туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  саяны (none)  >>  Нижний Кураган 2002. Отчет А.Ласкеева
Н.Кураган Нижний Кураган Иолдо Катунь
Н.Кураган Нижний Кураган Иолдо Катунь
Автор: Александр Ласкеев, г. Москва Нижний Кураган 2002

Выводы и рекомендации

Маршрут по рекам Иолдо, Нижний Кураган и Катунь представляет интерес как со спортивной, так и с познавательной точки зрения. К его достоинствам относятся удаленность от цивилизации, незначительное воздействие людей на окружающую среду, красивые ландшафты и интересные в спортивном отношении препятствия.

Если начинать сплав от р. Караайры (Осиновка), то маршрут, по нашему мнению, соответствует четвертой с элементами пятой категории сложности. Элементами пятой категории здесь являются пороги No14 Каскадер и No43 Прорыв. Если эти препятствия обнести, то маршрут следует классифицировать четвертой категорией сложности. Если начинать сплав от начала Хазинского (Иолдинского) каньона, то, с учетом обноса Второго каньона, маршрут соответствует пятой категории сложности.

Второй каньон - сложнейшее препятствие Нижнего Курагана. В доступных описаниях Второй каньон оценивается 6-й категорией сложности. Возможно, эта оценка близка к истине.

Осиновка, приток Нижнего КураганаИнтересным местом для "покатушек" является предустьевой участок р. Караайры (Осиновки) - очень большой уклон (более 50 м/км) и весьма небольшой расход (при нас был около 10 м3/с) делают его интересным для каякеров.

Интересным представляется пеший радиальный выход к Аккемскому озеру и к Аккемскому леднику (от Катуни вдоль р. Аккем). Изначально мы планировали сходить до Аккемского ледника, но по воле судьбы мы туда не попали.

Другой вариант радиальной пешки - после пешей заброски, от р. Караайры (Осиновка) вверх по р. Иолдо. Возможные варианты: до озера Иолдо, до Кучерлинского озера или до Аккема. Возможны и другие варианты. По нашему мнению, радиальный выход от Караайры до Аккема представляет наибольший интерес.

Возможны варианты подхода к месту начала сплава через долину соседней р. Кучерлы. На наш взгляд, этот подход не является оптимальным, так как значительно увеличивает протяженность пешки. Чтобы от пешки получать удовольствие, необходимо, для начала, избавиться от большей части экспедиционного барахла, вес которого составляет 40-50 кг на особь мужского пола и 30-40 кг для особи женского пола соответственно ;-).

Оптимальное время для путешествия - с июня по август. При этом до середины июля, очевидно, следует рассчитывать на высокую или очень высокую воду. В августе воды значительно меньше чем в июле. В это же время вероятность теплой и солнечной погоды наиболее высока, однако, совсем исключить дождливой погоды нельзя.

Неторопливое обстоятельное прохождение маршрута занимает 2.5 недели (17 дней) от Москвы до Москвы, если лететь самолетом в оба конца и, соответственно, 3 недели (21 день) если ехать в оба конца поездом.

Пешая заброска до Осиновки занимает не менее 3 дней (у нас получилось за 3.5). Прохождение Нижнего Курагана от Осиновки до Катуни занимает 4 дня. В случае прохождения верхних каньонов целесообразно поставить базовый лагерь у моста через Осиновку, а с собой взять только суда и специальное снаряжение (пешка налегке от Осиновки до начала Хазинского каньона занимает около 2 часов). При таком раскладе на прохождение верховьев следует закладывать 2-3 дня. Сплав по Катуни... От Н. Курагана до Ини около 90 км - в режиме бревна за 8-9 часов, то есть за один световой день пройти можно....

Самым крупным недостатком маршрута, по нашему мнению, является необходимость пешей заброски, пусть небольшой (бывает и хуже), но все же. Однако дело меняется в лучшую сторону, если удается в Катанде арендовать лошадей.

Естественно, в графике должны быть заложены резервные дни.

Заканчивать сплав, на наш взгляд, следует в поселке Иня. Катунь положительных эмоций не вызывает.

Реки Иолдо и Нижний Кураган были пройдены на плотах, четырехместных и двухместных катамаранах, каяках. Вот про рафты и каркасные байдарки информации найти не удалось. Из всего этого перечня наиболее подходящими, на наш взгляд, являются двухместные спортивные катамараны малого и среднего объема (не более тонны) и полиэтиленовые каяки.

Следует так же заметить, что описание Д. Кувалина, уже многократно упоминавшееся, сделано весьма качественно. Во всяком случае, существенных расхождений описания с реальностью замечено не было.