туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия  >>  малый нарын  >>  Михаил Верхотуров. Чон-Кемин, описание 2001
RIVER_NAME, ...
RIVER_NAME, ...
Автор: Михаил Верхотуров, г. Уфа     Опубликовано 01.09.2002

версия для печати

Малый Нарын 2001

сплав на К4 и К2 27 августа

Классифицированный маршрут по истокам и самой реке Малый Нарын (кирг. Кичи-Нарын) соответственно ее составляющим можно разбить на несколько участков:

1. Река Учемчек. Это название река носит после слияния рек Ашулутебе и Калчи. На этом участке расположено 2 препятствия: пор. "Точка отсчета" и пор. "Вираж" - оба 4 к. с. Расход воды около 20 куб.м в сек. Уклон до 20 м/км.

2. Река Джилису. После впадения в р. Учемчек крупного левого притока - р. Джамгырчи река носит название Джилису.Расход воды - около 30 куб.м в сек. На этом участке находится 6 препятствий, определяющими из которых являются: пор. "Калибр" 5 к. с., каньон "Коркунучту бурулуш" 5 к. с., пор. "Неожиданный" 5 к. с., пор. "Джилису" 5 к. с.

3. Река Болгарт. Образуется после слияния рек Джилусу и Бурхан. Расход - около 40 куб.м в сек. На этом участке нет категорированных препятствий.

4. Начальный участок р. М. Нарын. После слияния рек Болгарт и Арчалы река носит название Малый Нарын. Расход - около 50 куб.м в сек. От пос.Арчалы Кроме мощных шивер ничего нет. На на этом участке в Мал. Нарын впадают два правых притока: рр. Карагоман и Карасаз.

5. Верхний каньон. В нем находится 11 препятствий. Определяющее из них пор. "Зигзаг" 5 к. с. Заканчивается участок коротким, явно выраженным скальным каньоном, который расположен перед автомобильным мостом.

6. Спокойный участок. Представляет собой практически сплошную шиверу с валами более 1 м, лишь изредка прерываемую участками быстротока.

7. Нижний каньон. Здесь расположено 12 препятствий. Определяющие из них: 7 ступеней "Мини-каньона" (5 к. с.) и самое сложное препятствие реки Мал.Нарын - каньон "Недоступный" (6 к. с.), в котором также выделяют 7 ступеней.

8. Выходной шиверистый участок. До стрелки с рекой Большой Нарын 3 к. с. 15 км, 1 час хода, скорость течения 15км/ч, шиверы, прижимы, перекаты.

Наблюдался средний уровень воды. На этой реке (от устья правого притока р.Сары-Кунгей) также 8-мь определяющих препятствий. Для этой реки нет тех. описания с разбивкой к. с. на подкатегории, поэтому мы не можем оценить эту реку по выше предложенной методике. Можно только сказать следующее, что с увеличением уровня воды сложность "Мини-каньона" может незначительно падать, т. к. вода будет закрывать те неровности русла, которые и порождают валы и "бочки", а каких-либо крупных обломков или узостей здесь не наблюдается. Ширина же русла в этом ущелье - достаточно большая. В "Недоступном" у 1-ой и 2-ой сложность будет возрастать. В 1-ой вообще будет неизвестно что (судя по скальному обломку, который лежит за "бочкой" по центру реки - подтверждение этому - тех. описание Климина С.В.). Во 2-ой же ступени размеры подводных скальных обломков также таковы, что надо слишком много воды, чтобы их "залить" окончательно. Сложность прохождения некоторых небольших камней, из-за узости каньона, относительно небольшое количество воды может изменить в сторону упрощения. При росте уровня воды опасными станут прижимы и навалы на локальные выступы скальных берегов (например, в 5-ой, 6-ой и 7-ой ступенях), а также торчащие из воды крупные камни, за которыми, в этом случае, образуются мощные "бочки" (например, в 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой ступенях). Связка же 6-ой и 7-ой ступеней, вероятнее всего, в любом варианте останется кульминацией этого каньона.

1
2
3
4
5
6
7
8
"Мини-каньон"
"Недоступный"
1-ая ступень
2-ая ступень
3-ая ступень
4-ая ступень
5-ая ступень
6-ая ступень
7-ая ступень

5

6








Используемые обозначения

Номер. Название препятствия (к. с. - предпочтительный берег разведки - предпочтительный берег страховки).

Картографический материал

Все прилагаемые карты изданы Кыргызгеодезией в 90-ых годах. Горизонтали проведены через 80 метров. Километровая сетка наложена составителями данного отчета при помощи программного продукта OziExplorer. Масштабы оригиналов этой и последующих топографические карт - М1:200000.
Точки GPS см. здесь.

Техническое описание

1. Порог "Точка отсчета" (4В - правый - правый). Дорога начинает постепенно подниматься от реки. За 70-80 м до порога, слева, из глубокого распадка, впадает ручей. Крупнокаменистая осыпь, выступающая с левого берега, смещает основной поток вправо. Препятствие плохо заметно с наплыва, падение начинает чувствоваться только на вершине первого слива. После короткой разгонной шиверы с несколькими сливами (до 1 м) через обливные камни поток плавно поворачивает влево, где между двух надводных камней расположен пологий слив высотой более 1.5 м. Язык слива упирается в крупный камень и отражается от него в обе стороны. Проход возможен с обеих сторон камня.

