Материал о походе по рекам Бархал и Чорох в апреле-мае 1998 г.

Задачи похода.

    Весной 1998 г. группа Сергея Лагоды продолжила освоение нового для российских водников района - Восточной Турции. Кроме прохождения новых рек стояла задача испытания катамарана-двойки, сконструированного Сергеем Лагодой для прохождения сложных рек с очень большим расходом. Эта причина обусловила выбор Чороха.

Основные данные о походе.

1. Район путешествия - северо-восточная Турция.
2. Вид туризма - водный (два 2-х местных катамарана).
3. Категория сложности - элементы шестой.
4. Маршрут - реки Бархал, Чорох
5. Сроки путешествия - с 23.04.97 по 05.05.97.
6. Состав команды - 5 человек: Басов Михаил, Воскресенский Михаил, Дубровский Александр, Крюков Сергей,     Лагода Сергей.
7. Руководитель - Лагода С.А. т. (095) - 124 - 08 - 73.
8. Автор отчета - Крюков С.В.

График движения (время указано местное).

23.04.98 11.00 - 24.04.98 18.00 Проезд на автомашине Москва - Сочи.
25.04.98 19.00 - 26.04.98 8.00 Теплоход Сочи - Трабзон  В Турции время сдвинуто на час назад относительно Москвы
26.04.98 11.00 - 18.00 Автобусы Трабзон - Артвин - Юсуфели
27.04.98 микроавтобус Юсуфели - точка начала сплава на Бархале
28.04.98 точка начала сплава на Бархале - стоянка 2 км выше пос. Сарыгёл.
29.04.98 стоянка 2 км выше пос. Сарыгёл - стоянка 5 км ниже пос. Сарыгёл.
30.04.98
1.05.98
2.05.98 сплав пос. Демиркент - г. Артвин
3.05.98 8.00 - 12.30 автобус Артвин - Трабзон
3.05.98 20.00 - 4.05.98 12.30 Теплоход Трабзон - Сочи
4.05.98 17.00 - 5.05.98 17.00 Проезд на автомашине Сочи.- Москва

 

Подъезд и отъезд.

    Рейсы теплоходов и "комет" Сочи - Трабзон выполняются каждый день. На теплоходы посадка вечером - начало посадки 17.00, отплытие 19.00, прибытие утром - в 8-9 часов по местному времени, которое на час назад сдвинуто относительно Москвы. Самый дешевый билет - сидячие места -   стоит 50$. Билет в обычных каютах - 65-70$. Кроме этого принудительно выдирают 5$ за страховку, и 10$ стоит турецкая виза. Комета отходит днем и приходит поздно вечером или ночью - это очень неудобно. Основные пассажиры - бодрые энергичные челночницы - наши женщины и девчонки, а также мелкие турецкие бизенесмены, выглядящие на фоне наших дам несколько бледновато. До середины ночи на пароходе дым коромыслом, льется рекой вино, дискотека и т.д.
    Из Трабзона автобусы ходят в Артвин с автовокзала, расположенного метрах в 800 от выхода из порта. Клиентов здесь ценят, и если едет группа, то вполне нормально попросить водителя рейсового автобуса заехать в порт за вещами и основным составом, хотя это и в противоположную от маршрута сторону. Нас было 5 человек, а всего пассажиров человек 12. Автобусы здесь современные,   дороги отличные. До Артвина автобус идет часа 4, прямого рейса до Юсуфели нет, но проблем с пересадкой не возникает. Билет до Артвина стоит примерно 5$. Местные особенности:

    Вероятно, рейсовые автобусы ходят не только до Юсуфели но и по долине Бархала, однако мы их не видели, а сняли машину - это сделать достаточно просто.
    Назад ехали от Артвина. Автобус должен был отойти в 7 часов, однако на деле он отправился в путь на час позже.

Характеристика района.

