">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки (none) (none)  >>  Михаил Крейнин. Батискан (Batiscan River) 2002


Автор: Михаил Крейнин, Израиль     Опубликовано 13.07.2002

Батискан (Batiscan River) 2002

Отчет о водном походе 3 с эл-ми 4 к. с.
по реке Batiscan (Quebec, Canada).
Сроки похода:  18-26 мая 2002
Участники:
Гена Униговский - голубая пупындра, руководитель
Лева Ломанский - синяя пупындра
Таня Мякишева - не очень красная пупындра, завхоз
Митя Пал - очень красная пупындра
Шура Гладков - кат-4, капитан
Саша Макарова - кат-4
Аркадий Дубинчик - кат-4
Феликс Лейдерман - кат-4
Миша Крейнин - каяк

Сведения о районе путешествия: тайга, кругом рябчики и зайчики, местное население ни на каких языках, кроме французского, говорить не желает, погода - преимущественно грибной снег, состояние дорог вполне удовлетворительное.

На этом официальная часть отчета заканчивается, и начинаются мои впечатления.

Я узнал о том, что все-таки еду, за два дня до вылета. Пока заказывал билеты, между делом брякнул агентше, что везу с собой каяк, и пусть она на всякий случай их там предупредит. "Подумаешь, каяк," - презрительно фыркнула агентша, - "Сколько он там? 2.30? так это как лыжи..."  Через несколько часов я был опять вызван, и порядком ошарашенная агентша сообщила мне, что она уже пол-дня бьется с Continental, но они и слышать не хотят ни о каких каяках. Я должен оформить карго, т.е. взять таможенного агента, заплатить, освобождать потом каяк от пошлины... В конце концов они сломались и сказали, что я могу с каяком подьехать в аэропорт, а там уж в зависимости от настроения принимающих. Либо пропустят, либо нет. Агентша сказала, что в Тел-Авиве она мне каяк пристроит, а вот в Нью-Йорке у нее таких друзей нет, так что - как получится. Я уже был готов на все, но тут благородный Юра Воронов в ответ на мой отчаянный вопль о помощи предложил свой каяк. Вот она, всемирная солидарность каякеров! После этого я уже со спокойной душой паковался, собирался, прощался, периодически самодовольно поглядывая на непрерывный поток мэйлов, отмечавший перемещение "моего" каяка от Юры к Гене.

2 дня на сборы - это не очень много, так что, не успев еще осознать всю прелесть предстояшей жизни, я был сгружен заботливой женой в аэропорту и пропихнут собственным же веслом к нужной стойке сдаваться: большой рюкзак - в поход, небольшой чемодан - в командировку, ну и весло - на все случаи жизни.

17 мая: приземлились мы около 4 утра. То да се, Гене я добрался часам к 7. Первым делом, конечно, запихался в каяк и с радостью убедился, что "ну прямо точно на меня каяк пошит..." Я еще привязал его Гене на крышу, после чего стал ждать завтрака. Через какое-то время подъехали Лева и Феликс, и наконец около 11 утра мы выехали гордой колонной из двух машин.

Дорога ничем особенным не отличалась, разве что своей длиной. Для желающих повторять наши подвиги - мы ехали по 87-й дороге до Montreal, а затем по 40-й - до нужного поворота. Дальше помню с трудом, потому что откровенно спал, стараясь не зевать, чтобы не пугать встречные машины. Где-то к пол-одиннадцатому вечера приехали, наконец, в нужный кемпинг. Лева, который благодаря знанию французского был определен в "местные", отправился на разведку. Вернулся он с каким-то мужиком и объявил, что это Серега и мы щас у него тут будем жить. Серега радостно улыбнулся и начал что-то там лопотать по-своему. В Левином переводе вышло, что за палатки с нас сдерут 27 тугриков, а за отапливаемый караванчик с горячей водой и туалетом на шестерых (караванчик, а не туалет) - 36. Раздумывать мы не стали, и лично я через минуту уже спал.

