туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия  >>  нарын  >>  Михаил Верхотуров. Чон-Кемин, описание 2001
RIVER_NAME, ...
RIVER_NAME, ...
Автор: Михаил Верхотуров, г. Уфа     Опубликовано 01.09.2002

Нарын 2001

сплав на К4 и К2 31 августа - 5 сентября

Реку Нарын условно можно разделить на следующие участки:

1. Нарынская котловина. Длинный (около 140км) участок, густонаселен, интереса, с точки зрения сплава, не представляет. Разбои, разбои и еще раз разбои. Заканчивается в 5-ти км. ниже впадения крупного левого притока - р.Алабуга.

2. Акширакское ущелье. В этом ущелье выделяют три каньона: "Семеновские ворота", "Малый" и "Большой". Если к первому из них больше походит термин ущелье, т. к. его можно разведать, то второй и третий - чистые, трудноразведываемые каньоны. Это один из наиболее сложных участков реки Нарын. 5-6 к. с. Длина около 50км.

3. Тогуз-Тороуская котловина. Также густонаселен. Здесь расположен г. Казарман. Интереса, с точки зрения сплава, не представляет. Заканчивается за впадающим слева крупным притоком - р.Кекерим. Длина около 35км.

4. "Труднодоступное ущелье". 3-4 к. с. Длина около 40км. Ущелье четко выраженное, берега достаточно крутые, но первую половину с обеих сторон, особенно с правой, видна тропа, которая иногда обходит поверху бомы и скальные выступы, а иногда идет вдоль реки. Заканчивается у устья, впадающего крупного правого притока - р. Кекемерен.

5. Шиверисто-каньонообразный участок. До 4 к. с. Река проходит несколько несложных и недлинных каньонов, небольшую котловину, заканчивается перед левым поворотом, на правой стороне которого видна уходящая вверх серпантином тракторная дорога - результат недостроенной Камбаратинской ГЭС. Длина около 45км.

6. Камбаратинский каньон. 5-6 к. с. Второй определяющий участок реки Нарын. Очень мощное (от 250 до 400м3/сек) и трудноразведываемое препятствие. Общая длина около 20км. Особо сложный начальный участок - 5км.

7. Равнинный участок. До моста через Нарын, расположенного перед Токтогульским водохранилищем на автодороге Ош - Бишкек 4км.

О погоде, уровне воды и сложности определяющих препятствий

В Средней Азии дождевые паводки носят более плавный, чем в Сибири, характер, т. к. осадки в верховьях рек, которые расположены в достаточно высоких горных хребтах, выпадают в большей мере в виде снега, который затем тает (или нет) в зависимости от времени года и времени суток. Так, во время нашего нахождения на маршруте, после дождей в горах, с которых берут истоки левых притоков Нарына, стекающие в Нарынскую котловину, произошел паводковый подъем воды в реке, последствия которого мы ощутили при ее прохождении. Ледниково-снежные же подъемы воды связаны со временем года. От начала августа до середины сентября происходит достаточно сильный и более или менее стабильный спад уровня воды. В целом же погода на Тянь-Шане в это время года бывает обычно хорошей. Тепло. При смещении сроков похода ближе к началу осени в верховьях рек наблюдаются значительные падения температуры в ночное время. В результате воздух прогревается только к полудню. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что уровень воды в среднеазиатских реках до конца августа может быть высоким, и, соответственно, у многих порогов категория сложности может повыситься. Так, мы шли несколько раньше классических сроков проведения походов по рассматриваемым рекам, и уровень воды был выше среднего, вследствие чего сложность некоторых из определяющих эти реки порогов поднялась на одну-две ступеньки (с учетом деления категорий 4, 5, 6 на подкатегории А, В, С).