Территория, где проводился наш поход, относиться к бассейну Чороха. Это горная страна, наиболее высокие вершины которой расположены в верховьях Бархала и достикают 3900 м, а высоту более 3000 м имеет достаточно много гор по всему району. В начале мая хребты покрыты зимним снегом и в течение месяца происходит его интенсивное таяние. Именно на май приходится пик половодья на р. Чорох и большинстве его притоков. Климат района сухой субтропический, за исключением самых низовьев Чороха (примерная граница в г.Артвин), тяготеющих к обильно увлажняемым Аджарии и Колхиде. Побережье Черного моря от Трабзона на восток и долина Чороха ниже Артвина покрыты лесом , правда не таким пышным, как на нашем кавказском побережье. От Артвина вверх по Чороху количество зелени быстро убывает, горы становятся голыми, деревья растут в основном в поселках и на возделываемых участках земли. Ущелье Чороха довольно узкое, на большом протяжении нашего маршрута носит каньонообразный характер, а кое-где является настоящим каньоном. По берегам Чороха довольно много дикого инжира и граната.
    Главная проблема района для туристов-водников советского типа - это отсутствие нормальных мест для стоянок. Подавляющее большинство ровных площадок давным давно окультурено и представляет собой чей-то огород. И хотя мы останавлились в таких местах, выбирая по-возможности наименее ухоженную часть огорода, все время чуствуешь себя не в своей тарелке. То же самое с костром: во-первых, не слишком хорошо разводить костер в чужом огороде; во-вторых,  дрова собираются местными жителями и набрать бесхозный хворост требует определенного труда и времени. Да и являются ли несобранные дрова по местным понятиям ничьими, ведь лежат (висят, растут) они на территории чьего-то огорода. У нас не было трений с жителями по этому поводу, хотя на огородах нас заставали. Я склонен приписывать этот факт исключительно лучшим качествам характера местных жителей, а также редкости туристов нашего типа. Район пожалуй больше соответствует водному туризму в западном стиле, т.е. когда человек плывет по реке, ночует в отеле или автомобиле, на автомобиле перевозятся вещи во время сплава. Вдоль всех рек есть дороги, в поселках отели. Мы ночевали в отеле в городе Юсуфели - 3$ на человека за место в 3-х местном номере без удобств (общие душ и туалет на этаже). В магазинах есть все продукты питания, большой выбор овощей и фруктов, цены ниже российских.
    Турция, по крайней мере в той части, где мы были, - это вполне европейская страна. Отличные дороги, современные грузовики, автобусы, легковые автомобили. Города хоть и без небоскребов, но застроены вполне нормальными многоэтажными домами (Трабзон) или уютными 3-4 этажными домиками (Юсуфели). В самых глухих деревнях дома выглядят вполне солидно, их никак не назовешь бедными, хотя и построены они в весьма дремучем, архаичном для нашего глаза стиле. Везде есть электричество, чуть ли не на каждом сарае торчат спутниковые антенны. Мы видели как пашут поле на быках, но объяснение этому, на взгляд автора, не отсталость, а рациональность - крестьянской семье с небольшим наделом земли никчему иметь трактор. Я думаю, многие вспомнят как вскапывают свой дачный участок даже без быков - одной лопатой! В городах и деревнях заметно чище, чем у нас. Черноморское побережье в отличие от нашего не представляет собой курортную зону, здесь просто живут люди. Оно густо заселено. Рельеф в непосредственной близости к морю менее пересеченный, берег в большей степени сохранил свой естественный вид, правда особенно живописным его не назовешь.
    Народ оставляет очень приятное впечатление. Люди опрятно одеты, внешне очень мало отличаются от европейцев - значительно меньше, чем наши "лица кавказской национальности". Опять таки в отличие от наших кавказцев они спокойные, очень доброжелательные, тактичные. Люди как правило готовы помочь,   когда мы по дороге просматриваем пороги водители машин приветствуют сигналом, на бивак не набивается толпа любопытных. Турция, как известно, страна ислама. Практически в каждом поселке есть мечеть, с мечети несколько раз в   сутки в установленные часы разносится голос муэдзина, призывающий правоверных на молитву. Мне не приходилось видеть, чтобы кто-то реагировал на этот голос - все преспокойно продолжали заниматься своими делами. Местная особенность: на улицах, особенно в небольших поселках, появляется относительно мало женщин, причем они довольно резко делятся на две категории. Одни имеют полностью европейский вид (одежда, прическа, манеры), другие одеты в очень длинные платья, на голове платок, повязан ный таким образом, что невольно на ум приходит мысль о парандже (хотя платок лицо и не закрывает). Женщины этого типа выглядят скованно по сравнению с первыми.

