Паспорт путешествия.

 

1. Район путешествия - северо-восточная Турция.

2. Вид туризма - водный (катамараны).

3. Категория сложности - шестая.

4. Маршрут - реки Чорох, Олту и Тортум

5. Сроки путешествия - с 01.05.97 по 17.05.97.

6. Состав команды - 7 человек.

7. Руководитель - Лагода С.А. т. (095) - 124 - 08 - 73.

8. Автор отчета - Лагода С.А.

 

Состав команды.

 

?

Ф.И.

год рождения

место работы и должность

обязанности в команде

1

Лагода Сергей

1954

г.Москва, директор турагенства

руководитель, К2

2

Зорин Александр

1962

г. Курчатов, гл.инженер кирпичного завода

ремонт, К2

3

Башкатов Александр

1968

г. Курск,врач

руководитель страховки, К4

4

Сотников Леонид

1964

г.Елец, врач

врач, К4

5

Коновалова Татьяна

1957

г.Сочи, преподаватель универс. туризма

повар, К4

6

Томин Евгений

1974

г.Барнаул, инструктор КСЮТУР

страховка, К4

7

Макаренков Андрей

1959

г.Москва, режиссер ОРТ

съемка, К4

 

 

Список использованных сокращений.

  л.б. левый берег

п.б. правый берег

л.п. левый поворот

п.п. правый поворот

К2 двухместный катамаран

К4 четырехместный катамаран

П препятствие

 

Замысел.

    Благодатная почва Кавказа ушла из под ног туристов. Это факт, хотя и грустный. Конечно, речь идет о массовом туризме, всегда найдутся отдельные команды и крутые личности, которые способны посещать что-либо вне пределов Краснодарского и Ставропольского краев, но это уже не тенденция, а ее исключение.
    Данный отчет написан с целью популяризации маршрутов в районе Северо-Восточной Турции в качестве альтернативы традиционному паломничеству на Кавказ.

    Указанный район наиболее доступен для людей из России ( "комета" из Сочи до Трабзона 50$ и 5 часов), абсолютно безопасен, а внутренние переезды и цены на продукты существенно ниже, чем в родном отечестве, экзотика - несравненно выше.
    Наиболее крупные реки черноморского бассейна в этом районе: Чорох ( спритоком Олту), Харшит и Мелет. До них можно быстро и дешево добраться из Трабзона, интересный сплав возможен в периоды апрель - июнь, октябрь - декабрь. Остальные реки менее протяженны и маловодные, хотя в пик паводка (апрель-май, ноябрь) сплав по ним - довол ьно увлекательное и опасное приключение.
    Планировалось осуществить заброску вдоль Харшита от устья до истока и далее до г.Байбурт на Чорохе, сплав по Чороху до притока Олту, заброска на р.Тортум (левый приток Олту), сплав Тортум-Олту-Чорох до г.Борчка (около границы с Грузией). Или, если увиденный нами Харшут явит собой нечто уникальное - вернуться на него после сплава по Олту. Таким образом, хотелось за один раз покрыть все перспективные реки района (кроме Мелета), снять об этом фильм и показать его по ОРТ.

 

Река Чорох.

1.1. Участок г.Байбурт - г.Испир - четвертая категория. Протяженность 98 км, средний уклон 3,5 м/км, абсолютные высоты от 1450 до 1100 м, расход воды в апреле-мае от 150 куб. м/c (на старте) до 300 куб. м/c (Испир).
    Основные препятствия типа локальных сливов расположены недалеко от Байбурта:

    Далее широкая долина с тихим течением воды второй-третьей категории. В двух сужениях ниже долины - валы и прижимы, линия движения выбирается с воды.

1.2. Участок г.Испир - р.Олту.

    Протяженность 76 км, средний уклон 8 м/км, расход воды нарастает от 300 до 400 куб. м/c.

