">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия (none)  >>  Сергей Черник. Чилик и Чарын 1996


Чилик и Чарын 1996

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. М.В. ЛОМОНОСОВА

О Т Ч Е Т
о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Северного Тянь-Шаня,

совершенном в августе 1996 г.

Руководитель группы: С.И.Черник
Адрес руководителя: г. Москва, Краснохолмская наб. д.13/15 кв.109
телефон (служебный): 923-00-30

СОДЕРЖАНИЕ

 
1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
1.1 Нитка маршрута, сроки.
1.2 Состав группы
1.3 Особенности организации похода, подъезды и отъезды
1.4 Средства сплава 2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
3.1. Сплав по р. Чилик
3.2. Сплав по р. Чарын
4. ИТОГИ ПОХОДА, ЗАМЕЧАНИЯ К ОТЧЕТУ
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1. Картографические материалы
5.2. Технические фотографии

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1 Нитка маршрута, сроки

Район путешествия: Северный Тянь-Шань

Нитка маршрута: г.Москва - г. Алма-Ата (самолет или поезд) - верховья р.Чилик (вертолет) - сплав до Бартогайского вдхр. - с.Кокпек - пос.Кеген (машина) - сплав по р.Чарын от устья р.Каркара до моста автотрассы Алма-Ата - Чунджа - г.Алма-Ата - г.Москва (самолет)

Сроки путешествия: 28 июля - 15 августа 1996 года.

1.2. Состав группы

Основу группы составили хорошо знакомые друг другу люди, некоторые совместно ходят в походы более 10 лет. Основная задача, которую мы перед собой ставили при организации похода (помимо отдыха, разумеется) - попытаться пройти порог "Лошадиная ступень" на р.Чилик и пройти одно из наиболее сложных препятствий на территории бывшего СССР - "Майнакское ущелье" на р. Чарын. 3 члена группы в 1984 году уже были на р. Чилик, которая идеально подходит для связки с Чарыном. Кроме того, в связи с невозможностью по разным причинам посещать сейчас многие популярные и сложные районы, мы считаем для себя возможным включать внутримаршрутные переезды, немного закрывая глаза на нелогичность (в традиционно-туристском понимании этого слова) составленного таким образом маршрута.

 
No п/п Ф. И. О. Максимальный туристский опыт Спорт. разряд Обязанности в группе
1 Черник Сергей Иванович Чилик,Чаткал(3раза),Чон-Кемин (2раза), Кекемерен,Язгулем, Кара-гем,Кара-Алаха-Аргут,Чулышман, Башкаус(2раза), Ойгаинг-Пскем (2раза) - 6Р МС СССР руководитель
2 Новак Сергей Вячеславович Чаткал, Чон-Кемин, Язгулем, Карагем,Кара-Алаха-Аргут, Чулышман,Башкаус, -6У, Ойгаинг-Пскем(2 раза) - 6Р, 6У МС СССР заместитель руководителя
3 Торговкин Михаил Юрьевич Чилик,Чаткал(3раза),Чон-Кемин(2 раза),Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чулышман,Башкаус-6У, Ойгаинг-Пскем (2 раза)-6Р,6У МС СССР капитан кат-2
4 Батурин Николай Азарьевич Кара-Алаха-Аргут,Чулышман, Башкаус-6У, Обихингоу,Ойгаинг-Пскем,Анд.Койсу-Шаро-Аргун-6Р КМС фотосъемка
5 Науменко Глеб Львович Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чон-Кемин,Чаткал,Ойгаинг-Пскем-6У 1 разряд видеосъёмка
6 Таубинский Илья Михайлович Кара-Алаха-Аргут,Чон-Кемин, Чаткал,Ойгаинг-Пскем-6У 1 разряд медаптечка
7 Герасимов Алексей Дмитриевич Чилик,Чон-Кемин,Башкаус, Аварское Койсу-6У 1 разряд снаряжение
8 Голубцов Петр Викторович Чаткал (2 раза),Чон-Кемин, Ойгаинг-Пскем, Кекемерен, Башкаус,Чилик-6У 1 разряд завхоз

 

1.3 Особенности организации похода, подъезды и отъезды

При организации путешествия следует помнить, что Казахстан - самостоятельное государство со своей валютой, однако большой проблемой это не является. Доллары охотно меняют на местные тенге не только в городах, но и в любой чайхане на трассе.

Для заброски на Чилик мы использовали вертолет, предварительно из Москвы созвонившись с управлением Бурундайского аэропорта. После приезда в Алма-Ату и подтверждения желания арендовать вертолет, он был готов через 2 часа. 1 час аренды вертолета МИ-8 стоит 452 доллара. Оплату берут за оба конца.

Следует обратить внимание, что начало сплавного участка Чарына находится в Казахской погранзоне. Данная проблема была решена нами полулегально - пункт пограничного контроля мы проехали, лежа в кузове "Камаза".

При переезде на Чарын мы пользовались попутными грузовиками, а при выезде в Алма-Ату - автобусом, везущим туристов из Китая.

Улететь в Москву из Алма-Аты достаточно просто. Помимо "Аэрофлота" в Алма-Ату летают самолеты "Трансаэро". Билеты на рейс "Трансаэро" можно взять прямо перед вылетом самолета, хотя если это сделать заранее, будет несколько дешевле.

Следует отметить, что в месте стапеля на Чарыне полностью отсутствует лес, пригодный для постройки судов. Так что любые, даже мелкие детали, нужно иметь ссобой.

1.4. Средства сплава

Катамаран-1: длина баллонов - 5.6 м, диаметр 75 см, высота до растянутой деки - 55 см, ширина деки - 65 см, высота с центральным наплывом - около 1 м, объем одного баллона с центральным наплывом - около 1.7 куб.м. Верхняя образующая баллона горизонтальна, нос и корма острые, для гребцов "вырезаны" сегменты по 80 см. Чехлы из КАМАЗа, дека и наплывы из технического капрона, баллоны из БЦК - по два в каждом чехле (расположены последовательно). Вес баллонов с чехлами и наплывами - около 60 кг. Ширина рамы 250 см.

Катамаран-2: длина баллонов - 5.2 м, высота до растянутой деки - 65 см, ширина деки - 80 см, высота с центральным наплывом - 1 м, объем одного баллона с центральным наплывом - около 2 куб.м. Сигарообразной формы с приподнятыми закругленными концами и "вырезанными" сегментами для гребцов. Чехлы из КАМАЗа, дека из авизента, наплывы из технического капрона, баллоны из БЦЦ - по два в каждом чехле (расположены последовательно). Вес баллонов с чехлами и наплывами - около 65 кг. Ширина рамы 250 см.

Рамы обоих катамаранов изготовлены из сплава Д-16Т. Средние части продолин из трубы 53*1,5, концевые вставки 45*2, поперечины из труб 50*2 и 53*1,5.