Река Бархал.

    Река Бархал - левый приток Чороха, собирающий свои воды с наиболее высокогорного участка района. Общая длина реки 56 км, длина сплавного участка (пос. Бархал - устье) 28 км, средний уклон сплавного участка 22 м/км.  Расход в пос. Бархал ~8-10 куб.м / c, в устье ~40 куб.м / c. Бархал исключительно приятная речка. Чистая вода, зеленая для этих мест долина. Идеально подходит для сплава на легких судах. В нашу воду имеет пятерочный уровень сложности, причем этот уровень полностью обусловлен технической сложностью порогов. Такие отягчающие факторы, как отсутствие дороги, каньоны, трудность просмотра или страховки и т.д. отсутствуют. Река проходится хорошо подготовленной группой за 2 дня. Отличительная особенность реки - высокая однородность описываемых далее отрезков по сложности. И хотя конечно можно выделить пороги и фон, они меньше отличаются друг от друга, чем на других реках. На всем протяжении (в меньшей степени на последнем участке) река имеет относительно узкое русло, высокую скорость течения, концентрированную струю. Такой характер обусловлен прежде всего высокой водой - в мае здесь самые большие расходы.
    Река от поселка Бархал до устья очень логично разбивается на четыре участка. Самые принципиальные группы, особенно каячные, могут начать выше Бархала, река по-видимому на некотором расстоянии остается там проходимой (мы этого участка не видели).
    Первый отрезок (пос.Бархал - одиночный дом над дорогой, рядом с ней) длиной 4 км наименее однороден в смысле сложности. Большую часть отрезка занимает крутой быстроток 3 к.с. с отдельными мелкими, реже средними камнями и небольшими, существенными для легких судов бочками. Быстроток время от.времени прерывается отдельными достаточно ярко выраженными порогами. Пороги технически сложные и только малый расход воды ставит под сомнение оценку их 5-й категорией. Скорей это все же четверка. Пороги представляют собой короткие участки с высоким уклоном, заваленные средними камнями. В некоторых порогах проходы не превышают 1.2 - 1.5 м. Они проходимы для легких судов, но не для катамаранов. Таких узких мест на участке 4-5. Одно из них - короткий (20м)  с невысокими (3-6м) стенками каньончик, вполне проходимый и не очень сложный для каяка, но узковатый для катамарана. Почти весь участок прекрасно виден с дороги.
    Второй участок (одиночный дом - крупный левый приток, при слиянии довольно большая деревня) длиной 2 км. Это крутой быстроток 3 к.с. без порогов. Мы начали свой сплав под домом, где расположен последний порог 1-го участка. 1-й участок не пошли из-за нежелания возиться с габаритными непроходами. Прыгнули с 1.5 м водопадной ступеньки, которой заканчивается этот порог. 2-й участок прекрасно позволяет адаптироваться к воде, подготовиться к следующему, самому сложному отрезку реки.
    Третий участок (устье левого притока - пос. Сарыгёл) длиной 5 км полностью определяет сложность реки. Он имеет гораздо больший уклон, чем первые два и значительно больший расход. Левый приток, от которого начинается участок, несет примерно треть воды от основной реки. Пороги участка слабо выделяются на фоне. Достаточно много мест можно оценить 5-й к.с. Такие пороги требуют детальной разведки, на более простых местах достаточно беглого просмотра, но желательно смотреть всё, хотя конечно скрупулезность обработки каждого препятствия определяется главным образом квалификацией и состоянием группы. Скажем несколько слов о наиболее запомнившихся препятствиях.
    Начинается участок порогом в устье упоминавшегося левого притока. Очень большой уклон. В начале большое количество полуобливных и слабо торчащих плит, затем лестница из бочек. Порог намного проще и безопаснее для больших судов (в значительно большей степени, чем это бывает в среднем), так как для них некритичны наезды на мелкие камни и недостаточна мощность бочек. Это замечание в той или иной мере справедливо для всей реки. Линия движения -центр, под п.б., снова центр.
    После порога река делает слабый л.п., затем прямой участок метров 200-300 и более крутой п.п. Перед п.п. террасы на п.б. кончаются, на повороте п.б. - непроходимый вдоль реки скальный бом. Река здесь поворачивает как бы в два приема. Нужно два раза завернуть "за угол", - за выступы стены п.б. За второй выступ нужно поворачивать сразу, вплотную к нему. Левая и центральная часть струи выводят на непроходимый частокол камней. Справа между скалой и камнями в центре русла довольно узкий проход, в котором два последовательных 2-3 м крутых (но не водопадных) слива. Сливы сложной формы, требуется работа для удержания судна от ударов о стену. Данный порог прошли только большим катамараном. Кулик зачалился перед порогом к л.б., откуда уже невозможно было выгрести вправо, и катамаран провели в левой, мелководной части порога.
