туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия  >>  кекемерен  >>  Михаил Верхотуров. Чон-Кемин, описание 2001
RIVER_NAME, ...
RIVER_NAME, ...
Автор: Михаил Верхотуров, г. Уфа     Опубликовано 01.09.2002

Кекемерен 2001

сплав на К4 и К2 15-20 августа


Реку Кекемерен, образующуюся от слияния рек Западный Каракол и Сусамыр можно разбить на несколько участков:

1. Начальный участок - от слияния рек Зап. Каракол и Сусамыр до "Верхнего ущелья". Длина около 6 км.

2. "Верхнее ущелье" - длина около 5 км, уклон около 18 м/км, начинается от порога "Прорыв" (5С), затем идут пороги "Слив" (5С), "Мост" (5В), "Ихтиозавр" (5А), "Лестница" (6В).

3. Простой участок реки длиной 6-7 км.

4. "Первый каньон" - пор.8 и пор.9 "Моби-Дик" (5С). Длина около 1 км.

5. Участок реки длиной 16 км, уклон 4.7 м/км. На нем три препятствия - п.10-12. Последнее находится в пос. Кызыл-Ой.

6. "Второй каньон"- длина около 5 км, уклон до 16 м/км. Основные препятствия - "Кашкасу" (5С), протяженный непрерывный участок пор. 15-19 (5С). В среднюю и выше воду - очень непростой (до 6А).

7. Несложный участок реки длиной 2 км.

8. "Третий каньон" -длина около 4 км, уклон до 19 м/км. Начинается с правого притока - р.Тура-Гоин. Здесь находятся пор. "Тура-Гоин-1" (5В) и самое сложное препятствие Кекемерена - пор. "Тура-Гоин-2" (6В).

9. Простой участок длиной 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия. На этом участке находятся поселки Арал и Орнок.

10. "Нижнее ущелье" ("Четвертый каньон"). Из общей длины "Четвертого каньона" 35-37 км каскад порогов занимает около 25 км. Самые сложные на участке - два безымянных препятствия 5В и 5С к. с.

О погоде, уровне воды и сложности определяющих препятствий

В Средней Азии дождевые паводки носят более плавный, чем в Сибири, характер, т. к. осадки в верховьях рек, которые расположены в достаточно высоких горных хребтах, выпадают в большей мере в виде снега, который затем тает (или нет) в зависимости от времени года и времени суток. Так, во время нашего нахождения на маршруте, после дождей в горах, с которых берут истоки левых притоков Нарына, стекающие в Нарынскую котловину, произошел паводковый подъем воды в реке, последствия которого мы ощутили при ее прохождении. Ледниково-снежные же подъемы воды связаны со временем года. От начала августа до середины сентября происходит достаточно сильный и более или менее стабильный спад уровня воды. В целом же погода на Тянь-Шане в это время года бывает обычно хорошей. Тепло. При смещении сроков похода ближе к началу осени в верховьях рек наблюдаются значительные падения температуры в ночное время. В результате воздух прогревается только к полудню. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что уровень воды в среднеазиатских реках до конца августа может быть высоким, и, соответственно, у многих порогов категория сложности может повыситься. Так, мы шли несколько раньше классических сроков проведения походов по рассматриваемым рекам, и уровень воды был выше среднего, вследствие чего сложность некоторых из определяющих эти реки порогов поднялась на одну-две ступеньки (с учетом деления категорий 4, 5, 6 на подкатегории А, В, С).

На Кекемерене наблюдался уровень воды выше среднего. Из 8-ми определяющих препятствий (считая п.15-19 за одно, т. к. в нашу воду они слились в один непрерывный порог) четыре не поменяли своей сложности, одно стало проще и три стали на одну подкатегорию сложнее.
1 "Прорыв"
2 "Слив"
3 "Лестница"
4 "Моби-Дик"
5 "Кашкасу"
6 п.15-19
7 "Тура-Гоин-1"
8 "Тура-Гоин-2"

Используемые обозначения

Номер. Название препятствия (к. с. - предпочтительный берег разведки - предпочтительный берег страховки).

Картографический материал

Все прилагаемые карты изданы Кыргызгеодезией в 90-ых годах. Горизонтали проведены через 80 метров. Километровая сетка наложена составителями данного отчета при помощи программного продукта OziExplorer. Масштабы оригиналов этой и последующих топографические карт - М1:200000.
Точки GPS см. здесь.

