туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия  >>  чон-кемин  >>  Михаил Верхотуров. Чон-Кемин, описание 2001
RIVER_NAME, ...
RIVER_NAME, ...
Автор: Михаил Верхотуров, г. Уфа     Опубликовано 01.09.2002

Чон-Кемин 2001

сплав на К4 и К2 22-25 августа


Реку Чон-Кемин (кирг. Чонг-Кемин) условно можно разбить на несколько участков:

1. Верхний участок. Находится выше устья р. Кель-Алматы. Иногда этот участок называют "1 и 2 каньонами".

2. Участок разбоевот р.Кель-Алматы до р. Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока реки начинается следующий участок.

3. "Третий каньон". Участок "каньоном" называют весьма условно, т. к. на нем отсутствуют высокие каньонообразные берега. Длина около 10 км. Здесь расположено 8-мь препятствий, самые сложные из них - это пороги "Слон" (5А) и "Алмаатинец" (5А).

4. Участок разбоевот р. Орто-Кой-Суу до моста. Длина 18-20 км.

5. "Четвертый каньон". Реально это ущелье с не очень высокими берегами. Длина около 10 км. Здесь расположено 5-ть препятствий, самое сложное из них - порог "Габарит" (5С). Участок заканчивается около нового моста через Чон-Кемин.

6. Несложный участок.Длина около 8 км. На нем имеется несколько шивер и порожков. Заканчивается участок на одном из рукавов впадающего в Чон-Кемин левого притока - р.Дере (Дюрез, Дюресу).

7. "Пятый каньон". Длина - 1.6 км. Это фактически 1 порог - "Дюресу" (5В). Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом.

8. Островно - шиверистый участок. Длина около 10 км. Много островов. Имеется 1 препятствие - шиверисто - порожистый участок в районе пос.Бузулган-Сай (в некоторых описаниях - пор.Бузулгансайский).

9. "Шестой каньон". Длина - около 4.5 км. Заканчивается участок около ГМС. Один из самых сложных участков реки. Здесь расположено 4 препятствия - пор."Каменоломня" (5В), "Ералаш" (6В), "Мельница" (5С), "Баня" (5С).

10. Шиверисто - порожистый участок. Длиной около 5км. На нем расположено 1 препятствие - порог "Повицкого" (5С).

11. "Седьмой каньон".Длина около 3 км. Здесь расположено 2 препятствия, хотя их разделение чисто символическое. Начальный порог - самое сложное препятствие реки Чон-Кемин - порог "Зеленый" (6В). Этот участок не входит в стандартный "пятерочный" маршрут по р.Чон-Кемин. Правда нет и "шестерочного" маршрута по этой реке.

12. Простой участок. Длина - около 2 км.

13. "Восьмой каньон". Длина - около 2 км. Реально - это ущелье. Этот участок совпадает с 1 порогом (5С), который имеет аналогичное название.

14. Простой населенный участок. Длина - около 50 км. Много разбоев.

15. "Девятый каньон" (Нижне-Кеминское ущелье). Длина около 8 км, уклон 8-10 м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается он при впадении р. Чон-Кемин в р. Чу.

Карта 6. Верховья р. Чон-Кемин

О погоде, уровне воды и сложности определяющих препятствий

В Средней Азии дождевые паводки носят более плавный, чем в Сибири, характер, т. к. осадки в верховьях рек, которые расположены в достаточно высоких горных хребтах, выпадают в большей мере в виде снега, который затем тает (или нет) в зависимости от времени года и времени суток. Так, во время нашего нахождения на маршруте, после дождей в горах, с которых берут истоки левых притоков Нарына, стекающие в Нарынскую котловину, произошел паводковый подъем воды в реке, последствия которого мы ощутили при ее прохождении. Ледниково-снежные же подъемы воды связаны со временем года. От начала августа до середины сентября происходит достаточно сильный и более или менее стабильный спад уровня воды. В целом же погода на Тянь-Шане в это время года бывает обычно хорошей. Тепло. При смещении сроков похода ближе к началу осени в верховьях рек наблюдаются значительные падения температуры в ночное время. В результате воздух прогревается только к полудню. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что уровень воды в среднеазиатских реках до конца августа может быть высоким, и, соответственно, у многих порогов категория сложности может повыситься. Так, мы шли несколько раньше классических сроков проведения походов по рассматриваемым рекам, и уровень воды был выше среднего, вследствие чего сложность некоторых из определяющих эти реки порогов поднялась на одну-две ступеньки (с учетом деления категорий 4, 5, 6 на подкатегории А, В, С).