. На реке Нарын наблюдался высокий уровень воды, вызванный дождями, прошедшими в верховьях левых ее притоков. При прохождении реки в среднюю (или ниже) воду, препятствия, находящиеся в "чистых" каньонах: "Малом", "Большом" или "Камбаратинском" станут, скорее всего, проще. "Семеновский" и "Гудимовский" при падении до определенного уровня, будут проще, а после него - сложнее, так как чистые проходы закроются, и, более трудно, будет обойти основные, расположенные в них, локальные препятствия, которые хоть и станут менее мощными, но зато станут более ярко выраженными.

1 "Семеновский" ТТ
2 "Гудимовский" ТТ
3 "Малый каньон" ТТ
4 "Большой каньон" ТТ
5 "Камбаратинский каньон"

Используемые обозначения

Номер. Название препятствия (к. с. - предпочтительный берег разведки - предпочтительный берег страховки).

Картографический материал

Все прилагаемые карты изданы Кыргызгеодезией в 90-ых годах. Горизонтали проведены через 80 метров. Километровая сетка наложена составителями данного отчета при помощи программного продукта OziExplorer. Масштабы оригиналов этой и последующих топографические карт - М1:200000.
Точки GPS см. здесь.

Техническое описание

От моста у поселка Актал по воде разбои, удваивающие, а то и утраивающие расстояние по карте (Карта 12). От моста до устья реки Алабуга 4,5 часа хода, скорость течения 10 км/ч. От устья реки Алабуга расход воды в реке Нарын около 190м3/с. Через два километра после устья Алабуги скальными воротами начинается Акширакское ущелье.

От моста на реке разбои, протоки, шиверы. Встали в устье правого притока - р.Коргон, т. к. готовить пищу из нарынской воды, несущей много песка и всего остального, большого желания не возникало.

Карта 12. Участок от моста через Нарын около пос. Ак-Тал до небольшого правого притока - р. Коргон

Карта 13. Участок Нарынской котловины перед Акширакским ущельем

Карта 14. Первая половина Акширакского ущелья

Карта 15. Заключительная часть Акширакского ущелья


01.09 Дошли до Акширакского ущелья. Зачалились на разведку и страховку каньона "Семеновские ворота".

Перед каньоном "Семеновские ворота" на левом берегу - горячий родоновый источник.

1-3. Каньон "Семеновские ворота" ("Семеновский") (6А - левый - левый). Его длина 3-4 км. Начинается тремя каскадами порогов, образовавшихся при попытке строительства дороги в Казарман по левому берегу Нарына (убедившись в осыпном характере пород, эту попытку прекратили). Правый берег - скальный, обрывист; левый - крутые осыпи.

Первая ступень. Сильно подпружена, у левого берега - противоток. В левой части слив 2-2,5м. Через 100м быстротока расположена вторая ступень порога.

Вторая ступень. Имеет длину 100-150м. Наиболее опасная. Начинается за плавным левым поворотом в сужении русла до 15-18м. Два мощных слива. Косые валы 3-3,5м. Вода кипит. На выходе - огромный пульсирующий стоячий вал в центре, образованный сливом через валун. За ним - глубокий пенный котел.

Третья ступень. Имеет длину 350-400м. Расположена через 400-500м после второй ступени. Менее мощная, чем первые две. Вал 2м, но есть чистые проходы (в частности, у левого берега). Дальше в каньоне серьезных препятствий нет.

В нашу большую воду первая ступень порога представляла вполне достойное препятствие. Основная цель - обойти "бочки", разбросанные в шахматном порядке и особенно основную, расположенную ближе к левому берегу. Заходили сначала левее входной "бочки" (Фото 96), а затем проходили по правому краю основной (Фото 95). Тем не менее, оба судна были развернуты потоком и некоторую часть порога проходили лагом. Остальные ступени, судя по всему, были залиты водой, хотя, безусловно, это совсем не значит, что мы их не заметили. Далее шли до п.4. Чалились после правого поворота на левом берегу.

