">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  средняя азия (none)  >>  Александр Лифанов. Чилик и Чарын 1997. Отчет
R
R

Чилик - Чарын 1997

Уровень воды в р. Чилик - высокий, в р. Чарын - низкий.
Сплав по р. Чилик 6-10 июля от каскада "Ленинградский" до пос. Саты,
по р. Чарын 14-16 июля от конца Майнакского ущелья до моста автодороги "Алма-Ата - Чунжа"
Средства сплава - 4-местные катамараны.

Список группы

1. Романенко Андрей Николаевич 1960
Чарын - Чон-Кемин - 6-У, Шавла-Аргут-Чуя-Катунь - 5-Р, р.Китой - 5-Р,Тамшуш -Туполанг - 5 р, Казан - Коксу - 5-У
2. Леонов Сергей Николаевич 1961
Шавла - Аргут - Чуя - Катунь - 5-У, Китой - 5-У, Казан - Коксу - 5 у
3. Сапрыкин Игорь Вячеславович 1966
Казан - Коксу - 5-У, Шавла - Аргут - Чуя - Катунь - 5-У, Китой - 5-У, Чарын - Чон-Кемин - 6-У
4. Игуменцев Александр Юрьевич 1969
Китой - 5-У, Тамшуш-Туполанг - 5-У
5. Лифанов Александр Валентинович 1957 - руководитель
Обихингоу; Матча; Чилик; Чарын; Чон-Кемин; Шахдара - 6-Р, Казан-Коксу; Китой-Онот; Тамшуш-Туполанг - 5-Р
6. Гавва Сергей Николаевич 1958
Чилик-Чон-Кемин 6-У, р.Туполанг 6-У, Китой-Онот 5-Р, Хара-Мурин - Снежная 5-У, Н.Кураган - Катунь 5-У
7. Соловьев Илья Анатольевич 1974
Утулик - Снежная 5-У, Тамшуш-Туполанг 5-У
8. Бохин Александр Анатольевич 1971
Китой-Онот 5-У, Матча 6-У, Кекемерен 6-У
 

При выборе сроков проведения похода мы старались начать маршрут так, чтобы идти по большой воде, поскольку это является определяющим при прохождении порога "Лошадиное копыто" на Чилике и большинства порогов на Чарыне. Классически считалось, что лето - это период максимального уровня воды на реках Тянь-Шаня. Поэтому свой маршрут мы начали в начале июля. Это также явилось новинкой, поскольку не было информации о прохождении туристами этих рек в начале июля.

Варианты подъезда и отъезда

Варианты подъезда к началу сплава на реку Чилик хорошо известны и описаны в туристской литературе. Не останавливаясь подробно на каждом, просто перечислим их. Наиболее часто используется заброска со стороны озера Иссык-Куль из поселка Ананьево с переходом через перевал по хорошей тропе (2-3 дня) или самолетом до урочища Чилик. Последнее в настоящее время отпадает, так как взлетно-посадочная полоса в урочище Чилик больше не существует, люди из урочища ушли. Более сложен пеший подход из Алма-Аты (4-5 дней). Им может воспользоваться группа с хорошей горной подготовкой, способная пройти с водным снаряжением через высокогорные ледники. И, наконец, наиболее простой, быстрый и дорогой вариант - спецрейс вертолета из аэропорта Бурундай в ту точку, которую вы укажете на карте. Перелет до урочища Чилик через ледник "Богатырь" составляет 45 минут (оплата в оба конца 1.5 часа полетного времени).

Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход с Чилика до 3 каньона сложен и возможен только через те же перевалы, через которые идет заброска. Ниже 3 каньона проще всего сплавиться до поселка Саты, откуда относительно несложно выехать в Алма-Ату. Отъезд от Бартогайского водохранилища более сложен - необходимо пройти более 10 километров до Алма-Атинской трассы, где можно рассчитывать поймать попутку.

Аварийный выезд с Чарына сложностей не представляет - вдоль Майнакского ущелья изредка по дороге проходят автомобили, а по мостам через Чарын достаточно интенсивное автомобильное движение.

Изменения маршрута и их причины

Группе не удалось пройти Майнакское ущелье и ряд порогов Чарына из-за маловодности.

Техническое описание сплава по реке Чилик

Вертолет летит к Чилику из аэропорта Бурундай (ф.1) под Алма-Атой через ледник "Богатырь". Внизу проплывают мощные снежники и ледовые языки. За перевалом вертолет спускается вниз и летит невысоко над Чиликом, что позволяет оценить уровень воды прямо из иллюминатора. Погода теплая, но даже с вертолета видно, что воды в реке маловато. Решаем долететь до моста через Чилик и начать маршрут с прохождения каскада "Ленинградский", установив базовый лагерь в обычном для туристов месте - в 300 метрах выше моста на правом берегу реки. Аэродром, который здесь был раньше, не существует. Дома в урочище Чилик разрушены. Людей нет вплоть до самого поселка Саты.

После посадки у моста вертолет немедленно улетает, а мы начинаем собирать катамараны, что занимает у нас несколько часов. Собранные катамараны оставляем на месте. Шесть человек переходят на правый берег, а двое уходят на просмотр "Чиликского" каскада. Наблюдения с вертолета подтвердились, воды в реке меньше, чем в середине сентября. Долго размышляем на тему, не поставить ли зауженные рамы, но потом решаем оставить все как есть. Ближе к вечеру обносим катамараны к началу "Ленинградского каскада" и просматриваем его по левому берегу. Вечером начинается дождь, который к ночи переходит в ливень. Вода в реке начинает быстро прибывать.

Ночью дождь стихает и с утра мы начинаем сплав по Чилику. Уровень воды в реке примерно на 0.8-1.0 метра выше среднего для сентября. Несмотря на то, что первый участок реки от конца каньона "Непроходимый" (1-й каньон) до Ленинградского каскада в такую воду безусловно стал проходимым, решаем катамараны выше не поднимать, поскольку сильные группы туристов отмечают невысокую техническую сложность препятствий.

Не будем отступать от стандартного разбиения Чилика на участки, а для более точной оценки препятствий воспользуемся классификацией порогов, применявшейся, в частности, в отчете группы под руководством С. Черника, где пороги основных категорий сложности 4(С), 5(Т) и 6(ТТ и ТТТ) делятся на подкатегории A, B и C. Поскольку в разную воду сложность препятствий различна, в описании может указываться двойная оценка.

Участок 2. Каскад порогов "Ленинградский" - конец "Чиликского каскада"

Протяженность - 8 км.

Участок начинается одним из наиболее сложных на реке препятствий - каскадом порогов "Ленинградский" (6A) (в малую воду 5B). Длина каскада - 2 км., уклон 25-30 м/км. Перед каскадом порогов "Ленинградский" низкий правый берег представляет собой галечную отмель длиной 300 метров. Ориентиры начала каскада - крутой правый и левый берега, лес на правом берегу вплотную подходит к реке, скальные обломки в русле, хорошо заметные с воды, в начале порога - крупный скальный обломок у правого берега (виден от начала отмели). Порог начинается сужением русла до 15 метров.

