">
туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP
 
байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru  
   главная  >>  туризм  >>  реки (none) (none)  >>  Саяны, Каратош, Она, Абакан 2001, отчет К.Павлова, 1999


Автор: Кирилл Павлов, г. Москва
 
Опубликовано 16.05.2002

Каратош, Она, Абакан 1999

Отчет о пеше-водном туристском путешествии IV категории сложности
в районе Западного Саяна (Республика Хакассия)
по горам Западного Саяна и рекам Каратош, Она и Абакан,
совершенном с 3 по 29 августа 1999 г.
Маршрутная книжка No1/4-411
Руководитель группы — Ярошевский Е.В.
 

Содержание

1. Сведения о походе.
1.1. Паспорт маршрута.
1.2. Список группы.
2. Сведения о районе похода.
3. Подходы и подъезды.
3.1. Заброска.
3.2. Выброска.
3.3. Варианты аварийных выходов.
4. Организация и общая идея похода.
5. График движения и техническое описание.
5.1. График движения.
5.2. Техническое описание маршрута.
6. Итоги похода, выводы, рекомендации.
7. Приложения.

 


1. Сведения о походе.  

1.1. Паспорт маршрута.  

  1. Вид туризма: пеше-водный
  2. Категория сложности: IV
  3. Средства сплава: 2- и 4-местные катамараны
  4. Район путешествия: Западный Саян (Таштыпский р-н Республики Хакасия)
  5. Нитка маршрута: 105-й км трассы Ак-Довурак — Абакан — пер. Кохошкий — р. Курукуль — р. Она — р. Каратош — р.Она — пос. Большой Он — пос. Кубайка — пос. Малый Анзас — р. Абакан — г. Абаза
  6. Протяженность маршрута:пешая часть > 22 км, водная часть > 160 км, всего около 185 км
  7. Радиальные выходы:
    1) к озеру Позарым: р. Каратош — долина ручья ? — пер. 2340 м — р. Позарымка — пер. 2470 м — оз. Дора-Коль — вер. 2765 м — траверс хр. Кезел-Тайга — р. Позарымка — оз. Позарым — р. Каратош,
    2) в районе порога "Бобслей",
    общая протяженность более70 км
  8. Продолжительность активной части маршрута: 19 дней,
    в том числе пешая часть 3 дня, сплав 10 дней, радиальные выходы 5 дней, дневки 1 день
  9. Количество участников: 6
  10. Сроки путешествия: с 3 по 29 августа 1999 г.
  11. Уровень воды: средний с отдельными паводками
  12. Средняя температура воздуха:


1.2. Состав группы 

Ф.И.О. г.р. обязанности туристский опыт
Лозинская Наталья Ивановна
1979 жена и вдохновитель фотографа, зам руководителя по художественной части Мста 2у, Охта (весна)3у
Минина Лидия Юрьевна
1980 врач и главный летописец команды Мста 2у, Шуя беломорская (весна) 3у, Охта(весна) 3у, Катунь 4у
1977 завхоз, штурман Мста 2у, Кузема 3у, Чирка-Кемь 3у, Охта 3у, Шуя беломорская (весна) 3у, Катунь 4у
Патрик Павел Альфредович
1978 массажист, а также бесценный помощник завхоза и капитана, гений инженерной мысли и добрый дух команды Мста 2у, Воньга 2у, Кузема 3у, Чирка-Кемь 3у, Охта 3у, Катунь 4у
Шевыров Николай Вячеславович
1976 фотограф Мста 2р, Охта (весна) 3р, Шуя беломорская (весна) 3р
Ярошевский Евгений Валерьевич
1974 руководитель, капитан Мста 2р, Кожа 3у, Кузема 3р, Чирка-Кемь 3р, Охта 3р, Катунь 4р
 

Сведения о районе путешествия 

Краткое географическое описание  

Маршрут пролегает по территории Таштыпского района Республики Хакасия. Это горный район Западного Саяна, который протянулся более, чем на 600 км от верховьев Абакана до стыка с Восточным Саяном в верховьях рек Уды и Казыра. Высота гор достигает 3122 м. (г. Кызыл-Тайга).

Республика Хакассия была образована в 1991 году из Хакасской АО, находившейся в составе Красноярского края. Площадь — 61,9 тыс. кв. км. Население более полумиллиона человек (1989 г.). В Хакассии 8 районов, 5 городов и 17 поселков городского типа. Административный центр Хакасии — Абакан, что в переводе с хакаского означает медвежья кровь, по данным на 1992 год имел около 158 тыс. человек населения. Сие поселение было основано в 1675 году как острог при одноименной реке в месте впадения ее в Енисей и положило начало освоения Минусинской котловины. Значительно позднее, только в 1931 году Абаканский острог, именовавшийся как село Усть-Абаканское, получил статус города. Город расположен близ впадения реки Абакан в Енисей. У пересечения Енисея железной дорогой Новокузнецк — Абакан — Тайшет построен крупный речной Абаканский порт. Современный Абакан промышленный и культурный центр Хакассии. Основными промышленными предприятиями города являются ПО "Абаканвагонмаш", а также заводы — опытно-механический, сталелитейный, контейнерный и др.; предприятия легкой промышленности и по переработке лесного и сельскохозяйственного сырья.

Город Абаза расположен в Таштыпском районе, в межгорной котловине среднего течения реки Абакан.Железнодорожной веткой город соединен с линией Новокузнецк — Абакан и автомобильной дорогой с Абаканом и Ак-Довураком (Республика Тува). Численность населения — 18,0 тыс. жителей (1992 г.). Поселок Абаза возник в 1957 году в связи с разработкой железорудного месторождения, в 1966 году преобразован в город. Имеется обогатительная фабрика. Железная руда отправляется на металлургические предприятия города Новокузнецка.

Рельеф  

Республика Хакассия, располагаясь на юго-западе Восточной Сибири,занимает части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин. На западе к территории области прилегают восточные склоны Кузнецкого Алатау (г. Верх. Зуб 2178 м) и Абаканского хребта (до 1984 м), на юго-востоке — северные склоны Западного Саяна (г. Каратош 2930 м).По характеру рельефа территория области делится на две части: горную (2/3 территории) и холмисто-равнинную. Равнинные участки носят название степей (Абаканская, Кайбальская, Уйбатская и др.) и приурочены к широким долинам рек Енисея, Абакана, а также к низовьям их важных притоков.

2.3. Климат 

Резкоконтинентальный с холодной и малоснежной зимой и теплым и влажным летом. Средняя температура января от -19 до -21 гр.С в котловинах, в предгорьях от -15 до -17 гр.С. Лето в котловинах жаркое, средняя температура июля +18...+20 гр.С, в предгорьях и горах

более прохладное +17..+18 гр.С. Среднегодовое количество осадков колеблется от 300 мм в котловинах до 600...850 мм в горах. Максимальное количество осадков (около 70%) выпадает летом.

2.4. Реки Западного Саяна 

Все реки Саян относятся к бассейну Енисея. Основные сплавные реки Западного Саяна: Абакан, Она, Кантегир, Алаш, Хемчик, Ус. Из этих рек наибольший интерес представляют только Она и Кантегир. Реки Кантегир, Хемчик и Ус впадают теперь в водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС, поэтому выход с этих рек (а также с Алаша) затруднен.