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

 
Дни п/п Дата Участок маршрута Способ передвижения пройденное расстояние
1 28 июля Москва - Алма-Ата самолет -
2 29 июля Алма-Ата - аэропорт Бурундай - ПБ р.Чилик в 150 метрах ниже устья р.Корумдык. Стапель автобус, вертолет -
3 30 июля Тренировочный сплав выше порога "Изюминка" - прохождение порогов "Изюминка", "Елочка", Ленинградский", "Чиликский каскад" - стоянка на ПБ пред порогом "Медный Всадник" катамараны 21 км
4 31 июля прохождение порога "Медный всадник" - сплав до начала "Лошадиной" ступени в 3-ем каньоне - обнос вещей за порог - стоянка на ЛБ ниже ступени "Лошадиная" катамараны 34 км
5 1 августа дневка, детальная разведка "Лошадиной" ступени - -
6 2 августа прохождение "Лошадиной" ступени - сплав до конца 3-его ущелья - стоянка на ПБ перед 4-м каньоном катамараны 13 км
7 3 августа прохождение 4, 5 и 6 каньонов - стоянка на ЛБ перед 7-м каньоном катамараны 56 км
8 4 августа прохождение 7-го каньона (пор."Сто тысяч долларов") - сплав до Бартогайского водохранилища - антистапель - переезд до пос. Кокпек катамараны

машина

24 км
9 5 августа переезд на р.Чарын - стапель в районе устья р.Каркара машина -
10 6 августа сплав до каньона "Змеиный" - прохождение порога "Обводной тоннель"("Дорога в ад") - сплав до устья р.Кенсу - стоянка на ЛБ перед устьем р.Кенсу катамараны 29
11 7 августа начало прохождения Майнакского ущелья - сплав до устья р. Орто-Мерке, прохождение порогов 1-9 (наиболее сложные - No6 "Близнецы", No8 "Ангар", No9 "Цитадель") - перенос базового лагеря в устье р.Орто-Мерке (БЛ-1) катамараны

 

1,5
12 8 августа БЛ-1 - разведка участка порогов 10-12 - -
13 9 августа прохождение участка от пор.10 до пор.20.(наиболее сложные - No10 "Уголок", No11"Монстр", No12 "Туши свет", No17"Классика") - возвращение в БЛ-1 катамараны 3,5
14 10 августа снятие БЛ-1 - перенос вещей в долину Шет-Мерке - прохождение участка от пор.21 до пор.27 - обнос каскада "Подкова" до устья Шет-Мерке - перенос вещей до конца Майнакского ущелья - установка БЛ-2 на ЛБ в районе остатков пешеходного моста через Чарын катамараны 1,5
15 11 августа прохождение участка от пор.31 до пор.39 "Песочные часы" (выделяются пор.31,32,33) - возвращение в БЛ-2 катамараны 2,5
16 12 августа обнос-проводка катамаранов за пор.39 "Песочные часы" - прохождение участка от пор. 39 до конца Майнакского ущелья (пор. 45) - ночевка в БЛ-2 катамараны 2
17 13 августа прохождение Жаланашской долины, каньона "Альбатрос", пор.10-1 - обнос вещей за пор.10-3 "Зубная щетка" - стоянка на ЛБ ниже пор.10-3 катамараны 35
18 14 августа прохождение пор.10-2 - 10-3, пор.12"Тау-Теке", пор.16, 17 "Броненосец-1,2" - сплав до моста автодороги Алма-Ата-Чунджа - стоянка на ПБ в 100 метрах выше моста катамараны 45
19 15 августа выезд в Алма-Ату автобус  

 

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

3.1. Река Чилик

Сплав по Чилику можно начинать от устья правого притока Чилика - реки Корумдык.

К месту начала сплава добраться можно несколькими путями. Наиболее часто встречающийся вариант заброски - с юга от озера Иссык-Куль. Заехав по возможности далеко под перевал из поселка Ананьево на машине, идут пешком и спускаются к Чилику по одному из его левых притоков. При этом необходимо преодолеть один перевал сложности н/к-1Б (в зависимости от выбора перевала).

Возможен вариант заброски и со стороны Алма-Аты. Поднявшись до Чимбулака, далее идут вверх на перевал Верхний Талгарский (н/к), далее вдоль Левого Талгара поднимаются к Солнечной Поляне и переваливают через Талгарский хребет (наиболее простой перевал МЮД, 1Б) на ледник Богатырь, из под которого берет начало р.Юго-Восточный Талгар, левый исток Чилика. Данный путь в 1984 году был проделан тремя из восьми участников нашей группы.

В этом году мы выбрали вариант вертолетной заброски из Алма-Аты. Прилетев 28 июля вечером в Алма-Ату из Москвы, переночевали на железнодорожном вокзале станции Алма-Ата-2 в комнате отдыха. Рано утром на следующий день встретили поезд из Москвы с двумя участниками нашей группы и всем снаряжением . Оставив лишнее снаряжение (после окончания водной части мы собирались совершить горное путешествие по Заилийскому Алатау) и продукты на Чарын и горную часть, мы отправились в аэропорт Бурундай (пригород Алма-Аты), откуда летают самолеты и вертолеты по местным линиям. В 12 часов наш вертолет взлетел, и через 50 минут полета мы были на Чилике у места начала сплава (фото 2).

На участке от устья р. Корумдык до правого притока р. Карасай средний уклон составляет около 20 м/км (длина 26 км, падение 520 м). Первое препятствие -

Порог "Изюминка" (5А)

Начинается сразу метров через 150 после устья Корумдыка. Порог короткий и достаточно простой, но на него следует обратить особое внимание, так как это самые первые метры сплава по реке. В середине русла ближе к левому берегу огромный камень, значительная часть потока бьет прямо в него, чуть ниже два камня поменьше. Проход в пороге ближе к правому берегу. После порога шивера длиной около 1 км, после которой

Порог "Бегемоты" (4С)

В русле большие камни, но проходы просматриваются легко и издалека. Через 800 м можно зачалиться для просмотра следующего препятствия -

Порог "Елочка" (5А)

В русле много камней, линия движения несколько сложней, чем в предыдущих порогах. Вскоре после "Елочки" долина реки сужается, скорость течения увеличивается, река делает левый поворот. Впереди - порог "Ленинградский", первый из сложных на реке Чилик. После второй ступени порога километрах в 1,5 - 2 ниже по реке видны домики урочища Чилик.

Стапель занял у нас остаток дня 29 июля и половину следующего дня. Перед стартом в порог "Изюминка" занесли суда метров на 400 вверх по реке для небольшой тренировки на воде. После получасовой тренировки загрузили на катамараны вещи и отплыли. Порог оба судна прошли примерно по одной траектории. Через 1 км быстрой шиверы прошли без просмотра порог "Бегемоты", затем также тандемом с ходу порог "Елочка". Перед порогом "Ленинградский" зачалились на левый берег.