За порогом река делает плавную дугу, огибая поляну правого берега. На всем протяжении шивера, много открытых камней.

Примерно через 20-30 минут сплава - следующее препятствие.

2. Порог "Вираж" (4В - левый - левый). Весь поток смещен левобережной россыпью крупных валунов под высокую скальную стенку правого берега. На прямом участке длиной около 200 м, идет мощная шивера, в конце которой поток прыгает с гряды обливных камней (не заметных с наплыва), наваливаясь на выступ правого берега, поворачивает влево на 900 и падает через обливные камни сливом около 1,5 м. За сливом крутой поворот вправо.

За порогом река надолго входит в каменистые россыпи. В 400 м ниже просматривается распадок крупного левого притока р.Джамгырчи и юрты киргизов на высоком левом берегу ручья. 20 мин. волока и слалома между камней заканчиваются мощным водосбросом (около 2 м), через обливные и полуобливные камни. Сразу после водосброса Учемчек ненадолго успокаивается, чувствуется подпор. Джамгырчи вытекает из широкой долины и впадает в Учемчек многочисленными рукавами. Сразу же за впадением первого рукава ручья - мощный порог, правый берег - отвесная скальная стена, левый - пологий, через 300 м переходящий в обрывистый откос.

3. Порог "Калибр" (5В - левый - левый). После 50-60 м разгонной шиверы река круто поворачивает влево, наваливаясь на огромную глыбу, лежащую в центре русла. Отразившись от нее влево, поток падает сливом высотой около 1м, затем идет более пологий мощный водосброс более 1.5 м в узких (4-5 м) воротах из двух надводных глыб, с последующей бочкой. Через 10-20 м расширения следует косой слив (более 1 м) через обливную каменную плиту с рваными краями, еще через 10 м - такая же плита. Затем следует длинная и мощная шивера на правом повороте реки. Общее падение входной части порога 3.5-4 м.

От стрелки с р. Джамгырчи река меняет свое название на Джилусу.

Примерно через 30 мин. сплава от порога практически одновременно, впадают два притока: левый - грязный, правый - чистый, крутопадающий. Дорога проходит над правым притоком по мосту из железобетона, с реки это место хорошо заметно. Перед притоками на правом берегу - хорошая поляна, для того, что бы на нее попасть нужно вовремя зайти в узкую протоку у правого берега.

Мелко, но через 15-20 мин. исчезает последняя каменистая россыпь и начинается сплав по ярко выраженным полноводным протокам. Дорога здесь идет недалеко от реки, есть удобные поляны. Примерно через 40 мин. сплава начинается первое препятствие на Джилусу.

4. Каньон "Коркунучту бурулуш" (Опасный поворот) (5С - правый - затруднительна). Минут за двадцать до начала препятствия впереди, высоко по правому борту долины появляется хорошо заметная тропа, спускающаяся с перевала Тон. После того, как река в очередной раз собирается в одно русло, следует плавный длинный поворот направо. Левый берег здесь высокий, правый - поляна. В конце поворота правый берег резко повышается, обрываясь в воду стеной конгломерата (высота 15-20 м). Джилусу поворачивает влево на 90ои входит в узкую щель с высокими стенками. Справа перед поворотом - большой улов с мелкогалечной отмелью. Длина каньона около 300 м. Средний уклон около 30 м/км. Каньон начинается короткой разгонной шиверой длиной около 70 м. Далее река делает 4-5 поворотов с навалами на береговые камни. В русле мешанина из крупных булыжников, мощные сливы и бочки, жесткий слалом. Наиболее сложна заключительная часть каньона, где после крутого левого трека Джилусу прорывается через гряду крупных надводных камней узкими сливами. Основная часть потока, огибая гряду, разворачивается вправо почти на 180о и падает двухметровым сливом с боем в камень высотой 1.5 м. Далее, на плавном левом повороте идет 100 м крутопадающей шиверы, после чего река успокаивается, широко разливаясь. Осыпная стенка левого берега перед началом шиверы сменяется невысокой полкой, заросшей кустарником. С этой полки хорошо просматривается заключительная часть каньона, возможна постановка береговой страховки и съемки. Страховка с воды может быть установлена в четко выраженном улове под правым берегом, сразу после выхода из каньона.

За каньоном река успокаивается и плавно течет по широкой долине 7-10 мин. Четких ориентиров следующего препятствия нет. Большое падение впереди угадывается за 70-80 м до начала порога. Долина при этом остается ровной и широкой. Чалка для просмотра влево, к одному из небольших островков, отделенному от берега узкой протокой.

5. Порог "Неожиданный" (5 - левый - левый). На заходе небольшой островок, расположенный ближе к правому берегу. В левой, более широкой протоке, сразу же начинается крутое падение через серию каменистых гряд. Правая - более спокойно, по плавному повороту, выносит к середине горки. Однако, перед слиянием проток - сильный навал на правобережные камни. Сливаясь протоки образуют мощный крутой водосброс высотой более 1.5 м. Далее около 400 м мощной шиверы с крутыми поворотами, навалами на камни. Бочки и валы более 1 м.

После выходной шиверы река собирается в одно русло и успокаивается. Через 500-600 м после порога справа впадает приток.

Примерно через 30 мин. сплава, на крутом левом повороте, справа впадает бурный ручей с широкой дельтой. Дорога пересекает ручей по бетонному мосту и начинает постепенно подниматься вверх, огибая небольшую сопку. Сразу за левым поворотом следует поворот направо, у обоих берегов большие улова. Впереди видно сужение реки и начало разгонной шиверы. В начале правого поворота на левом берегу большая ровная поляна.