Растительность и почвы

В котловинах и отчасти в предгорьях развиты различного вида черноземы. Более 40% территории покрыты лесом (с общим запасом древесины до 400 млн. куб. м). В горах и на восточных склонах — светлохвойные лиственничные и лиственнично-кедровые леса, на западных склонах — горнотаежные темнохвойные леса, на вершинах — горная тундра и местами субальпийские и альпийские луга. В тайге большое количество ягод и грибов.

Население

В Хакасии живут хакасы (12.3% по переписи 1970 года), русские — 78.4% , украинцы, татары, мордва и др. Средняя плотность населения — 7.9 человека на 1 км2. Наиболее плотно заселены котловины (25 человек на 1 км2), где сосредоточены свыше 3/4 жителей. Городское население — 329 тыс. человек (69%). Важнейшие города — Абакан, Саяногорск, Черногорск, Абаза, Сорск.

Транспортная сеть

Протяженность железных дорог области свыше 800 км (1976 г.). Железнодорожная линия Ачинск-Абакан (с веткой на Черногорск) соединяет Хакассию с Транссибирской железнодорожной магистралью. Хакассию пересекает Южно-Сибирская ж.д. магистраль (Тайшет — Абакан — Новокузнецк — Магнитогорск ) с ветками к Абазе и Саяногорску.

Судоходны реки Енисей и Абакан: имеется речной Абаканский порт.Общая протяженность водных путей — 271 км. Протяженность автомобильных дорог — 1828 км,в том числе с твердым покрытием — 1207 км. Наиболее значительные — Усинский (Абакан — Минусинск — Кызыл) и Абазинский (Абакан — Абаза — Ак-Довурак) тракты, соединяющие Хакассию с Тувой. Из других автодорог наиболее важные: Абакан — Черногорск — Шира — Ужур, Шира — Новоселово, Сонский — Цветногорск, Боград — Усть-Ерба. В столице республики — Абакане — крупный аэропорт.


3. Варианты подходов и подъездов. 

3.1. Заброска. 

В район начала маршрута, в зависимости от финансовых возможностей и пожеланий группы, можно рекомендовать несколько вариантов подъездов.

I. Цель — минимум времени на подъезд к маршруту

Москва — Новокузнецк — самолетом
Новокузнецк — Абаза- поездом
Абаза — 105-й км — автомашина
Время на переезд 36...40 часов.
Стоимость немереная.

II. Цель — минимум денежных затрат

Москва — Абакан- поезд No68 (плацкарт) (478 руб./чел.)

Абакан — 105 км- автомашина (1300 руб за микроавтобус "Газель" на 310 км — 217 руб./чел.)
ИЛИ
Абакан — Абаза — автобус 38 руб/чел (без багажа) .
До Абазы идет около 4 часов, видимо муторно и долго, более того могут возникнуть проблемы с погрузкой: по рассказам предшественников бывали случаи когда с большими рюкзаками не брали; были случаи когда не было билетов. Так что решайте сами, насколько оправдан риск в начале похода.
Абаза — 105-й км — автомашина (500-600 руб(?))

II а. Альтернативный вариант

Москва — Новокузнецк — поезд (плацкарт)
Новокузнецк — Абаза — поезд (плацкарт или общий)
Абаза — 105 км. — автомашина.
Данный вариант следует признать максимально дешевым — 520 — 570 руб на человека, плюс при всюду сопутствующей удаче до 10 часов выигрыша времени. Однако его отличает и максимальный риск. Во-первых, в Новокузнецке может не оказаться билетов на поезд Новокузнецк — Абакан (с прицепным вагоном до Абазы), во-вторых может неоказаться прицепного вагона до Абазы, и вам придеться сделать еще одну пересадку в Аскизе и, наконец, в-третьих Кузбасс — просто весьма нестабильный регион, и знакомство с ним может длиться вопреки вашему желанию бесконечно долго.

Эмпирически проверенный вариант

Мы ехали через Абакан и на сей раз были довольно богаты, так что более дешевую, но несколько более геморройную и не столь быструю идею заброски на перекладных через Абазу откинули как неперспективную. Однако на всякий случай упоминаем, что автобус на Абазу отходит в 7: 40 по местному времени, то есть приблизительно через час с небольшим после прибытия московского поезда. Автовокзал находится на расстоянии трех троллейбусных остановок от вокзала железнодорожного. Стоимость билета до Абазы 38 рублей (с багажом практически все 45). Из Абазы реально взять машину до 105 километра (в ценах 1999 года ее стоимость составляла приблизительно 500-600 рублей. Следовательно подобный путь обошелся бы нам в 140 — 150 рублей на человека, вместо потраченных 217, но взамен растраченных 70 рублей мы получили несколько часов выигранного времени и значительную экономию нервных и физических сил, а оно того стоило.

В итоге: весь путь от Ярославского вокзала (г. Москва) до 105 км. трассы Ак-Довурак — Абакан занял немногим более 81 часа (с учетом пояснго смешения около 85 часов) и вылился, учитывая только транспортные расходы в 700 рублей на человека, в принципе реально и за 620, а при наличие большого везения и еще дешевле.

3.2. Выброска  

Заканчивать маршрут в Абазе можно двумя вариантами: около автомобильного моста, на правом берегу: здесь хорошее место для сборки и просушки вещей, на всякий случай рядом лес — неплохое место для ночевки; или приблизительно в трех километрах ниже моста на левом берегу Абакана — то есть непосредственно в городе. Преимущества второго варианта — близкое расположение автовокзала, железнодорожного вокзала, телеграфа, ряда магазинов.

Выход с маршрута осуществляется аналогичными способами. Из Абазы можно добраться как до Абакана. так и до Новокузнецка. Последний автобус на Абакан уходит из города около 18:00, как он стыкуеться с Московским поездом нам неизвестно. Поезд до Аскиза, стыкующийся с поездом Абакан — Новокузнецк отправляется в 22:??.

В Новокузнецке появляются 10 часов на осмотр города, но могут внезапно возникнуть проблемы с билетами до Москвы и, даже до Новосибирска. Мы взяли практически последние билеты на Новорсибирск и сразу же билеты на проходящий поезд из Новосибирска до Москвы (Когда приехали на следующее утро в Новосибирск билетов уже не было !!!). В Новосибе мы поимели еще 10 часов времени на изучение города.

3.3. Аварийные выходы с маршрута. 

Маршрут проходит на небольшом удалении от трассы Ак-Довурак — Абакан, которая может быть использована для экстремальной выброрски.

В районе Верхней Оны трасса отделена от реки Кохошским массивом и хребтом Моныш, проходы по долинам ручьев и перевалы не сложны.

В средней части маршрута река на значительном расстоянии идет параллельно трассе.

В низовьях (в районе больших онских порогов и ниже) рациональнее спуститься по нахоженной тропе к месту впадения реки в р. Абакан. На Абакане много абазинских моторных лодок, и местные жители в помощи не откажут.

Кроме того, следует отметить, что на всем протяжении реки по одному из берегов (преимущественно по левому) проходит неплохая тропа.

Попытки перехода с грузом через хребты, игнорируя пути по долинам ручьев — в большинстве случаев не есть хорошая идея (если же, конечно, вы не ищите трудностей на свою голову)!


