">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки (none) (none)  >>  Водные маршруты Алтая и Саян


Источник: Игорь Архипов

Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршиков М.И.

Водные маршруты Алтая и Саян

Тула 1994

Часть 1. АЛТАЙ 

На юго-востоке Западной Сибири расположен Горный Алтай с примыкающими к нему с севера Горной Шорией и Кузнецким Алатау. Алтай — это сложная система хребтов высотой до 4500 м. Оледенение небольшое, но Катунь, Чуя, Аргут имеют до 10% ледникового питания. С высоты 1000 м до 2000 м долины Алтая покрыты хвойными лесами (лиственница, кедр, сосна, пихта) с примесью лиственных пород. Более низкие горы Горной Шории и Кузнецкого Алатау почти сплошь покрыты хвойными лесами. В межгорных котловинах располагаются высокогорные степи. В лесах много ягодных кустарников — малины, смородины, жимолости, крыжовника. В верховьях рек растет облепиха, встречаются лекарственные — золотой и маралий корни. Рыбы в реках Алтая мало, климат — континентальный.

Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным сообщением (и авиационным) с Горно-Алтайском, откуда уезжают по Чуйскому и Уймонскому трактам. На юг Алтая можно добраться через г. Усть-Каменогорск и далее по дороге на Катан — Карагай — Урыль — Берель — Рахмановские ключи. В восточной части района есть дорога Бийск — Артыбаш, откуда до Чадра по Телецкому озеру ходит теплоход.

Все реки района принадлежат к бассейну Оби, к основным сплавным относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, а также Мрас-су в Горной Шории. Оптимальное время для сплава — с июля по сентябрь. К достопримечательностям Алтая. можно отнести Телецкое озеро и озеро Маркаколь. Довольно интересен своеобразный туристский музей на "стрелке" p. Аргут. Есть два заповедника: Алтайский и Маркакольский. Благодаря разнообразию природных условий и сравнительной легкости заброски (можно без авиации), Алтай является одним из самых популярных районов для туристов-водников.

При переходе туристов от рек Карелии, Кольского полуострова и Европейской части России к маршрутам на Алтае и в Саянах, следует иметь в виду, что при этом меняется характер препятствий. Чередование порогов и плесов, характерное для северных рек, на Алтае (в Саянах) сглаживается и может исчезнуть вовсе. Таким образом, сплав становится эмоциональнее, напряженнее, а следовательно, заметно опаснее. Вопросы страховки требуют более внимательного подхода.


р.Катунь (1)

Пос.Язевка — p. Катунь — пос.Манжерок б. — VI, н. — V к.с.

Протяженность сплава 480 км, продолжительность: 15-18 дней, сезонность: июнь — август.

Чтобы попасть к началу сплава, нужно доехать до пос.Язевка из г.Усть-Каменогорска через п. Катон-Карагай. В сухую погоду до Катуни от Язевки около 20 км можно доехать на машине "Урал", а в дождь часть пути или весь придется идти пешком. В месте выхода грунтовой дороги на Катунь лес, пригодный для строительства судов, вырублен.

После 50 км многочисленных шивер II-III к.с., за притоком, круто падающим справа, начинаются "Щеки". Из 5 ступеней наиболее сложны З-я и 4-я — IV к.с. — в мощном потоке, сжатом скалами, лежат большие глыбы в центре. Далее около 80 км довольно спокойного сплава, по обоим берегам — горелый лес. После клочков горелого леса на правом берегу начинаются шиверы. На этом участке их 5-6, наиболее мощная — "Часы" — IV к.с. находится в середине участка.

Через 20 км начинается разбой на протоки и дер.Кайтанак, связанная автодорогой с Усть-Коксой, расположена на левом берегу (есть магазин, почта). Через 10 км ниже — дер.Огневка, за нею, на таком же расстоянии пос.Усть-Кокса, откуда на рейсовом автобусе можно попасть в Горно-Алтайск. В поселке есть аэродром, магазины, почта, сырозавод. На реке постоянный разбой на протоки, перед Огневкой для прохождения лучше левые, а после Усть-Коксы правые протоки. Катунь собирается в одно русло лишь перед дер.Замульта (есть магазин, ходит автобус в Усть-Коксу).

5 км ниже пос.Аккем (с воды заметен плохо) начинается "Труба" или Аккемский прорыв — наиболее сложное препятствие Верхней Катуни. Это скальный каньон длиной 4-5 км, с большим падением, сжатый скалами в начале до 10 м. Перед прорывом шиверы становятся мощнее, берега круче. Левый берег делается отвесным, и на левом повороте реки расположена мощная входная шивера — IV к.с., напоминающая первый слив Аккемского прорыва. Из восьми ступеней "Трубы" наиболее сложны первая, вторая и четвертая — V к.с. В первых двух ступенях основную опасность представляют мощные сливы с жесткими валами высотой до 2.5-3.0 м, в четвертой — мощные бочки высотой до 2.0 м. Выход из основной струи местами весьма сложен, камней в потоке почти нет. После четвертой ступени характер реки постепенно упрощается. В устье Аргута — импровизированный музей туристского творчества.

После впадения Чуи (справа) Катунь становится еще мощнее, к валам добавляются водовороты. Перед пос.Пня несколько шивер III-IV к.с. В поселке есть столовая, магазины, почта, пекарня, баня, проходит Чуйский тракт, по которому можно уехать в Горно-Алтайск. Ниже Ини шиверы III-IV к.с., последняя напоминает порог Ильгуменский — V к.с., находящийся сразу за устьем левого притока Б. Ильгуменя. Просмотр порога удобнее с правого берега. Высота валов в нем достигает 3.0 м.

Почти сразу за устьем Кадрина, круто падающего справа, начинается Кадринский прорыв — почти непрерывная цепь мощных шивер III-V к.с., длиной 3-4 км с валами высотой до 2.0 м. Проход в шиверах чаще ближе к правому берегу. Через 3-4 км ниже прорыва, за устьем правого притока Кузюра левый берег становится отвесным, а правый — крутым — у него в русле лежит скала — это ориентиры одного из мощнейших порогов Катуни — Шабаша — V к.с., имеющего две ступени. Одна из последних шивер Кадринского прорыва напоминает порог внешним видом. В обоих сливах порога мощные валы высотой до 3.5 м, пульсирующие бочки. Уйти из струи во 2-ой ступени сложнее. Возможность прохождения препятствия в зависимости от типа судов, нужно оценить на месте.

До дер.Куюс (с воды не видна) на Катуни ряд мощных шивер II-V к.с. с валами до 3.0 м, камнями и бочками. Из деревни ходит автобус в Горно-Алтайск.

Ниже устья правого притока Эдигана, после мощной шиверы, на Катуни находятся пороги "Тельдекпень-1" и "Тельдекпень-2". Перед первым — удобный улов у правого берега. Катунь течет здесь в коротком каньоне с изрезанными берегами высотой до 20 м. Река сужается до 15-20 м, имеет большую глубину и сложную динамику потока, вызывающую образование воронок и мощных водоворотов. Порог "Тельдекпень-2" начинается за подвесным мостом через несколько десятков метров от предыдущего. Характер порога тот же, что и перед ним, но короче и проще. На пороге, расположенном перед селом Клайда, начинается строительство Катунской ГЭС.

В Чемале — климатический курорт, отсюда — рейсовое сообщение с Бийском и Горно-Алтайском. Горно-Алтайск связан автобусным сообщением с Бийском и Барнаулом, а также воздушным с Барнаулом.

В 2-х км ниже Чемала после поворота налево впереди встает "спина" гигантского динозавра — ряд скал, стоящих гребнем почти вдоль реки. Важно повернуть направо перед этой спиной, что помогает сделать отбойная волна от скал. В промежутках между зубьями Катунь падает водопадными сливами.

До Уста-Семы, где на берег Катуни выходит Чуйский тракт, ряд мощных шивер с валами, камнями и бочками.

Последний "Манжерокский порог" состоит из ряда сливов между невысокими скалами в русле. В верховьях Катуни растет золотой корень, на всем маршруте есть грибы, черемуха, малина, смородина, можно найти эдельвейсы.

Литература: [1], [2], [14].

К началу документа


р.Урсул — p. Катунь (2)

Пос.Туекта (с.Онгудай — p. Урсул — p. Катунь — пос.Манжерок (п.Чемал) — (б. — V, н. — IV к.с.)

Протяженность сплава 270 км, продолжительность: 10-14 дней, сезонность: июнь — август.

Урсул — левый приток Катуни, берет начало на северных склонах Теректинского хребта и в верховьях течет по Урсульской степи. К начальной точке сплава, дер.Туекте, можно доехать рейсовым автобусом Бийск — Онгудай или попутной машиной.

У Туекты Урсул течет в широкой долине, сильно петляя. По берегам узкая полоска ивняка, есть береза, лиственница. После села Шешикман река разбивается на рукава, в некоторых — завалы. За поселком Яичет протоки сливаются и Урсул течет одним руслом до райцентра Онгудай. Далее до устья правого притока Улюты характер пути не меняется: скорость до 4 м/с, шиверы с обилием камней, после моста за устьем p. Улюты начинается каскад шивер, сложность которых весьма зависит от уровня воды. По берегам много черемухи, костяники, смородины и грибов.