На километровом отрезке реки (до источника) расположены два препятствия.

Прямой участок длиной около 200 м, в конце которого начинается разгонная шивера.

6. Шивера - порог "Касатка" (4С - левый - левый). Препятствие начинается на левом повороте серией сливов высотой до 1 м и слаломом между камней. Далее, на длине около 200 м река делает два поворота, наваливаясь сначала на полуобливной камень в центре, а затем на правобережные обломки скал, далее идут несколько сливов с обливных и полуобливных камней, практически поперек всего русла. На выходе слив до 1.5 м в воротах из камней, со слабым прижимом. В конце препятствия около 50 м быстротока и мощный улов под левым берегом, образованный селевым выносом.

7. Порог "Джилусу" (5С - левый - левый). После короткого быстротока (около 50 м), основной поток направляется грядой камней под осыпную стенку правого берега. За крутым треком влево, со слабым прижимом, следует пологий слив более 1 м, язык которого упирается в огромный скальный обломок, стоящий правее центра реки. Поток делится на две части: правая, отражаясь от обломка обратно, образует мощный пенный котел, выход из которого перекрыт грядой камней у правого берега; левая, падая, образует бочку до 1.5 м. В 6-7 м за бочкой лежит большой надводный камень, на который наваливается основная струя. Справа от него - пологий слив до 1.5 м с бочкой. Слева - водопадный слив через полуприкрытую гряду камней, с чистым проходом около 1.5 м, за сливом - лабиринт из надводных камней с узкими проходами между ними. Далее по центру струи серия крутых сливов в каменных воротах шириной до 3 м. Заканчивается порог косым пологим сливом, недалеко от правого поворота. Слив направляет основной поток ближе к левому берегу и сразу за ним удобно ставить береговую страховку. Далее около 300 м выходной шиверы на правом повороте. На правом берегу - несколько домиков барачного типа, в самом верхнем (по течению) находится ванна с горячим источником "Джилусу". В помещении с ванной чувствуется слабый запах сероводорода. Вода бьет прямо со дна. Температура высокая.

Через 15-20 минут сплава от горячего источника, отдельные мощные шиверы сливаются в одно целое и начинается последнее на Джилусу препятствие - выходная шивера "Серпантин".

8. Шивера "Серпантин" (4С). От условного места начала шиверы и до стрелки с Бурханом около 1.5 часов хода. Протяженность шиверы около 10-12 км. По всей длине, в русле мощные валы и бочки до 1.5 м, слалом между надводными и обливными камнями. Далеко впереди и внизу виден левый борт долины Бурхана. Джилусу бесчисленными витками серпантина равномерно сбрасывает высоту. Средний уклон в 15 м/км. Ближе к стрелке река входит в скальный каньон длиной метров 100, через который переброшен автомобильный мост. Внутри каньона струя пропадает, повсюду вспухают "поганки" и крутятся водовороты. За каньоном вновь продолжается мощная шивера.

Расход воды в Бурхане чуть меньше, чем в Джилусу, вода другого цвета. Болгарт, образующийся при слиянии двух рек, имеет расход 50-60 куб.м в сек. Мощная шивера продолжается и после стрелки, однако, русло довольно просторное, камней практически нет, так что затруднений для маневра не возникает. Долина очень широкая, между хребтами, ограничивающими ее - степь, как бы состоящая из отдельных террас с "идеально" ровной поверхностью. Постоянный сквозняк.

В 15-20 мин сплава от стрелки правая береговая терраса понижается крутым уступом, создающим хоть какую-то защиту от ветра. Дров, кроме плавника, нет.

До пос Арчалы около 1.5 часов сплава. Река продолжает шиверить на всем протяжении, спокойных мест нет. Появляются первые кусты-деревья.

За впадением слева р.Арчалы - автомобильный мост. На правом берегу ферма, далее в русле опоры старого моста. Сразу за ними, на левом берегу, сам поселок - несколько домов и вагончиков. После Арчалы река носит название - Малый Нарын, а ее расход увеличивается на 12-15 куб.м в сек.

От поселка до начала Верхнего каньона 1 час сплава. На крутом правом повороте река входит в хорошо заметное сужение долины, однако, по-прежнему в русле кроме мощных шивер ничего нет. Вскоре за поворотом, скалы правого берега отступают и справа впадают два притока: первый (р.Карагоман) - достаточно полноводный, второй (р.Карасаз) - чуть поменьше и из-за выступа берега, закрывающего устье, заметен только по струе чистой воды, вливающейся в реку, и мосту, по которому его пересекает дорога. Примерно через 600-700 м дорога начинает подниматься.

Верхний каньон

9. Первый каскад (4В).Первый каскад каньона начинается за плавным правым поворотом. На прямом участке длиной 700-800 м можно условно выделить 3-4 ступени. В русле мощные сливы с бочками, валы, огромные обломки скал.

За левым поворотом начинается прогонный участок (около 500-600 м), лишь немногим уступающий по мощности самому каскаду.

10. Второй каскад (4В). Ориентиром начала служат три скальных останца, два на левом, один на правом берегу (по форме напоминает кобру с распущеным капюшоном ).