На Чон-Кемине из-за высокого уровеня воды "появилось" препятствие 6С - порог "Зеленый". В нашу воду это было очень мощное и опасное препятствие. По малой и средней воде в нем оказывается непроходимой (или проходимой с большим трудом) первая ступень, вторая и третья становятся несколько проще, т. к. более реально (если не единственно возможно) осуществить заход слева от "камня преткновения".

1 "Габарит"
2 "Ералаш"
3 "Мельница" 
4 "Баня"
5 "Повицкого"
6 "Зеленый"
7 п.25
8 "Восьмой каньон"

Используемые обозначения

Номер. Название препятствия (к. с. - предпочтительный берег разведки - предпочтительный берег страховки).

Картографический материал

Все прилагаемые карты изданы Кыргызгеодезией в 90-ых годах. Горизонтали проведены через 80 метров. Километровая сетка наложена составителями данного отчета при помощи программного продукта OziExplorer. Масштабы оригиналов этой и последующих топографические карт - М1:200000.
Точки GPS см. здесь.

Техническое описание

В верховья р. Чон-Кемин можно попасть двумя способами:
- зайти пешком от Большого Алмаатинского озера через перевал Озерный (н/к, высота 3520). На перевал идет тракторная дорога. Спуск с перевала по тропе вдоль реки Кель-Алматы. Длина пешего перехода около 20 км. (устаревшая информация, cм. здесь -- Прим. ред.)
- заехать вдоль р.Чон-Кемин на машине несколько выше устья р. Джинди-Суу (выше 4 каньона).

1 и 2. Несложные пороги. Находятся выше устья р. Кель-Алматы в местах, которые условно можно назвать "1 и 2 каньонами".

Ниже устья р. Кель-Алматы Чон-Кемин течет в разбоях до устья р. Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока река входит в 3 каньон (называть участок "каньоном" можно весьма условно из-за отсутствия высоких каньонообразных берегов). Длина его около 10 км.

3 каньон

3 и 4. Простые пороги. Расположены на участке длиной в 2 км от начала 3 каньона до пешеходного моста. Проплыть под мостом нельзя. Чалка для обноса длиной 20-30 м перед мостом к правому берегу.

5. Порог "Слон" (5А). Длина 300 м. Начинается входной шиверой сразу за пешеходным мостом, заканчивается через 50 м после впадения справа р.Алматы. В пороге кроме шиверистых участков есть 2 гряды камней.

6. Порог "Алмаатинец" (5А). Длина 80 м. Находится через 100 м после преп.5. В середине русла большой камень, на который идет сильный навал. Можно идти как справа, так и слева.

До конца 3 каньона идет несложная шивера, внутри которой выделяют:

7. Порог "Обман".

8. Порог "Бой".

9. Порог "Сель".

10. Порог.

Все их можно идти с ходу.

После впадения р.Орто-Кой-Суу начинаются разбои, продолжающиеся 18-20 км до моста. Обнос моста по правому берегу .

Через 1 км начинается 4 каньон. Длина около 10 км. Сплошных каньонных берегов нет. Отсюда, собственно, и начинаются основные препятствия реки.

4 каньон

11. Порог "Конек". Несложный порог длиной 120 м, расположен за последним рукавом р.Мамбет-Булак.

12. Порог "Саянский" (4С). Длина 900 м. Начинается через 100 м после преп.11. В пороге маневр несложен, сливы и бочки локальные.

Встали на полянке, находящейся в начале каньона (Карта 6) (Фото 38). Позавтракали, поспали, заклеили несколько дырок, образовавшихся на наддувах К4 во время переезда. Погода отличная, с утра прохладно. Местность по растительности, горам, температуре, очень похожа на Алтай (кедра, правда, нет) и разительно отличается от той, где мы были только вчера - долины Кекемерена.

13. Порог "Габарит" (5С - левый - левый). Длина около 500 метров. Уcловно его можно разбить на три ступени. Первые две ступени короткие - по 30-40 метров каждая, расстояние между ними около 20 метров. В первой ступени гряда скальных обломков на входе оттесняет поток на скальный выступ правого берега, от которого он сквозь гребенку камней устремляется к левому берегу и наталкивается на скалу левого берега. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джиндысу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает.