Порог "Хабаровская ГЭС" следует просмотреть по левому берегу с остатков дамбы, заметных с воды. За порогом к Урсулу вплотную подступают горы, и река входит в каньон с круто обрывающимися в воду скалами высотой 20-30 м. На высоком левом берегу — обелиск, заметный издалека. В каньоне порог "Створ", сложный в преодолении. До порога на реке сложная шивера длиной более 2 км, осмотр возможен с обоих берегов. При высокой воде это наиболее сложное препятствие Урсула до Нижнего Каньона, и имеет V к.с. для надувных судов. В большую воду целесообразно просмотреть весь участок от порога "Хабаровская ГЭС" до порога "Створ", в районе которого Чуйский тракт, шедший вдоль Урсула, уходит круто вправо вдоль ручья Малый Ильгумень в долину Катуни.

После "Створа" шиверы и прижимы на всех поворотах русла, участки быстротока осложнены камнями, плохо заметными с воды. До Степушки — небольшой фермы на правом берегу можно выделить порог "Черная яма" через 7 км от порога "Створ", с двумя бочками в середине. Просмотр — с левого берега, ближе к нему удобнее и пройти.

Через 300 м — прижим под скалу левого берега, за ним каскад шивер на протяжении нескольких километров, после чего препятствия упрощаются, на правом берегу есть пасеки, где можно запастись медом. От моста за деревней по левому берегу реки идет хорошая тропа в устье Урсула, через 1.5 км за мостом на высоком левом берегу изба, в 300 м ниже — большая поляна, отсюда можно сделать 4-х километровый обнос до p. Катунь. За Степушкой начинается километровая шивера, заканчивающаяся порогом.

"Замок" — началом нижнего каньона Урсула. За левым поворотом, перед которым река почти перегорожена по всей ширине глыбами, надо чалиться у левого берега для просмотра порога "Замок" — габаритного непрохода.

Нижний каньон состоит примерно из 20 препятствий (10 порогов и столько же шивер), к воде для просмотра можно спуститься не везде, удобных мест для чалки в каньоне мало, тропа идет по обоим берегам на несколько сот метров выше воды.

На участке можно выделить пороги No4 (справа со стены низвергается водопад высотой 15 м) с мощным сливом высотой 1.5 м, No6 "Ворота" с резким сужением русла, прижимом под левую скалу с косыми валами высотой до 1.5 м, No7 с заходом в виде узкой щели у левого берега, русло забито камнями, косые валы в 1.5 м высотой за сливом. Последнее препятствие Урсула — шивера "Финиш", насыщенная камнями. Нижний каньон — препятствие V к.с. для надувных судов, его можно пройти за 40 минут сплава. В устье Урсула удобное место для стоянки, но плохо с дровами.

Путь от устья Урсула до пос.Манжерок описан в маршруте No1.

Литература: [1], [2], [15].

К началу документа


р.Сумульта — p. Катунь (3)

С. Эдиган — переход до устья p. Ижима — p. М.Сумульта — p. Б.Сумульта — p. Катунь — пос.Чемал (н. — V к.с.)

Протяженность сплава 240 км, протяженность пешей части 45 км, продолжительность: 16-18 дней, сезонность: июнь — август.

р.Сумульта — правый приток p. Катуни. Пеший переход начинается из с.Эдиган, куда можно попасть автотранспортом из г.Горно-Алтайска или пос.Чемал. В с.Эдиган можно арендовать вьючных лошадей. От пилорамы на p. Эдихта начинается тропа планового туристского маршрута No77, через 1 км она сворачивает в долину левого притока p. Эдихты-Алылду и через 16-17 км поднимается серпантином на перевал Ташаньел. С перевала идет спуск в неглубокое понижение, затем тропа за уводом приводит через перевал Сайгоным в широкую долину p. Тогузколь. По ней путь идет долиной одноименной реки до p. М.Сумульта.

Выйдя в верховья М.Сумульты, можно начать сплав по ней до устья, протяженностью 90 км. Сначала p. М.Сумульта течет одним руслом, образуя непрерывную цепь сложных порогов и шивер со сливами до 2 м. За левым притоком, p. Сергезо, расположен очень сложный и длинный каскад порогов длиной до 5 км, который заканчивается незадолго до устья левого притока, p. Верхн.Куртучек. Перед правым притоком, p. Алес, М.Сумульта входит в каньон длиной около 2 км, где расположены сплошные пороги. От устья Алеса и до слияния с Б.Сумультой на реке сравнительно простые препятствия. До Катуни остается 30 км. На М. и Б.Сумульте насчитывается 30 препятствий. Максимальный уклон до 50 м/км, расход воды близко к устью М.Сумульты около 50 м3/с.

Ниже слияния М. и Б.Сумульты в 500 м расположен водопадный слив высотой до 2 м с обилием камней. Следующие 2 км — непрерывный сложный порог, который заканчивается еще одним водопадным сливом высотой до 3 м. Весь этот участок следует разведать по хорошей конной тропе левого берега. В 150 м ниже 2-го водопада начинается каскад из З-х шивер, оканчивающийся порогом No8. Далее идут подряд 4 порога, которые надо разведать. Из них наиболее сложен порог На 12 с мощным узким сливом и камнями. Ниже пороги средней сложности чередуются с шиверами.

В 3.5 км ниже устья реки Балтырган находится сложный порог No23, просмотреть который удобнее с левого берега, после чего преодолеть левой стороной русла, где есть узкие проходы между крупными камнями. Ниже этого порога препятствия упрощаются. Самый крупный из оставшихся — порог No29 в устье реки Кызыл-Оюк. От с.Саракол до устья p. Б.Сумульты — непрерывный каскад шивер средней сложности. Дальнейший путь по p. Катунь описан в маршруте No1.

Литература: [1], [5], [6], [16].

К началу документа


р.Кадрин — p. Катунь (4)

Р.Кадрин — p. Катунь — пос.Чемал (н. — V-VI к.с.)

Протяженность сплава — 240 км, продолжительность: 12-16 дней, сезонность: июнь — август (не включено время на пеший подход).

Пеший переход в верховья p. Кадрин возможен с p. Башкаус или с Чуйского тракта. Возможны и другие варианты. В случае пешего перехода с p. Башкаус можно его начать от устья левого притока Кудсора (ниже каньона Открытый). В этом случае переход на p. Кадрин идет вдоль Кара-Кудсора, затем вдоль его левого притока Палкаштаяна. Через невысокий, неявно выраженный на местности перевал выходят на p. Чохур, вдоль которой двигаются до ее устья, а затем вдоль Кадрина до устья правого притока p. Улусу. Всего пешая часть длиной 90 км. по плохим тропам через завалы и буреломы.

Примерный расход воды в начале сплава 30 м3/с. На верхнем участке реки длиной до 30 км средний уклон не менее 15 м/км. Река прорывает 2 хребта. Вначале много разбоев на протоки, завалов и прижимов под них, затем — непроходимый Ачикский прорыв, где река на длине 500 м падает не менее, чем на 50 м. В прорыве глухие многолетние завалы, каскад водопадных сливов. В следующем каскаде — Ачико-Супарском — 7 порогов, ряд завалов и несколько узких сливов. Далее по реке Суюхрский прорыв с 15-метровым водопадом. После 5 км чистой воды Чуленташский каскад порогов длиной 2.5 км и непроходимый Чуленташский прорыв в грандиозных скальных воротах. На среднем участке (от устья p. Чуленташ, впадающей слева) длиной 55 км Кадрин течет часто в межгорных котловинах, есть несложный каньон "Кадринские ворота", в середине участка — каскад из З-х туннелей. В низовьях Кадрина 3.5 км сплошных порогов и шивер перед самым устьем. Общая длина сплавного участка реки 90 км. Расход воды в устье ориентировочно 60 м3/с. Дальнейшая часть маршрута по Катуни (150 км) описана в маршруте No1.

Литература: [1], [2], [17].

К началу документа


р.Чуя — p. Катунь (5)

Пос.Кош-Агач (Ортолык) — p. Чуя (без прохожденя Мажойского каскада) — p. Катунь — пос.Чемал (Манжерок) — (б. — VI, н. — V к.с.). С прохождением Мажойского каскада — н. — VI к.с.

Протяженность сплава 380 км, продолжительность: 10-14 дней, сезонность: май — сентябрь.

В пос.Кош-Агач, находящемся впогранзоне, можно добраться рейсовом автобусом из Горно-Алтайска или самолетом из Барнаула. Первые 50 км сплава — от пос.Кош-Агач до слияния с p. Чагой-Узун — Чуя течет, разбиваясь на массу проток, по голым, выжженным солнцем стенам, в низких, местами заболоченных берегах, заросших кустарником и облепихой. В долине много стариц, где встречаются утки.