Далее на протяжении 1.5 км река продолжает мощно шиверить. На крутом правом повороте, слева, из узкого распадка впадает р.Джиналач. За поворотом, на прямом участке длиной 300-400 м река относительно спокойна. В конце прямого участка - плавный левый поворот.

11. Порог "Зигзаг" (5В - правый - правый). Струя, огибая отмель правого берега, устремляется под левобережные скалы и там наваливается на россыпь крупных валунов. Круто повернув вправо, поток падает мощным сливом с бочкой до 2-х метров, далее на прямом участке (около 80 м) - серия сливов и бочек меньшей мощности. Завершается порог сильным навалом на выступающую скалу правого берега.

12-14. Мощная шивера (4В). Валы и бочки более 1.5 м. Русло достаточно широкое.

15. Порог (4В). На прямом участке около 60 м относительно спокойной воды, далее в центре русла стоит огромный скальный обломок, чуть правее - камень поменьше. Струя огибает камень, слегка наваливаясь на него, далее ~50 м быстротока и препятствие 8.

16. Порог (4В). Препятствие начинается на прямом участке мощной бочкой, до 2 м, затем около 400 м сильной шиверы, слалом между обливных камней.

17. Порог (4В). Через 100-120 м после препятствия 8, на правом повороте - крутопадающая горка длиной около 200 м. Сливы и бочки до 1.5 м. В конце горки - прижим к выступающей скале правого берега. Линия движения хорошо читается с воды.

18-19. Шивера. До конца каньона, на реке сплошная мощная шивера средней сложности. Лишь ненадолго река успокаивается, войдя в короткий, явно выраженный скальный каньон, который заканчивается перед автомобильным мостом.

Спокойный участок между Верхним и Нижним каньонами представляет собой практически сплошную шиверу с валами более 1 м, лишь изредка прерываемую участками быстротока.

До Нижнего каньона река минует три селения и пару крупных левых притоков, разбои. Заросли облепихи, сухие кусты которой, можно использовать на дрова.

Шиверы, затем долина резко сужается, отдельные деревья спускаются почти до самой воды. Еще минут через 10 начинаются первые препятствия Нижнего каньона.

Нижний каньон (карта 9)

20-22. Пороги (4В). Препятствия представляют собой однообразные крутопадающие горки длиной более 200-300 м, расположенные, в основном, за поворотами реки. Встречаются отдельные бочки более 1.5 м.

23. Порог (4В). Сразу за мостом начинается разгонная шивера. Перед крутым левым поворотом в русле, правее центра, опора от старого моста. На самом повороте правобережная гряда камней направляет основной поток под скальную стенку левого берега. Слив с гряды и отбойник от скалы даютсбойку струй, высотой около 1.5 м, с опрокидывающимся гребнем.

24. Шивера (4В). Через 100 м после порога начинается мощная и длинная шивера с обилием обливных камней. На длинном (около 1 км) прямом участке шивера постепенно ослабевает.

В конце прямого участка видно резкое сужение долины с крутым левым поворотом, справа перед поворотом впадает р.Сары-Кунгей, дорога пересекает его по бетонному мосту и через 100 м начинает подниматься вверх двумя витками серпантина. За поворотом начало "Мини-каньона". Здесь, перед устьем притока, сразу за скалой правого берега, достаточно большая, слегка каменистая поляна с легкими зарослями ивняка.

Карта 9. Участок Мал. Нарына, на котором расположены определяющие препятствий этой реки - "Мини-каньон" и каньон "Недоступный"


27.08 Утром привели катамараны в "боевое" состояние и тронулись в путь, двигаясь тандемом. Новая река, новая вода, а соответственно надо ее почувствовать, чтобы быть уверенным в прохождении впередилежащих препятствий Малого Нарына, первым из каковых был "Мини-каньон".

"Мини-каньон"

Длина 1,5 км, средний уклон 15м/км, 7 ступеней.

25. 1-я ступень (5В - правый - правый). Начинается после впадения справа р.Бугулу-Тор. Вплотную к его устью, выше и ниже по течению, есть два небольших улова. Переправа через приток в устье затруднительна. На прямом участке длиной около 200 м река падает с подводных плит серией сливов высотой до 1.5 м с последующими бочками через всю реку, оставляя узкие проходы слева и справа. Далее участок быстротока, около 50 м.

26. 2-я ступень (5В - правый - правый). Начинается на левом повороте. За поворотом правая часть потока прорывается через гряду камней, образуя мощный пенный котел. Левая часть - падает серией сливов в воротах из камней. Затем по плавной правой дуге (200 м), с мощной бочкой (~2 м) посередине, делает разворот на 180о с боем в выступающий мыс левого берега. После мыса струя пропадает, а чуть ниже вспухает огромная "поганка". Выше "поганки", у правого берега - мощный улов.

27. 3-я ступень (5В - правый - правый). После улова за 2-й ступенью река делает поворот влево на 90о. Поток разгоняется и крутой горкой падает на длине около 100 м, слегка наваливаясь на крупные камни у правого берега. На выходе слив с бочкой (около 2 м) с небольшим язычком слева. За сливом 20-25 м быстротока.

28. 4-я ступень (5В - правый - правый). Начинается на небольшом правом повороте. Левая часть русла перегорожена грядой крупных камней, сквозь которые река прорывается узкими водопадными сливами. Основная часть потока, отразившись от гряды вправо, образует косой слив с обратным валом более 1.5 м, перегораживающий почти всю реку, оставляя возле правого берега 3-4 м более чистого прохода. После слива прямой участок с серией крутых валов и бочек до 2-2.5 м, идущих по ниспадающей.