Проходили каскад на разгруженных катамаранах по высокой воде. В каскаде выделяют 4 ступени.

Первая: наиболее простая в каскаде. Длина ступени 100 м - от начала порога до 1-й гряды камней, перегораживающей все русло. В ступени два выраженных не очень крутых слива между крупными скальными обломками. В конце ступени - улов у правого берега. Заметим, что мелкие улова, достаточные для самостоятельной зачалки одного катамарана в каскаде встречаются достаточно часто. За первой ступенью уклон реки заметно возрастает, скорость потока увеличивается.

Вторая: длина 80 м. В потоке два крупных скальных обломка, перегораживающих значительную часть русла. Ширина прохода не более 4 метров. Сильный навал на камни, образующие "ворота". Между камнями слив высотой 1 м. Возросшая по сравнению с сентябрем скорость потока делает навал на камень у левого берега практически неизбежным, но между этим камнем и левым берегом открывается мелкий и извилистый проход . За второй ступенью на прямом участке - порог - шивера длиной 200 м. В русле много камней, узкие проходы, крутые сливы высотой до 1 м. Далее крутой левый поворот, на повороте - третья ступень каскада.

Первые две ступени просматриваем по левому берегу и решаем проходить за один прием с возможной промежуточной чалкой в уловах левого берега до и после небольшого ручья. Береговая страховка выставлялась в двух точках с левого берега на прямом участке второй ступени. Первую ступень проходили по центру и уходили под левый берег, после чего, не используя промежуточные зачалки, вдоль левого берега проходили вторую ступень, резко маневрируя, пытаясь уйти от обливных камней. Оба катамараны зачалились сначала в середине прямого участка, после чего тандемом траверсировали реку и остановились на песчаной отмели у правого берега.

Третья: самая сложная, ориентир - каменная осыпь на правом берегу. В русле частокол крупных камней, перегораживающих значительную часть реки. В центре русла две ступени водопадных сливов. Первый слив высотой до 0.7 м с сильным противотоком за ним, второй высотой более 1.5 м и за ним обширная бочка (ф.5). В конце ступени сильный прижим к выступу скалы правого берега. За выступом небольшой улов, удобный для зачаливания. За ступенью - плавный правый поворот. На повороте река немного успокаивается. После поворота - начало четвертой ступени.

Перед прохождением просмотрели третью ступень по правому берегу. В улове за выступом скалы правого берега поставили береговую страховку. Ступень проходили через оба слива - это единственная линия движения, затем в левой трети струи, уходя от прижима, после чего чалились к правому берегу. К1 прошел без особых проблем. К2 после первого слива был остановлен водой и слегка развернут влево. В таком состоянии он вошел в бочку за вторым сливом, где его держало около 10 секунд. Героические усилия экипажа не позволили катамарану окончательно встать лагом и выдернули катамаран из пены. Оставшуюся часть порога К2 прошел без приключений, после чего тандемом с К1 траверсировал струю для просмотра четвертой ступени.

Четвертая: длина ступени 1 км. Ступень заканчивается за 200 м до подвесного моста в урочище Чилик. На этом участке каскада линия движения хорошо просматривается с воды. В русле крупные скальные обломки ближе к обоим берегам, но их значительно меньше, чем в первой половине каскада. Наиболее чистая линия движения проходит по центру реки, но здесь расположены мощные сливы с большими бочками (ф.6). Наиболее опасное место после крутого правого поворота, где река падает тремя ступеньками подряд.

Ступень разведали по левому берегу. Линия движения - по основной струе, удерживая катамараны носом по струе. Ступень прошли тандемом и зачалились у лагеря. После обеда загрузили катамараны и продолжили сплав.

Под подвесным мостом проходили под самым левым берегом. Дальше бурная шивера длиной 500 метров, которая заканчивается перед устьем правого притока - р. Сюту-Булак. Шиверу прошли с ходу, страховка тандемом. В середине шиверы над рекой натянут трос. Проход у левого берега. За притоком плавный правый поворот и сразу - крутой левый, после которого через 200 метров начало "Чиликского" каскада порогов.

"Чиликский каскад" порогов (5В, в малую воду 4C) - участок реки длиной 4-5 км с большим уклоном - до 25 м/км, резкими поворотами, беспорядочным расположением в русле камней. Русло местами сужено до 12 м и не превышает 20 метров. Весь каскад был просмотрен нами накануне. При просмотре не было обнаружено ни одного места, требующего заранее запланированного маневра, а также организации береговой страховки, а также намечены ориентиры следующего препятствия - заметный серый камень - пирамида на правом берегу и через 200 метров поляна с высокими елями у воды на левом берегу. У елей необходимо зачалиться на галечную отмель. Здесь же неплохое место для ночлега.

В течении всего дня уровень воды снижался, поэтому при прохождении каскада воды уже было не намного больше вчерашнего. Препятствия каскада сильно напоминали четвертую ступень "Ленинградского", поэтому решено было идти препятствие сходу тандемом, опираясь на вчерашний просмотр с переменой лидера после каждого сильного слива.

Каскад проходили в соответствии с намеченным планом, поскольку линия движения по центру реки четко просматривалась. Катамараны проходили сливы без особых проблем. Ближе к концу каскада мы все-таки зачалились на отмель левого берега для отдыха. Заодно повторно просмотрели наиболее неприятное место каскада (особого маневра здесь не требуется, но сливы и валы покруче и повыше, чем в начале каскада). После просмотра сплав тандемом был продолжен до намеченного накануне места перед "Медным всадником".

Поскольку заранее было очевидно, что "Медный всадник" лучше проходить разгруженными, катамараны были разгружены а вещи обнесены за препятствие. На этом был закончен первый день сплава по Чилику.

Третий участок: каньон "Медный всадник" - устье р. Кара-Кия

Длина участка 19 км

Ориентиры начала второго каньона - "Медный всадник" (6B) (в малую воду 6А) - резкое сужение долины реки, отроги правобережных гор подходят близко к воде, на входе в каскад порогов на левом берегу красноватая осыпь. Длина каньона - около 300 метров, а длина каскада - 2 км. Просмотр удобен по левому берегу, но можно смотреть и по правому.

Левый берег каньона - обрыв высотой около 15-20 м. Леса фактически нет, в основном заросли кустарника. Правый берег представляет собой террасу, близко к воде подходит лес. Уклон реки в каньоне достигает 35 м/км. В пороге можно выделить три ступени.