18 мая: около 5 утра к нам завалился Митя, приехавший за ночь из Бостона. Около 9 утра, когда мы как раз лениво дожевывали завтрак, любуясь видами, подьехали все остальные.  Приветствия, переливание коньяка из стеклянного в пластиковое, распихивание вещей по двум машинам затянулись до 12. Идея заключалась в том, чтобы загрузиться в 2 машины, и еше 2 оставить на финише, чтобы избежать челночных забросок. Плотно забитые барахлом и его владельцами машины выглядели слегка перегруженными, а я, напуганный явным несоответствием изображенного на карте маршрута и предполагаемого графика движения, под всяческими предлогами отказался везти свою машину на старт - 23 мая мне уже надо было уезжать, и при каких-либо задержках я оказался бы совершенно беспомощным. В итоге мы решили нанять водилу, который бы сьездил с нами на третьей машине, и затем привез ее обратно.

От кемпинга до финиша - ок. 6 км по дороге. Маршрут заканчивается прямо перед началом водопадов в деревушке Notre-Dame-des-Agnes(в Quebec все названия населенных пунктов меньше чем из трех слов не состоят). В принципе, машины можно поставить прямо возле воды, но мы предпочли оставить их на стоянке в кемпинге - Серега запросил по 3 тугрика за ночь. Перед выездом мы скатались на финиш, осмотрели его и запомнили, а заодно и полюбовались водопадами - вполне впечатляют.

Формально маршрут начинается от Lac Eduard(Lac - озеро), но по Гениной лоции на первых километрах много бобровых плотин, перегораживающих реку, поэтому наша первоочередная задача была заброситься как можно ниже. Дорога заняла около 4 часов, включая очень длинную остановку, когда вдруг обнаружилось, что каяк Феликса исчез с Митиной крыши. Проезжающий мимо мотоциклист сообщил, что видел, как какой-то красный ван упихивал его к себе. Попытки его разыскать успехом не увенчались, так что в результате мы поехали дальше, сильно удрученные. Запасной каяк был, но это была какая-то красная пупындра, которую все благоговейным шепотом называли не иначе, как "ужастик".

Около 16:00 мы приехали в Lac Eduard - малюсенькая деревушка на одноименном озере, из которого вытекает Batiscan. Первая попытка проехать вниз по течению по дороге, обозначенной на карте, тут же провалилась - дорога оказалась "private". Мы повернули в другую сторону, и тут же оказались на небольшом, открытом всем ветрам, холмике, по соседству с заброшенным зданием, всем своим видом напоминавшим городскую больницу. Окончательный диагноз, поставленный нами, был "лепрозорий", после чего срочно были засланы разведчики - искать дорогу вниз по реке. Через 10 минут они вернулись, сопровождаемые мужиком на тендере, который за 20 тугриков согласился подбросить нас с барахлом километров на 8 вниз, а заодно и посторожить машины на время похода. Мы еше раз пересекли деревушку, после чего оказались на свежепроложенной дороге, ведушей согласно вывеске к клубу "Тритон". На картах эта дорога не обозначена, но если 2 минуты покрутиться по деревне, пропустить ее нельзя.

Через 8 км езды по избитой, но вполне проходимой дороге, подьезжаем к автомобильной стоянке на берегу озера, забитой машинами. Там же - две среднего возраста пары. Выясняется, что это - пристань, с нее представители клуба "Тритон" забирают клиентов на моторках. Дальше ехать некуда, время уже около 6 вечера, и неплохо бы уже где-нибудь остановиться, но везде написано Private, поэтому ждем хозяев. Действительно, минут через 15 подваливает моторка, а в ней - какая-то девка, явно косяшая под индианку - спасжилет, рация... Лева бросается что-то ей про нас объяснять, а мы стоим вокруг и уважительно киваем: "вот ведь как шпарит, ничего не понятно..". Девка начинает говорить с кем-то по рации, после чего сообщает через Леву, что нам предписано максимум через 45 минут с пристани убраться. Но тут в дело вступают томящиеся от безделья отдыхающие. После эмоциональных обменов мнениями, в которых мы разбираем только многократное упоминание о каких-то русских, приходит следующее распоряжение - ждать представителя местной "Тритоновой" власти. Моторка с гостями уплывает, а мы остаемся ждать. В ожидании отправляюсь прогуляться по дороге, и метров через 200 вспугиваю здоровенную лису. Лиса неспешно делает ноги.