4. Организация и общая идея похода 

Вообще-то мы собирались на Алтай, планируя пройти связку Шавла — Быстрый Аргут — Катунь, но Н. М. Рязанский и Ко нас завернули, и, как теперь видится, слава Богу — глядишь, поживем подольше. Окончательный маршрут был выбран менее чем за неделю до отъезда по рекомендации МКК. И, в общем-то, мы остались довольны рекой, а она, надеемся, — нами.

Таким образом, целью предстоящего путешествия было:
- удовлетворение естественной потребности туристов — водников, в прохождении довольно сложных порогов в живописном районе страны;
- ознакомление с природой Западного Саяна;
- и просто приятное общение в кругу своих друзей, пусть всего лишь на двадцать дней вдали от суетного мира.

Исходя из этого, маршрут должен был удовлетворять следующим требованиям:

- возможно большей технической сложностью в пределах четвертой категории с препятствиями "слаломного" характера;

- эстетической привлекательностью и малонаселенностью местности;

- возможностью полноценного отдыха с необходимым уровнем эмоциональной и физической нагрузки.

Всем этим требованиям хорошо удовлетворяет маршрут по р. Оне (Западный Саян).

График движения был составлен таким образом, чтобы повысить роль спортивного (технического) аспекта похода. Выбранная тактическая схема прохождения маршрута предусматривала выделение большей части времени на преодоление порожистых участков реки в верхнем и нижнем течении и быстрое прохождение безынтересного, в техническом отношении, но бесспорно не менее красивого участка от пор. "Бобслей" до Больших онских порогов. Это позволило сократить протяженность дневных переходов на сложных участках и иметь резерв времени на случай, если потребуются дополнительные мероприятия по осмотру порогов и ремонту судов.

Каждый участник был экипирован спасжилетом и каской, плюс у четверых были гидрокостюмы.

Большая работа была проведена при подготовке продуктов питания. Выход в начальную точку сплава предусматривал пеший переход протяженностью 22-24 км, а также продолжительный радиальный выход, следовательно необходимо было минимизировать вес рюкзака, не обделив себя полноценным питанием. Что и было с успехом выполнено.

В целом подготовка снаряжения, средств сплава, спассредств, а также продуктов, аптечки и ремнабора соответствовали современным требованиям для автономных походов в экстремальных условиях.

Достаточный туристский и технический уровень группы позволили полностью пройти маршрут без аварий и других существенных неприятностей практически в точности по запланированному графику движения.

Пройденный маршрут является довольно сильной техничной четверкой и может быть рекомендован группам, уже имеющим опыт спортивного сплава по рекам (III-IV категории сложности) азиатской части страны, Кавказа или хотя бы по Кутсайоки.


5. График движения и техническое описание маршрута. 

5.1. График движения. 

День Дата Участок пути Протяженность Рабочее (ходовое) время Характер пути;
способ пердвижения
Особенности
метеоусловий
1-4 3-7.08 Москва — Абакан 4225     поезд  
5 7.08 Абакан — 105 км - пер. Кохошский — р. Курукуль 310 (на машине)
около 6км пешком
4,3 часа на машине;
ходовое время 3.5 ч.
автомашина до 105 км, далее пешком через Кохошский перевал (подъем около 400 м) В Абакане с утра около +17; на 105-м км 0..+5оС, сильный ветер, метель, плохая видимость; долина Курукуля +10..+12оС
6 8.08 Долина р. Курукуль 7-8 км 4,5 часа пешком, хорошая тропа, после 11 км переход на лев. бер. теряющиеся тропы, заросли кустарника ночью снег; утром дождь; +5..+7оС, после полудня солнце около +15+18оС
7 9.08 Долина р. Курукуль, р. Она, долина р. Каратош около 9 км около 7 часов пешком, отличная тропа, 3 км по Оне — гидростопом Пасмурно, но изредко проглядывает солнце, утро холодное, днем +16оС
8 10.08 Долина р. Каратош — долина ручья 18-20 км 7,5 часов пешком , по долине Каратоша отличная тропа, две переправы, вверх по долине ручья кустарником и лесом Утро прохладное переменная облачность, после полудня солнце до +20оС, вечером гроза
9 11.08 Долина ручья ?? — перевал хребта Позарым — Тайга — долина р. Позарымки около 10 км более 7 часов пешком, троп нет, разве что редкие звериные, перевал (1А?) Ночью и утром дождь, днем пасмурно и сыро +10..+12оС, к вечеру улучшение погоды
10 12.08 Долина р. Позарымки — перевал хребта Кезек-Тайга — оз. Дора-Коль — вершина 2765 — траверс хребта Кезек-Тайга — долина Позарымки около 15 км 10.5 часов Пешком, первал, восхождение на вершину 2765 м. траверс хребта, сложный спуск. Ночью сильный заморозок. Утро ясное, едва выше 0оС, весь день солнечно, но большое количество облаков, на высоте 2000 м +12..+14, на 2400 м - +5..+7, на 2765 м около -3оС
11 13.08 Долина Позарымки — оз. Позарым — долина р.Каратош более 25 км 9 часов Пешком, сквозь высокий мокрый кустарник и через болото к Позарыму, далее отличная тропа, две переправы С утра и до 16 часов облажной дождь, довольно тепло +10..+15оС, к вечеру прояснение неба и улучшение погоды
12 14.08 Дневка     сборка судов, баня, блины, прочие приятности дневки Переменная облачность, после полудня +13..+15, к вечеру пасмурно, легкий дождь
13 15.08 р. Каратош — р.Она — пор "Максим" около 10 км 2 часа Сплав, шиверы, пороги: "Каратошский", "Калибр", "Максим" Ясно, утром едва ли выше +5оС, после полудня до +17
14 16.08 Пор "Максим" - Пор "Трон" 7 км 1 час Сплав, непрерывная шивера, пороги: "Арыхская шивера", "Трон", "Банный" Пасмурно, около +15оС, Ранним вечером непродолжительный дождь (менее часа)
15 17.08 Пор. "Трон" — пор "Косые ворота" 6 км 1 час Сплав, непрерывная мощная шивера, порог "Косые Ворота" Ночью сильный дождь, утром и днем +10+12оС, постоянные дожди с кратковременными перерывами, под вечер улучшение погоды, прояснение неба
16 18.08 Пор "Косые ворота"- Пор "Бобслей" менее 10 км около 1 часа Сплав, мощные шиверы, сильные прижимы, пороги "Бык", "Бобслей" Ясно. Утром едва выше 0оС, после полудня +22..+24оС
17 19.08 Радиальный выход вниз по долине Оны, попытка подъема на крутой левый борт долины 6 км около 4 часов Пешком, крутые склоны, местами до 45 — 60о, колючий кустарник, скалы, пауки-крестовики и клещи Ясно, утро прохладное, после полудня +23..+25оС
18 20.08 Пор. "Бобслей" - р. Она в 1.5-2.0 км ниже устья реки Карасума 27-30 км более 8 часов Сплав, шиверы, легкие прижимы, разбои русла, мели, заломы, трудоемкий обнос мощного завала Ясно, утро холодное, после полудня +24..+26оС
19 21.08 р. Она в 1,5 — 2 км ниже устья реки Карасума — р Она в 12км ниже третьего моста около 35-37 км около 8 часов Сплав, спокойная вода, редкие шиверы, мели Ясно, после полудня +25оС, к вечеру пасмурно, сильная гроза
20 22.08 р Она в ....км ниже третьего моста — первый нижнеонский порог ("Джарганская яма") более 20-22 км 4.0-4.5 часа Сплав, до Малого Анзаса спокойная вода, далее мощные шиверы, высокие крутые валы до 1.5-1.7 метра, локальные сливы с каменных гряд, мощные удерживающие бочки Всю ночь дождь, утро пасмурное, на редкость промозглое и сырое, вода в Оне поднялась не меннее чем на полметра, став грязной и мутной, низкая облачность, температура первая половина дня +10..+12оС, вторая до +15оС, к ночи прояснение неба и сильное похолодание.
21 23.08 "Первый нижнеонский порог ("Джарганская яма") — второй нижнеонский порог около 2 более 2 часов Сплав, первый нижнеонский порог ("Джарганская яма"): мощная вода, опракидывающиеся валы до 2 метров, пологий слив (собственно "Яма"), за которым мощнейшая жесткая косая бочка, далее обливные камни, валы до1,2 м Утро холодное, переменная облачность, после полудня ясно +18..+20оС; вода в реке к вечеру упала на 30-35 см
22 24.08 "Второй нижнеонский порог" — р.Она на 3 км ниже второго Онского порога менее 4 0.5 ч Сплав, второй нижнеонский порог мощная вода, опракидывающиеся валы до 2 метров, крутой слив высотой до 2 метров, за которым мощная удерживающая бочка, около 1,5 метров высотой, далее обливные камни, валы до 1,2 м Утро холодное, по долине сильный коридорный ветер, ясно, после полудня +22..+24оС
23 25.08 р.Она на 3 км ниже второго Онского порога — р. Абакан — г Абаза, далее поездом до ст. Аскиз около 35-37 более 4 часов сплава; поездом 2,5 часа Сплав,простейшие шиверы, р. Абакан — спокойная вода, возможен очень не приятный встречный ветер Переменная облачность, температура после полудня +18..+22оС
24 26.08 Аскиз — Новокузнецк, прогулка по г. Новокузнецк, Новокузнецк — Новосибирск   9 часов / 10часов поезд / пешком Ясно, над Новокузнецком густой смог, температура +27..+29оС
25-27 27-29.08 Прогулка по Новосибирску; Новосибирск — Москва 3335 км 51 час поезд Пасмурно, +15..+18 оС