    Еще  одно заслуживающее описания место расположено километром ниже. Дорога здесь идет всего метрах в 5-10 выше уровня реки. На прямом участке русла водопадная ступенька 1.3 - 1.5 м,   далее метров 50 -60 крутого быстротока и начало порога. По обоим берегам большие глыбы, струя мечется от одного берега к другому. Далее русло делится на две протоки. Идти нужно в левую, хотя это и неудобно. В конце правой протоки на более мелких камнях стоит "домик". Вода свободно проходит под ним, поэтому на дом существует навал, уход от которого проблематичен.
    Вскоре (200м) после этого места чуть выше дороги стоит одиночный дом, за ним слева в Бархал впадает мощный ручей с красивым водопадом, дорога начинает уходить от реки вверх. Можно сказать, что и река начинает уходить от дороги вниз - впереди ключевое место на Бархале. Обстановка на реке на протяжении нескольких сот метров неуклонно усугубляется и в конце кульминация - самый сложный порог Бархала с габаритным непроходом для катамаранов. Осмотр участка по огородам л.б. После ручья на реке порог длиной метров 100,  в котором отдельные камни и каскад мощных бочек. Далее русло постепенно сжимается берегами, на реке последовательность пологих, но мощных сливов. Нормальные улова для промежуточных чалок в нашу воду отсутствуют. Главный порог начинается крутым, очень мощным для данной реки сливом, после чего следует навал на большой камень у п.б. За камнем существует общий свал воды в сторону п.б., который представляет собой здесь скальную стену. Все это сваливает в проход 1.5м между огромной глыбой в центре русла и стеной. Уход влево от этих ворот возможен, хотя и непрост. Мешает свал воды вправо и еще один камень в центре, выше образующей щель глыбы. Левее глыбы маловодная горка через гребенку камней - здесь суда нужно протаскивать. Щель порога прекрасно видна с дороги, которая проходит здесь довольно высоко над рекой. При прохождении этого порога большой катамаран ошибся на заходе в первый слив, в результате чего оказался после слива в правой части русла и его навалило на правый камень. Силы струи не хватило перевернуть такую машину, экипаж постепенно оттащил катамаран в правое улово, вышел на струю и в путем несколько сумбурных действий сумел на кормовом траверсе уйти влево. Кулик успешно преодолел 1-й слив и ушел от навала на правый камень, однако сел при заходе в левое улово на образующий улово камень. После снятия с камня катамаран оказался на струе, не сумел выгрести и был навален на образующую щель центральную глыбу. Некоторое время он повисел на камне, а затем в результате действий экипажа и струи перевернулся. Экипаж, а потом отдельно катамаран, прошли через щель. Люди метров через сто вылезли на берег, вскоре где-то в улове застрял и катамаран. Экипаж большого катамарана бросился на своем судне в погоню за перевернутым судном. (Видели как люди вылезли на берег, но не видели, что перевернутый катамаран застрял). Далее каскад на реке продолжается еще несколько сот метров. Без просмотра сплав очень сложный, видимо поэтому экипаж не заметил застрявшего где-то сбоку Кулика и пропилил вниз еще километров 5. Скоро конечно стало понятно, что катамаран где-то просмотрели, но решили подстраховаться. и уплыли далеко вниз. Руководителю пришлось возвращаться пешком. Кулик за это время очухался, потом в сопровождении съемщиков прошел оставшуюся часть каскада и доехал до большого катамарана. Описываемые события происходили уже на входе в довольно крупный поселок Сарыгёл, где третий участок заканчивается.
    Четвертый, последний отрезок Бархала (пос. Сарыгёл - устье) длиной 17 км. Он сравнительно простой и используется для коммерческого сплава. Река 2-й категории сложности,  встретиться несколько более крутых порожков с отдельными мелкими камнями 3 к.с.  Река почти везде течет одним руслом, сохраняет приличную скорость течения. После верхних участков воспринимается как без препятствий.
    Река Бархал была пройдена нами за 2.5 ходовых дня, но мы очень много времени тратили на съемку, т.е. реку можно пройти гораздо быстрее.

