::: Вердон 2001: по следу экипажа синего автобуса - реки - туризм - WhiteWater.Ru ::: ">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки (none) (none)  >>  Вердон 2001: по следу экипажа синего автобуса


Попытка частично пройтись по следу экипажа синего автобуса
или на сопках Бонжурии

Кардашин Сергей (Сергуня)
sergunya@orc.ru

Все началось с маленького сообщения Валентиныча (М. Пастухова) в конференции WW.ru про набор желающих смотаться во Францию на Вердон. Конечно, очень захотелось, но время было очень неподходящее. Однако, по срокам и деньгам поездка казалась весьма реальной, особенно если самим заняться визами и использовать майские праздники. И поехало…

Купленный еще на Замбези в 1995 двухтомник “WhiteWater Europe” довольно неплохо описывал Французские и Итальянские Альпы, имелись довольно подробные схемы, и фотографии, увидев которые сомнений не оставалось – мы должны это пройти, ну на крайний случай, хотя бы увидеть.

Народ собрался довольно быстро, но кроме меня и Володи Моисеева достаточный каячный опыт, из первоначально собравшихся, был только у Игоря Брадиса, но, забегая вперед, скажу, что по различным причинам он им так и не воспользовался. Впоследствии к нам хотел присоединиться Олег Головкин, но он не успел получить визы, и его каяк мы свозили впустую. Зато у собравшихся были средства, время, знакомые во Франции, которые могли прислать приглашение, желание поездить по Альпам и поплавать на рафте. В итоге собралось аж 17 человек, из которых трое – дети. Хорошо, что не у всех в планах был сплав, а то бы пришлось делать по несколько ходок на речках.

Рафт у меня есть и загрузить его на автобус особого труда не составило. Кстати, местных гидов просто потрясало наличие у нас собственного рафта – каяки такого внимания не заслуживали. И на берегу и на воде на нас смотрели как-то косо – наверное, думали, что если таких как мы разведется много, не останутся ли они без работы. А может быть, принимали нас за новых конкурентов…

Большинство участников собиралось лететь туда - обратно на самолете, чтобы не тратить время на дорогу. Дешевые билеты искали долго – благо точная точка встречи была не очень принципиальна, но купить их на чартер, на требуемые нам даты, в требуемом количестве, оказалось нереально – облом за обломом. В результате купили рейсовый Аэрофлот до Женевы, благо знающие люди подсказали, что там есть выход на Французскую территорию, что позволяло не получать Швейцарской визы.

Отсюда решили гнать один Форд-Транзит со всем барахлом, а еще две машины заказали через интернет по кредиткам в аэропорту Женевы. Автобус застраховали в Москве – как ни странно зеленая карта здесь дешевле, чем на границе, а заодно за 50 баксов застраховали свой ущерб на все время перегона по территории Европы – неважно кто виноват в ДТП, ремонт оплачивает страховая компания. Это было пожелание владельца автобуса и оказалось не то чтоб очень дорого.

Маршрут был запланирован следующий - после встречи в Женеве – Chamonix – переезд в Италию по 11-километровому туннелю под Монбланом – сплав по Dora Baltea – возврат через перевал Col de Petit St Bernard во Францию – сплав по Isere – переезд по горным дорогам в Barcellonette и сплав по Ubaye (Race Course), по возможности, на каяках Ubaye Groge – переезд в Castellane и сплав по Verdon (на рафте – Pre-Canyon, а на каяках попробовать Grand Canyon) – экскурсионный выезд в Монако – возврат в Женеву через Авиньон и Лион. Авиабилеты были туда 29 апреля, на 10 утра, а обратно 8 мая, на 1час дня, так что времени на активную часть у нас было 9 дней.

Выезд на автобусе был запланирован на 26 апреля после работы, пока собрались и загрузились получилось уже 27. Французские визы получили за пять дней до отъезда и времени на получение Чешских или Словацких транзиток, к сожалению, уже не было (их делают 5-6 рабочих дней минимум). Поэтому маршрут для нас был очевиден – через Польшу и Германию, в объезд Швейцарии.