22.08 Ясно, но прохладно. Просмотрели порог по берегу, воды достаточно для прохождения габаритного прохода, который, собственно и дал название порогу. Перепад вполне приличный. Оценили его как 6А. Проходили порог по центру, многие камни залиты или обливаются водой. Сначала прошли "двойки" (Фото 39, Фото 40), затем "четверка" (Фото 41). Страховку ставили в районе основного слива 2-ой ступени и в устье р.Джинди-Суу. Затем шли без разведки до 6-го каньона (Карта 7).

Второй участок 4 каньона длиной 8 км менее насыщен препятствиями. Шиверистый участок между п.13 и 14 можно проходить с ходу.

14. Порог "Дрозд". Длина 100 м. Расположен за 100 метров до р.Бассы-Джая. Просмотреть порог лучше с правого берега, причалив через 100 м после обрыва правого берега на левом повороте перед мелью в центре русла. Для прохождения порог несложен. Можно идти с ходу.

15. Порог "Вяхирь". Длина 100 м. Расположен в узком ущелье через 300-400 м после преп.14. Правый берег - отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. Левый берег очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по правому берегу, а нижнюю часть - по левому. Преп.15 можно идти с ходу.

До моста через р. Чон-Кемин еще несколько шивер. Между старым и новым мостами расположен несложный порог длиной 200 м. От нового моста до 5 каньона около 8 км. На первых 500м река течет спокойно, далее имеются шиверы и порожки. На плавном лесном повороте реки после острова в русле открывается долина р.Дюресу и виден один из ее впадающих в Чон-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью правого берега можно зачалиться для просмотра 5 каньона.

Карта 7. 4-ый и 5-ый каньоны р.Чон-Кемин

Фото 38. Стоянка выше 4-го каньона

Фото 39. К2-1 перед основным сливом пор. "Габарит" (вид снизу)

Фото 40. К2-2 в основном сливе пор. "Габарит" (вид сверху)

Фото 41. К4 на заходе в пор. "Габарит"

5 каньон

16. Порог "Дюресу" (5В).Длина около 1,6 км от впадения последнего рукава р.Дере (Дюресу). Ярко выраженного каньона нет. Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По правому берегу рядом с рекой проходит дорога. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога сливы около 1-1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Проходить здесь лучше под левым берегом, переваливаясь через полузатопленные камни. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями.

После п.16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего каньона река еще 6 км петляет среди островов.

17. (5А) Шиверо - порожистый участок у пос. Бузулгансай. Перед поселком видны домики на левом повороте реки, за небольшим островком. Далее следует мощная шивера, заканчивающаяся за правым поворотом реки сливом. Затем напротив отвесной высокой скалы левого берега начинается длинная шивера - порог, заканчивающаяся через 1,2 км за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева.

Далее мощь воды убывает, левый берег становится пологим, а правый крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес правого берега, выходит на вторую излучину. Через 3-4 км необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра 6 каньона. В месте чалки у самой воды растут несколько крупных елей.

6 каньон

Длина около 4.5 км от реки Чон-Баши до подвесного моста перед ГМС. В каньоне 4 серьезных порога 18-21 (Карта 8).

18. Порог "Каменоломня" (5В - правый - правый). Общая длина около 300м. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега. Метров через 20 после прижима начинается шивера длиной 250-300 м. В конце этой шиверы после отвесной скалы правого берега нужно зачалиться в устье безымянного правого притока правого берега и просмотреть п.19.

Просмотрев порог, прошли его правее центра, чалились на правый берег перед и за ручьем. После разведки порога и близлежащего берега - встали на стоянку, находящуюся в метрах 200 на поляне около большого скального обломка. Место очень колоритное. Порог решили проходить на следующий день. Уровень воды продолжает оставаться выше среднего.

Карта 8. "Шестой", "седьмой" и "восьмой" каньоны р.Чон-Кемин


19. Порог "Ералаш" (6В - правый - правый). Длина около 300м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У правого берега скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу правого берега. Далее ряд мощных сливов и бочек. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река успокаивается до следующего левого поворота через 300 м.