После впадения Чаган-Узуна слева река резко меняет свой характер: становится полноводнее, возрастает скорость течения, берега сужаются. На протяжении 45 км до моста, ведущего к альплагерю "Актру", почти непрерывно идут пороги, шиверы и перекаты, средний уклон Чуи 4,6 м/км, вдоль реки вьется дорога. Участок носит название Горной Чуи. Через 6 км ниже пос.Чаган-Узун появляются шиверы, затем каскад порогов, начинающийся между 510-509 км трассы Бийск — Ташанта. Всего на участке 26 препятствий, большую часть из которых можно идти сходу. Надо просмотреть порог No11 — "Прямой", находящийся у отметки "500.7 км" длиной 500 м, наиболее сложный на Горной Чуе. В русле много камней, с навалом воды на них, пенных ям глубиной более 1 м, косых валов до 1.5 м.

За мостом через дорогу из пос.Курай в альплагерь "Актру" река входит в Курайскую степь и вновь разбивается на протоки. Берега низкие, главная опасность на этом участке — завалы. У отметки "457 км" находится плотина Чуйской ГЭС.

У отметки "456 км" начинается участок Дикой Чуи, на котором можно выделить Менский и Мажойскй каскады порогов.

2-километровый Менский каскад начинается сразу же после плотины. Здесь мощные препятствия с уклоном до 15-20 м/км, с большим количеством камней, валами и ямами до 1.5 м, требующие тщательного просмотра и организации надежной страховки. Можно выделить 4 ступени, после последней — 2-километровый простой участок и далее Мажойский каскад — сложнейшая часть Чуи.

Мажой — это 20-километровое угрюмое ущелье, вверху которого снег лежит даже летом. Ущелье труднопроходимо и имеет каньонообразный характер, в нижней части переходит в каньон с обрывистыми стенками высотой 100 — 150 м. Чуя ревет мощнейшим потоком, продираясь через частокол камней, вспениваясь валами высотой до 4-х м и падая в водопадные сливы. Мажойский каскад начинается сразу за устьем левого притока Чуи реки Машасол (Мажой). Сначала идут пороги средней сложности, имеющие характер прижимов. Участок завершают два сложнейших порога "Суровый" и "Пирамида". "Суровый" пройти чисто очень сложно, многие группы заканчивали здесь маршрут из-за аварий.

Ниже участок с порогами и шиверами средней сложности длиной 2 км, переходящий в длинный порог "Гарнитур". Это начало сложнейшей части Мажоя. 17 порогов на 5 км требуют тщательной разведки и надежной страховки. Пороги "Сито", "Приманка", "Недотрога" непроходимы в малую и среднюю воду. Плотность препятствий очень высока, иногда в день преодолевается по 500 м. Каскад заканчивается длинным красивым порогом Зайсан, за которым горы расступаются и Чуя выходит в долину. До с. Чибит на Чуе перекаты и шиверы. Каскад удобно объехать на попутной машине по дороге в Чибит.

Следующее препятствие — порог No30 ("Сумрачный"), находящийся у отметки "423 км" за правым поворотом реки, имеет длину 600 м. Порог No31 ("Буревестник") начинается у отметки "422.5 км" через 400 м ниже "Сумрачного", имеет длину около 300 м и состоит из 2-х ступеней. 1-я почти вся перегорожена огромными "быками", во 2-ой — пульсирующий вал, высотой до 2-х м, за ним яма глубиной до 1.5 м. Порог надо просмотреть.

Через 0.5 км ниже устья p. Айгулак у отметки "414 км" — порог No35 ("Бегемот") — V-VI к.с. Необходимо причалить при появлении моста, под опорами которого находится первый водосброс высотой 1.5 м. Длина порога около 400 м, условно его можно разбить на 7 ступеней, наиболее опасны 1-я, З-я и 4-я. Высота пульсирующих валов в пороге достигает 2.5 м, глубина ям — 2.0 м. На З-ей ступени в сливе — "зуб", куда идет основная струя.

Через 2 км начинается порог "Классический" длиной 0.5 км, сразу за ним у отметки "410.5 км" — "Слаломный" длиной около 2 км. В этих порогах приходится маневрировать между глыбами. Высота валов и глубина ям достигает 1.5 м. До порога No52 можно плыть без разведки.

Порог No52 ("Турбинный") — один из З-х сложнейших порогов Чуи. Он расположен у отметки "370.6 км" и находятся за крутым левым поворотом реки. Это мощное препятствие водопадного типа, осложненное камнями в сливах и скалой в русле, делящей поток на 2 части. На протяжении 25 м падение воды составляет 4 м. Заходить в него лучше максимально прижавшись к левому берегу.

В в 600 м ниже "Турбинного" не менее опасный порог "Турклуб Горизонт" в узком скальном коридоре длиной 200 м. Это мощное препятствие со сливами и высокими валами, весьма проблематичное для байдарок, не очень простое и для надувных судов, кончается навалом на скалы правого берега. Последняя на Чуе шивера "Конечная" густо забита камнями и начинается у отметки "367.5 км". Ее длина до 2 км. Путь от устья Чуи до Манжерока описан в маршруте No1.

Литература: [1], [2], [5], [18], [19].

К началу документа


р.Кокса — p. Катунь (6)

Г. Лениногорск — p. Хойдун — p. Кокса — p. Катунь — пос.Манжерок (б-VI,н. — Vк.с.)

Протяженность сплава 460 км, продолжительность 16-20 дней. Сезонность: июнь — август.

Маршрут по рекам Хойдун, Кокса и Катунь отличается заброской туристской группы в бассейн Катуни через г.Лениногорск Восточно-Казахстанской области. Данный путь заметно короче подъезда через Горно-Алтайск и доступнее ввиду малой загруженности района, туристскими группами. При сплаве до Усть-Коксы или до нижнего Уймона маршрут может быть оценен II к.с., при расстоянии 160 км и продолжительности 7-8 дней. При сплаве до Тюнгура длина маршрута возрастает до 200 км, III к.с., 8-10 дней.

На реке Хойдун, одном из истоков Коксы, расположен вахтовый поселок лесорубов (магазинов и почты нет). Поселок связан с г.Лениногорском хорошей дорогой, по которой летом ежедневно включая выходные) ходят лесовозы. Целесообразно доехать рейсовым автобусом до села Поперечного (рейсы дважды в день) и в месте, где от трассы отходит дорога на село 4 км, искать попутный лесовоз.

Река Хойдун перед одноименным поселком — мелкая, быстрая, местами разбивающаяся на протоки, поэтому сплав целесообразно начать в 1-2 км ниже поселка, где река собирается в одно русло. После слияния с p. Ночная река называется Кокса. Река петляет в широкой долине, берега поросли смешанным лесом, встречаются завалы, в которых сета проходы. За селом Амур населенные пункты вдоль реки расположены через каждые 10 км. Перед селом Тюгурюк появляются первые малые шиверы. Перед устьем Коксы, после крутого поворота долины реки вправо, дорога, идущая по левому берегу, начинает подниматься от реки вверх — ориентиры порога — Громотуха. В пороге река образует прижимы к скальным выходам правого берега. За порогом цепь шивер, оканчивающихся на окраине пос.Уста-Кокса. Остановиться в поселке удобно возле четвертого моста на правом берегу, где расположат лесопарк. Центр поселка — на левом берегу, в 200 м от моста, через 1 км от которого Кокса впадает в Катунь. Дальнейший путь до пос.Манжерок описан в маршруте No1.

Литература: [1], [20].

К началу документа


р.Чулышман (11)

Кордон заповедника (или выше) — p. Чулышман — оз.Телецкое (н. — VI к.с.)

Протяженность пешей части — 18 км, протяженность сплава — 250 км, продолжительность сплава: 13-15 дней, сезонность: июнь — август.

Известно несколько вариантов подхода к Чулышману, позволяющих начать сплав от: — устья левого притока — Богояша; — пос.Язулу; — пос.Чодро; — зимовья Катуярык.

Исходная точка маршрута с. Мугур-Аксы (Мунгун — Тайга), куда можно прилететь самолетом из Кызыла. От села по хорошей грунтовой дороге доехать до оз.Хиндиктиг-Холь (машины ходят на стоянку рыбаков, от которой пройти вдоль озера) можно проплыть на моторке (пешая часть укоротится до 10-12 км) до его западной оконечности, истока p. Моген-Бурен, откуда удобнее двигаться по азимуту к оз.Джулукуль по всхолмленному, заросшему низким ерником плато с многочисленными болотцами и озерами. Дойдя до юго-восточной кромки Ажулукуля, сплавиться по нему до его северо-западной оконечности. Ориентир: большой скальный обломок почти правильной пирамидальной формы. Длинный узкий залив постепенно переходит в p. Чулышман.

От оз.Джулукуль до впадения своего крупного правого притока Оик-Ора Чулышман петляет по заболоченному, слабо всхолмленному нагорью. Некоторые шиверы на круто падающих участках реки настолько забиты камнями, что требуют обноса. Шиверу перед устьем правого притока Туту-Оюкаб обносят по правому берегу около 3 км. Пятикилометровую шиверу с уклоном 30-40 м/км перед впадением p. Богояш удобнее обносить по тропе левого берега. Против устья p. Богояш необходимо перебраться на правый берег.