Дорога в три водителя далась без особого напряга и, накануне вечером, перед прилетом наших друзей, после непродолжительной дискуссии на тему (не смотаться ли нам до завтра в Париж/ к Монблану/ куда-нибудь еще/ или тут отдохнуть) несомненную победу в которой одержал благоразумный Володя Моисеев, являвшийся сторонником самого последнего варианта, мы уже расписывали пулю у костерка, за пятилитровой канистрой французского вина (сравнимого, по стоимости за литр продукта, с местной соляркой, но при этом весьма неплохого качества). Место для лагеря было выбрано на высоте метров 700, на склоне ближайшей к северу от Женевы горы, в получасе езды от аэропорта, дорогу в который мы предварительно разведали. Уж не знаю, можно ли было там останавливаться, но место неплохое, с классным видом на Женевское озеро и нас никто не беспокоил. В дальнейшем мы перемещались довольно большой группой и больше не пытались останавливаться “диким” образом, хотя сделать это было бы не очень сложно – укромных мест достаточно.

После встречи, когда народ стал брать в аренду заказанные из Москвы машины, им сказали, что туннель под Монбланом уже несколько лет, как закрыт. Переварив эту “новость” мы решили для начала двинуть на Isere, а в Италию махануть потом, через перевал, по которой хотели из нее выбираться.

По книжке Isere имеет категорию от 3+ до 4, но это сильное преувеличение. От Bourg St Maurice до Centron все идется без просмотра за 2 – 2,5 часа. Самое сложное и интересное место – это слаломный канал в русле реки, расположенный в Bourg St Maurice, оно же единственное, где присутствовали местные, правда слаломисты. Хотя книжка обещала, что тут только успевай от рафтов уворачиваться… Первый раз в мозги закралась мысль – а может не сезон? К тому же погода явно не баловала – в Москве было явно теплее и суше. Однако расход воды здесь соответствовал летнему, приведенному в книжке – около 30-40 кубов.

Следующий, после покорения Isere, день целиком был посвящен попыткам прорваться в Италию. Но максимум, до которого нам удалось добраться, составил 1900 метров по высоте и 9 километров до Италии. Далее дороги были просто завалены снегом, который, похоже, никто и не пытался чистить зимой. В некоторых местах народ еще вовсю катался на горных лыжах и работали подъемники. На фоне народу с лыжами и в ботинках мы с рафтом и каяками выглядели одиноко – наверное, все остальные знают, что тут зимой через горы не ездят, а она здесь пока не кончилась. Зато в снежки наигрались – детям понравилось. Вскоре стало ясно, что и для передвижения по Франции нам надо сперва сваливать вниз по долине, там перемещаться на юг, а потом подниматься по другой долине. Это непредвиденно увеличивало пробег раза в три. Так что еще один день мы добирались до Ubaye.

В книжке было написано, что это одна из красивейших долин, да и препятствия были на любой вкус от 3 до 5+ при летнем расходе кубов 30. На этой речке также как и на Isere присутствовал коммерческий рафтинг, что гарантировало для нас ее проходимость на рафте. Однако, уже на подъездах, у меня стали закрадываться сомнения, что что-то тут не так. Уж больно много было воды. Даже с высоты 200 метров препятствия нижнего ущелья выглядели очень серьезно. Камни, на фотографии из книжки, выступающие из воды метра на три представляли из себя огромные бочки. Когда дорога подошла поближе к воде стало возможным оценить расход – на мой взгляд более 150 кубов. Решили обратиться в какую-нибудь местную рафтинговую компанию, чтобы они прояснили ситуацию. Там, куда мы обратились (www.river.fr), нам объяснили, что в такую воду нижнее ущелье это шестерка, а стандартный Race Course 5 (по книжке – 4), а на просьбу выделить нам на рафт местного гида, сказали, что во-первых, гидами без рафта и прочего снаряжения до сих пор не торговали и не очень представляют сколько это стоит, а во-вторых если бы сейчас появились клиенты, они никогда бы не повели их на Race Course в такую воду, а повезли бы их на верхний участок (по моей книжке - 3 при расходе 10 кубов). На вопрос, а были ли в этом году клиенты, ответили, что уже человек сорок. Немного подавленные водой и дождем мы поселились в шале в кемпинге километрах в 12 ниже Barcelonnette.

С утра немного распогодилось и, посовещавшись, мы решили не плыть Race Course, а заброситься одним рафтом, без каяков, (нас с Володей – на рафт для усиления) на верхний участок и доплыть до нашего кемпинга. Это составляло около 30 километров, но при такой прухе заняло около 3 часов. По моей книжке, мы только последние четыре километра должны были плыть по участку 4 категории, все остальное – тройка.