Техническое описание

13.08 Около 19.00 местного времени мы приехали на станцию Бишкек 2 на поезде No206Щ, где нас уже ждала машина ЗИЛ 131 фирмы Сергея Воронина Horizon Travel. Получив в офисе фирмы на каждого сертификат иностранца (которые Сергей выписал тут же при нас), поменяв рубли на сомы (недалеко есть обменный пункт, курс 1$=47.5сом), перекусив, мы вечером выехали в направлении перевала Тюашу, находящегося на тракте Бишкек-Ош. Необходимо иметь в виду, что в связи с тем, что уже несколько лет идет капитальный ремонт этого важнейшего для Кыргызстана перевала-тоннеля, он открыт для проезда машин не круглосуточно и к его открытию выстраивается автомобильная очередь. Периоды же времени, когда он открыт, достаточно часто меняются, хотя была тенденция к ночному времени его функционирования.

14.08 Ехали всю ночь, перевал проехали без проблем, но подъем на него "серпантином", количество машин, да и сам тоннель - впечатляют. К утру приехали к месту стоянки на Кекемерене, находящейся в нескольких километрах ниже пос. Кожомкул (бывший пос. 8-ое Марта) (Карта 2). Поспали и начали собирать суда. Погода хорошая. Светает с 05.00, темнеет с 20.00, т.е. "рабочее" время суток сдвинуто к их началу.

Карта
2. Начальный участок р. Кекемерен


Западный Каракол сливается с Сусамыром несколькими протоками. Река после этого успокаивается совсем. Через 2-3 км на левом берегу находится поселок "8 Марта". Здесь река поворачивает направо. На правом берегу начинается низкая терраса, заросшая лесом. В нижнем конце террасы хорошее место для лагеря. Через 1 км после поселка "8 Марта" река поворачивает налево, справа галечный островок. За поворотом в русле появляются отдельные камни. Через 300 м правый поворот. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй левый поворот расположен напротив курумника на правом берегу. Шивера постепенно усложняется. На следующем правом повороте в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим левым поворотом. Для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250 м шиверу, которая представляет начало преп.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. По левому берегу проходит дорога.

Второй, третий, четвертый и пятый участки Кекемерена
(Карта 3)

Длина участка до моста около 4 км, уклон 18.3 м/км. Плесов между препятствиями нет, есть только короткие быстротоки длиной 20-30 м после преп.1, преп.3, преп.4.

15.08

Пасмурно, небольшой дождь10. Для разминки решили начать сплав на пару километров выше пор."Прорыв" (Фото 4). Сплав начали в 12.43.

1. Довольно бурный, но несложный порог. Начинается с 250 м шиверы. Ширина реки уменьшается до 10-15 м. После шиверы струя разгоняется на горке, которая заканчивается преп.2.

2. "Прорыв" (5С - левый - левый). Длина наиболее сложной начальной части около 300 м, падение 12-15 м. Вода скатывается по крутой 200 м горке, на которой россыпь крупных валунов создает сложную систему сливов, валов, пенных ям. Ниже на левом берегу выдаются скальные выходы, которые заставляют реку повернуть направо. Струя сжимается и с ходу наваливается на два обливных камня. После этого кульминационного места следует 1 километровый участок шиверы-порога, представляющий собой каскад сливов, образованных надводными и обливными камнями.

Заходили ближе к правому берегу, затем смещались к центру. Фотографирование и видеосъемку осуществляли с небольшого правого поворота в центре порога. Затем зачаливались на правый берег. Сначала прошел К2-1 (Фото 5), затем К4 (Фото 6) и К2-2 (Фото 7).

Фото 4. Ключ на старт! (переезд к месту старта)

Фото 5. К2-1 в начальной части пор. "Прорыв"

Фото 6. К4 в средней части пор. "Прорыв"

Фото 7. К2-2 в выходной части пор. "Прорыв"

Карта 3. Верхний участок р.Кекемерен

До пор. "Слив" шли все вместе вдоль правого берега. Чалились перед порогом в уловах правого берега.

3. Порог "Слив" (5С - любой - правый). На протяжении 200м река проходит через 3 концентрированных слива с высотой падения 1.2, 1 и более 2 м. В последнем сливе вода падает перед подводным валуном, выше которого образуется мощнейший пенный котел. Прыжок через центр слива представляется весьма опасным. Имеется струя в левой части слива, которая обходит этот котел, однако попасть в нее очень трудно: предыдущий слив собирает всю воду в центральную струю, а перед основным сливом в левой части реки маневру мешают полуобливные камни.

Фото 8. К4 в пор. "Слив"

Фото 9. К2-2 на заходе в пор. "Слив"

В нашу воду наиболее простой вариант прохождения был возможен вдоль правого берега, что и успешно осуществили все три судна (Фото 8, Фото 9). Страховку и съемку также осуществляли с правого берега.