    Отрезок г.Испир - первый каньон.
   Протяженность 7 км пятой категории.
    Первое препятствие под мостом в Испире длиной 250 м характеризуется мощными бочками, прижимом к л.б., хаотичными валами. Страховка с воды от п.б., прохождение на фото
   Второе препятствие 500 м ниже на закрытом п.п. длиной 60 м. При подходе видны большие валы у л.б., справа видна ровная вода, но там очень мощная короткая бочка, в которую попали оба судна (К2 - переворот). Валы же у л.б. проносные, можно брать сходу.
    Далее движение тандемом до правого притока с мостом. От притока крутая петля реки (500 м) вправо и за поворотом 200 м суводь, в которой надежная швартовка. Здесь же хорошее место ночевки (вода есть выше у дороги, к роднику идут тропы).
    Ниже 100 м первый каньон Чороха (дорога уходит в туннель).
  
Отрезок каньон - второе село с капитальным мостом.
   Протяженность около 15 км, два рабочих дня, шестая категория, условное название - "прорыв Мадур" (по названию притока слева).
    От туннеля (под ним мощный прижим к п.б., валы) через 300 м за поворотом каскад длиной 250 м. Очень мощные бочки и валы (фото ), шестая-пятая категория в зависимости от уровня воды. Обязательна береговая страховка от п.б. в месте чалки, т.к. ниже каскад 6 к.сл.
    Первый порог каскада - "Адреналин". Мощный слив высотой 6 м на отрезке 10 м, расположенный на п.п. В горле шириной 12 м клокочет 300 куб. м/c. Страховка К4 от п.б. с воды, прохождение на фото
    Второй порог через 200 м на л.п., протяженность 100 м. Расположен в скальном горле шириной 15 м. В центре гигантская бочка, слева котлы тоже мрачные. Шли у п.б. Фото
    За основным сливом идет гребенка валов 50 м с прижимом к л.б. Страховка силами К4 у п.б. за котлами и еще через 150 м за п.п. с п.б.
    Порог третий. Через 250 м ниже второго л.п.
    Проходим слева (фото ), но попасть туда сложно, т.к. поток давит на повороте на п.б. В сужении 20 м слив высотой 2 м, за ним вал высотой около 3 м перекрывает правую половину реки, за ним сразу котел в полреки, ниже валы 50 м и прижим к л.б. с валами. Страховка с п.б.
    Ниже прогон 900 м до крутого л.п., где начинается порог протяженностью 200 м. В широком русле хаотичные валы и бочки на хорошем уклоне. Фото
    В конце порога село на л.б.
    Через 4 км еще одно село на л.б. Под мостом хаос валов протяженностью 300 м. Просмотр с п.б., прохождение тандемом. Ниже, через 2 км, хорошая стоянка на п.б.
    Далее до села Чамлыкая, которого не видно с воды, но это второй капитальный мост после стоянки, только валы. У Чамлыкая небольшой каскад 5 к.с.
    Ниже через 7 км село с п.б. (дорога идет по л.б.), за ним каскад на плавном л.п. протяженностью 250 м с валами и бочками по всему руслу (6 к.с.). Прохождение К4 на фото. К2 обнесли.
    Еще через 7 км на плавном л.п. каскад 5 к.с. под канатной переправой около села, расположенного на л.б. Протяженность 300 м, сильные валы в центре, проходили у л.б. тандемом.
    Далее до г.Юсуфели река упрощается, в конце города, у последних строений на л.б. (место называется Ахалт) стали кемпингом на территории отеля Чипек (душ, еда). Сразу за Ахалтом река входит в каньон.
    Второй каньон Чороха - 6 к.с.
    Продолжается до р.Олту и ниже. С наплыва виден водопадик от ручья с п.б. (в устье чалка), через 50 м порог с котлами протяженностью 50 м, еще через 100 м на л.п. торчит скала-палец у л.б. Под скалой порог 60 м, очень высокая скорость потока, валы, котлы. Проходили у л.б. тандемом. Фото
    Далее 600 м прогона и за л.п. видны дома на высоком п.б., очень живописное село и большое. В пределах села каскад 6 к.с. протяженностью 450 м, состоящий из 2-х ступеней (300 и 150 м). Река здесь широкая 60-80 м, но очень высок уклон, поэтому бочки и котлы жесткие. Валы хаотичные. Линия движения тоже не простая. К2 обнесли. Прохождение К4 (фрагмент представлен на фото
    Ниже двигались до Олту очень осторожно, в местах закрытых поворотов с остановками и просмотром. Явных порогов здесь нет, но мощь реки впечатляет. Требует внимания сильный навал на опору моста перед Олту.
    Погрузив К2 на микроавтобус, переехали частью группы на р.Тортум. Вторая часть сделала ремонт К4 на территории АЗС и уехала в г.Карс для съемок крепости, 100-летний юбилей взятия которой русской армией исполнялся осенью 1997г. Фото. Воссоединились мы через четверо суток на стрелке рек Тортум и Олту.