Ниже Оин-Ора Чулышман входит в горы, по берегам лиственничная тайга, постепенно переходящая в кедровую. Уклон возрастает местами до 30-40 м/км. Обнос по хорошо набитой тропе правого берега около 10 км до устья левого притока — Уанду.

Через 10-12 км река огибает высокую светлую стенку правого берега, хорошо заметную издали. Левый скальный берег тоже круто обрывается вниз. Это начало "Язулинского каньона". После тщательной разведки обычно проходят первые 2-3 км каньона до "Чертова моста". Далее мощность препятствий возрастает и они становятся опасными, а берега почти отвесными. Обнос до пос.Язулу по тропе правого берега. В 500 м ниже впадения правого притока Верх. Кулаша через Чулышман высоко над каньоном перекинут "Чертов мост", под которым бушует 4 м водопад.

От моста начинается более сложный отрезок каньона, в котором много водопадных сливов и сложных порогов из них несколько, вероятно, еще никем не пройдены. Очень трудна здесь разведка и страховка. Средний уклон русла 27 м/км.

В Язулу имеется почта и магазин, напротив мост через реку, по которому тропа уходит через перевал на Саратан в долину Башкауса.

На участке от Язулу до устья Адулюгема, левого притока Чулышмана, вначале встречаются лишь несложные шиверы, далее — порог в крутой излучине реки у отвесной глинистой стены. Цепь камней в центре делит реку на 2 протоки, правая на выходе перегорожена камнями.

В получасе сплава от порога расположена бурная шивера, которая в 2-х км выше устья Адулюгема переходит в очень сложный порог "Мини-Каша". Там начинается трудное даже для плотов "Шавлинское ущелье", отличающееся большим уклоном, высокой скоростью потока, крутыми сливами, мощными валами, насыщенностью русла глыбами. При сплаве нужна детальная разведка. Обнос по тропе правого берега, которая пересекает Нижний Кулаш в 2 км выше его устья (сохранился старый мост). Ниже моста тропа трудная: иногда проходит по руслу ручья, местами заболочена. В 1 км выше устья Шавлы тропа круто, серпантином спускается к Чулышману.

В 20 км ниже Шавлы (два часа сплава в среднюю воду) расположен порог "Бегемот": чистый пологий слив в сужении реки и 1.5-метровые валы за сливом. Ниже еще 2 слива с валами до 2.5 м следуют друг за другом с интервалом 300 м.

В 30 минутах сплава от "Бегемота" Чулышман разбивается галечными отмелями на протоки и образует характерный изгиб, затем река сужается: справа — бом, слева — высокая терраса. Это "Труба". В 2-х км ниже — "Каша", самый опасный порог Чулышмана длиной 2 км. Он труднопроходим. Большое падение и мощные сливы делают прохождение очень рискованным. Участок от "Трубы" до "Каши" представляет собой сложную шиверу, преодолевать которую сходу нельзя. Обнос "Каши" — по хорошей тропе левого берега.

За "Кашей" 3 мощные шиверы с 1.5-метровыми валами, а через 2 км — порог "Ворота". Река здесь почти полностью перегорожена огромными скальными обломками, у левого берега узкий проход с 2 сливами, следующими друг за другом. Разведка по левому берегу. "Ворота" — начало 2-километрового порожистого участка, который нужно осмотреть. Ниже до зимовья Катуярык препятствий нет. Берега — мрачные скалы, лес постепенно пропадает, вдоль реки — узкая полоса тополей.

В 4 км ниже Катуярыка очень сложный "Туданский" порог длиной 2 км, которому предшествуют 2 более простых, отделенных от него и разделенных между собой плесами. Пороги надо разведать. Обычно обносят основные сливы "Туданского" порога, между двумя грядами огромных глыб, перегородивших реку. Прохождение остальной части препятствий возможно при уверенности, что удастся уберечься от переворота в мощных 3-метровых валах.

В 3 км ниже "Туданского" порога — последний каскад порогов Чулышмана — "Итыкайская цепь", начало которой труднопроходимо, либо непроходимо в зависимости от уровня воды — русло забито крупными валунами. Обнос — 500 м по террасе левого берега. В потоке и дальше много скальных обломков.

От устья Чульчи, правого притока Чулышмана, до Телецкого озера около 54 км — препятствий нет. В устье Чудышмана нужно сплавляться у левого коренного берега, чтобы ближе подойти к пристани "Мыс Кырсай". Отсюда теплоход "Пионер Алтая" ежедневно совершает рейс по Телецкому озеру до турбазы "Золотое озеро" (с. Артыбаш), откуда можно доехать до Вписка на автобусе или попутной машине. Можно также добраться сначала до с. Турочак, а далее самолетом или на водометном катере до Вписка.

Литература: [1], [2], [5].

К началу документа


р.Чульча (12)

Оз. Итыкуль — p. Чульча — p. Чулышман — оз.Телецкое (н. — с нижн. ущельем — VI к.с.).

Протяженность сплава 200-220 км, протяженность пешей части 84 км, продолжительность сплава 20-24 дня, сезонность: июнь — август.

Чульча — правый приток Чулышмана, средний уклон 10 м/км, среднегодовой расход в устье — 36 м3/с.

Дорога к началу сплава начинается в г.Кызыле, отсюда летают самолеты на Кызыл — Мажалык, где надо искать попутную машину, в направлении пос.Кара-Холь через пос.Кызыл-Тайга. В пос.Кара-Холь есть почта, магазины. Здесь можно договориться о дальнейшей заброске на машине до оз.Кара-Холь (длина его 12 км). Тропа идет вдоль западного берега озера — пеший переход около 9 часов до устья p. Манагы, где есть несколько домов. Дальше путь идет вверх по Манагы (около 10 км — транспортная дорога) до перевала Пограничный через Шапшальский хребет, затем вниз к реке Кумый и озеру Иты-Куль. Тропа все время идет по верховым болотам, заросшим карликовой березой, и ивой. Из озера Иты-Куль начинается Чульча.

Первым серьезным препятствием на реке является Иты-Кульский каскад, начинающийся практически от истока, насчитывающий 9 препятствий и заканчивающийся после впадения справа ручья. Дальше 10 км спокойной воды, затем после шиверистого участка за устьем правого притока — реки Продан — начинается Проданский каньон длиной 1.5 км. Возможен обнос судов по правому берегу. Ширина реки в каньоне доходит до 2 м, в нем есть водопад высотой 10 м.

За Проданским каньоном 15 км быстротока, затем участок шивер и за устьем правого притока — p. Сайгоныш — начало Сайгонышского каньона длиной 4 км с порогами и мощными шиверами. Тропа для обноса вещей проходит высоко над рекой вдоль правого берега.

Через 1.5 км несложных шивер начинается очередной каньон — Андусу, длиной 1.5 км. Ориентиром его начала является отвесная скальная стенка правого берега. Препятствия: пороги и шиверы средней сложности.

Четвертый каньон — Контюкшу — начинается за устьем одноименного левого притока. Длина ущелья 1 км, просмотр препятствий — по левому берегу. Высоко над рекой по правому берегу есть тропа для обноса, по которой можно обнести и следующее препятствие — Большой прорыв, длиной 13 км, являющееся основным препятствием маршрута (из проходимых). Средний уклон в "Прорыве" — 18 м/км. Препятствия очень сложные и мощные, их необходимо разведать (в случае прохождения), общее число препятствий в "Прорыве" достигает 30.

От конца "Большого прорыва" 4 км до каньона "Щель" длиной 1 км. Ориентиром его является вертикальная скальная стенка у правого берега, следа у берега в воде — огромная глыба. Ширина реки в "Щели" доходит до 2-х м, каньон непроходим. Очень сложный обнос по высокому левому берегу. Следующее серьезное препятствие — Саразюкский мини-каньон длиной 400 м — начинается за устьем правого притока реки Саразюк (водопад). Дальше чувствуется подпор воды — впереди большая шивера длиной 400 м с возможным обносом по тропе правого берега. Уклон в препятствии большой, в русле много обломков скал, вода с громадной скоростью бросается от одного берега к другому, вода вспененная, поток пульсирующий, зачалиться негде, вероятность безаварийного сплава мала.

Дальше 7 км спокойной воды, затем после поворота реки вправо виден срез воды и дальний левый берег. Это начало Большого Чульчинского водопада длиной 250 м и высотой 250 м. Обнос по правому берегу. За ним идет участок малых водопадов и порогов практически до устья Чульчи. Следует иметь в виду, что в Чульче, в отличие от других рек, совсем нет рыбы. Сплав по Чулышману до приюта "Чулышман" на Телецком озере — 48 км без препятствий занимает 6-8 часов чистого времени.

По Телецкому озеру ходит теплоход — "Пионер Алтая" до турбазы "Золотое озеро", откуда на автобусе или попутном автотранспорте можно доехать до пос.Турочак, который находится на реке Бис и связан водным транспортом с г.Бийск (или до самого Вписка).

Литература: [1], [6], [12], [13].

К началу документа


р.Башкаус (13)

Устье p. М. Кокури — p. Башкаус — p. Чулышман — оз.Телецкое (н* — VI к.с.)