 


5.2. Техническое описание маршрута. 

Пешая часть

Активная часть маршрута (пешая) начинается от 105-го километрового столба шоссе Ак-Довурак — Абаза. С этого места в хорошую погоду прекрасно просматривается вся тропа до перевала Курукуль. У нас же была практически нулевая видимость (осбенно в вертикальном направлении), но как оказалось в этом тоже нет ничего страшного. Если тропа не находиться у дороги сразу идти надо на единственную не стандартную опору ЛЭП и далее на мыс кедрового леска.

Первые 500-600 м до начала подъема необходимо преодолеть сильно заболоченный участок, а также вброд перейти реку Б. Он. Ширина реки в этом месте 4-6 м, глубина — 0.2-0.4 м. Однако идти по болоту и вброд нужно осторожно, можно провалиться глубже, чем по колено. Подъем начинается от сухой площадки, где можно поставить лагерь и переночевать, если группа подъедет к 105-му километру поздно. Следующее подходящее место для стоянки расположено за перевалом, по некоторым источникам, в 15-30 минутах спуска с него, по нашим же (по скользкому снегу) не менее часа. Подъем на перевал идет по узкой, но хорошо набитой тропе.

Режим движения на участке подъема на перевал Курукуль (2152 м (2193 м) н/к) свободный. Каждый участник шел в своем темпе. Общая высота подъема около 400 метров, время около одного часа. Тропа на перевал идет сначала по редколесью, а затем вьется между редким кустарником. Склоны поросли густым слоем мха. Последний участок перед перевалом наиболее крутой. Злые языки утверждают, что "с перевала открывается чудесный вид на десятки километров вокруг. Отлично видна дорога на Большой Саянский перевал, долина ручья Курукуль, вдоль которого предстоит идти к реке Оне". У нас же только снег, белая мгла, да пролетаюшие над головой облачные лохмотья. От перевала до реки около 20 км. Тропа сначала круто сворачивает направо и делает петлю. Она была занесена снегом, и мы ее потеряли. Спуск на первом километре пути от перевала для нас был гораздо сложнее подъема. В трех километрах от перевала тропа выходит к ручью Курукуль и далее идет вдоль него до реки Оны.

Ручей Курукуль мелкий и крутопадающий, шириной от 1-2 м в верхней части пути до 7-10 м в устье. В русле множество камней, местами завалы из упавших деревьев. Тропа вдоль ручья хорошо протоптана большим количеством туристов и местных рыбаков. Большая часть пути идет по правому берегу ручья, но на 11-м км от шоссе необходимо перейти на левый берег вброд или по толстому бревну, т.к. на правом берегу высокая отвесная скала. На 13-м км пути (отметки делаются от 105-го км шоссе) переход вброд на правый берег. На 14-15-м километре — уютная изба.

На 22-м км пути тропа раздваивается. Идя вдоль ручья, группа выйдет в место впадения его в р. Ону. Здесь большая сухая поляна, на которой прекрасноразмещаются одновременно несколько групп. Тропа сворачивающая вправо срезает угол, образованный ручьем и рекой, и через 3 км выводит к стоянке перед впадением в р. Ону ее левого притока р. Каратош. Начиная сплав от руч. Курукуль надо учитывать, что даже в среднюю воду первые 3 км пути очень мелко и возможны повреждения оболочек судов. Ниже реки Каратош воды в реке Оне становится вдвое больше и многие группы предпочитают начинать сплав именно здесь.

Пешая часть пройдена за три дня, хотя при желании или дефиците времени уложить ее в два дня не представляет большой сложности, даже с 40 килограммами за спиной.

Водная часть

Каратош и Верхняя Она

Сплав был начат с реки Каратош (приблизительно в полутора километрах выше ее впадения в Ону). Каратош очень приятная типично-азиатская река, видимо, самой природой предназначенная для сплава на маломерных судах, в первую очередь на каяках. Река представляет собой непрерывную шиверу, неподражаемую игру струй, добавьте к этому быстрое, до 3-4 м/с, течение и локальные сливы с каменных гряд высотой до 0.5-0.7 метра, и описание будет относительно полным. В общем, сплав по Каратошу доставит массу удовольствия. И тем больше, чем меньше лени проявите вы при подъеме вверх по реке.

Порог N 1 "Каратошский" (III-)

Полтора километра пролетели как один миг, и вот мы уже вливаемся в Ону, в 50-70 метрах выше порога (No1) "Каратошский". Мощная струя в средней части русла, с рядом сливов через гряды обливных камней и бочек за ними, последний слив самый мощный высотой 0.7 метра, в пороге валы 0.5-0.8 метра. Далее непрерывная шивера, почти без плесов, в километре от порога по правому берегу — добротная изба.