В месте старта воды было намного меньше – как раз кубов 25, вместо 10 по книжке и она была куда прозрачнее, чем у нашего кемпинга. Но все равно, местами река текла по кустам и, несмотря на отсутствие серьезных препятствий, расслабиться не давала. Сразу после Barcelonnette добавила адреналину небольшая плотинка с перепадом метра полтора, но с бочкой через всю речку. Воды в реке быстро прибывало и, после впадения левого притока Bachelard, расход уже превышал 100 кубов, а цвет воды стал серо-стальной.

Вскоре пришло время последних четырех километров. Это было самое сложное и интересное, из того, что мы прошли рафтом. Даже на фоновых участках стояли хорошие валы и пухли поганки. При ширине реки метров 60 это затрудняло просмотр с воды, да и чалка была бы непростой и долгой задачей. В результате, мы с ходу влетели в мощный порог с островом посередине, расположенный сразу за мостом в Thuiles. До последнего не могли решить, с какой стороны обходить остров, и прошли весьма непростым вариантом, преодолев подряд две неслабые бочки. Полученных впечатлений хватило до места финиша.

Пообедали, а ставшего уже привычным дождя все не было. Хотелось продолжить, но расход в нижнем течении все-таки пугал. В результате, после изучения книжки, мы с Володей решили съездить на каяках на приток Bachelard. Книжка обещала 8 километров 4 категории при уклоне 24м/км, а потом, чтобы приплыть в лагерь, нам еще надо было повторить на каяках прохождение самого интересного, из пройденного нами на рафте, участка Ubaye. По дороге увидели парапланеристов, и одна из наших девушек очень захотела полетать. Пришлось подвезти ее до их офиса – ее прокатили в тандеме: час вверх на джипе, еще полчаса пешком, сорок минут полета без мотора – 400 франков, оплата после приземления.

Ну а мы, оставив ее у офиса и выдав сотовый телефон, чтобы позвонила, когда будет приземляться, рванули на реку. Речка сразу понравилась, расход в устье кубов 25, в верховьях около15, уклон виден на глаз, два участка – порога по километру каждый, один сразу со старта, а другой за километр до устья, в поселке. Тут мы впервые встретили машину с парой немцев и каяками на крыше. После нашего радостного предложения сплавиться вместе по этой речке, они посмотрели на нас косо и сказали, что им надо ехать домой, они так…посмотреть и, вообще, случайно сюда заехали. Жалко, вместе было бы веселее.

Начали мы чуть ниже мрачно выглядящего селевого выноса, с торчащими из воды деревьями, между третьим и четвертым мостом, если считать от устья. Очень высокая скорость течения, благо бочки пока прошибаются. Пороги требуют просмотра, но он не сложен. Даже на фоне приходится периодически вылезать на берег, чтобы отдохнуть – на воде невозможно расслабиться. Уловов практически нет. Нижний участок - порог перед прохождением еще раз просмотрели целиком. При его прохождении Володя очень красиво кильнулся через корму (и это на Каньоне!) - не такая уж и маленькая речка. Уже в восемь вечера усталые и довольные мы выплыли в мерцающую в лучах заходящего солнца стальными отблесками Ubaye, в очередной раз восхитившись ее мощью. Теперь уж мы просмотрели тот порог с островом, и выяснилось, что на острове даже висит деревянный указатель, направленный совсем не в ту протоку, по которой мы утром пропилили на рафте. Тут можно было объехать все бочки, зато валы были под два метра – приходилось идти по ним лагом, чтобы, увидав на вершине куда надо отработать, успеть это сделать. Идущего в пятнадцати метрах человека просто не было видно за валами! Разглядеть утром этот вариант с воды, конечно, было нереально. В лагере нас ждала жареная свинина, водка и мы еще долго делились своими впечатлениями.

Ubaye мне очень понравилась - и окружающей природой и WW, я надеюсь, что когда-нибудь еще выберусь сюда летом, для прохождения ее нижнего течения. И вообще, наиболее интересные речки во Франции расположены именно в этом центральном районе – Guisane, Romanche, Durance, Drac, Bonne, Guill, Biaisse и пр. на любой вкус, любой сложности и с различным расходом. Если нет особого желания ездить, можно уплаваться в радиусе 150 километров. Да и до Гранд Каньона на Вердоне здесь немногим дальше.

