туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия  >>  большой нарын  >>  Михаил Верхотуров. Чон-Кемин, описание 2001
RIVER_NAME, ...
RIVER_NAME, ...
Автор: Михаил Верхотуров, г. Уфа     Опубликовано 01.09.2002

Большой Нарын 2001

сплав на К4 и К2 29-30 августа

Реку Большой Нарын можно условно разделить на несколько следующих участков:

1. Р. Тарагай. От моста через реку Тарагай на дороге в пос. Карасай до впадения реки Карасай. 3к. сл., расход около 12 м3/с, длина 25км, Средний уклон 6.4м/км., скорость течения до 8-10км/час. Начало сплава - 3292 м. До границы леса с дровами напряженно. Основное препятствие - п. "Змейка".

2. Верхние разбои Бол. Нарына. От истока до пос. Караколка. Расстояние 30км. 2 к. с. Средний уклон 5м/км. Скорость течения 5-8 км/час.

3. Шиверистый участок. От пос. Караколка до впадения рек Улан и Курменты. Расстояние 25км. 4 к. с. Средний уклон 7м/км. Скорость течения 10км/ч. По обеим сторонам реки дорога. Основное препятствие - п. "Ямы".

4. Верхние пороги. От впадения рек Улан и Курменты до впадения реки Имет. Расстояние 47км. 4-5 к. с. Средний уклон 9.6м/км. Скорость течения до 18км/ч. Основные препятствия, расположены в ущелье "Зоопарк": пп. "Бегемот" (4С), "Слонята" (4С), "Два носорога" (4С), "Эдельвейс" (5В), "Зигзаги" (5С), "Плотины" (5В).

5. Средние пороги. От впадения ручья Имет до каньона "Спокойствие". Расстояние 25км. 4-5 к. с. Средний уклон 8м/км. Скорость течения 10-15км/ч. Основные препятствия: пп. "Падун", "Туюк", Щель", "Деревянный мост" (5В).

6. Каньон "Спокойствие". 4 к. с. Длина каньона 7-8км. Падение 8м/км. Скорость реки 10-15км/ч.

7. Простой участок. Длина 4км. Заканчивается через полтора километра после впадения слева р. Кара-Таш. От места впадения ручья идет дорога, по которой можно уйти в пос. Таш-Башат.

8. Участок "Нарынских водопадов". 6 к. с. Наиболее сложный участок р. Бол. Нарын. Расстояние 12км. Средний уклон 13м/км. Скорость течения до 20км/ч. Основные препятствия этого участка: пп. "Два клыка" (5С), "Большой Нарынский водопад" (6С), "Пять углов" (6С), "Пятый угол" (6А), "Камень преткновения" (5С), "Поле бегемотов" (5С), "Последний" (5В).

О погоде, уровне воды и сложности определяющих препятствий

В Средней Азии дождевые паводки носят более плавный, чем в Сибири, характер, т. к. осадки в верховьях рек, которые расположены в достаточно высоких горных хребтах, выпадают в большей мере в виде снега, который затем тает (или нет) в зависимости от времени года и времени суток. Так, во время нашего нахождения на маршруте, после дождей в горах, с которых берут истоки левых притоков Нарына, стекающие в Нарынскую котловину, произошел паводковый подъем воды в реке, последствия которого мы ощутили при ее прохождении. Ледниково-снежные же подъемы воды связаны со временем года. От начала августа до середины сентября происходит достаточно сильный и более или менее стабильный спад уровня воды. В целом же погода на Тянь-Шане в это время года бывает обычно хорошей. Тепло. При смещении сроков похода ближе к началу осени в верховьях рек наблюдаются значительные падения температуры в ночное время. В результате воздух прогревается только к полудню. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что уровень воды в среднеазиатских реках до конца августа может быть высоким, и, соответственно, у многих порогов категория сложности может повыситься. Так, мы шли несколько раньше классических сроков проведения походов по рассматриваемым рекам, и уровень воды был выше среднего, вследствие чего сложность некоторых из определяющих эти реки порогов поднялась на одну-две ступеньки (с учетом деления категорий 4, 5, 6 на подкатегории А, В, С).