29. 5-я ступень (5А). Начинается за левым поворотом на 900 серией сливов с мощными бочками. Затем струя упирается в скальный отвес левого берега. После поворота направо несколько бочек. Далее участок быстротока 80 м.

30. 6-я ступень (5А). Очень похожа на предыдущую.

После 6-й ступени - автомобильный мост, под ним, от левой опоры, мощный косой слив на 2/3 русла.

31. 7-я ступень (5А). Начинается разгонной шиверой из под моста. Река плавно поворачивает влево и под скальной стенкой правого берега следует мощный слив с подковообразной бочкой (2-2.5 м), занимающей больше половины реки.

Зачалились около р.Бугулу-Тор, впереди ничего особенного не просматривалось. Прошли весь каньон без существенных разведок, впереди К4, сзади К2, периодически зачаливаясь после ступеней перед резкими поворотами, дабы подстраховать и сфотографировать сзади идущий экипаж (Фото 57, Фото 58, Фото 59, Фото 60, Фото 61, Фото 62).

Фото 57. К4 в 1-ой ступени "Мини-каньона"

Фото 58. К2 во 2-ой ступени "Мини-каньона"

Фото 59. К4 в 3-ей ступени "Мини-каньона"

Фото 60. Тандем в середине "Мини-каньона"

Фото 61. Тандем в 7-ой ступени "Мини-каньона"

Фото 62. Тандем в 33-ем препятствии



После выхода из Мини-каньона идет практически сплошная мощная шивера с обилием обливных камней.

32-33. Шиверы. В районе п.33 река входит в короткий скальный каньон, на выходе из которого круто поворачивает влево, с сильным навалом на правобережные камни. Сразу за поворотом начинается длинная, мощная шивера

34. Шивера. Заметно выделяющаяся на общем фоне обилием камней в русле и мощью бочек.

За шиверой, на правом повороте хорошо заметный песчаный пляж с левого берега, к нему спускается заросшая автомобильная колея.

Через 300-400 м устье левого притока р.Эки-Бала, расположенного перед началом правого поворота. На левом берегу есть неплохая поляна рядом с ручьем. Непосредственно устье ручья заметить с воды сложно, оно закрыто большим камнем, лежащим у берега. Ориентироваться лучше по распадку. Через 200 м после правого поворота -

35. Мощный локальный слив высотой 1.5 м через всю реку. Сразу за ним, на следующем правом повороте, начинается

36. Короткая мощная шивера. Перед поворотом высоко слева из-под дороги торчит металлическая труба, по которой стекает ручей. Осыпная левобережная стенка имеет желтоватый оттенок.

С левого берега в районе п.36 к воде спускается скальная полочка, поросшая деревьями, рекомендуемая в отчетах, как последнее место для чалки перед "Недоступным". В начале полочки есть несколько хороших уловов, однако вынимать катамараны и вещи придется через скалы высотой 1.5 - 2 м. За левым поворотом, где начинается разгонная шивера 1-й ступени каньона, полочка чуть понижается, но и выбор мест для чалки по большой воде становится проблематичным. Сама полка имеет очень неровную поверхность и завалена буреломом, поставить лагерь здесь негде. Выход с полки на дорогу - по крутому склону высотой 6-7 м, заросшему деревьями и заваленному сухими колючими кустами.

На участке п.32-36 мы затруднились выделить какие-либо препятствия и ориентиры, считая основным из них торчащую из под дороги трубу, с вытекающей из нее водой. Увидев трубу, зачалились перед скальными выходами в уловах левого берега, поднялись по буеракам и наискосок на дорогу, спускающуюся с высокого левого берега к мосту в начале второй ступени "Недоступного" и пошли смотреть первую и вторую ступени каньона.

Каньон "Недоступный" (см. схему каньона)

Общая длина около 3 км.

37. 1-ая ступень (6А - левый - левый). За левым поворотом после шиверы начинается разгонный прямой участок длиной около 150 м. Основной поток собирается в центре за счет отбойников с обоих берегов и на плавном правом повороте падает пологим 2-х метровым сливом через всю реку. За сливом стоит "гриб" длиной с хороший четырехместный катамаран. При ширине потока около 15 м, "гриб" занимает почти все русло. Есть относительно чистые проходы: слева 2-2.5 м, справа 1.5-2 м. Периодически вода как бы откатывается и в центре "гриба" просматривается наклонная каменная плита, лежащая поперек течения. После "гриба" около 80 м быстротока на прямом участке. Сразу за ключевым местом у левого берега несколько уловов. Рядом дорога.

Просмотрев ступени и определив точки страховки и видеосъемки, первым пошел К4. Сначала шли по центру, затем уходили вправо (Фото 63) в основной проход, который был расположен правее скального обломка (Фото 64). Чалились в скальные улова левого берега. К2 прошел аналогично (Фото 65, Фото 66). Пообедав, пошли на разведку оставшихся ступеней каньона.

За участком быстротока река поворачивает влево, несильно наваливаясь на опору старого моста под правым берегом и начинается разгонная шивера второй ступени. Через 50 м автомобильный мост, за которым река входит в ярко выраженный каньон.