4. Порог (5В - любой - левый). Участок длиной около 800 м от конца преп.3 до начала горки перед мостом. Начинается шиверой, густо засоренной камнями, которые постепенно оттесняют воду к правому берегу. Струя разгоняется и бьет в два подводных зуба и скалу правого берега. За прижимом через 50-70 м река проходит 1,5 м слив в воротах из огромных валунов и выходов скал. Далее струя снова разгоняется, следует каскад сливов через валуны. После преп.4 около 30 м быстрой струи без камней, которая затем превращается в заходную горку порога "Мост".

Проходили по основной струе (Фото 10). Страховка в конце п.4 с левого берега. Чалились к левому берегу в 40м выше моста.

Длина участка от моста до порога "Моби-Дик" 11 км, уклон 15 м/км.

5. Порог "Мост" (5В - с моста - правый). Порог начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.

Проходили сначала по центру, затем смещались к правому берегу. Страховку осуществляли с правого берега. Здесь же, на правом берегу, мы встали лагерем на ночевку перед "Ихтиозавром". Было 18.00.

16.08 Пасмурно, дождь. Просмотрели порог и пошли.

6. Порог "Ихтиозавр" (5А - правый - правый). Длина 30 м, расположен на правом повороте через 300 м шиверы после порога "Мост". Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи, в нашу воду проходима только левая протока. Правая дробится скалами и валунами, в левой сливы и навалы на камни.

Проходили порог левой основной протокой (Фото 11).

Затем следует участок реки с мощными валами, сливами и пенными котлами, который требует более четкого маневрирования, чем сам порог "Ихтиозавр". Река проходит через левый, а затем правый повороты.

Далее решили сразу идти до порога "Лестница".

Фото 10. К2-1 в п. 4

Фото 11. К2-2 в пор. "Ихтиозавр"


7. Порог "Лестница" (6В - правый - правый). Просмотр всего порога снизу, но основные участки видны и с дороги. Здесь на протяжении первых 200 м расположено 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из правого берега торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70-80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами. После порога "Лестница" река течет прямо еще 500-600 м. На этом участке расположен каскад сливов с большими бочками.

В связи с тем, что предыдущий участок плавно переходит в порог "Лестница", К4, подошедший к этому входному левому повороту вдоль левого берега, "успешно" влетел в порог и прошел его сначала вдоль левого берега (иногда смещаясь к центру), затем траверсировал реку и зачалился в конце порога к правому берегу. "Двойки", быстро оценившие ситуацию, успели зачалиться перед порогом к левому берегу. Разведали, а затем пошли. К2-1 шел начало и середину порога вдоль левого берега (Фото12, Фото 13), а потом выходил на центр (Фото 14), а К2-2 начало шел вдоль левого берега (Фото 15), а затем сразу выходил на центр, пробив, таким образом, ряд "бочек" (Фото 16, Фото 17).

После правого поворота препятствия упрощаются. Здесь закончился каскад порогов "Верхнего ущелья" Кекемерена.

Следующий отрезок реки длиной 6-7 км до порога "Моби-Дик" существенно проще, он идется 40-45 мин. Через 2-3 км после порога "Лестница" река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог. Река выше порога представляет собой непрерывную цепь горок и шивер. Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При ее пересечении река входит в "Первый каньон" (т.е. п.8 и п.9 "Моби-Дик").

Между каньонами мы шли 25мин.

8. Ниже троса в русле лежат отдельные камни - это преп.8. После левого поворота впереди видны огромные камни в русле - ориентиры порога "Моби-Дик". Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.

9. Порог "Моби-Дик" (5С - правый - правый). Начинается с горки длиной 150 м, где в середине реки лежит цепочка крупных валунов, образующих сливы / последний ок.1.5 м /. Справа осыпающийся обрыв высотой 10-12м. Сразу после нее мощный концентрированный слив и серия валов. Начинается левый поворот. Основная струя отжимается влево грядой валунов. Начинается горка длиной 50-70м, разорванная на две части обливным

Фото 12. Пор. "Лестница". К2-1 заходил вдоль левого берега...

Фото 13. ... шел вдоль него ...

Фото 14. ... затем выходил на центр

Фото 15. Пор. "Лестница". К2-2 заходит слева ...

Фото 16. ... но затем слишком уходит вправо, попадая,
таким образом, сначала в одну ...

Фото 17. ... , а затем - в другую "бочку" (видны только каски)


камнем. Основная, левая струя проходит через мощнейший слив, бьющий в зуб. При этом образуется опасный котел. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, но он довольно опасен в случае неудачного захода. Предпочтительнее относительно безопасный правый вариант: заход по основной струе до скалы, потом уход на сливе вправо через обливные камни и движение по правой струе.