Порог No6 "Калибр"(III)

Несколько выделяется по своей сложности порог No6 "Калибр"(III) .Здесь река разделена большим островом (длиной около 200 м) на два рукава. Основная протока — левая. Стандартная несложная шивера на выходе которой мощный крутой косой слив высотой около метра. Вскоре за ним должен был быть No7 "Максим"(IV- IV+) — один из сложнейших порогов реки.

Порог No7 "Максим"(IV — IV+)

В преддверии "Максима" мы с большой осторожностью преодолевали излучины и даже один раз высадились на береговую разведку. Но незаметно влететь в порог довольно сложно. Его ориентиры: впереди появляется мощный завал из бревен. Русло делает легкий правый поворот и резко сужается за счет больших валунов на левом берегу, далее просматривается существенное падение воды и скальный бом. По левому берегу проходит замечательная тропа, удобная для просмотра. Ниже порога просторная оборудованная стоянка в березово-кедровом лесу; в ближайших окрестностях много грибов и брусники.

Для первого дня сплава порог весьма впечатляющ. Условно его можно разделить на три ступени.
Первая ступень: вся масса воды, прижимаясь к правому берегу собирается в единую струю шириной 8-10 метров, следует слив около 0.5 метра, сразу же за ним второй — пологий слив с каменной плиты высотой 1.5-1.7 метра, после слива горка стоячих валов до 0.7 метра высотой и легкий прижим к отвесной стене бома, за которым хорошо выраженное улово.
Далее около 15-20 метров быстротока — начинается вторая ступень (около 150 метров): основная струя бьет в два скальных обломка, ниже расширение русла, но также мощный поток среди большого количества крупных валунов и каменных плит. Небольшие до 1 метра локальные сливы и бочки, расположенные в шахматном порядке. Ширина отдельных проходов между камнями для катамарана крайне мала — около двух метров. Требуется постоянная напряженная работа.
Третья ступень: рядовая шивера, коих в верхнем течении Оны привеликое множество.

До следующего сложного порога "Трон" от "Максима" меньше часа безостановочного сплава. Она между двумя этими порогами представляет собой практически непрерывную шиверу. Несколько выше рядовой сложности препятствий этого отрезка является многоступенчатый порог

No9 "Арыхская шивера" (III+),

начинающийся приблизительно в 1,5 километрах ниже "Максима". Самая сложная первая ступень: каскад невысоких (до 1 метра) крутых и мощных сливов с каменных гряд, разделенных валами (0.8 м), в принципе все видно с воды, так что можно идти без просмотра.

No12 "Трон" (IV+)

В отличие от "Максима", где скорость течения перед заходом в порог невелика, перед "Троном" река разгоняется до 3.0-3,5 м/с, так что необходимо быть наготове, чтобы успеть зачалиться к левому берегу для просмотра этого красивого порога.

Русло делает легкий правый поворот. Впреди угадывается большое падение, видны высокие валы и два последовательно стоящих друг за другом по центру реки огромных полуобливных камня; причем если смотреть сверху, то видны только высокие водяные бугры, а если снизу, то более чем метровые сухие скальные обломки. По обе стороны от валунов расположены мощные пологие сливы около 1.5 и 1.2 метра. кроме того обстановка в пороге осложняется еще целым рядом сухих и обливных камней, меньшего размера. После второго слива следует ощутимый (сильнее, чем на "Максиме") прижим к скале правого берега, за выступом которой расположен предательский улов. Далее порог "Трон" сразу же переходит в порог

No13 "Банный" (IV-)

Череда последовательных сливов до 1 — 1,2 метра с мощными бочками за ними. В пороге много камней, а также опрокидывающиеся валы до 1 метра. Прохождение всего порога требует полной концентрации и постоянной напряженной работы. После "Банного" характер реки практически не меняется, шиверы становятся мощнее(III..III+), нередки сливы с каменных гряд до 1 метра с сильными бочками. Чистое прохождение требует постоянных маневров, за частую весьма трудоемких. В конце участка порог No23.

Порог No23 (III..III+)

В этом месте на реке расположен каменистый остров длиной примерно 100 м. Левая протока — узкая, с большим количеством камней и отсутствием достаточного места для маневра. Правая протока с мощной струей и валами, требует при прохождении грамотной и уверенной работы. Сразу за порогом, перед поворотом реки налево, у правого берега есть суводи. Здесь в Ону втекает крутопадающий ручей. Это место — хороший ориентир близости мощного порога "Косые ворота", до которого остается около 200-250 метров.

Далее река делает крутой левый поворот, русло становиться шире, скорость течения несколько замедляется, впереди виден каменный лабиринт, за ним явный перепад воды. Это начало порогов

No24 и No25 "Косые ворота"( IV-)

Эти два порога, как и многие другие на реке, трудно разделить, поэтому будем считать, что порог No24 является входной шиверой порога No25. Движение по порогу No24 аналогично движению на других шиверах, но порог No25 "Косые ворота" требует осмотра. Пристать следует к правому берегу до начала разгонной шиверы.

Собственно порогом No25 будем считать 10-15 м нагромождения в струе огромных валунов и плит, которое образует узкий пологий и чрезвычайно мощный слив с общим перепадом высоты не менее 2 метров. Река сжата четырьмя скальными обломками, создающими двое ассиметричных ворот, шириной около пяти метров. В конце слива ощутимый навал на скалу слева (силы отбойного вала не достаточно для чистого ухода от препятствия) и впечатляющая, но мягкая бочка. При нашем уровне воды был возможен и второй вариант прохождения — по дугообразной правой протоке заканчивающейся невысоким (около 1 метра), но крутым и мощным сливом с глубокой пенной ямой под ним. За порогом, в пихтовом лесу высокого правого берега уютная стоянка; много брусники. Порог обкатали несколько раз, опробавав оба варианта прохождения.

Порог No26 (III — III+)

Следующий за "Косыми воротами" порог No 26 является,на фоне именных порогов, рядовым по сложности для походов 4 к.с. Он представляет собой мощную шиверу, осложненную локальными сливами высотой до 1 метра с мощными бочками за ними.

Порог No27(III+)

Порог начинается достаточно мощной шиверой. Далее река обнаруживает легкий правый поворот и поток разделяется на две части, огибая нагромождение камней, которое при более низком уровне воды может оказаться каменистым островом.Левая протока более полноводная и с прижимом к камням левого берега. Правая — более узкая, но скорость потока в ней тоже велика. Идти можно любой протокой, но левой интереснее. Соединяясь обе протоки образуют мощный слив высотой 1.0-1.2 метра, после которого идет участок высоких (около метра) стоячих валов длиной 60-100 м. Ниже слива из струи с валами можно выйти в суводи, расположенные по обоим берегам. Основная сложность левой линии движения — удержаться на кромке струи ближе к каменистой гряде в середине русла, чтобы не затянуло струей в прижим.

После препятствия No27 река уже не представляет собой сплошную шиверу. Между порогами появляются участки относительно спокойной воды с хорошими суводями у берегов.До следующего порога такой участок имеет протяженность около 600-700 м.