38. Вторая ступень (6В - мост - затруднительна). Начинается в 30 м за мостом. Поток, разогнавшись, наваливается на правом повороте на две гряды крупных камней у левого берега и падает с них вправо косыми сливами около 2-х м каждый. Упираясь в скалу правого берега струя поворачивает влево и уходит мощным сливом более 2-х м. За сливом пенный котел (10-15 м обратного хода), вдоль стенки правого берега стоит винтовой вал длиной около 4 м. Под стену чувствуется неплохой подсос. Несколько бревен, брошенных в разные точки струи с моста, первыми двумя сливами отбрасывались в правую часть струи, попадали в винтовой вал и выныривали за последним сливом на расстоянии 10-15 м.

Через 70 - 80 м быстротока начинается -

39. Третья ступень (5С - мост - затруднительна). Расположенная напротив полки правого берега с одиноким деревом. Ступень представляет собой мощный косой слив более 1.5 м. Далее по затухающей идет дорожка валов, образованная за счет отбойников от стенок.

Перед крутым правым поворотом русло расширяется и течение успокаивается. На повороте находится -

40. Четвертая ступень (5С - правый - затруднительна). В струе, около правого берега, стоит обломок скалы. Чуть дальше, ближе к левому берегу, поток наваливается на огромный полуобливной камень, падая с него вправо. Высота пологого треугольного слива около 3-х м. Вокруг полуобливного камня, вдоль стенки левого берега есть достаточно широкий трек.

После 4-й ступени возле правого и чуть ниже у левого берега есть улова в которых можно отдохнуть и организовать страховку с воды при прохождении каньона тандемом.

Фото 63. К4 уходит вправо в 1-ой ступени "Недоступного"

Фото 64. К4 в основной "бочке" 1-ой ступени "Недоступного"

Фото 65. К4 приближается к основному сливу 1-ой ступени "Недоступного"

Фото 66. К2 после "бочки" 1-ой ступени "Недоступного"

Фото 67. Вторая, третья и вход в четвертую ступени каньона "Недоступный" (снимок сделан с моста)

Фото 68. Выход 4-ой ступени и спокойный участок перед 5-ой ступенью. Видна идущая вверх дорога (снимок сделан вверх по течению)

Фото 69. Вход в 5-ую ступень "Недоступного"

Фото 70. Шестая ступень "Недоступного"

Фото 71. Выход шестой и седьмая ступени "Недоступного"


Далее следует относительно спокойный прогонный участок, длиной около 700 м, где каньон как бы извивается змейкой. После левого поворота на правом склоне островок леса, по краю которого можно спуститься на полочку над пятой ступенью.

41. Пятая ступень (6А - правый - затруднительна). Два слива (около 1.5 - 2 м) перед правым поворотом. За ними в центре русла полуобливной скальный обломок.

Затем река огибает высокий скальный утес правого берега (около 100 м) и начинается

42. Шестая ступень (6В - правый - затруднительна). На прямом участке поток разгоняется (в русле валы от 1 до 1.5 м) и падает сливом (1.5 - 2 м) через гряду открытых и обливных камней возле левого берега. За сливом мощная бочка и дорожка валов под правым берегом, через 30 - 40 м пологий слив, еще через 15 м мощный косой слив ( около 2 м ) с последующей жесткой бочкой. Далее, через 40 м левый поворот с крутой горкой, длиной около 40 м, состоящейиз сливов, валов и бочек.

После 70 - 80 м быстротока следует косой слив в сужении русла и мощный прижим (с карманом) под отрицательную скалу у правого берега. За скалой - устье крутопадающего притока (р.Джол-Джакши) и относительно большой улов.

Сразу за впадением ручья на плавном левом повороте идет разгонная шивера седьмой ступени (длиной около 50 - 60 м).

43. Седьмая ступень (6В - правый - затруднительна). Начинается на правом повороте мощным сливом высотой более 2 м. В средней трети русла слив более пологий с мощным обратным валом, ближе к берегам слив имеет водопадный характер. Далее поток разгоняется по правому треку и наваливается мощным прижимом на выступ скалы левого берега, разделяясь на две части: правая уходит косым сливом до 1.5 м, левая сбрасывается в большой скальный "карман". Уйти от прижима мешает большой полуобливной камень, лежащий посередине между входным сливом и прижимом. Справа за камнем образуется мощный пенный котел, слева - косая бочка более 1 м.

После прижима река немного успокаивается.

44. "Восьмая" ступень (5В - правый - правый). На прямом участке длиной около 200 м идет серия валов с бочками в сужении русла. В конце участка крутой левый поворот с навалом на гряду надводных камней, отходящую от правого берега. После гряды струя пропадает и образуются большие "поганки". Далее русло расширяется, идет шивера средней мощности. За плавным правым, а затем левым поворотом река выходит на прямой участок, в конце которого виден автомобильный мост. Чалка возможна на правый берег в 200 м выше моста, здесь дорога подходит близко к воде.

Места спуска в каньон

За третьей ступенью у правого берега есть улов с каменной отмелью, на которую с дороги спускаются два осыпных кулуара (~200 м по дороге от моста).

Одно из следующих возможных мест спуска - в 100 м ниже 4-й ступени. С определенной осторожностью здесь можно спуститься до воды и без веревок, сначала по пологой поляне, затем по крутому широкому кулуару, заросшему кустарником и деревьями. Неподалеку от места спуска, под дорогой зарыта труба, в которую сбрасывается мелкий ручей.