Протяженность пешей части — 40 км, протяженность сплава — 225 км, продолжительность сплава: 20-25 дней, сезонность: июнь — август.

Башкаус относится к числу наиболее сложных из пройденных туристами на Алтае рек из-за чрезвычайной насыщенности препятствиями (общее их число 214 на 185 км). Башкаус — левый приток Чулышмана — берет свое начало из озера в восточной части Курайского хребта на высоте 2500 м. Возможность сплава на байдарках по Башкаусу есть не везде. На Нижнем ущелье ее практически нет.

Средние уклоны:

- в верховьях — 6-9 м/км; — в среднем течении — 2.5-3 м/км; — в нижнем течении — 15-24 м/км.

Среднегодовой расход в устье — 80 м3/с, площадь бассейна 7770 км2. Продольный профиль Башкауса отличается от аналогичных характеристик других рек Алтая. Он имеет небольшие уклоны в верховьях и среднем течении, затем они резко возрастают в низовье реки.

Заброска на Башкаус начинается из пос.Кош-Агач, связанного автобусным и воздушным сообщением с Горно-Алтайском. В Кош-Агаче можно нанять машину и доехать вверх по ущелью p. Табошак на 15 км до раздвоения долины. Отсюда тропа к перевалу через Курайский хребет в долину p. Малой Кокури уходит в левую долину притока и поднимается вверх вдоль ручья, затем выходит на заболоченное перевальное плато. Из озер на нем начинается p. М. Кокури, по долине которой тропа идет до поляны на "стрелке" М. Кокури и Башкауса, удобной для стоянки.

Наиболее сложные препятствия маршрута сосредоточены в 7 каньонах и 30-километровом "Нижнем ущелье". Условно маршрут можно разделить на 3 участка:

  1. Верхний Башкаус (устье p. М. Кокури — устье p. Б.Улаган), длина 90 км, средний уклон — 6 м/км (5 каньонов).
  2. Средний Башкаус (устье p. Б. Улаган — устье p. Ата-Кара Су), длина 62 км, средний уклон 4 м/км (2 каньона и 3 участка шивер).
  3. Нижний Башкаус (устье p. Ата-Кара Су — устье p. Чебдар), длина 33 км, средний уклон 15 м/км (82 препятствия из 214).

Помимо этого, туристам полезно знать, что растительный и животный мир в бассейне Башкауса очень разнообразен. В истоках реки преобладают альпийские луга и горная тундра, затем — зона леса — северные склоны и долины рек; южные склоны (правый берег реки) — сухие и безлесные, в нижнем течении Башкаус выходит в лесостепь и степь.

В устье p. М.Кокури — 1-ый порог Башкауса, далее на протяжении 10 км — шиверы и перекаты. В большую воду высота валов в шиверах доходит до 1.5 м, в малую обнажается большое количество камней. Встречаются острова, в протоках — стволы упавших в воду деревьев.

В 2 км ниже устья Кумурлу, впадающего справа, расположен порог, за ним — 2 шиверы, последние переходят в каньон "Прямой", вход в который виден с реки с середины шиверы. Каньоном "Прямой" открывается серия наиболее серьезных препятствий Башкауса. Это узкий (3-20 м) скальный коридор длиной 300 м с высотой стенок 10-15 м. Его отличают большой уклон русла, узкие проходы между скальными обломками, высокая скорость реки, мощные прижимы. Орентиром может служить островершинная скала, делящая русло на 2 части, зачалиться можно перед галечным островом, сразу после резкого правого поворота реки.

Ниже каньона — участок шивер, местами усложненный порогами, из которых желательно осмотреть препятствие с водопадным сливом в правом протоке, расположенное в 2 км за каньоном, а также находящийся в 1 км за ним порог "Панорамный" с обилием камней.

Перед устьем p. Верхний Ильдугем узкий слив в сужении реки до 10 м, за ним — 2-метровые валы.

"Ильдугемский каньон" — ориентиром его является левый берег перед входом в каньон, похожий на высокую травянистую дамбу, перегораживающую реку. Длина ущелья 1 км, ширина русла 25 м, высота отвесных стенок 20-30 м, серьезных препятствий нет.

После прохождения каньона надо причалить у галечной отмели, так как за правым поворотом реки, перед устьем p. Иолдо, расположен мощный порог "Ловушка" с крутыми сливами и сильным навалом воды на невысокие скальные стены. Мощная 8-ступенчатая шивера длиной 1 км начинается сразу за устьем правого притока p. Караташ.

Через 0.5 км за ним, за устьем ручья, впадающего справа — вход в каньон "Змейка", длиной 1.5 км с высотой стен 10-15 м. Характер ущелья: мощная разгонная шивера, затем сливы между камнями, валы и турбулентный поток. Короткий плес длиной 200 м отделяет "Змейку" от каньона "Открытого". Правый берег реки здесь — отвесные скалы, левый — крупные валуны, переходят на выходе из каньона в отвесную скалу. Ширина русла 5-30 м, каньон начинается узким водопадным сливом с мощными косыми валами у левой стенки и отличается сложным турбулентным перемешиванием потока с валами, бочками и обилием камней в русле.

Дальше до пос.Саратан препятствий на реке нет. В поселке магазин, при необходимости отсюда можно легко уехать на попутной машине в Усть-Улаган.

Через 5 км после поселка на реке 5 порогов "Саратанского каскада", разделенные короткими плесами. Еще через 5 км следует серия из 3 шивер, наиболее трудная — последняя, расположенная на резком повороте реки и усложненная сильным прижимом к завалу на левом берегу.

Через 1 км начинается "Саратанский" каньон длиной 8 км с шириной русла 10-30 м и высотой скальных стенок до 100 м. В ущелье насчитывается 7 серьезных препятствий, разделенных шиверами или участками быстротоки. "Саратанский" каньон считается самы" серьезным препятствием на Верхнем и Среднем Башкаусе. Это узкий коридор, забитый камнями и крупными обломками скал. Высокая скорость потока, водопадные сливы и мощные косые валы делают маневр здесь очень Сложным, а сплав в большую воду местами чреват неизбежной аварией.

Одно из таких мест — порог "Камень преткновения" — основное, препятствие начального участка каньона. Огромные глыбы рассекают поток надвое. Проход в правой части забит камнями, волевой поток наваливается на резко выступающий скальный мыс — "Контрфорс", а затем устремляется к "Камню преткновения". Попытки прохождения порога в большую воду обычно кончаются авариями. Каньон можно обнести по дороге правого берега, разведка его трудоемка. До райцентра — пос.Усть-Улаган (откуда попутной машиной можно уехать на Чуйский тракт) — сложных препятствий нет.

В 3 км ниже устья p. Паспарты, прорезавшей тесный коридор в скалах правого берега, Башкаус входит в каньон No6 — "Щель" — длиной 3.00 м, при ширине 20 м и высотой отвесных стен до 20 м. Серьезных препятствий в каньоне нет.

10 мощных порогов и шивер на расстоянии 3 км отделяет "Щель" от каньона На 7 "Глубокого" длиной 2.5 км с высотой отвесных стен до 100 м. Ориентиром начала его могут служить 2 отвесные стены на левом повороте русла за быстротоком. Перед стенами поток делится камнем в центре надвое. В середине каньона скалы с обеих сторон сменяются крупными камнями, за которыми идет серия из 5 препятствий, разделенных участками быстротока. Среди них — порог "Колючий", крутые сливы с мощными валами и шиверы, которые тянутся до устья p. Аспатты.

За "Глубоким" долина Башкауса представляет собой каньонообразное ущелье с очень высокими и крутыми берегами, лишенными спусков к воде до устья p. Джондук. Через 1.5 км ниже устья сложный порог, затем через 3.5 км скорость течения возрастает и сложные препятствия следуют непрерывно друг за другом.

Уклон увеличивается и после впадения слева p. Тускуль Башкаус входит в глухое "Нижнее ущелье", насыщенное скальными обломками и крупными глыбами. Берега ущелья труднопроходимы из-за нагромождения глыб и многочисленных скальных участков. Мест, пригодных для организации стоянки, очень мало. Нижнее ущелье представляет собой непрерывную цепь очень сложных препятствий, наиболее опасны пороги: Безлюдный, Баррикадный, Крутой, Мельница, Ключевой, Капкан, Мясорубка, Камикадзе, Стиральная доска, Троглодит. Препятствия требуют обязательного просмотра, организации страховки и возможного обноса, так как большинство порогов "Нижнего ущелья" в большую и даже в среднюю воду непроходимы.

В 300 м ниже ручья Московского расположен порог "Безлюдный", который в малую воду может быть непроходим, обнос по правому берегу. Через 1 км после 2 шивер находится порог "Баррикадный", сложный в любую воду, а в большую — опасный (разведка — по правому берегу). Далее через три порога и шиверу средней сложности начинается участок с тремя сложными порогами (" Крутой", "Мельница" и "Пирамида"). "Мельница" из них наиболее сложен — разведка по правому берегу.

От "Пирамиды" до устья p. Оныш трудных порогов нет. При впадении Оныша последняя удобная поляна для лагеря до выхода Башкауса из Нижнего ущелья.