Наконец появляется "представитель". Судя по всему, вновь прибывшие гости хорошо прочистили ему мозги, потому что он тут же соглашается, чтобы мы тут развели костер, переночевали и построились. После этого он сваливает, а мы, наконец, "начинаем поход". Возле самой стоянки, на берегу озера, - избушка со старым костровищем. Мы устраиваемся на задворках и, вдохновленные открывающимися перспективами, до самой темноты занимаемся стапельными работами.

19 мая: в 6:30 утра Гена омерзительным голосом начинает уговаривать всех долго в палатках не задерживаться. Вылезаем под мелко моросящий снежок, который, то усиливаясь, то ослабевая, сопровождает наши сборы до самого старта. Он не ложится, но временами напоминает снегопад. Тихонечко, чтобы не заметили, восторгаюсь - за последний десяток лет мне что-то падающего снега наблюдать не приходилось.

Количество барахла нашего впечатляет: пупындры меньше чем вдвоем сдвинуть с места невозможно, Шура уже достраивает на катамаране третий этаж, а гермы и рюкзаки все откуда-то прибывают. Я тоже осторожно пропихиваю свой рюкзак поближе к катамарану, чтоб не забыли.

Наконец все распихано, и около 11:40 мы стартуем. Старт - на 181-м км, в месте впадения Batiscan в маленькое озерцо. Ветер попутный, т. е. северный, мы быстренько пересекаем озеро - оно метров 700 в ширину, проходим короткую протоку и попадаем в следующее озеро, в северной оконечности которого виден тот самый суровый клуб "Тритон". Нам туда не надо, поэтому устремляемся к выходу из озера на восток.

Первые 8-10 км почти непрерывные плесы, посередине - пара порожков. Речка еше маленькая, от силы кубов 20-25, но непрерывно принимает притоки - пока еще маленькие. Ветер попутный, течение сохраняется даже на плесах, катамаран гребет вовсю - мерзнут, небось, так что движемся быстро. Я не могу нарадоваться на свои poggies, то бишь варежки на весло, которые я скоропостижно шил накануне отьезда, посмотрев прогнозы погоды. Они хоть и мокнут, но руки от ветра защищают, так что жить можно (забегая вперед, я так в них почти весь поход и прошел, не вылезая, и остался страшно доволен - и вставать не мешают, и руки не трескаются, короче - я теперь без них не ходец). Обедаем в 14:30 сразу за 170 км на левом берегу. Тут я впервые получаю возможность попробовать PowerBar, который, чувствуя себя медведем, которому подбросили дубовый боченок меда, и пытаюсь разгрызть все оставшееся обеденное время. Сразу после обеда - пара порожков 2 к. с., и тут Митин красный "ужастик" начинает показывать норов. Отлавливаем его, и плывем дальше.

После 165 км начинаются порожки, идти становится веселее. Встаем на ночевку перед 160-м км, прямо перед мостом на левом берегу. Стоянка помечена на карте GC, что значит "групповая фиговенькая". Напротив по карте должна быть стоянка GB, то есть "групповая получше", но ее нет. Приходится довольствоваться C (система обозначений стоянок на Quebec-ских картах: цифра - количество палаток, которые там можно впихнуть, буква - качество: А - самая лучшая, B - похуже, и т. д. G значит "группа", т.е. места много. Так что, увидев на карте треугольничек с пометкой 3C, можно легко понять, на что стоит надеяться). Костер и ужин с лихвой компенсируют прогребанное за сегодня, так что вечер проходит весьма оживленно. Постепенно обнаруживается, что группа-то у нас - московская, как на подбор! Теперь понятно, куда все умные москали сбегают. А с Сашей Макаровой мы вообше один и тот же МБФ заканчивали.