Порог No28 (III+)

Река делает правый поворот и, среди большого количества крупных надводных и подводных камней, образует ряд сливов высотой до 1.2 м с сильными бочками. Проходить можно по центру струи, здесь меньше слалома, но круче сливы и бочки. Можно по левой части, где сливы и бочки чуть послабее, но требуется высокая точность маневрирования среди камней. В средней части порога расположен ряд широких сливов и крутые сливы с сильными бочками на выходе. После порога No28 следует несложная шивера длиной примерно 500 м за которой начинается порог "Бык".

Порог No29 "Бык" (III+..IV-)

Общая протяженность данного препятствия включая разгонную и выходную шиверы превышает длину 1 км. В результате чего, в высокую и среднюю воду не стоит злоупотреблять его просмотром — порог, в принципе, технически не сложен, все видно с наплыва, однако требует четкой работы всего экипажа.

После легкого левого поворота русла скорость течения реки возрастает. Начинается мощная шивера с нагромождением сухих и обливных камней. Местами в пороге довольно напряженный слалом, высокие валы (0.8-1.2 м), небольшие локальные сливы с сильными бочками. Основная струя постоянно движется от одного берега к другому. В середине порога в основной струе двухгорбый скальный обломок — собственно "бык", по бокам от него пологие мощные сливы, после чего следует довольно крутой левый поворот реки. Заканчивается порог каскадом не высоких сливов с каменных гряд. Порог очень интересен и в случае удачного и чистого прохождения доставляет массу удовольствия.

Далее за порогом следует еще примерно 200 — 300 метров относительно несложной шиверы, после чего река временно успокаевается.

Участок реки от порога "Бык" до порога "Бобслей" представляет собой ряд относительно несложных шивер. Река делает частые повороты на которых могут возникать сильные и опасные прижимы.

Порог No32 "Хлестовский прижим I"(III+)

Ориентир:около 1,5 — 2 км от порога "Бык", впереди виден эффектный скальный бом левого берега, река делает крутой правый поворот, угадывается значительный перепад уровней воды.

Порог начинается разгонной шиверой с валами до 1 метра, основная струя смещается к левому берегу, русло сужается за счет лежащих в воде у правого берега скальных обломков. Далее следует мощный пологий слив высотой 1.3 — 1.5 метра, после которого ощутимый прижим к скале левого берега, но его опасаться не стоит, от него можно без труда уйти парой своевременных гребков. Попытка уйти от прижима заранее , то есть прохождение правее основного слива — через мелководный крутой слив с каменной гряды грозит заклиниванием судна.

Препятствие No34 "Хлестовский прижим II"(!)

Очередное спрямление русла реки завершается высокой скальной стеной. После легкой шиверы река делает крутой правый поворот (100-120о), а вся масса воды устремляется прямо к скалам левого берега, образуя сильнейший прижим с боем в скалу левого берега и попыткой переворота катамарана. Должен заметить что это было весьма неприятное приключение.

Для ухода от прижима необходимо выйти из основной струи и держаться правого отмелого берега.

Порог No35 "Бобслей" (IV+..V-)

Ориентиром начала порога "Бобслей" служит резкий поворот реки налево и большой обломок скалы около 4-х метров высотой на правом берегу.Собственно говоря, это фактически три последовательно расположенных порога или ступени (другое название его — "Трехступенчатый").Между ступенями достаточно протяженные участки несильной струи с отличными суводями по обеим сторонам. Каждая из ступеней представляет собой несложную шиверу кончаюшуюся мощным сливом водопадного типа и после очень мощных бочек за сливами выходную струю с валами и более мелкими сливами. Осматривать порог можно с любого берега, но на наш взгляд предпочтительнее с правого.

Первая ступень: Быстроток на левом повороте реки с несильным прижимом к скале правого берега обрывается крутым водопадным сливом высотой 1.4-1.6 метра, за которым следует жесткая бочка и навал ударом бковой струи на камни чуть правее слива. Необходимо после слива резко уходить влево, а затем вправо уйти от обломка скалы. Первая ступень требует точного захода в слив и затем четкой работы гребцов. Длина ступени 60-80 метров. Вторая ступень: серия невысоких сливов, бочек и валов (до 1.0-1.2 метра) по центру струи, навал на большой обломок скалы в русле. Струя из под левого берега уходит к правому, а затем вновь к левому. длина ступени около 200-250 метров Третья ступень: В русле два больших скальных обломка, расположенных в шахматном порядке между ними, а также между каждым из них и скалами берега мощные пологие и довольно узкие сливы с общим перепадом высоты 1.6-1.8 метра. Левый слив мелководный и некрасивый грозит повреждением оболочки судов. Центральный — косой, технически наиболее сложный, с мощной мягкой бочкой и опасным скальным зубом на выходе. Правый — узкий (едва более трех метров), ослажнен прижимом к скале правого берега, на входе острый скальный зуб, на выходе эффектная пенная яма.

Порог обкатали несколько раз, третью ступень двумя способами. От давления, в бочке после первого слива, по шву разошелся балон ката четверки. В связи с ремонтом красотой порога и окрестных мест кинули дневку. В лесу много кедровых орехов. Осторожно: в окрестностях есть клещи!

Следующий участок пути до последнего в верхнем течении реки Оны порога (No37), значительно проще. Здесь на протяжении 4-5 км расположены короткие 100-300 м шиверы, разделенные участками воды без препятствий с быстрым течением.Река становится несколько шире, появляются острова, завалы из упавших деревьев в узких протоках, несложные прижимы.

Порог No36 (III+)

Данный порог описании групп — предшественниц не представляет собой ничего серьезного, однако у нас вызвал некоторые затруднения. Река имеет существенный уклон, в русле много сухих и обливных камней в узкие проходы между которыми вписаться довольно не просто. Каменный лабиринт завершается каскадом сливов с каменных гряд высотой до 0.7 метра.

Порог No37 (III-..III)

Последний (No37) порог верхнего каскада имеет протяженность не более 50 метров и предстовляет собой резкое сужение русла за которым следует мощный пологий слив с постепенно понижаюшимися валами от 1.3 до 0.7 метра с легким прижимом к скале правого берега.

Средняя Она

Условно границами этого участка можно считать порог No36 и поселок М.Анзас. Вообще говоря и на этом участке большое количество шивер, сложность которых падает монотонно.Река, принимая крупные притоки (Карасума, Большой Он) становится шире от 25-30 до 80-120 метров, плесы все более протяженными. Горы несколько отступают от реки, долина становится немного шире, однако после пос. Б.Он горы снова подступают к воде на поворотах реки, здесь образуются слабые прижимы. Практически на всем участке среднего течения р. Она нет хорошего места для стоянок, поэтому не следует затягивать движение допоздна. Ориентироваться в своем местоположении можно по мостам, поселкам (Б.Он, Кубайка и М.Анзас) и впадающим рекам. Основную опасность на этом отрезке реки представляют поваленные и зависшие низко над водой деревья, разбои струй, завалы, прижимы мели. До впадения реки Карасума участок, несмотря на отсутствие порогов достаточно напряженный, необходимо быть очень внимательным.

Особо следует упомянуть о неномерном препятствии, расположенном приблизительно в 3 — 4 км выше устья реки Карасума и именуемом "Задницей", которое может оказаться самым сложным препятствием на реке.