Утром мы укатили к главной цели нашего путешествия – Вердону. Тут тот редкий случай, когда нам таки удалось срезать через горы (дорога не поднималась выше 1300 метров) и уже к обеду мы были в Castellane. До позднего вечера мы ездили вокруг Гранд Каньона на автобусе, постоянно останавливаясь и наслаждаясь величием этого творения природы. Поселились в кемпинге, за километр до конца Pre-canyon. Наутро был намечен наш с Володей старт в Гранд Каньон, а на рафте мы решили через день пройти Pre-canyon.

Стартовали в12, поверив на слово информации, про то, что наши про-падлеры, двумя неделями раньше прошли все за 4 часа, попросили встретить нас в 17 на озере. На всякий случай взяли легкий перекус, литр воды, запасное весло, спасконец и телефон. Правда, последний заработал только за три километра до выхода из каньона. Пройти надо было 36 километров, уклон составляет всего 4м/км, расход не пугал и составлял около 35 кубов (вместо 18 летних по книжке). Красота неимоверная. Дорога по правому берегу ушла в горы. Мы сразу решили для себя смотреть все, что не видно с воды и впоследствии не один раз убеждались в правильности этой установки. Но по началу просмотров мало и достаточно одному просто вылезти на ближайший камень, чтобы определить линию движения. И вдруг видим рыбаков, а затем спуск в каньон по нормальной лестнице с перилами.

Если вы внимательно посмотрите на схему, то увидите пунктир вдоль реки – это хорошая тропа, идущая от Point Sublime до L’estellie в самом начале она больше километра идет в туннеле вырубленном в скале на высоте метров 20 от воды, с вырубленными смотровыми окнами в каньон. На этом участке два пешеходных моста через реку, один в районе туннеля, а другой в L’estellie. По второму тропа переходит на левый берег и становится гораздо хуже, местами представляя собой просто разметку краской на огромных камнях, показывающую, через которые надо перелезать, а под которые подлезать. Потом, километров на 14 тропа пропадает, а затем вновь появляется по правому берегу. По этим тропам ходит туча треккеров, и говорить о ненаселенности каньона язык не поворачивается, так же как и о том, что выбраться из него невозможно – спуски есть и они отлично оборудованны. А вот каякерами мы опять были единственными и вызывали у отдыхающих массовый восторг. Приходилось довольно часто махать ручкой. Мы довольно быстро, без обносов, проплыли участок 3+ до L’estellie. В обозначенном пороге 4+, расположенном в районе второго пешеходного моста, мы дружно полегли в выходной косой бочке, куда идет вся вода, а скорости в нужном направлении набрать не успеваешь. Дальше просмотров становится больше, но пока все проходимо. Сплав напряженный, но технически сложных препятствий практически нет. Дошли до порога Styx (Стикс – это из мифологии – река в преисподней). Все сужается до двух метров, берега с причудливыми выступами, образующими здоровенные поганки. В начале, на скале правого берега, табличка с названием. Просмотрели до конца – все чисто завалов нет, проходим, идем дальше. Через метров пятьсот на крутом левом повороте видим, что от подмытой рекой скалы оторвался огромный кусок и основная вода обтекает его под скалой. Удалось просочиться по канализации слева, не заходя в подземелье. Вообще, прижимы под нависающую стенку, также как лабиринт из здоровенных камней – довольно характерная для Вердона картина. Еще немного и мы на правом повороте еле успеваем выброситься на отмель левого берега – улова нет, а течет прилично. Даже после первого беглого взгляда ясно, что предстоит долгий и трудный обнос. На протяжении метров 200 река сплошь завалена глыбами, по ним можно спокойно долезть до скалы противоположного берега и воду внизу даже не видно. В начале тропы обноса табличка в память погибшего в 1976г. каякера. Обносили 50 минут(!) с использованием спасконца и проходящих сердобольных треккеров. Может, в малую воду там и открывается какой проход, но верится с трудом. Вскоре после этого еще один короткий обнос – бревно, застрявшее в единственном проходе. Речка становится попроще, а тропы больше не видать – доплыли до троечного участка. Замечаем, что уже прошло 5 часов с момента старта, а осталось пройти еще треть. Останавливаемся на 15 минут перекусить. Телефон не работает – нет сети, что, в общем-то, и следовало ожидать. Придется нашим друзьям нас подождать. Доплываем до очередного сужения, первый же просмотр – и обнос метров 50. Это обозначенный “Les Syphons de Cavalet” - цельный булыжник, диаметром метров 30, застрявший таким образом, что перекрывает реку целиком и вся вода медленно под ним просачивается. Это был последний обнос. Еще пара километров слалома между каменными глыбами и мы, наконец, выплыли на гладкую воду. Опять появилась тропа по правому берегу, только туристов не видать – дело к вечеру. Полчаса гладкой гребли, купание под водопадиком, красиво падающем с правого берега – и вот он мост и наш автобус. На прохождение Гранд Каньона двумя каяками мы затратили 7,5 часов, из них где-то 1,5 - 2 часа были потрачены на просмотр и чуть больше часа на обносы. В прохождение за 4 часа верю с большой натяжкой и то, только с местным гидом, знающим реку. В остальных случаях не советовал бы экономить время на осмотрах.