20 мая: снега с утра нет, и судя по ощущениям - чуть теплее - на юг плывем, все-таки. До подъема идем с Геной на другой берег прогуляться, и отойдя совсем чуть-чуть, натыкаемся на тетерева, сидящего на дороге. Когда между нами остается метра два, он неохотно взлетает на соседний кустик, все в тех же двух метрах от нас, и недовольно смотрит. Но мы не голодные, так что спокойно идем дальше. На обратном пути процедура повторяется.

Старт в 11:15. Километра через четыре подходим к первому четверочному порогу-ступеньке. Чалка - на левом берегу, прямо перед порогом, там же начинается тропа для обноса. Река уже поднабрала воды, и порог вполне тянет на четверку - мощный слив с соответсвующей бочкой. Слева под берегом - простой обход, которым мы и пользуемся. Дальше - плес, потом в районе 152 км - следующий порог, обозначенный 3-4 к. с. Ничего интересного он на самом деле не представляет, просто пара сливчиков с бочками, но я тем не менее умудряюсь кувыркнуться в первом. Митин каяк тоже до сих пор не поддается дрессировке, так что еще немного занимаемся спасработами, благо под порогом - здоровый плес. Дальше - парочка порожков, после чего - длинный плес. На ночевку встаем на 147-м км на стрелке здорового левого притока (riviere Edairo) размером не меньше самого Батискана. На месте обозначенной стоянки - избушка, но в ней никого нет, так что пользуемся ее крыльцом для кухни. Немножко катаемся на каячках - Юрином и "ужастике", но вскоре начинается дождь. Остаток вечера преимущественно проходит под навесом избушки.

21 мая: утром обнаруживаю, что в результате суровой борьбы с PowerBar'ами я совершенно не могу жевать левой стороной челюсти, и с трудом делаю это правой. Так что утро проходит в неспешном пережевывании овсяной кашки - и кто бы мог подумать, что ее надо жевать, никогда раньше этого не замечал. Очередной PowerBar, выданный завхозом, добавляет еше больше оптимизма.

Старт - в 10:00. Практически сразу начинаются порожки, и сразу же ощущается, что воды прибыло - появились водоворотики и поганки. По очереди отлавливаем сперва Митю, затем Гену. Сразу за 145 км - порог 3-4 к. с. Чалка на правый берег, там же - тропа. Сразу за порогом, без плеса, продолжается довольно мощная шивера, так что весь порог - длинной около 800 метров. На заходе в порог - остров, основная вода - под левым берегом, там весьма мощные валы, посередине, на самой струе - здоровый полуобливной камень. Справа от острова - замусоренный камнями проход, позволяющий обойти основную часть порога. Пупындры протискиваются там, четверка идет по основной струе, прицельно наезжает на камень, ее без потерь раскручивает, после чего четверка уходит вниз. Я тоже захожу слева, но спрыгиваю со струи до камня и обхожу всю основную гряду валов. В последуюшей шивере киляется Лева, и одна только Татьяна до сих пор выходит из воды сухой.

Течение быстрое, так что довольно быстро проходим спокойный участок. Примерно со 138-го км начинаются несложные порожки, на одном из которых Лева неожиданно киляется. Во время спасработ с каяка смывает небольшой герм. Катамаран отправляется его спасать, но герм неожиданно камнем уходит под воду. Короткое расследование показывает, что в этом герме была вся наша тушенка - 10 банок.

Сразу за 135-м км - порог 4 к. с., знаменующий начало первого серьезного каскада. Подошли сюда около 14:45. Чалка - на левый берег, возле самой реки проходит железная дорога. Порог по нашей воде - откровенный "унитаз" 5 к. с., и обнос тут однозначен. Гена с Шурой отправляются смотреть на то, что нас ждет дальше, а мы пока готовим обед и расслабляемся.