4. "Гудимовский" (6А - левый - левый). Длина сложного участка 0,5 км. Расположен после крутого правого поворота. Течение перед ним замедляется. На входе слева - ручей. Большие валуны. Левый берег - невысокая терраса. На начальном участке основной слив - у правого берега. В сливе - крупный камень с пульсирующим валом. Река широкая, вдоль левого берега идти проще.

Просмотрев порог, прошли его вдоль левого берега (Фото 97), при этом на одном из полуобливных камней К4 слегка помял три поперечены. К2 увлекся (Фото 98) и чуть не был затянут в "бочки" основной струи, но вовремя успел уйти левее (Фото 99). За порогом встали на правом берегу на ночевку.

Фото 95. К4 ну очень не хочет в основную "бочку" "Семеновских ворот"

Фото 96. К2 на входе в "Семеновские ворота"

Фото 97. К4 на входе в пор. "Гудимовский"

Фото 98. К2 увлекся и оказался "по уши" в пор. "Гудимовский"

5."ФКТ" (5В - левый - левый). Его длина 200-250м. На входе - пенная яма у правого берега, в середине порога - левосторонний прижим. На выходе - скала-остров.

6-7. "Малый каньон" (5С - левый - затруднительна).

Первая ступень "Басмач-1" расположена на входе в каньон. Ориентир: после правого поворота виден вход в "Малый" каньон, над которым мост. Подпора воды практически нет, поэтому может втянуть в порог. Его длина 100 м. После входного слива вал 1.5 м.

Вторая ступень "Басмач-2", расположена под мостом. Узкий крутой слив. Высота стен 50-60 м. После ступени каньон тянется еще примерно на 1,5 км. На выходе из каньона улов и песчаный пляж на левом берегу.

02.09

Дошли до "Малого каньона" (Фото 100). Зачалились к левому берегу - сходили на мост, посмотрели. Экипаж К4 остался для съемок, а К2 пошел на прохождение. Проходили по основной струе (Фото 101, Фото 102).

8-10. "Большой каньон" (5С - левый (затруднительна) - затруднительна). Длина около 7 км. Большой уклон. Труднодоступен. Представляет собой скальный коридор шириной 5-15м и высотой 300-400м. Состоит из двух участков: первый заканчивается через 3 км, когда стены немного расступаются, а еще через 300-400м река опять втискивается в узкую щель. Мощные сливы, высокий вал, водовороты. На протяжении всей первой половины каньона хаотичный вал 2.0-2.5м (а иногда и 3 м). Вторая половина каньона проще. Начальный участок 200м хорошо просматривается с остатков скотопрогонного мостика на входе в каньон.

Первая ступень "Входная" - начинается в каменных воротах под мостом на резком правом повороте (перед ним Нарын заметно подпружен). На входе в левой части русла - крупный камень. Затем слив, через 20-30м еще один слив. Через 800-1000м бурного течения - порог "Киргизия".

Аналогично предыдущему каньону, только моста нет, просмотр тяжелее. В некоторых лоциях рекомендуют производить разведку по правому берегу, но чисто визуально возникает желание пристать к левому, что мы и сделали. После небольшой разведки пошли в каньон тандемом. Прохождение больших проблем не вызвало. Держались по центру. Перед "Киргизией" зачалились на скалы правого берега. Безусловно, очень красивый ивпечатляющий каньон (Фото 103, Фото 104, Фото 105).

Вторая ступень "Киргизия" - имеет длину около 150 м. Расположена после левого поворота реки. Перед порогом течение несколько замедляется. На входе у правого берега - крупные камни, в центре - слив с последующим тугим валом до 3.0-3.5 м. У левого берега есть возможность чистого прохождения. После слива - водовороты. После порога сложный участок еще 1 км, вода мечется. Скалы расступаются, однако еще через 400 м опять сходятся. Снова хаотичный вал, но более умеренный, чем ранее

Фото 99. К2 в середине порога. Вдали на правом берегу виден лесок, в котором мы встали на ночевку

Фото 100. Вход в "Малый каньон". Первая ступень "Басмач-1". На левом берегу видна поднимающаяся полка, которая выводит к мосту

Фото 101. К2 в 1-ой ступени "Малого каньона"

Фото 102. К2 во 2-ой ступени "Малого каньона"

Фото 103. "Входная" ступень "Большого каньона"

Фото 104. Тандем в "Большом каньоне" (фото 1)

Фото 105. Тандем в "Большом каньоне" (фото 2)

Фото 106. К2 в "Киргизии"


Третья ступень "Желоб". В конце каньона река входит в сужение шириной 7-10м и длиной 30-40м. Беспорядочный вал. Камней нет. После "Желоба" - конец каньона.