 

1.3. Река Тортум-чай (40 куб. м/c, 16 км).

    Сплав возможен практически от турбин ГЭС. Землетрясение, обрушившее гору и перекрывшее наглухо реку, привело к образованию озера. Фото. Река под землейпробила туннель и вышла у подножия горы. Этот поток направили в турбины. Спуск от озера по крутому серпантину до здания ГЭС занимает 30-40 минут.
    1. От точки старта (ГЭС) река сразу входит в каньон длиной 200 м. Фото. Хорошее падение, валы, сливы. 3 к.с. Движение тандемом.
    2. Резкое расширение долины длиной 550 м, быстроток.
    3. Каскад длиной 800 м. 4 к.с. Заканчивается прижимом к п.б. Фото.  В русле камни, небольшие бочки.
    4. Прогон 600 м до закрытого л.п. Фото.
    5. Участок 4 к.с. протяженностью 1,5 км с валами до моста. Фото.
    6. Прогон 800 м до деревни, за ней сужение русла. Створ из камней.
    7. Прогон 600 м до второго каньона Тортума. Фото.
    8. Каньон протяженностью 1 км. Уклон реки увеличивается, на всем протяжении сплошной порог 4-5 к.с. Фото. Страховка с л.б. от дороги.
    9. На выходе из каньона разбои 200 м. Причалить к л.б. сразу за ними перед мостом. Далее необходимо двигаться со сплошной разведкой. Первый порог (фото ), за ним валы, бочки. Через 200 м второй мост, чалка справа перед ним. Фото.
    10. Участок порогов 6 к.с. 250 м. Фото. В нашу воду участок непроходим, т.к. в створе первого слива шириной 4 м лежит скала-волнорез с острой гранью и отрицательным уклоном. Ниже 40м громадная скала в русле, валы, опасный навал и каменный хаос ниже 30 м. Обнесли участок по п.б.
    11. Прогон 100 м с опасными бревнами на уровне воды. Фото. Ниже мост (фото ), за которым начинается заключительный участок прорыва реки к Олту (фото ) протяженностью 4 км. Сложность 5 к.с.

 

1.4. Река Олту (120 куб. м/c, 7 км, 15 м/км).

    Абсолютная отметка стрелки Тортум-Олту 560м.
    1. Через 100 м ниже впадения Тортума каскад 0,5 км - 5 к.с. Река здесь идет двумя протоками, в которых мощные валы и бочки. Шли вдоль п.б.
    2. Ниже закрытый л.п., перед ним скала в русле с растущим на ней кустом. За поворотом мощный каскад 6 к.с. протяженностью 400 м. В русле камни, мощные бочки (фото ). Прохождение представлено на фото . Швартовались после штурма к л.б., за 60 м перед закрытым л.п.
    3. Ниже с л.б. каменное укрепление дороги (стенка), в конце ее река входит в каскад 5 к.с. протяженностью 200 м.
    4. Далее двигались с ходу около 3 км до характерного ориентира - одинокой скалы, выступающей в русло с п.б. Фото . Ниже через 500 м две больших осыпи с п.б., за которыми в реке тройной прижим к п.б. на левом повороте русла. На следующем п.п. мощные сливы ( проход проще у п.б.), далее чалка к галечной отмели л.б. для просмотра каскада.
    5. Финишный каскад 5-й к.с. протяженностью 350 м. Начинается под мостом, лучше идти слева от опоры, 30 м ниже мощный слив проходили по языку в центре. Далее все время держались у п.б., где бочки менее мощные. Фото.
    6. Заключительный прогон 1,5 км до Чороха препятствий не имеет. На стрелке швартовка к л.б. под мостом проблем не вызывает.
    В этом месте находится АЗС западного типа, включающая магазин, столовую, автостанцию, отель с горячей водой и душем.

 

1.5. Река Чорох.