На р. Бол. Нарын наблюдался средний уровень воды. Хотя по тех. описаниям в каньоне "Нарынских водопадов" имеется 7 препятствий, мы бы не стали разделять "Пятый угол" и "Камень преткновения", т. к. и расстояние между ними небольшое и зачалиться между ними, по нашему мнению, невозможно. При более низком уровне воды повысится вероятность успешного прохождения наиболее сложных препятствий этого участка - "Большого Нарынского водопада" и особенно "Пяти углов". Если первый из них все равно останется 6С - он станет более крутым, но и менее мощным, то второй может упасть до 6В - струи, идущие от "угла" к "углу" станут более спокойными, после "бочек" появятся суводи, в которых легче сместить судно в нужную сторону. Об этом свидетельствует и единственная попытка прохождения (в середине 1997 года) обоих этих препятствий на катамаранах-двойках (правда, первого с оверкилем, а второго с одним оверкилем и двумя успешными прохождениями (одно из которых было осуществлено на рафте)) группой Николаева Н.В. (СПБ). При малом же уровне воды - не до конца понятно, что откроется внизу водопада - он может стать и непроходимым. Оставшиеся препятствия или останутся той же категории или могут повысить ее за счет появления в русле обломков скал или дополнительных "бочек".

1 "Два клыка" ТТ
2 "Большой Нарынский водопад" ТТТ
3 "Пять углов" ТТТ
4 "Пятый угол" ТТ
5 "Камень преткновения" ТТ
6 "Поле бегемотов" ТТ
7 "Последний" ТТ

Используемые обозначения

Номер. Название препятствия (к. с. - предпочтительный берег разведки - предпочтительный берег страховки).

Картографический материал

Все прилагаемые карты изданы Кыргызгеодезией в 90-ых годах. Горизонтали проведены через 80 метров. Километровая сетка наложена составителями данного отчета при помощи программного продукта OziExplorer. Масштабы оригиналов этой и последующих топографические карт - М1:200000.
Точки GPS см. здесь.

Техническое описание

Сплав по р. Тарагай начинается от моста. Ширина долины в этом месте - 5-7км. Река разливается на несколько мелких рукавов, часто встречаются перекаты, мели. После прохождения 10км скорость реки несколько увеличивается, встречаются участки длиной 50-100м с увеличенным падением. В рукавах, на которые по прежнему разбивается р. Тарагай, много камней, валы до 1м. Через 1-2км справа грязным потоком впадает р. Джаманечка, которая является ориентиром порога "Змейка".

1. "Змейка". Три поворота русла. Наиболее сложный участок на первом (левом) повороте (обратные валы, бочки).

Далее идут шиверы.

Перед слиянием с р. Карасай, вытекающей слева из широкой долины, река разбивается на протоки. Большой Нарын образуется при слиянии рек Тарагай и Карасай. В 4х км от начала р. Большой Нарын на правом берегу находится могильник Кульбес-Кульчук.

Продолжаются разбои. Очень много мелких проток, чистой воды нет (ручьи есть только с утра, к вечеру пересыхают, и до них очень долго идти по заболоченной пойме).

После п. Караколка идти легче, протоки полноводнее, вода с утра немного выше. Через 7км мост у погранзаставы Караколка (правый берег), река собирается в одно русло, через 1,5км- хорошее место для стоянки, справа - чистый приток (местная редкость), после ручья начинаются протоки - около 2км.

Река собирается в одно русло, и начинается 12-километровая Каракольская шивера, через 1км от начала шиверы впадает левый приток реки Каракол. Вода в Караколе еще более грязная, чем в Большом Нарыне в конце шиверы.

2. "Ямы" (4В). Ориентиры: на левом берегу дом с загоном, впадение ручья слева перед порогом и справа в середине порога. После порога река постепенно успокаивается.

До первого ущелья река снова разбивается на протки, по берегам пустыня сменяется полупустыне.

До начала первого ущелья от впадения рек Улан и Курменты 5км.

Первое ущелье "Зоопарк". Валы, бочки, обливные камни, мощная струя.