Первая ступень: от начала порога до левого поворота (конца каньона). Левый берег отвесный, но вдоль него можно пролезть по крутому склону. Ступень начинается двумя относительно пологими сливами с валами до 1.5 м за ними (ф.7). После этого 50 м быстротока. Ниже у обоих берегов большие камни, отжимающие струю в центр. Между ними, ближе к правому берегу косой вал, а еще в 20 метрах ниже мощный слив с бушующим валом высотой 2 - 2.5 метра (ф.8). В очень большую воду часть камней слева заливается и можно пройти вдоль самого левого берега, но в этом случае придется прыгать через острые камни слабо закрытые водой с высоты более 1.5 метров. Ниже до левого поворота серия крутых валов высотой до 2 метров. В малую воду на этом участке обнажаются камни, количество сливов - ступенек увеличивается, но их высота, а, главное, высота бочек существенно уменьшается. Можно найти относительно спокойный проход в левой трети русла, тогда как в большую воду необходимо идти по центру по всем валам. На левом повороте в малую воду либо отмель, либо большое количество полуобливных камней с относительно невысокой скоростью течения здесь можно организовать береговую страховку и зачалиться. В высокую воду струя идет ближе к правому берегу, а камни слева полностью заливаются. Ни зачалку, ни надежную страховку организовать нельзя.

Вторая ступень - наиболее короткая, длиной до 100 метров, начинается за левым поворотом и заканчивается на крутом правом повороте. В малую воду река слева перекрыта едва прикрытыми водой камням, с которых вода сливается ступеньками по 0.5 до 1 м. Ниже два скальных зуба, на которые сильно наваливает вода. В центре реки, ближе к правому берегу, два крупных скальных обломка. В большую воду над водой остается только малая часть одного обломка, на месте второго образуется водопадный слив с пенным котлом. Слева в струе лежат крупные надводные камни с узкими крутопадующими проходами между ними, которые выводят под самый левый берег. В большую воду все камни заливаются водой и на их месте образуются мощные пенные котлы, следующие один за другим.

Третья ступень - начинается сразу за второй и тянется до конца каскада Наиболее сложное место - первые 100-150 метров. В русле реки крупные камни, в проходах между ними сливы с валами. Чем дальше, тем высота сливов и валов меньше. В большую воду большинство камней залито водой. В центре реки высокая бочка, а у левого берега два пенных котла. Дальше мощные косые валы и бочки до конца порога.

Порог мы просмотрели утром, по пути к катамаранам, оставленным на поляне выше порога. Вода за ночь спала до сентябрьского уровня. Первая ступень относительно просто проходилась сначала по центру, а затем в левой трети реки. Ниже левого поворота на отмели наметили места береговой страховки и зачалки, с тем, чтобы вторую ступень идти вдоль левого берега. С тем и ушли к катамаранам.

Через полчаса ветер пригнал тяжелую тучу и начался сильный дождь. Вода начала подниматься на глазах. Дождь поливал три часа и когда он практически прекратился экипаж К2, взяв рацию, ушел на страховку. Мы не обнаружили, ни отмели, ни нормального прохода вдоль левого берега, после чего по рации сообщили экипажу К1 о необходимости повторного просмотра порога. Вода продолжала подниматься. За время просмотра наиболее приемлемым стал правый вариант прохождения второй ступени. Место страховки пришлось перенести на траверз большой бочки в начале третьей ступени и ниже. Страховка в других местах была неэффективна, так как в случае ухода маятником к берегу выше этого места экипаж или отдельный гребец неминуемо попал бы в один из пенных котлов у левого берега.

По команде К1 стартовал. В первой ступени экипаж мог только разгонять катамаран и держать его носом по струе. В середине ступени в самой большой бочке носовые гребцы катамарана полностью ушли под воду, у одного из них водой вырвало переднюю подушку спасжилета. Через несколько секунд катамаран подвсплыл и экипаж с огромным трудом вытащил его из бочки. Во вторую ступень экипаж зашел идеально, но тем не менее снова потребовались большие усилия, когда в конце второй ступени с трудом удалось уйти от навала на скальный зуб, и потом в начале третей ступени пробивать бочку, разогнать катамаран перед которой не удалось (ф.9). Дальше экипаж увел катамаран к правому берегу и зачалился на уровне второй точки страховки для отдыха. После отдыха экипажа и перехода страховщиков ниже К1 дошел до лагеря. После недолгого раздумья экипаж К2, водоизмещение которого существенно меньше, чем у К1, от прохождения этого участка отказался - слишком мощны бочки в первой ступени и слишком велик риск не выйти из одной из них и потом проходить без катамарана вторую ступень.

После обноса К2, обеда, просмотра каскада до конца и загрузки обоих катамаранов сплав был продолжен. До окончания каскада катамараны шли тандемом, придерживаясь центра струи и обходя наиболее выдающиеся бочки. Камней в русле совсем немного: все залито. За левым притоком в конце третьей ступени начинается мощная шивера, протяженностью 800 м. Еще через 100 м каньон заканчивается.

Участок реки от конца каньона "Медный всадник" до устья реки Тюльки-Сай характеризуется большим уклоном, высокой скоростью течения, постоянными жесткими бочками, непрерывными грядами камней. Линия движения хорошо просматривается с воды, сплав по основной струе. За 3 км до р. Тюльки-Сай река дробиться на протоки, заканчивающиеся за 500 м до порога "Тюльки-Сай"(5B, в малую воду 4С), расположенного перед устьем одноименной реки. В устье реки Тюльки-Сай остатки разрушенного моста. Длина порога 400 м. Проходится по центрам сливов через ступеньки и бочки высотой не более 1,5 м. В конце порога очень сильный навал на крупный скальный обломок, проход слева. Порог переходит в шиверу, характерную упорядоченными сливами, грядами камней с чистыми и широкими проходами. Шивера завершается несложным порогом с черными скалами на правом берегу - порог "Черный". Длина порога 150 м. Его легко узнать по высоким 20 - метровым скалам на правом берегу. Пейзаж напоминает алтайский в районе порогов "Тельдекпень". За порогом шивера, далее - протоки между галечными островами.

Через полчаса сплава река собирается в одно русло, через нее переброшен мост. Под мостом крутой вал, который обходится справа, далее стометровый каньончик. В каньоне отдельные валы (в малую воду в русле лежат камни). За каньоном скалы справа кончаются и река поворачивает налево. Здесь необходимо зачалиться к правому берегу - впереди порог "Зигзаг удачи" (5А). Можно зачалиться и перед мостом, но тогда прохождение порога займет много времени. Просмотр порога осуществляется по тропе правого берега.

"Зигзаг удачи" - начало порога на левом повороте реки. Длина порога 200 м. Правый берег пологий, левый - скальный бом. На входе в порог ворота, образованные крупными скальными обломками. Заход в ворота осложняет обломок скалы, на места которого в большую воду образуется мощная бочка. Ниже "ворот" от правого берега к левому идет гряда крупных надводных камней, между ними беспорядочно разбросаны камни поменьше. Проходы между камнями достаточно широки, но на большие камни идет сильный навал. В зависимости от уровня воды линия движения может быть различной. В малую воду целесообразнее заходить в ворота из-под левого берега или просто проходить левее ворот. Мы шли, обходя бочку перед воротами справа, а затем по основной струе ближе к правому берегу.