Порог "Ленинградский" (5С)

Длина порога 2 км. Уклон 25-30 м/км. В русле много камней надводных и подводных, мощные сливы и бочки. Линия движения сложная. Каскад можно разделить на 4 ступени. 1 ступень - от начала порога до 1 гряды камней, перегораживающей все русло. На этом участке линия движения относительно проста за исключением прохода в самой гряде камней. Проход ближе к левому берегу. Собственно проход в этой гряде представляет собой прыжок с гряды, на которой есть достаточная водяная подушка. Перепад около 1.5 м. 2 ступень проще, хотя линия движения (ближе к левому берегу ) и проходит между камней и больших бочек. Кончается участок сразу за левым поворотом реки. 3 ступень - самая сложная. Русло сильно засорено камнями. В самом начале в центре, ворота из двух больших надводных камней, проход между ними. Ориентир - 1-я каменная осыпь на правом берегу. Почти сразу за воротами два больших камня. Идти тоже между ними. Разница лишь в том, что первые ворота проходятся, оставляя начальный камень справа, а вторые - наоборот слева. Места для этих довольно резких поворотов мало. Затем две гряды камней через всю реку с проходами ближе к правому берегу - 2-я каменная осыпь, и далее на левом повороте реки значительная гряда камней - 3-я каменная осыпь. На этом участке можно идти по обливным камням. Затем правый поворот реки - 4 ступень - заключительная мощная шивера, в которой очень много подводных и надводных камней, сливов, бочек, линия движения сложная. В конце порога через реку натянут висячий мост - здесь на левом берегу находится урочище Чилик.

Порог проходили сразу двумя катамаранами после просмотра 1-3 ступеней по левому берегу. Намеченную линию движения в пороге в основном выдержали, однако бочки оказались мощнее, чем виделось с берега. Так в начале 3 ступени второй катамаран удерживало в одной из бочек около двух минут несмотря на то, что экипаж работал очень активно.

Вскоре после порога "Ленинградский" от правого притока р.Сютбулак начинается серия сложных шивер -

Препятствие "Чиликский каскад" (5В)

Шиверы мощные, линия движения довольно сложная. Общая длина препятствия 4-5 км. Много надводных и подводных камней, сильные сливы, бочки. Сложность каскада нарастает постепенно. Тропа для просмотра имеется по обоим берегам. Уклон 25-30 м/км. После препятствия по следующего порога около 1 км несложной шиверы.

Шли "Чиликский каскад" без просмотра тандемом, прошли без происшествий. Встали на ночевку на правом берегу после несложной шиверы.

Порог "Медный всадник" (2 каньон) (5С)

Местами берега представляют собой скалы высотой 20-30 м. Длина каньона 400 м, а всего порога - 2 км. Уклон - 30 м/км. Разведку удобнее проводить по левому берегу. Порог "Медный всадник" - один из 4 сложных препятствий на реке Чилик. 1 часть порога представляет из себя слаломную трассу между камней. Река делает правый поворот. Можно выделить два мощных слива. После сливов большие бочки. Затем проход в ворота из двух подводных камней. Далее 2 часть порога - две мощные гряды камней через всю реку. Сливы высотой около 1.5 м. В первой гряде проход ближе к правому берегу, а во 2 гряде - ближе к левому. Затем река делает левый поворот и начинается 3 часть порога - самая сложная. Длина этой ступени 100 метров. Камни разного калибра перегораживают всю реку. По большой воде есть проход слева и по центру по обливным камням. Затем река делает резкий левый поворот и начинается 4 часть порога - сложная и мощная шивера. Сразу за левым поворотом в середине русла торчит крупный обломок скалы. Далее хаос сливов, мощных бочек и камней. Чистых проходов нет. Линия движения ближе к левому берегу, но движение в основном по обливным камням.

Катамаран-1 прошел 1-2 части порога по основной струе, заходя в необходимые ворота, в 3 части порога прошел, смещаясь справа в центр. После этого тот же участок прошел катамаран-2. 4 ступень шли без просмотра тандемом.

Далее Чилик делает сначала крутой левый, затем правый поворот, шиверы. Река разбивается на протоки. Затем собирается в одно русло и почти сразу

Порог " Тулькисайский " (5А)

В пороге, названном по правому притоку р. Тулькисай, на входе навал на камень слева, справа бочка. Затем гряда камней обливных и надводных. Проход у левого берега. В устье реки Тулькисай снесенный мост.

Мы прошли порог без просмотра, оценив его примерно на уровне отдельных участков "Чиликского каскада ". Далее следует

Порог "Черный"

Его легко узнать по высоким 20-метровым скалам на правом берегу. Пейзаж напоминает алтайский в районе порога "Тельдекпень-1" или "Тельдекпень-2" на реке Катунь. Порог несложный. Небольшой прижим к скале правого берега. В реке камень. Идти лучше ближе к правому берегу.

Порог шли без просмотра. Далее после 25-30 мин сплава по довольно спокойной воде, зачалились перед мостом для просмотра следующего порога.

Порог "Зигзаг удачи" (5А)

Длина 500 м. Начинается шиверой, затем на левом повороте собственно порог. В нем необходимо лавировать между большими надводными камнями, между которыми довольно большие проходы.

После просмотра порога с высокой горки левого берега прошли порог тандемом.

Через 3-4 км после порога два притока: справа - р. Карасай, слева - Аманжол. На участке до 5 ступени 3 каньона сложных препятствий нет.

Перед каньоном горы вплотную подходят к реке. Разведка по левому берегу. Первые ступени каньона несложные, но проходить их нужно осторожно, так как 5 ступень ("Лошадиная") считалась непроходимой и требовала обноса. Обнос - 500 м по тяжелой тропе сначала по осыпи, затем между деревьями. Тропа спускается к воде сразу за водопадом.

Зачалились на отмели левого берега перед "Лошадиной" ступенью. Обнесли все вещи за порог, где и остановились на ночевку.