Через 2 км шивер начинается сложный участок, в котором наиболее сложен 3-ступенчатый порог "Ключевой". 1-я ступень проходима лишь в среднюю воду, а большую — высока вероятность аварии.

Ниже "Ключевого" километровая шивера средней сложности, которая кончается порогом "Капкан". Русло перегорожено крупными обломками скал, образующих в большую воду слив высотой до 3.5 м, в малую — река пробивается под скалами. Порог 2-ступенчатый, 2-я ступень трудна, но проходима.

Далее мощная шивера завершается сложным порогом "Мясорубка". Ниже короткий плес и связка порогов "Каменный остров" и "Камикадзе", за которыми следует каскад порогов средней сложности. Перед порогом No167 надо причалить по правому берегу, так как он плавно переходят в сложный порог "Троглодит".

Через 200 м ниже — порог "Свинья", непроходимый в мелководье. В большую воду бывает также непроходям порог No197, через 70 м еще один сложный порог No198 под названием "Калибр", после него за правым поворотом река расширяется, препятствий становится меньше. Дальнейшая часть маршрута от устья p. Чебдар до приюта "Чулышман" на Телецком озере препятствий не имеет.

От устья p. Чулышман по Телецкому озеру можно добраться на теплоходе "Пионер Алтая" до с. Артыбаш, затем на автобусе или вертолете до Горно-Алтайска.

Литература: [1], [2], [5].

К началу документа


р.Бухтарма (14)

Пос.Берель — p. Бухтарма — п.Тургусун (б — IV, н — III к.с.) Маршрут от места впадения в Бухтарму p. Катан-Карагай имеет II к.с.

Протяженность сплава 305 км, продолжительность: 8-10 дней, сезонность: май — сентябрь.

Бухтарма является правым притоком Иртыша, берет начало на Южном Алтае из ледников и снежников. Длина 336 км. Площадь бассейна 12660 км2, средний годовой расход вода 214 м3/с. В середане лета на Бухтарме проходит второй паводок (от таяния ледаиков). В прозрачной воде водятся хариус, таймень.

В исходный пункт — пос.Берель можно добраться на рейсовом автобусе из Катан-Карагая, куда несложно доехать из Усть-Каменогорска автобусом или сначала "Ракетой" через Бухтарминское водохранилище (с пристани Аблакетка), а .далее автотранспортом.

Весьма красив 12-километровый труднопроходимый каньон реки Белая Берель. Берега здесь достигают огромной высоты, вода низвергается каскадами водопадов.

Существует пеший путь заброски в долину Бухтармы — со стороны Чуйского тракта от пос.Тюнгур. В этом случае туристы за 2-3 дня поднимаются берегом p. Кучерла к ее верховьям и, перевалив через Катунский хребет, спускаются к санаторию "Рахмановские ключи", откуда до Береди остается 20 км по хорошей дороге. Длина пешего перехода — 130 км.

Основную сложность походов по Бухтарме представляют большая скорость течения, особенно в ее верховьях, множество рукавов, упавшие в русло деревья и топляки.

Ниже пос.Черновая на 20 км протянулись Черновские пороги — самое сложное препятствие на маршруте. Наиболее трудны первые два с мощными 2-метровыми валами за сливами. Ниже этого участка Бухтарма становится спокойнее, но скорость течения по-прежнему высока (8-10 км/ч).

После пос.Печи к реке подходят горы: долина сужается, уклон русла возрастает. Прибрежные склоны покрыты лесами. В редких поселках можно пополнить запас продуктов, по берегам немало пасек, где можно купить отличный мед. На вершине гор даже в жаркое лето белеют снега.

После широкого спокойного плеса узким крутым сливом через каменистую гряду начинается порог длиной около 150 м с валами до 1.5 м высотой и камнями в струе. За порогом 300-метровая шивера, за нею еще порог: на протяжении 700-800 м 2 мощных слива, 2 прижима к береговым скалам, 2-метровые валы. Порог переходит в шиверу, разведка по правому берегу.

Около 700 м быстротока отделяют пройденный участок от следующей серии препятствий, которая тянется 10 км (до юрты пастуха) и насчитывает 5-6 порогов. Разведка по тропе правого берега.

До села Каменка скорость течения по-прежнему высока, встречаются пороги и шиверы, разведка справа. За порогом у Каменки Бухтарма несколько успокаивается, русло расширяется до 80 м, скорость течения уменьшается, валы становятся более пологими, пороги разделены плесами. По берегам много ягод: малины, смородины, черемухи, есть грибы.

Можно осмотреть порог в 6 км ниже Каменки, расположенный на крутом левом повороте реки. Между грядой камней, идущей от левого берега и скалой справа — крутой слив шириной около 2-х м. За порогом русло расширяется местами до 500 м, на реке прижимы и валы, можно плыть без разведки. Много островов, некоторые протоки перекрыты завалами, встречаются шиверы и перекаты.

От устья Язевой велся промышленный сплав леса. До села Коробиха много прижимов с отбойной волной и водоворотов. В поселке Парыгино и Тургусун — тросы, низко висящие над водой.

С ж/д станции Тургусун можно уехать в Усть-Каменогорск.

Литература: [2], [7], [8].

К началу документа


р.Уба (15)

Пос.Поперечное — p. Белая Уба — пос.Верхубинка (н. — III усл., б. — IV к.с.)

Протяженность сплава — 190 км, продолжительность: 8-10 дней, сезонность: июнь — октябрь.

Уба, правый приток Иртыша, образуется от слияния Белой и Черной Убы и протекает по территории Казахстана. Длина реки 278км, площадь бассейна 9850 км3, питание — смешанное, но преобладает снеговое. Половодье — с апреля до середины июля. Средний расход воды в 8 км от устья 177 м3/с. Верховья реки с северо-востока и запада сжаты Тигирецким, Коксуйским и Убинским хребтами. В пос.Поперечное ходят рейсовые автобусы из Лениногорска, в нем есть почта и магазин.

Белая Уба от поселка до устья имеет ширину до 20 м и значительную извилистость. Долина ее, окаймленная горами, покрыта смешанным лесом с преобладанием ели и лиственницы. Местами река распадается на протоки, многие из которых на протяжении первых 15 км сплава почти полностью перегорожены снесенными в воду деревьями.

У поселка 8-е Марта Белая Уба сливается с Черной и становится полноводнее. Долина сужается. Основные препятствия маршрута начинаются порогом "Сучья Дыра", расположенном после несложной шиверы, которая в конце разбивается на 2 протоки невысоким скальным островом красноватого оттенка (в паводки он бывает почти полностью затоплен). Река входит в узкий скальный коридор длиной до 1 км, местами сплошь перекрытый камнями. Основной поток идет по правой протоке, в левой — мощный слив с валами до 2 м. Разведка по правому берегу.

После порога на реке длинная шивера, проходимая по центру. Пороги "Ворота" и "Дурная примета" в большую воду преодолеваются сходу. В последнем Уба длинным островом делится на 2 протоки: правая — мелкая, в левой вода падает уступами с валунов и плит, разведка по левому берегу. Через 500 м шивера, проход по центру. Далее — 2 протоки, в обеих — по шивере.

Участок, начиная от порога "Дурная примета", называют Покровскими порогами. До с. Пахотного еще 2 порога — "Алтарь" и "Полати", напоминающие мощные шиверы. Следующий отрезок пути до с. Пахотного проходится по протокам до Больших Убинских порогов.

В 10 км ниже с. Пахотного в устье притока Громотушки расположен "Пихтовый" порог длиной 400 м, который начинается и оканчивается шиверами. В начале порога у правого берега — камни, в конце — мощный слив со ступеней по всей реке с валами выше 1.5 м. Прохождение по центру с дальнейшим уходом влево от "котла".

В 10 км ниже устья p. Сакмарихи расположен крупный пос.Карагужиха (в 100 км от Усть-Каменогорска) с почтой, большими магазинами.

За поселком река поворачивает направо, сразу после моста входит в каньон и начинаются Большие Убинские пороги длиной 8 км. Разведку первых ступеней до Белопорожней Убы удобно проводить по правому берегу, где проходит грунтовая дорога. По левой стороне реки (через гору) есть тропа длиной около 4 км, по которой можно обнести вещи. Первые 4 км порогов до Белой Убы представляют собой мощную шиверу, зажатую высокими берегами, с валами до 1.5 м, скоростью до 7 м/с и большим количеством крупных валунов.

Сразу за устьем Белой Убы надо чалиться к правому берегу (видна лесосека). Отсюда можно обнести вещи за переднюю ступень Б. Убинских порогов. Длина обноса 3.5 км (первые 2 км — по хорошей тропе, последние — по камням).

Ниже устья Белой Убы начинаются самые сложные пороги маршрута, наиболее трудны 1-3 ступени. По левому берегу идут сплошные плиты, по правому — огромные валуны. Ступени разделены между собой участками быстротока, причалить на них особенно сложно в большую воду. В З-х местах русло сужается до 15-20 м, образуя мощные сливы с валами до 1.5-2.0 м. Берега реки постепенно становятся отвесными.