Далее 1 км до устья р. Кара-Сай (справа) и р. Аманжол (слева). До устья р. Кара-Кия существенных препятствий на реке нет.

Четвертый участок: устье р. Кара-Кия - третий каньон - устье р.Орто-Урюкты

Длина участка 17 км.

Сразу за устьем правого притока р. Кара-Кия река входит в ущелье, горы вплотную подходят к реке, начинается каскад порогов. Как правило, в нем выделяют 12 ступеней, из которых наиболее сложны пятая, шестая и седьмая ступени. От начала ущелья без предварительной разведки можно сплавляться не более одного километра. Оставшийся участок реки до пятой ступени необходимо просмотреть. Порог - водопад расположен за резким изломом русла реки, с воды плохо просматривается. Первые четыре препятствия каскада представляют собой пороги с сильным течением, в русле большие камни, в большую воду мощные валы. Проходили по основной струе, страховка тандемом, не доходя 100 м до конца четвертой ступени зачалились для просмотра к левому берегу.

Пятая ступень - порог - водопад "Лошадиное копыто" (ф. 10, 11) - представляет собой прорыв в скальном сужении. Ширина русла 4-8 метров. Длина ступени 250 метров, основной части около 150 метров. Русло завалено огромными камнями - результат обвала правого берега. Перепад высоты в первой половине ступени около 20 м. Высота сливов достигает 3 метров. Мощные пенные котлы и бочки. На правом берегу огромные скалы и осыпь из крупных камней, далее 100 - метровая скальная стенка. Левый берег - крутая мелкокаменистая осыпь. В малую воду ступень непроходима, так как в конце порога вся вода наваливает на большой обломок камня, оставляя проходы не шире 1.5 метров. При подъеме воды в пороге на два метра этот обломок накрывается водой и с него падает водопадный слив, но в этом случае заход в порог превращается в комбинацию водопадных сливов и пенных котлов, после чего вся вода бьет в левый берег. Известно лишь одно прохождение ступени с обносом захода в порог по крупным камням у правого берега группой С.Черника. Обнос ступени возможен по тропе левого берега, идущей по каменистой осыпи на высоте 30 - 40 метров над рекой. Между пятой и шестой ступенями короткий участок шиверы (в большую воду - быстроток с пологими валами).

Мы подошли к порогу в хорошую погоду, уровень воды был немного выше среднего и зачалились на каменную отмель левого берега. Скала в нижней части порога была открыта, следовательно пройти порог было невозможно. Тропа, по которой необходимо обнести суда, была смыта дождями. Траверз осыпи был настолько опасен, что пришлось посылать на верхней страховке человека, который по остаткам тропы перешел через опасный участок и закрепил веревку за дерево на другой стороне осыпи. Обнос начался только после натягивания перил общей длиной 70 метров (ф.12). Мы установили лагерь перед ступенью и успели обнести около трех четвертей снаряжения, включая разобранные пополам катамараны, поскольку светило солнышко и паводка мы никак не могли предугадать. Тем не менее ближе к вечеру начался дождь. Вода стала подниматься на глазах и уже к 20.00 прохождение нижней части ступени стало возможным.

Утром дождь не закончился вода поднялась еще выше. Зачалка на камни у правого берега перед ступенью стала чрезвычайно проблематична, а затягивание катамарана в основную струю вероятнее всего привело ба к тяжелой аварии. Для установки чальщика на правом берегу пришлось бы потратить не менее 3 - 4 часов (занос катамарана вверх, траверз реки, траверз чальщиками бома со страховкой). Полное прохождение ступени в нашу воду невозможно, а прохождение по пути группы С.Черника возможно, но прохождение одним катамараном с организацией страховки на зачалке к правому берегу и страховки и фотосъемки ниже ступени вторым экипажем должно занять не менее дня.

Исходя из изложенного, мы обнесли остальные вещи в конец пятой ступени, сняли перила и, пока собирались и поддувались катамараны, капитаны судов просмотрели шестую ступень.

Шестая ступень - порог (6А, в малую воду 5А) на прямом участке реки длиной около 500 метров. В русле в малую воду камни средней величины, сильно тормозящие бочки. В большую воду над водой остаются только большие обломки скал, лежащие у берегов, в русле мощные высокие сливы с большими бочками. Наиболее сложное место в середине ступени где расположена сначала мощная бочка от правого берега, перекрывающая две трети потока, а в 10 метрах ниже - мощнейшая бочка от левого берега, перекрывающая три четверти струи. Ниже у левого берега обломок скалы. Правее него широкий пологий слив с общим перепадом около четырех метров и мощный вал за ним, между скалой и левым берегом узкий водопадный слив шириной около трех метров и высотой около двух метров. За сливами небольшой участок быстротока и еще один слив с довольно мощным прижимом к правому берегу. Дальше мощные стоячие валы. В конце ступени сначала пологий правый, а затем крутой левый поворот, на левом берегу - скальный бом. За поворотом седьмая ступень. Просмотр возможен по осыпи левого берега. Прохождение только по основной струе, страховка тандемом, или с левого берега.

В нашу воду ступень напоминала "Аккемский" прорыв на реке Катуни с как бы спрессованными препятствиями. После просмотра порога решили проходить его тандемом. К1 шел по основной струе. Пробив первую бочку в центре ступени, катамаран попал во вторую без скорости, был там остановлен и с трудом выбрался, развернувшись кормой вперед, после чего прыгнул кормой вперед в следующий узкий и крутой слив между скалой и левым берегом. Экипаж К2, который вряд ли пробил бы вторую бочку, задумал обогнуть ее справа, пройдя между первой и второй бочками. Для этого катамаран зашел полулагом, правым баллоном в первую бочку, а левым - по струе. Задумка оправдалась - катамаран обошел вторую бочку, но его рама не выдержала динамического удара о воду в первой бочке. Втулки на всех поперечинах сломались, причем две из них - в двух местах. Катамаран, тем не менее, вышел из бочки и пошел по чистой струе. Левые гребцы оказались в воде, левую гондолу подмыло под правую, а правые гребцы остались в упорах. Перед следующим сливом один из гребцов оторвался от катамарана и вылез на правый берег. Экипаж К1 успел бросить спасконец и, с его помощью, сорвать К2 со струи, но удержать К2 было невозможно - его затягивало уже в следующий слив, крупных камней, за которые можно было бы закрепить спасконец у берега не было. К2 ушел вниз и смог самостоятельно зачалиться к правому берегу перед седьмой ступенью. Ширина реки не позволила перебросить спасконец через реку, чтобы снять оттуда последнего гребца К2, поэтому К1 был занесен под слив и по валу траверсировал реку, после чего сплав до седьмой ступени был продолжен уже впятером.

За исключением разбитых поперечен, поломок на К2 не было. Правому носовому гребцу катамарана острым осколком рамы располосовало ладонь, поэтому пришлось оказывать ему медицинскую помощь. Мы слегка подспустили баллоны и поставили деревянные поперечины из срубленных здесь же березок. Ремонт, проходящий одновременно с обедом под дождем, занял более двух часов.