К4, хотя и планировал уйти после входной (Фото 18) части влево, но не смог это сделать. В результате пришлось быстро перестраиваться на правый вариант (Фото 19), затем, судно из-за большой скорости вправо, вызванной резким уходом в эту сторону, проехало по обливным камням и в заключении въехало в выходную центральную "бочку", из которой вышло не сразу. К2-1 на входе зашел слишком справа (Фото 20), что привело к паре стычек с камнями правого берега, но затем, центральную и выходную части порога, прошел, как и планировалось. К2-2, учтя два предыдущих прохождения, принял благоразумное решение обнести порог11. Страховка была организована ниже порога, но, к счастью, не понадобилась. Мы оценили этот порог как 6А к. с.

После п.9 несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500м после преп.5 низкая терраса. На этом участок реки "Автомобильный мост - порог "Моби-Дик" заканчивается. Характер реки не меняется еще несколько километров.

Участок от конца "Первого каньона" до начала "Второго каньона" имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой террасы справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера сменяется довольно мощным порогом преп.10 - первый порог участка. Еще через 1км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположено преп.11 - второй порог участка. После левого поворота препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это поселок Кызылой. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено преп.12 - третий порог этого участка.

В конце левого поворота видно, что впереди река снова входит в ущелье - "Второй каньон". Справа расположена удобная для ночевки терраса, где мы и заночевали. До Арала от нее 24.5 км.

Оставшийся участок от конца "Первого каньона" до порога "Кашкасу" прошли сходу. Шли около 1ч.

Фото 18. К4 на заходе в пор. "Моби-Дик"

Фото 19. Пор. "Моби-Дик". К4 во второй половине порога

Фото 20. Пор. "Моби-Дик". К2-1 резко уходит вправо

Фото 21. Пор. "Кашка-Су". К4 проходит справа от огромной
"бочки", расположенной чуть ниже "головы ящера"

Шестой, седьмой и восьмой участки Кекемерена (Карта 4)

Участок "Второй и третий каньоны" - длина 11км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. Здесь расположена вторая часть наиболее сложных порогов Кекемерена.

Карта 4 "Второй" и "третий" каньоны р.Кекемерен


После поляны река проходит левый поворот. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на правом повороте переходит в несложный п.13.

13. Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30-40 м над рекой. В русле много темно-серых валунов, длина порога 150-200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало п.14 "Кашкасу".

Прошли по правой части реки и зачаливались вправо, уже справа от "Головы ящера".

14. Порог "Кашкасу" (5С - правый - левый). Длина порога 200-250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень "Голова ящера", отколовшийся от скалы левого берега. В проходе слева от камня образуется довольно сложные завихрения. Через 20-30 м струя налетает на россыпь валунов среднего размера. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья еще несколько узких проходов потом следует более спокойный 100 м отрезок реки.

В связи с тем, что мы зачалились справа, то и выбора варианта прохождения у нас уже не оставалось - смещались в центр реки, проходя справа от "бочки" (Фото 21), находящейся вдоль левого берега, а заключительную часть порога проходили ближе к левому берегу. Мы его оценили как 5В к. с.

15. (5С - левый - левый). Длина 200-300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.

16-19. (5В - левый - правый). Весь оставшийся участок 2 каньона трудно разбить на пороги и выделить отдельные препятствия. Этот участок несколько проще, чем преп.13-15, однако надо учитывать узость русла, засоренность его крупными валунами, большую скорость течения, обилие сливов и тупиковых проходов между камнями (длина около 1 км, до крутого левого поворота реки). На этом отрезке река совершает по одному слабому правому и левому повороту.

С учетом оценки сложности этого участка в тех. описании как 5В решили идти его сходу без промежуточных чалок за "Кашкасу". В результате, К4 ушел вперед вдоль левого берега, но мощь воды и техническая сложность (Фото 22) заставили нас зачалиться к левому берегу и произвести разведку ближайших препятствий. Оказалось, что участок почти закончился - осталось метров 250. Пока разведывали - подошли К2-1 и К2-2, которые прошли участок мелкими перебежками, перемещаясь от берега к берегу (Фото 23, Фото 24). Правый берег достаточно крутой. В нашу воду мы оценили этот участок как 6Ак. с.

Фото 22. Вид сверху на п.16-19 (Снимок сделан на следующий
день после прохождения)

Фото 23. К2-2 в п. 16-19

Фото 24. К2-2 в п. 16-19


После крутого левого поворота препятствия упрощаются и становятся локальными, разделенными участками быстротоками. Справа голая терраса на высоте около 10 м, где возможна ночевка.