3. "Бегемот" (5В - левый - левый). На левом берегу лес. Длина порога 800м. Начинается мощной разгонной шиверой за правым поворотом. В русле огромных размеров обливнник (собственно бегемот), за ним бочка. Вдоль всего участка до реки Телеке по левому берегу идет вполне приличная дорога. Далее - 2км мощная шивера.

4. "Два носорога" (5В - левый - левый). Длина 800м. В пороге обилие камней в русле и у берегов (до этого струя была почти чистая). Они, а так же обрывистый 10-метровый левый берег, и являются ориентиром.

До впадения правого притока реки Телеке шивера 4-ой к. сл.

В ущелье "Зоопарк" могут "встретиться" пороги "Слонята" (5В), "Два прибрежных камня" (4В), "Каменная гряда" (4В) (между "Бегемотом" и "Носорогами"), а так же от "Двух носорогов" до реки Телеке пп "Частокол", "Навал на камень", "Три зуба" и "Нагромождение камней".

Спокойный участок 5км. Долина немного расширяется. Несколько островов в русле. После левого поворота река широко разливается в высоких, обрывистых берегах. На правом повороте впадает левый приток, отсюда начинается второй каскад джетимского ущелья реки Б. Нарын. 5-ой к. сл.

5. "Эдельвейс" (5В). Чалка у притока, длина порога 200м. Бочки, обливники, выходная шивера 400м. На 500м ниже "Эдельвейса" на левом повороте чалка у левого берега.

6. "Зигзаги" (5С - левый - левый). Длина порога 1км. Валы, бочки, мощная извилистая струя.

Далее мощная шивера, в которой очень сложно выделить отдельные пороги ("Плотины" и "Сливы"), хотя они и классифицировались пятой и четвертой категориями сложности соответственно.

Постепенно мощь шиверы понижается. Впадает левый приток, на высоком левом берегу у края луга - зимовье.

От зимовья 7 км шиверы четвертой-пятой категории сложности, ходовое время 40 минут. Потом 17км участок поспокойнее, с отдельными шиверами 4-ой категории сложности. Резкое сужение и невысокие скалы с обоих берегов.

7. "Щель" (4В). На щель не похоже, в пороге слив до 1,5м, на левом берегу скала, на правом скальные обломки, через 500м быстротока следующее препятствие.

8. "Деревянный мост" (5В). В середине порога деревянный пешеходный мост. Сразу за поворотом начинается разгонная шивера. Чалка на любой берег до шиверы. Скальный коридор с обломками в русле. Под мостом сужение до 8 метров. Длина порога с заходной шиверой 250 метров. Далее 15 минут каньонный участок, долина расширяется, крупный левый приток.

От порога "Деревянный мост" 35 минут спокойный участок с небольшими шиверами.

9-15. "Спокойствие 1-6" (4В). Левый поворот реки, на правом берегу желто-красный бом. Отсюда до каньона "Спокойствие" 10км. Пороги и шиверы разделены спокойными участками. "Спокойствие 4" - скальный останец посередине русла. "Спокойствие 6" - ступень из обливных камней через все русло. "Спокойствие 7" - Шивера длиной 1км за левым поворотом. Легко читается с наплыва.

16. "Спокойствие, только спокойствие" (4В). На левом повороте перед входом в каньон "Спокойствие" с прижимом к скальному правому берегу.

17. Каньон "Спокойствие" (4В). Длина каньона 8км, мест для стоянок нет, в изобилии ручьи с чистой водой, высота стен каньона 100-150м. Препятствия - небольшие валы. На выходе из каньона после прямого спокойного участка на правом повороте:

18. "Спокойный прижим" (4В). Прижим к правому берегу.

Далее долина расширяется, впадает левый приток - р.Кара-Таш. У притока тросы люлечной переправы. На левом берегу кош.

29.08

До обеда доделывали продолину каркаса К4 (Фото 85). Погода нормальная. После обеда, сев на К4 в 6-ом (Фото 86) - тронулись вниз.