Седьмая ступень - порог "Игольное ушко" (6A, в малую воду 5B) самая короткая в каскаде - около 50 метров. На заходе вода валит к правому берегу. В малую воду левые две трети русла перегорожены камнем, а еще через 30 метров - каменистой грядой. Прохождение под левым берегом по узкому и извилистому пути, уходя в конце порога от прижима к левой скале. В большую воду камни в русле полностью залиты водой, а навал на левый берег слишком силен и уйти от него вряд ли возможно. Проход возможен по центру или справа. Страховка возможна ниже порога с правого берега.

Пока мы ремонтировались, был возможен проход вдоль правого берега, но уже к концу ремонта поднявшаяся вода образовала в конце порога опасный пенный котел и оставила доступным только проход по центру русла. В центре русла стоят две мощные бочки за первым затопленным камнем с интервалом в 8-10 метров, дальше 20 метров быстротока и крутой двухметровый слив с валом за ним. К1 попытался пройти чуть левее центра реки, где бочки были чуть ниже, но катамаран был затянут в струю и прошел порог по центру. Во второй бочке катамаран практически полностью остановился, но экипаж смог вытащить его и успеть разогнать перед завершающим прыжком со слива. Вероятность оверкиля К2 во второй бочке или в пенном котле справа была достаточно велика, а купаться два раза подряд (с учетом полупереворота в шестой ступени) под дождем не хотелось. Кроме этого следовало еще и поберечь только что травмированную руку носового гребца. В результате кратких дебатов катамаран был проведен вдоль правого берега и стартовал ниже пенного котла. В полукилометре ниже на первой же поляне на левом берегу мы встали на ночлег.

На следующий день дождь продолжал моросить, изредка усиливаясь. Вода не поднималась, но и не падала. По малой воде участок до реки Орто-Урюкты сложности не представляет. Обычно его проходят сходу тандемом. В нашу воду все камни на реке были залиты, а на месте многочисленных каменных гряд образовались мощнейшие бочки, вместо пологих сливов появились крутые валы до 3 метров высотой (ф.13). Линия движения с воды просматривается не везде. Участок можно оценить категорией сложности 5С-6А. Участок проходили тандемом с зачалками к левому берегу перед всеми поворотами и просмотрами. Несколько раз катамараны останавливало в бочках.

Пятый участок: р.Орто-Урюкты - р.Кутурга

Длина участка 10 км

За устьем р.Орто-Урюкты река течет в разбоях, в протоках возможны завалы. Перед впадением левого притока начинается каскад порогов "Слаломный" (5А, в малую воду 4С). Длина 8 километров, каскад заканчивается перед устьем правого притока р.Кутурга. Русло реки сжимается до 20 м., уклон заметно возрастает, в малую воду сливы до 1,5 м. высотой (в большую воду мощные валы), прижимы, мощные бочки. в малую воду во многих местах каскада гряды камней почти полностью перегораживают устье реки, с воды проходов в ступени не видно из-за большого перепада высоты. Наиболее сложные препятствия в середине каскада. Указать четкие ориентиры начала сложного участка невозможно, поэтому лучше при необходимости прибегнуть к просмотру всего верхнего участка. В большую воду в каскаде улучшается возможность маневра, линия движения определяется с воды, но увеличивается мощность порогов. Мы прошли каскад сходу тандемом без особых проблем.

Шестой участок: р.Кутурга - пос.Саты

Длина участка 50 км.

За рекой Кутурга несложная шивера. Река разбивается галечными островами на протоки с частыми навалами на берег в местах поворотов. На этом участке возможны завалы. Берега покрыты кустами ивы и облепихи. Хвойных пород деревьев по берегам практически не стало. Через 1,5 км от устья р.Кутурга шивера из громадных песчаниковых камней - результат землетрясения. В малую воду проблем с прохождением нет, в большую воду этот участок можно просмотреть перед прохождением (категория 5А). От устья реки Кутурга до начала четвертого каньона группа сплавлялась без разведки, страховка тандемом. Шиверу К1 прошел по центру реки, через основные сливы, К2 - ближе к правому берегу, где линия движения довольно извилиста, но больших бочек нет.

Вход в четвертый каньон расположен в 2 км ниже устья небольшого левого притока и хорошо просматривается с воды, течение перед каньоном не сильное. Длина каньона 2 километров. Каньон начинается скальным сужением длиной 200 метров и шириной 5 - 10 метров, затем русло несколько расширяется, река поворачивает сначала налево, а потом направо и каньон снова сужается. В малую воду в первом скальном сужении выраженный пологий слив с косой бочкой и навалом на скальную стенку правого берега, за сужением 100 - метровый участок спокойной воды, далее несильный прижим к скалам правого берега на повороте. В большую воду на заходе после мощнейшей бочкой вода сильно наваливает на правый берег, образуя водяную подушку, в 50 метрах ниже, в самом узком месте каньона река так же сильно наваливает на левый берег. Маневрирование на этом участке осложнено вертикальными возмущениями струи (поганками). Прижим к правому берегу на повороте довольно мощный, но река здесь достаточно широкая и позволяет легко от него уйти. Ниже прижима препятствий нет. В большую воду сложность препятствия 5С. Страховка возможна с правого берега перед прижимом.

Для просмотра входной части каньона зачалились к галечной отмели правого берега, расположенной в 300 м выше скального сужения. Порог просмотрели с правого берега и, поскольку дождь не прекращался, а время было уже к вечеру, оставили прохождение до утра. С утра еще раз просмотрели порог, он практически не изменился. Проходили порог тандемом. Оба катамарана без проблем прошли первый слив, выехав на подушку - отбой от правого берега. Дальше оба катамарана развернуло на поганках, но от прижима к левому берегу все же удалось уйти.

После каньона долина реки расширяется до 1,5 км., начинаются разбои. От конца четвертого каньона до поселка Саты два часа сплава по спокойной воде. В поселке два магазина, почта, больница. Мы зачалились в начале поселка, вынесли катамараны на дорогу и приступили к поискам автомобиля.

Переезд на реку Чарын

Поселок Саты представляет собой гораздо более жалкое зрелище, чем несколько лет назад. Рейсовые автобусы не ходят. Раз в сутки можно уехать а Алма-Ату на частном автобусе. Телефонной междугородней связи нет. По дворам стоит масса автомобилей, но 95 процентов из них не ездит. После нескольких часов поисков удалось найти грузовик, водитель которого согласился довезти нас до поселка Жаланаш без разбора судов. В пяти километрах от намеченной цели в автомобиле кончился бензин. Попытки позаимствовать горючее у изредка проезжающих автомобилей успеха не имели, поэтому водитель побежал в Жаланаш с канистрой. В результате мы прождали до самого вечера и только в потемках добрались до поселка. Здесь мы заночевали.