Ступень "Лошадиная" (6С)

Порог образован крупными глыбами, скатившимися по осыпи с левого берега. Длина основной части порога 150 м, перепад около 15 м (соответственно, уклон около 100 м/км). Перед порогом ровным быстроток, подпор чувствуется издалека. В начале порога русло перегорожено грядой камней наискосок от правого берега к левому. Причем у правого берега находятся крупные надводные глыбы, а в левой части русла гряда затоплена. В правой части идет максимум четверть всей воды, прорываясь через гребенку, в левой части вода идет сплошным потоком, падая двухступенчатым сливом через обливные камни. Причем второй косой слив, имеющий высоту 2.5-3.0 м, упирается в скалу левого берега. Поток, отражаясь от скалы, образует мощный 2.5-метровый косой вал. После вала левый и правый потоки соединяются, вода несется единым потоком метров 50, проходя через каскад хаотически расположенных 1.5-метровых сливов и бочек. Далее некоторое сужение потока, причем основная часть воды идет в левой половине руслу. После крутой горки вдоль левого берега поток вспарывается огромным каменным зубом, справа и слева от которого водопадные сливы, причем правый менее водный упирается частично в скалу правого берега, а левый более высокий, но и более пологий, упирается левым краем в самом конце в зуб. После этого выходного кульминационного места находится мощная шивера, которая в нашу воду представляла мощный поток с сильными навалами на виражах на скалы или камни внешнего берега. После левого локального поворота русла метров через 100 чалка на быстротоке к левому берегу.

Целый день посвятили разведке, обсуждению страховки и тактике прохождения порога. Предстояло совершить первопрохождение порога на давно освоенной реке, причем, по нашим сведениям, о попытках штурма этого порога информации нигде нет. Обнос этого препятствия воспринимался туристами-водниками как вполне естественный и закономерный этап прохождения маршрута. Хотя просмотр порога достаточно несложен, мы посвятили изучению структуры препятствия, особенно входной и выходной его части, часа 3-4, причем делали это и утром, и вечером, так как уровень воды поднимался к вечеру сантиметров на 10-15 (фото5-6). Был сделан вывод о возможности прохождения порога. Однако, во входной части порога мы решили плыть наименее опасным правым вариантом, пробираясь каскадом сливов через сложный каменный лабиринт. Этот путь был выбран из соображений безопасности прохождения, а не из-за невозможности пройти по более мощному левому варианту. Прохождение отложили на первую половину следующего дня.

Утром еще раз все просмотрели с левого берега, подготовили снаряжение, страховку, фото-видеосъемку, связь (рации). Затем экипаж первого катамарана перечалился непосредственно перед порогом на правый берег и просмотрел еще раз все препятствие. Стартовали, сидя в упорах, спихнувшись с гладкого берегового камня. Первую треть порога прошли, маневрируя между большими надводными камнями, при этом все время удерживались в правой половине русла. Затем последовал мощный и резкий траверс под левый берег прямо через каскад сливов-бочек в средней трети порога. Причем завершить траверс пришлось незапланированным перед прохождением телемарком под левым берегом, так как корма катамарана после того, как судно оказалось под левым берегом, осталась в более быстрой правой части струи. После этого в последней трети порога мы разогнались на горке и направили носы немного левее подводного выходного зуба. Мощная водяная подушка на зубе позволила нам красиво уйти в левую часть водопадного слива (фото 7-12). Оставшаяся часть порога до места зачаливания и непосредственно чалка не составили труда, особенно в состоянии легкой эйфории от совершенного первопрохождения.

Прохождения осуществлялось под небольшим моросящим дождем. Но он не помешал никому ни на берегу, ни на катамаране. Воодушевленный удачным прохождением катамарана-1, экипаж катамарана-2 быстро собрался и повторил успех товарищей, причем траектория движения была идентичной первому прохождению, а телемарка удалось избежать, учтя опыт катамарана-1. После сбора лагеря и обеда, эмоционально обсудив детали прохождений, поплыли дальше.

На участке от 5 ступени 3 каньона до устья р. Кутурги средний уклон 13 м/км, протяженность около 21 км, падение 270 м. Следующая почти сразу после ступени "Лошадиной"

6 ступень 3 каньона

Ступень достаточно мощная. Есть прижим к скале правого берега. Перед крутым левым поворотом реки нужно остановиться у правого берега для просмотра

Порога "Игольное ушко" (5В)

В пороге в центре русла камни и мощные сливы водопадного типа с бочками. Ощутимый бой в скалу левого берега. По малой воде проход либо между камней в центре ("ушко"), либо вдоль скалы левого берега. В большую воду можно пройти весь порог вдоль правого берега.

После беглого просмотра порога, прошли его, везде придерживаясь правого берега, прыгая через находящиеся там обливные камни.

После этого порога в 3 каньоне сложных препятствий нет, однако по высокой воде 7 - 12 ступени слились в единую мощную шиверу с высокими валами, бочками, прижимами. Пейзаж уже существенно изменился: лес смешанный, а не полностью хвойный.

Каскад "Слаломный" (4С)

Представляет собой мощные шиверы, много камней, бочек, сложная линия движения.

Шли без просмотра тандемом. Заночевали на правом берегу на спокойном участке.

За "Слаломным" деревянный мост. До 4 каньона препятствий нет. Вход в каньон хорошо просматривается.

4 каньон

- довольно красив: отвесные скальные берега, узости, крутые повороты. Серьезных препятствий в нем нет, только несколько прижимов и узостей, требующих точного захода и много работы.

После 4 каньона довольно длинный участок разбоев до пос.Саты, расположенного на правом берегу. По правому берегу вдоль реки идет дорога.

В 5 каньоне

- сложных препятствий нет. Однако, шивера, усложняющаяся к концу, требует определенного внимания. За 5 каньоном минут через 20 сплава следует короткий

6 каньон "Ворота" (5А)

Длина около 400 м. В начале каньона шивера, ближе к концу мощный пологий высотой более 1м слив через реку. За каньоном мост и впереди 2 поселка: Алгабас на левом берегу, Жана-Талай на правом. Долина реки в этом месте очень широкая. Впереди виден 7 каньон ("Алгабасский").

Участок от порога "Слаломный" до начала 7 каньона шли без просмотра тандемом. Заночевали перед началом каньона на левом берегу реки. Место довольно неудобное, так как берег сильно заболочен и много колючего кустарника. Лес на берегу давно уже целиком лиственный, встречается береза.

7 каньон

В его середине сложный

Порог "100 тысяч долларов" (6А)

Перед порогом две довольно шиверы. Четких ориентиров кроме того, что порог расположен за резким левым поворотом реки, нет. Просмотр достаточно трудный, нужно проводить с левого берега. Дойти можно только до середины порога. Но просмотреть его возможно весь. В пороге нет надводных камней в середине русла, поэтому маневр несколько облегчен. Линия движения в связи с этим не очень сложная, но порог необычайно красивый и довольно мощный.

После просмотра прошли порог тандемом. Катамараны аккуратно выписали в пороге фигуру " доллара " и зачалились метрах в 200 ниже к левому берегу для небольшого отдыха.

7 каньон после порога "100 тысяч долларов" (5А)

- не сложен, но очень красив и приятен для сплава: отвесные скальные стенки, сужения, не очень сильные прижимы.