После каньона на протяжении 15-20 км Нарын имеет характер шиверы.

11. Порог. Несложный, с правосторонним прижимом на выходе.

12. Порог. Длина 300м. Расположен после крутого левого поворота ниже устья р.Зындансай. Валы до 2-2,5м. У левого берега - камни.

13-14 (5В). Цепь мощных шивер. Вал 2м. На выходе мощный слив.

Когда фактически вышли из ущелья "попалась" какая-то очень мощная шивера-порог, которая была для нас достаточно неожиданной. Целый день отличная погода, к вечеру очень сильный порывистый ветер.

Встали после выхода из ущелья на правом берегу (Карта 16).

Далее - Тогуз-Тороуская котловина. Слева - Казарман. Удобно сделать ночевку на левом берегу сразу за устьем р.Кекерим (в ней значительно более чистая, чем в Нарыне, вода) (Карта 17). Отсюда до устья р.Кекемерен (Карта 18, Карта 19) около 40 км при среднем уклоне реки 5,8 м/км. Пороги, каньоны, водовороты.

03.09 Прошли котловину - опять сплошная населенка. Впереди горы, и издали непонятно, куда же дальше течет река (Фото 107). Дошли до Кекерима, набрали чистой воды.

Труднодоступное глухое ущелье

В ущелье быстроток, валы, средние шиверы. Пороги в основном на входе или выходе из каньонов. Три каньонных участка. Нужно опасаться камнепадов.

15. Шивера "Входная" на входе в ущелье. Ее длина 400м. В начале шиверы слева группа небольших камней, на выходе левосторонний прижим и косые валы 1,5м.

16. Цепь шивер за устьем правого ручья. Вал 1,5м, прижимы.

Каньон "Два ручья". Начинается порогом после правого поворота. Слева и справа впадают ручьи.

17. Порог "Два ручья" (4В - левый - левый). Порог начинается перед каньоном, а заканчивается уже в нем самом. Вход в каньон сужен валунами до 12-15м. В сужении слив с последующим валом 1,5м, затем через 25-30м еще один слив, крутой, с косым двухметровым валом за ним. Стенки высотой 10-15м по обоим берегам на протяжении 2 км. Длина порога 150-200м.

18. Порог. На выходе из каньона сужение 6-8м. Правый берег - бом, левый - крупные камни. В сужении слив 1,5м. За каньоном 3-4 км относительно спокойно.

19. Несложный каньон. На входе левосторонний прижим без отбойного вала. В каньоне - перемещение струй, вал до 1,5м в нижней части. Высота стен 15-20м.