От притока река делает плавный правый поворот, 1.5 км до начала каньона "Нарынских Водопадов". Начало каньона за левым поворотом. До поворота левый берег - скальная стена, правый терраса удобная для стоянки. За террасой правый берег - желтый бом, за ним резкий правый поворот. После перечалки на левый берег выход из каньона проблематичен.

Карта 11. Участок Бол. Нарына, на котором расположен определяющий каскад препятствий этой реки - каньон "Нарынских водопадов"

Фото 85. Место стоянки на поляне на левом берегу р.Бол.Нарын.
Впереди виден вход в каньон "Нарынских водопадов"

Фото 86. Перед стартом к каньону "Нарынских водопадов".
Слева направо: Хайрутдинов Н., Кокурин В., Перескоков Ю.,
Карпенко А., Лямин А., Верхотуров М.


Сплав, хоть и вшестером, проблем не вызывал, но сначала мы решили зачалиться на правом берегу перед входом в ущелье. Зачалились, глянули на вход, на струю - пока ничего сложного. После входа в ущелье - сначала от выхода обратно отрезает крутой левобережный берег, а через метров 100 - скальный правый, т.е., в принципе при необходимости, можно зачалившись налево, попытаться затем переправиться на правый берег и выйти по нему обратно из ущелья. Мы шли вдоль левого берега и как только, после прохождения выступа крутого левого берега, появилась возможность зачалиться, так мы это успешно и осуществили.

Каньон "Нарынских водопадов" (см. схему каньона)

Страховка, просмотр, обнос вещей на участке п.19 - 25 - только по левому берегу. После входа в каньон - чалка в суводь левого берега. Для стоянки и организации базового лагеря можно использовать одно очень уютное и колоритное место - оно расположено в 100 метрах выше "Большого Нарынского водопада".

От места чалки к левому берегу, расположенного после входа в ущелье, до п.19 - 50-70 метров.

19. "Два клыка" (5С - левый - левый). Длина порога 25 метров. Перепад 3м. Две мощные бочки на заходе и ближе к выходу. В конце порога мощная турбулентность, смешение струй. Через 100 метров быстротока:

20. "Вираж" (5В - левый - левый). Длина порога 150 метров. Два поворота. Через 40 метров после правого поворота водопад. В пороге мощная струя, подводные и надводные камни, навалы, прижимы.

21. "Шивера" (5С - левый - левый). Начинается после второго (правого) поворота русла в пороге "Вираж". На повороте за левобережным бомом есть суводь для чалки. "Шивера" является продолжением порога "Вираж", только возрастает уклон, и русло забито обливными камнями. Длина прямого участка 35 метров.

22. "Большой Нарынский Водопад" (6С - левый - левый). Высота водопада 5 метров, ширина слива 5,5-6 метров, под сливом гриб-противоток шириной почти во все русло и длиной 20 метров. После гриба 30 метров быстротока.

Слегка разгрузив судно и вытащив его на камни левого берега, пошли на разведку. Дошли до водопада и "Пяти углов" (Фото 87, Фото 88, Фото 89). Осмотрели место стоянки - очень уютное и укромное место. Перенесли рюкзаки на стоянку и встали на ночевку.

30.08 С утра прошли "Два клыка" (Фото 90), "Вираж". Зачалились перед заключительным левым поворотом перед водопадом, выставив, перед этим в месте предполагаемой чалки, чальщика. Желания проходить водопад по этой воде ни у кого не возникло, тем более, что внизу водопада в левой его части хорошо просматривался скальный выступ, а справа - скала правого берега. Да, если воды убавить на полметра, то, вполне возможно, можно было бы рискнуть, как это сделал Николаев Н., который был на две недели позже нас (в 1997 году), хотя вода у них была выше обычной сентябрьской нормы, но судя по фотографиям в "Двух клыках", примерно на 0.5м меньше, чем у нас. Провели судно по воде вдоль берега до водопада, обнесли его, благо сделать это по невысокому, в этом месте, скальному берегу не представляло большой сложности - пошли смотреть варианты прохождения "Пяти углов".