С утра поиски автомобиля повторились. Несмотря на малое расстояние, водители отказываются ехать или заламывают астрономические суммы. Опять потребовалось несколько часов на поиски. Ближе к обеду автомобиль удалось таки найти. Он довез нас до поселка Кенсу. Здесь мы довели суда до походного состояния и сплавились два километра по реке Кенсу. Дальше река уходит в глухой каньон, который тянется практически до устья. В каньоне река падает каскадами крутых мелких сливов, прохождение которых возможно только в самую большую воду. Протащить суда понизу в принципе возможно, но проще и безопаснее для судов обнести каньон по плато левого берега. Обнос проходит по хорошей тропе, сначала круто поднимаясь на плато на высоту до ста метров, а потом так же круто спускаясь к слиянию Кенсу и Чарына. У слияния рек хорошая поляна для стоянки.

Весь следующий день ушел на просмотр Майнакского ущелья. Местные жители сказали, что уже семь недель не шел дождь, воды в реке было мало. В нижних каньонах Чарына, где мы уже бывали, у нас была возможность сравнить наш уровень воды с сентябрьским. В сентябре вода выше на 40-50 сантиметров. На основании описания похода группы С.Черника можно утверждать, что у них вода была выше нашей на 0.8-1.2 метра. В частности уже в порогах 2 и 3 были непроходы, в пороге 6 - три габаритных непрохода. На заходе в порог "Ангар" непроход, ниже этого порога не озеро, а крутопадающая каменистая шивера. Практически все пороги шестой категории сложности в нашу воду были непроходимы из-за обнажившихся камней, поэтому было принято решение отказаться от прохождения этого участка.

Переночевав мы снова подняли катамараны на плато и вынесли их к дороге. Туда же перенесли и вещи. Нанять автомобиль в Кенсу нам не удалось. Оставив двоих с вещами на дороге, остальные поволокли суда вдоль Майнака. До реки Шет-Мерке гребцы, несущие (около шести километров) катамараны пришли на 15 минут раньше автомобиля, который довез туда наши вещи. Практически одновременно нам удалось поймать автомобиль, который подбросил нас до спуска к реке ниже последнего препятствия Майнака. Остаток этого и утро следующего дня занял у нас спуск сначала вещей, а затем и судов с плато примерно на 300 метров вниз к Чарыну. На берегу Чарына хорошее место для лагеря. После подготовки судов мы начали сплав по Чарыну.

Техническое описание сплава по реке Чарын

Участок от конца Майнакского ущелья до начала каньона "Альбатрос" носит название Жаланашской долины. Протяженность 21 километр. Орографически местность представляет собой широкую долину между крутых, изрезанных частыми саями стен 300-400 - метровой высоты. Ширина долины около километра. По ровному, густо заросшему дну долины, извиваясь, течет Чарын. Русло располагается, в основном, в левой трети долины, иногда подходя к левому ее краю.

Первые 5 километров Чарын течет одним руслом, затем появляются протоки среди густо заросших тальником и облепихой островов. Протоки узки и извилисты. Часто встречаются коряги и подмытые, загораживающие проход, деревья. За 1.5 км до входа в каньон "Альбатрос" протоки соединяются в одно русло. Становится ясно виден каньонообразный вход в ущелье "Альбатрос".

Сплав по Жаланашской долине занял у нас около 4 часов.

Каньон "Альбатрос"

Протяженность каньона 12 км.

Берега представляют собой крутые ( 80 градусов ) стены, высотой 150-200 метров. Кое-где встречаются береговые полки, пригодные для стоянки. Просмотр препятствий до середины каньона возможен вдоль левого берега по плохой тропе, идущей по галечным осыпям и крупным береговым камням.

Начальный участок каньона, не представляющий сложности, первопроходцами выделен в отдельный участок с наименованием "Три брата". Одноименное название имеет несложный порог (4B) в начале каньона. Прохождение сложности не вызывает.

Основные пороги каньона начинаются в шести километрах от его входа. Река круто поворачивает вправо после поляны на левом берегу. Через 100 метров в центре русла огромный камень, за которым уклон реки несколько увеличивается, в русле появляются камни, формируя ряд порогов. Далее сложность порогов будет сравниваться с сентябрьским уровнем воды, который можно считать средним.

Препятствия 9-1 - 9-8. Пороги и шиверы (5А, в среднюю воду 4В). В нашу воду обнажилось большое количество камней. Для того, чтобы не порвать суда необходимо очень интенсивно маневрировать в достаточно узких воротах, валы и бочки относительно слабые. В среднюю воду все это заливается и препятствия становится проще. Прошли сходу тандемом.

Препятствие 9-9. Порог "Альбатрос" (6А в среднюю воду 5С). Основное препятствие каньона - одноименный порог - водопад "Альбатрос" - расположен в 2,5 км от указанной ранее левобережной полки. Порог расположен на левом повороте русла. Крупная плита делит поток на две неравные струи. Левая - крутой и маломощный слив, в нашу воду проход здесь вряд ли возможен, в среднюю воду один из наших катамаранов прошел именно здесь. Правый слив в среднюю воду шире, имеет трековый характер из-за длинной вертикальной плиты, расположенной под углом к основной струе. Заход в слив осложняет россыпь камней, вдающихся в русло с правого берега. Небольшое расстояние между концом россыпи и плитой (12 м) затрудняет заход в правый слив. В малую воду плита практически полностью перекрывает поток, который падает с нее неглубоким водопадным сливом до 1.5 метров. Сходу оценить возможность прохождения справа невозможно. В большую воду порог должен упроститься - единственной проблемой будет уход от навала на камни правого берега ниже слива в пороге. Береговая ситуация перед порогом довольно сложная. Береговой проход крайне сложен. Для осмотра порога лучше пройти террасой за порог, спуститься вниз на большую левобережную полку и вернуться береговой тропой к порогу.

Порог прошли с ходу тандемом. Если в среднюю воду катамараны удалось зачалить к правому берегу, то в эту воду возможности для зачалки не было. К1 зашел по центру. Экипаж сначала увидел проход слева но вовремя сумел перестроиться и развернуть катамаран вправо. Со слива катамаран падал лагом, но устоял. К2 зашел левее и сделал телемарк у левого берега. После этого катамаран проскочил перпендикулярно течению между сливом и скалой в центре реки по небольшой пенной яме и, в результате, прошел препятствие чисто.

За водопадом река постепенно успокаивается, следует 400 - метровый участок спокойной воды. На левом берегу обширная удобная полка (Райская поляна). Река огибает указанную полку, образуя крутой поворот русла. Далее следует выходной участок каньона.

Препятствия 9-10 - 9-11. Пороги (5А в среднюю воду 4В). Уклон невелик, но, как и на участке выше, все камни вылезли на поверхность. К2, как более узкому, в основном удавалось уходить от навалов на обломки скал, более широкий К1 несколько раз садился на них.