4-я ступень расположена в 400 м от впадения Белой Убы. Скалы и плиты сжимают реку местами до 10 м. В начале суженного поворота слив, за ним — вал до 1.5 м. В конце поворота еще один мощный слив с обратным валом до 3 м. Возможна проводка судов по правому берегу длиной 100 м. Следующая ступень представляет собой сильный навал воды на береговые камни правого берега с последующим 1.5 м косым валом до середины реки. После ступени можно причалить к левому берегу. З-я и 4-я ступени порогов представляют собой сливы с плит с бочками, расположенными от правого берега до центра реки. Расстояние между сливами 100 м. Основная масса воды устремляется к правому берегу, постепенно сливы становятся слабее.

Большие пороги требуют детальной разведки и проходятся по частям, за ними долина Убы расширяется до 2 км, горы понижаются, препятствия — несложные шиверы и перекаты. Появляются острова. Ширина реки до 150 м, течение — до 8 км/ч. Лес постепенно понижается, по берегам лишь редкий кустарник.

Автостанция в пос.Верхубинка находится в 3 км от реки на выезде из поселка. Чалиться удобно сразу за притоком слева. Автобусы ходят до ж/д ст. Шемонаихи и Предгорья.

Литература: [1], [2], [7].

К началу документа


р.Кумир — p. Чарыш (19)

Пос.Усть-Кумир — p. Красноярка — p. Кумир — p. Чарыш — пос.Краснощеково (н. — III усл. к.с.)

Протяженность маршрута — 280 км, протяженность пешей части — 50 км, продолжительность 14-16 дней, сезонность — май — август.

Маршрут начинается от нос.Усть-Кумир, до которого можно доехать автобусом из с. Усть-Кан. Пеший переход начинается у моста через p. Кумир. Проселочная дорога уходит вверх по правому берегу реки, 17 км идет рядом с ней, пересекает реку и через 6 км кончается у пасеки на p. Подъемной. Далее конная тропа минует еще две пасеки у рек Красноярки и Кетьмы. У последней можно начинать сплав, выше мелко.

Кумир на протяжении 40 км течет в глубоком ущелье. На этом участке насчитывается около. 17 порогов и около 20 шивер. Сразу за устьем p. Кетьмы первый сложный порог. Через 1.5 км после трех шивер расположен порог "Вираж", который тщательно разведать по правому берегу. Ниже — простой порог "Горка" с валами, за ним порог No7 — более сложный с косым сливом высотой 1.5 м (разведка по правому берегу). Далее несложную шиверу сменяет крупный порог Красноярка — крутой мощный слив высотой до 2-х м.

На следующих 20 км три несложных порога и десяток шивер. В З-х км ниже моста начинается мощная шивера длиной 3 км. Через два порога средней сложности надо причалить к правому берегу в устье p. Мендой для разведки одноименного порога и следующего за ним красивого и сложного порога "Девичий плес", расположенного в скальном каньоне. После порога и четырех шивер на протяжении З-х км река образует мощный порог — водопад, пройти его можно лишь при большой воде и сильной группе. Обнос по правому берегу. Через 1.5 км на реке порог "Малый" с мощным сливом и бочкой, опасный в большую воду. За ним еще 5 шивер и два порога, после чего Кумир впадает в Чарыш, прохождение которого не сложно — несильные прижимы, шиверы и перекаты.

Ниже с. Маралихи препятствий нет. Маршрут удобно закончить в пос.Краснощеково, где есть автостанция и аэродром, с которого легко улететь в Барнаул.

Литература: [1], [5], [6].

К началу документа


р. Картон — p. Чарыш (20)

С. Покровы — p. Картон — p. Чарыш — с. Краснощеково (н.3 усл. к.с.)

Протяженность сплава — 280 км, продолжительность — 1012 дней, сезонность — май — август.

Маршрут включает пеший переход от с. Покровы, куда можно добраться автобусом или попутной машиной из райцентра — с. Чарышское. Тропа на Картон идет из Покровки правым берегом долины p. Сентелек, огибает маралий затон и через несложный перевал выводит к реке Горелый Картон, в 3 км выше его слияния с Прямым Картоном. Здесь находится пасека. Сплав можно начинать от "стрелки".

Есть другой вариант подхода к сплавной части маршрута: на попутной машине до с. Картон, затем по тропе левого берега вверх по реке. Этот вариант позволяет просмотреть препятствия p. Картон перед сплавом.

Картон на всем протяжении до своего устья представляет собой цепь непрерывных порогов и шивер. Характер препятствий разнообразен: водопадные сливы, прижимы, пороги с "бочками" и валами, длинные сложные шиверы. Вместе на Картоне насчитывается 25 порогов и 40 шивер. Наиболее сложные препятствия сосредоточены на двух участках:

  • первых 8 км, где находится очень красивый водопад "Спартак" высотой 3.5 м;
  • в 3 км ниже устья правого притока, p.  Антонов Картон.

Дальнейший сплав проходит по p. Чарыш до с. Краснощеково, из которого можно уехать в г.Барнаул.

Литература: [1], [6].

К началу документа


р.Курчум (21)

Пос.Каражир — p. Курчум — с. Бурабай (б. — III усл., н. — III к.с.)

Протяженность сплава — 160 км, продолжительность: 9-11 дней, сезонность: май — август.

Из г.Усть-Каменогорска можно добраться до райцентра пос.Курчум за 5 час (350 км) рейсовым автобусом (ходит раз в сутки), либо на самолетах местных авиалиний, или на "Метеоре" по Бухтарминскому водохранилищу (через пристань Куйган). Далее рейсовым автобусом до с. Маралиха (110 км), затем попутной машиной до д. Платово (45 км), а оттуда на тракторе или попутной машине — до начальной точки сплава — пос.Каражир. Перед началом сплава можно сделать радиальный выход к жемчужине Рудного Алтая — горному озеру Маркаколь. Расстояние от пос.Каражир до озера около 25 км. Сплав можно начать в урочище Каражир, выше устья левого притока Курчума — p. Сорной.

Р.Курчум — правый приток Иртыша. Долина его ограничена слева Курчумским хребтом, а справа — хребтом Сарымсакты, отделяющим бассейн Курчума от бассейна Бухтармы.

Среднегодовой расход воды (пос.Вознесенское) — 60 м3/с (в мае — 212 м3/с), длина реки 210 км, ширина 10-150 м, глубина — до 3 м. Курчум впадает в Бухтарминское водохранилище (оз. Зайсан). Верховья реки расположены в зоне редколесной тайги, где Курчум извилистая, быстрая, горно-таежная река с шириной до 25 м и скоростью до 10 км/ч, часты протоки и острова в русле.

За поселком скорость течения возрастает до 20 км/ч, затем после крутого правого поворота реки входит в Каражирское ущелье, каскад препятствий которого длиной 10 км — один из самых сложных и интересных на маршруте. В ущелье 5 серьезных порогов, мощные бочки, сливы, хаотичные валы до 1.5 м. Каньон целесообразно осмотреть по всей длине по одному из берегов вдоль кромки воды, так как чалиться в нем сложно.

Первый серьезный порог ущелья — "Турбина" — расположен сразу за крутым правым поворотом ниже скалы. Ориентир порога — остров на реке. В препятствии большое падение воды с несколькими сливами через подводные камни правого берега. Порог преодолевается в левой трети ширины русла.

Ниже "Турбины", за крутым левым поворотом — сложный порог длиной 800 м, заканчивающийся высоким пульсирующим валом с характерным гребнем. Порог осложнен серией хаотически расположенных бочек. Через несколько минут сплава на характерном левом повороте — порог "Подкова", которым заканчивается 1-я половина Каражирского ущелья. Ориентир начала 2-й нижней части каскада — 2 крупных скальных участка в русле у правого берега, ниже — огромный каменный "дом" — против которого порог "Кубик" на зигзагообразном повороте. При его прохождении надо уйти влево от мощной бочки за обливной плитой у правого берега.

Впадение крупного левого притока — Мараленка — означает приближение следующего порога с одноименным названием. Это длинное и мощное препятствие, расположенное за правым поворотом реки. Вход и выход из него затруднены подводными плитами, перекрывающими треть русла. Сразу за порогом река делится на 3 протоки. В центральной, наиболее полноводной — длинная мощная шивера "Выходная" с большим валом — это последнее препятствие Каражирского ущелья.

Далее долина реки расширяется, ниже шиверы над водой низко натянут трос.До с. Маралиха — 50 км — на реке 23 препятствия: сливы, шиверы, прижимы. В первой половине участка часты протоки. Выше Маралихи в районе деревянного шоссейного моста длинный порог "Мостовой" с большими валами. Чистые проходы у левого берега. Порог надо разведать.

В Маралихе есть почта, столовая, магазины.

Порог "Трековый" (в 1.5 км ниже Маралихи) возникает неожиданно. Ориентиры — поросший лесом остров, длинный плавный поворот реки и приток, впадающий справа из распадка. Опасна полуобливная плита у правого берега, ниже ее — мощная бочка с грядой валов до 1.5 м. Порог требует разведки. Далее до пос.Токбура (17 км) — 9 препятствий, среди которых выделяется порог "Искусственный" с мощными 2-х метровыми валами, образовавшимися в результате дорожных работ. Напротив его — домики.