Каньон шли без просмотра, но очень внимательно. Прошли мост после каньона. Вскоре после моста впали в водохранилище, которое образовалось в результате постройки плотины в начале 8 каньона. Это место называется Бартогай, соответственно, водохранилище - Бартогайским. Место довольно унылое. Берега низкие, топкие. У берега ноги проваливаются в ил по колено. Недалеко от берега проходит дорога.

По дороге до трассы Алма-Ата - Кокпек 12 км. Два человека сразу уехали в Алма-Ату за оставленной там заброской на Чарын, еще два человека отправились на плотину искать машину, чтобы добраться до трассы. Остальные занялись разборкой катамаранов.

С машиной нам повезло, и к вечеру мы добрались до трассы. Ночевали возле чайханы в 1 км от поселка Кокпек.

К обеду следующего дня, дождавшись "гонцов" из Алма-Аты с заброской, поймали попутный "Камаз", идущий в сторону Кегена.

3.2. Река Чарын

Сплав по Чарыну обычно начинают от поселка Кеген, расположенного на левом берегу реки в большой межгорной котловине.

пос. Кеген - первый каньон

Протяженность 46 км. На данном участке река носит равниный характер: невысокие берега, низкая скорость течения (3-4 км/ч), препятствия отсутствуют. Сбор дров для костра требует значительных усилий. Первая кустарниковая растительность появляется в устье р. Каркары.

После впадения Каркары скорость течения несколько увеличивается. Постепенно до этого широкая долина начинает сужаться. Впереди ясно начинает просматриваться скальный разлом первого каньона Чарына.

 

* * * * * * * * *

 

Поменяв два грузовика, к 17 часам добрались до Кегена. Несмотря на все наши уговоры ехать дальше (по левому борту долины Чарына идет дорога) водитель нас везти отказался, сославшись на отсутствие бензина. Начинаем спешно собирать катамараны, поскольку перспектива ночевки в поселке при полном отсутствии дров нас не радует. С тоской взираем на широкую заболоченную долину, по которой, сильно петляя, течет река до начала 1-го каньона. Однако вскоре один из наших попутчиков приехал со своим братом на автомобиле. Без долгих раздумий погрузились в машину и уже через час оказались ниже устья р. Каркара.

Чарын в этом месте течет несколькими рукавами. От дороги до ближайшей маловодной протоки около 100 метров. Для сбора дров приходится бродить по островам, выискивая плавник.

Сборку катамаранов закончили к 12 часам на следующий день. Пообедав, начинаем сплав по Чарыну. Движение до первого каньона занимает у нас около 40 минут.

1 каньон - 2 каньон ("Голубиный")

Протяженность 16 км, препятствия : 2 порога, 1 шивера.

Протяженность каньона порядка 700 метров, высота береговых стен 50-80 м. Во второй половине каньона расположен первый порог Чарына.

Препятствие No1. Порог " Первенец ".

Порог образован рядом невысоких камней, первый из которых расположен в центре русла. Правая струя, отходя от камня, образует прижим у правобережной скалы. Левая, сливаясь через обливной камень, частично упирается в небольшую левобережную гряду камней. Маневр несложный, скорости невысоки.

Порог прошли без предварительной разведки.

Сразу за порогом на левом берегу расположены домики гидропоста No 43, а через реку перекинут низковисящий пешеходный мост и трос. Горы вновь расступаются, следует протяженная несложная шивера. До начала второго каньона Чарына около часа сплава. В каньоне расположен единственный порог.

Препятствие No2. Порог "Голубиный "

Простой порог. Валы. редкие камни.

Порог прошли без предварительной разведки.

2 каньон - р. Кенсу

Протяженность - 9 км, препятствия : 5 порогов.

Препятствие No3, 4. Пороги "Бараньи лбы" и "Два ворона".

Оба порога очень простые и по современным меркам их трудно отнести в разряд порогов. Но, как дань уважения к первопроходцам, названия остаются жить. Характер препятствий одинаков: сужение русла, увеличение скорости потока, незначительные валы. Разведки пороги не требуют.

Препятствие No5. Порог "Белая грива"

Расположен в 3-х км от 2 каньона, имеет хороший ориентир: скотопрогонный мост в начале порога. Во входной части порога высокоскоростной поток в невысоком скальном сужении образует несильные прижимы к левому, затем к правому берегу. Далее, высота береговых стен повышается до 80-90 м. Следует ряд ступеней, представляющих собой небольшие сливы с последующими валами до 1 м. Отдельные камни. В конце порога скальным обломком русло делится пополам.

Осмотр порога возможен нами по левому берегу.

Порог прошли без предварительной разведки.

Непосредственно за порогом на берегах видны отметки уровней водохранилища, образованного плотиной недостроенной ГЭС в "Змеином" каньоне - третьем каньоне Чарына.

В нашу воду как такового водохранилища не было, до самого входа в обводной тоннель сохранялось течение.

Зачалились в 50 метрах от входа в тоннель на правом берегу. Отвязали вещи и обнесли их за подвесной мост, расположенный ниже выхода тоннеля.

Препятствие No6. Порог "Обводной тоннель" ("Дорога в ад") (6В)

Вся река уходит в обводной тоннель - длинную наклонную шахту под левобережной горой. Длина шахты около 800 метров. Идеально прямая - от входа виден узкий сегмент света на выходе. Диаметр на входе и выходе - около 5 метров. Заполнена водой примерно на 1/3. Внутри стенки неровные, то плавно расширяющиеся до 7-8 метров, то вновь также плавно сужающиеся до 5 метров. Течение внутри неоднородное, есть небольшие сливы, валы. Средняя скорость движения катамарана в трубе очень велика - около 20 км/час (800 метров тоннеля катамаран проходит за 150 секунд). За 50 метров до выхода струя ровно ускоряется, а непосредственно перед выходом (в 3-4 метрах от выхода) образуется мощный вал высотой около 1.5 метров. Сразу за выходом труба расширяется до 8-10 метров и двухметровым сливом вода возвращается в естественное русло. Слив ровный и практически однородный по ширине (фото 18-19).

Идея проплыть под землей вместо утомительного обноса всем очень понравилась. Желающие составить сборный экипаж нашлись быстро. Две с половиной минуты, которые длится сплав в подземной трубе, оставляют неизгладимое впечатление: огромная скорость, жуткий шум и грохот, кромешная тьма, чуть подсвеченная из призрачного "окошка" на выходе из тоннеля.

Второе судно было переправлено через трубу таким же образом. Ниже трубы чалились на левый берег в 100 метрах выше автомобильного моста - ориентира начала порога No7 "Тулпар".

Препятствие No7. Порог "Тулпар" (5А)

На протяжении всего порога берега представлены крутыми, зачастую отвесными, скальными обнажениями, высотой до 80 м. Спуск к воде возможен лишь в конце порога с левого берега. Это протяженный порог ( порядка 500 м ), в котором можно выделить пять ступеней.