За порогами река некоторое время носит шиверистый характер, затем скорость течения падает и оставшиеся 3 км этого участка река спокойно течет в высоких берегах. Через полтора часа сплава реку пересекают два моста. Под мостами русло реки делится на две протоки, которые лучше просмотреть, поскольку можно напороться на арматуру или на остатки металлоконструкций. Сплавляться можно по любой протоке, но более глубокая - правая. От моста до следующего каньона 1.5 километра спокойной воды.

Каньон "Зубная щетка"

Протяженность каньона около 2 км.

Перед входом в каньон река дробится на протоки и собирается вновь в единое русло в 200 метрах от начала каньона. Правый берег - крутые, порою отвесные стены высотой более 100 метров Левый берег - более пологие скальные склоны, в нижней части осыпного характера. По берегу слабая тропа, часто теряющаяся на осыпях. В каньоне можно выделить 3 препятствия. Мы зачалились перед каньоном, просмотрели заход в него, разгрузились и начали прохождение.

Препятствие 10-1. Порог (6А). Длина порога 70 м, основная сложность на входе. Вход в порог - три большие валуна, перегородивших реку, оставляющие для прохождения двое ворот. Левые - 2-метровый слив через обливной камень, с необходимостью выполнения резкого ухода вправо от торчащего в 10 метрах ниже камня. Проход логичен и напрашивается сам при подходе по центру. В малую воду проход через эти ворота невозможен, ввиду того, что камень в центре лишь слегка прикрыт водой. Правые ворота - чуть шире, слив чище и спокойней, но вода в нем образует трек, сильно наваливая на скату справа. Ниже слива глубокая пенная яма. Заход в этот слив довольно сложен. Сначала требуется попасть в узкий проход под правым берегом, а затем резко уйти влево в слив, избегая навала на правую скалу, а затем снова вправо, выстраиваясь по струе для прохождения бочек и валов ниже по течению.

При предыдущем прохождении по средней воде у нас был выбор между левым и правым проходами. Мы выбрали правый и один из катамаранов перевернулся, будучи наваленным на правую скалу в сливе. В этот раз прохода слева не было. Шли на разгруженных судах правым вариантом с береговой страховкой с левого берега. К1 на заходе не вошел в проход по ширине и экипаж перетащил его через камень, после чего выставился и четко прошел слив. К2 прошел заход не останавливаясь и на коротком участке не успел уйти влево. Корму катамарана выбросило на скалу в треке. Экипаж осторожно сдернул катамаран вниз в яму, удержал от переворота и дальше спокойно прошел оставшуюся часть порога.

Дальше 700 метров сплава по быстротоку с небольшими валами. Зачалка возможна в 30 метрах выше начала второй ступени или непосредственно перед ней. В первом случае проще выход на тропу. Зачалка между второй и третьей ступенями каньона проблематична и довольно сложно подняться на тропу или спуститься к воде. Поэтому при оценке возможности сплава целесообразно сразу рассматривать вариант сквозного прохождения участка. Мы зачалились выше второй ступени и начали обнос вещей ниже каньона, где решили стоять лагерем, одновременно просматривая препятствие.

Препятствие 10-2. Порог (6B). Длина порога 100 м. На левом берегу с интервалом 30-40 метров лежат три больших береговых камня, и струя поочередно наваливает на них. Уход от этих прижимов осложнен грядами надводных камней, отходящих от правого берега к середине реки. В районе среднего каменного "дома" между ним и надводной плитой в русле образуются ворота шириной около 3,5 метров. Порог заканчивается левым поворотом русла. На повороте русло несколько расширяется, много полуобливных камней. В среднюю и ниже воду ступень непроходима, так как в "воротах", описанные выше вылезает камень и полностью перекрывает проход, а на левом повороте катамаран будет ползти через сухие камни.

Препятствие 10-3. Порог "Зубная щетка " (6С). Являясь самым сложным препятствием каньона, дает ему свое название. Длина порога 400 м. Вход в порог - после левого поворота русла. Весь подход к ключевой заключительной части - слалом по круто падающим ступеням между солидными валунами. В малую воду перед ключевой частью порога габаритный непроход. Камень под правым берегом, через который должна пролегать линия движения, открыт на 20-30 см.

В заключительной ключевой части порога река огибает большой обломок скалы, лежащий у правого берега. Справа от него - крутой узкий трек с косым двухметровым сливом. После слива имеется "озерцо" относительно спокойной воды, которая скатывается из него круто падающими сливами различной ширины, через поперечно расположенную гряду массивных камней (собственно "зубная щетка"). Наиболее широкий выход (около 4 метров) - самый левый, однако в большую воду "габаритен" и правый слив (ширина около 2.5 метра) (ф.19). В первом сливе даже в большую воду выступают полуобливные камни, мешающие чистому проходу, а в малую воду он полностью перекрывают этот проход. Отсюда до конца порога остается около 50-70 метров слалома между небольших камней. Ниже порога чалка на левый берег.

Поскольку во второй и третьей ступенях порога были откровенные габаритные непроходы, решение об обносе было несложным. К вечеру оба катамарана были в лагере.

В километре ниже на левом берегу памятник ( с воды плохо виден ) погибшим при попытке прохождения порога туристам - свердловчанам.

Актогайское ущелье

Длина участка около 8 км.

В Актогайском ущелье расположены следующие три препятствия Чарына. Ширина ущелья поверху - 300-1000 метров.

Препятствие 11. Длинная несложная шивера. Начинается вскоре за каньоном "Зубная щетка". Протяженность около 2-х километров. Состоит из нескольких ступеней, разделенных участками спокойного течения. Участок до порога "Тау-Теке" двигались тандемом. Перед порогом чалка на левый берег.

Препятствие 12. Порог "Тау-Теке" (6А). Мощный, длинный и сложный порог. Особенных примет порог не имеет . Ориентиром может послужить появление огромных глыб на левом берегу. Левый берег - поросшая деревьями и кустарником осыпная полка. К этой полке должно быть осуществлено зачаливание для просмотра порога.

Длина порога около 1 км. Начинается он на плавном левом повороте реки за полкой. Разгонный участок - мощная шивера - порог, непрерывный слалом между каменных островков с большими камнями. Вариантов прохода много, поэтому следует внимательно следить за основной струей с тем, чтобы не оказаться в каменной ловушке.

Кульминация порога пятнадцатиметровой длины узкая водяная горка с перепадом около 3-х метров вдоль бома правого берега, которая упирается в каменную гряду, пересекающую русло слева направо под острым углом. На подходе к горке несколько ворот из больших камней, осложняющих четкий заход. Все это оканчивается поворотом реки на 90 градусов вправо вокруг 100 - метрового бома правого берега. В нашу воду горка распалась на отдельные узкие сливы через полуобливные камни, снова габаритный непроход. Ниже горки на правом повороте река больше напоминает брусчатку Красной площади, слегка прикрытую водой.

Мы сплавились тандемом, придерживаясь левого берега, примерно до середины порога, после чего вытащили катамараны и груз по крутой осыпи на тропу. Дальше К1 обнесли за препятствие 13, а К2 вновь загрузили перед последней грядой "Тау-Теке".