После этого мы траверсировали струю и встали на стоянку на террасе правого берега. Было около 19.00.

17.08 Погода ясная.

Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается 2 каньон. Отсюда до п.20 "Тура-Гоин-1" в 3 каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. После окончания 2 каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в 3 каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до п.21 "Тура-Гоин-2". Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна.

Отчалив от стоянки, мы достаточно быстро дошли до начала третьего каньона. Правда поняли это, когда перед глазами появился скальный обломок "Тура-Гоина-1" J.

20. Порог "Тура-Гоин-1" (5В - правый - правый). Начинается с длинной горки, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50-70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота.

В связи с тем, что этот порог достаточно локальный и сложность у него 5В, то мы сильно и не переживали, что вошли в него без разведки. Но, к сожалению, тут произошло то, из-за чего мы потеряли два с половиной дня. К4 пошел слева и слегка наехал правым баллоном на обливаемый левый край скального обломка. В результате, через несколько десятков метров правый борт резко осел в воду из-за того, что "пошел" основной боковой шов и порванный основной наддув выбило из оболочки водой. Пришлось аварийно чалиться в бухту правого берега, благо вода в этом месте достаточно спокойная. Тут же зачалились и К2-1 и К2-2, которые прошли порог соответственно справа и слева от обломка. Порог мы оценили как 5С к. с. Когда после чалки произвели осмотр швов на баллонах К4 (Фото 25), то было принято решение прошить их все заново,

Фото 25. Осмотр К4 после аварии при прохождении пор. "Тура-Гоин-1". Дальше катамарана слева видна скала, вдоль которой мы выходили на "большую землю"


т. к. нитки на швах не выдерживали ни какой критики, тем более, что поход еще только фактически начинался. Из бухты не было нормального выхода на правый берег, т. к. она была окружена скалами. Но выяснилось, что двигаясь вниз по течению, можно пройти по воде вдоль скалы и метров через 8 начинается склон, по которому можно подняться на дорогу, находящуюся в метрах 25 от воды. А, т. к. день только начинался, то мы одновременно начали разборку и починку К4 и разведали место стоянки, которое находится перед началом п."Тура-Гоин-2". Для более безопасного выхода к "нормальному" берегу вдоль скалы натянули веревку и один из К2 поставили в качестве парома.

18.08 Погода отличная. Жарко. Натянули тент от солнца. Зашиваем К4 всей командой.

19.08 Погода аналогичная предыдущему дню. К концу дня закончили прошивку всех (около 40 метров!!!) основных двойных швов К4, собрали его и надули наддувы. У Андрея Карпенко День Рождения. Отметили.

20.08 Погода ясная. С утра разведали "Тура-Гоин-2" - впечатляет.

Ниже скальных ворот у входа в 3 каньон левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый - земляной осыпью, которая несколько затрудняет спуск с дороги, которая идет над рекой на высоте 10-25 м. Через 200 м после слива п.20 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы (Фото 26). Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20-25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка п.21.

21. Порог "Тура-Гоин-2" (6В - правый - правый). Длина около 1 км. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности (Фото 27), а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом около 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями (Фото 28), потом слив. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2.5 м (Фото 29), форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 после второго ключевого слива обливной камень, потом еще один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. За 400-500 м (Фото 30) струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив) (Фото 31). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.

Фото 26. Вход в пор. "Тура-Гоин-2"

Фото 27. Начало пор. "Тура-Гоин-2"

Фото 28. "Каша" в пор. "Тура-Гоин-2"

Фото 29. Основной косой слив, расположенный в середине пор. "Тура-Гоин-2"

Фото 30. Финишная прямая пор. "Тура-Гоин-2"

Фото 31. Выходной слив пор. "Тура-Гоин-2"


К этому времени (в одном из препятствий 2-го каньона) один из членов экипажа К2-1 - Яхин А. сильно потянул связку в районе ключицы, в результате, хотя прошло уже несколько дней, рука не восстановилась и, соответственно, вопрос о прохождении порога этим судном не поднимался. К2-2 из-за тех же причин, о которых уже шла речь ранее, также отказался от прохождения. Уровень воды был выше среднего. После обсуждения было принято решение проходить порог одним усиленным экипажем К4: Верхотуров М., Перескоков Ю., Лямин А. и Хайрутдинов Н. в два этапа, т.е. с промежуточной чалкой перед вторым основным сливом. Шли сначала справа, затем по центру проходили первый основной слив и несколько десятков метров "каши", после чего резко уходили вправо к небольшим заводям перед вторым основным сливом (Фото 32-размытый). Здесь зачалились (Фото 33-размытый), страховка, выставленная чуть выше места чалки, переместилась в конец порога. Затем, после отчаливания, носом зашли в косой второй слив, который, как и планировалось, бросил судно вправо. Финальную часть порога проходили чуть правее центра (Фото 34-размытый), заключительный слив, в связи с достаточным количеством воды, также проходили ближе к правому берегу (Фото 35-размытый). Чалились в улов правого берега.