1 ступень представлена сливом под левым берегом на правом повороте русла. Ширина слива 5 метров, высота около 1,5 м. Слив формируется выступающей левобережной скалой и правобережной россыпью камней.

2 ступень расположена через 40 метров относительно чистого быстротока. Начинается ступень увеличением уклона реки, сливами через обливные камни и заканчивается 6-ти метровыми воротами под левым берегом, которые формирует россыпь камней, отходящих от правого берега.

3 ступень характеризуется значительным количеством камней, расставленных в шахматном порядке.

4 ступень начинается в непосредственной близости от 3 ступени (10 м ). Левобережной грядой камней основная масса оттесняется под правый берег, где образуется два прижима.

5 ступень находится на левом повороте русла. В ступени значительное количество камней, надводных и обливных, расположенных в виде трех гряд, требующих выполнения резкого маневра. Заканчивается порог большим скальным обломком в центре русла.

Скорости в пороге невысоки, для принятия решения и выполнения задуманного маневра времени достаточно. После беглого просмотра по левому берегу приняли решение продолжить сплав на разгруженных катамаранах для тренировки перед Майнакским ущельем.

Оба катамарана четко выдержали задуманную линию движения. Чалка на левый берег перед устьем Кенсу несложная. Вернувшись за вещами, перенесли их к устью Кенсу, где и встали на ночевку.

Майнакское ущелье >>

 

Жаланашская долина

Участок от конца Майнакского ущелья до начала каньона "Альбатрос" носит название Жаланашской долины. Протяженность 21 км. Орографически местность представляет собой широкую долину между крутых, изрезанных частыми саями стен 300-400 - метровой высоты. ширина долины около километра. По ровному, густо заросшему дну долины, извиваясь, течет Чарын. Русло располагается, в основном, в левой трети долины, иногда подходя к левому ее краю.

Первые 5 км Чарын течет одним руслом, затем появляются протоки среди густо заросших тальником и облепихой островов. Протоки узки и извилисты. Часто встречаются коряги и подмытые, загораживающие проход, деревья. За 1,5 км до входа в каньон "Альбатрос" протоки соединяются в одно русло. Становится ясно виден каньонообразный вход в ущелье "Альбатрос".

Сплав по Жаланашской долине занял у нас около 3 часов.

Каньон " Альбатрос"

Протяженность каньона 12 км. Берега представляют собой крутые ( 80 градусов ) стены, высотой 150-200 метров. Кое-где встречаются береговые полки, пригодные для стоянки. Просмотр препятствий до середины каньона возможен вдоль левого берега по плохой тропе, идущей по галечным осыпям и крупным береговым камням.

Начальный участок каньона, не представляющий сложности, первопроходцами выделен в отдельный участок с наименованием "Три брата" . Одноименное название имеет простенький порог в начале каньона.

Препятствие 8. Простой порог "Три брата".

Прохождение сложности не вызывает. За порогом зачалилшись на правый берег, поддули катамараны и продолжили сплав.

Основные пороги каньона начинаются в 6-ти километрах от его входа. Река круто поворачивает вправо после поляны на левом берегу. Через 100 метров в центре русла огромный камень, за которым уклон реки несколько увеличивается, в русле появляются камни, формируя ряд порогов.

Препятствия 9-1 - 9-8. Простые пороги и шиверы.

Продолжаем движение тандемом. Маневры в ступенях крайне простые.

Препятствия 9- 9. Порог "Альбатрос" (4С).

Основное препятствие каньона - одноименный порог-водопад "Альбатрос" (ступень No9) - расположен в 2,5 км от указанной ранее левобережной полки. Порог расположен на левом повороте русла. Крупная плита делит поток на две неравные струи. Левая - крутой и маломощный слив, в нашу воду проход здесь вряд ли возможен.

Правый слив шире, имеет трековый характер из-за длинной вертикальной плиты, расположенной под углом к основной струе. Заход в слив осложняет россыпь камней. вдающихся в русло с правого берега. Небольшое расстояние между концом россыпи и плитой (12 м) несколько затрудняет заход в правый слив.

Береговая ситуация перед порогом довольно сложная. Береговой проход крайне сложен. Для осмотра порога лучше пройти террасой за порог, спуститься вниз на большую левобережную полку и вернуться береговой тропой к порогу.

Порог прошли по правому варианту без предварительной разведки. Порог хотя и выделяется на общем фоне данного каньона, он достаточно прост.

За водопадом река постепенно успокаивается, следует 400-метровый участок спокойной воды. На левом берегу обширная удобная полка ( Райская поляна ). Река огибает данную полку, образуя крутой поворот русла. Далее следует выходной участок каньона.

Препятствия 9-10 - 9-11. Простые пороги.

Уклон невелик, маневр между камней несложен.

За порогами река некоторе время носит шиверистый характер, затем скорость течения падает и оставшиеся 3 км этого участка река спокойно течет в высоких берегах.

От порога "Альбатрос" до автомобильного моста около часа спокойного сплава. В районе автомобильного моста (мостов два, старый и новый) следует быть крайне внимательными, так как в русле встречаются острые скальные обломки (следы взрывных работ при строительстве нового моста) и арматура.

 

Ущелье " Зубная щетка ".

Общая протяженность каньона около 2 км. Начинается каньон в 1,5 км ниже автомобильного моста. Перед входом в ущелье река дробится на протоки и собирается вновь в единое русло в 200 метрах от начала ущелья.

Правый берег - крутые, порою отвесные стены высотой более 100м. Левый берег - более пологие скальные склоны, в нижней части осыпного характера. По берегу слабая тропа, часто теряющаяся на осыпях. В каньоне можно выделить 3 препятствия.

Препятствие 10-1. Порог (5В).

Длина порога 70 м, основная сложность на входе. Вход в порог - три большие валуна, перегородивших реку, оставляющие для прохождения двое ворот. Левые - 2-х метровый слив через обливной камень, с необходимостью выполнения резкого ухода вправо от торчащего в 10 метрах ниже камня. Проход логичен и напрашивается сам при подходе по центру. Правые ворота - чуть шире, слив чище и спокойней, но требует маневра на подходе, так как заранее перестроиться вправо мешают камни и поворот русла.

У нас правые ворота почти полностью были перегорожены застрявшим бревном.

Для просмотра зачалились на левобережную полку перед входом в каньон. После непродолжительного просмотра на груженых судах тандемом прошли порог через левые ворота. Перед препятствием 10-2 чалились на левый берег. Отсюда, отвязав вещи, по слабой левобережной тропе прошли в конец ущелья, где встали на ночлег, примерно в 150 метрах ниже основной части порога 10-3. Пороги 10-2 и 10-3 на следующее утро проходили на разгруженных катамаранах.

Препятствие 10-2. Порог (6А).