23. "Пять углов" (6С - левый - левый). Река пропилила каньон в каньоне. После косой бочки, на заходе, прижим к правой стене. Через 15 метров мощный прижим в левую, слегка отрицательную, стенку. 10 м прижим - суводь вправо и косой водопад 3,5 м. 5-7 метров, и прижим в левую отрицательную стену. За последним прижимом - сразу же на левом берегу находится распадок-кулуар, по которому можно спуститься к воде.

В них можно выделить, соответственно количеству локальных изгибов мини-каньона, 4 ступеньки - прижима-слива. Наиболее сложные из них - правые (около правого берега), которые хорошо просматриваются с левого скального берега. Первый левый также неплохо просматривается - он большой сложности не представляет. Заключительный же - второй левый, просматривается процентов на 90, оставшиеся 10 не видны с берега из-за отрицательного наклона скал в этом месте.
Мы начали склоняться к прохождению порога, но для большей уверенности решили посмотреть оставшиеся 10 процентов 4-го угла, т. к. в результате прохождения трех предыдущих ступенек судно или отдельные члены экипажа, могли оказаться в любой части струи. Их, хотя и с большим трудом, можно посмотреть, подобравшись к самому краю наклонной скалы, находящегося за этим углом, кулуара, который можно (и нужно) использовать для страховки судов, в случае попытки прохождения этого порога. Когда же мы увидели то, что там находилось, то нашего желания значительно поубавилось - вся струя, хотя и без сливов и валов, но с достаточной скоростью и мощью била в карман левого берега. Мало того, почти на самом углу, находился выступ, который перекрывал выход из западни. Попади туда судно или, того хуже, гребец, струя однозначно забивала бы его под скалу, а выступ лишал шансов выбраться из этой ловушки. Да, при нормальном прохождении третей ступеньки, судно, скорее всего, успевало отгрести от злополучного прижима, но вверху были три основных непростых ступени.
В результате фактически единогласно было принято решение об обносе. Но это было сделать уже гораздо тяжелее, нежели обнести водопад - нужно было обносить метров 100 по крутому берегу, на котором были также кусты, деревья, скальные обломки и т.д. (Фото 92). На это мы потратили около часа. В середине обноса есть кулуар, начиная с которого и до места спуска во втором кулуаре мы использовали веревки (Фото 91).

Фото 87. Вид сверху на водопад и пор. "Пять углов"

Фото 88. "Большой Нарынский водопад"

Фото 89. "Пять углов"

Фото 90. К4 в пороге "Два клыка"

Фото 91. Спуск К4 к началу "Пятого угла"

Фото 92. Обнос "Пяти углов"


24. "Пятый угол" (6А - левый - затруднительна). Заход по центру между скальными обломками, в конце порога слив 2 м, проход у правого берега. Длина порога 25 м. 50 м без суводей до следующего препятствия.

25. "Камень преткновения" (5С - левый - затруднительна). Гряда из обливных и полуобливных камней, 2-метровый слив у левого берега. Струя бьет в скалу высотой 5 м (собственно "Камень преткновения"), перегораживающую две трети русла. Выход из порога у правого берега.

Начало следующего порога в 30 метрах ниже "Камня", за которым по обоим берегам имеются суводи.

В каньоне без веревок и применения скальной техники для обноса вещей, а тем более судов пригоден только участок до начала порога "Пятый угол", до порога "Два прижима" крутизна склонов до 700.

Весь участок от конца "Пяти углов" до входа в "Поле бегемотов" просматривается со скал, расположенных перед вторым кулуаром (Фото 93). За ним берег становится круче, тем более, что кулуар еще тоже необходимо преодолеть. В результате мы не посчитали разумным осуществлять дальнейшую разведку. Путь прохождения был достаточно прозрачен. Чалка по описанию и по тому, что мы видели, находилась сразу за скалами правого берега - перед самым входом в пор. "Поле бегемотов". Было принято решение, что этот участок судно пойдет вчетвером и, соответственно, Карпенко А. и Кокурин В. должны были возвращаться на стрелку через верхнюю дорогу, на которую еще надо было выйти, т. к. берег достаточно крутой и простые варианты выходов не просматривались. Собравшись и попрощавшись, К4 пошел на прохождение "Пятого угла" и "Камня преткновения" (Фото 94), разделение которых на два порога достаточно условное (это хорошо видно по фотографии). Экипаж четко реализовал задуманное, хотя второй слив и оказался очень мощным, что, впрочем, и предполагалось. Зачалились за скалой правого берега на самом входе в пор. "Поле бегемотов".