22-26. После преп.21 река поворачивает налево. Через 30-40 м находится короткий порог преп.22, перепад 2-3 м на 10 м реки. Через 20-30 м река перегорожена еще одной грядой камней. Проход слева через слив или справа, лавируя между камнями. Далее еще один мощный слив. После короткого участка быстротока начинается правый поворот. Сразу за ним очень мощный, но пологий концентрированный слив высотой 1.5-2 м (проще проход справа), далее бой в скалу слева. Левый берег - высокая скальная стена. Река поворачивает налево, потом направо. Уклон постепенно падает, но в русле много валунов. До конца препятствий река течет в узком каньоне с осыпающимися стенками, кое-где выходы скал. Глубина каньона 10-15 м. За левым поворотом правый берег начинает выполаживаться, появляются террасы, горки, шиверы становятся локальными. Справа ниже каньона находится низкая лесистая терраса, удобная для ночлега. Слева к реке спускаются скалы и осыпи, окрашенные в различные красные и коричневые цвета. Здесь заканчивается участок "2 и 3 каньоны".

Успешно пройдя этот участок (Фото 36, Фото 37), пообедав, погрузив суда сверху на багажник ждавшей нас машины, мы выехали в направлении р.Чон-Кемин (через пос. Арал и Кочкорку) (Карта 5).

Фото 32. К4 в первой половине пор. "Тура-Гоин-2" (размытый)

Фото 33. Пор. "Тура-Гоин-2". К4 - в месте
промежуточной чалки. Еще раз смотрим слив (размытый)

Фото 34. К4 во второй половине пор. "Тура-Гоин-2" (размытый)

Фото 35. К4 обходит справа заключительный слив пор. "Тура-Гоин-2" (размытый)

Фото 36. К4 на входе в п.21

Фото 37. К4 после п.22

Карта 5. Среднее течение р.Кекемерен


Для полноты информации приведем описание и нижнего участка реки.

Девятый участок Кекемерена

Длина участка 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия.

После террасы на правом берегу за 3 каньоном отдельные камни в русле попадаются еще в течение нескольких километров. Потом горы далеко отходят. На реке только перекаты, кое-где протоки, галечные острова, подмытые кусты. Окружающие холмы окрашены в красные, желтые, белые, коричневые и прочие цвета. Примерно через час сплава река подходит к холмам и поворачивает направо. Слева впадает небольшая речка Джумгал, вдоль которой проходит шоссе со стороны пос. Рыбачий. Ниже устья слева раскинулся пос. Арал.

27. Вскоре после Арала река входит в узкое ущелье. Сначала следуют несколько перекатов, потом на реке несколько горок со сливами и разбросанными по руслу камнями - это и есть преп.1, длина 1,5-2 км. После него река делает несколько зигзагов, и долина резко расширяется. Вскоре слева становится виден пансионат "Маринка". Перед ним подвесной мост.

28. После пансионата начинается неприятный участок проток, островов, коряг, подмытых кустов длиной около 2 км. За ним следует длинная горка с валами и сливами, всего 250-300 м.

Слева видны строения. Через 4-5 км на обоих берегах раскинулся пос. Орнок, здесь находится почта. Сразу за мостом начинается горка, заканчивающаяся двойным прижимом с водоворотами и уловами. Вскоре над рекой натянуты 2 троса. Река входит в "Нижнее ущелье" ("Четвертый каньон"). На правом повороте слабая шивера. Справа тянется огромная отвесная стена из красного песчаника ("первая стена"). Далее река спокойна на протяжении 8-10 км. Кое-где горки с отдельными камнями в русле.

Десятый участок Кекемерена ("Четвертый каньон")

Из общей длины "4 каньона" Кекемерена 35-37 км каскад порогов занимает около 25 км. Четкие ориентиры порогов указать нельзя. Преп.1 находится после 3-й стены из красного песчаника на правом берегу. Ниже нее река делает излучину вправо, на левом берегу выходы "настоящих" скал. Далее начинается правый поворот, слева видны скалы, справа заросший курумник, над ним обрыв из песчаника. Здесь начало преп.29.