Расположен через 700 м быстротока с валами и незначительным количеством камней под бомом правого берега. Длина порога 100 м. На левом берегу с интервалом 30-40 метров лежат три больших береговых камня, и струя поочередно наваливает на них. Уход от этих прижимов осложнен грядами надводных камней, отходящих от правого берега к середине ркеи. В районе среднего каменного "дома" между ним и надводной плитой в русле образуются ворота шириной около 3,5 метров. Порог заканчивается левым поворотом русла. На повороте русло несколько расширяется, много полуобливных камней.

Препятствие 10-3. Порог " Зубная щетка " (6В).

Являясь самым сложным препятствием ущелья, дает ему свое название. Длина порога 400 м. Вход в порог - после левого поворота русла. Весь подход к ключевой заключительной части - слалом по крупнопадающим ступеням между солидными валунами.

В заключительной ключевой части порога река огибает большой обломок скалы, лежащий у правого берега. Справа от него - крутой узкий трек с косым двухметровым сливом. После слива имеется " озерко " относительно спокойной воды, которая скатывается из него крутопадающими сливами различной ширины, через поперечно расположенную гряду массивных камней (собственно "зубная щетка"). Наиболее широкий выход (около 4 метров) - самый левый, однако "габаритен" и правый слив (ширина около 2,5 метра). В левом сливе в нашу воду выступали полуобливные камни, мешающие чистому проходу. Для того, чтобы попасть в правый слив приходится делать резкий поворот направо и уходить со струи, текущей вдоль гряды.

Отсюда до конца порога остается около 50-70 метров слалома между небольших камней. Ниже порога чалка на левый берег.

В 1 км ниже на левом берегу памятник ( с воды не виден ) погибшим при попытке прохождения порога туристам-свердловчанам.

Пороги 10-2 и 10-3 проходили без чалки между ними. В пороге 10-2 - напряженный слалом между камней в русле с основной задачей - избежать навала на большие береговые камни левого берега. На левом повороте - движение средней частью русле, далее на прямом участке (входная часть порога 10-3) придерживаемся левого берега. Сливы оказались несколько мощнее, чем смотрелись с берега. Перед кульминационной ступенью смещаемся вправо, по треку попадаем в косой слив и резко закидываем нос вправо, чтобы попасть в правые ворота "зубной щетки" (фото 50). Ниже еще один резкий маневр по уходу от надводного камня в струе и чалка на левый берег.

Оба катамарана поочереди успешно справились с задуманным маневром.

 

Актогайское ущелье.

В Актогайском ущелье расположены следующие три препятствия Чарына пор.11, 12 и 13. Ширина ущелья поверху - 300-1000 метров. Длина участка около 8 км.

Препятствие 11. Длинная несложная шивера.

Начинается вскоре за каньоном "Зубная щетка". Протяженность около 2-х километров. Состоит из нескольких ступеней, разделенных участками спокойного течения.

До порога "Тау-Теке" двигались тандемом. Перед порогом чалка на левый берег.

Препятствие No 12. Порог " Тау-Теке " (6А).

Мощный, длинный и сложный порог. Особенных примет порог не имеет . Ориентиром может послужить появление огромных глыб на левом берегу. Левый берег - поросшая деревьями и кустарником осыпная полка. К данной полке должно быть осуществлено зачаливание для просмотра порога.

Длина порога около 1 км. Начинается он на плавном левом повороте реки за полкой. Разгонный участок - мощная шивера-порог, непрерывный слалом между каменных островков с большими камнями. Вариантов прохода много, поэтому следует внимательно отслеживать основную струю с тем, чтобы не оказаться в каменной ловушке.

Кульминация порога 15-ти метровой длины узкая водяная горка с перепадом около 3-х метров вдоль бома правого берега, которая упирается в каменную гряду, пересекающую русло слева направо под острым углом. На подходе к горке несколько ворот из больших камней, осложняющих четкий заход. Все это оканчивается поворотом реки на 90 градусов вправо вокруг 100-метрового бома правого берега.

После просмотра порог прошли тандемом на груженых судах. В заходной части придерживались левого берега, затем перед "горкой" смещались вправо.

Препятствие No 13. Несложный порог.(4С)

Расположен порог непосредствено за " Тау-Теке ". Левый берег удобен для прохода и в случае непроходимости - для организации лагеря. В пороге значительная скорость течения, много полуобливных камней.

Прохождение порога особенных трудностей не вызывает. Порог проходили без предварительной разведки.

За порогом No 13 на левом берегу вершины гор увенчаны удивительно красивыми останцами. Место это носит название Поляны Замков и является одним из красивейших мест нашей страны. Удобным местом для лагеря является левобережная полка в 2-х км за препятствием No 13.

После часовой экскурсии по каньону, украшенному причудливыми останцами (фото 51-52), и перекуса продолжили сплав.

"Поляна Замков" - автомобильный мост дороги Алма-Ата - Чунджа

Протяженность участка около 35 км. От "Поляны замков" река течет в узкой долине, по берегам заросли кустарника и тополя. Зачастую на склонах обширные осыпи. До "Броненосцев" можно выделить два несложных локальных препятствия No 14 "Сайгак" и 17 "Тарантул".

Препятствие 14. Порог " Сайгак"

Простой порог. Расположен через 8 км от "Поляны Замков".

Препятствия 15 и 16 крайне просты.

Препятствие 17. Порог "Тарантул"

Расположен через 1,5 км после впадения правого притока. В пороге несложный слалом среди камней средних размеров.

Дальше до "Броненосцев" препятствий на реке нет. От пор. "Тарантул" до "Броненосца-1" - 40-50 минут сплава. Достаточно надежным ориентиром является появление первой крупнокаменистой (протяженной) осыпи темного цвета на правом берегу (до этого все осыпи мелкокаменистые). Для просмотра порога следует зачалиться на правый берег в района осыпи. Для просмотра необходимо через эту осыпь выйти на правобережную полку в центре порога.

Береговая полка тянется вдоль реки 800 метров. В конце этого участка начинается высокий непроходимый бом. Левый берег на всем этом протяжении - отвесная стена, практически не позволяющая пройти по левому берегу. Проход по левому берегу возможен только ниже порога "Броненосец-1".

От Поляны Замков до "Броненосцев" около 2-х часов сплава. На левом берегу в районе пор. 17 видели несколько семей сайгаков. Заметив нас, животные с необычайной легкостью поднялись от реки вверх по крутым скалам.

Препятствие 18. Порог " Броненосец - 1"(5В)

В заходной части порога расположено несколько крупных каменных обломков, подпруживающих течение реки и формирующих достаточно широкие водопадные сливы с последующим слаломом между меньшими камнями в русле. Кульминация порога - центральный валун " Броненосец " , делящий русло пополам и оставляющий два загнутых к центру реки косых прохода, каждый из которых имеет 1,5-метровый водопадный слив.