23.08 Ясно и тепло. Расставили страховку и видеосъемку. В нашу воду не было боя в скалу правого берега, а также соответствующая гряда камней была почти залита. К4 проходил порог ближе к правому берегу, лишь после заключительного слива (Фото 42) уйдя левее центра. К2-1 первую и вторую ступени также проходил правее центра (Фото 43), но после прижима к левому берегу, ушел левее центра (Фото 44) и третью ступень проходил около левого берега (Фото 45). Страховка была организована после слива третей ступени. Экипаж К2-2 обнес порог по верхней поляне правого берега. И в этот момент произошло событие, после которого мы остались всемером на двух судах: К4 и К2 - у Яхина А. открылись "старые раны", из-за которых он уже один раз сошел с маршрута рр. Башкаус - Карагем - Аргут, который мы проходили в 99-ом году, тогда он был вынужден уйти после прохождения Башкауса. Ему надо было срочно уезжать домой. Было принято решение отправить с ним и один из К2.

Шиверисто - порожистый участок от "Придорожного камня" - большого обработанного водой валуна - до порога "Мельница" заканчивается после незначительного правого поворота шиверой - порогом, незначительным левым поворотом и большим обломком скалы у правого берега. За скалой можно пристать для просмотра п.20.

20. Порог "Мельница" (5С - правый - правый). Длина порога 350-400м. Дорога уходит от реки. Берега создают неглубокий каньон. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50м., затем на правом повороте начинается п.21.

21. Порог "Баня" (5С - правый - правый). На входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка. В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру громадный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера.

Фото 42. К4 в 3-ей ступени пор. "Ералаш"

Фото 43. К2-1 перед второй ступенью пор. "Ералаш"

Фото 44. К2-1 приближается к выходной "бочке" третей ступени...

Фото 45. ... , которую он обошел слева


22. Порог "Ворота". Очень короткий порог, образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет.

Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в п.23.

23. Порог "Повицкого" (5С - правый - правый). Длина 500 м. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается.

На правом берегу над порогом находится памятник В. Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г.

Сплав до начала 7 каньона сложности не представляет.

На двух судах продолжили сплав до начала 7-го каньона. Шли тандемом со взаимостраховкой. Порог "Повицкого" оценили как 5В к. с. Встали на правом берегу перед началом каньона, пообедали.

7 каньон

Длина 2.5-3.0 км. Глобальный просмотр препятствий с высокого правого берега, детальный просмотр наиболее сложной первой трети каньона по левому берегу.

24. Порог "Зеленый" (6В - правый - правый (затруднительна)). Длина с заходной частью 400-500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп.24 оба берега сжимают реку высокими скалами. В пороге есть три ключевых участка (хотя второй и третий разделены очень условно - реально это одна ступень):

Первая ступень. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м.

Вторая ступень. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20-30 м сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла (Фото 46). Вся вода идет слева от обломка.

Третья ступень. Здесь начинается крутой правый вираж с навалом в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом (Фото 47). Далее идет ряд разбросанных по всей реке сливов с бочками (Фото 48). Но слева проход чище.

Прежде, чем организовывать переправу на левый берег для разведки порога, решили попробовать сходить вдоль правого берега. Дошли вдоль берега, не поднимаясь выше нескольких метров от воды, до конца порога.

Фото 46. Вид с середины пор. "Зеленый" на сам "камень преткновения" (его плохо видно, так как он еле торчит из воды)

Фото 47. Вид на третью ступень и "камень преткновения" снизу (отсюда "камень" просматривается гораздо лучше)

Фото 48. Общий вид "второй" и "третей" ступеней пор. "Зеленый", а также "что там дальше!?"


Воды много, особенно, с учетом того, что к концу дня она поднимается на десятки сантиметров. Порог очень впечатляет, такие: падение, техническая сложность, мощь, попадаются не часто. Очень красивый и опасный (в нашу воду) порог!!! Стало ясно, почему он ни только не входит в классифицированную "пятерку", но, а также нет и "шестерки", в которую бы он входил. Мало того, те препятствия, которые можно было увидеть за концом порога, говорили о том, что в случае переворота катамарана или выпадения гребца - мало не покажется. А нормальную страховку, с учетом специфики порога и берегов, организовать практически невозможно. Оценили порог в нашу воду как 6С к. с. Решили переночевать и, соответственно, дождаться падения воды, тем более, что надо было отправлять Яхина А. в Бишкек следующим утром.