Река течет в широкой долине, дробясь на рукава. Одно из подобных дроблений очень хорошо выраженено. Приблизительно третья часть потока, уходит влево на большой скорости пробиваясь сквозь заросли кустарника, рукавом шириной не более 4-5 метров. Основная масса воды с значительно меньшей скоростью продолжает двигаться прямоленейно, метров через 50-70 упираясь в мощнейщий завал, несколько подпрудивший реку. Вода проходит сквозь препятствие насквозь, вызывая опасный навал судна на сучкастую преграду; течение ощутимое и бороться с ним очень трудно. Здесь необходимо пристать к правому берегу и произвести обнос длиной не более 100 м. Мы же поступили гораздо хитрее:вытянув катамараны на бечеве вверх по течению мы нырнули в уходящую в неизвестность левую протоку... Что получили в итоге, можно узнать прочитав раздел "Дневник путешествия" под 20.08.99.

Она ниже впадения Карасумы позволит группе отдохнуть, снять физическое и эмоциональное напряжение при прохождении верхнего каскада порогов. Однако не следует расслабляться, каскад нижних порогов (Большие пороги Оны) начинается резко и мощно.

Средний отрезок Оны изобилует проявлениями цивилизации, на большом расстоянии проходя параллельно с трассой Ак-Довурак — Абакан. здесь же располагаються три поселка: вымирающий Большой Он своим посещением можно не удостаивать: магазина в нем нет, молока и прочей снеди купить не у кого, разговаривать тоже особо не с кем — кругом одни бичи. Другое дело Кубайка или Малый Анзас. В этих поселках также нет магазина, но хлеб все же преобрести можно у местного населения, также здесь, если повезет, можно разжиться на молоко, картофель, огурцы, рыбу, орехи и т.п. Местное население — интересные собеседники, отличающиеся искренним гостеприимством и радушием.

Нижняя Она

После М.Анзаса река еще около двух километров течет широко и спокойно. Но вскоре горы подступают ближе, долина заметно сужается, увеличивается скорость течения, появляются шиверы, мощь которых быстро растет. Ночью была впечатляющая гроза с продолжительным ливнем, к утру вода поднялась на 0.5 метра.

Пороги No38, No39 (II+..III)

Шиверы с валами около 1 метра.

Порог No40 (IV)

Порог Катунского типа — технически несложная, но очень мощная шивера, высокие крутые опракидывающиеся валы до 1,5-1.7 метра, локальные сливы с каменных гряд, за которыми образуються мощные удерживающие бочки. Наибольшую опасность представляют собой бочки с выраженным противотоком, подтягивающим кормовую часть судна под мощную струю предшествующего слива. Длина порога 600 — 800 метров. Требуется постоянная работа с большими затратами физических сил.

Пороги No41, No42 (IV-)

Данные препятствия при нашем высоком уровне воды фактически сливаються. Мощная вода, крутые валы высотой 1.3 -1.5 метра, локальные сливы и останавливающие бочки. Для выполнения маневров и пробивания валов и бочек необходима постоянная собственная скорость. Порог No42 заканчивается каскадом сливов с каменных гряд.

Еще с начала порога No42, вперди, в конце спрямления русла видна буро-желтая скальная стена высотой около 100-150 метров.После вышеуказанного каскада сливово, река делает крутой левый поворот. Скорость течения около 4 м/с. Это ориентиры начала первого каскада Больших онских порогов. Сразу за поворотом порог No43

Порог No43 (III+..IV-)

У скального бома правого берега горка из 4-5 стоячих постепенно понижающихся опрокидывающихся валов высотой от 1.8 до 1.2 метра слева чистый проход по быстротоку. За поворотом на левом берегу пляж и хорошее место для стоянки. Через 250-300 метров быстротока река делает выраженный правый поворот, за которым начинается мощная разгонная шивера порога No44 "Джарганская яма". Перед поворотом у левого берега большая суводь и еще одно место для стоянки.

Порог No44 "Первый большой онский порог" или "Джарганская Яма" (V) !!!

Мощная вода, в пороге опрокидывающиеся валы от 1.5 до 2.0 метров, последние два вала самые высокие и мощные с гребня последнего вала катамаран съезжает по пологому сливу в собственно "Яму", в которой накрывается мощнейшей жесткой косой пульсирующей бочкой, далее обливные камни "черепахи", валы до 1,2 м. Однако возможен более простой вариант прохождения под левым берегом, где валы значительно ниже, а бочки слабее. Четверка собрала все прелести сего препятствия, чудом удержавшись на ровном киле после удара бочки и изрядно наглотавшись пены в "яме", для двойки же решили выбрать вариант прохождения под левым берегом. Безусловно порог No44 наряду с порогом No46 являются самыми сложными на маршруте и формально выходят за рамки походов четвертой категории сложности.

Порог No45

Следующий порог No45, по видимому является выходной шиверой порога No44. В русле много камней, валы до 1 метра, через 150 — 200 метров резкий левый поворот за которым после 100-150 метров относительно спокойной воды начинается порог No46. Место для стоянки, просмотра и возможного обноса по левому берегу.

Порог No46 "Второй большой онский" (V..V-)

Условно в пороге можно выделить две ступени и выходную шиверу. Первая ступень (протяженность около 100м): мощная вода, серия опракидывающихся валов до 1,5 метров, последий около 2 метров, за ним мощная жесткая бочка по высоте не уступающая валу. Далее 25-30 метров быстротока и начало второй ступени. Вторая ступень: относительно чистые и спокойные проходы под правым берегом и очень узкий под левым. В центре два слива: левый более пологий, проходит через нагромождение камней, с непонятной игрой струй и пенным котлом внизу, видиться менее эффектным и более опасным чем правый: чистый крутой и полноводный слив высотой до 2 метров, за которым мощная удерживающая бочка, около 1,5 метров высотой (с легкостью ставящая катамаран-двойку на крутую кормовую свечу), на выходе обливные камни, валы до 1,2 м.

Порог обкатали несколько раз, проходя первую ступень по центру и, затем, уходя в центральный правый слив. Из трех попыток прохожджения порога двойкой, одна закончилась оверкилем. Страховка катамараном внизу порога.

Пороги No47 — No51

Прочие пороги Нижней Оны представляют собой несложные шиверы. На общем фоне выделяються пор. No48 (III) и No49 (III..III+), но по сравнению с уже пройденными они покажуться легкой разминкой.

От пор. No46 до устья реки Оны остается около 40-50 минут сплава. В трех километрах ниже пор. No46 на правом берегу реки уютная изба, кедровый лес с обилием орехов. Выше по склону красивые скалы. Последняя еле заметная онская шивера остается позади и река плавно вливается в Абакан.

р. Абакан

Абакан на всем участке пути от устья р. Оны до г. Абазы (ок. 33-35 км) — широкая и величавая река. Уровень воды был тоже выше среднего, поэтому на реке нет отмелей, а редкие шиверы не представляют ни сложности ни спортивного интереса. Течение быстрое, красивые берега, много мест для удобных стоянок. Весь путь до г. Абазы при отсутствии сильного встречного ветра проходиться за 3.5-4.0 часа. Здесь можно дать группе расслабитьсяи отдохнуть. На реке часто появляются моторные лодки рыбаков и жителей, отправляющихся на заготовки сена хозяйства.