Карта 16. Тогуз-Тороуская котловина

Карта 17. Тогуз-Тороуская котловина и начало "Труднодоступного" ущелья

Карта 18. Середина "Труднодоступного" ущелья

Карта 19. Окончание "Труднодоступного" ущелья и нижнее течение р. Кекемерен

Карта 20. Нарын после устья реки Кекемерен

Карта 21. Середина участка между Кекемереном и Камбаратинским каньоном

Карта 22. Нарын перед Камбаратинским каньоном

Карта 23. Нарын от Камбаратинского каньона до Токтогульского моста

Фото 107. Впереди вход в "Труднодоступное" ущелье

Фото 108. Зачалились на правом берегу из-за ураганного ветра

Фото 109. В "Труднодоступном" ущелье

Фото 110. Один из каньонов Нарына ниже впадения р. Кекемерен

Фото 111. Участники похода на фоне Токтогульского моста

20-21. Каньон "Кекемеренский". Начинается и заканчивается ступенями-порогами. Длина каньона 2 км. Перемешивание струй. Вход в каньон - два прямых слива шириной 6-8м, образованных в сужении между бомом левого берега и крутой осыпью правого - п.20. В каньоне высота стен 20-30м. К концу каньона она понижается до 5-10м. п.21 - в сужении до 5-7м на выходе из каньона. Струя ударяется о выступ левого берега, образуя крутой узкий слив с последующим прижимом к скале правого берега.

Перед самым устьем Кекемерена на правом берегу расположены остатки поста гидрологов. Вода в Кекемерене чистая, питьевая.

После входа в ущелье поднялся ветер такой силы, что мы вынуждены были остановиться на песчаной косе правого берега (Фото 108), где простояли около 2-ух часов, прежде чем ветер затих. В ущелье (Фото 109), затруднились выделить какие-либо препятствия. Встали на стрелке Кекемерена.

После устья Кекемерена Нарын снова поворачивает на запад. Его скорость здесь около 10-11 км/час. До Камбаратинского каньона - около 45км (Карта 20, Карта 21, Карта 22).

Ниже устья горки с небольшими валами. Через 3 км слева впадает река Джуактерек, имеющая довольно выраженную долину. Нарын поворачивает направо. Здесь расположена горка с отдельными камнями. Вторая горка с мощными валами находится немного ниже, за крутым левым поворотом. Берега Нарына на этом отрезке - в основном обрывистые земляные или сланцевые склоны темных расцветок. Вскоре после горок Нарын начинает прорезать поперечный хребет, образуя очень красивый каньон. Препятствия имеются только во второй половине каньона, после поворота реки направо. В устье р.Турук мощные валы. Ниже левого поворота долины Нарына находятся несколько прижимов. Река выходит в широкую долину, характер которой сохраняется до Камбаратинского каньона. Через несколько км у устья ручья Бызтундук расположена горка с довольно мощными валами и обливными камнями. Затем река вообще успокаивается. Лишь на крутых поворотах возникают слабые прижимы.

До Камбаратинского каньона препятствий нет. Высокий хребет, при пересечении которого образовался Камбаратинский каньон, хорошо виден уже за 15-20 км. Нарын начинает делать петли, за 2-3 км до выхода в каньон появляются галечные острова и отмели. Последняя низкая терраса расположена перед левым поворотом у входа в каньон. Самым заметным ориентиром входа в каньон является серпантин тракторной дороги через всю гору на правом берегу. С галечной отмели правого берега можно подняться на верхнюю террасу по долине сая, впадающего в конце отмели. Там видна заброшенная тракторная дорога, один конец которой серпантином поднимается к перевалу через хребет, второй идет вниз к началу каньона. Там дорога разветвляется, причем каждая ветвь ее обрывается через несколько сот метров. Далее можно пройти по каньону метров 300, что позволяет детально рассмотреть препятствия, расположенные от левого поворота каньона до начала правого. Это наиболее сложная часть Камбаратинского каньона р. Нарын (Карта 23).

04.09 Встали, позавтракали, тронулись в путь. Продолжаются красивейшие каньончики (Фото 110) и шиверы. Ближе к обеду опять поднялся ураганный ветер, и мы пережидали его окончания в течение часа на песчаном левом берегу. Затем дошли до входа в Камбаратинский каньон.

22. Порог (5С - правый (затруднительна) - затруднительна). На самом левом повороте слева лежат валуны. Вся вода падает со слива, слева - мощнейшая пенная яма, в центре и справа - 2-3 м валы. Валы продолжаются почти до устья левого притока и правого поворота.