В районе 5-й ступени можно спуститься на полочку высотой 10 - 15 м от воды. Спуск по островку леса, растущему на левом повороте реки и дороги. Пройдя по этой полке немного вдоль течения, в то место где она перегораживается почти отвесным утесом, можно с помощью 15-20 м веревки спуститься на камни, лежащие у самой воды за пятой ступенью. Из этого места видна только выходная часть ступени.

В районе 6-ой ступени к самой воде подойти невозможно - отвесы 10-15 м.

В районе 7-й ступени относительно удобный спуск до самой воды. Сразу за крупным крутопадающим ручьем, под дорогой большая поляна (возможное место для базового лагеря), затем крутой склон, поросший сначала кустами облепихи, а ближе к воде - лесом. По склону к устью ручья уходит тропинка. Напротив выходного прижима - несколько крупных уловов, куда возможно спустить катамаран для страховки с воды. Чуть выше по течению, на высоком выступе правого берега - удобное место для видео и фотосъемки.

За устьем ручья на крупных скалах, под которые идет навал воды после 6-й ступени, так же удобное место для страховки и съемки.

Просмотрев с 3-ей по 7-ую ступени и оценив их сложность, было принято решение (с учетом того, что за 7-ой ступенью препятствия резко упрощались и река выходила из каньона), о сквозном их прохождении тандемом с промежуточной остановкой за 4-ой ступенью. Основную сложность представляли 2-ая, 6-ая и 7-ая ступени - все они видны с дороги. Наиболее плохо просматривалась 5-ая ступень, но по тех. описанию и крокам каньона (они оказались не совсем верными) она не представлялась особо сложной. Согласно плану остановка должна быть осуществлена в уловах, расположенных за 4-ой ступенью, т. к. между ней и 5-ой ступенью находится достаточно спокойный прогонный участок. Впереди пошел К4, а затем К2. Основной слив второй ступени решили проходить слева. К4 зашел как планировалось (Фото 72), но на "горке" перед сливом его потянуло вправо, в результате чего он стукнулся каркасом о скалу правого берега (Фото 73), а затем вдоль "бочки" ушел налево (Фото 74). При прохождении частично из "седла" вылетел задний левый, но метров через 10 он уже сидел на месте. 3-ью и 4-ую ступени катамаран прошел по центру (Фото 75), а затем остановился в скальном улове правого берега. К2 прошел, как и планировалось - за счет большей маневренности он успел уйти влево от "горки" и "бочки", пройдя также по центру 3-ью и 4-ую ступени (Фото 76, Фото 77, Фото 78).

Фото 72. К4 в одном из сливов 2-ой ступени

Фото 73. Основная "бочка" второй ступени "Недоступного". К4 потащило вправо и он ударился правой продолиной каркаса о скалу правого берега

Фото 74. Основная "бочка" второй ступени "Недоступного".
К4 выходит из нее влево

Фото 75. К4 в четвертой ступени каньона "Недоступный"

Фото 76. К2 во 2-ой ступени "Недоступного"

Фото 77. Основная "бочка" второй ступени "Недоступного".
К2 обходит ее, как и планировалось, слева

Фото 78. К2 в четвертой ступени каньона "Недоступный"

Фото 79. Тандем на участке между четвертой и пятой ступенями


К4 остановился в скальных уловах правого берега, расположенных за 4-ой ступенью, подождал К2, затем они вместе дождались, когда Кокурин В. переместиться на вторую точку съемки и двинулись с небольшим интервалом между друг другом вперед (Фото 79). В связи с тем, что эта ступень находится на правом повороте и в центре (ближе к левому берегу) в ней находится скальный обломок, К4 пошел правее, чтобы избежать навала на камень (идти слева от камня, с учетом возможного прижима к левому берегу, который мог находиться на правом повороте - не планировалось), сливы его подтянули ближе к центру, где он успешно прошел скальный обломок справа, но затем оказалось, что здесь в 15-20 метрах есть локальный скальный выступ правого берега, в который упиралась основная часть струи. Экипаж попытался уйти, но мощь струи и небольшое расстояние не позволили это сделать и К4 был моментально перевернут в этом прижиме. Попытки открена ни к чему не привели, т. к. вертикально стоящий на боку катамаран откренивать тяжело. К2, опять-таки за счет своей большей маневренности, успел уйти от этого, неизвестного для нас и поэтому коварного, прижима. Между 5-ой и 6-ой ступенями находился достаточно мощный слив через всю реку, который просматривался, хоть и с трудом, при верхней разведке. Затем поток устремлялся в 6-ую и 7-ую ступени, фактически слившуеся в одну. Три члена экипажа успели до слива (Фото 80) забраться на каркас во внутрь катамарана (двое с левого борта, т. к. после оверкиля они автоматически оказались между баллонами и кормовой гребец правого баллона, т. к. он после переворота оказался около самой кормы), расположенного между 5-ой и 6-ой ступенями. Носовому правого баллона пришлось хуже всех, он после оверкиля оказался в середине снаружи правого (после переворота ставшего левым) баллона, а времени для того, чтобы перебраться во внутрь, явно не хватало. В результате слив, 6-ую и 7-ую ступени экипаж в таком состоянии и прошел. К2 попытался догнать перевернутый К4 (Фото 81), но мощь слива и оставшихся ступеней не позволили это сделать, тем более, что экипажу, естественно, приходилось усиленно маневрировать, для того чтобы не сравняться в расположении килей, с впередиидущими коллегами J . После 7-ой ступени река резко успокаивается и К4 и К2 тут же успешно зачалились к правому берегу. Отдышались, перевернули К4 и пойдя дальше через 100-150 метров зачалились к ручью правого берега. Выше по ручью, около спустившейся дороги, хорошее место для стоянки, где мы и встали лагерем. Благо было уже около 18.00. До моста оставалось несколько сот метров.

