гарантии что пузотерке или слишком большому родео-басу эта дорога доступна поныне. Речка слева - уже Сандрипш, Хашупсе она называется только на советских картах, а на деле - это название ниже стрелки с Жеопсе.
Еще дальше дорога пересекает реку и кончается - верховья Сандрипша неисследованы, и не будут.
Речка для девочек, но в высокую весеннюю или июньскую воду могут быть опасные завалы выше каньона, с микрочалкой на мощной струе, будьте осторожны.

2. Система Бзыби
Лашипсе-Юпшара-Гега Единственные реки с асфальтовой (местами - в далеком прошлом) дорогой. Сплав по ним категорически запрещен, а где асфальт, там и менты.
Поэтому пропущу детали, тем более они наиболее известны. Как ни смешно, ни Гега выше прорыва, ни Лашипсе, ни верх Юпшары не то что не пройдены, а даже и пешком вдоль никто не попытался пойти да и посмотреть детально. Весной дорога вдоль Лашипсе без гусениц или лыж обычно непроходима, не тратьте время.
Бзыбь ниже стрелки с Гегой - речка для девочек. Девочки иногда успевают выпить слишком много воды, прежде чем их удается поймать на этой струе, хотя порогов там нет, имейте в виду.
Про Бзыбь выше стрелки - даже и не думайте. Все попытки пробиться на нее в начале мая по нижней дороге обычно кончались "уперлись бампером в сугроб выше кабины". И это, поверьте, к лучшему, если этот сугроб стает от внезапного весеннего дождика - водичка в каньоне легко рванет вверх на десять метров. Может и на тридцать. Не убежишь и не уплывешь. А такое бывает, и некоторые удачливые ребята провели в каньоне несколько малоприятных дней, еще и некстати потревожив власти своим отсутствием.

3. Черная речка. Не, ну можно это проплыть, но зачем...

4. Аапста. Заезд по правому (орогр) берегу. Проезжая дорога кончается в поселке, который является точкой конца сплава. Нужен уаз или лесовоз. Если вы готовы бухать с местными пару дней, это, в принципе, можно решить на месте. Есть два популярных варианта начала сплава - "от водяного хуя" (часовой гемор с веревками, чтобы добраться до воды с дороги) и на 100м выше, где достаточно одной морковки (вот если она достает почти до реки с дороги - вы нашли то место), но река существенно сложнее. Еще выше водопад, не перестарайтесь. В принципе, все обносится, при остром желании (и водопад тоже). Речка представляет собой пул-дроп из чашки в чашку с уклоном метров под 40 на километр, а на первом участке и все 60, но из-за малого расхода это не выглядит особенно страшно. Если под мостом сухумской магистрали вам кажется достаточно воды - не сомневайтесь, вам ее - достаточно, больше чем надо.

Река уходит вверх еще на ~10 км, но там очень стремный (авто)брод, а участок проходим лишь частично, причем основной проблемой будет попасть к воде от дороги и вернуться на дорогу перед очередной нереальной сранью. Ярославцы добирались аж до ее истока Шумной, лесовозная дорога лезет куда-то еще дальше вверх, но детали мне неизвестны. По-моему, они там особо ничего не плавали и даже не посмотрели, потому что не видно, через колючки.

4. Хипста. Заезд по _левому_ берегу, поворот перед ментовским постом, довольно далеко от реки. С проезжей дорогой все то же самое, не считая любви местных жителей устраивать на ней засады со стрелковым оружием (впрочем, это возможно нынче в любом месте "гостеприимной" Абхазии, просто именно там - уже было).
Падение такое же, но на сей раз нонстопом без уловов и возможностей обноса, не берите с собой плохоплавающих и неудачников. Точка старта - старый лесовозный брод, других съездов с дороги и нет. takeout, как и на Аапсте, разведайте заранее, от основной дороги это очень далеко.
Выше брода река не пройдена и не разведана, на тех 50 метрах, что просматриваются от старта, падение еще выше, характер тот же, дорога куда-то вверх уходит и лесовозы по ней ездят.
Если в месте старта вам кажется что воды "как-то маловато" - значит ее в самый раз, лишь немногим больше чем надо для безопасного сплава.