Около 17:00 начинаем обнос. Когда нам остается последняя пупындра, из-за поворота появляется местная дрезина - тендер "Тоyoта" с ж/д колесами. Мы лихо грузим на него пупындру и быстро заканчиваем обнос. Еще метров через 800 - очередной порог, помеченный как 4 к. с., опять же являющий собой откровенную пятерку. Сразу за порогом справа впадает здоровенный и очень бурный приток. Уже не задерживаясь, заносим все барахло под порог и встаем на ночевку на самом берегу - стоянка здесь не помечена, но мы легко расчищаем себе место на 4 палатки. Впереди у нас еше один порог 4 к. с. и единственный на реке - 5 к. с.

22 мая: за ночь высыпали звезды, так что с утра мы вынуждены стряхивать лед с палаток и развешенных для просушки вещей. Но зато погода - просто потрясающая. Под теплым утренним солнцем заносим барахло за следуюшие 2 порога. Первый - четверка - на этот раз соответствует своей категории, а следуюший - явно не тянет на 5 к. с. на фоне предыдущих четверок. Он довольно суров посередине, но под левым берегом не превышает 4 к. с. Мы с четверкой решаем проходить первый порог, а со следующим - решить на месте. Первый порог делиться на два рукава островом. Справа - длинная идеально чистая струя, разгоняюшаяся метров 50 при большом уклоне, после чего все заканчивается соответствующих габаритов бочкой, за которой еше метров 40 вылезают здоровые "грибы". Слева - метров 150 мошной струи с жесткими пульсирующими косыми валами и бочками, но все проносное, и камни не торчат. Теоретически есть относительно чистая линия движения, если смотреть сверху, но валы жесткие и не подбрасывают, поэтому с воды она не видна. Четверка проходит без проблем, хотя ее пару раз притапливает по самые каски. Я тоже поначалу более-менее держусь намеченной линии движения, но ближе к выходу внезапно натыкаюсь на косой вал, который упирается мне в грудь, ставит на корму и переворачивает. Не будучи слишком удивлен, изготавливаюсь вставать, но в этот момент меня шмякает спиной о какой-то бульник и скидывает в бочку. Приходится дожидаться, пока под головой не перестанет бурлить, так что на воздух вылезаю уже в улове перед сбойкой струй после острова. По мере снижения уровня адреналина начинаю ощущать, что весьма прилично приложился ребрами - хорошо хоть, что через спасжилет. Пока мы догребаем до следуюшего порога, окончательно понимаю, что с порогами я на этот поход закончил. Четверка тоже в бой не рвется, и мы быстро заносимся под порог. Впереди еше несколько шивер, но основной каскад пройден.

К 13:30 мы заканчиваем обносы. Мы находимся ровно посередине маршрута, до финиша еше 55 км, впереди - довольно длинный порожистый участок. По плану мы должны были сегодня вечером уже закончить, и мне самое позднее завтра днем надо быть на финише. Так что тянуть я больше не могу, но теперь мешает жить ребро. Решаю, что пройду еще немного вместе со всеми, и там уже решу, смогу ли идти один. Отдаю "на сохранение" все, что мне не очень нужно, и без особых проблем запихиваю все оставшееся в каяк. Проблема только с рюкзаком - я о нем совершенно забыл, когда прикидывал, что мне брать, чтобы влезло в каяк. В итоге приходится запихать его в отдельный герм и везти между коленками под юбкой. Не то, чтобы он мешал, но в случае заплыва вероятность его подобрать весьма невелика.

В 14:00 выходим дальше. Пупындры, чтобы отдышаться, отправляются по маленькой обводной протоке, а я вслед за четверкой иду по шиверам. Гребки с правой стороны получаются с трудом, но для прыгания по валам мало чего надо. Груженый каяк ведет себя отлично.  В последний раз проговариваю себе все, что без сомнения высказал бы любому, собирающемуся в подобной ситуации плыть в одиночку, и, неубежденный, решаю идти один.