Заканчивать маршрут в Абазе можно двумя вариантами: около автомобильного моста, на правом берегу: здесь хорошее место для сборки и просушки вещей, на всякий случай рядом лес — неплохое место для ночевки, в 150 метрах остановка автобуса, который довезет до вокзала; или приблизительно в трех километрах ниже моста на левом берегу Абакана — то есть непосредственно в городе. Преимущества второго варианта — близкое расположение автовокзала, железнодорожного вокзала, телеграфа, телефона ряда магазинов.

 

6. Итоги похода, выводы, рекомендации. 

6.1. Итоги.

Мы прошли запланированный маршрут и остались им довольны. Надеюсь, что мы остались довольны и друг другом. Что до погодных условий, то мы вкусили их по полной программе, от свирепой метели, ночных заморозков и ливней до безмятежно-безоблачного неба и жаркого азиатского солнца. Мы действительно неплохо отдохнули, значительно повысили уровень технической и тактической подготовки, что, опять же надеюсь, позволит в следующем сезоне пройти что-нибудь посерьезнее.

Я понял, что все сильнее начинаю любить горы и становлюсь все более ярым сторонником горно-водных комбинаций. Эта поездка не была столь насыщенной и столь эпохальной как прошлогодняя алтайская одиссея, но тем не менее оказалась весьма приятной.

Не обошлось на сей раз и без тактических и плановых ошибок, но что мне нравиться в нашей команде, так это умение почти любую ошибку превратить в достоинство, а поражение сделать счастливой и вдохновенной победой, чему в не малой степени способствует многолетняя схоженность и взаимопонимание.

6.2. Выводы.

Выбор для похода маршрута по р. Оне безусловно удачен. Маршрут насыщен большим количеством интересных и сложных препятствий, расположен в живописном горном ущелье, богатом дарами леса (кедровыми орехами, ягодами, грибами). Недостатком маршрута является слишком большая его популярность среди туристов. Количество групп на реке чрезвычайно велико так, что иногда, как например на Больших онских порогах не хватает изолированных мест для стоянок (ну, в общем-то, одну ночку потерпеть можно). На порожистых участках по обоим берегам хороших стоянок хватает, правда, на участке Больших порогов Оны их меньше. На участке гладкой воды мест для стоянок очень мало. Маршрут исключительно интересен в спортивном отношении для походов IV к.с. на катамаранах, а также каяках, но в последнем случае, по силам только очень хорошо подготовленным группам, особенно в высокую воду, т.к. сложность реки значительно возрастает и становится несколько выше эталонной четверки. Однако Она, пожалуй, за исключением "Джарганской ямы", река не страшная и требует куда меньше нервного и физического напряжения чем таже самая Катунь.

Состав снаряжения, ремнабора, аптечки и продуктовая раскладка доказали свою жизнеспособность. Правда, при продолжительных дождях, что в Саянах не редкость, неплохо иметь большой групповой тент 16-20 кв. метров.

6.3. Рекомендации.

Во многом удачному и полноценному проведению похода способствует его грамотное тактическое построение, в основе которого, как нам видится, должен лежать принцип небольших по времени переходов в верхней части реки, с обкаткой наиболее интересных порогов и быстрый переход по средней Оне (1.5-2 дня). Если позволяет время, то его лучше всего тратить на дополнительные пешие радиалки с заходом в том числе и в высокогорную часть.

Необходимо внимательно отнестись к планированию переходов на участке гладкой воды. Подходящих мест для стоянок почти нет. Не следует рассчитывать на пополнение рациона питания за счет ловли рыбы в р. Оне. Здесь ее очень мало, а в высокую воду поймать практически невозможно. Из дичи в горах в основном куропатки, в низовьях рябчики, но не в таком количестве, чтобы прокормить группу. В урожайные годы, а 1999 г. можно с полным основанием считать таковым, имеется большое количество грибов, ягод и кедровых орехов.

Сплав от устья ручья Курукуль до устья р. Каратош, а тем более выше ручья Курукуль, интереса не представляет, а в малую воду грозит повреждениями оболочек судов.

Не следует начинать подъем на Кохошский перевал, если нет гарантии выйти к стоянке за перевалом в светлое время дня.

Для групп, имеющих желание, необходимый запас сил и времени, можно посоветовать радиальные выходы в верховья р. Оны, на озеро Пичу-Мунгаш-Холь, в верховья р. Каратош, на озеро Позарым, а также восхождения на г. Каратош (2930 м) и соседние вершины.

Наиболее интересным видится радиальный выход расчитанный на 6-8 дней по маршруту р. Каратош — оз. Позарым — р. Позарымка — пер. Пограничный (н/к) — р. Самжур — оз. Кара-Холь — р. Элдиг-Хем — р. Чехан — оз. Куп-Холь (откуда возможно восхождение на высочайшую гору Западного Саяна Кызыл-Тайга 3122 м) — пер. Салжен — оз.Пичу-Мунгаш-Холь — р. Она.

Также хочется отметить, что значительный интерес представляет собой сплав по реке Каратош, особенно для маломерных судов.

Интересен также сплав по реке Карасума. Однако волок в Карасуму, начинающийся после завершения каскада порогов Верхней Оны, достаточно трудоемок и связан с обязательной разборкой судов. Тропы плохие, местами теряющиеся вовсе, но если есть силы и время, то оно того наверняка стоит.

На наш взгляд, определенный интерес в хорошую погоду должен составить и дальнейший сплав по Абакану до населенного пункта Сафьянов. Переход гор в степи — это красиво и интересно, далее можно собравшись пройти 5-6 километров до озера Ханкуль, посмотреть менгиры, после чего уехать электропоездом в Абакан от станции Уйтаг или Ханкуль

Вымирающий поселок Большой Он своим посещением можно не удостаивать: магазина в нем нет, молока и прочей снеди купить не у кого, разговаривать тоже особо не с кем — кругом одни бичи. Другое дело Кубайка или Малый Анзас. В этих поселках также нет магазина, но хлеб все же преобрести можно у местного населения, также здесь, если повезет, можно разжиться на молоко, картофель, огурцы, рыбу, орехи и т.п. Местное население — интересные собеседники, отличающиеся искренним гостеприимством и радушием.

Неплохо иметь с собой 0.5-0.7 литра спирта. Возможны выгодные предложения по обмену на орехи, золотой корень, продовольствие.

Из интересных природных и исторических объектов на маршруте следует указать оз. Позарым, оз. Пичу-Мунгаш-Холь, оз Кара-Холь и Дора-Коль водопады Улуг-Холь (около 7 км на юго-юго-запад от оз Позарым), водопад Кедрач (в верховьях реки Кызылкузунсу), г Карактош и прочие вершины, скалы около порога "Бобслей", а также лечебное минеральное озеро Ханкуль, древние могильные курганы, отмеченные менгирами в Приабаканских степях (подробнее см. "Дневник путешествия" за 7.08.99)... В общем, Западный Саян — это красивые и интересные места, и туда просто стоит съездить!

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ И КРАСИВОЙ ДОРОГИ!!!


7. Приложения — в отдельном файле MS Word.

7.1. Список группового снаряжения.
7.2. Список личного снаряжения.
7.3. Состав группового ремнабора.
7.4. Состав аптечки.
7.5. Список продуктов.
7.6. Весовые характеристики груза.
7.7. Смета расходов на поход.