5-6 реки гальского/ткварчальского района: Аалдзга, Галидзга, Мокви
До этих рек в 2003-4 не добрались, и они были необследованы до совсем недавнего времени. Спасибо команде ТК Абрис, у них же и уточняйте подробности. На все исследованные ими участки есть дорога, проходимая для обычного транспорта. Как обычно, ничего особо существенного там нет, а выше, где есть - не пускают местные власти, "потомушта вы все утоните, а кто за вас отвечать будет!"
Тут лежит их отчет, к сожалению, в худших традициях чемпионатов по рассказам о водном туризме.

7-8 западная и восточная Гумиста. Этими особо не интересовались в виду повышенных шансов наступить там на мину. Вдоль западной есть (весьма условная) дорога, переходящая в тропу, выводящую в долину Бзыби. Здорово похоже, что, по крайней мере на доступном автомобилю участке ничего интересного там нет, но могут быть неожиданные сюрпризы в местах, где дорога чуть отходит от реки.
Восточная труднодоступна даже без учета минных полей, информации по ней нет совсем.

9. Киласури или Келасур. Ничего про нее не хочу рассказывать. Людям там не место. Река, по сути, исследована (в несколько приемов, разными командами) от истока до моря, но исследована не значит пройдена. И не будет. Дороги для обычного транспорта на нее теперь нет, только для трактора. Гусеничного.

10. Амткел - вероятно, от озера можно, обойдя завал, попасть в долину, где она уже вытекает на поверхность. Никто никогда этого не делал, ну разумеется же. Дорог нет. Выше озера не исследована, и не стоит.

11. Система Кодора
Вопреки распространенному заблуждению, сам Кодор не совсем является речкой для девочек. Просто он рекомендуется к посещению в мае-июне, а не зимой пешком по дну, как это было принято во времена, когда про него писали отчеты.
Верхний каньон не посещался после войны, и, вероятно, стоит того чтобы туда забраться. Сейчас это, теоретически, реализуемо. Дорога почти нормальная. Выше слияния истоков никто и никогда не пытался исследовать. Вероятно, и сейчас туда попасть сложно или невозможно - хотя прецедент был, но это опять были чайники, не ведавшие своего счастья, им в головы не пришло ни смотреть, ни снимать хотя бы, они его просто геройски обнесли по дороге - вниз.

Чхалта - достаточно хорошо известна с советских времен, но, поскольку представляет собой длинный и непростой участок (уровня нижней Геги, но вдесятеро длиннее) с лишь частичной доступностью с дороги, плавают ее редко. Дорога, после поворота от Кодора, очень так себе, для лесовоза узко, для уаза стремно, особенно весной или после дождей, когда пересекающие ее ручьи становятся серьезной проблемой. 66й бы прошел, но их в округе ни у кого, похоже, уже нет. Пешком от места, куда сможет доехать машина, можно дойти хоть до истока, хоть до перевала в долину Бзыби.


Ну и на закусочку позволю себе процитировать себя же десятилетней давности:

Сегодняшнее состояние абхазской политики - нас называют "людьми, выдающими себя за обычных туристов" (с)абхаз-тв. Ездить туда я не рекомендую никому и низачем. Криминогенная обстановка в Абхазии начиная с 2005-го удручающая. Крадут все, всё, везде. Можно нарваться и на вооруженный разбой, прецедентов было.

Сами понимаете, написано это в древние счастливые дни, когда у нас был выбор.

Top 10 в блогах

В главных:

В пользовательских:

02.01.21 22:14
новогоднее
Просмотров: 374 | Комментариев:   2
07.01.21 0:17
Абхазия
Просмотров: 250 | Комментариев: 0

Последние сообщения

Главные блоги

Пользовательские блоги


Whitewater.ru ищет авторов, готовых писать интересные новости и радовать водную публику. Денег нет, держитесь там. Пишите whitewater@whitewater.ru, если хотите помочь проекту.

Сюда же - если что-то не работает, а вам кажется, что должно.



Вики, к сожалению, настолько загажена спаммерами, что пришлось ее отключить.
Тем более, что и те, немногие не спаммерские статьи, давно уже утратили актуальность.
  
Жизнь коротка... Угребись!
© Copyright WhiteWater.ru 1999-2021
Пишите whitewater@whitewater.ru
Главная | О проекте WhiteWater.ru | Карта сайта