29. Горка, справа россыпь валунов. Потом вода проходит через несколько мощных сливов и валов. Длина 150-200 м. Сразу за преп.1 - пешеходный мостик ("Чертов мост"). Преп.1 лучше смотреть справа.

30. Следует практически сразу за мостиком, длина ок.300 м. В русле отдельные камни.

За ним около 1 км спокойной воды, потом река поворачивает налево и сбегает по горке с камнями. После правого и еще одного левого поворота река разгоняется и на следующем длинном правом повороте проходит через прижим к скалам слева. Через 200 м натянут трос. Река начинает отклоняться вправо. Ниже по долине (в 5 км от троса) виден поперечный хребет, выступающий слева. Преп.32 расположено перед ним, а преп.33 существенно дальше.

31. Расположен через 1.5 км после троса. Это несильный прижим вправо. Два аналогичных препятствия расположены на 700 м выше и на 1200 м ниже п.3. От последнего прижима около 1.5 км до начала преп.4.

32. Несколько сложнее, чем п.30-31. Река подошла к правому борту долины и начинает прорыв через узкое ущелье. Препятствие состоит из 2 горок с валунами, расположенных у левого и правого поворотов, длина 400 м. В конце препятствия левый берег представляет скально-осыпную стенку, справа каскад узеньких террасок. Скорость реки остается высокой. На левом повороте в русле лежат крупные валуны.

Долина резко расширяется. Справа впадает ручей Кашкасу, далее за правым поворотом трос через реку. После еще одного правого поворота река скатывается по горке и закладывает вираж влево. Здесь она притормаживает и широко разливается - чувствуется подпор связки п.33-35. Справа обрывистый земляной склон, слева низкий берег. Этот 200-300-м прямой участок заканчивается резким правым поворотом. Видно, как река начинает скатываться по горке среди россыпи красноватых камней. Это заход в п.33.

33. Длина 200 м, переходит без разрыва в преп.6. Камни разных размеров образуют лабиринт, требующий точного маневрирования.

34. Расположено после левого поворота через 50-70 м после п.33. Длина 600 м. Левый берег низкий. Высокая правая терраса заканчивается в начале преп.6, далее берег становится скально-осыпным. Тропа, идущая по правому берегу, отходит от реки. Вода скатывается по прямой горке, где разбросано несколько крупных обливных камней. Довольно мощные валы, сливы, пенные ямы. Препятствие желательно просмотреть.

35. (5В - правый - правый) - практически без разрыва следует за п.34. Длина около 400 м. Валы, отдельные камни, сливы. Слева скала, так что при желании просмотреть п.35 надо чалиться вправо после п.34. После слабого правого поворота река успокаивается на 100 м. Слева заросший курумник. На правом берегу осыпь вскоре заканчивается, так что рациональнее после прохождения п.35 причалить вправо за осыпью. После левого поворота река разгоняется и начинает дугу вправо. Уклон русла резко возрастает, берега круто поднимаются. Отсюда начинается 1200-м серьезный участок, переходящий непосредственно в сложное и опасное препятствие п.36. Поэтому его нужно просмотреть, проще всего по тропе правого берега.

Река проходит через короткий каньон; слева монолитные серые скалы, справа - обрыв из серого песчаника. Перед каньоном слабый прижим влево, потом навал на камни у правого берега. В самом каньоне вода разгоняется на горке; мощные валы от выступов скал и валунов. После каньона участок быстротока с валами и сливами, где можно причалить вправо (на верхней террасе есть место для ночевки, оно гораздо хуже вариантов у п.33-34 и перед п.39). Через реку натянут трос. Впереди виден поперечный хребтик, выступающий с правого борта долины. Река начинает левый поворот. У правого берега лежит огромный камень Это ориентиры преп.36.

36. (5С - правый - правый) - это самый серьезный порог в 4 каньоне Кекемерена. Основная часть его - 150 м - начинается на указанном выше левом повороте реки. Здесь слева выступает россыпь крупных валунов, которые основная часть струи обходит справа. Чуть ниже расположены обливные камни в правой части реки, накоторые сильно наваливает центральная струя. Струя после этого проходит через несколько сливов и в заключение бьет в большой надводный валун с острой вершиной. Именно этот последний участок и представляет особую опасность.

37. После п.36 река успокаивается метров на 200-300. В середине этого участка справа впадает р.Актилбырган. За левым поворотом скорость возрастает, начинается шивера, требующая аккуратно маневрирования. Ее вторая часть за правым поворотом реки соответствует п.37. Общая длина около 1 км.

38. За п.37 следует короткий участок быстротока 100-150 м, и на слабом правом зигзаге реки в русле лежат несколько конгломератных глыб, образующих довольно мощный слив. Проходить лучше справа, где он более пологий. Для просмотра удобна галечная отмель правого берега. Ниже п.38 на реке на протяжении 2 км находится несколько горок с мощными валами.