24.08. Пасмурно, иногда дождь, но не холодно. С утра отправили нашего товарища в Бишкек, параллельно решили переправить оставшийся К2 и рюкзаки с Кокуриным В. до конца "седьмого" каньона. Т.о. нас осталось шестеро: четыре члена экипажа К4: Верхотуров М., Перескоков Ю., Лямин А. и Хайрутдинов Н. и два страховщика - видеофотосъемщика: Карпенко А. и Рубцов Е.
Достаточно долго обсуждали вопрос: как проходить порог - слева или справа от "камня преткновения". За метров 25-30 перед "камнем" были сначала большая "бочка", а за ней (ближе к левому берегу) - мощный косой вал, который сбивал вправо прямо на "камень", в тоже время большая часть воды шла левее "камня". Т.е. возникало противоречие: с одной стороны "косач" (в который после "бочки", которая бы, как минимум, затормозила судно и попыталась бы его развернуть, судно заходило без достаточной скорости и непонятно каким лагом) сбрасывал вправо на "камень", а с другой, основная часть воды била в "камень" и уходила левее него. Наконец, решили проходить следующим образом: первую ступень - по центру, затем вдоль правого берега с филигранным заходом в протоку, которая начинается резким уходом вправо в нескольких десятках метрах выше "камня преткновения" и проходит вдоль самого правого берега. Заканчивается она за несколько метров до основного слива-бочки третей ступени. После прохождения "бочки" справа - резко, использую "тень", которая от нее образовалась, уходим влево, от сливов-бочек правого берега. Промежуточную чалку после порога решили не организовывать, т. к. это было очень проблематично - можно было при чалке на такой скорости потока порвать оболочку и все равно быть затянутым в п.25. Но в протоку было лучше попасть при определенном (среднем) расходе воды. При малой воде и зайти в нее (из-за узости захода) и пройти ее (из-за камней, которых в ней было достаточно) было затруднительно; а при большой воде струя пробивает насквозь, насаживая на камни, которые расположены прямо за входом в нее. Наконец вода несколько поднялась, и мы пошли в порог. Первый слив прошли на удивление легко. Затем сместились вправо, точно зашли в правую протоку (Фото 49, Фото 50). Но, метров за 10 до заключительного слива с "бочкой", нас прижало к невысокому скальному выступу правого берега (чего мы, собственно, больше всего и боялись при этом варианте прохождения - правда мощность струи в протоке ни как нельзя было сравнить с основной струей, но ведь из-за этой разницы мы сюда и пошли), расклинило и нам пришлось хорошо потрудиться, прежде чем мы вылезли из этой ловушки (Фото 51). При этом даже эта "слабая" струя дала нам возможность оценить ее мощь. Заключительную часть порога прошли перемещаясь справа налево (Фото 52). В связи с ограниченностью людей, страховка и одновременно видеофотосъемка были организованы за выходным сливом с "бочкой", и, соответственно, первые две ступени мы, к нашему большому сожалению, отснять не смогли. Но это не тот порог, где предпочтение можно было отдать видеосъемке, а не страховке.

25. Порог (5С - затруднительна - затруднительна). Длина около 2 км. Следует сразу за п.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу, которая эмоционально воспринимается скорее как доплыв до спокойного места после преп.24.

Этот порог прошли, как уже ранее говорилось, без промежуточной чалки после предыдущего. Он тоже заслуживает большого уважения своей длиной, сложностью и затруднительностью разведки и страховки. Мы его оценили как 6А к. с.

Зачалились около седьмого участника, который ждал нас с катамараном и вещами метрах в 100-ах ниже пасеки. До входа в 8-ой каньон оставалось метров 150. Здесь же и встали лагерем на ночевку, тем более, что после 7-го каньона не мешало бы и отдохнуть.

8 каньон

26. Порог (5С - правый (затруднительна) - правый (сомнительна)). Длина порога 1,5 км, с входной шиверой препятствие имеет длину 2 км. Ярко выраженного каньона нет. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10 м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.

Фото 49. Пор. "Зеленый". К4 успешно заходит в протоку вдоль правого берега

Фото 50. Пор. "Зеленый". К4 сейчас уйдет вправо к скальному выступу правого берега, где его "слегка" расклинит

Фото 51. Пор. "Зеленый". К4 после основного слива третей ступени

Фото 52. Пор. "Зеленый". К4 на выходе из порога

Фото 53. Начало 8-го каньона

Фото 54. Р. Чон-Кемин - вторая из пяти запланированных нами рек, успешно пройдена (слева направо: Кокурин В., Перескоков Ю., Верхотуров М., Хайрутдинов Н., Рубцов Е., Карпенко А. Фотографирует Лямин А.). Вперед - на Иссык-Куль!