Участок ниже устья Каинды лучше проходить вдоль левого берега, затем смещаться правее. Далее можно плыть без просмотра до пешеходного мостика. После чисто скального коридора длиной 300-400 м огромные скалы справа отходят от реки. Нарын течет в каньоне с невысокими стенками из сильно разрушенных скал. Перед началом длинного правого поворота небольшие валы. В начале поворота через реку перекинут подвесной мост.

23. Порог (5В - затруднительна - затруднительна). Начинается ниже моста. Начинается с нескольких сливов, затем на крутом правом повороте сильный навал на несколько крупных валунов в центральной струе. Ниже находится горка с пенными ямами и валами. В ее конце каньон заканчивается. Справа огромный улов, из которого выйти трудно даже на катамаране. Река очень круто поворачивает налево, более чем на 90 градусов.

24. Порог. Следует сразу за поворотом. Вода скатывается по крутой горке (в середине через реку перекинут мост), на выходе валы более 2 м. На берегах выходы невысоких скал, образующих "ворота". Порог легко просмотреть справа. Ниже "ворот" река поворачивает направо. Здесь расположена мощная шивера. Еще несколько шивер находятся на левом повороте реки.

В связи с тем, что, судя по различным тех. описаниям, верхняя разведка основных препятствий каньона затруднительна (если небесполезна), а также учитывая декларируемую сложность порога - 5С, решили идти до появления чего-либо примечательного, а потом, по возможности, зачалиться для разведки. В результате втянулись в каньон, который удивил нас мощью, расходом и уклоном воды. Расход, по очень грубым оценкам, был около 400м3/сек. Трудно передать ощущения, которые испытываешь при сплаве в каньоне по мощнейшей воде, движущейся с большой скоростью и под уклоном, который очень хорошо видно визуально. В результате мы шли, траверсирую струю то в одну сторону, то в другую, дабы избежать валов и "бочек", расположенных по центру, хотя иногда приходилось и обходить те из них, которые были расположены около берегов. Из-за того, что на К4 шло пять человек, пришлось изрядно поработать, чтобы не влететь куда-нибудь. К2 же пару раз попадал в солидные "бочки" и идущий невдалеке К4 имел "удовольствие" наблюдать перипетии борьбы за выживание этого судна. Таким образом, мы, под конец путешествия, получили хорошую дозу адреналина. Оценили мы этот участок по нашей воде - ни много, ни мало - 6В. Только очень пожалели о том, что не смогли зафиксировать прохождение этого участка на фото-, видеопленку, правда и сделать это было, мягко говоря, тяжело. Для того чтобы не ночевать в "населенке", встали на правом притоке, т. к. нужна была вода для приготовления пищи.

05.09 Встали рано утром, собрались и за 40мин дошли до моста.

Далее река успокаивается. После длиной петли на север Нарын входит в еще один красивый каньон, где препятствий практически нет. После каньона река входит в широкую долину. Ниже левого поворота находится последняя шивера. За ней течение замедляется. На левом берегу заброшено строительство Камбаратинской ГЭС. Через 4 км Нарын пересекает шоссе Бишкек-Ош.

Сплав мы закончили за 200 м до моста на отмели левого берега (Фото 111), где нас ожидала автомашина УАЗ, которая въехала на мост в тот момент, когда мы подплывали к условленному месту встречи и которая должна была отвезти в Бишкек. В 11.00 выехали, а в 19.00 были в столице Кыргызстана.


Техническое описание реки Нарын взято из отчетов: Лысенко В.И. "р.р. Большой Нарын - Нарын  - 85"; Николаев Н.В. "р. Большой Нарын; р. Малый Нарын и р. Нарын - 97".
Почти этот вариант был успешно реализован в 2000 году С.Черником, только группа прошла маршрут рр. Кекемерен - Нарын полностью и поэтому вынуждена была заезжать на р. Чон-Кемин через г. Бишкек. По сути у него получилась не связка, а два полностью самостоятельных похода.

Реальным (при наличии у группы соответствующего опыта) считаем прохождение Нарына (от моста (пос.Ак-Тал) до Токтогульского моста) за 5 дней.