По случаю кардинального улучшения погоды ветер тоже меняется с северного на южный, и, соответственно, начинает дуть в лицо. До начала следуюшего каскада около 6 км, и, пользуясь своей малой парусностью, убегаю вперед. Пороги начинаются сразу за впадением еше одного крупного левого притока. Это любимый участок местных каякеров-каноистов, но сейчас тут никого нет. Обшая протяженность участка - около 18 км, он насыщен шиверами 2-3 к. с., перемежающимися вкраплениями 4 к.с. с одной 5. Сразу на входе - порог 3-4 категории. Одиночное прохождение вносит свои коррективы, поэтому все, что выше 3 к. с., я автоматически обношу. Процесс таскания каяка оказывается тоже весьма болезненным, и приходится ходить по два раза - один раз - с каяком, один - с веслом и рюкзаком.

16:00 я как раз заканчиваю первый обнос, когда появляются основные силы. Мы торжественно прощаемся, после чего все отправляются на просмотр, а я - дальше. Почти сразу следует еще один порог 3-4 категории, обношу его по железной дороге, предварительно уступив путь проходящему поезду (поезда там ходят раза 3 в день). После обноса начинается длинный участок шивер. Вода высокая, поэтому все камни залиты, и шиверы представляют собой просто непрерывные хаотичные валы метра по полтора высотой с редко разбросанными бочками. В другое время я бы получал кучу удовольствия, но сейчас ничего, кроме страшного напряжения, не испытываю. Радует то, что карта предельно точная, и трудностей с ориентированием не возникает.

Около 18:00 вплываю в нечто типа каньончика - троечная шивера, которая должна закончиться пятерочным порогом. На карте находится точно на 110-м км. Таскание по берегу мучает меня значительно сильнее, чем гребля, поэтому потихоньку сплавляюсь вниз, выискивая порог. На берегу появляются таблички "Danger", а затем впереди река неожиданно  исчезает из виду. Чалюсь перед самым порогом на левом берегу. До сих пор категории препятствий на этом участке были проставлены предельно точно, но этот порог на 5 не тянет, от силы 4, хотя и мощный. После довольно короткого, но неприятного обноса кое-как слезаю со скалок в плес за порогом и мчусь дальше - светового времени еще достаточно, а мне хочется закончить этот участок сегодня - слишком уж на психику давит. После 2-3 км непрерывных шивер обношу последний порог 3-4, еще несколько шивер - и в 19:15 я, наконец, вздыхаю с облегчением. Проплываю еще пару километров и встаю на ночевку. Вместо палатки у меня тент, но дождя не предвидится, так что я не очень беспокоюсь, и, кое-как осилив очередной PowerBar с салом, отправляюсь спать.

23 мая: завтрак и сборы не требуют много времени, так что в 7:00 я уже бодро машу веслом. Мне остается еше около 27 км, но течение практически везде быстрое, периодически встречаются порожки, так что, несмотря на сильный встречный ветер, я быстро продвигаюсь вперед. Почти сразу проплываю под автомобильным мостом, знаменующим окончание предыдущей секции. Дальше пороги категорировал явно кто-то другой, и все завышено на одну категорию. Меня это вполне устраивает, места, помеченные обносами, на самом деле обычные двойки, и единственный кусочек, помеченный "4", я прохожу, не заметив. Погода - чудесная, жарко настолько, что я даже решаюсь снять гидру и "варежки" - большая ошибка, потом 3 дня руки кремом замазывал.

Последние 10 км скорость течения резко уменьшается, но я уже чую конюшню, и поэтому гребу изо всех сил. В 11:15 причаливаю на намеченном 5 дней назад финише. Прикапываю каяк в ближайших кустах, меняю юбку на штаны и отправляюсь в кемпинг за машиной.

 

Итого: река - совершенно классная, со всех точек зрения - и туристской, и спортивной. Но по большой воде - это полноценная 3 категория с элементами 5. Группа же наша была настроена и подготовлена на 2 категорию. Отсюда и все лишние сложности. Подготовленной группой она идется без напряжения за 5-7 дней - в зависимости от направления ветра на плесах и желания гнать вперед.


Корректура: WW