26. "Два прижима", он же "Поле бегемотов" (5С - правый - правый). Месиво камней и воды. В конце порога прижим к отрицательной скале левого берега. Длина порога 300м. Через 30 метров еще одна ступень.

27. Порог (5В). За левым поворотом каньона начинается мощная шивера. Валы, бочки, скальные обломки. Длина шиверы 3 км (15-25 мин). В конце шиверы последний порог.

Просмотрев заходную часть порога "Поле бегемотов", мы прошли его сначала ближе к правому берегу, затем выходя на центр и дальше по основной струе. Прижима, как такового, из-за большого количества воды не было, основную сложность представляли разбросанные крупные камни - "бегемоты" и сливы между ними. Вся масса воды сливается влево - к скальному левому берегу. Далее шли без разведки до п. "Последний".

28. "Последний" (5В).Начинается на локальном повороте русла вначале налево, а затем на 90° вправо за правобережный бом с осыпью перед ним. Перед порогом должен впадать приток справа. Длина порога 200 м, в струе мощные пенные котлы и бочки.

Зачалились около притока, посмотрели издали порог - ничего особенного он не представлял. Прошли его по центру - беспорядочно разбросанные валы, камней, поворотов и прижимов нет.

Далее продолжаются шивера с короткими перерывами на быстроток.
1 час хода до стрелки с рекой Малый Нарын.

Далее шли до стрелки без разведки. Нас уже ждали.

Карпенко А. и Кокурин В. пришли лишь на следующее утро, немало помаявшись, выбираясь из ущелья на верх. А так как было уже темно, то наверху на плоскогорье и заночевали.

31.08 Когда мы разговаривали последний раз с Сергеем Ворониным, то он сообщил нам, что в связи с тем, что поменялось расписание работы тоннеля на перевале Тюашу, изменилось и время прихода машины, которая должна была нас забрать с моста через Нарын, расположенного перед Токтогульским водохранилищем. Если ранее мы договаривались на вечер, то теперь машина должна была прийти к 10.00, т.е. время, которое мы планировали на прохождение р. Нарын, убавилось на день. Еще раз почитав описание других групп, оценив необходимое для прохождения время, посмотрев по реальной местности, что нас ждет впереди населенка и фактически полное отсутствие категорированных препятствий, мы приняли решение не проходить участок от стрелки Бол. и Мал. Нарынов до моста, расположенного за пос. Ак-Тал, а объехать его на машине, которая все еще была с нами, но которая ко 02.09 должна была быть в Бишкеке. Позавтракав, погрузив суда, мы тронулись в путь. Погода ясная. Этот день в Кыргызстане является праздничным. 31 августа - День Независимости. Часам к 15.00 доехали до моста, долина очень широкая и местами очень красивая. Сплошная населенка. В г.Нарын подкупили овощей, фруктов и лепешек.

Поддули, загрузили суда и тронулись в путь по последней - пятой из запланированных нами рек. Вода, по словам местных жителей, большая, несколько дней назад был паводок - вся долина была затоплена.

Фото 93. Общий вид порогов "Пятый угол", "Камень преткновения" и "Поле бегемотов"

Фото 94. К4 уходит в "Пятый угол" и дальше в каньон, а Карпенко А. и Кокурин В. - куда-то вверх - на дорогу и на стрелку


Использовались отчеты:
Лысенко В.И. "р.р. Большой Нарын - Нарын 1985"
Николаев Н.В. "р. Большой Нарын; р. Малый Нарын и р. Нарын - 1997".

Реальным (при наличии у группы соответствующего опыта) считаем прохождение Большого Нарына за 1.5-2 дня (от Кара-Таша).