Препятствие 19. Порог " Броненосец - 2"(5В)

Расположен через 1 км от "Броненосца-1". Просмотр возможен по левому берегу.

Длина порога около 200 метров. В пороге русло реки завалено большими камнями, проход между которыми угадывается вдоль левого берега. В пороге несколько сливов по 1.5-2.0 метра.

Пороги "Броненосец-1" и "Броненосец-2" проходили тандемом без предварительной разведки. Линия движения достаточно легко читается снаплыва.

Участок реки от пор. "Броненосец-2" до автомобильного моста дороги Алма-Ата - Чунджа представляет собой несложный спокойный быстроток среди высоких берегов. Перед самым мостом у гидропоста (на правом берегу) берега раздвигаются, выпуская реку на равнину. Появляются достаточно широкие протоки, продолжающиеся до самого моста - конечной точки нашего маршрута.

От "Броненосцев" до моста чуть более часа сплава. В самом конце участка в разбоях следует быть очень внимательным, так как в протоках возможны завалы. Нам 2 раза приходилось экстренно чалиться, проводить и частично обтаскивать катамараны по береговым отмелям.

Лагерь разбили в 100 метрах выше моста на правом берегу. На следующее утро начавшийся мелкий дождь лишил нас возможности тщательно высушить вещи. Собравшись, подошли к пограничному пикету у моста. Возле пикета - две круглосуточно работающих чайханы. Через 1.5 часа на попутном автобусе уехали в Алма-Ату.

ИТОГИ ПОХОДА, ЗАМЕЧАНИЯ К ОТЧЕТУ

Основная цель похода

прохождение маршрута по рекам Чилик и Чарын, включая первопрохождение порога "Лошадиная ступень" на р.Чилик и максимально возможное прохождение Майнакского ущелья р.Чарын.

Основные средства достижения цели:
1. Формирование сильной группы, состоящей из опытных, тактически и технически грамотных туристов, имеющих хорошую спортивную форму;
2. Тщательная организационная подготовка похода, в том числе адекватный выбор средств сплава,
3. Серьезная психологическая подготовка команды для совершения первопрохождений.

Основные выводы

1. После успешного участия в 1995 г. в Чемпионате России группа занялась поиском препятствий, которые были бы непройдены или очень сложны для прохождения технически, физически или психологически. Это оказалось достаточно непростой задачей, особенно в связи с сужением географии туристских походов на территории бывшего СССР. Мы остановились на идее покорить известный всей стране "непроход" - порог "Лошадиная ступень" на реке Чилик и пройти очень сложное препятствие - Майнакское ущелье реки Чарын. Сейчас, после окончания похода, можно сказать, что мы сделали хороший выбор и прошли великолепный во многих отношениях маршрут.

2. Группа проявила свои лучшие качества: единство, сплоченность, целеустремленность в достижении цели, способность тактически и технически грамотно преодолевать сложнейшие препятствия.

3. Группа достигла основной цели похода - совершила первопрохождение сложнейшего порога "Лошадиная ступень" на р. Чилик и максимально полно для нашего уровня воды прошла р. Чарын, включая "Майнакское ущелье", а также совершила первопрохождение препятствия искуственного происхождения на месте каньона "Змеиный" длиной 800 метров - препятствия "Обводной тоннель" (или "Дорога в ад"). Отметим также, что впервые пройдено Майнакское ущелье насквозь (кроме обноса поверху "Подковы") всей группой (омичи в 1987г. проходили одним плотом со сменным экипажем и огромной береговой командой, рязанцы, сплавлявшиеся на катамаранах в 1987 г., обносили большие участки ущелья поверху, не найдя возможностей для сквозного прохождения). Кроме того, мы впервые прошли на катамаранах в Майнакском ущелье пор.6 "Близнецы", пор.8 "Ангар" (с оверкилем), входную часть пор.9 "Цитадель", выходную часть пор.12 "Туши свет", а также нашли оригинальный, на наш взгляд, способ "обноса" пор.39 "Песочные часы".

Учитывая немалую сложность препятствий Майнакского ущелья, его большую длину, очень сложную береговую обстановку, огромную насыщенность препятствиями, очень значительный уклон реки внутри ущелья и связанную со всем этим огромную психологическую напряженность при сквозном прохождении ущелья, считаем его одним из наиболее достойных объектов для покорения туристами-водниками. Однако, при этом следует отметить, что маршрут по р.Чарын без прохождения Майнакского ущелья будет слабо насыщен препятствиями, характерными для 5-6 к.с.

4. После завершения сплава по р. Чарын был пройден горный поход 5 категории сложности (маршрутная книжка 1/3-506) группой из 6 человек по горам Заилийского Алатау. Поход существенно расширил спектр эмоций, полученных нами в августе 1996 г. Поэтому мы решили дополнить наш отчет о водном походе видовыми фотографиями Заилийского Алатау, по которому мы довольно удачно побродили оставшиеся 12 дней нашего пребывания в Средней Азии (стр.40-43).

Замечания к настоящему отчету

1. При описании препятствий на пройденных реках мы использовали классификацию, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале, категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. - 4С, 5А, 5В. Препятствия проще 4С мы не классифицировали, а их сложность в отчете не указана. К подкатегории 6С мы отнесли лишь непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги".

2. График движения в походе необычайно жесткий. Его ни в коем случае нельзя рекомендовать для группы менее опытной и подготовленной, чем наша. Пройденный нами участок р.Чилик группе, имеющей средний опыт, разумно идти 7-8 дней; р.Чарын, включая "Майнакское ущелье" - 14-18 дней.

3. В отчете не описываются способы страховки при прохождении каждого сложного препятствия. Как правило, первый катамаран страховался с берега ниже порога двумя страховщиками с четырьмя спасконцами, а второй катамаран страховался первым с воды. Мы организовывали страховку только на порогах подкатегорий 6А, 6В и 6С: р.Чилик - порог "Лошадиная ступень" (6С), р.Чарын - препятствие "Обводной канал" (6В), в "Майнакском ущелье": пор.6 "Близнецы" (5С), пор.8 "Ангар" (6В), пор.9 "Цитадель" (6С), пор.17 "Классика" (6В), пор.39 "Песочные часы" (6С); порог "Зубная щетка" (6В).

4. При прохождении "Майнакского ущелья" р.Чарын мы пользовались схемами из отчета омичей (рук.Асмаковец), первопроходцев "Майнакского ущелья", заслуженно выигравших Чемпионат СССР по водному туризму в 1987 г. Схемы очень хорошие, подробные. Поэтому мы поместили в настоящий отчет их копии, заново перерисованные.

5. Надеемся, что наш отчет и имеющийся у группы видеофильм будут полезны всем, жаждущим посетить эти замечательные реки.