25.08. После символического просмотра ущелья (Фото 53) с высокой безлесой полки правого берега входной и средней частей каньона вернулись обратно. Вниз не спускались, хотя во многих местах реки почти не видно из-за деревьев и кустарника правого берега, т. к., в данном случае, из-за специфики берега и длины ущелья это очень неблагодарное и сомнительное мероприятие. К4 и К2 шли тандемом и пару раз, четверка, идущая чуть сзади, выбивала из бочек "слегка" затормозившую там двойку. В результате "бодания" с бочками впервые за поход сломали сразу два весла - одно на К4, другое на К2. Прохождение с высокого правого берега "фотографировал" шедший по нему Лямин А. Зачалились около машины, которая ждала нас на дороге, проходящей по правому берегу рядом с рекой (Фото 54).

После п.26 шивера средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 15 км. Весь участок можно плыть с ходу.

За 3-4 км перед пос. Тегерменты река успокаивается, в русле появляются острова, протоки. Уклон менее 7-9 м/км. От 8 до 9 каньона около 50 км.

27. 9 каньон (Нижне-Кеминское ущелье). Длина около 8 км, уклон 8-10 м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается он при впадении р.Чон-Кемин в р.Чу.

Длина реки Чу от устья р. Чон-Кемин до плотины перед Быстровкой около 35 км, уклон около 6м/км. Расход воды приблизительно в 2 раза больше, чем в устье р. Чон-Кемин. Много резких поворотов реки. Река Чу течет в Боамском ущелье еще около 4 км. В 1км ниже устья р.Чон-Кемин через Чу перекинут мост ("Семеновский"), а еще через 150 м короткий порог.

27. Порог "Семеновский". Длина 80 м, перепад 3 м. Расположен на небольшом правом повороте реки. Просмотр вдоль левого берега. В пороге бочки и валы. Проходить лучше вдоль левого берега. Порог можно идти с ходу.

Ранее, после прохождения Кекемерена, в связи с тем, что из-за потери двух с лишним дней из-за аварии на Тура-Гоине-1 и фактическим отсутствием в нижнем течении Чон-Кемина и Чу определяющих препятствий (остались некатегорированные, судя по тех. описанию и по тому, что видно с дороги, идущей вдоль невысокого правого берега - 50 (пятьдесят!!!) километров густонаселенных разбоев и 8 километров "девятого" каньона) было принято решение об отъезде с реки после "восьмого" каньона. Съели арбуз, привезенный на машине из Бишкека, суда подняли на багажник, привязали и поехали на озеро Иссык-Куль. Заехали в пос. Балыкчу (бывшее Рыбачье), купили рыбы и пива и поехали вдоль южного берега озера. Т.к. дорога идет в нескольких километрах от берега, то на ...надцатом километре свернули налево и подъехали к озеру. Местность не очень красивая - ровная, безлесая - местами стоят, отдельно или небольшими группами растущие, крупные кусты - полудеревья облепихи (Фото 55).

Фото 55. Полудневка на озере Иссык-Куль

Фото 56. Уфимский "Мустанг" на перевале Джалпак-Бель (3300м). Слева направо: Лямин А., Карпенко А., Кокурин В., Перескоков Ю., Рубцов Е., Хайрутдинов Н., Верхотуров М.


Искупались, правда мелко, а до более или менее приличной глубины надо идти, да идти. Вечером - праздничный ужин. Погода переменчивая. С утра - ясно. Вечером - пасмурно.

26.08 Утром вернулись на дорогу и поехали на Мал. Нарын. Из Кочкорки опять звонили в Бишкек Сергею Воронину. Ехали по маршруту: Иссык-Куль (в районе пос. Балыкча) - пос. Кочкорка - пос. Сары-Булак - вверх по р.Кара-Куджур через перевал Джалпак-Бель (3300м) (Фото 56) - среднее течение р.Мал.Нарын - вниз по течению реки до правого притока р.Мал.Нарын - р.Сары-Кунгей (Сары-Кюнгей). Так как основные препятствия на р.Мал.Нарын находятся в ущелье Капчыгай, расположенного ниже впадения этого притока, то сплав планировалось начинать именно оттуда. Доехали до места к 18.00. Прохладно. Дождь.

Реальным (при наличии у группы соответствующего опыта) считаем прохождение Чон-Кемина за 4-5 дней (от Джиндысу).

Примечание. Техническое описание реки Чон-Кемин взято из отчета С. Черника "Кекемерен и Чон-Кемин 2000".