Препятствие 13. Порог. (5А, в среднюю воду 4С). Расположен порог через 50 метров после "Тау-Теке". Левый берег удобен для прохода и, в случае непроходимости, для организации лагеря. В пороге значительная скорость течения, много полуобливных камней и надводных камней. Порог начинается прижимом к правому берегу. Стартовать от начала порога сложно - слишком мелко, лучше стартовать чуть выше и пройти через один из узких проходов в гряде камней, либо ниже прижима.

К2 стартовал в выше последней гряды "Тау-Теке", смещаясь вправо по узким крутым сливам шириной не более 2 метров. Прижим прошли легко, а на участке ниже пришлось много поработать, уводя катамаран от навалов в узких и извилистых проходах между обломками скал.

За порогом 13 на левом берегу вершины гор увенчаны удивительно красивыми останцами. Место это носит название Поляны Замков и является одним из красивейших мест нашей страны. Удобным местом для лагеря является левобережная полка в 2-х км за препятствием 13. Однако, эта полка достаточно сильно загажена местными пляжниками, приезжающими сюда на шашлыки.

"Поляна Замков" - автомобильный мост дороги Алма-Ата - Чунджа.

Протяженность участка около 35 км.

От "Поляны замков" река течет в узкой долине, по берегам заросли кустарника и тополя. Зачастую на склонах обширные осыпи. До "Броненосцев" можно выделить два несложных локальных препятствия № 14 "Сайгак" и 17 "Тарантул".

Препятствие 14. Порог " Сайгак". Простой порог. Расположен через 8 км от "Поляны Замков".

Препятствия 15 и 16. Крайне просты.

Ниже препятствия 16 в Чарын впадает правый приток. В 50 метрах выше по течению притока очень удобная для стоянки поляна в лесу. Здесь мы заночевали.

Препятствие 17. Порог "Тарантул". Расположен через 1,5 км после впадения правого притока. В пороге несложный слалом среди камней средних размеров.

Дальше до "Броненосцев" препятствий на реке нет. От порога "Тарантул" до "Броненосца-1" около часа сплава. Достаточно надежным ориентиром является появление первой (протяженной) осыпи темного цвета из крупных камней на правом берегу (до этого все осыпи мелкокаменистые). Для просмотра порога следует зачалиться на правый берег в района осыпи. Для просмотра необходимо через эту осыпь выйти на правобережную полку в центре порога. Впереди над рекой видна линия ЛЭП.

Береговая полка тянется вдоль реки 800 метров. В конце этого участка начинается высокий непроходимый бом. Левый берег на всем протяжении порога - отвесная стена, практически не позволяющая пройти по левому берегу. Проход по левому берегу возможен только ниже порога "Броненосец-1".

Препятствие 18. Порог "Броненосец-1" (5В). В заходной части порога расположено несколько крупных каменных обломков, подпруживающих течение реки и формирующих достаточно широкие водопадные сливы с последующим слаломом между меньшими камнями в русле. Кульминация порога - центральный валун "Броненосец", делящий русло пополам (ф.20). Справа от него проход перекрыт камнями, слева - чистый 1.5-метровый водопадный слив перпендикулярно реке (ф. 21) и затем пологий слив с большой бочкой под левым берегом вдоль струи (ф.22). Дальше еще 300 метров слалома между камнями (ф.23). В большую и среднюю воду сложность определяется мощностью бочек и валов, в малую воду - крутизной сливов и узкими проходами.

Проходили препятствие с береговой страховкой ниже двух основных сливов, придерживаясь центра реки. Оба катамарана прошли без проблем.

Препятствие 19. Порог "Броненосец-2" (5A, в среднюю воду 5В). Расположен через 1 км от "Броненосца-1". Просмотр возможен по левому берегу. Длина порога около 200 метров. В пороге русло реки завалено большими камнями, проход между которыми угадывается с воды вдоль левого берега. В пороге несколько сливов по 1.5-2.0 метра, в большую воду довольно мощные. После сливов навалы на камни в центре реки и под левым берегом. В малую воду порог упрощается.

Препятствие прошли чисто тандемом сходу.

Участок реки от порога "Броненосец-2" до автомобильного моста дороги Алма-Ата - Чунджа представляет собой несложный спокойный быстроток среди высоких берегов. Перед самым мостом у гидропоста (на правом берегу) берега раздвигаются, выпуская реку на равнину. Появляются достаточно широкие протоки, продолжающиеся до самого моста - конечной точки спортивного сплава по Чарыну.

Участок мы прошли за два часа. При прохождении проток нельзя расслабляться. В протоках возможны завалы и струя сильно наваливает на затонувшие деревья. В частности К2 посидел на одном из таких деревьев, к счастью обошлось без потерь.

Мы зачалились в 50 метрах за автомостом на правом берегу. Остаток дня был занят сушкой баллонов и ремонтом рамы К2, который после аварии на Чилике разобрали только здесь. Пришлось заменить все втулки поперечного набора, после чего катамаран вновь можно стало собирать на металле.

Конструкции судов

Суда построены по конструкции "Верблюд". Материал рам - трубы Д16Т (Д20Т) с диаметром 45-40 мм (на К-4 - 32 мм) и толщиной стенки - 1.5-2.0 мм. Рамы собраны на дюралевых кницах толщиной 4-5 мм (на К1 кницы двойные).

К-1 - длина 5 метров, ширина 2.5 метра. Возможно сужение до 1.6 метра при изъятии центральной части поперечен. Общая емкость около 4 кубометров, в том числе центральные напывы - 2 кубометра.

К-2 - длина 4.8 метра, ширина 1.8 метра. Возможно сужение до 1.5 метра при изъятии центральной части поперечен. Общая емкость около 2.5 кубометров, в том числе центральные наплывы - 1.2 кубометра.

К-3 - длина 5 метров, ширина 2 метра. Общая емкость около 2 кубометров, в том числе центральные наплывы - 1.0 кубометра.

К-4 - длина 4 метра, ширина 1.9 метра. Общая емкость около 1.2 кубометра.

Выводы и рекомендации

Сплав по рекам Чилик, Чарын, Коксу в июле не гарантирует высокой воды, уровень воды в основном определяется дождями, причем вероятность дождей в узких долинах рек (Чилик, Казан) намного больше, чем в широких (Чарын), следовательно, при желании можно ждать 2-4 дня на Чилике или Казане для прохождения наиболее сложных участков по большой воде.

В случае дождя вода в реках Чилик и Казан поднимается очень быстро, но так же быстро и спадает при хорошей погоде.

Людей в районе похода стало заметно меньше. Редко используемые теперь автодороги и тропы часто находятся в плохом состоянии или полностью разрушились.

Перед заброской на Чарын выше Майнакского ущелья целесообразно сначала оценить уровень воды в реке.

Несмотря на то, что пограничники относятся к туристам из России достаточно терпимо, желательно оформить пропуска в погранзону.

 

См. также Интервью с Александром Сельвачевым (Чилик-Чарын 2002)