Участок от р.Олту до г.Артвин протяженностью 65 км, средний уклон 4 м/км, абсолютные высоты от 450 до 200 м над уровнем моря, расход воды около 500 куб. м/c (апрель-май).
    Через 300 м от слияния
причалить к л.б. Впереди очень мощный короткий порог 6 к.с. "Котел". Страховка с воды у л.б. Прохождение на фото.
    Далее до пос. Колик 2-3 препятствия третьей категории хорошо читаютсяс наплыва. В поселке магазины, кафе, посещение их совместили с просмотром порога 5 к.с. длиной 400 м, расположенного на прямом участке реки. Основная линия движения у л.б.
    Отрезок от пос. Колик до пос. Инанли (капитальный подвесной мост) очень мощный, большие валы и скорость (5 к.с.).
    От Инанли до пос. Демиркент уклон еще возрастает, мощные валы. Через 300 м от Инанли нужно пристать к п.б. для тщательного осмотра самого опасного порога Чороха (фото ) в километре выше пос. Демиркент (6 к.с.). Протяженность 300 м, высокий уклон, валы, мощнейшие котлы. Наших сил на полноценную страховку и съемку не хватило. Обнос по п.б. с тяжелым выходом на дорогу (высоко, осыпь).
    Отрезок Демиркент - Артвин.
    Протяженность 44 км, средний уклон 4 м/км, абсолютные высоты около 300 м, четвертая категория.
    Двигались тандемом. Местами валы, высокая скорость на всем участке, но за 25 км до Артвина река успокаивается. В центре города мост, под которым порог с извилистой линией движения, лучше его осмотреть с п.б.

1.6. Участок г.Артвин - г. Борчка.

    Протяженность 26 км, расход 600 куб.м/c, средний уклон 3 м/км, абсолютные высоты ниже 200 м, третья категория. Скорость течения высока, местами валы, по берегам много леса и живописные горы. Линия движения читается с наплыва.
    Из Борчки, Артвина, АЗС в устье Олту и Юсуфели рейсовыми автобусами можно выехать в Трабзон.

 

Финансовая справка.

                           1. Проезд Сочи - Трабзон:

3. Переезд Трабзон - Испир:

                           4. Переезд Борчка (или Артвин) - Трабзон:

5. Ночевки в отелях Турции:

6. Питание в кафе и ресторанах              3-4$.

7. Все необходимые закупки лучше делать в Трабзоне:

 

Выводы и рекомендации.

    1. Команда за 2 недели прошла 287 км по рекам Чорох, Тортум и Олту; проехала почти 1500 км, осматривая перспективные реки, исторические и архитектурные сооружения.
    2. Развитая дорожная сеть северо-восточной Турции и ранние сроки начала таяния снегов позволяют начинать там путешествия с начала апреля. Перевал на дороге Хопа - Борчка открыт все 12 месяцев, поэтому проникновение в районы внутренней Турции не зависит от погодных условий. Осенние дождевые паводки на реках, перекрывающие весенний уровень подъема воды, дают возможность продлить сплавной сезон до конца ноября.
    3. Территория путешествия много столетий являлась южными грузинскими землями царей династии Багратидов и имеет множество архитектурных сооружений той эпохи (девятый - десятый век н.э.). По этой причине с 1998 г. Ассоциация путешественников и Туристско-Спортивный Союз России ставят коммерческий маршрут (см. Приложение 1) по реке Чорох. Путевки на него теперь может купить любой желающий.
    4. По итогам путешествия снят приключенческий фильм "Восхождение вниз", который к данному времени выдержал 6 показов на ОРТ ( Приложение 2 к отчету).
    5. Возможности рек Олту и Чорох позволяют открыть два экзотических и дешевых маршрута четвертой категории сложности на Кавказе. Первый - Чорох от г.Юсуфели до г.Борчка. (с середины июня по октябрь). Второй - река Олту от г.Олту и река Чорох до г.Артвин (с апреля по июнь). Популяризация их - наша общая задача, поскольку для водников европейской части России именно проблема "четверок" всегда была наиболее острой.
    6. Новые маршруты не проходят и не делают, их, как детей, вынашивают, рожают, ведут по жизни, пока они не заживут самостоятельно, не станут желанием и целью сотен людей.