Через 300м по дороге в том месте, где дорога уже начинает спускаться, находится поляна удобная для размещения базового лагеря. 50 м ниже по дороге - ручеек, пересекающий ее по бетонной трубе. Еще через 200 - 250 м дорога почти вплотную подходит к реке, есть старое размытое ответвление, спускающееся к самой воде.

Фото 80. После 5-ой ступени "Недоступного". К4 в перевернутом состоянии проходит слив через всю реку, расположенный
между 5-ой и 6-ой ступенями. К2 сзади - метрах в 100.
Снимок сделан вверх по течению

Фото 81. Тот же вид, что и у предыдущего кадра, только секунд
на 10 позже. К4 уже не виден, а К2 подходит к сливу

Карта 10. Река Мал. Нарын перед стрелкой с Бол. Нарыном


От последнего моста, расположенного на выходе из каньона до стрелки Малого и Большого Нарынов (Карта> 10) около 1.5 часов хода. Шиверы.

28.08 Мы находились "в графике", но оставался открытым вопрос с каньоном "Нарынских водопадов", находящемся на Бол. Нарыне. Как мы туда доберемся, как мы его будем проходить? На Мал. Нарыне, судя по описанию и по тому, что мы видели с места стоянки, начиналась "населенка", номерные препятствия, не говоря уж об определяющих, закончились. В связи с вышесказанным было принято решение о начале переезда к началу сплава по р. Бол. Нарын - левому его притоку - р. Каратеш. Загрузив, как обычно, суда на багажник, мы тронулись в путь. Проехав до стрелки рр. Бол. и Мал. Нарынов (это около 12 км) (Фото 82), затем до пос.Ташбашат (бывший совхоз им.Калинина), мы повернули налево, проехали по центральной улице поселка и далее на первый перевал, находящийся перед левым притоком р.Бол.Нарын - р.Чал-Как. Перевал несложный. Затем (Фото 83), переехав Чал-Как, почти сразу начали набирать высоту на второй небольшой первальчик, находящийся между правым притоком Чал-Кака (вверх вдоль которого мы ехали) и р.Кара-Таш (Кара-Теш) - "Черный камень". Места населенные. Дорога вполне приличная. Заехав на перевал и посмотрев на крутой спуск поняли, что лучше не рисковать, т. к. спуститься, может быть, машина и спуститься, а вот подняться, особенно если пойдет даже небольшой дождь, то может и не подняться. Впереди была хорошо видна долина Бол.Нарына. Расстояние относительно небольшое - несколько километров. Сгрузили К4. Было принято решение, что на прохождение каньона "Нарынских водопадов" отправится шесть человек - усиленный экипаж, которым мы проходили "Тура-Гоин-2" и "Зеленый" и двое страховщиков - видеосъемщиков - Карпенко А. и Кокурин В. Базовый лагерь, в котором оставался Рубцов Е., организовали на стрелке Нарынов. На прохождение было запланировано три дня. Отобрали нужное снаряжение, продукты и тронулись вниз (Фото 84). Машина поехала на стрелку. Спустившись по дороге вниз, мы не доходя до притока, повернули налево. Здесь расположена большая поляна. Есть дом, в котором живет парень - он по совместительству является егерем заповедника, который расположен выше р.Кара-Таш. На правом берегу, на который есть переправа, живет пастух - тоже молодой парнишка. И тот и другой приходили к нам в гости. От них мы узнали, что недели две назад на том же месте, на котором мы остановились, стояла группа москвичей, пришедших сверху, сходивших на разведку каньона, простоявших здесь около недели и ушедших отсюда по тому же пути, по которому мы сюда попали. Это несколько настораживало, правда радовало то, что за это время уровень воды снизился. Была вторая половина дня. Пообедали и занялись подклейкой наддувов, а также починкой каркаса К4, который после "чирканья" об скалу во 2-ой ступени "Недоступного", изогнулся и после попытки вернуть его в исходное состояние треснул. А так речь шла о продолине и о том, что у нас еще оставались Бол.Нарын и Нарын, с его расходом воды, необходимо было привести каркас в надлежащий вид. С утра было ясно, ближе к вечеру - дождь.

Фото 82. Мост через р.Бол.Нарын около его слияния с р.Мал.Нарын

Фото 83. Спуск с первого перевала в долину р.Чал-Как.
Прямо по курсу видна дорога, поднимающаяся на второй
перевальчик

Фото 84. Спуск с перевала в долину реки Большой Нарын. Где-то вверху каньон "Спокойствие", а нам налево - в каньон "Нарынских водопадов". Внизу справа впадает р.Кара-Таш (ее не видно)


Использовались отчеты:
Климин С.В. "р.Ашулутебе -р.Учемчек - р.Джилусу - р.Болгарт - р.М.Нарын - р.Нарын - 95";
Николаев Н.В. "р. Большой Нарын; р. Малый Нарын и р. Нарын - 97"

Реальным (при наличии у группы соответствующего опыта) считаем прохождение Малого Нарына - 1-2 дня (от Сары-Кунгея).