С участка реки после п.38 видно, что долина впереди перегорожена невысоким земляным хребтиком (высота у реки 40-50 м, наверху плоская безлесная терраса), который река обходит справа, прорываясь через узкое ущелье. В нем расположено п.40. Справа невысокий осыпной берег, слева плоская лесистая терраса с изобилием дров. Здесь удобное место для ночевки. На берегу крупные валуны. Слева видна узкая долина притока.

39. Находится на правом повороте реки до входа в ущелье. По стилю напоминает п.33 – горка с россыпью красноватых камней различных размеров. Длина 200 м. Просматривать удобно с левого берега вместе с п.40.

40. После п.39 река поворачивает налево и входит в короткое узкое ущелье с осыпными берегами (слева можно пройти вдоль воды, хотя и довольно трудно). На протяжении 300 м реку перегораживает несколько гряд валунов, образующих довольно мощные сливы с пенными котлами. Желательно просмотреть препятствие, можно по любому берегу. После второго левого поворота долина реки расширяется, п.40 переходит в простую шиверу.

41. Через 200 м река поворачивает направо. Слева выступает россыпь валунов, сжимающих струю. Горка. Препятствие простое.

42. Через 50-70 м быстротока в русле лежат 3 валуна средних размеров. Далее слабый левый поворот, за ним - глыба конгломерата. Река успокаивается. На крутом правом повороте следующая одиночная глыба, затем горка со слабым прижимом вправо. В конце левого поворота еще одна глыба в струе. П.42 тоже несложно.

За п.42 начинает ощущаться подпор каньона Кекемерена, который расположен ниже устья р.Кобук. Река широко разливается, скорость воды падает, появляются галечные отмели и острова. После сухого сая на правом берегу начинается участок скал. Река поворачивает налево; слабый прижим к скалам сначала правого, потом левого берега. Река входит в узость, где натянуты тросы переправы. Ниже ущелье снова расширяется, река уходит к левому борту долины. Слева - низкая плоская терраса с кустарником и небольшими деревьями; правый берег осыпной, обрывистый, выше плоская терраса. Затем река вплотную подходит к огромным отвесным скалам левого берега и начинает длинный вираж вправо. Здесь расположена несложная для прохождения горка с валами и небольшими пенными ямами. Справа чередуются участки обрывистого берега и галечной отмели. В начале длинного левого поворота находится шивера с валами; справа долина ручья, у берега галечная отмель, с которой видно устье р.Кобук. Слева отвесные скалы, справа осыпной подмытый берег.

43. Ниже устья р. Кобук река, разгоняясь, врывается в скальный коридор с отвесными стенками. В струе раскиданы валуны, образующие пенные ямы и создающие слабые прижимы к острым скалам обоих берегов. В конце п.43 - довольно мощный, но пологий слив в скальных воротах. Длина 200-250 м.

От п.43 до устья Кекемерена река течет в узком скальном каньоне. На выходе п.43 находится очень красивый узкий скальный коридор. За ним вода снова разгоняется. В основной струе два больших обливных валуна, их видно со скалы напротив п.43. В этом месте терраса справа над каньоном прерывается участком отвесных скал, который тропа обходит на очень большой высоте, вблизи вершины горы. Ниже скорость воды все время остается высокой. Хотя препятствия на этом участке технически не сложные - одиночные валуны, пенные ямы, сливы через часть реки, не очень сильные прижимы, мощь реки заставляет относиться к ним с осторожностью. При желании просмотреть этот участок придется подниматься на тропу правого берега, обходя сверху все береговые скалы. Перед устьем Кекемерена находится пешеходный мостик, натянуты тросы ГМС. Остатки заброшенной ГМС находятся на левом берегу на стрелке Нарына и Кекемерена. Стрелка представляет собой низкую террасу, где можно найти дрова.

21.08 Ехали всю ночь. Из пос. Кочкорка позвонили в Бишкек Сергею Воронину - сообщили, что все нормально. Затем поехали дальше. К утру, переехав по мосту на левый берег Чон-Кемина, остановились перед последним небольшим перевалом, находящимся перед началом 4-го каньона. Поспали несколько часов, затем поехали на перевал. В середине спуска с перевала дорога пересекает р.Джинди-Суу (Джиндысу).


Тех. описание реки Кекемерен написано на основе отчета С.Черника "Кекемерен и Чон-Кемин-2000".

Реальным (при наличии у группы соответствующего опыта) считаем прохождение Кекемерена за 4-5 дней.