Река Чорох.

    После Бархала мы продолжили сплав по р.Чорох и прошли участок этой реки от г.Юсуфели до г.Артвин (разборка большого катамарана в 3 км ниже Артвина.). Последовательное описание Чороха дано в  отчете о прошлогоднем походе (Чорох 97), так что здесь мы ограничимся неформальным изложением. У нас воды было меньше на 1-1.5 м. Почти все пороги на пройденном участке для катамаранов достаточно просты, так как все критичные места - как правило дорожки мощных валов в струе или бочки - при желании достаточно легко обходятся. Вместе с тем следует помнить, что большая вода прощает значительно меньше ошибок.

demirken.bmp (292206 bytes) Исключение составляет порог между поселками Инанли и Демиркент (порог Демиркент). Здесь река стиснута берегами, высокий локальный уклон, обходные пути отсутствуют. Порог имеет достаточно простую структуру, однако масштаб валов и бочек выходит далеко за привычные рамки, зрелище просто устрашающее. Перед прохождением противно сосет под ложечкой. К счастью, экипаж смог реализовать все принципиальные моменты намеченной линии движения, а допущенные отклонения, как оказалось, были даже желательны. В общем порог удалось пройти оптимально. (см. схему) Порог проходили только на большом катамаране, кулик обнесли. Кулик также обнес порог Котел, а в одном месте ниже Демиркента перевернулся, траверсируя дорожку валов. В заключение о реке Чорох следует сказать, что в нормальную воду она не вызывает сложностей, не исключая и порога Демиркент. Летом здесь проходит много коммерческих групп.

Выводы и рекомендации.

1. Мы первыми среди российских (советских) туристов прошли реку Бархал и порог Демиркент, причем в условиях максимальной воды. Информации о прохождении западными группами не имеем. Есть вероятность, что в весеннюю воду прохождение Демиркента было первым.
2. Руководитель из окна автомобиля просмотрел большую часть сплавного участка р.Берты. Там есть 2-3 очень сложных порога, но в целом река выглядит менее интересной, чем Бархал. То же самое нам говорили гиды коммерческих групп в Юсуфели.
3. На маршрут советуем брать горелки и топливо, так как на костре еду приготовить можно не везде.