На следующий день рафтом и одним каяком прошли Pre-canyon от моста в Castellane до нашего кемпинга. Конечно, этот участок тоже красив, но не идет ни в какое сравнение с великолепием Гранд Каньона, да и сложность его в книжке 3(4) явно завышена. Имеется всего один неплохой короткий порожек – его хорошо видно с дороги.

Пообедали и рванули в Монако. Ехать часа два с половиной, если по платному автобану. Покатались на автобусе по трассе Формулы-1, там вовсю собирали трибуны, узко, непонятно, как тут можно обгонять? Сходили во дворец. Очень много полиции – будки буквально у каждого приличного дома. Масса крутых яхт в порту. Почти все паркинги подземные. Половина городских дорог с всевозможными развязками проходит по прорубленным в скале туннелям – и там везде работает телефон! Ощущение такое, будто находишься в огромной пятизвездочной гостинице. Дальше полтора дня по автобанам (по большей части, они – платные) в сторону Женевы с попутным осмотром достопримечательностей. В Авиньоне посмотрели папский дворец – интересно.

Отвезли наших друзей в аэропорт, загрузили барахло в микроавтобус и рванули домой в Москву. Больше всего удивило то, что на Германско-Польской границе в 3 часа ночи напрочь отсутствовали немцы! Поляки говорили, что они спят и будут утром. То есть народ спокойно въезжает из Польши в Германию без всякого контроля с их стороны. С трудом в здании таможни поставили в паспорта штампики на выезд из Шенгена. Дорога Женева – Москва в объезд Швейцарии и Чехии заняла 37 часов “грязного” времени, что совсем неплохо для дизельного автобуса. Общий пробег за всю поездку составил 9600 километров. За всю поездку нас нигде ни разу не оштрафовали.

В качестве вывода скажу, что сезон, конечно, начинается там в середине апреля, но мы не встретили ни на одной реке ни одного “местного” или приезжего каякера (кроме тренирующихся слаломистов), правда видели 3 машины с каяками и несколько коммерческих групп на рафтах на верхнем участке Вердона. Нам говорили, что такая мерзкая погода в мае – норма для этих мест. Лучшее время для посещения – июль/август. Значительная часть кемпингов, ресторанчиков и отелей закрыта – они начинают работать ближе к лету или зимой, в горнолыжный сезон. В провинции просто, как будто все повымирали – народу на улицах очень мало. По-английски объясниться очень непросто. Сервис очень ненавязчивый – например, многие рестораны работают утром до 12 и вечером после 19. Обедай как хочешь. Выручали взятые из Москвы продукты и супермаркеты, которых, кстати, надо еще поискать, да и те не работают поле 19 – 20 вечера, а также по праздникам (мы застали два – 1 и 8 мая) и воскресениям. Также не рассчитывайте в это время на проезд по горным дорогам, выше 1500 метров могут быть проблемы.

Но, несмотря ни на что, мы все остались очень довольны - грандиозная природа, много хорошей воды, ненавязчивая культурная программа – все оставило массу приятных впечатлений и воспоминаний. Чем дальше таким образом забираешься, тем больше хочется и все шире кажутся границы достижимого. Следующая наша цель – Норвегия в июле.

Кстати, в ближайшее время готовится каякерская экспедиция на Шри-Ланка. Это место не просто популярно среди туристов, оно действительно очень привлекательно для любителей всех родов активности.