В 5 км выше пос.Вознесенское — гидропост, через 0.5 км за ним — плотина, влево уходит обводной канал. Обнос по правому берегу. В .большую воду при соответствующем опыте группы можно попытаться пройти отвесный водослив плотины высотой 1.5 м. Ниже река разбивается на протоки. Далее на Курчуме лишь шиверы и перекаты, скорость течения остается довольно высокой. Из пос.Бурабай можно уехать автобусом до пос.Курчум или пристани Куйган, а далее — в Усть-Каменогорск.

Литература: [1], [7], [9], [10].

К началу документа


р.Кальджир (22)

Оз. Маркаколь — p. Кальджир (ниже ущелья No5)

Протяженность сплава — 110 км, продолжительность: 14-16 дней, сезонность: июнь — август. (н. — V к.с.)

Оз. Маркаколь лежит на высоте 1449 м над уровнем моря в межгорной котловине между хребтами Курчумским и Азутау. Длина озера 38 км, площадь 449 км2, глубина 38 м, в него впадает 27 небольших рек, а вытекает лишь одна — Кальджир. На своем пути до Верхнего Иртыша Кальджир падает более чем на 1 км, прорываясь через многочисленные пороги и водопады, сосредоточенные в 5 ущельях. Расход воды в истоке (пос.Шумок) в июне — июле 22 м3/с, лесистость бассейна — 15%.

Через 7 км от озера река входит в первое ущелье — "Баррикада", в котором весьма сложные пороги, переходящие в водопадные участки, местами уклон выше 100 м/км при ширине реки 10-15 м. Возможность сплава в первом ущелье проблематична. За "Баррикадой" Кальджир выходит из гор и успокаивается.

Уютная долина открывает участок "Казлишинских перекатов" длиной 18 км с уклоном 6 м/км, быстрым течением и разбоем на протоки.

Ниже брошенной деревни Казлишинки на левом берегу палаточный лагерь геологов, через реку низко натянуты провода и трос.Вдали высокий хребет выходит к реке слева в поперечном направлении. Это начало 2-го ущелья — "Карагач", протяженностью 7 км с уклоном 13 м/км. Ориентиры: крутой левый поворот и серия шивер средней силы. На участке серьезные пороги: "Вертушка", "Гравитация", "Пирамида".

В середине ущелья — наиболее сложный участок — отвесный 2-метровый водопад, ниже — большая пенная яма. Через несколько сот метров на реке остров, за ним — мощные шиверы. Второе ущелье удобно разведать сразу все по тропе левого берега. По окончании 2-го ущелья на реке на протяжении 7 км препятствий нет.

Третье ущелье Кальджира — "Желтые камни" — начинается в 2-х км ниже устья крупного правого притока — Карагача. Длина ущелья — 5 км, средний уклон — 20 м/км. В начале участка несколько шивер и несложный порог "Слоник" — глыба в центре русла — здесь удобно причалить к левому берегу для разведки, т. к, ниже мест, удобных для ночлега, в ущелье нет.

В каньоне каскад сложных порогов ("Зубарики" и др.) с большим падением, мощной водой и бочками. За очередным левым поворотом река успокаивается, это подпор исключительно мощного порога длиной 1 км с огромным падением. Завершается порог мощным водопадным участком с массой камней. Вдоль Кальджира идет набитая тропа. Ниже — шиверы, заканчивающиеся перед устьем левого притока, за которым река выходит из каньона.

Далее на протяжении 21 км протянулся спокойный участок — "Горновские перекаты" со средним уклоном 4 м/км, прекращающийся в 5 км ниже автодороги Алексеевка — Горное.

4-е ущелье Кальдокира — "Змеиный замок"-начинается в 5 км ниже автодороги. Протяженность каньона — 8 км, средний уклон — 15 м/км, берега здесь — наиболее отвесные, в отличие от первых З-х ущелий. В верхней части каньона несколько порогов с высоким валом. В середине участка — большой водопад Кальджира, расположенный за правым поворотом, незаметный с воды. В начале водопадеой ступени у левого берега в русле треугольная каменная глыба. Водопад имеет трехступенчатый слив и врядли проходим. Сложный обнос по крутому правому берегу.

Через километр относительно спокойного плавания за правым поворотом река вновь стиснута скалами в сужении русла — это мощный порог "Домино" длиной 600 м, насчитывающий 5 последовательных ворот между скальными обломками. Ориентир препятствия — плес до поворота реки вправо. Разведка по правому берегу. Наиболее сложны входная и выходная ступени. Проходить лучше сначала в левой, а потом в правой части русла. Ближе к концу 1 ущелья серьезный порог "Роковой" с большой полуподводной плитой в середине и скальными глыбами ниже.

На протяжении последующих 24 км Кальджир катит свои воды по долине, участок называется "Петля".

Перед 5 ущельем появляются шиверы. Высота стенок каньона 10 м, чалиться для осмотра надо к левому берегу перед крутым правым поворотом. Самое сложное из препятствий каньона — порог "Шайтан", начинающийся сразу за правым поворотом после разгонной шиверы и имеющий 3 ступени сливов. Наиболее мощная З-я — разделена надвое огромной полуподводной плитой, проход лучше слева. Через 1 км после "Шайтана" каньон кончается и река вырывается на равнину.

Выехать с маршрута можно через пос.Буран.

Литература: [1], [11].

К началу документа


ЛИТЕРАТУРА

1. Попчиковскнй В., Рязанский Н. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 г. М., "Профиздат", 1989.

2. Григорьев В., Митрофанов В., Славинский О., Шишков Л., Плечко Л. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. М., "ФИС", 1976.

АЛТАЙ

3. Григорьев В. Водный туризм. М.,"Профиздат",1990.

4. Колжевникова С. Стремнины Бии. "Турист", "Сто путей — сто дорог".

5. Маркий М., Кожевников М., Еременко В. Туристские тропы Алтая. Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1984.

6. Егоров Г. Туристские районы СССР. Алтайский край. М., "Профиздат", 1987.

7. Стесин Л., Мальцев С. Голубые дороги. Алма-Ата, "Казахстан", 1983.

8. Зариня А. Бухтарма зовет. "Турист", "Сто путей — сто дорог".

9. Фомин Ю. На байдарках по Курчуму. "Турист", "Сто путей — сто дорог".

10. Янин А. Стремительный Курчум. "Ветер странствий", М., Вып. 22.1987г.

11. Янин А. Кальджир — долина водопадов". "Ветер странствий", М., вып. 22, 1987 г.

12. Юрков С. Чульча известная и неизвестная. "Ветер странствий", М., вып. И, 1976.

13. Рыкалов Ю. Р. Чульча. Отчет о походе. Тула.1985.

14. Волчков В. Р. Катунь. Отчет о походе. Тула, 1990.

15.Егоров В. Р. Урсул — p. Катунь. Отчет о походе. Тула, 1988.

16. Кузнецов В., Григорьев В., Владимиров Ю. Сложные походы в 1984-1985 гг. "Ветер странствий", М., вып. 22, 1987.

17. Григорьев В., Кузнечов В., Владимиров Ю. Сложные походы в 1981 г. "Ветер странствий", М., вып. 18, 1983.

18. Солод С. Пороги Чуи. "Турист", "Сто путей — сто дорог".

19. Сеничкин А. Р. Чуя — p. Катунь. Отчет о походе. Тула, 1982.

20. Воробьев И. Хойдун, Кокса и далее. "Турист", "Сто путей — сто дорог".

21. Горбик Е. Река без плесов. "Ветер странствий".

22. Григорьев В., Кузнецов В., Владимиров Ю. Сложные походы в 1979-1980 гг. "Ветер странствий", М., вып. 17, 1982.

САЯНЫ

23. Чивилихин В. Серебряные рельсы. М., 1978.

24. Мустафин В., Меньшиков А. И снова Уда выше Алыгджера. "Ветер странствий", вып. 11, 1976.

25. Гальперштейн Я., Меламед А. Приглашаем на Ухтум. "Ветер странствий", М., выл. 15, 1980.

26. Алексеев В. р. Улуг-О. Отчет о походе. Тула, 1984.

27. Рогальский В. Туристские маршруты в Саянах. М., ФиС, 1968.

28. Степанов А. Туристские маршруты Тувы. М., ФиС, 1967.

29. Родин А. р.Белиц — p. Кызыг-Хем. Отчет о походе. Тула, 1987.

30. Киняев В. Отчет о походе. М., No5199, 1989.

31. Дворниченко И. Теснины Баш-Хема. "Ветер странствий", вып. 22, 1977.

32. Воротынцев М. p. Иркут. Отчет о походе. М., 1977, No3302.

33. Воротынцев М. Малоизвестный знакомый. Ветер странствий , М., 1980, вып. 15.

34. Мазуров В. p. Иркут. Отчет о походе. Тула, 1982.

35. В Саянах. "Туризм и рыбалка", 1391, No2.